Научная статья на тему 'Негосударственные пенсионные фонды как современный механизм долгосрочной мотивации'

Негосударственные пенсионные фонды как современный механизм долгосрочной мотивации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / ФОНД / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуцан А.Н.

В статье получило дальнейшее развитие и обобщение теоретических знаний о негосударственных пенсионных фондах и мотивации к их созданию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Негосударственные пенсионные фонды как современный механизм долгосрочной мотивации»

УДК 331

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ КАК

СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ДОЛГОСРОЧНОЙ МОТИВАЦИИ

Гуцан А.Н., Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

Аннотация: В статье получило дальнейшее развитие и обобщение теоретических знаний о негосударственных пенсионных фондах и мотивации к их созданию

Ключевые слова: долгосрочная мотивация, персонал, фонд, инвестиции

PRIVATE PENSION FUNDS AS THE BASIS OF LONG

MOTIVATION

Gutsan A., National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute"

Abstract: The article has been further developed and generalized theoretical knowledge of private pension funds and the motivation to create them

Keywords: long-term motivation, personnel, funds, investment

Введение. Материальная мотивация персонала является неотъемлемой частью комплексной системы мотивации любого современного предприятия. Элементам материального стимулирования ориентированных на долгосрочный и отсроченный эффект у работника уделено не достаточное внимание в современной литературе.

Анализ основных достижений и литературы. Вопросами изучения негосударственных пенсионных фондов занимались такие западные учёные, как: Дж. Г. Кейнс, Д. Норт, Г. Лоренс, К. Бейли, Л. Гитман, Ф. Хайек. В Украине Изучением вопроса негосударственного пенсионного обеспечения занимались: Н.И. Версаль [2], Ю.С. Смоловар, Г. Г. Терещенко [4], Д. Ганаковськая [3], Д. Леонов, Ю.М. Коваленко и др.

Постановка задачи. Не достаточная изученность всего многообразия современных механизмов материальной мотивации персонала, необходимость их систематизации обусловило написание данной статьи. Целью написания статьи является описание, обобщение, а так же уточнение теоретических знаний об негосударственных пенсионных фондах.

Материалы исследования. Теоретическую и методологическую основу проводимого исследования составили различные труды учёных и авторов, занимавшихся разработкой проблемы. Теоретической базой для проведения исследования и анализа являются научные издания, учебники, учебные пособия, а также ресурсы сети Internet. В рамках статьи использовались методы анализа, систематизации и обобщения.

Результаты исследования. Развитие современной украинской экономики не возможно без аккумулирования и циркуляции денежно-финансовых ресурсов как на уровне экономики в целом, так и на уровне предприятия. Одним из главных факторов успешного развития современного предприятия в условиях изменчивости экономической ситуации является персонал предприятия. И долгосрочно-опосредованная материальная мотивация, реализованная в виде негосударственных пенсионных фондов (НПФ), становится одним из важнейших механизмов взаимодействия мотивации, как самого сотрудника, так и дополнительным источником развития предприятия и экономики в целом.

Согласно Закону Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» НПФ - это юридическое лицо, которая имеет статус неприбыльной организации (непредпринимательского общества), которое функционирует и производит деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в пользу участников пенсионного фонда с дальнейшим управлением пенсионными активами, а также осуществляет пенсионные выплаты участникам указанного фонда в определённом законом порядке» [4].

В Украине систему пенсионного обеспечения разделена на 3 принципиальных уровня (рис. 1).

Рисунок 1 - Уровни системы пенсионного обеспечения в Украине

Рассмотрим эти уровни более детально [5, 6]. В рамках первого уровня -существует солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на принципах солидарности и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счёт средств пенсионного фонда Украины. На втором уровне существует накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования которая базируется на принципах накопления средств застрахованных лиц в накопительном фонде или в соответствующих негосударственных пенсионных фондах - субъектах второго уровня системы пенсионного обеспечения и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат. Третий уровень - это система негосударственного пенсионного обеспечения, которое базируется на началах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат. В рамках этого уровня негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться через: 1) НПФ (заключение договоров между потенциальными участниками и

НПФ); 2) страховые организации (договора страхования пожизненной пенсии, а так же страхование риска наступления инвалидности или смерти участника фонда); 3) банковские учреждения (договора на открытие пенсионных депозитных счетов).

Согласно [4, 6] принято также классифицировать НПФ по видам (согласно участников таких фондов), а именно: 1) открытый - участниками такого НПФ могут быть абсолютно любые физические лица в независимости от их рода деятельности и трудовых взаимоотношениях с работодателем; 2) корпоративные - участниками этого НПФ могут быть только лишь те физические лица которые состоят в трудовых отношениях с работодателем-основателем НПФ; 3) профессиональные - участвовать в нем могут только физический лица, с роднимые по роду их профессиональной деятельности.

Для более глубокого понимания сущности рассмотрим механизм функционирования НПФ (рис. 2).

Рисунок 2 - Общая схема функционирования НПФ [7]

Рассмотрим каждый из элементов схемы более детально [7]. Участники — это лица, в пользу которых уплачиваются пенсионные взносы и которые имеют право на получение пенсионных выплат из НПФ.

Под вкладчиками понимаются лица, которые осуществляют взносы в пользу участника фонда путём перечисления средств к НПФ согласно условиям пенсионного контракта.

Совет НПФ. Суть деятельности которого - заключение договоров с администратором, компанией из управления активами, банком-хранителем и аудитором; заслушивание отчётов о деятельности этих субъектов; утверждение информации о финансовом состоянии фонда; контроль целевого использования пенсионных активов

Администратор необходим для привлечения вкладчиков, заключение пенсионных контрактов, ведение индивидуальных пенсионных счетов, учёт пенсионных взносов, осуществление пенсионных выплат, предоставление агентских и рекламных услуг, составление отчётности

Компания по управлению активами необходима для анализа рынка финансовых инструментов, размещение активов согласно инвестиционной декларации НПФ, обеспечение прибыльности вложений пенсионного капитала.

Банк. Суть деятельности, в рамках НПФ, заключается в: зачисление взносов, выполнение распоряжений управляющих элементов НПФ, ведение учёта ценных бумаг и.т. д.

Формализованная процедура взаимодействия указанных элементов на рисунке осуществляется между:

1) участником и администратором - на основании договора на выплату пенсий;

2) вкладчиком и администратором - на основании пенсионного контракта;

3) администратором и советом НПФ - на основании договора про администрирование негосударственного пенсионного фонда;

4) советом НПФ и компанией по управлению активами - на основании договора по управлению активами;

5) советом НПФ и банком - на основании договора по обслуживанию НПФ банком.

Показанный механизм лишь описывает сущность деятельности негосударственного пенсионного фонда, но не отражает мотивацию для создания и участия в НПФ.

Анализ мотивации к созданию НПФ показаны на рис. 3 (согласно [8]).

Рисунок 3 - Мотивация к созданию НПФ

Согласно рис. 3 выгоды и преимущества предприятия и вкладчика таковы [8]:

1) политические. Под политическими понимается участие в социальных программах, которые осуществляются под руководством органов власти.

2) социальные - то есть обеспечения стабильности и благосостояния в коллективах.

3) экономические. Под экономическими понимается возможность внутреннего инвестирования за счёт средств фонда

4) финансовые - возможность получения льгот в налогообложении для участников и вкладчиков фонда.

5) корпоративные. Влияние на сотрудников через решение пенсионных комиссий предприятий относительно назначения и установления размеров корпоративных пенсий.

6) личные. Увеличение размеров персональной пенсии за счёт предприятия или своих вкладов, независимо от размеров базовой пенсии.

7) возможность законного использования пенсионных накоплений в личных интересах (кредитование, лечение)

Выгоды и преимущества для участника выделяются следующие [8]:

1) социальные - т.е. повышение благосостояния (или сохранения нынешнего уровня доходов) при выходе на пенсию.

2) экономические - под которыми понимается возможность законного использования части пенсионных накоплений в личных интересах до наступления пенсионного возраста (кредитование, лечение, отдых, жилье и т.п.)

3) финансовые - подразумевают оптимизация налогообложения за счёт возможных налоговых льгот или же уплата работодателем доли взносов в пользу работника.

4) личные - то есть те, которые увеличивают персональную негосударственную пенсию за счёт предприятия независимо от размеров государственной пенсии.

5) психологические - подразумевают под собой уверенность в будущем работника предприятия, а так же выработка доверия к работодателю.

По мнению автора, данная классификация мотивации к созданию НПФ является не достаточно полной и требует определённого уточнения. Уточнённая автором схема мотивации к созданию НПФ показана на рис. 4.

Рисунок 4 - Дополненная схема мотивации к созданию НПФ (пунктирные блоки дополнены автором)

По мнению автора статьи, данную классификацию целесообразно дополнить мотивацией к созданию НПФ со стороны государства. То есть теми

выгодами и преимуществами, которые государство получит при создании и функционировании системы негосударственного пенсионного страхования. Автором предполагается, что такими выгодами будут:

1) реинвестиционные. Т.е. выгоды получаемы от реинвестирования денежных средств в экономику. В результате деятельности НПФ на счетах будут аккумулироваться денежные средства, которые в последствии должны будут инвестироваться, для получения дохода, в реальный сектор экономики государства. Такая деятельность позволит обеспечить обновление технико-технологической базы отраслей в которые осуществляется инвестиции;

2) социальные (макро уровень). Сущность мотивации к внедрению НПФ со стороны государства в социальном аспекте будет является то, что в результате деятельности таких фондов будет повышается размер и уровень пенсии участника фонда, а соответственно, возрастёт удовлетворённость уровнем жизни при выходе на пенсию сотрудником. Такое возрастание удовлетворённости уровнем жизни приведёт к снижению уровня социальной напряжённости в обществе;

3) имиджевые выгоды - это выгоды, которые государство получит от своего международного имиджа как социально, экономически стабильное и инвестиционно-ориентированное государство. То есть НПФ опосредованно позитивно влияют на социальную и экономическую обстановку в государстве, что приводит к повышению инвестиционного доверия к государству со стороны зарубежных инвесторов;

4) возрастание уровня доверия - автором предполагается, что при постоянном стимулировании, мониторинге, регулировании и надлежащем контроле системы НПФ (со стороны государства) будет происходить повышения уровня доверия со стороны граждан государства.

По мнению автора, приведённые выше выгоды и преимущества являются наиболее важными для государства.

Выделение мотивации к созданию НПФ со стороны государства позволяет охватить весь круг участников системы пенсионного обеспечения (работник, предприятие, государство) в Украине. Это так же позволило комплексно описать необходимость внедрения системы негосударственного пенсионного страхования для каждого из них.

Выводы. В статье получило дальнейшее развитие систематизация теоретических знаний о негосударственных пенсионных фондах и необходимости их внедрения. На основе изучения уровней системы пенсионного обеспечения, показано важность создания и функционирования НПФ в общей системе пенсионного страхования Украины. Предлагается обобщённая и дополненная автором схема мотивации к созданию негосударственного пенсионного фонда на предприятии.

Библиографический список

1 Версаль Н.1. Недержавш пенсшш фонди: становлення та перспективи розвитку в Укра'1'ш / Н.1. Версаль, Ю.М. Мороз // Формування ринкових вщносин в Украшу - 2006. - № 9. - С. 132-139.

2. Ю.С. Смоляр, Г.М. Терещенко. Особливосп швестищйно!' дiяльностi недержавних пенсiйних фондiв: зарубiжний досвiд i вiтчизняна практика / Ю.С. Смоляр, Г.М. Терещенко // Фшанси Украши. - 2008. - № 3. - С. 43-51.

3. Ганаковська Д. Перспективи розвитку недержавних пенсшних фондiв в Укршш / Д. Ганаковська // Региональна економiка. - 2006. - № 4. - С. 207-212

4. Закону Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» [электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1057-15

5. Система негосударственного пенсионного обеспечения. Министерство юстиции Украины. Разъяснения. [электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/n0022323-12

6. Материли семинара „Негосударственные пенсионные фонды в Украине: возможности и преимущества", 2 февраля 2006 г., г. Львов. - Режим доступа. -http://www.uaib.com.ua/files/articles/59/41_4.doc

7. Науменкова С. В. Ринок финансовых услуг [текст] / С. В. Науменкова, С. В. Мще-нко. - К. : Знание, 2010. - 532 с.

8. Михайлов А. В., Ткач О.И. Негосударственные пенсионные фонды: сегодняшний взгляд в будущее [текст] / Михайлов А. В., Ткач О.И. - Киев.: 2001. - 245 с.

УДК 338.45:629.73(477):339.924(043.2)

МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИЗАЦИИ

Янчук М.Б., докторант Национального авиационного университета

В статье рассматриваются методические и методологические подходы к интеграции авиастроительных предприятий Украины на основе корпо-ратизации и акционирования с учетом современных тенденций в мировой авиаиндустрии.

Ключевые слова: корпоратизация, акционирование, авиастроительные предприятия, проектный подход, индустриальная модель корпорации, центры компетенций, интегрированные корпоративные структуры, государственная корпорация.

In the article are considered methodical and methodological approaches to integration of aircraft construction enterprises of Ukraine on the basis of corpo-ratization and going public with a glance to modern trends in world aviation industry.

Keywords: corporatization, going public, aircraft construction enterprises, project approach, industrial model of corporation, centers of competence, integrated corporate structures, state corporation.

Корпоратизация предприятий авиапромышленного комплекса Украины является стратегически важным направлением их интеграционного разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.