Научная статья на тему 'Неизвестные материалы об издательской деятельности Есенина (1921 г.)'

Неизвестные материалы об издательской деятельности Есенина (1921 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. Есенин — издатель / архивы / неизвестные документы / Л.Б. Каменев / имажинисты / типография / литературная жизнь 1920–1921 гг. / S.A. Esenin as a publisher / archives / unknown documents / L.B. Kamenev / imaginists / printing house / literary life of 1920–1921

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нина Максимовна Солобай

В статье впервые вводятся в научный оборот два архивных документа с подписью С.А. Есенина, не вошедшие в Полное собрание сочинений поэта в 7 т. (9 кн.), (1995–2001). Эти документы хранятся в ЦГАМО (Центральном государственном архиве Московской области; фонд Моссовета). Они свидетельствуют о планах имажинистов по расширению их издательской деятельности. Основной документ — письмо с неофициальным обращением к председателю Моссовета Л.Б. Каменеву за подписями Есенина, В.Г. Шершеневича и А.Б. Кусикова с просьбой распорядиться о предоставлении в их распоряжение типографии. К письму приложено официальное ходатайство на имя Каменева за подписями Шершеневича, Есенина, С.Т. Григорьева, Р. Ивнева, Кусикова. Оба документа, зарегистрированные в экспедиции Исполкома Моссовета 31 декабря 1921 г., подробно прокомментированы. Содержание обнаруженного письма Каменеву подтверждает, что поэты-имажинисты уже имели успешный опыт подобного запроса. Среди «нелегальных» изданий имажинистов — авторский сборник Есенина «Трерядница», вышедший в середине октября 1920 г. под маркой несуществующего издательства «Злак», а также три коллективных сборника с участием Есенина — «Плавильня слов», «Харчевня зорь», «Конница бурь», вышедшие в феврале–мае 1920 г. Новые документы открывают неизвестные ранее страницы биографии Есенина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unknown Materials about Esenin’s Publishing Activity (1921)

The article introduces into scientific circulation two archival documents signed by S.A. Esenin, which were not included in “The Complete Works of S.A. Esenin” in 7 vols. (9 books) (1995–2001). These documents are kept in the Moscow City Council fund in the Central State Archive of the Moscow Region and indicate plans to expand the publishing activities of imaginists, namely, the project of opening their own printing house. The main document is a letter with an informal appeal to the chairman of the Moscow City Council L.B. Kamenev signed by Esenin, V.G. Shershenevich, and A.B. Kusikov. An official petition addressed to Kamenev, signed by Shershenevich, Esenin, S.T. Grigoriev, R. Ivnev, and Kusikov, is attached to the letter. Both documents were registered in the expedition of the Executive Committee of the Moscow City Council on December 31, 1921, and are commented on in detail in the article. The content of the discovered letter to Kamenev confirms that there was previously a successful initiative of a similar nature. Among the “illegal” publications of the imaginists is the author’s collection of Esenin “Treryadnitsa,” published in mid-October 1920 under the brand of the non-existent publishing house “Cereal,” as well as three collections with the participation of Esenin — “The Foundry of Words,” “The Tavern of Dawn,” “The Cavalry of Storms,” published in February–May 1920. These discovered documents open previously unknown pages of Esenin’s biography.

Текст научной работы на тему «Неизвестные материалы об издательской деятельности Есенина (1921 г.)»

Литературный факт. 2023. № 3 (29)

Literaturnyi fakt [Literary Fact], no. 3 (29), 2023

Научная статья

с публикацией архивных материалов

УДК 821.161.1.0

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-29-174-185 https://elibrary.ru/FQDBYE

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Неизвестные материалы об издательской деятельности Есенина (1921 г.)

Аннотация: В статье впервые вводятся в научный оборот два архивных документа с подписью С.А. Есенина, не вошедшие в Полное собрание сочинений поэта в 7 т. (9 кн.), (1995-2001). Эти документы хранятся в ЦГАМО (Центральном государственном архиве Московской области; фонд Моссовета). Они свидетельствуют о планах имажинистов по расширению их издательской деятельности. Основной документ — письмо с неофициальным обращением к председателю Моссовета Л.Б. Каменеву за подписями Есенина, В.Г. Шершеневича и А.Б. Кусикова с просьбой распорядиться о предоставлении в их распоряжение типографии. К письму приложено официальное ходатайство на имя Каменева за подписями Шершеневича, Есенина, С.Т. Григорьева, Р. Ивнева, Кусикова. Оба документа, зарегистрированные в экспедиции Исполкома Моссовета 31 декабря 1921 г., подробно прокомментированы. Содержание обнаруженного письма Каменеву подтверждает, что поэты-имажинисты уже имели успешный опыт подобного запроса. Среди «нелегальных» изданий имажинистов — авторский сборник Есенина «Трерядница», вышедший в середине октября 1920 г. под маркой несуществующего издательства «Злак», а также три коллективных сборника с участием Есенина — «Плавильня слов», «Харчевня зорь», «Конница бурь», вышедшие в феврале-мае 1920 г. Новые документы открывают неизвестные ранее страницы биографии Есенина.

Ключевые слова: С.А. Есенин — издатель, архивы, неизвестные документы, Л.Б. Каменев, имажинисты, типография, литературная жизнь 1920-1921 гг.

Информация об авторе: Нина Максимовна Солобай — историк-архивист, независимый исследователь, г. Москва, Россия.

E-mail: editor@litfact.ru

Для цитирования: Солобай Н.М. Неизвестные материалы об издательской деятельности Есенина (1921 г.) // Литературный факт. 2023. №№ 3 (29). С. 174-185. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-29-174-185

© 2023, Н.М. Солобай Независимый исследователь, Москва, Россия

Поиски новых материалов о Сергее Есенине в государственных архивах Москвы убеждают в необходимости углубленного и более внимательного изучения профильных архивных фондов московских организаций, включая управленческие структуры всех уровней, а также фондов издательских работников личного происхождения. Там могут оказаться не известные ранее материалы по истории культуры, отражающей эпоху Серебряного века русской поэзии, ярчайшим представителем которой является Есенин. Его ипостаси в литературном пространстве России — поэт, прозаик, драматург, очеркист, литературный теоретик и критик, издатель. Наиболее полно издательская деятельность Есенина отразилась в исследовательских работах о периоде с осени 1918 г. по начало мая 1922 г. (издательский кооператив «Московская трудовая артель художников слова» (МТАХС) и издательство «Имажинисты»)1.

В обширной мемуаристике содержится немало свидетельств о профессиональном интересе поэта к издательскому делу2. Вс. Иванов в набросках воспоминаний, написанных десятилетия спустя после смерти Есенина, специально отметил: «...он любил рассуждать <...> об издательской деятельности. Ему хотелось открыть издательство и печатать журнал» [13, т. 2, с. 76]. В 1932 г. непосредственный участник выпуска книг имажинистами Вадим Шершеневич утверждал: «Мы с Мариенгофом были плохими издателями. Практически издавали Кусиков и Есенин. Оба они это дело знали и любили, и чем труднее было издавать, тем больше азартного желания рождалось в них» [7, с. 213].

1 См. [1; 19; 20; 21], статьи: ВдовинВ.А. Если обратиться к первоисточнику. Страницы творческой биографии С. Есенина [3, с. 596-606]; Юшкин Ю.Б. Есенин и «Московская трудовая артель художников слова» [3, с. 607-618]; Галушкин А.Ю. Сергей Есенин и «Современная Россия»: новые материалы [17, с. 488-492]; Субботин С.И. К истории деловых отношений Есенина с издательством ВЦИК и Госиздатом РСФСР (1919-1922 годы) [5, с. 148-168]; [Заявление С.А. Есенина в Госиздат о включении в собрание его стихотворений вступительной статьи И.В. Евдокимова, 1925] / публ. и комм. Д.В. Неустроева [11, с. 540-544]; Субботин С.И. Иван Евдокимов и литературное наследие Сергея Есенина (1926-1927 годы) [14, с. 281-295]; Аникина О.Л. Бакинские знакомые Есенина — сотрудники газеты «Бакинский рабочий»: по архивным материалам [14, с. 380-384]; Аникина О.Л. Раритеты из коллекции Ю.Л. Прокушева: неопубликованный сборник С.А. Есенина «Телец» [15, с. 339-343].

2 См., например, свидетельства в книгах А.Б. Мариенгофа («Роман без вранья», 1927), М.Д. Ройзмана («Все, что помню о Есенине», 1973), очерках Г.Д. Деева-Хомяковского, Л.М. Клейнборта, М.П. Мурашева, И.В. Грузинова [13, т. 1, с. 147-150, 168-173, 187-197, 351-364, 364-379, 380-409, 408-417], Г.А. Бениславской, Вс. Иванова, Н.К. Вержбицкого, Л.О. Повицкого, И.В. Евдокимова, В.Ф. Наседкина [10, т. 2, с. 49-66, 75-82, 208-231, 232-250, 282-302, 303-312], А.М. Сахарова [13, с. 435-448], фрагментах мемуаров В.Г. Шершеневича [5, с. 29-146, 201-228] и др.

Есенина безусловно можно отнести к плодотворным издателям. Школу издательского дела он прошел уже в юности. Начало самостоятельной жизни поэта, уже в 1912 г. подготовившего к изданию рукопись сборника «Больные думы» и стремящегося увидеть его напечатанным, неслучайно связано с работой в типографиях (книгоиздательства И.Д. Сытина и торгового дома Д. Чернышева и Н Кобелькова). В первый московский период (1913-1914) он деятельно участвует в выпуске журнала «Друг народа». В Петрограде в 1915 г. у Есенина возникает идея издания крестьянского журнала, где он «хотел вести отдел "Деревня", чтобы познакомить читателя с тем, как живет, чем болеет крестьянин» [13, т. 1, с. 189].

В течение пятнадцати лет творческой жизни поэт подготовил и изданию и замыслил не меньше 130-ти авторских сборников, из которых увидели свет 33 книги, включая посмертное Собрание стихотворений, а также 30 коллективных сборников3. Есенин неоднократно заявлял о намерении выпускать собственный журнал или литературный альманах в Москве; с такою же мыслью 23 декабря 1925 г. он уезжает в Ленинград. Обширен круг знакомых издателей и издательских работников, включая соратников и друзей. Летопись жизни и творчества Есенина зафиксировала порядка 40 имен: М.В. Аверьянов, Н.С. Ашукин, Е.Я. Белицкий, А.А. Берзинь, И.С. Берлин, О.М. Бескин, Д.Д. Бурлюк, И.В. Вардин, Н.А. Вирап (Вирапян), В.И. Вольпин, А.К. Воронский, В.В. Гольцев, З.И. Гржебин, З.Г. Гринберг, И.В. Евдокимов, К.С. Еремеев, П.Н. Зайцев, И.И. Ионов, Н.И. Иорданский, А.М. Калмановский, А.М. Кожебаткин, А.Ф. Кулемкин, Е.Г. Лундберг, Д.А. Лутохин, И.М. Майский, В.С. Миролюбов, М.П. Мурашев, С.А. Поляков, А.М. Сахаров, И.И. Старцев, Н.А. Столляр, А.И. Тарасов-Родионов, П.И. Чагин, А.М. Чернышев, Н.Г. Шебуев, И.И. Ясинский. Всегда становились приятелями поэта и рабочие типографий, где печатались книги Есенина и его поэтических собратьев.

В этом неполном списке выделим имя руководителя Петроградского (Ленинградского) отделения Госиздата Ильи Ионовича Ионова (Бернштейна), адресата стихотворения Есенина «Издатель славный! В этой книге...» (1924). В Музее Сергея Есенина в Ташкенте хранится беловой недатированный автограф первых трех его строф с посвящением «Милому Ионову» [4, т. 4, с. 415]. По мнению Н.И. Шубниковой-Гусевой, отношения поэта и издателя были непростыми и в стихах ощущается попытка «задобрить» издателя

3 См.: Указатель прижизненных книг С.А. Есенина. Указатель коллективных сборников и монографий с участием С.А. Есенина [10, с. 692-699].

[19, с. 344-345]. Однако не следует сбрасывать со счетов, что сборник «Москва кабацкая», который долго не удавалось пристроить в Москве, вышел в середине июля 1924 г. в Ленинграде в типографии Ленгиза им. Н.И. Бухарина [2, с. 110-111; 22, с. 43] благодаря лично Ионову. Как раз в это время и появились есенинские стихи, обращенные к издателю. Подчеркнем также, что в словаре поэзии Есенина прилагательное «славный» в значении «располагающий к себе, милый, симпатичный» встречается единственный раз [18, с. 183].

Из мемуарной литературы известно о любви и интересе Есенина к типографскому делу. Свидетель его жизни 1913-1914 гг. Г. Д. Деев-Хомяковский писал: «Фабрика с ее гигантскими размахами и бурливой жизнью произвела на Есенина громадное впечатление. Он был весь захвачен работой на ней и даже бросил было писать стихи» [13, т. 1, с. 148]. Напомним, что в стенах этой типографии (в 1925-1926 гг. — Первой, ныне Первой образцовой), наверное, на том же оборудовании, печаталось при жизни Есенина его Собрание стихотворений, ставшее посмертным.

Личное участие поэта в работе типографии было естественным. Есенин — дипломированный педагог, а производственный рабочий стаж порядка полутора лет — работа в московских типографиях в 1913-1914 гг. в качестве экспедитора, помощника корректора и корректора. Кстати, Шершеневич отмечал высокую грамотность Есенина, в отличие от Мариенгофа: «Писал он с помарками, но без ошибок <...> не то, что Анатолий, который мог по рассеянности в любом слове сделать ошибку.» [7, с. 215].

Через десять лет Николай Вержбицкий наблюдает за реакцией Есенина, посетившего в Тифлисе типографию издательства «Заря Востока»: «Войдя в наборный цех, он начал как-то странно поводить носом, и на лице у него появилась довольная улыбка. А взгляд любовно скользил по наборным кассам, по печатным станкам, по талеру, на котором уже заканчивалась верстка одной полосы газеты. Вскоре я убедился, что Есенин хорошо разбирается в типографском деле. Потом он еще много раз навещал меня в типографии и всегда говорил, что запах типографской краски напоминает ему юность и какие-то приятные и интересные события. Есенин быстро сошелся со всеми рабочими.» [13, т. 2, с. 213]. Седьмую годовщину Октябрьской революции он отмечал в компании наборщиков и печатников этой типографии. В стихотворении «Заря Востока», адресованном редакции одноименной газеты, среди ее сотрудников поименован и заведующий типографией и финансовой частью Э.Б. Лопатухин [4, т. 4, с. 196-198, 424].

Во второй половине 1921 г. у Есенина появился реальный шанс стать одним из руководителей частной типографии. В ЦГАМО (Центральном государственном архиве Московской области) среди документов обширного и сложно организованного фонда Моссовета (свыше 16 тыс. ед. хр.; кроме того, часть документов хранится в ЦГА города Москвы) удалось обнаружить два не известных ранее документа с подписью Есенина, не вошедшие в Полное собрание сочинений поэта. Они свидетельствуют о планах расширения издательской деятельности имажинистов, а именно, о проекте открытия собственной типографии.

Основной документ — письмо без даты с неофициальным обращением к председателю Моссовета Л.Б. Каменеву. Написанное В. Шершеневичем, оно, кроме авторской, имеет подписи Есенина и Кусикова:

Многоуважаемый

Лев Борисович!

Несколько месяцев тому назад Вы подписали нам Ваше разрешение на выдачу нам типографии, для передачи нашего ходатайства в Полиграф[ический] Отдел. Однако, тогда наша просьба не увенчалась успехом в Полиграфотделе. Теперь там изменилась точка зрения, и типография нам дается при условии, что Вы повторите свою надпись. На прилагаемом ходатайстве нужна Ваша резолюция, о неимении препятствий.

Заранее извиняемся за вторичное беспокойство.

Заранее благодарим.

С. Есенин Вад. Шершеневич А. Кусиков 4

К письму приложено официальное ходатайство на имя Каменева от «трудовой группы поэтов и писателей», отпечатанное на пишущей машинке (лист стандартного размера) также без указания даты, за подлинными подписями Шершеневича, Есенина, С. Григорьева, Р. Ивнева, А. Кусикова, представившимися членами Всероссийского профсоюза поэтов и писателей (правда, каждый из этих союзов представлял собой автономную организацию):

4 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 25. Ед. хр.15. Л. 7.

Председателю Московского Совдепа Л.Б. Каменеву.

От трудовой группы поэтов и писателей.

Настоящим просим Вас разрешить нам работать на артельных началах, личным трудом, как производственный кустарный кооператив в имеющейся у нас типографии, дабы иметь возможность издавать свои произведения.

Означенная артель в плане своих работ и в самых работах будет подчинена всем существующим требованьям и положениям. Члены Всероссийского Профсоюза поэтов и писателей

Вад. Шершеневич С. Есенин C. Григорьев Р. Ивнев А. Кусиков 5

Оба документа зарегистрированы в экспедиции Исполкома Моссовета 31 декабря <1921 г.> за входящими № 22083 и 22084. На основном рукописном документе — резолюция без подписи: «В архив», так что можно достаточно уверенно предположить, что на рассмотрение Каменеву бумаги, скорее всего, так и не поступили.

Эта дважды проявленная и важная для имажинистов инициатива, впрочем, никак не отразилась в их обширной мемуаристике — даже у Матвея Ройзмана, представлявшего себя посредником между имажинистами и Моссоветом и утверждавшего, что все документы печатались на его личной пишущей машинке6.

Попробуем прокомментировать ситуацию. В условиях дефицита полиграфической базы поэты вели интенсивные поиски выхода из сложившейся ситуации. Лично Есенину в конце 1920 г. удается во 2-м отделении государственной типографии напечатать два сборника: «Преображение» и третье издание «Радуницы». Однако в издании долгожданной поэтом книги «Стихи и поэмы о земле русской, о чудесном госте и невидимом граде Инонии» после долгих мытарств Госиздат отказал7. В одном из писем того времени Есенин с горечью писал: «Уж очень трудно стало у нас с книжным делом в Москве. Почти ни одной типографии не дают для нас, несоветских... Заедают нас, брат, заедают.» [4, т. 6, с. 111-112]. Анало-

5 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 25. Ед. хр.15. Л. 6.

6 Ройзман М.Д. Все, что помню о Есенине. М.: Сов. Россия, 1978. С. 45, 68.

7 См.: Субботин С.И. К истории деловых отношений Есенина с издательством ВЦИК и Госиздатом РСФСР (1919-1922 годы) [5, с. 161-163].

гичная жалоба — в другом письме: «...я осужден бродить <...> из типографии в типографию и опять в типографию» [4, т. 6, с. 110].

В выявленных архивных документах содержится признание о наличии у имажинистов нелегальной полиграфической базы. Это обстоятельство зафиксировано в материалах проверки их издательской и книготорговой деятельности, осуществленной Наркоматом рабоче-крестьянской инспекции 17-31 мая 1921 г. [9, с. 119, 127-129]. Среди таких нелегальных изданий — авторский сборник Есенина «Трерядница», вышедший в середине октября 1920 г. под маркой несуществующего издательства «Злак», а также три коллективных сборника с участием Есенина — «Плавильня слов», «Харчевня зорь», «Конница бурь», вышедшие в феврале-мае 1920 г. Полулегально вышел в 1921 г. есенинский сборник «Исповедь хулигана» в издательстве «Имажинисты». О подобной практике писал Шершеневич, который между прочим отмечал, что Есенин «мечтал издаваться легально» [7, с. 214]. Сгущая ситуацию, Есенин, Мариенгоф и Шершеневич в письме наркому по просвещению А.В. Луначарскому (5 марта 1920 г.) подчеркнут: «За весь период времени нам не удалось выпустить законным и легальным путем ни одной книги стихов, ни одного альманаха» [4, т. 7, кн. 2, с. 238-239].

Возможность узаконить свою издательскую деятельность имажинисты получили во второй половине августа 1921 г. после принятия коллегией Наркомпроса и президиумом Моссовета постановлений (соответственно 18 и 26 августа) о частном книгоиздании, отменяющих существовавшие ранее ограничения деятельности частных издательств и разрешающих им иметь собственную полиграфическую базу при обязательном условии, что книги не будут направлены против советского строя и не будут носить явно антиобщественного содержания [9, с. 170, 176]. Так появилось первое ходатайство поэтов с положительной резолюцией Каменева. Можно предположить, что реакция Есенина и его товарищей была молниеносной и на начальном этапе результативной. Не обнаруженный пока документ, предъявленный в Полиграфотдел, вероятно, затерялся в делопроизводстве как не требующий исполнения. Его можно условно датировать концом августа-началом сентября 1921 г., что подтверждается словами из новообнаруженного текста конца декабря 1921 г.: «несколько месяцев назад», а также тем обстоятельством, что Есенин с 11 июля по 26 сентября 1921 г. безвыездно находился в Москве8.

8 Отмеченное в Летописи жизни и творчества поэта событие — путешествие по Новгородской губернии [9, с. 147] — представляется нам недостаточно обоснованным.

Логично предположить, что вторая, оказавшаяся совсем неудачной, попытка имажинистов добиться разрешения на типографскую деятельность связана с выходом (12 декабря 1921 г.) «Декрета Совета Народных Комиссаров о частных издательствах», в 3-м пункте которого более четко формулируется право издательствам иметь собственные типографии [6, с. 112-113].

Судя по характеру неформального обращения поэтов к Каменеву имажинисты рассчитывали на его весомую поддержку. Ныне в некоторых работах акцентируется особая близость Есенина и его соратников-имажинистов к руководству страны (см., например: [8, с. 270-271]). Между тем, известные на этот счет факты единичны. Сохранилось официальное обращение МТАХС в Моссовет, подписанное Есениным (староста) и Мариенгофом (писарь), об открытии книжной давки, зарегистрированное 20 сентября 1919 г., с разрешительной резолюцией председателя Моссовета Каменева [4, т. 7, кн. 2, с. 233-234, 405-406). Мариенгоф утверждает, что поэты получили разрешение только после долгой беготни в Моссовет при очной встрече, по настойчивым уговорам Есенина, старательно «по-клюевски» окающего и по-мужицки тыкающего «отцу родно-му»9. Известен текст инскрипта Есенина на сборнике «Трерядница», включенный в ПСС как достоверный: «Дорогому Льву Борисовичу // Каменеву. // Многопризнательный // Сергей Есенин. 1920. 24 июня» [4, т. 7, кн. 1, с. 105]. Он вызывает вопросы. Текст опубликован Н.Г. Юсовым на основании сообщения А.А. Козловского со ссылкой на И.И. Шнейдера, владельца раритетного сборника, местонахождение которого ныне неизвестно [4, т. 7, кн. 1, с. 443]. Как он попал к Шнейдеру, тоже неизвестно: тот познакомится с Есениным только в октябре 1921 г. Не исключено, что это могла быть заготовка для подарка на случай личной встречи поэта с Каменевым, которая в тот момент не состоялась (так же, как и год спустя). И потому резюме комментаторов Полного собрания сочинений поэта, что Каменев оказывал «содействие Есенину и его друзьям-имажинистам в издательской и книготорговой деятельности» [2, т. 7, кн. 1, с. 444], выглядит не вполне убедительно. Впрочем, не исключено, что при обращении к чиновнику, оказавшему поэтам не любезность, но лишь исполнившему свою обязанность, Есенин все же однажды мог назвать себя «многопризнательным».

Все вышеизложенное — лишь один из многочисленных эпизодов литературно-общественной деятельности Есенина. Судя по всему,

9 Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М.: Моск. рабочий, 1990. С. 312.

есть реальные перспективы развернуть этот эпизод в полноценное исследование темы «Есенин и книгоиздание».

Литература

1. Базанов В.В. «Время мое приспело...» (С. Есенин и книгоиздательство МТАХС) // Вопросы литературы. 1975. № 1. С. 199-211.

2. БелоусовВ.Г. Сергей Есенин. Лит. хроника. М.: Сов. Россия, 1970. Ч. 2. 448 с.

3. В мире Есенина / сост. А.А. Михайлов, С.С. Лесневский. М.: Сов. писатель, 1986. 654 с.

4. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. (9 кн.) / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: Наука; Голос, 1995-2001.

5. Издания Есенина и о Есенине. Итоги. Открытия. Перспективы. Есенинский сборник. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2001. Вып. IV. 307 с. (Новое о Есенине; 4)

6. Издательское дело в первые годы Советской власти. Сб. документов и материалов. М.: Книга, 1972. 240 с.

7. Как жил Есенин. Мемуарная проза / сост., автор послесл. и комм. А.Л. Казаков. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1991. 379 с.

8. Лекманов О.А., Свердлов М.И. Сергей Есенин. Биография. 2-е изд. М.: Астрель, 2011. 606 с.

9. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 3, кн. 1: 1921-10 мая 1922 / отв. ред. С.И. Субботин, сост. В.А. Дроздков, А.Н. Захаров. 473 с.

10. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. М: ИМЛИ РАН, 2018. Т. 5, кн. 2: 24 декабря 1925 года - середина 1926 года. Справочные материалы / отв. ред. С.И. Субботин, сост. Н.И. Шубниковой-Гусевой. 1160 с.

11.. Наследие Есенина и русская национальная идея: современный взгляд. М.; Рязань; Константиново: РГПУ, 2005. 569 с.

12. Русский имажинизм: история, теория, практика. М.: ИМЛИ РАН. 2005. 518 с.

13. С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986.

14. Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Сб. науч. трудов. М., Рязань; Константиново: ГМЗЕ, 2018. Ч. III. 640 с. (Есенин в XXI веке; 6)

15. Сергей Есенин в контексте мировой литературы. Сб. науч. трудов. М.; Рязань; Константиново: ГМЗЕ, 2020. Вып. 7. 408 с. (Есенин в XXI веке; 7)

16. Сергей Есенин глазами современников / вступ. ст., сост., подг. текста, коммент. Н.И. Шубниковой-Гусевой. СПб.: Росток, 2006. 637 с.

17. Столетие Сергея Есенина. Междунар. симпозиум. Есенинский сборник. М.: Наследие, 1997. Вып. III. 524 с. (Новое о Есенине; 3)

18. Шипулина Г.И. Словарь языка Есенина. Прилагательное. Числительное. Местоимение. Наречие. Баку: Мутарджим, 2013. 553 с.

19. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2001. 684 с.

20. Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин и Галина Бениславская. СПб.: Росток, 2008. 479 с.

21. Юсов Н.Г. Известный и неизвестный Есенин. М.: Новый индекс, 2012. 638 с.

22. Юсов Н.Г. Прижизненные издания С.А. Есенина. Библиографический справочник. М.: Златоцвет, 1994. 144 с.

Research Article and Publication of Archival Documents

Unknown Materials about Esenin's Publishing Activity

(1921)

© 2023. Nina M. Solobay Independent Researcher, Moscow, Russia

Abstract: The article introduces into scientific circulation two archival documents signed by S.A. Esenin, which were not included in "The Complete Works of S.A. Esenin" in 7 vols. (9 books) (1995-2001). These documents are kept in the Moscow City Council fund in the Central State Archive of the Moscow Region and indicate plans to expand the publishing activities of imaginists, namely, the project of opening their own printing house. The main document is a letter with an informal appeal to the chairman of the Moscow City Council L.B. Kamenev signed by Esenin, V.G. Shershenevich, and A.B. Kusikov. An official petition addressed to Kamenev, signed by Shershenevich, Esenin, S.T. Grigoriev, R. Ivnev, and Kusikov, is attached to the letter. Both documents were registered in the expedition of the Executive Committee of the Moscow City Council on December 31, 1921, and are commented on in detail in the article. The content of the discovered letter to Kamenev confirms that there was previously a successful initiative of a similar nature. Among the "illegal" publications of the imaginists is the author's collection of Esenin "Treryadnitsa," published in mid-October 1920 under the brand of the non-existent publishing house "Cereal," as well as three collections with the participation of Esenin — "The Foundry of Words," "The Tavern of Dawn," "The Cavalry of Storms," published in February-May 1920. These discovered documents open previously unknown pages of Esenin's biography.

Keywords: S.A. Esenin as a publisher, archives, unknown documents, L.B. Kamenev, imaginists, printing house, literary life of 1920-1921.

Information about the author: Nina M. Solobay — archivist historian, Independent researcher, Moscow, Russia.

E-mail: editor@litfact.ru

For citation: Solobay, N.M. "Unknown Materials about Esenin's Publishing Activity (1921)." Literaturnyifakt, no. 3 (29), 2023, pp. 174-185. (In Russ.) https:// doi.org/10.22455/2541-8297-2023-29-174-185

References

1. Bazanov, V.V. "'Vremia moe prispelo...' (S. Esenin i knigoizdatel'stvo MTAKhS)" ["'My Time has Come...' (S. Esenin and Moscow Labor Artel of Word Artists Publishing House)"]. Voprosy literatury, no. 1, 1975, pp. 199-211. (In Russ.)

2. Belousov, V.G. Sergei Esenin. Literaturnaia khronika [Sergey Esenin. Literary Chronicle], part 2. Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ., 1970. 448 p. (In Russ.)

3. V mire Esenina [In Esenin's World], comp. A.A. Mikhailov, S.S. Lesnevskii. Moscow, Sovetskii Pisatel' Publ., 1986. 654 p. (In Russ.)

4. Esenin, S. A. Polnoe sobranie sochinenii: v 71. (9 kn.) [Complete Works: in 7 vols. (9 books)], ex. ed. Iu.L. Prokushev. Moscow, Nauka, Golos Publ., 1995-2001. (In Russ.)

5. Izdaniia Esenina i o Esenine. Itogi. Otkrytiia. Perspektivy. Eseninskii sbornik [Editions of Esenin and about Esenin. Results. Discoveries. Perspectives. Esenin Collection], issue 4. Moscow, IWL RAS, Nasledie Publ., 2001. 307 p. (In Russ.)

6. Izdatel 'skoe delo v pervye gody Sovetskoi vlasti. Sbornik dokumentov i materialov [Publishing in the Early Years of Soviet Power. Collection of Documents and Materials]. Moscow, Kniga Publ., 1972. 240 p. (In Russ.)

7. Kak zhil Esenin. Memuarnaia proza [How Esenin Lived. Memoir Prose], comp., author of the afterword and comm. A.L. Kazakov. Chelyabinsk, Iuzhno-Ural'skoe knizh-noe izdatel'vo Publ., 1991. 379 p. (In Russ.)

8. Lekmanov, O.A., and M.I. Sverdlov. Sergei Esenin. Biografiia [Sergey Esenin. Biography]. 2nd ed. Moscow, Astrel' Publ., 2011. 606 p. (In Russ.)

9. Letopis'zhizni i tvorchestva S.A. Esenina: v 5 t. (7kn.) [Chronicle of S.A. Esenin's Life and Work: in 5 vol. (7 books)], vol. 3, book 1: 1921-10 maia 1922 [1921-May 10, 1922], ex. ed. S.I. Subbotin, comp. V.A. Drozdkov, A. N. Zakharov. Moscow, IWL RAS Publ., 2005. 473 p. (In Russ.)

10. Letopis'zhizni i tvorchestva S.A. Esenina: v 5 t. (7 kn.) [Chronicle of S.A. Esenin's Life and Work: in 5 vol. (7 books)], vol. 5, book 2: 24 dekabria 1925 goda - seredina 1926 goda [December 24, 1925 - mid-1926. Reference Materials], ex. ed. S.I. Subbotin, comp. by N.I. Shubnikova-Guseva. Moscow, IWL RAS Publ., 2018. 1160 p. (In Russ.)

11. Nasledie Esenina i russkaia natsional'naia ideia: sovremennyi vzgliad [Esenin's Legacy and the Russian National Idea]. Moscow, Ryazan, Konstantinovo, The Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 2005. 569 p. (In Russ.)

12. Russkii imazhinizm: istoriia, teoriia, praktika [Russian Imaginism: History, Theory, Practice]. Moscow, IWL RAS Publ., 2005. 518 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. S.A. Esenin v vospominaniiakh sovremennikov: v 2 t. [S.A. Esenin in the Memoirs of Contemporaries: in 2 vols.], introd., comp. and comm. by A.A. Kozlovskii. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., 1986. (In Russ.)

14. Sergey Esenin: Lichnost'. Tvorchestvo. Epokha. Sbornik nauchykh trudov [Sergey Esenin: Personality. Works. Epoch. Collection of Scientific Works], part 3. Moscow, Ryazan, Konstantinovo, State Museum of S.A. Esenin Publ., 2018. 640 p. (In Russ.)

15. Sergey Esenin v kontekste mirovoi literatury. Sbornik nauchykh trudov [Sergey Esenin in the Context of World Literature. Collection of Scientific Works], issue 7. Moscow, Ryazan, Konstantinovo, State Museum of S.A. Esenin Publ., 2020. 408 p. (In Russ.)

16. Sergey Esenin glazami sovremennikov [Sergey Esenin through the Eyes of Contemporaries], introd. article, comp., text prep. and comm. by N.I. Shubnikova-Guseva. St. Petersburg, Rostok Publ., 2006. 637 p. (In Russ.)

17. Stoletie Sergeia Esenina. Mezhdunarodnyi simpozium. Eseninskii .sbornik [The Centenary of Sergey Esenin. International Symposium. Esenin Collection], issue 3. Moscow, Nasledie Publ., 1997. 524 p. (In Russ.)

18. Shipulina, G.I. Slovar'iazykaEsenina. Prilagatel'noe. Chislitel'noe. Mestoime-nie. Narechie [Dictionary of Esenin's Language. Adjective. Numerals. Pronoun. Adverb]. Baku, Mutardzhim Publ., 2013. 553 p. (In Russ.)

19. Shubnikova-Guseva, N.I. Poemy Esenina ot "Proroka" do "Chernogo chelove-ka": Tvorcheskaia istoriia, sud'ba, kontekst i interpretatsiia [Esenin's Poems from the "Prophet" to the "Black Man": Creative History, Fate, Context and Interpretation]. Moscow, IWL RAS, Nasledie Publ., 2001. 688 p. (In Russ.)

20. Shubnikova-Guseva, N.I. Sergey Esenin i Galina Benislavskaia [Sergey Esenin and Galina Benislavskaya]. St. Petersburg, Rostok Publ., 2008. 479 p. (In Russ.)

21. Iusov, N.G. Izvestnyi i neizvestnyi Esenin [Known and Unknown Esenin]. Moscow, Novyi Indeks Publ., 2012. 638 p. (In Russ.)

22. Iusov, N.G. Prizhiznennye izdaniia S.A. Esenina. Bibliograficheskii spravochnik [Lifetime Editions of S.A. Esenin. Bibliography Directory]. Moscow, Zlatotsvet Publ., 1994. 144 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию: 22.03.2023 Одобрена после рецензирования: 14.05.2023 Дата публикации: 25.09.2023

The article was submitted: Approved after reviewing: Date of _publication:

22.03.2023 14.05.2023 25.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.