Научная статья на тему 'НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРОКИ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ Н.В. ГОГОЛЯ'

НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРОКИ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ Н.В. ГОГОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В. ГОГОЛЬ / БИОГРАФИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ЦЕНЗУРА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Виноградов Игорь Алексеевич

Впервые публикуется неизвестная заметка Н.В. Гоголя, сделанная писателем в карманной записной книжке. Обстоятельно освещаются причины, по которым она долгое время оставалась ненапечатанной. Перечисляются аналогичные - немалочисленные - гоголевские тексты религиозного содержания, которые также продолжительное время были недоступны читателю по идеологическим причинам. В девятом томе академического Полного собрания сочинений Гоголя 1937-1952 гг., где впервые по автографу была напечатана записная книжка, заметке, озаглавленной самим Гоголем «Помолиться», была посвящена лишь одна строка в примечаниях. Кроме заглавия, лаконичные сведения, сообщенные комментатором тома Г.М. Фридлендером, содержание гоголевской записи ничем не раскрывали. Автором статьи исправляется ошибка, допущенная тем же комментатором в датировке заметки. Приводятся данные в пользу того, что запись была сделана не в 1846 г., как полагал исследователь, а тремя годами ранее, летом 1843 г. Подчеркивается связь заметки 1843 г. с итоговой религиозно-патриотической книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» 1846 г., а также неизменность политических взглядов писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNKNOWN LINES IN NIKOLAI GOGOL'S NOTEBOOK

There is an unknown note by Nikolai Gogol in his pocket notebook. The reasons why it has remained unpublished for a long time are thoroughly highlighted. What is listed are similar - numerous - Nikolai Gogol's texts of religious content, which also used to be inaccessible to the Soviet reader for a long time for ideological reasons. In the ninth volume of the academic Nikolai Gogol's Complete Works of 1937-1952, where a notebook was printed for the first time from an autograph, only one line in the notes was devoted to a note which had been entitled “To pray” by Nikolai Gogol himself. In addition to the title, the laconic information provided by the volume commentator Georgiy Fridlender, the content of Nikolai Gogol's recording was not disclosed in any way. In turn, the error made by the same commentator in the dating of the note is corrected. The data are given in favour of the fact that the record was made not in 1846, as the researcher believed, but three years earlier, in the summer of 1843. The connection of the 1843 note with the final religious-patriotic book of Nikolai Gogol «Selected Passages from Correspondence with Friends» 1846, as well as the invariability of the political views of the writer.

Текст научной работы на тему «НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРОКИ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ Н.В. ГОГОЛЯ»

Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 86-91. ISSN 1998-0817

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 3, pp. 86-91. ISSN 1998-0817

Научная статья

УДК 821.161.1.09"19"

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-86-91

неизвестные строки записной КНИЖКИ Н.В. ГОГОля

Виноградов Игорь Алексеевич, доктор филологических наук, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия, info@imli.ru, https://orcid.org/0000-0002-9151-4554

Аннотация. Впервые публикуется неизвестная заметка Н.В. Гоголя, сделанная писателем в карманной записной книжке. Обстоятельно освещаются причины, по которым она долгое время оставалась ненапечатанной. Перечисляются аналогичные - немалочисленные - гоголевские тексты религиозного содержания, которые также продолжительное время были недоступны читателю по идеологическим причинам. В девятом томе академического Полного собрания сочинений Гоголя 1937-1952 гг., где впервые по автографу была напечатана записная книжка, заметке, озаглавленной самим Гоголем «Помолиться», была посвящена лишь одна строка в примечаниях. Кроме заглавия, лаконичные сведения, сообщенные комментатором тома Г.М. Фридлендером, содержание гоголевской записи ничем не раскрывали. Автором статьи исправляется ошибка, допущенная тем же комментатором в датировке заметки. Приводятся данные в пользу того, что запись была сделана не в 1846 г., как полагал исследователь, а тремя годами ранее, летом 1843 г. Подчеркивается связь заметки 1843 г. с итоговой религиозно-патриотической книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» 1846 г., а также неизменность политических взглядов писателя.

Ключевые слова: Н.В. Гоголь, биография, творчество, общественная идеология, цензура, интерпретация, духовное наследие.

Для цитирования: Виноградов И.А. Неизвестные строки записной книжки Н.В. Гоголя // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 3. С. 86-91. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-86-91

Research Article

unknown LINES IN NIKOLAI GOGOL'S NOTEBOOK

Igor' A. Vinogradov, Doctor of Philological Sciences, A.M. Gorky institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, info@imli.ru, https://orcid.org/0000-0002-9151-4554

Abstract. There is an unknown note by Nikolai Gogol in his pocket notebook. The reasons why it has remained unpublished for a long time are thoroughly highlighted. What is listed are similar - numerous - Nikolai Gogol's texts of religious content, which also used to be inaccessible to the Soviet reader for a long time for ideological reasons. In the ninth volume of the academic Nikolai Gogol's Complete Works of 1937-1952, where a notebook was printed for the first time from an autograph, only one line in the notes was devoted to a note which had been entitled "To pray" by Nikolai Gogol himself. In addition to the title, the laconic information provided by the volume commentator Georgiy Fridlender, the content of Nikolai Gogol's recording was not disclosed in any way. In turn, the error made by the same commentator in the dating of the note is corrected. The data are given in favour of the fact that the record was made not in 1846, as the researcher believed, but three years earlier, in the summer of 1843. The connection of the 1843 note with the final religious-patriotic book of Nikolai Gogol «Selected Passages from Correspondence with Friends» 1846, as well as the invariability of the political views of the writer.

Keywords: Nikolai Gogol, biography, creative work, social ideology, censorship, interpretation, spiritual heritage.

For citation: Vinogradov I.A. Unknown lines in Nikolai Gogol's notebook. Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 3, pp. 86-91 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-3-86-91

Вестник КГУ -Л № 3, 2021

© Виноградов И.А., 2021

История Х1Х-ХХ вв. свидетельствует, что идеология советской эпохи, несмотря не декларируемые ценности, оказалась в отношении к наследию русских классиков во многом нетерпимей цензуры дореволюционного периода. Одним из наиболее показательных в ужесточении цензурной политики оказалось творчество Н.В. Гоголя. Переиздавая гоголевские сочинения, представители новой идеологии и цензуры выискивали в надзорных действиях своих предшественников всевозможные недочеты, пополняя гоголевские тексты отдельными фразами и отрывками (остававшимися, по вине цензуры или автоцензуры, в черновиках). Но одновременно, по политическим причинам, цензура новой эпохи сделала в наследии Гоголя столь существенные купюры, что эти изъятия не идут ни в какое сравнение с теми незначительными сокращениями, которые были произведены в текстах Гоголя всеми дореволюционными цензорами, вместе взятыми (см. подробнее: [Виноградов 2021: 52-58]).

Поражает само количество пострадавших от советской цензуры гоголевских текстов. Из читательского оборота были выброшены тогда отнюдь не отдельные фразы или слова, но целые пласты творчества писателя. Сразу после 1917 г. в первом послереволюционном издании сочинений Гоголя был изъят целый блок - по сути, полноценный том, - включающий в себя такие важные произведения, как «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», статья «О Современнике», статья «Искусство есть примирение с жизнью» и, конечно, книга Гоголя «Размышления о Божественной Литургии» (см.: [Гоголь 1919]). Этот начальный этап марксистского цензурирования Гоголя послужил примером для целого ряда последующих советских собраний его сочинений, в том числе для академического «полного» 19371952 гг., куда книга Гоголя о Литургии тоже не вошла.

Ангажированному сокрытию подлинного облика писателя в угоду радикальной идеологии послужило, помимо этого, и намеренное игнорирование обширного корпуса гоголевских текстов духовного содержания, долгие годы хранившихся невостребованными в советских (российских и украинских) архивах. Невозможность, по идеологическим причинам, введения их в научный оборот обусловила, с одной стороны, весьма позднюю публикацию этих важных рукописей, в основном лишь в самое последнее время, в конце XX - начале XXI в.; с другой, - привела в некоторых случаях к полной утрате гоголевских автографов. Этот деструктивный итог запретительной политики атеистической эпохи касается, в частности, утраченного ныне обширного, девяностодвухстра-ничного сборника выписок Гоголя «Из книги: Ле-ствица, возводящая на небо». Такой же весьма внушительный объем составляет и сохранившаяся часть текстов Гоголя религиозного характера, не издавав-

шихся в советское время по цензурным условиям, -это почти полтысячи страниц, около двадцати авторских листов. Сюда входят два обширных гоголевских сборника «Выбранные места из творений святых Отцов и учителей Церкви» и «Каноны и песни церковные»; авторские духовные заметки <О гневе и без-гневии>; <О благодарности>; выписки «Премудрости Соломоновы чтение»; <Изложение... книги святителя Иннокентия (Борисова) «О грехе и его последствиях»>; <Выписки из Кормчей книги>; итальянский перевод Гоголя <«Увещательных глав» диакона Агапита святому правоверному царю Юстиниану>; гоголевские выписки и пометы при чтении Библии. Как и «Размышления о Божественной Литургии», в «полное» академическое собрание сочинений Гоголя 1930-50-х гг. не вошел еще целый ряд немаловажных текстов, изданных до 1917 г. Это религиозное сочинение <О любви к Богу и самовоспитании> (или «Правило жития в мире»); выписки из «Домостроя»; гоголевские молитвы и др.

К немалочисленному ряду текстов писателя, отвергнутых советской идеологией, относится и заметка, впервые публикуемая в настоящей статье. Это небольшой, но очень значимый по содержанию фрагмент из карманной книжки Гоголя. Ненапечатанной эта заметка религиозного, духовного-патриотического содержания осталась, как и другие указанные выше тексты Гоголя, исключительно по идеологическим причинам. Других обстоятельств, которые послужили бы препятствием к ее публикации, не было. Во-первых, книжка с давних пор доступна для любого заинтересованного исследователя: она хранится в Москве в гоголевском фонде Российской государственной библиотеки1. Во-вторых, в самой книжке заметка отнюдь не находится на какой-то особой, не сразу обнаруживаемой странице: она располагается на обороте первого же листа. В-третьих, запись нельзя назвать и трудночитаемой: она написана вполне разборчивым, отчетливым почерком.

До 1917 г. запись, к сожалению, тоже не была напечатана, но случилось это потому, что автограф карманной книжки, где она содержится, на время выпал из поля зрения исследователей, так что фрагменты ее текста печатались учеными - Н.С. Тихон-равовым [Тихонравов; Гоголь 1892], В.И. Шенро-ком [Гоголь 1896] - по копии П.А. Кулиша, где запись не была представлена. (Кулиш - биограф и издатель сочинений Гоголя в 1852-1859 гг., известный украинский сепаратист, осужденный еще в 1847 г., - глубокие религиозно-патриотические взгляды Гоголя, отразившиеся в заметке, тоже не разделял; см.: [Виноградов 2003].) Однако к 1940 г., то есть за несколько лет до подготовки к изданию соответствующего, девятого тома академического Полного собрания гоголевских сочинений, куда была включена запис-

Вестник КГУ -Л № 3, 2021 87 ^

ная книжка, ее автограф был обнаружен [Георгиевский, Ромодановская: 59]. Казалось, с обретением рукописи уже ничто не препятствовало обнародованию текста в полном объеме. Однако по причинам, далеким от науки, открытия не произошло. В академических примечаниях заметке была посвящена лишь одна строка, а сам текст ее в издание не попал. Г.М. Фридлендер, комментатор и редактор девятого тома собрания (уместно сказать - будущий автор монографии «К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы» [Фридлендер 1962]), отметил заметку лишь одной фразой: «Запись на первом из сохранившихся листков о том, за кого Гоголь хотел "помолиться", позволяет думать, что сохранившиеся листки начали заполняться перед пасхой 1846 г. (то есть в начале апреля)» [Фридлендер 1952: 660]. Этим кратким упоминанием исчерпываются в академическом издании все сведения о записи Гоголя. Умолчал советский исследователь и о том, за кого Гоголь собирался помолиться. Об этом читателю приходилось только догадываться: Г.М. Фридлендер заявлял тут же, что в гоголевских записях «отразилась борьба реакционных настроений и здоровых, реалистических устремлений» [Фридлендер 1952: 660].

Приводим текст заметки в полном объеме (публикуется впервые; из знаков препинания приводятся лишь те, что есть в автографе): «Помолиться О Государе О Наследнике

О Марии Николаевне и обо всем Царском Доме. О Вьельгорски<х> О Смирновой О Иванове. О Сологубе.

О примиреньи всех и обращеньи всех к Богу О домашних

О противниках и союзном примиреньи с ним О друзьях и о счастии их»2.

Как явствует из публикуемого текста, первыми, за кого Гоголь предполагал молиться, были: император Николай I («Государь»), «Наследник» - Александр Николаевич (будущий император Александр II), великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, и «весь» Царский Дом.

Обойдя молчанием содержание записи, Г.М. Фридлендер допустил еще одну небрежность. Исследователь ошибочно датировал заметку 1846 г. Такая датировка, ничем не подкрепленная, объяснялась, по-видимому, опять-таки идеологическими причинами: всё, что так или иначе не вписывалось в радикальную схему интерпретации гоголевского наследия, навязанную В.Г. Белинским (с противопоставлением «раннего» и «позднего» Гоголя), в ту пору принято было относить исключительно к ми-

ровоззрению Гоголя последних лет жизни (якобы существенно изменившемуся).

Для аргументированной датировки записи важное значение имеет упоминание в ней о великой княгине Марии Николаевне («О Марии Николаевне и обо всем Царском Доме»). Великой княгине Гоголь был представлен в Риме в конце марта (н. ст.) 1843 г. [Виноградов 2018: 322-324]. С этим гоголевским визитом удачно совпала тогда присылка, по просьбе Гоголя, П.А. Плетневым из Петербурга в Рим, на имя Марии Николаевны, только что вышедшего в конце января 1843 г. (26 января / 7 февраля н. ст.) собрания гоголевских сочинений в четырех томах. На приеме у дочери императора присутствовала и А.О. Смирнова, которая далее тоже упоминается в гоголевской заметке («О Смирновой»). В свите Марии Николаевны в Риме был и граф Мих. Ю. Виельгорский [Виноградов 2018: 322-324]. О семействе Виельгорского Гоголь, согласно еще одной строке заметки, тоже собирался помолиться («О Вьельгорски<х>»). Одних этих сведений уже достаточно, чтобы датировать заметку «Помолиться» предположительно 1843 г.

На тот же 1843 г. (или в крайнем случае - на 1844 г) указывает в заметке и отдельная строка «О Соллогубе». Вместе со строкой «О Вьельгорски<х>» эта запись связана, по-видимому, с известным современникам недостойным поведением графа Владимира Александровича Соллогуба, женившегося на графине Софье Михайловне Виельгорской (брак состоялся 13 ноября 1840 г.), но доставлявшего жене (и ее родным) серьезные огорчения. С семейством Соллогубов, а также, в одно время с ними, со Смирновой Гоголь часто общался в период с 9 июля (н. ст.) по 27 августа (н. ст.) 1843 г. в Баден-Бадене [Виноградов 2018: 382-385]. Общение продолжилось и в следующем году, с 19 ноября (н. ст.) 1843 г. по средину марта (н. ст.) 1844 г. в Ницце, где, кроме четы Соллогубов и Смирновой, проживала также мать Софьи Михайловны графиня Л.К. Виельгорская (вместе с сыном Михаилом и дочерью Анной), куда приезжал и отец С.М. Соллогуб, упомянутый граф Виельгорский [Виноградов 2018: 420-430].

Много лет спустя, в 1877 г., Смирнова, вспоминая о поведении графа В.А. Соллогуба в Ницце, сообщала И.С. Аксакову, что Гоголь «не раз вздыхал <.. .> о бедной Софье Мих<айловне> и говорил: "Ничто не может быть ужаснее, как когда чувство встречается с черствым бесчувствием"»: «Владимир Ал<ександрович> то и дело что таскался в Меран волочиться за Duchesse d'Istrie, которая была еще очень хороша и весьма свободного обращения» [Виноградов 2018: 426]. Сообщая о похождениях Соллогуба, Смирнова упоминала о городе в северной Италии Мерано (или Меран), тогдашнем австрийском курорте, находящемся приблизительно в равном удалении от Ниццы и Баден-

Вестник КГУ -à № 3, 2021

Бадена, и об известной красавице Матильде Луизе Лагранж (1809-1873), герцогине Истрии («Duchesse d'Istrie»), дочери маршала Жозефа Лагранжа, жене герцога Истрии Наполеона Бессера (1802-1856).

«Бедная Софья Мих<айловна>, - продолжала Смирнова, - все терпела молча, читала Библию и занималась детьми. Раз она мне сказала: "On dit que l'amour est aveugle; ce n'est pas vrai; mais il est indulgent et pardonne tout en voyant tout, en devinant tout <Говорят, любовь слепа: это неправда: она снисходительна и все прощает, все видя и обо всем догадываясь; фр.>"» [Виноградов 2018: 426].

24 сентября (н. ст.) 1844 г. сам Гоголь писал Смирновой из Франкфурта-на-Майне: «...Не очень полагайтесь, что Сологуб теперь не кутит и ведет себя хорошо. Поведение его, может быть, временное... <...> А потому гораздо лучше, если бы между ними установилось теперь же порядочное течение жизни, покаместь еще он не простыл и готов даже выполнять просьбы жены своей. Нужно, чтобы все знакомые и приятели его нападали на него теперь же с этой стороны, чтобы он хоть сколько-нибудь вошел бы в колею свою и не был бы похож на осла, который хотя и идет в своей колее, но однако ж не пропустит, чтобы не засунуть свою морду во всякую телегу с сеном, переезжающую через дорогу» [Гоголь 2009-2010, 12: 455]. П.А. Плетнев со слов Смирновой (очевидно, познакомившей его с гоголевским письмом) 24 сентября / 6 октября (н. ст.) 1844 г. записал в дневнике, что Гоголь сравнивает графа В.А. Соллогуба с «о<слом>, идущим иногда и своею дорогою, но запускающим р<ылом> во всякий ми-мопроезжающий воз» [Виноградов 2018: 569-570].

Можно предположить, что «помолиться» о Соллогубе и Виельгорских Гоголь собирался почти сразу, как только впервые узнал о семейной неурядице, то есть уже летом 1843 г. в Баден-Бадене, а не позднее, зимой 1843/44 г. в Ницце. Заметка «Помолиться» с именами царской семьи, Соллогуба и Виельгорских, вероятнее всего, появились в записной книжке спустя лишь несколько месяцев после визита Гоголя в Риме к великой княгине Марии Николаевне.

Заключительные записи заметки «Помолиться»: «О примиреньи всех и обращеньи всех к Богу. О домашних. О противниках и союзном примиреньи с ним. О друзьях и о счастии их», - очевидно, задолго предваряют размышления Гоголя в его самой патриотической книге нашей словесности [Виноградов 2017], религиозно-политических «Выбранных местах из переписки с друзьями». (Судя по содержанию заметки, в словах «О противниках и союзном примиреньи с ним» подразумевается примирение либо с Государем, либо с Богом.)

Вполне понятна запись «О Иванове» - художнике А.А. Иванове, создателе знаменитой картины «Явление Мессии», с которым Гоголь познакомился еще

в 1837 г. В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь посвятил другу-единомышленнику отдельную статью «Исторический живописец Иванов».

Всем этим записям в книжке вполне соответствует, с одной стороны, время вызревания замысла «Выбранных мест...» - 1844 г [Виноградов 2018: 477-478, 486], с другой — содержание целого ряда библиографических записей, посвященных духовной литературе, которые содержатся в той же записной книжке: «Сочинения Стефана Яворского...»; «Пращица духовная» преосвященного Питирима, архиепископа Нижегородского; «Розыск» св. Димитрия Ростовского, «Трубы словес» и «Меч духовный» Лазаря (Барано-вича), епископа Черниговского, и др. [Гоголь 20092010, 9: 658]. К этим записям примыкает находящаяся здесь же назидательная заметка Гоголя «Богатые, прежде всего помните...» [Гоголь 2009-2010, 9: 659]3. Все эти заметки - «перечни религиозно-церковных книг» и «моралистические советы» - результат якобы внешнего «давления» на писателя «феодально-крепостнической реакции», как определял, в марксистской терминологии, глубокие личные духовные устремления Гоголя Г.М. Фридлендер [Фридлендер 1952: 660], появились в книжке отнюдь не в 1846 г. (как опрометчиво полагал исследователь4), а тремя годами ранее, осенью 1843 г.

Таким образом, наиболее вероятным временем появления заметки «Помолиться» в записной книжке Гоголя 1841-1846 гг.5 следует признать июль-август 1843 г. Впервые публикуемая заметка представляет писателя таким же последовательным сторонником церковных и традиционных государственных начал, каким он открыто явил себя современникам спустя несколько лет в своем авторском комментарии к художественному творчеству - эпистолярной книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Еще в 1836 г. создатель «Тараса Бульбы» (1834) писал о «русской безграничной любви к царю своему», ради которой можно «и жизнь, и дом, и последнее <.> принесть, как незначащую жертву» (статья «Петербургская сцена в 1835-36 г» [Гоголь 2009-2010, 7: 508]). По собственным признаниям Гоголя, «Переписку с друзьями» он создавал в духе Церкви и «самого правительства» (согласно строкам письма к Императору Николаю I от 15 января (н. ст.) 1847 г. [Гоголь 2009-2010, 14: 21]) - задумывал с тем, чтобы «возбудить благоговенье ко всему тому, что поставляется нам всем в закон нашей <.> Церковью и нашим Правительством» (письмо к П.А. Плетневу от 20 октября (н. ст.) 1846 г. [Гоголь 2009-2010, 13: 396]).

Примечания

1 Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ). Ф. 74. К. 6. Ед. хр. 6. 16 л.

2 РГБ. Ф. 74. К. 6. Ед. хр. 6. Л. 1 об.

Вестник КГУ -à № 3, 2021 89 ^

3 Текстологический анализ этой заметки и ее сличение с источником см.: [Виноградов 1992].

4 Г.М. Фридлендер не только заметку «Помолиться», но и всю книжку ошибочно датировал 1846 г. [Фридлендер 1952: 660].

5 Кроме записей 1843 и 1846 гг., в книжке есть также заметки 1841 и 1844-1845 гг. (см.: [Виноградов, Воропаев: 918-919]).

Список литературы

Виноградов И.А. «Богатые, прежде всего помните..»: <Комментарий> // Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Русская книга, 1992. С. 541-543.

Виноградов И.А. Первый биограф Гоголя // Кулиш П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем / изд. подг. И.А. Виноградов. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 3-81.

Виноградов И.А. Самая патриотическая книга нашей словесности («Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя») // Актуальные вопросы изучения духовной и светской словесности / ред. М.И. Щербакова; Ин-т мировой литературы им.

A.М. Горького РАН. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2017. Вып. 1. С. 77-94.

Виноградов И.А. Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя (1809-1852): науч. изд.: в 7 т. М.: ИМЛИ РАН, 2018. Т. 4. 704 с.

Виноградов И.А. Художник и власть. Н.В. Гоголь и цензурная политика ХГХ-ХХ вв. // Два века русской классики. 2021. Т. 3. № 1. С. 40-111. DOI https://doi. 0^/10.22455/2686-7494-2021-3-1-40-111

Виноградов И.А., Воропаев В.А. Комментарии // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: в 17 т. (в 15 кн.) / сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова,

B.А. Воропаева. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009. Т. 9. С. 788-950.

Георгиевский Г., Ромодановская А. Рукописи Н.В. Гоголя: каталог / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. М.: Соцэкгиз, 1940. 128 с.

<Гоголь Н.В> Выдержки из карманных записных книжек. <.. .> (Из записной книжки 1846 г.) // Библиотека для чтения: Бесплатное приложение к журналу «Царь-Колокол» / ред. К.Н. Цветков; изд. Э.Э. Гиппиус. М.: Тип<о>-Лит<ография> Т<оварищест>ва Лашкевич, Знаменский и К0, 1892. № 3. Март. (Сочинения Н.В. Гоголя: Извлечены из рукописей академиком Н.С. Тихонравовым. Дополнительный том ко всем предшествовавшим изданиям Сочинений Гоголя. Вып. 1). С. 92-93.

<Гоголь Н.В.> Полный текст карманных записных книжек Н.В. Гоголя. <.> 3. (Из записной книжки 1846 г.) // <Гоголь Н.В.> Соч. Н.В. Гоголя: в 7 т. Текст сверен с собственноручными рукописями автора и первоначальными изданиями его произведений

Н. Тихонравовым и В. Шенроком. 10-е изд. М.; СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1896. Т. 6. С. 525-526.

<Гоголь Н.В> Соч. Н.В. Гоголя. Пг.: Лит.-изд. отдел Народного Комиссариата по просвещению, 1919. 1400 стб.

Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем: в 17 т. (в 15 кн.) / сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009-2010.

Тихонравов Н. С. Примечания редактора и варианты // <Гоголь Н.В.> Соч. Н.В. Гоголя: в 7 т. Текст сверен с собственноручными рукописями автора и первоначальными изданиями его произведений Н. Тихонравовым. 10-е изд. М.: Издание книжн<ого> маг<азина> В. Думнова, под фирмою «Наследники бр. Салаевых», 1889. Т. 4. С. 465-619.

Фридлендер Г.М. <Записная книжка 1846 г>: <Комментарий> // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: <в 14 т.> <Л.>: АН СССР, 1952. Т. 9 / Тексты и коммент. подготовили И.Я. Айзеншток, А.А. Назаревский, Г.М. Фридлендер. С. 659-661.

Фридлендер Г.М. К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы. М.: Гослитиздат, 1962. 608 с.

References

Vinogradov I.A. "Bogatye, prezhde vsegopomnite...": Kommentarii ["Rich, first of all remember...": A comment]. Gogol' N.V. Dukhovnaia proza [Spiritual prose]. Moscow, Russkaia kniga Publ., 1992, pp. 541-543. (In Russ.)

Vinogradov I.A. Pervyi biograf Gogolia [The first biographer of Gogol]. Kulish P.A. Zapiski ozhizniNikolaia Vasil'evicha Gogolia, sostavlennye iz vospominanii ego druzei i znakomykh i iz ego sobstvennykh pisem [Notes on the life of Nikolai Vasilyevich Gogol, composed from the memoirs of his friends and acquaintances and from his own letters], the publication was prepared by I.A. Vinogradov. Moscow, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences Publ., 2003, pp. 3-81. (In Russ.)

Vinogradov I.A. Samaiapatrioticheskaia kniga nashei slovesnosti («Vybrannye mesta izperepiski s druz'iami Nikolaia Gogolia») [The most patriotic book in our literature (Selected Passages from Correspondence with Friends of Nikolai Gogol)]. Aktual'nye voprosy izuche-niia dukhovnoi i svetskoi slovesnosti [Topical issues in the study of spiritual and secular literature], editor M.I. Shcherbakova. A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences. Moscow, U Ni-kitskikh vorot Publ., 2017, issue 1, pp. 77-94. (In Russ.)

Vinogradov I.A. Letopis' zhizni i tvorchestva N.V. Gogo-lja (1809-1852). Nauchnoe izdanie: v 7 tomah [Chronicle of the life and work of N.V. Gogol (1809-1852). Scientific publication: in 7 vols]. Moscow, A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences Publ., 2018, vol. 4, 704 p. (In Russ.)

Вестник КГУ -Л № 3, 2021

Vinogradov I.A. Khudozhnik i vlast'. N.V. Gogol' i tsenzurnaia politika XIX-XX vv. [Artist and Authorities. Nikolay Gogol and the Censorship Policy of the 19th — 20th Centuries]. Dva veka russkoi klassiki [Two centuries of the Russian classics], 2021, vol. 3, № 1, pp. 40-111. (In Russ.) DOI https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-40-111

Vinogradov I.A., Voropaev VA. Kommentarii [Comments]. Gogol' N.V. Polnoe sobranie sochinenii i pi-sem: v 17 t. (15 kn.) [Complete works and letters in 17 vols. (15 books), compilation, preparation of texts and comments by I.A. Vinogradov, V.A. Voropaev. Moscow, Kiev, Moscow Patriarchy Publ., 2009, vol. 9, pp. 788950. (In Russ.)

Georgievskii G., Romodanovskaia A. Rukopi-si N.V. Gogolia: katalog. (Gosudarstvennaia biblioteka SSSR imeni V.I. Lenina.) [Manuscripts of N.V Gogol: catalog. (State Library of the USSR named after V.I. Lenin.)]. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1940, 128 p. (In Russ.)

Gogol' N.V Vyderzhki iz karmannykh zapisnykh kniz-hek... (Iz zapisnoi knizhki 1846 g.). [Excerpts from pocket notebooks... (From a notebook of 1846)]. Biblioteka dlia chteniia. Besplatnoe prilozhenie k zhurnalu "Tsar'-Kolokol" (Sochineniia N.V Gogolia. Izvlecheny iz ruko-pisei akademikom N.S. Tikhonravovym. Dopolnitel'nyi tom ko vsem predshestvovavshim izdaniiam Sochinenii Gogolia, vypusk 1) [Library for reading. Free supplement to the Tsar-Kolokol magazine. (Works of N.V. Gogol. Extracted from manuscripts by academician N.S. Ti-khonravov. Supplementary volume to all previous editions of Works of Gogol, issue 1)], ed. by K.N. Tsvet-kov, publ. E.E. Gippius. Moscow, Tipo-Lithograph of the Partnership Lashkevich, Znamensky and Company Publ., 1892, No. 3, March, pp. 92-93. (In Russ.)

Gogol' N.V. Polnyi tekst karmannykh zapisnykh kniz-hek N.V. Gogolia... (Iz zapisnoi knizhki 1846 g.) [The full text of N.V. Gogol... (From the notebook of 1846).]. Gogol' N.V Sochineniia: v 7 tomakh [Works: in 7 vo-

lumes], the text is verified against the author's handwritten manuscripts and the original editions of his works by N. Tikhonravov and V. Shenrok. 10th edition. Moscow, St. Petersburg, A.F. Marx Publ., 1896, vol. 6, pp. 525526. (In Russ.)

Gogol' N.V Sochineniia [Works]. Petrograd, Literary and Publishing Department of the People's Commissariat for Education Publ., 1919, 1400 columns. (In Russ.)

Gogol' N.V. Polnoe sobranie sochinenii i pi-sem: v 17 t. (15 kn.) [Complete works and letters in 17 vols. (15 books), compilation, preparation of texts and comments by I.A. Vinogradov, V.A. Voropaev. Moscow, Kiev, Moscow Patriarchy Publ., 2009-2010. (In Russ.)

Tikhonravov N.S. Primechaniia redaktora i varian-ty [Editor's notes and options]. Gogol' N.V Sochineniia: v 7 tomakh [Works: in 7 vols], the text is verified with the author's handwritten manuscripts and the original editions of his works by N. Tikhonravov. 10th edition. Moscow, Publishing of V. Dumnov's bookstore, under the firm "Heirs of the Salaev brothers" Publ., 1889, vol. 4, pp. 465-619. (In Russ.)

Fridlender G.M. Zapisnaia knizhka 1846 g.: Kommentarii [Notebook 1846. Commentary]. Gogol' N.V Polnoe sobranie sochinenii: v 141. [Complete works and letters: in 14 vols.]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1952, vol. 9, texts and comments were prepared by I.Ya. Aizenshtok, A.A. Nazarevsky, G.M. Friedlander, pp. 659-661. (In Russ.)

Fridlender G.M. K. Marks i F. Engel's i voprosy litera-tury [K. Marx and F. Engels and questions of literature]. Moscow, State literary publ. house, 1962, 608 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 27.04.2021; одобрена после рецензирования 05.06.2021; принята к публикации 18.08.2021.

The article was submitted 27.04.2021; approved after reviewing 05.06.2021; accepted for publication 18.08.2021.

Вестник КГУ -Л № 3, 2021 91 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.