Научная статья на тему 'НЕИЗВЕСТНЫЕ СЮЖЕТЫ КРЫМСКИХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ: ЕВГЕНИЯ СПАССКАЯ'

НЕИЗВЕСТНЫЕ СЮЖЕТЫ КРЫМСКИХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ: ЕВГЕНИЯ СПАССКАЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е. Ю. СПАССКАЯ / КРЫМОВЕДЕНИЕ / ЭТНОГРАФИЯ / КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ВЫШИВКА / А. М. ПЕТРОВА / Д. М. ЩЕРБАКОВСКИЙ / РЕПРЕССИИ / E. Y. SPASSKAYA / CRIMEAN LOCAL HISTORY / ETHNOGRAPHY / CRIMEAN TATAR EMBROIDERY / A. M. PETROVA / M. D. SCHERBAKOVSKY / REPRESSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Непомнящий Андрей Анатольевич

Раскрыта неизвестная страница истории крымоведения, связанная с насыщенными событиями 20-ми годами ХХ столетия. На основе личных архивных документов крупного исследователя Крыма - этнографа Евгении Юрьевны Спасской, выявленных в Национальных архивных фондах рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнографии им. М. Т. Рыльского НАН Украины, восстановлены неизвестные направления изучения этнографии крымских татар, в частности разбор и публикация материалов коллекции крымскотатарской вышивки этнографа-собирателя А. М. Петровой. На основе личных документов, выявленных в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, и эпистолярного наследия этнографа восстановлены неизвестные ранее факты ее научной биографии, связанной с исследованиями в Крыму, контактами с крымскими учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNKNOWN TOPICS OF THE CRIMEAN ETHNOGRAPHIC RESEARCH: EVGENIA SPASSKAYA

The given article discloses the unknown pages from the history of the Crimean studies, associated with the rich events of the 20s of the XX century. There were reproduced the unknown directions in the study of ethnography of the Crimean Tatars, in particular, was given the analysis and publication of material collections of the Crimean Tatar embroidery of the ethnographer-collector A. M. Petrova. the material is based on personal archival documents of a great researcher of the Crimea - ethnographer Evgenia Yurievna Spasskaya, they were identified in the National Archival Funds of manuscripts and phonorecords of the Institute of Art, Folklore and Ethnography. M. T. Rylsky NAS of Ukraine. The previously unknown facts of her scientific biography, related to the research in the Crimea and contacts with the Crimean scientists on the basis of her personal documents, were identified in the St. Petersburg branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences and the epistolary heritage of an ethnographer.

Текст научной работы на тему «НЕИЗВЕСТНЫЕ СЮЖЕТЫ КРЫМСКИХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ: ЕВГЕНИЯ СПАССКАЯ»

УДК [001: 930](477.75)-057.4СПАССКАЯ Б01: 10.22378/кю.2020.1.151-167

Неизвестные сюжеты крымских этнографических изысканий: Евгения Спасская

Андрей Непомнящий

(Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского)

Аннотация. Раскрыта неизвестная страница истории крымоведения, связанная с насыщенными событиями 20-ми годами ХХ столетия. На основе личных архивных документов крупного исследователя Крыма - этнографа Евгении Юрьевны Спасской, выявленных в Национальных архивных фондах рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнографии им. М. Т. Рыльского НАН Украины, восстановлены неизвестные направления изучения этнографии крымских татар, в частности разбор и публикация материалов коллекции крымскотатарской вышивки этнографа-собирателя А. М. Петровой. На основе личных документов, выявленных в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, и эпистолярного наследия этнографа восстановлены неизвестные ранее факты ее научной биографии, связанной с исследованиями в Крыму, контактами с крымскими учеными.

Ключевые слова: Е. Ю. Спасская, крымоведение, этнография, крымскотатарская вышивка, А. М. Петрова, Д. М. Щербаковский, репрессии.

Для цитирования: Непомнящий А. А. Неизвестные сюжеты крымских этнографических изысканий: Евгения Спасская // Крымское историческое обозрение. 2020. № 1. С. 151-166. Б01: 10.22378/кю.2020.1.151-167

Восстановление многогранной картины историко-этнографического изучения Крыма, которое началось в последней трети XVIII столетия, демонстрирует нам значительное количество новых имен, перечень различных малоизвестных институций, научных мероприятий, проводимых на полуострове с целью его всестороннего познания [24, с. 539-540; 26, с. 45-474]. Интересные сюжеты этнографического крымоведения связаны с трудами и малоизвестными коллекциями целого ряда крымоведов, чья деятельность в этом направлении до последнего времени оставалась не-

изученной. Одна из таких исследовательниц - Евгения Юрьевна Спасская (1892-1980), известный советский этнограф и искусствовед [27, с. 227250]. Именно ее разыскания в 20-е годы ХХ века сыграли определяющую роль в становлении научных исследований крымскотатарской вышивки и сохранению уникального пласта крымоведческого этнографического наследия [23, с. 124-133: 28, с. 31-33].

О крымском периоде творческой биографии Е. Ю. Спасской умалчивают официальные издания тех лет. Так, справочник «Наука и научные работники СССР: без Москвы и Ленинграда» информирует, что Е. Ю. Спасская является аспирантом Научно-исследовательской кафедры. При этом не уточняется, какого научного заведения. Очевидно, речь идет о Киевском институте промышленной кооперации. Указано и место работы - сотрудник Кустарного отделения Киевского областного сельскохозяйственного музея. Сфера научных интересов обозначена как «изучение истории Украины: искусство, изразцы, керамика, вышивка» [14, с. 400]. Биографические документы Евгении Юрьевны сохранились в архивах Киева и Санкт-Петербурга. В фонде Комиссии «Наука и ее работники в пределах СССР (1924-1930)», который отложился в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук, нами выявлена анкета исследовательницы, заполненная 31 декабря 1926 года, где названы основные места ее работы и сформулированы научные приоритеты [30]. Гораздо более информативными являются документы личного собрания ученой, хранящиеся в составе Научных архивных фондов рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского НАН Украины. В составе личного фонда - подробная автобиография, составленная Е. Ю. Спасской в 60-е годы ХХ века [15], переписка [20], списки печатных трудов [19], фотографии [17]. Особое значение для восстановления биографической канвы имеют дневники Е. Ю. Спасской, хранящиеся в Научном архиве Института археологии НАН Украины (копии - в Нежинском краеведческом музее [6, с. 151-169; 7]).

Евгения Юрьевна Спасская родилась в Нежине в 1892 году в семье священника. В 1910-м завершила обучение в гимназии имени П. И. Ку -шакевич [13, с. 151]. В «Автобиографии Спасской Евгении Юрьевны», написанной в 60-е годы прошлого века, она указала, что «в 1909/10 годах окончила гимназию имени Н. Я. Кумакевич в Нежине». Видимо, в памяти стерлось истинное название. Она продолжила образование на Историко-филологическом факультете Московских высших женских курсов им. В. И. Герье, который окончила в 1914 году. С началом Первой мировой войны, в сентябре 1914 года, Е. Ю. Спасская поступила на учебу в частную фельдшерско-акушерскую школу доктора П. А. Буштедта в Нежине.

После шестимесячного обучения она начала работать штатной медицинской сестрой в земском госпитале для раненых воинов. В «Автобиографии» Е. Ю. Спасская указала, что закончила курсы сестер милосердия летом 1914 года, а с 21 сентября 1914-го по 3 мая 1915 года работала в пятом отделении Второго нежинского госпиталя медсестер [16]. С июня 1915-го по 1917-й год Евгения Юрьевна находилась в распоряжении командования Юго-Западного фронта - в Подволочинске, Тернополе, Коломне. Сначала в ме-дицинско-санитарном отделе, затем в отделе помощи населению [16]. Находясь на полях боевых действий в Галиции и Буковине, она увлеклась местной этнографией. Уже в 1919 году Евгения Юрьевна стала соавтором книги «Народне мистецтво Галичини й Буковини i Земський Союз в вшш 1916-1917 рр.» [36, с. 36]. В 1917-1919 годах Е. Ю. Спасская сотрудничала в подотделе трудовой помощи в Киеве. Находясь в 1919 году в Нежине, она заболела брюшным тифом, вызвавшим осложнения. Для того чтобы окончательно выздороветь, она устроилась работать в санаторно-курортное управление и представительство Красного Креста в Ялте и Феодосии [17]. Свои увлечения этнографией Евгения Юрьевна перенесла на местную мультикультурную почву, оценив этнографическое богатство полуострова.

После окончательного восстановления Советской власти на полуострове в ноябре 1920 года она решила остаться здесь, устроившись работать инструктором кустарных мастерских Райпотребсоюза Красного Креста Крыма в Ялте и Феодосии [2, с. 64]. Во время пребывания в Крыму Е. Ю. Спасская познакомилась с местными краеведами, в частности с председателем Таврической ученой архивной комиссии Арсением Ивановичем Маркевичем [22, с. 186], исследователями крымскотатарской этнографии, в том числе с А. М. Петровой (1871-1921) [5, с. 141].

Осенью 1921 года в Феодосии оборвалась жизнь собирательницы образцов крымскотатарской вышивки Александры Михайловны Петровой. Не имея специальной научной подготовки, являясь, по сути, только этнографом-собирателем, А. М. Петрова готовила к изданию «Альбом татарских вышивок Старо-Крымского района». В течение пятнадцати лет

ею было собрано около 1400 рисунков образцов крымскотатарских вышивок. Эта огромная и уникальная по составу коллекция была завещана ею Е. Ю. Спасской [34, с. 21-22]. Коллекцию Е. Ю. Спасская получила только в 1924 году после активного вмешательства в этот процесс видных феодосийских краеведов и общественных деятелей художника Константина Федоровича Богаевского (1872-1943) и поэта Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932). После передачи коллекции Спасская констатировала, что пропало около 300 рисунков.

В 1921 году Е. Ю. Спасская, спасаясь от голода в Крыму, вернулась в Нежин (работала в художественно-промышленных мастерских), а оттуда в 1923 году переехала в Киев, где заняла должность технического секретаря «Пролетарской правды». В 1925-1934 годах Евгения Юрьевна заведовала кустарным отделом Киевского сельскохозяйственного музея и постоянной промышленной выставкой [2, с. 64]. Одновременно в 1924 году она стала студенткой Киевского археологического института, где увлеклась изучением гончарства. В институте она познакомилась с выдающимся ученым-искусствоведом, крупным музейным работником, заведующий отделом этнографии Всеукраинского исторического музея Даниилом Михайловичем Щербаковским (1877-1927) [3, с. 71-73, 133], который оказал огромное влияние на формирование творческих интересов начинающего этнографа [33, с. 272-286]. Для истории этнографических исследований представляют немаловажный интерес сохранившиеся письма Евгении Юрьевны к Д. М. Щербаковскому, которые отложились в личном архивном фонде Даниила Михайловича в Научном архиве Института археологии НАН Украины. Эмоциональное, наполненное переживаниями о судьбе уникальных музейных собраний, эпистолярное наследие Е. Ю. Спасской прекрасно рисует нам атмосферу того непростого времени. Так, 31 декабря 1925 года Е. Ю. Спасская сообщала своему научному наставнику: «Глубокоуважаемый Даниил Михайлович!

Простите, что пишу Вам по-русски, но я настолько взволнована и сердита все эти дни, что не могу себя заставить ни читать, ни писать ни по-

украински, ни по-польски. В Нежине происходит очередной грабеж. Для Харьковского социального музея из города вывозят все, что еще имеет хоть какую-нибудь художественную ценность» [8].

Е. Ю. Спасская вспоминала, что после получения ею этнографической коллекции А. М. Петровой она, не решаясь заняться обработкой этих материалов, решила посоветоваться с Д. М. Щербаковским, куда сдать на хранение это собрание, на что получила ответ о необходимости самой сделать научное описание и систематизировать богатейшее и ценнейшее собрание. Сама Е. Ю. Спасская признавала, что «если бы не было у покойницы Александры Михайловны такого «адвоката», как он [Д. М. Щербаковский (А. Н.)], не хватило бы у меня ни терпения, ни силы воли высидеть всю зиму вечерами на полу в моей холодной комнате, разбирая эти рисунки» [33, с. 278].

Летом 1925 года Е. Ю. Спасская специально ездила в Крым для работы с фондами музеев Бахчисарая, Евпатории, Симферополя и Ялты, имевших этнографические отделы, для консультаций со специалистами по крымскотатарскому искусству. Такая практическая экскурсия была необходима, «так как книг не нашла ни одной, ни в крымских, ни в московских библиотеках, которые помогли бы в этом деле», - вспоминала позже этнограф [33, с. 278]. Действенную помощь исследовательнице смог оказать только неформальный руководитель крымского краеведения Арсений Иванович Маркевич, дружба и научные консультации с которым продолжились и в последующие годы. Именно он являлся главным проводником для Е. Ю. Спасской в дебрях крымоведческой литературы. Об этом А. И. Маркевич сообщал нежинскому историку Михаилу Николаевичу Бережкову [10]. Нам мало известно о крымских маршрутах этнографа и ее научных контактах в среде крымоведов. На полуострове Е. Ю. Спасская контактировала с Клавдией Яковлевной Рыбальской - сестрой заведующей Евпаторийским краеведческим музеем П. Я. Чепуриной. Рыбальская руководила вышивально-ткацкими артелями в Алуште, Бахчисарае, Евпатории, Карасубазаре, Ялте. Интересны сохранившиеся ее воспоминания об этих годах, выявленные нами в переписке Рыбальской с В. В. Болсуновой [35]. Интересную информацию о посещении Е. Ю. Спасской Евпатории содержит одно из ее писем Д. М. Щербаковскому, выявленное нами в его личном архивном фонде. 10 сентября 1925 года она писала:

«Глубокоуважаемый Даниил Михайлович!

Когда я узнала, что Вы в Крыму, мне очень захотелось обратиться к Вам с непрошеным советом: я уверена, что Вы не пожалеете, если на обратном пути побываете в Евпатории.

Это последняя столица караимов всего мира. В ней очень старые кладбища караимские, еврейские, татарские.

В караимской библиотеке собрано б[олее] 10.000 томов книг и б[олее] 600 рукописей на древнееврейском, персидском, турецком и др[угих] языках.

В Музее краеведения находятся церковные ткани и шитье из закрывшихся кенасс всего Востока и вообще много неожиданно великолепных экспонатов и редких книг. Старый город хорошо сохранился и очень хорош.

Я прожила 1 1/2 мес[яца] у завед[ующей] Музеем Полины Яковлевны Чепуриной и теперь думаю, что Евпатория самый интересный город Крыма.

П[олина] Я[ковлевна] знает Вас с моих слов и будет очень рада с Вами познакомиться и все Вам показать. Я не сомневаюсь, что она и, в случае ее отсутствия, ее сестра и помощница Клавдия Яковлевна примут Вас очень радушно на все время, которое Вам понадобится для осмотра Евпатории.

<...>

P.S. От Симф[ерополя] до Евп[атории] 3 ч[аса] езды, и поезда идут 2 р[аза] в сутки; от Севастополя морем немного дольше. Адрес Музея: угол 2-й Продольной и Дувановской, 22/21, Музей ОХРИСа. Новый Го -род. Трамвай подходит почти к Музею» [9; 21, с. 133-135].

Осенью 1925 года на семинаре в Археологическом институте, который вел Д. М. Щербаковский, Евгения Юрьевна выступила с докладом «Метод работы с массовым материалом по народному искусству», в котором познакомила научную общественность с методикой исследования ею коллекции Александры Михайловны Петровой. Еще один ее доклад «Татарские вышивки Старо-Крымского района», благодаря участию Всеволода Михайловича Зуммера (1885-1970), был опубликован в Баку в 1926 году [34]. Статья открывается справкой о деятельности в Феодосии этнографа-собирателя А. М. Петровой и краткой характеристикой ее коллекции рисунков. Е. Ю. Спасская отметила, что на многих зарисовках (их ей досталось около 1100) есть лаконичные записи, сделанные А. М. Петровой. Иногда это несколько букв или условные обозначения, которые расшифровать не удалось. Е. Ю. Спасская разделила все рисунки по названиям вышитых вещей: марама, шербенте и кебризы - и по видам: покрывала, полотенца (салфетки, скатерти), пояса, платки. Значительное внимание в статье уделено методике отделения рисунков тканей XVIII-XIX веков от изделий ХХ века, описанию особенностей материала и техники вышивки. Указанные Е. Ю. Спасской способы крымскотатарской вышивки перекликаются с подобными образцами искусства, которые в это же время изучала в Евпатории Полина Яковлевна Чепурина: коса, гобеленовский шов, решеточка (мережка), гладь, петля-тамбур, строчка. Автор подроб-

но охарактеризовала расцветку тканей и узоры, выделив, что среди них особое место занимают цветы [25, с. 293-310].

Прочитав данную публикацию, Д. М. Щербаковский заметил своей ученице, что при характеристике композиций рисунков материал изложен слишком сухо. Даниил Михайлович справедливо полагал, что нужно было дать больше ярких примеров, чтобы фак-таж ожил, приобрел выразительность, убеждал [33, с. 278]. Публикация была с интересом воспринята специалиста-ми-крымоведами и получила доброжелательную оценку [4, с. 355].

Еще одно исследование Е. Ю. Спасской «Старо-Крымские узоры», проведенное на материалах собрания

A. М. Петровой, было представлено

B. М. Зуммером на тюркологической подкомиссии Общества обследования и изучения Азербайджана, а позднее опубликовано на страницах «Известий» этой научной организации в Баку [32]. Воспроизведенные в статье двадцать рисунков были отобраны из почти тысячи изображений как наиболее типичные или особо интересные для данного района, позволяющие охарактеризовать разнообразие сюжетов и элементов орнамента. Этнограф назвала наиболее показательные предметы обихода крымской татарки, которые украшаются вышивками: полотенца, салфетки, скатерти, свадебные пояса, платки, головные покрывала. Автор проанализировала различные способы вышивок. Статья иллюстрирована двадцатью рисунками - примерами узоров, подготовленными А. А. Де-Ленс и Е. Ю. Спасской. Отметив факт того, что вышивки никогда не датируются, Е. Ю. Спасская предложила варианты их

атрибуции. Возраст установлен приблизительно, по общим признакам. Для более ранних вышивок исследовательница считала характерным лучшее качество материала, тщательность исполнения, стройность композиции и массивность основных линий узора. А для более поздних, по ее мнению, была характерна дешевизна материала, осыпающееся золото, мнущиеся набивные пластинки, что свидетельствовало о небрежной технике. Об этом же говорили сбивчивая композиция, жидкие узоры. А тонкие зигзагообразные линии, вместо прежних - массивных, -бесспорное отличие новой современной вышивки [32, с. 183].

Оценивая вклад Е. Ю. Спасской в изучение народных тканей и вышивок на фоне общего развития крымскотатарской этнографии в то время, ее коллега по цеху искусствоведов, археолог и музейный деятель Мария Алексеевна Новицкая (1896-1965) критически отметила, что «вышивку крымских татар Старокрымского района обработала по материалам Петровой в двух статьях Е. Ю. Спасская в 1926 году. К сожалению, одна статья, в которой представлен анализ материала, техники и орнамента, не имеет совсем иллюстраций, а вторая, более короткая, содержит таблицы, подготовленные очень нерадиво» (перевод с укр. - А. Н.) [29, с. 233-245].

Дальнейшая творческая биография и судьба Е. Ю. Спасской отбросили ее далеко от Крыма. Ученая некоторое время работала в Киеве заведующей отделом кустарной промышленности в Сельскохозяйственном музее, который открылся в 1925 году в Мариинским дворце. При музее функционировала постоянная промышленная выставка. В задачи отдела входило выявление этнографических особенностей в деревообрабатывающем и текстильном промыслах, лозоплетении и росписях крестьянских хат [12, с. 451]. Ученая тяжело переживала развал научного музееведения, начавшийся в Украинской ССР в начале 30-х годов ХХ века. Сельскохозяйственный музей в итоге негативных процессов, которые охватили все стороны жизни советского краеведения тех лет, закрыли, а экспонаты были свалены в сарае. Однако ученые штудии не прекратились. Евгения Юрьевна

продолжала в эти годы сотрудничать на Научно-исследовательской кафедре Киевского института промышленной кооперации. Осенью 1931 года в Харьковском институте истории материальной культуры она защитила кандидатскую диссертацию [11, с. 286-293].

В это время наладились научные контакты Евгении Юрьевны с видным советским этнографом, фольклористом и диалектологом Дмитрием Константиновичем Зелениным (1878-1954). В личном архивном фонде Д. К. Зеленина, который находится в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук, сохранились восемь писем от Е. Ю. Спасской. Они датированы 1929-1930 годами [31]. Вот что писала Евгения Юрьевна 21 марта 1929 года:

«Глубокоуважаемый Дмитрий Константинович.

Очень я возгордилась, что Вы о моих брошюрах отозвались как о «прекрасных», и даже не поверила, так как мне они кажутся недоделанными и поверхностными из-за вечного спеха, в котором я живу, и из-за отсутствия настоящего образования. Я всегда чувствую себя дилетантом и самоучкой , открывающим всем известные Америки. Всегда чувствую отсутствие глубокого знания предмета и то, что в свое время материальной культурой никогда не занималась, не интересовалась, плавала по книжкам историческим и философским, после тифов и эти знания и языки растеряла» [31, л. 4].

Спустя месяц, 21 апреля, Евгения Юрьевна сообщала в Ленинград: «Охотно сообщу Вам о себе: Сельскохозяйственный музей я оставила из-за неприятностей, которые мне чинил, по моему мнению, очень злобный и неумный заведующий отделом, лентяй, которому я казалась слишком беспокойным подчиненным. Сейчас он продолжает вредить мне, подняв вопрос о запрещении мне опубликовать работу о гончарах с иллюстрациями - экспонатами музея. Предлог то, что он в 1925 г. приобрел эту коллекцию для музея и сам ее когда-то обработал. <...>

В Историческом музее после назначения меня на место Д[аниила] М[ихайловича] [Щербаковского (А. Н.)] кандидатура моя была отведена. Если не ошибаюсь, официальный предлог, что я только аспирант, а не научный сотрудник.

Настоящая моя служба на долгий срок оттянет возможность окончить аспирантуру, т. к. берет все время, не оставляя ничего для занятий. Я инструктор-организатор кустарных экспортных вышивальных мастерских в Киевском округе. <...> Отношение ко мне пока что тоже неплохое, но я уже вижу, что на этом мире надо непременно уметь пускать пыль в глаза, чего я не умею и не люблю» [31, л. 7-7 об.].

Евгения Юрьевна была арестована в марте 1934 года. Еще ранее -

31 октября 1934 года - по «Делу славистов» был арестован в Ленинграде ее брат - Иван Георгиевич Спасский (19041990), работавший с января 1932 года в Эрмитаже. Главным обвинением следствия стали контакты Е. Ю. Спасской с Федором Людвиговичем Эрнстом (1891-1942). Младший брат известного ар-хеолога-крымоведа Николая Львовича Эрнста -историк украинского ис-

кусства, музейный работник был арестован 23 октября 1933 года по делу «контрреволюционной немецкой фашистской организации на Украине». Ф. Л. Эрнст осужден по статье 58-11 в мае 1934 года на три года исправительно-трудовых лагерей. С 1937 года работал в Алма-Ате заместителем директора по научной части Казахской народной художественной галереи. Затем он переехал в Уфу, где в той же должности работал в Башкирском государственном музее. Был вновь арестован как «немец» за антигосударственную пропаганду 16 июля 1941 года, а 10 октября приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован в 1989 году [1, с. 54, 88]. Через несколько дней после ареста Е. Ю. Спасскую отправили с двухлетним сыном на поселение в Уральск сроком на три года [17]. После ссылки ученая жила и работала в Алма-Ате и Семипалатинске инструктором по художественной промышленности. С 1946 года окончательно осела в Алма-Ате. Она выполняла обязанности научного сотрудника Отдела этнографии Академии наук Казахской ССР. С 1948 года работала в Алма-Атинском государственном педагогическом институте имени Абая секретарем Ученого совета, а позже - заведующей аспирантурой.

Евгения Юрьевна умерла 12 сентября 1980 года. Через девять лет, в сентябре 1989 года, ее реабилитировали [12, с. 455]. Крымские страницы творчества ученой - лишь малая, однако довольно содержательная составляющая ее научного наследия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бтоктъ С. I. В оборот укра!нсько! спадщини: юторик мистецтва Федiр Ернст / 1н-т юторп Укра!ни НАН Укра!ни. Ки!в, 2006. 356 с.

2. Бтоконъ С. I. Мистецтвознавча дiяльнiсть €. Ю. Спасько! // Народна творчють та етнографiя. Ки!в, 1983. № 6. С. 64-67.

3. Бток1нъ С. I. Музей Укра!ни (Збiрка П. Потоцького): Дослвдження, матерiали / Нацiональний Киево-Печерський юторико-культурний заповiдник. Ки!в, 2006. 475 с.

4. Бороздин И. [Рецензия] // Новый Восток. Москва, 1926. № 15. С. 355. Рец. на: Известия Восточного факультета Азербайджанского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Сер.: Востоковедение. Баку, 1926. Т. 1. С. 354-355.

5. Волошин М. Культура, искусство, памятники Крыма // Крым: путеводитель / Под ред. И. М. Саркизова-Серазини; Московское физиотерапевтическое об-во; РОПИК. Москва; Ленинград: Земля и фабрика, 1925. С. 126-148.

6. Етнографiчнi щоденники Свгенл Спасько! / Пвдг. Т. Дгденко; передм. О. Морозов // Шжинська старовина. Шжин, 2006. Вип. 2(5). С. 151-169.

7. Институт археологии (ИА) НАН Украины, научный архив. Ф. 9. Оп. 1. Д. 136. Л. 1-34.

8. ИА НАН Украины, научный архив. Ф. 9. Оп. 1. Д. 168. Л. 690.

9. ИА НАН Украины, научный архив. Ф. 9. Оп. 1. Д. 168. Л. 692.

10. Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ИРНБУВ). Ф. 23. Оп. 1. Д. 934. Л. 1.

11. МанъковсъкаР. В. Дiяльнiсть €. Ю. Спасько! на нивi музейництва // Iсторiя Укра!ни: Маловiдомi iмена, поди, факти: Збiрник статей / 1н-т юторп Укра!ни НАН Укра!ни. Ки!в: Радний край, 1997. Вип. 2. С. 286-293.

12. Манъковсъка Р. Свгешя Юрпвна Спаська // Зневажена Клю / Гол. ред. Ю. З. Данилюк. К., 2005. С. 450-456.

13. Морозов О. Передмова // Нжинська старовина. Нжин, 2006. Вип. 2(5). С. 151.

14. Наука и научные работники СССР: без Москвы и Ленинграда / Справочник. Ленинград, 1928. Ч. 6. VIII, 406, [2] с.

15. Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фолъклористики и этнологии (НАФРФИИФЭ) им. М. Т. Рыльского НАН Украины. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3.

16. НАФРФИИФЭ им. М. Т. Рылъского НАН Украины. Ф. 48, Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

17. НАФРФИИФЭ им. М. Т. Рылъского НАН Украины. Ф. 48, Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

18. НАФРФИИФЭ им. М. Т. Рылъского НАН Украины. Ф. 48. Оп. 1. Д. 2.

19. НАФРФИИФЭ им. М. Т. Рылъского НАН Украины. Ф. 48. Оп. 1. Д. 4. Л. 8-15.

20. НАФРФИИФЭ им. М. Т. Рылъского НАН Украины. Ф. 48. Оп. 1. Д. 9. Л. 7, 14, 35, 43.

21. Непомнящий А. А. Академик Крачковский и крымоведение 20-х гг. ХХ в.: две малоизвестные командировки // Петербургский исторический журнал:

исследования по российской и всеобщей истории. Санкт-Петербург, 2015. № 2(06). С. 130-140.

22. Непомнящий А. А. Арсений Маркевич: страницы истории крымского краеведения. Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. (Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 3). 432 с.

23. Непомнящий А. А. Кримськ стор1нки бюграфп Свгенп Спасько! // Шжинська старовина: зб1рник регюнально! юторп та пам'яткознавства / Центр пам'яткознавства НАН Укра!ни. Ки!в, 2008. № 6(9): Н1жинознавч1 студи, № 5. С. 124-133.

24. Непомнящий А. А. Музыкально-этнографические полевые исследования в Крыму (20-е гг. ХХ века) // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии / Крымский федеральный ун-т им. В. И. Вернадского. Симферополь, 2019. Вып. 24. С. 539-551.

25. Непомнящий А. А. Подвижники крымоведения. Т. 2: TAURICA ORIENTA-LIA / Респ. комитет АРК по охране культурного наследия. Симферополь, 2008. 600 с. (Серия: «Биобиблиография крымоведения»; вып. 12).

26. Непомнящий А. А. Становление и развитие историографии истории Крыма: этнографы и экспедиции (XIX - начало ХХ века) // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Исторические науки. Симферополь, 2019. Т. 5(71), № 4. С. 21-66.

27. Непомнящий А. А. Страницы истории крымской этнографии: исследователи, музеи, экспедиции // Энциклопедия народов Крыма / гл. ред. О. А. Габриелян. Симферополь, 2016. С. 227-250.

28. Непомнящий А. А. Ученое совещание при КрымОХРИСе: становление научного памятниковедения в регионе (1920-1921) // У истоков советской археологии: организации и учреждения археологического профиля в новых реалиях: матер. Международной научной конф., 26-27 февр. / Ин-т археологии РАН. Москва, 2019. С. 31-33.

29. НовицькаМ. Вивчання старовинних тканин та вишивання за революцшних чаав на територп Радянського Союзу // Записки Всеукра!нського археолопчного комитету. Кив, 1930. Т. 1. С. 233-245.

30. Санкт-Петербургский филиал архива РАН (СПФАРАН). Ф. 155. Оп. 2. Д. 649. Л. 19.

31. СПФАРАН. Ф. 849. Оп. 3. Д. 397. Л. 1-10.

32. Спасская Е. Ю. Старо-Крымские узоры // Известия Общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1926. № 3. С. 181-184, 8 л. ил.

33. Спаська С. Спогади про мого найсуворшого вчителя Данила Щербашвського / Пвдг. С. Бшошнь // Укра!на: Наука i культура: Щор1чник. Ки!в, 1990. Вип. 24. С. 272-286.

34. Спасская Е. Ю. Татарские вышивки Старо-Крымского района: По материалам А. М. Петровой // Известия Восточного факультета Азербайджанского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Сер.: «Востоковедение». Баку, 1926. Т. 1. С. 21-47.

35. Центральный государственный архив литературы и искусства Украины (ЦГАЛИУ). Ф. 1260. Оп. 1. Д. 7. Л. 1-3.

36. Шудря С. Подвижниц народного мистецтва: 61об1бл1ограф1чн1 нариси / За ред. М. Сел1вачова. Кив, 2003. Зошит 1. 60 с.

Сведения об авторе: Непомнящий Андрей Анатольевич - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджа-ни АН Республики Татарстан (420111, Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); заведующий кафедрой исторического регио-новедения и краеведения Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского; dr.aan@mail.ru.

Unknown topics of the Crimean ethnographic research: Evgenia Spasskaya

Audrey Nepomnyashchy

(Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences;

V. I. Vernadsky Crimean Federal University)

Abstract. The given article discloses the unknown pages from the history of the Crimean studies, associated with the rich events of the 20s of the XX century. There were reproduced the unknown directions in the study of ethnography of the Crimean Tatars, in particular, was given the analysis and publication of material collections of the Crimean Tatar embroidery of the ethnographer-collector A. M. Petrova. The material is based on personal archival documents of a great researcher of the Crimea - ethnographer Evgenia Yurievna Spasskaya, they were identified in the National Archival Funds of manuscripts and phonorecords of the Institute of Art, Folklore and Ethnography. M. T. Rylsky NAS of Ukraine. The previously unknown facts of her scientific biography, related to the research in the Crimea and contacts with the Crimean scientists on the basis of her personal documents, were identified in the St. Petersburg branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences and the epistolary heritage of an ethnographer.

Keywords: E. Y. Spasskaya, Crimean local history, Ethnography, Crimean Tatar embroidery, A. M. Petrova, M. D. Scherbakovsky, repression.

For citacion: Nepomnyashchy A. A. Unknown plots of the Crimean ethnographic research: Evgenia Spasskaya. Krymskoe istoricheskoe obozrenie=Crimean Historical Review. 2020, no. 1, pp. 151-166. DOI: 10.22378/ kio.2020.1.151-167

REFERENCES

1. Bilokin' S. I. Voboroni ukrayins'koyi spadshhy^ny*': istory'k my^stecztva Fedir Ernst [In defense of Ukrainian heritage: Art historian Fedir Ernst]. In-t istorii' Ukrai'ny NAN Ukrai'ny [Institute of History of Ukraine, NAS of Ukraine]. Kyiv, 2006. 356 p. (In Ukrainian).

2. Bilokon' S. I. My'stecztvoznavcha diyaVnisf Ye. Yu. Spas'koyi [Art activity by Ye. Yu. Spasskaya]. Narodna tvorchisf' ta etnografiya [Folk art and Ethnography], Kyiv, 1983, no 6. pp. 64-67 (In Ukrainian).

3. Bilokin' S. I. Muzej Ukrayiny' (ZbirkaP. Potocz kogo): Doslidzhennya, materi-aly' [Museum of Ukraine (Collection P. Potocki): Research, materials]. Nacionafny'j Ky yevo-Pechers ky j istory ko-kul turny j zapovidnyk [National Kyiv-Pechersk historical and cultural reserve]. Kyiv, 2006. 475 p. (In Ukrainian).

4. Borozdin I. [Recenzija] [Review]. Novyj Vostok [New East]. Moscow, 1926. no 15. P. 355. Rew.: Izvestija Vostochnogo fakul'teta Azerbajdzhanskogo gos. un-ta im. V. I. Lenina. Ser.: Vostokovedenie [Proceedings of the Oriental faculty of Azerbaijan State University V. I. Lenin. Ser.: Orientalism]. Baku, 1926, vol. 1, pp. 354-355 (In Russian).

5. Voloshin M. Kul'tura, iskusstvo, pamjatniki Kryma [Culture, art, monuments of the Crimea]. Krym: Putevoditel' [Crimea: Guide-book] / Pod red. I. M. Sarkizo-va-Serazini; Moskovskoe fizio-terapevticheskoe ob-vo; ROPIK. Moscow; Leningrad: Zemlja i fabrika Publ., 1925, pp. 126-148 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Etnografichni shhodennyky' Yevgeniyi Spaskoyi [The ethnographic diaries by Eugenia Spasskaya] / Pidg. T. Didenko; Peredm. O. Morozov. Nizhyns'ka starovyna [Nizhyn antiquity]. Nizhyn, 2006, vol. 2(5), pp. 151-169 (In Ukrainian).

7. Institut arheologii (IA) NAN Ukrainy, nauchnyj arhiv [Institute of Archaeology (IA) of NAS of Ukraine, scientific archive]. Fund 9, inventory 1, file 136, sheets 1-34 (In Russian, unpublished).

8. IA NAN Ukrainy, nauchnyj arhiv [IA NAS of Ukraine, scientific archive]. Fund 9, inventory 1, file 168, sheets 690 (In Russian, unpublished).

9. IA NAN Ukrainy, nauchnyj arhiv [IA NAS of Ukraine, scientific archive]. Fund 9, inventory 1, file 168, sheets 692 (In Russian, unpublished).

10. Institut rukopisej Nacional'noj biblioteki Ukrainy im. V.I. Vernadskogo [The Institute of manuscripts of Vernadsky National Library of Ukraine] (IRNBUV). Fund 23, inventory 1, file 934, sheet 1 (In Russian, unpublished).

11. Man'kovs'ka R. V. DiyaVnisf Ye. Yu. Spas'koyi na ny\i muzejny'cztva [Activities by E. Y. Spasska in the field of museums]. Istoriya Ukrayiny Malovidomi ime-

na, podiyi, fakty\ Zbirny'kstatej [History of Ukraine: Unknown names, events, facts: Collected Articles]. In-t istorii' Ukrai'ny NAN Ukrai'ny. Kyiv: Ridnyj kraj Publ., 1997, vol. 2, pp. 286-293 (In Ukranian).

12. Man'kovs'ka R. Jevgenija Jurii'vna Spas'ka [Eugeniya Yurievna Spasska]. Znevazhena Klio [Humiliated Clio]. Gol. red. Ju. Z. Danyljuk. Kyiv, 2005, pp. 450456 (In Ukranian).

13. Morozov O. Peredmova [Preface]. Nizhyns'ka starovyna [Nizhyn antiquity]. Nizhyn, 2006, vol. 2(5), p. 151 (In Ukrainian).

14. Nauka i nauchnye rabotniki SSSR: bez Moskvy i Leningrada: Spravochnik [Science and scientists of the USSR: Without Moscow and Leningrad: Directory]. Leningrad, 1928. Ch. 6. VIII, 406, [2] p. (In Russian).

15. Nauchnye arhivnye fondy rukopisej i fonozapisej Instituta iskusstvovedenija, fol'kloristiki i jetnologii (NAFRFIIFE) M. T. Ryl'sky NAN Ukrainy [Science archival collections of manuscripts and fonotipia of Institute of Art Studies, Folklore Studies and Ethnology MT Rylsky of the National Academy of Sciences of Ukraine]. Fund. 48, inventory 1, file 1, sheets 1-3.

16. NAFRFIIFE. Fund 48, inventory 1, file 1, sheets 1.

17. NAFRFIIFE. Fund 48, inventory 1, file 1, sheets 2.

18. NAFRFIIFE. Fund 48, inventory 1, file 2.

19. NAFRFIIFE. Fund 48, inventory 1, file 4, sheets 8-15.

20. NAFRFIIFE. Fund 48, inventory 1, file 9, sheets. 7, 14, 35, 43.

21. Nepomnjashhij A. A. Akademik Krachkovskij i krymovedenie 20-h gg. XX v.: dve maloizvestnye komandirovki [Academician Krachkovsky and Crimean local history of the 20s. XX century: two little-known scientific trips]. Peterburgskij istoricheskij zhurnal: issledovanija po rossijskoj i vseobshhej istorii [Petersburg Historical Journal: Studies on Russian and World History]. St. Petersburg, 2015, no 2(06), pp. 130-140 (In Russian).

22. Nepomnjashhij A. A. ArsenijMarkevich: Stranicy istorii krymskogo kraevede-nija [Arseniy Markevich: Pages of history of the Crimean local history]. Simferopol: Biznes-Inform Publ., 2005. (Serija: «Biobibliografija krymovedenija»; Vol. 3) [Bio-bibliography of Crimean local history]. 432 p. (In Russian).

23. Nepomnjashhij A. A. Kry'ms'ki storinky' biografiyi Yevgeniyi Spas'koyi [Crimean biography pages of Eugene Spassky]. Nizhy'ns'ka starovy^na: Zbirny'k regionaVnoyi istoriyi ta pam'yatkoznavstva [Nizhyn Antiquity: A Collection of Regional History and Monuments]. Centr pam'yatkoznavstva NAN Ukrayiny' [Center for Monuments of the NAS of Ukraine]. Kyiv, 2008, no 6(9): no 5, pp. 124-133 (In Ukrainian).

24. Nepomnjashhij A. A. Muzykal'no-jetnograficheskie polevye issledovanija v Krymu (20-e gg. XX veka) [Musical and ethnographic field studies in the Crimea (20s of the XX century)]. Materialypo arheologii, istorii i jetnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria]. Krymskij federal'nyj un-t im. V. I.

Vernadskogo [V. I. Vernadsky Crimean Federal University]. Simferopol, 2019, vol. 24, pp. 539-551 (In Russian).

25. Nepomnjashhij A. A. Podvizhniki krymovedenija [Devotees of the Crimean studies] Vol. 2: TAURICA ORIENTALIA / Resp. komitet ARK po ohrane kul'turnogo nasledija [Resp. Committee of ARC on protection of cultural heritage]. Simferopol, 2008. 600 s. (Serija: «Biobibliografija krymovedenija»; Vol. 12) [Biobibliography of Crimean local history] (In Russian).

26. Nepomnjashhij A. A. Stanovlenie i razvitie istoriografii istorii Kryma: jetnog-rafy i jekspedicii (XIX - nachalo XX veka) [Formation and development of histories' historiography of the Crimea: ethnographers and expeditions (the XIX century - the beginning of the XX century)]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki [Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Historical science]. Simferopol, 2019, Vol. 5(71), no 4, pp. 21-66 (In Russian).

27. Nepomnjashhij A. A. Stranicy istorii krymskoj jetnografii: issledovateli, mu-zei, jekspedicii [Pages of history of the Crimean Ethnography: researchers, museums, expeditions]. Jenciklopedija narodov Kryma [Encyclopedia of the peoples of the Crimea], gl. red. O. A. Gabrieljan. Simferopol, 2016, pp. 227-250 (In Russian).

28. Nepomnjashhij A. A. Uchenoe soveshhanie pri KrymOHRISe: stanovlenie nauchnogo pamjatnikovedenija v regione (1920-1921) [Scientific conference at the KrymOHRIS: formation of monuments research in the region (1920-1921)]. U is-tokov sovetskoj arheologii: organizacii i uchrezhdenija arheologicheskogo profilja v novyh realijah: mater. Mezhdunarodnoj nauchnoj konf., 26-27fevr. [At the origins of the Soviet archeology: organizations and institutions of archaeological profile in the new realities: proceedings of the International Scientific Conference, February 26-27]. In-t arheologii RAN [Institute of Archeology of RAS]. Moscow, 2019, pp. 31-33 (In Russian).

29. Novyc'ka M. Vyvchannja starovynnyh tkanyn ta vyshyvannja za revoljucijnyh chasiv na terytorii'Radjans'kogo Sojuzu [Study of ancient fabrics and stitchings within the revolutionary period in the Soviet Union]. Zapysky Vseukrai'ns'kogo arheo-logichnogo komitetu [Proceedings of all-Ukrainian archaeological Committee]. Kyiv, 1930, vol. 1, pp. 233-245 (In Ukranian).

30. Sankt-Peterburgskij filial arhiva RAN [St. Petersburg's branch of archive RAS] (SPFARAN). Fund 155, inventory 2, file 649, sheet 19 (In Russian, unpublished).

31. SPFARAN. Fund 849, inventory 3, file 397, sheets 1-10 (In Russian, unpublished).

32. Spasskaja E. Ju. Staro-Krymskie uzory [Srary Krym patterns]. Izvestija Obs-hhestva obsledovanija i izuchenija Azerbajdzhana [Proceedings of the Society for the survey and study of Azerbaijan]. Baku, 1926, no 3, pp. 181-184, 8 l. il. (In Russian).

33. Spas'ka Je. Spogady pro mogo najsuvorishogo vchytelja Danyla Shherba-kivs'kogo [Memories of my stern teacher Daniel Shcherbakovsky]. Pidg. S. Bilokin'.

Ukrai'na: Nauka i kul'tura: Shhorichnyk [Ukraine: Science and Culture: Yearbook]. Kyiv, 1990, vol. 24, pp. 272-286 (In Ukranian).

34. Spasskaja E. Ju. Tatarskie vyshivki Staro-Krymskogo rajona: Po materialam A. M. Petrovoj [Tatar embroidery of Stary Krym region: on materials by A. M. Petrova]. Izvestija Vostochnogo fakul'teta Azerbajdzhanskogo gos. un-ta im. V. I. Lenina. Ser.: Vostokovedenie [Proceedings of the Oriental faculty of Azerbaijan State University V. I. Lenin. Ser.: Orientalism]. Baku, 1926, vol. 1, pp. 21-47 (In Ukranian).

35. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva Ukrainy [Central State archive of literature and art of Ukraine] (CGALIU). Fund 1260, inventory 1, file. 7, sheets 1-3 (In Ukranian, unpublished).

36. Shudija Je. Podvy'zhny'ci narodnogo my'stecztva: Biobibliografichni naryssys [Ascetic folk art: Bibliographic essays]. Za red. M. Selivachova. Kyiv, 2003, Zoshyt 1, 60 p. (In Ukranian).

About the author: Nepomnyashchy Andrei Anatolievich - Dr. of Sci. (History), Professor, Leading Researcher of the Crimean Scientific Center of Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (420111, Kazan, Baturin St., 7A, Russian Federation); Head of the Department of Historical Regional Studies and Local History of V. I. Vernadsky Crimean Federal University; e-mail: dr.aan@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.