Книговедение
УДК 090.1:027.021:061.12(571.14-25)
ББК 76.10+76.19+78.34
DOI 10.20913/1815-3186-2016-4-80-87
НЕИЗВЕСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТИХОМИРОВСКОГО СОБРАНИЯ ГПНТБ СО РАН
© А. А. Юдин, 2016
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия; e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема источников книжного собрания академика М. Н. Тихомирова, хранящегося в ГПНТБ СО РАН в Новосибирске. На основании кодикологического подхода в исследовании рукописей можно сделать вывод, что часть книг собрания была приобретена М. Н. Тихомировым у книжного комиссионера М. С. Севастьянова, который был вхож в старообрядческие общины Прибалтики, Украины, Кавказа. На основании владельческих записей, экслибрисов и штемпелей часть книг собрания отнесена к уже известному в научной литературе источнику пополнения коллекции - архиву угличских купцов Серебренниковых.
Ключевые слова: коллекция М. Н. Тихомирова, ГПНТБ СО РАН, редкие книги, рукописи, старообрядческие библиотеки, старообрядцы Прибалтики, экслибрисы, владельческие записи, архив угличских купцов Серебренниковых.
Для цитирования: Юдин А. А. Неизвестные источники Тихомировского собрания ГПНТБ СО РАН // Биб-лиосфера. 2016. № 4. С. 80-87. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-80-87.
Unknown sources of Tikhomirov collection of the State Public Scientific-Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences A. A. Yudin
State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia; e-mail: [email protected]
The article discusses the problem of the sources of M. N. Tikhomirov's book collection kept at the State Public Scientific Technological Library of SB RAS in Novosibirsk. Based on a codicological approach in studying the manuscript collection it is possible to conclude that a part of the collection was purchased by M. N. Tikhomirov from M. S. Sevastyanov, a book salesman, who was well received by the Old Believer communities of the Baltic Region, Ukraine, Caucasus. On the basis of owner records, pookplates and stamps a part of the book collection is attributed to the archive of Uglich merchants Serebrennikovs, which is already known source of replenishing Tikhomirov's collection in scientific literature.
Keywords: M. N. Tikhomirov's collection, SPSTL SB RAS, rare books, manuscripts, Old Believer libraries, Baltic Old Believers bookplates, owner records, archive of Uglich merchants Serebrennikovs.
Citation: Yudin A. A. Unknown sources of Tikhomirov collection of the State Public Scientific-Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences // Bibliosphere. 2016. № 4. P. 80-87. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-80-87.
Собрание древнерусских книг и рукописей академика М. Н. Тихомирова поступило в ГПНТБ СО АН СССР (Новосибирск) в 1967 г. по завещанию владельца и стало источниковой базой, на которой было воспитано не одно поколение сибирских археографов. Можно сказать, что именно обретение этой коллекцией нового дома, каким стал для нее Новосибирский научный центр Сибирского отделения РАН, предопределило начало поиска редких книг в Сибири, работу, которую Д. С. Лихачев назвал «археографическим открытием Сибири» [10]. При этом коллекция М. Н. Тихомирова, сыгравшая столь огромную роль в деле становления научной школы сибирских археографов, до сих пор не привлекала внимание ученых во всей ее полноте. Исследователи обращались к отдельным источникам формирования
книжного собрания, при этом прежнее бытование остальных рукописных и печатных памятников Ти-хомировской коллекции оставалось в тени (рис. 1).
Крупнейшая на тот момент частная коллекция древнерусских рукописей состояла из книг, приобретенных академиком М. Н. Тихомировым в разные годы у разных собирателей. Выявление прежних владельцев книг Тихомировского собрания - важная задача, решение которой позволит установить состав библиотек тех или иных лиц, владевших в прошлом тихомировскими книгами, локализовать книги по месту их бытования, выявить особенности создания рукописных книжных памятников и т. д.
Часть рукописей собрания была куплена М. Н. Тихомировым у врача, собирателя древнерусских книг В. Ф. Груздева. Груздевское «вливание» в собрание
1
Si \J iff
ИЗ СОБРАНИЯ /ЩШИХ(ШР0Вс| , ■ j
\ I щШш ш
Рис. 1. Экслибрис М. Н. Тихомирова Fig. 1. M. N. Tikomirov's ex-libris
М. Н. Тихомирова представляет собой самую значительную часть собрания. На основании описи книг, составленной бывшим владельцем, Е. И. Дергаче-вой-Скоп удалось выявить в книжной коллекции М. Н. Тихомирова рукописи, ранее принадлежавшие В. Ф. Груздеву [2]. К груздевским исследователь относит 198 рукописей. Более 50 единиц Тихоми-ровского собрания, как считает Е. И. Дергачева-Скоп, были проданы В. Ф. Груздевым М. Н. Тихомирову уже после приобретения груздевской коллекции. Такой вывод Е. И. Дергачева-Скоп делает на основании изучения переписки академика М. Н. Тихомирова с известным археографом В. И. Малышевым, долгое время выступавшим посредником и активным участником в приобретении М. Н. Тихомировым рукописей. К груздевским несомненно можно отнести еще две рукописи Тихомировского собрания, не учтенные Е. И. Дергачевой-Скоп. Это книга «Врачебница душевная», значащаяся в собрании под шифром Тих. 403. Она достаточно точно соотносится с описью В. Ф. Груздева по названию и составу. Еще одна рукопись, Тих. 352 («Жития и слова»), имеет общий с двумя другими груздевскими рукописями Тихомировского собрания (Тих. 97 и Тих. 385) признак: бумажный ярлык книгопродавца на нижнем форзаце с однотипной записью и датой «9.XII.1914». Этот признак позволяет говорить об одном источнике поступления всех трех рукописей в коллекцию М. Н. Тихомирова. Таким образом, общее количество рукописей, поступивших от В. Ф. Груздева М. Н. Тихомирову, равно 250 единицам хранения, что составляет 39% от общего числа единиц хранения рукописной части собрания.
Часть рукописей была приобретена М. Н. Тихомировым у «наследников углицкого купца Серебренникова» [20, с. 105]1, известных и в качестве краеве-
1 К сожалению, в Описании коллекции М. Н. Тихомирова, выпущенном в 1968 г., описаны не все его рукописи. Всего в коллекции ученого насчитывается 648 рукописей.
дов [см. 18]. Рукописи из собрания купцов Серебренниковых, попавшие к М. Н. Тихомирову, не обладают общим маркирующим признаком, указывающим на прежних владельцев. В них нет экслибриса или владельческой записи кого-либо из угличских купцов. Как замечает В. Б. Кощеев, который исследовал часть архива Серебренниковых, сохранившуюся в Тихоми-ровском собрании, среди серебренниковских рукописей есть много документов «кашинского происхождения» [7, с. 179], часть актов XVII в. и копий с них «связана своим происхождением с Угличским Алек-сеевским монастырем и представляет остатки монастырского архива» [7, с. 174]. Логично в таком случае предположить, что рукописи Тихомировского собрания, содержательно относящиеся к истории Углича и имеющие владельческие записи угличан, кашин-цев, ярославцев, тверичей, ранее входили в собрание Серебренниковых. На этом основании, кроме указанных в печатном Описании Тихомировского собрания шести рукописей2 и девяти3 выявленных В. Б. Кощеевым позднее, к серебренниковской части Тихо-мировского собрания можно отнести еще несколько книжных памятников.
Следует также добавить, что две пришедшие с серебренниковским архивом рукописи (Тих. 128 и Тих. 154), вероятно, были написаны одним писцом. Об этом говорит почерк рукописей, идентичный водяной знак и белая дата на бумаге, а также их содержание. Рукопись Тих. 128, как установил В. Б. Кощеев, является списком так называемой Супоневской Угличской летописи [7, с. 183]. Тих. 154 включает в себя краткое Житие царевича Дмитрия и начало Сказания об Иверской иконе. Два листа последнего сочинения были склеены предыдущим владельцем рукописи и образовывали тем самым картонную нижнюю часть обложки. Таким образом прежний хозяин
Опубликовано краткое описание лишь 500 из них [см. 20. Далее в тексте: Описание].
2 1) Тих. 127. Присяга новосочиненная (в изданном Описании собрания отмечена запись владельца: «Дмитрея Иванова Серебряникова» [20, с. 54]); 2) Тих. 154. Жития и слова (в Описании: «Из архива углицкого купца Серебренникова» [20, с. 61]); 3) Тих. 155. Мучение углицкого отрока Иоанна (в Описании так же, как и в предыдущем случае); 4) Тих. 342. Житие Геннадия Костромского и сборник (в Описании - «Из книг Ивана Петровича Серебряникова» [20, с. 105]); 5) Тих. 344. Сборник повестей угличских («Рукопись была куплена у наследников углицкого купца Серебренникова» [20, с. 105]); 6) Тих. 357. Сборник копий со старинных документов («Составлен уг-лицким купцом Серебренниковым» [20, с. 109]).
3 1) Тих. 128. Летописец угличский [7, с. 183]; 2) Тих. 233. Сборник повестей угличских [7, с. 184]; 3) Тих. 258. Рекрутский набор [Пьеса Ф. Х.] Кисселя [7, с. 181]; 4) Тих. 259. Мучение углицкого отрока Иоанна Чеполосова. [Список Ф. Х. Кисселя] [7, с. 181]; 5) Тих. 261. Мучение углицкого отрока Иоанна Чеполосова [7, с. 182]; 6) Тих. 356. Сборник церковного содержания [7, с. 182]; 7) Тих. 358. Уроки всеобщей истории [Ф. Х. Кисселя] [7, с. 181]; 8) Тих. 359. Повесть о казаке донском Назимове [7, с. 183]; 9) Тих. 480. История Углича. Сочинение О. [составителями Описания неправильно прочитана фита] Кисселя [7, с. 181].
этой рукописи специально выделил из состава какого-то более обширного сборника, судя по фолиации рукописи, именно сочинение о Дмитрии Угличском.
Уже из названия, данного ей составителями Описания 1968 г., видна прямая связь рукописи Тих. 3 с архивом Серебренниковых: «Сборник указов XVIII в., составленный в Углицкой канцелярии». И хотя далее об этом нигде не сказано, но как название, так и состав рукописи и владельческие записи в ней прямо указывают на ее создание и бытование в Угличе [20, с. 10, 12]. С Кашином связана рукопись Тих. 19 («Журнал 1845 г. Кашинских духовных училищ») [20, с. 23]. Рукопись Тих. 74 также уже в самом названии подчеркивает эту связь: «Соборное определение 1678 г. о мощах и житии Анны Кашинской» [20, с. 39]. Однако не учтенными оказались записи и владельческий штемпель на этой рукописи, проставленный буквально на каждом ее листе: «ПРИХОДСКИИ СОВЕТ/ ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКОЙ/ ЦЕРКВИ». Из записи следует, что рукопись принадлежала в 1911 г. священнику вышеуказанной церкви Иоанну Завьялову, который известен и как автор нескольких работ по истории города Кашина [3, 4]. Такая же запись и этот же штемпель на боковом поле листов есть в другой рукописи Тихомировского собрания - Тих. 341 («Записная тетрадь тверского семинариста»). Судя по записям в рукописи Тих. 129, содержащей канты начала XVIII в., она также находилась в руках кашинских церковнослужителей. С Кашином связаны рукописи Тих. 518 («Тверского наместничества города Кашина городовая обывательская книга»), написанная городовым писарем Петром Лазаревым в середине XVIII в., и Тих. 522 («Грамоты и указы Кашинского Николаевского Клобукова монастыря за 17031749 гг.»). Несомненно, также вышла из Кашина и рукопись Тих. 537 («Служба, Житие и Чудеса Анны Кашинской»). Об этом говорит полистовая запись-скрепа о ее принадлежности кашинской купеческой дочери «А. С.»; почерк рукописи сходен с почерками Тих. 128 и Тих. 154, однако, если филиграни последних двух идентичны, то Тих. 537 имеет другой водяной знак.
Рукопись Тих. 202 («Сборник церковного содержания»), судя по записи на первом листе «№ 15/Сер» (рис. 2), не отраженной в [20], также была куплена М. Н. Тихомировым у наследников Серебренниковых. Запись сделана фиолетовым химическим карандашом, вероятно, самим М. Н. Тихомировым. Обычно М. Н. Тихомиров указывает с помощью этого карандаша шифр рукописи, иногда добавляя первые буквы своей фамилии, на некоторых рукописях коллекции также встречаются прежние шифры Тихомировского собрания. О том, что буквы в записи указывают на источник поступления рукописи в собрание академика, свидетельствует лист с кратким описанием рукописи, обнаруженный В. Б. Кощеевым в другой рукописи (Тих. 233) [7, с. 184] (рис. 3). В. Б. Кощеев осторожно предположил, что лист вложен в рукопись «видимо, М. Н. Тихомировым» [7, с. 184]. Перед
краткой характеристикой рукописи дается ее шифр с теми же буквами, что и в рукописи Тих. 202, а ниже следует: «... куплен в числе бумаг углицкого купца Серебренникова». Такого рода «вкладные» листы с описанием нередко встречаются в Тихомировском собрании [21, с. 624]. Почерк на этих листах несомненно тихомировский. Такие краткие описания рукописей были выработаны М. Н. Тихомировым еще в ранний период его научной деятельности. Как отмечает И. В. Левочкин, «М. Н. Тихомиров был сторонником кратких описаний» [9, с. 34].
Рис. 2. Прежний шифр рукописи М. Н. Тихомирова и указание на источник поступления -Архив Серебренниковых
Fig. 2. Former cipher of M. N. Tikomirov's manuscript and indication of the entering source: Sevebrennikovs' archive
At- ' - ' лу,
Рис. 3. Лист с кратким описанием рукописи, выполненным М. Н. Тихомировым
Fig. 3. A list with a brief manuscript description made by M. N. Tikhmirov
Рукопись Тих. 260 имеет собственное название: «Вопросы, предложенные Ф. Г. Кочурихиным фео-досиянам в 1776 году». Автор сочинения - угличский купец, вступивший в спор со старообрядцами федо-сеевского согласия. Он известен также по портрету, написанному местным художником С. Флегонтовым в XVIII в. (рис. 4).
Рис. 4. Флегонтов С. Портрет Ф. Г. Кочурихина, XVIII в. (Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей)
Fig. 4. Flegontov S. Portrait of F. G. Kochurikhin,
XVIII century (Uglich State Historical-Architectural and Art Museum)
На обороте последнего, 24 листа рукописи Тих. 347 («Повесть о Южской и Корсунской иконах») находится трудночитаемая запись XIX в.: «Сею тедрать(!) купил Дмитрей Серебреников». Чуть ниже четыре раза проставлены инициалы: «Д. С.». Речь идет, скорее всего, о Дмитрии Ивановиче Серебренникове, одном из купцов-собирателей знаменитого угличского архива. Вероятно, из-за сложности прочтения записи эта рукопись ранее не связывалась исследователями с Угличем и серебренниковским архивом.
О рукописи Тих. 348 в Описании сказано, что она «куплена в Каргополе» [20, с. 106], там же приводятся и владельческие записи каргопольцев. Известно, что М. Н. Тихомиров возглавлял археографическую экспедицию в Каргополь, под его руководством студенты описывали рукописи и старопечатные книги местных архива и музея [19]. Однако он мог приобрести эту рукопись и позднее. В его собрании есть и другие рукописи, происходящие из этого региона. Так, в старообрядческом сборнике XIX в. (Тих. 550) была обнаружена записка, связывающая рукопись с селом Че-ревково Красноборского района Архангельской области. Известно, что это село было местом археографических поисков, которые проводили сотрудники Библиотеки Академии наук в 70-е годы XX в. [1].
В 1969 г. академическая экспедиция выезжала в Калининскую область, где столкнулась с частным собирательством книжных памятников: по словам жителей г. Кимры, некий Степан Михайлович «вошел в доверие к старушкам-староверкам, исполнял с ними духовные песнопения, а затем увозил книги "мешками". За спекуляцию рукописями он был привлечен к судебной ответственности» [8, с. 462]. Обстоятельства жизненного пути «Степана Михайловича» и схожесть имени-отчества позволяют предположить, что речь идет о Михаиле Стефановиче Севастьянове. Частный археографический поиск в советское время не приветствовался, тем более что он мешал государственным экспедициям: рукописные и печатные книжные памятники в результате такой деятельности исчезают из поля зрения археографов, тем самым искажается научное представление о характере традиционной книжной культуры целых регионов. Неудивительно, что М. С. Севастьянов преследовался сначала в прессе [см.: 11, 12, 15, 16], а затем уголовно, книжные памятники, собранные им, изымались в пользу государственных учреждений. Кроме нынешней Тверской области, М. С. Севастьянов оставил след в Причудье, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике, Московской и Ленинградской областях, на Кавказе.
В собрании М. Н. Тихомирова есть несколько книг, имеющих штемпель Стефана Федоровича, отца Михаила Стефановича (рис. 5). Всего по этому признаку к «севастьяновским» можно отнести 13 рукописей, 4 старопечатные книги4 и две инкунабулы5 Ти-хомировского собрания. Кроме того, на основании косвенных признаков к книгам, поступившим к М. Н. Тихомирову от М. С. Севастьянова, можно отнести еще восемь рукописей собрания академика [21, с. 627].
Рис. 5. Штемпель С.Ф. Севастьянова и экслибрис М. Н. Тихомирова
Fig. 5. S. F. Sevast'yanov stamp and M. N. Tikhomirov ex-libris
4 О старопечатных книгах Тихомировского собрания см.: [22].
О книгах С. Ф. и М. С. Севастьяновых в коллекции М. Н. Тихомирова см.: [21].
В две рукописи из этого числа вложены упоминавшиеся уже краткие описания, выполненные новым владельцем. Так, в книге, составленной из рукописного Евангелия-тетр XVI в. и Апостола, напечатанного в Вильно в 1591 г. (Тих. 540), находится краткое описание с указанием на источник поступления: «Се-васт» (рис. 6). По аналогии с такими же записями в описаниях рукописей из архива купцов Серебренниковых («Сер» после шифра) можно с уверенностью утверждать, что речь идет о поступлении рукописи в собрание от М. С. Севастьянова. Интересно, что в этом же сборнике на многих листах проставлен штемпель старообрядческой общины деревни Гури-лишки Резекненского уезда Сакстагальской волости Латвии. Такой же штемпель встречается и в Четвероевангелии XVI в. (Тих. 265), и в печатной московской декабрьской Минее 1620 г. (Тих. К-47).
Рис. 6. Краткое описание, выполненное рукой М. Н. Тихомирова, с указанием на источник поступления - от М. С. Севастьянова
Fig. 6. A brief description made by M. N. Tikhomirov indicating the source of entering: from M. S. Sevast'yanov
Известно, что М. С. Севастьянов активно работал в Прибалтике, его деятельность мешала археографическим поискам, организованным академическими организациями [14]. Можно предположить, что и другие рукописи Тихомировского собрания, имеющие владельческие признаки прибалтийских старообрядческих общин, поступили от М. С. Севастьянова. Стоит отметить, что ни один из штемпелей старообрядческих общин Прибалтики не отмечен в Описании. Если предположить, что книги из Прибалтики поступили в Тихомировское собрание благодаря М. С. Севастьянову, то отсутствие всякого упоминания в Описании как о штемпелях старообрядческих общин, так и о штемпеле С. Ф. Севастьянова, объясняется намеренным молчанием составителей Описания, вероятно, из-за сложившейся в академических кругах «дурной славы» М. С. Севастьянова.
Книги Тихомировского собрания, находившиеся одно время у старообрядцев Прибалтики, имеют как явные признаки такого бытования (штемпели, печати, записи о принадлежности общине), так и провенан-циональные свидетельства, которые могут быть отнесены к определенному региону лишь при тщательном изучении (владельческие записи, закладки, реставрационный материал).
На основании нахождения в книгах Тихомировского собрания владельческих штемпелей старообрядческих библиотек Латгалии, помимо упоминавшейся уже Гурилишкской общинной библиотеки, можно назвать еще несколько старообрядческих общин, владевших ранее этими книгами: Гривская (Тих. 263), Кривошеевская (Тих. 278), Макаровская (Тих. 430), Москвинская (Тих. 299), Пудеревская (Тих. 132, Тих. 238, Тих. 300, Тих. 329, Тих. 4646, Тих. 640), Ста-рофорштадтская (Тих. 262), Тискадская (Тих. 236), Ульяновская (Тих. 314), Штыканская (Тих. 330). Рукопись Тих. 513 - одна из двух с вложенным кратким описанием и указанием на поступление от М. С. Севастьянова - ранее принадлежала Даугавпилсской первой старообрядческой общине. Кроме того, на рукописях из Тихомировского собрания можно обнаружить и штемпели отдельных представителей старообрядчества Прибалтики: председателя Виленской поморской старообрядческой общины Аристарха Моисеевича Пимонова (Тих. 215, Тих. 275, Тих. 382), наставника Швенчёнской общины Николая Анисимовича Прусакова (Тих. 303), наставника Буткунской, а затем Паневежеской общин Епифания Яковлевича Костюкова (Тих. 412), наставника Гривской общины Даугавпилса Прокопия Титовича Стрелкова (Тих. 326 и Тих. 407).
В рукописи Тих. 275, кроме штемпеля А. М. Пи-монова, находится также штемпель: «Получено 24 дек 02 Вильна»; тут же убористым почерком карандашом написано, у кого эта книга приобретена. При сравнении этой записи с аналогичными в других рукописях Тихомировского собрания (Тих. 31, Тих. 281, Тих. 512, Тих. 576) можно говорить об идентичности почерка, которым они выполнены. Таким образом, к трем рукописям Тихомировской коллекции, принадлежавшим одно время А. М. Пимонову, можно добавить еще четыре. Кроме того, Тих. 512 ранее находилась в книгохранилище Жировичского монастыря, о чем свидетельствует рукописный экслибрис в книге7. Такой же владельческий знак находится и в Тих. 11. Возможно, этот же экслибрис был в рукописи Тих. 526, в которой имеются утраты на тех листах, где обычно проставлялись пометы о принадлежности книги Жиро-вичскому монастырю.
В статье [21] рукопись не упоминалась как принадлежавшая ранее Пудеревской общине, так как предпоследний лист, на котором есть штемпель общины, склеен с последующим. Обнаружить его удалось лишь при тщательном повторном рассмотрении рукописи (рис. 7).
7 Впервые указал на рукописный экслибрис этого монастыря в книгах собрания М. Н. Тихомирова С. Ю. Темчинас.
Рис. 7. Штемпель одной из рукописей, ранее принадлежавшей прибалтийской старообрядческой общине
Fig. 7. A stamp of a manuscript earlier owned by the Baltic Old Believers community
Среди книг, ранее принадлежавших П. Т. Стрелкову, обращает на себя внимание Тих. 407. Первые 93 листа книги, имеющей название «Канонник»8, являются старопечатным текстом, о чем сообщено в Описании. При рассмотрении этого печатного текста выясняется, что в сборнике Тих. 407 представлены четыре редких издания Московского Печатного двора 50-60-х гг. XVII в.9 Интересна судьба этой книги. До попадания в библиотеку П. Т. Стрелкова она находилась в научной библиотеке Новгородского музея, о чем свидетельствует штемпель музея, который следующий владелец попытался скрыть: оба оттиска были заклеены бумагой (рис. 8). Совсем недавно книга с таким же штемпелем была обнаружена в Берлинской государственной библиотеке (рис. 9) и возвращена Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику10. Вероятно, книга из Тихомировской коллекции, как и возвращенный московский Служебник 1651 г., была вывезена во время войны нацистами из «рабочей группы "Остланд" оперативного штаба рейхсляйтера А. Розенберга».
8 Авторы [20], скорее всего, ориентировались на название, данное сборнику его владельцем в XVII в. и указанное на внешнем листе верхнего форзаца.
9 Это: 1) Молебное пение, певаемое в нужди церковной, о умирении и соединении веры... [ок. 1655 - не ранее 1652 и не позднее 1663]. 1-е изд. [5, № 261]; 2) Канон молебен о соединении веры православныя и о умирении церкви святыя восточныя... [ок. 1655 - не ранее 1652 и не позднее 1663]. [5, № 260]; 3) Последование молебного пения, вне-гда царю ити на отмщение противу супостатов. [ок. 1655, не ранее 1651 и не позднее 1660]. [5, № 262]; 4) Служба явлению Тихвинской иконы Божией матери. [ок. 1661/65]. [5, №294].
10 См., например: http://novved.ru/kultura/38929-dolgaya-doroga-domoj.html; http://tvkultura.ru/article/show/article_id/ 146483
В ведении этой группы, занимавшейся отбором и перемещением ценностей из музеев и библиотек на оккупированных территориях, были в том числе и ценности из Великого Новгорода. Базировалась группа в Риге. В храмах Латвии, по некоторым сведениям, «можно встретить иконы из новгородского музея» [17]. Рига была «официальной базой приема, хранения и распределения похищенных нацистами культурных ценностей» [6, с. 116]. Не случайно именно в Риге новгородскими архивистами была обнаружена и возвращена в 1945 г. «основная часть материалов, конфискованных нацистами в Новгороде» [6, с. 148]. Вполне возможно, что некоторые музейные книги могли так же осесть в Риге после войны, как это случилось со сборником Тих. 407.
Если штемпели отдельных старообрядцев и их организаций дают достаточно ясное представление о прежнем владельце, то владельческие записи на книгах Тихомировского собрания могут прямо не выдавать принадлежность той или иной старообрядческой
Рис. 8. Штемпель Научной библиотеки Новгородского музея в Тих. 407
Fig. 8. A stamp of Novgorod Museum Scientific Library in Tich. 407
■ Ш 9
tjs nMfifAKrH w гдч: •
Рис. 9. Штемпель Научной библиотеки Новгородского музея в Служебнике 1651 г., переданном из Берлинской государственной библиотеки
Fig. 9. A stamp of Novgorod Museum Scientific Library in the Missal of 1651 entered from Berlin State Library
библиотеке. Так, надпись на форзацном листе «Виль-на» может встречаться на разных рукописях, не имеющих общих владельцев. Есть она и на сборнике Тих. 407 из Новгородского музея. Если предположить, что эта запись осуществлялась, например, М. С. Севастьяновым, чтобы зафиксировать место приобретения рукописи, то более ранние владельческие записи можно связать с определенными старообрядцами региона. Действительно, на нескольких рукописях наряду с вышеуказанной записью встречается еще и латинская литера «S». В рукописи Тих. 313 («О библейской хронологии») эта литера есть на первом листе, а на последнем - владельческая запись конца XIX - начала XX в.: «Наталии Абакумовой». В сборнике Тих. 440 на нижнем форзаце обнаруживается следующая карандашная запись: «Натуня Минина или Авакумова». Из записи следует, что Наталья Абакумова (Авакумова) и Наталья Минина - одно и то же лицо. В собрании М. Н. Тихомирова находятся еще три рукописи с записями Натальи Мининой11, при этом рядом с одной из этих записей, в Тих. 324, стоит год ее написания - 1917. Старообрядческий сборник Тих. 423 имеет на нижнем форзаце запись: «Сия книга Минины». Таким образом, в Тихоми-ровской коллекции рукописей обнаруживается шесть книг из старообрядческой библиотеки Натальи Мининой (Абакумовой). Нет сомнений, что эти книги одно время находились в старообрядческой среде Прибалтики. То же имя владелицы можно найти среди записей в рукописях, приобретенных в этом регионе археографическими экспедициями Пушкинского Дома. При этом в сборной рукописи XVIII в. из Латгальского собрания № 82 в записи от 1912 г. владелица упоминает себя как Н. Абакумову, а в рукописи № 120 («Канон явлению Казанской иконы Богородицы») видим помету «Н. Мининой» [13, с. 428, 434]. Возможно, в период с 1912 по 1917 г. она сменила фамилию.
Часть книг Тихомировского собрания, судя по владельческому штемпелю, не отраженному в печатном Описании, принадлежала ранее С. Ф. Севастьянову. М. Н. Тихомирову эти книги уступил сын собирателя М. С. Севастьянов. К прошедшим через руки М. С. Севастьянова можно также отнести и рукописи, ранее принадлежавшие староверам Прибалтики. Однако преждевременно делать вывод о том, что все книги из собрания М. Н. Тихомирова, бытовавшие одно время среди прибалтийских старообрядцев, были приобретены М. Н. Тихомировым у М. С. Севастьянова. Известно, что и В. Ф. Груздев, предлагавший (уже после продажи коллекции М. Н. Тихомирову) свои услуги академику в качестве комиссионера, приезжал в Ригу в целях приобретения древнерусских рукописей. Есть в собрании М. Н. Тихомирова рукописи, пришедшие от известных старо-
11 Это Тих. 324 «Сборник старообрядческий», Тих. 380 «Житие Корнилия Выгорецкого», Тих. 411 «Сборник церковного содержания».
обрядческих деятелей И. Н. Заволоко и Ф. А. Ка-ликина.
Таким образом, наряду с груздевской частью коллекции М. Н. Тихомирова, на основе владельческих и иных признаков, которые приобретают рукописи за годы их бытования у разных собственников (писцовые и читательские пометы, закладки и т. п.), можно выделить еще две значительные части. Это рукописи, входившие ранее в коллекцию угличских купцов Серебренниковых, и книги из библиотек прибалтийских старообрядческих общин.
Список источников
1. Амосов А. А., Бубнов Н. Ю., Петрова Л. А. Археографические экспедиции Библиотеки Академии наук СССР 1977-1978 гг. в Кировскую, Вологодскую и Архангельскую области // Русские библиотеки и частные книжные собрания Х^-Х1Х веков. Ленинград, 1979. С. 110-111.
2. Дергачева-Скоп Е. И. Некоторые вопросы локализации рукописей. Коллекция В. Ф. Груздева в собрании М. Н. Тихомирова // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосибирск, 1981. С. 37-46.
3. Завьялов И., свящ. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности (с кратким житием благоверной кн. Анны). Санкт-Петербург : Тип. «Колокол», 1909. 111 с.
4. Завьялов И., свящ. Материалы для истории и археологии по городу Кашину: по документам бывшего Кашинского духовного правления. Тверь : Типо-литогра-фия Н. М. Родионова, 1901. 15 с.
5. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в Х'^-Х'УП веках : свод. кат. Москва : ГБЛ им. В. И. Ленина, 1958. 152 с.
6. Зинич М. С. Похищенные сокровища: вывоз нацистами российских культурных ценностей. Москва : Ин-т рос. истории РАН, 2003. 277 с.
7. Кощеев В. Б. Архив Серебренниковых в собрании М. Н. Тихомирова // Книга в Сибири XVII - начала XX вв. Новосибирск, 1980. С. 172-185.
8. Кукушкина М. В. Археографическая экспедиция 1968 г. в Калининскую область // Сборник статей и материалов по книговедению. Ленинград: Изд. отдел Библиотеки АН СССР, 1973. Вып. 3. С. 457-464.
9. Левочкин И. В. Ранние работы М. Н. Тихомирова по описанию рукописных собраний // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосибирск, 1981. С. 29-36.
10. Лихачев Д. С. Археографическое открытие Сибири // Путешествие за редкими книгами / Н. Н. Покровский. Москва, 1988. С. 3-7.
11. Малышев В. И. Задачи собирания древнерусских рукописей // Труды Отдела древнерусской литературы. Москва ; Ленинград, 1964. Т. 20. С. 303-332.
12. Малышев В. И. Оградить ценности от спекулянта! // Человек и закон. 1974. № 2. С. 49, 50.
13. Маркелов Г. В. Латгальская рукописно-книжная традиция. Материалы к изучению // Труды Отдела древнерусской литературы. Ленинград, 1989. Т. 42. С. 410-438.
14. Маркелов Г. В., Фролов С. В. Археографические экспедиции Пушкинского Дома в Латвию // Труды Отдела древнерусской литературы. Ленинград, 1976. Т. 30. С. 352-356.
15. Мартынов И. Ф. Итоги археографического обследования Северного Кавказа и Нижнего Поволжья в 1975-
1976 гг. // Рукописные и редкие печатные книги в фондах Библиотеки АН СССР. Ленинград, 1976. С. 142-157.
16. Палеограф с отмычкой (из зала суда) // Советская Россия. 1964. № 83 (8 апр.). С. 4.
17. Рискин А. У грабежа долгое эхо // Независимая газета. 4.06.2002. URL: http://www.ng.ru/regions/2002-06-04/5_ echo.html (дата обращения: 26.07.2016).
18. Серебренников В. И. Из моих воспоминаний. Углич : Угличское родослов.-краевед. о-во им. Ф. Х. Киселя, 2014. 100 с.
19. Тихомиров М. Н. Каргопольские рукописи // Труды Отдела древнерусской литературы. Москва ; Ленинград, 1955. Т. 11. С. 480-486.
20. Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. Москва : Наука, 1968. 194 с.
21. Юдин А. А. К вопросу об источниках собрания рукописей и старопечатных книг академика М. Н. Тихомирова // Берковские чтения - 2015. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы III Меж-дунар. науч. конф. (Минск, 26-27 мая 2015 г.). Минск ; Москва, 2015. С. 621-627.
22. Юдин А. А. Старопечатные книги собрания академика М. Н. Тихомирова: к вопросу о локализации источников поступления // Десятые Макушинские чтения : материалы науч. конф. (12-14 мая 2015 г., Томск). Новосибирск, 2015. С. 83-90.
References
1. Amosov A. A., Bubnov N. Yu., Petrova L. A. Archaeo-graphic and ethnographic expedition of the USSR Academy of Sciences Library, 1977-1978, in Kirov, Vologda and Arkhangelsk regions. Russkie biblioteki i chastnye knizh-nye sobraniya XVI—XIX vekov. Leningrad, 1979, 110-111. (In Russ.).
2. Dergacheva-Skop E. I. Some issues of manuscripts localization. Collection of V. F. Gruzdev in M. N. Tikhomirov collection. Sibirskoe sobranie M. N. Tikhomirova i prob-lemy arkheografii. Novosibirsk, 1981, 37-46. (In Russ.).
3. Zav'yalov I., priest. Gorod Kashin, ego istoriya, svyatyni i dostoprimechatel'nosti: (s kratkim zhitiem blagovernoy kn. Anny) [Town Kashin, its history, shrines and places of interest: with a brief life of the most Orthodox Princess Anna]. Saint Petersburg, Kolokol, 1909. 111 p. (In Russ.).
4. Zav'yalov I., priest. Materialyi dlya istorii i arheologii po gorodu Kashinu: po dokumentam byivshego Kashinskogo duhovnogo pravleniya [Materials on history and archeology of Town Kashin: according to documents of the former Ka-shin spiritual reign]. Tver, tipo-litography by N. M. Ro-dionova, 1901. 15 p. (In Russ.).
5. Zernova A. S. Knigi kirillovskoi pechati, izdannye v Moskve v XVI-XVII vekakh : svod. kat. [Cyrillic print books published in Moscow in the XVI-XVII centuries : united catal.]. Moscow : GBL im. V. I. Lenina, 1958. 152 p. (In Russ.).
6. Zinich M. S. Pokhishchennye sokrovishcha: vyvoz natsis-tami rossiiskikh kul'turnykh tsennostei [Stolen treasures: ex-
port of Russian cultural values by Nazi]. Moscow : In-t ros. istorii RAN, 2003. 277 p. (In Russ.).
7. Koshcheev V. B. Serebrennikovs' archive in M. N. Tiho-mirov collection. Kniga v Sibiri XVII - nachala XX vv. Novosibirsk, 1980, 47, 172-185. (In Russ.).
8. Kukushkina M. V. Archaeographic expedition in 1968 to Kalinin region. Sbornik statey i materialov po knigovede-niyu. Leningrad, 1973, 3, 457-464. (In Russ.).
9. Levochkin I. V. Early works by M. N. Tihomirov on descriptions of manuscript collections. Sibirskoe sobranie M. N. Tikhomirova i problemy arkheografii. Novosibirsk, 1981, 29-36. (In Russ.).
10. Likhachev D. S. Archeographic discovery of Siberia. N. N. Pokrovsky. Puteshestvie za redkimi knigami. Moscow, 1988, 3-7. (In Russ.).
11. Malyshev V. I. Tasks of old-Russian manuscripts collection. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Moscow ; Leningrad, 1964, 20, 303-332. (In Russ.).
12. Malyshev V. I. To protect the values of the speculator! Chelovek i zakon, 1974, 2, 49-50. (In Russ.).
13. Markelov G. V. Latgale manuscript-book tradition. Materials to study. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Leningrad, 1989, 42, 410-438. (In Russ.).
14. Markelov G. V., Frolov S. V. Archaeographic expeditions of Pushkin House in Lithuania. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Moscow ; Leningrad, 1976, 30, 352-356. (In Russ.).
15. Martynov I. F. Results of archaeographic survey of Northern Caucasus and Lower Povolzhia in 1975-1976. Ru-kopisnye i redkie pechatnye knigi v fondakh Biblioteki AN SSSR. Leningrad, 1976, 142-157. (In Russ.).
16. Paleographer with a master key (in the courtroom). Sovet-skaya Rossiya. 1964, 83 (8 Apr.), 4. (In Russ.).
17. Riskin A. At long echo of robbery. Nezavisimaya gazeta. 4.06.2002. URL: http://www.ng.ru/regions/2002-06-04/5_ echo.html (accessed 26.07.2016). (In Russ.).
18. Serebrennikov V. I. Iz moikh vospominanii [My memories]. Uglich, Uglichskoe rodoslovno-kraevedcheskoe obschestvo F. H. Kiselya, 2014. 100 p. (In Russ.).
19. Tikhomirov M. N. Kargopol manuscripts. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Moscow ; Leningrad, 1955, 11, 480-486. (In Russ.).
20. Tikhomirov M. N. Opisanie Tikhomirovskogo sobraniya rukopisei [Description of Tikhmirov's manuscript collection]. Moscow, Nauka, 1968. 194 p. (In Russ.).
21. Yudin A. A. The problem of sources of the manuscripts and early printed books collection by Academician M. N. Tik-homirov. Berkovskie chteniya - 2015. Knizhnaya kul'tura v kontekste mezhdunarodnykh kontaktov : materialy III Mezh-dunar. nauch. konf. (Minsk, 26-27 maya 2015 g.). Minsk ; Moscow, 2015, 621-627. (In Russ.).
22. Yudin A. A. Old printed books collection by Academician M. N. Tikhomirov: the problem of income sources localization. Desyatye Makushinskie chteniya : materialy nauch. konf. (Tomsk, 12-14 maya 2015 g.). Novosibirsk, 2015, 83-90. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 08.08.2016 г.
Сведения об авторе: Юдин Алексей Александрович - научный сотрудник отдела редких книг и рукописей