Научная статья на тему 'НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ'

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1646
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ / ДОБРОВОЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Нина Александровна

В статье анализируются понятия негосударственных пенсионных фондов, дополнительного пенсионного обеспечения, накопительной пенсии. Автор уделяет внимание основам законодательного регулирования указанных институтов, проводит их теоретически анализ, а также обозначает перспективы развития системы добровольного пенсионного обеспечения в России и характеризует ряд сдерживающих факторов, препятствующих их полноценному развитию. По итогу анализа зарубежных систем добровольного пенсионного страхования, автор приходит к выводу, что преимущества НПФ как рыночного пенсионного института могут быть реализованы при соблюдении следующих условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственные механизмы управления и контроля, системы и процедуры согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-STATE PENSION FUNDS: DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

The article analyzes the concepts of non-state pension funds, additional pension provision, funded pension. The author pays attention to the basics of legislative regulation of these institutions, conducts their theoretical analysis, and also outlines the prospects for the development of the voluntary pension system in Russia and characterizes a number of constraints that impede their full development. Based on the analysis of foreign systems of voluntary pension insurance, the author comes to the conclusion that the advantages of the NPF as a market pension institution can be realized subject to the following conditions: the presence of a detailed legislative framework, state management and control mechanisms, systems and procedures for coordinating the activities of various subjects of legal relations in this area.

Текст научной работы на тему «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ»

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20 fevralya 2021 g. № 431-r «Ob utverzhdenii Koncepcii cifrovoj i funkcional'noj transformacii social'noj sfery, otnosyashchejsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva truda i social'noj zashchity RF, na period do 2025 g.» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400288029/.

2. Oficial'nyj sajt Departamenta truda i social'noj zashchity naseleniya// https://dszn.ru/

3. Zakon RF ot 19 aprelya 1991 g. N° 1032-1 «O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii»// https://base.garant.ru/10164333/

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 aprelya 2020 g. № 460 «Ob utverzhdenii Vremennyh pravil registracii grazhdan v celyah poiska podhodyashchej raboty i v kachestve bezrabotnyh, a takzhe osushchestvleniya social'nyh vyplat grazhdanam, priznannym v ustanovlennom poryadke bezrabotnymi» // https://base.garant.ru/73868554/

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 marta 2020 g. № 346 «O razmerah minimal'noj i maksimal'noj velichin posobiya po bezrabotice na 2020 god» // https://base.garant.ru/73816518/

6. Osushchestvlenie social'nyh vyplat grazhdanam, priznannym bezrabotnymi, v period pandemii // http://ivo.garant.ru/#/document/77398983/paragraph/1:0

АФАНАСЬЕВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Московский международный университет; Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (m_afanasev@mail.ru). МИШИНА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - доктор политических наук, профессор кафедры истории, теории государства и права и международного права, профессор кафедры юриспруденции Московского международного университета, академик Российской муниципальной академии

КУРТЫНОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Московский международный университет, РАНХиГС при Президенте РФ, полковник полиции в отставке.

AFANASYEV, MIKHAIL A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Moscow International University, Griboyedov Institute of International Law and Economics (m_afanasev@mail.ru).

MISHINA, NATAL YA V. - Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of History, Theory of State and Law and International Law, Professor of the Department of Jurisprudence, Moscow International University, Academician of the Russian Municipal Academy.

KURTYNOV, IGOR V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Moscow International University, RANEPA under the President of the Russian Federation; Retired Police Colonel.

УДК 368.914.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-191-196

ЯКОВЕНКО Н.А.

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В РОССИИ

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, пенсионное обеспечение, обязательное социальное страхование, накопительные пенсии, добровольное пенсионное страхование.

В статье анализируются понятия негосударственных пенсионных фондов, дополнительного пенсионного обеспечения, накопительной пенсии. Автор уделяет внимание основам законодательного регулирования указанных институтов, проводит их теоретически анализ, а также обозначает перспективы развития системы добровольного пенсионного обеспечения в России и характеризует ряд сдерживающих факторов, препятствующих их полноценному развитию. По итогу анализа зарубежных систем добровольного пенсионного страхования, автор приходит к выводу, что преимущества НПФ как рыночного пенсионного института могут быть реализованы при соблюдении следующих условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственные механизмы управления и контроля, системы и процедуры согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

YAKOVENKO, N.A.

NON-STATE PENSION FUNDS: DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

Key words: non-state pension funds, pension provision, compulsory social insurance, funded pensions, voluntary pension insurance.

The article analyzes the concepts of non-state pension funds, additional pension provision, funded pension. The author pays attention to the basics of legislative regulation of these institutions, conducts their theoretical analysis, and also outlines the prospects for the development of the voluntary pension system in Russia and characterizes a number of constraints that impede their full development. Based on the analysis of foreign systems of voluntary pension insurance, the author comes to the conclusion that the advantages of the NPF as a market pension institution can be realized subject to the following conditions: the presence of a detailed legislative framework, state management and control mechanisms, systems and procedures for coordinating the activities of various subjects of legal relations in this area.

Негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) - сравнительно новый для России финансовый институт, с помощью которого происходит расширение возможностей для самостоятельного формирования гражданами будущих пенсий, что отвечает современным тенденциям развития общества. Роль данного института в последнее время стремительно возрастает, что связано как с аккумуляцией НПФ значительных финансовых ресурсов, так и с развитием негосударственного пенсионного обеспечения и переходом к накопительной пенсионной системе в системе обязательного пенсионного страхования. В основе негосударственного обеспечения граждан заложен принцип долгосрочного накопления средств, поступающих на личные счета граждан в виде их взносов и отчислений работодателей, а также доход от инвестиций пенсионных активов НПФ. Негосударственная пенсия - весомая доплата к страховой или государственной пенсии, позволяющая обеспечить более высокий уровень жизни.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения началось в первой половине XX века. Первое время в нем принимали участие наемные работники и граждане с достаточно высоким уровнем доходов, которые в соответствии с законодательством не подлежали обязательному пенсионному страхованию. Постепенно в процесс по дополнительному формированию пенсии подключились работники со средним уровнем дохода и заработной платы [1]. Действующая в данный момент пенсионная система не создает стимула для повышения уровня официального дохода, так как это недостаточно эффективно отражается на размере будущей пенсии. В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом социальной защиты и повышения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионная система, представленная государственными и негосударственными пенсионными институтами, выступает в качестве основного элемента социального обеспечения граждан, основной целью, которой является формирование комфортного финансового положения граждан в преклонном возрасте.

Деятельность НПФ регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Законом об НПФ), согласно которому под НПФ понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование [2]. Работа ведется фондом на основании разрешения -лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Ю.Ю. Финогенова, исследуя понятие НПФ, придерживается легального определения, и формулирует его сущность на основе содержания и характера деятельности фонда, которая заключается в аккумулировании средств на дополнительное пенсионное обеспечение [3, с. 71]. В.И. Чугунов определяет НПФ более развернуто, уточняя виды деятельности НПФ по накоплению и инвестированию денежных средств, осуществления пенсионных выплат и других операций по обеспечению повышенного уровня дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения [4, с. 31]. В свою очередь, К.М. Тулепбаев указывает, что НПФ не что иное, как особый экономический субъект, реализаций функций которого основана на страховых принципах. В сферу ответственности фонда входит решение вопросов социального (пенсионного) обеспечения граждан путем аккумулирования денежных средств и их использования их для последующих выплат [5, с. 95].

Пенсионная реформа, проведенная в России в 2002 г., предусматривала создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоуровневом подходе к формированию пенсии. Первый уровень образуют базовые пенсии, второй - страховые (трудовые) и третий -негосударственные пенсии. Пенсионные выплаты будет состоять из государственных и дополнительных, негосударственных поступлений, формируемых за счет различных пенсионных программ предприятий, организаций, административно-территориальных образований, личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление денежных средств в страховых компаниях или НПФ.

В результате проведенных реформ, изменениям подверглась форма деятельности НПФ. Если раньше НПФ действовали как некоммерческие организации, то в настоящее время их организационно-правовая форма изменена на акционерные общества.

НПФ призваны выполнять в обществе важные социальные и экономические функции. Во-первых, НПФ выступает в качестве социального института, предоставляя людям возможность самостоятельно обеспечить себе более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте, чем тот минимальный уровень удовлетворения потребностей, который гарантирует государство. Во-вторых, НПФ выполняет роль финансового института, так как аккумулирует и инвестирует пенсионные взносы, а полученный доход распределяет среди участников фонда.

На основании отмеченного выше можно сделать вывод, что НПФ оказывают влияние, как на социальную сферу общества, так и на экономическую.

К социальным функциям НПФ можно отнести:

- обеспечение достойного уровня жизни для граждан пенсионного возраста;

- сохранение покупательской способности пенсионеров;

- предотвращение негативных социальных последствий снижения уровня доходов населения;

- формирование рабочих мест.

К экономическим функциям относятся:

- инвестиционная - согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под инвестицией, понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли [6]. НПФ осуществляют свою инвестиционную деятельность через инвестиционные портфели фонда - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений;

- перераспределительная - доход, который получил НПФ в результате размещения пенсионных резервов, распределяется на пенсионные счета между всеми вкладчиками и участниками;

- аккумулирование финансовых ресурсов - НПФ в соответствии с возложенными на него обязанностями и функциями определяет направления, порядок и условия размещения пенсионных резервов. Размещение пенсионных резервов возможно как самостоятельно фондом, так и через управляющие компании;

- преумножение вложений - увеличение размера пенсионных накоплений в НПФ за счет их размещения в управляющие компании либо за счет своих инвестиций.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд - это социально экономический институт, функционирующий в рамках пенсионной системы, деятельность которого направлена на сохранение и преумножение аккумулированного пенсионного капитала посредством инвестирования пенсионных средств с помощью управляющих компаний либо путем прямого инвестирования в целях обеспечения прироста пенсионных вложений и увеличения выплат граждан при выходе на пенсию.

Важная роль негосударственных пенсионных фондов заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.

Большое значение для успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения в России имеет изучение зарубежного опыта по данному вопросу, а также его адаптация к отечественным условиям осуществления социальной политики. Следует отметить, что в развитых странах 60% пенсий формируется за счет частных сбережений, профессиональных пенсионных систем и дохода от работы, а 40% - из государственного сектора через системы обязательного социального страхования по старости и инвалидности и через систему социальной помощи.

При всем разнообразии видов пенсионного обеспечения в мире все они основываются на двух базовых моделях пенсионного обеспечения - Бисмарка и лорда Бевериджа. Основными характерными чертами пенсионной системы по модели Бисмарка, являются:

- главенствующая роль института обязательного пенсионного страхования, общая доля которого составляет более 60% всех пенсионных накоплений;

- определение размера пенсионных выплат направлено на замещение заработной платы в достаточно высоком процентном соотношении (65-75%);

- дополнительное добровольное пенсионное страхование имеет вспомогательное значение;

- наличие страховых услуг по системе обязательного пенсионного страхования.

Для модели Бисмарка характерны демократичные способы и методы управления, прозрачность и определенность всех финансовых поступлений и расходов, некоммерческий характер деятельности страховых компаний, которые строго контролируются с помощью государственных, правовых и финансовых механизмов. Таким образом, в исследуемой модели преобладает регулируемое законодательством обязательное пенсионное страхование. Традиционным примером функционирования пенсионной системы по указанной модели является Германия, где более 2/3 населения в возрасте от 15 до 65 лет застрахованы в системе ОПС, а размер выплат составляет около 65% от общего объема, производимых всеми другими пенсионными институтами [7, с. 187].

Среди государств, использующих как основу построения системы пенсионного обеспечения модель лорда Бевериджа, можно выделить Японию, США, Великобританию, Канаду. В пенсионных системах, действующих по модели Бевериджа, пенсионные выплаты распределяются по трем уровням:

1) базовые государственные пенсии, формируемые за счет обязательной уплаты взносов организаций-работодателей и работников, которые предназначены для всех пенсионеров в одинаковом размере (около 20% от средней заработной платы). Они призваны гарантировать прожиточный минимум пенсионера;

2) профессиональные пенсии, уплачиваемые на добровольной основе, которые формируются за счет увеличенных взносов работодателей и работников, которые после 40 лет страхового стажа составляют примерно 50-65% средней заработной платы в последние годы перед выходом на пенсию;

3) индивидуальные добровольные пенсионные институты, которые формируют средства за счет накоплений частных НПФ и страховых организаций [7, с. 188].

Таким образом, различие двух вышеназванных моделей пенсионных систем кроется в степени государственного участия в формировании пенсии. Модель Бисмарка ставит цель максимально сохранить доход гражданина после выхода на пенсию. Традиционная модель лорда Бевериджа имеет цель обеспечить основные жизненные потребности пенсионеров. Исследуя статистические данные о размере накоплений НПФ в иностранных государствах в процентном соотношении к валовому национальному продукту (далее - ВНП), можно прийти к выводу, что, начиная с 1970 г., данные институты, накапливая значительные финансовые средства, стали значимыми и активными участниками национальных финансовых систем, а также всего мирового инвестиционного процесса, а кроме того важным элементом системы пенсионного обеспечения. Средства пенсионных фондов в таких государствах, как Швейцария, Нидерланды, Великобритания составляют около половины к размеру ВНП.

Построение эффективной пенсионной системы во многом зависит не только от государства, но и от совместных усилий бизнеса и самих граждан.

При действующей системе пенсионного обеспечения большинство граждан в России получают пенсию, которая значительно ниже их среднего дохода в период трудовой деятельности. В настоящее время размер пенсии в РФ чуть больше 20% от средней заработной платы по стране. В связи с этим, государство поощряет граждан самих формировать денежные накопления на будущую пенсию. Достижение высокого уровня замещения пенсией утраченного заработка или дохода, и обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров крайне затруднительно без личного участия граждан.

Предназначение НПФ заключается в создании возможностей для более полного удовлетворения потребностей как работников, так и работодателей, а также неработающих граждан и государства в формировании финансовых источников для полноценного пенсионного обеспечения застрахованных лиц.

Е.В. Сургутскова выделяет следующие преимущества негосударственного пенсионного обеспечения:

- доступность негосударственного пенсионного обеспечения каждому человеку, даже если он на протяжении своей жизни не работал по трудовом договору и не делал отчислений в социальные фонды. В настоящее время государство гарантирует физлицам, не имеющим официального страхового (трудового) стажа, только социальную пенсию. Такой гражданин будет иметь возможность увеличить пенсию за счет взносов в НПФ;

- взносы на пенсионное обеспечение в НПФ могут поступать как от самого страхователя, так и иных лиц: супруга (супруги), детей, иных родственников, и даже работодателя;

- негосударственное пенсионное обеспечение не заменяет пенсию, формируемую государством, а также не зависит от тех условий, которые необходимы доя получение пенсии за счет средств обязательного пенсионного страхования. За счет средств НПФ выплачивается накопительная пенсия;

- накопительную пенсию могут наследовать родственники страхователя, в то время как страховую пенсию унаследовать нельзя [8, с. 142].

Обеспечение населения пенсиями является одной из самых значительных социальных гарантий государства. Эта гарантия непосредственно затрагивает интересы более 30% населения, а косвенно и все население [9, с. 292].

В позитивном ракурсе перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России возможны по следующим направлениям:

1) негосударственные пенсионные фонды в дальнейшем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке;

2) негосударственные пенсионные фонды будут занимать место стабильных и надежных институтов в рыночной экономике;

3) государство будет стимулировать развитие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

Однако, при сохранении финансовых рисков и неблагоприятных экономических условий, а также невысокой продолжительности жизни значительной части населения, НПФ рискуют стать лишь вспомогательным механизмом обеспечения пенсионных прав некоторых граждан страны, кто может себе это позволить.

Одним из составляющих современной пенсионной системы должно быть государственное стимулирование участия работодателей и граждан в системе частного (негосударственного) пенсионного обеспечения.

Несмотря на то, что законодательством предусмотрены гарантии сохранности пенсионных накоплений граждан, одним из основных рисков, препятствующих развитию НПФ является низкий уровень доверия граждан частным организациям в сфере пенсионного обеспечения.

На развитии негосударственного пенсионного обеспечения в России также сказываются низкий уровень заработной платы, с которой работники добровольно могут направлять взносы на пенсионные накопления, недостаточно привлекательные условия вложения денежных средств в НПФ, отсутствие навыков самостоятельной заботы о своем будущем пенсионном обеспечении.

Для дальнейшего совершенствования НПФ необходимы следующие условия:

- привлечение дополнительных финансовых источников, которые бы сократили разрыв между доходами трудоспособного населения и размером пенсии. Для этого нужны действенные механизмы стимулирования работников и работодателей к формированию пенсионных накоплений в НПФ.

- повышение уровня доверия населения к системе негосударственного пенсионного обеспечения, информационная поддержка на основе повышения пенсионной грамотности населения.

- создание благоприятного налогового климата, отказ от подоходных налогов с взносов и инвестиционного дохода.

- развитие инфраструктуры рынков НПФ и системы долгосрочного страхования жизни граждан. Для эффективного развития инфраструктуры необходимы следующие меры: принятие дополнительных мер, обеспечивающих открытость и прозрачность рынков НПФ для всех лиц, принимающих в них участие; развитие и совершенствование законодательной основы; повышение квалификации специалистов, работающих на рынках НПФ и услуг по страхованию жизни в долгосрочной перспективе.

Все эти меры будут эффективны только при условии роста уровня жизни граждан и их доходов, что позволит повысить вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, необходимо продолжить развитие цифровизации процедур установления и реализации прав граждан на пенсионное обеспечение с учетом развития электронных сервисов и межведомственного электронного взаимодействия с возможностью автоматизации данного процесса. Основной целью внедрения этих механизмов будет снижение расходов, не связанных непосредственно с пенсионными выплатами.

Таким образом, преимущества НПФ как рыночного пенсионного института могут быть реализованы при соблюдении следующих условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственные механизмы управления и контроля, системы и процедуры согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

Литература и источники

1. Заргарян И.В. Пенсионное обозрение: электронный журнал. 2010. № 3 (июль - сентябрь) // URL: http://pensionobserver.ru (Дата обращения 12.03.2022 г.)

2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 21 декабря 2021 г.) // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

3. Финогенова Ю.Ю. Пенсионное страхование. пособие. М.: Изд-во ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2010.

4. Чугунов В.И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. 2014. № 12(588).

5. Тулепбаев К.М. Методологические и исторические основы развития системы пенсионного обеспечения // Казахстан-Спектр. 2003. № 1.

6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 30 декабря 2021 г.) // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

7. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. М.: Издательство: Юрайт, 2011.

8. Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России. // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № 38.

9. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2010.

References and Sources

1. Zargaryan I.V. Pensionnoe obozrenie: elektronnyj zhurnal. 2010. № 3 (iyul' - sentyabr') // URL: http://pensionobserver.ru (Data obrashcheniya 12.03.2022 g.)

2. Federal'nyj zakon ot 7 maya 1998 g. № 75-FZ «O negosudarstvennyh pensionnyh fondah» (v red. ot 21 dekabrya 2021 g.) // SZ RF. 1998. № 19. St. 2071.

3. Finogenova Yu.Yu. Pensionnoe strahovanie. posobie. M.: Izd-vo GOU VPO «REA im. G.V. Plekhanova», 2010.

4. Chugunov V.I. Sovershenstvovanie mekhanizma investirovaniya pensionnyh rezervov kak faktor razvitiya negosudarstvennyh pensionnyh fondov // Finansy i kredit. 2014. № 12(588).

5. Tulepbaev K.M. Metodologicheskie i istoricheskie osnovy razvitiya sistemy pensionnogo obespecheniya // Kazahstan-Spektr. 2003. № 1.

6. Federal'nyj zakon ot 25 fevralya 1999 g. № 39-FZ «Ob investicionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushchestvlyaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij» (v red. ot 30 dekabrya 2021 g.) // SZ RF. 1999. № 9. St. 1096.

7. Dolzhenkova G.D. Pravo social'nogo obespecheniya: konspekt lekcij. M.: Izdatel'stvo: Yurajt, 2011.

8. Surgutskova E.V. Osnovnye problemy negosudarstvennyh pensionnyh fondov i perspektivy negosudarstvennogo pensionnogo obespecheniya v Rossii. // Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 38.

9. Machul'skaya E.E., Gorbacheva Zh.A. Pravo social'nogo obespecheniya: ucheb. posobie. M.: Yurist", 2010.

ЯКОВЕНКО НИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Оренбургского института (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). YAKOVENKO, NINA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Labor Law and Social Security Law Orenburg Institute (Branch) of The Kutafin Moscow State Law University (ninelkrutova@list.ru).

УДК 347.97 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-196-200

САВЕНКОВА М.И.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: суды общей юрисдикции, судебная система, деятельность судов, правосудие, судопроизводство.

Статья рассматривает отдельные аспекты деятельности судов общей юрисдикции в настоящее время. Анализируются вопросы кадрового, технического и материального обеспечения и оценки качества деятельности судов общей юрисдикции. Отражены основные положения зарубежных систем оценки качества деятельности судов. Отмечается, что что на сегодняшний день суды общей юрисдикции функционируют достаточно активно, однако, существует ряд существенных моментов, нуждающихся в доработке. Система критериев и показателей эффективности функционирования судебной системы должна быть однозначно модернизирована, необходимо внести такие изменения, которые способствовали бы достоверности и полноте отражённых характеристик, и параметров дел, а также своевременно выявляли и прогнозировали степень потери эффективности, что позволит вовремя устранить причины и поднять эффективность. Дополнительное внимание государству стоит обратить на кадровые, технические и финансовые вопросы. Предложены пути и средства для устранения выявленных проблем в деятельности системы судов общей юрисдикции.

SAVENKOVA, M.I.

THE TOPICAL ISSUES OF THE ACTIVITIES OF COURTS OF GENERAL JURISDICTION IN RUSSIA Key words: courts of general jurisdiction, judicial system, activity of courts, justice, legal proceedings.

The article examines certain aspects of the activities of courts of general jurisdiction at the present time. There are analyzed the issues of personnel, technical and material support and assessment of the quality of activities of courts of general jurisdiction. The main provisions of foreign systems for assessing the quality of the activities of courts are reflected. It is noted that today the courts of general jurisdiction are functioning quite actively, however, there are a number of significant points that need to be improved. The system of criteria and indicators of the effectiveness of the functioning of the judicial system should be unambiguously modernized, it is necessary to make such changes that would contribute to the reliability and completeness of the reflected characteristics and parameters of cases, as well as timely identify and predict the degree of loss of efficiency, which will allow timely elimination of the causes and increase efficiency. Additional attention to the state should be paid to personnel, technical and financial issues. The ways and means are proposed to eliminate the identified problems in the activities of the system of courts of general jurisdiction.

На сегодняшний день процесс развития Российского государства характеризуется активным интересом общества к системе судов. На основании статьи 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, в котором механизму государственной, а точнее судебной, защиты отведено особое место [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.