Научная статья на тему 'Негосударственные пенсионные фонды как предмет финансово-правового регулирования'

Негосударственные пенсионные фонды как предмет финансово-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЧАСТНЫЕ ФОНДЫ / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ФОНДЫ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков И. А.

The article is dedicated to the characteristics of financial control of non-government pension funds participating in accumulation and distribution of significant monetary funds, which partially form national financial system of Russian Federation. Financial control is described through the legal regulation's scope of activities, functions and privileges of separate subjects of government (external), non-government (independent) and internal control. The article highlights gaps and collisions in legal regulations, which prevent financial control from further development, and pays special attention to non-government control forms' regulation, and touches upon self-regulation's development in pension industry. Besides the question of unjustified administration burden's decrease necessity is discussed and preconditions for non-government pension funds' control centralization. The specified groups are classified on relations directly connected with formation, distribution and use of the decentralized (not-government) private and decentralized public pension funds (in material sense) and on the relations creating conditions for their formation, distribution and use. The article is most suited for graduate and post-graduate students of law schools, as well as specialists studying financial law and subject matters of non-government pension funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-Government Pension Funds' as a Subject of Financial Law Regulation

The article is dedicated to the characteristics of financial control of non-government pension funds participating in accumulation and distribution of significant monetary funds, which partially form national financial system of Russian Federation. Financial control is described through the legal regulation's scope of activities, functions and privileges of separate subjects of government (external), non-government (independent) and internal control. The article highlights gaps and collisions in legal regulations, which prevent financial control from further development, and pays special attention to non-government control forms' regulation, and touches upon self-regulation's development in pension industry. Besides the question of unjustified administration burden's decrease necessity is discussed and preconditions for non-government pension funds' control centralization. The specified groups are classified on relations directly connected with formation, distribution and use of the decentralized (not-government) private and decentralized public pension funds (in material sense) and on the relations creating conditions for their formation, distribution and use. The article is most suited for graduate and post-graduate students of law schools, as well as specialists studying financial law and subject matters of non-government pension funds.

Текст научной работы на тему «Негосударственные пенсионные фонды как предмет финансово-правового регулирования»

È.À. Âîëêîâ*

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ КАК ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Kërn4eâbie cëîâa: финансовое право, негосударственные пенсионные фонды, негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, децентрализованные частные фонды, децентрализованные публичные фонды, пенсионные резервы, пенсионные накопления.

I.A. Volkov. Non-Government Pension Funds' as a Subject of Financial Law Regulation

The article is dedicated to the characteristics offinancial control of nongovernment pension funds participating in accumulation and distribution of significant monetary funds, which partially form national financial system of Russian Federation. Financial control is described through the legal regulation s scope of activities, functions and privileges of separate subjects of government (external), non-government (independent) and internal control. The article highlights gaps and collisions in legal regulations, which prevent financial control from further development, and pays special attention to non-government control forms' regulation, and touches upon self-regulation's development in pension industry. Besides the question of unjustified administration burden s decrease necessity is discussed and preconditions for non-government pension funds' control centralization.

The specified groups are classified on relations directly connected with formation, distribution and use of the decentralized (not-government) private and decentralized public pension funds (in material sense) and on the relations creating conditions for their formation, distribution and use.

The article is most suited for graduate and post-graduate students of law schools, as well as specialists studying financial law and subject matters of non-government pension funds.

Финансовое право является динамично развивающейся отраслью российского права. Этому способствует постоянное изменение и развитие экономики государства, вследствие которого появляются новые финансовые институты, составляющие финансовую систему государства, которая, в свою очередь, является предметом финансового права. К одному из таких институтов относятся негосударственные пенсионные фонды, получившие свое развитие в рамках проводимой государством пенсионной реформы. В целях

* Соискатель кафедры финансового права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [volkovia@pochta.ru]

финансово-правового регулирования на сегодняшний день указанные фонды можно рассматривать с точки зрения трех взаимосвязанный аспектах:

• как социально-финансовыш институт — особую организационноправовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются ': негосударственное пенсионное обеспечение (пенсионное обеспечение)2 и обязательное пенсионное страхование (пенсионное страхование)3;

• в материальном смысле, как совокупность децентрализованных частных и децентрализованных публичных пенсионных фондов (пенсионных резервов и пенсионныгх накоплений), находящихся в собственности негосударственных пенсионных фондов (как организационно-правовой формы некоммерческой организации), имеющих статус негосударственных и предназначенных для исполнения обязательств по пенсионным договорам и договорам об обязательном пенсионном страховании, при этом понятия «децентрализованные пенсионные фонды» и «негосударственные пенсионные фонды» в материальном смысле можно считать равнозначными;

• как совокупность общественный отношений по образованию, распределению и использованию децентрализованных (негосударственных) пен-сионныгх фондов, входящих составной частью в финансовую систему.

Во всех случаях указанные отношения возникают в связи и посредством деятельности — негосударственных пенсионных фондов как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации, исключительными видами деятельности которой являются негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

Определение места и границ отношений, связанный с деятельностью негосударственных пенсионных фондов, а также непосредственно с образованием, распределением и использованием децентрализованный (негосударственных) негосударственных пенсионных фондов в системе финансо-

1 Третий вид деятельности негосударственных пенсионных фондов — профессиональное пенсионное страхование законодательно не введен и на текущий момент фондами не осуществляется.

2 Деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. № 19. 1998. Ст. 2071).

3 Деятельность негосударственного пенсионного фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам (п. 2 ст. 3 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).

вого права, представляется необходимым в условиях динамичного развития отрасли и самого института.

Отнесение общественных отношений к той или иной отрасли права происходит прежде всего по предмету и методу правового регулирования, под первым подразумевается качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права 1, под вторым — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения 2.

Определение границ предмета финансового права представляет собой одну из наиболее популярных в юридическом мире научных проблем. В ее свете обсуждаются вопросы самостоятельности отрасли финансового права и его возникновения 3. Автор присоединяется к мнению о том, что финансовое право образовалось как самостоятельная отрасль наряду с административным и государственным правом.

На сегодняшний день преобладающей точкой зрения является определение предмета финансового права как организационных финансовых общественных отношений, складывающихся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований4.

Н.И. Химичева определяет финансовую деятельность государства как осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечению финансовыми ресурсами деятельности государственных органов 5. О.Н. Горбунова 6 подчеркивает необходимость дифференциации фондов денежных средств на централизованные и децентрализованные 7. Е.Ю. Грачева конкретизирует понятие финансовой деятельности государства, определяя ее как организационную деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях

1 См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 216.

2 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 399.

3 См.: Халфина Р.О. Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 194—195; Пискотин М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы). М., 1971. С. 49; Ро-винский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 64; Советское финансовое право: учебник / под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкина. М., 1982. С. 45.

4 См.: Крохина Ю.А. Финансовое право: учеб. М., 2004. С. 46; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учеб. пос. М., 2003. С. 34.

5 См.: Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. М., 2003. С. 85.

6 См.: Финансовое право: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 16.

7 На дифференциацию фондов денежных средств на централизованные и децентрализованные указывал также Гуревич Г.С. // Советское финансовое право. М., 1985. С. 8; Рассо-лов М.М. Финансовое право. М., 2002. С. 29—31.

бесперебойного функционирования государства и муниципальный образований на каждом данном этапе общественного развития ‘. В рамках разговора о расширении предмета финансового права и категории «финансовая деятельность государства» Е.М. Ашмарина разграничивает организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов и по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов, различая последние на государственные и частные в зависимости от субъекта, имеющего на них право собственности 2.

Вместе с тем в рамках разговора об удовлетворении государством публичных интересов происходит формирование категории публичной финансовой деятельности, под которой понимается процесс исполнения публичных функций посредством государства, его уполномоченных органов, муниципальных образований, а также негосударственных субъектов права, наделенных государственной обязанностью осуществлять общественные и социальные задачи 3. Для исполнения таких функций субъекты наделяются необходимыми финансовыми ресурсами, которые относятся к публичным фондам денежных средств и регулируются нормами финансового права.

Вместе с категорией публичныгх фондов идет выщеление децентрализованных публичных фондов, возникновение которыж связано с передачей государством определенных публичных функций частным хозяйствующим субъектам 4. Негосударственные пенсионные фонды, являясь некоммерческими организациями социального обеспечения, аккумулируют, распределяют и используют значительные децентрализованные фонды денежных средств, составляющие как личныш (частный), так и национальный (публичным) пенсионным капитал. Такое участие в распоряжении пенсионными средствами позволяет выделить следующие основания для включения отношений, возникающих в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов, в предмет финансового права:

• деятельность негосударственных пенсионных фондов связана с образованием, распределением и использованием регулируемых финансовым

1 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 7, 22.

2 См.: Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы. М., 2004. С. 16.

3 См.: Карасева М.В. Предмет финансового права: новые подходы // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)». М., 2009. С. 50.

4 О возможности такой передачи писал еще Годме П.М. Финансовое право. М., 1978. С. 55.

правом децентрализованных частных и децентрализованных публичных фондов денежных средств, посредством первых происходит удовлетворение интересов отдельных лиц, посредством вторых — удовлетворение интересов публичных;

• отношения, возникающие в деятельности негосударственный пенсионных фондов, основаны на императивном методе, где государство устанавливает требования к деятельности негосударственных пенсионных фондов, порядку формирования, перераспределения и использования фондов пенсионных средств;

• одним из субъектов отношений, возникающих в деятельности негосударственных пенсионных фондов, является государство;

• особенностью отношений, возникающих в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов, является их имущественный характер.

Таким образом, предметом регулирования финансового права в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению (пенсионному обеспечению) и обязательному пенсионному страхованию (пенсионному страхованию) являются отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных частных и децентрализованных публичных фондов денежных средств (пенсионных фондов), способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований.

Характеризуя рассматриваемые отношения, необходимо определить метод финансового права, который в целом носит императивный характер

— государство аккумулирует, распределяет и использует средства в публичных целях, финансово обеспечивая выполнение своих задач и функций ‘. Здесь нет подчинения в полном объеме, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание 2. Поэтому метод, который использует финансовое право сегодня, заключается в экономико-правовом регулировании независимых субъектов, носящем императивный характер. В отношении негосударственных пенсионных фондов таким субъектом можно считать специализированный депозитарий, который ежедневно контролирует соблюдение негосударственными пенсионными фондами требований к составу и структуре пенсионных активов.

Определение границ рассматриваемых отношений с точки зрения финансового права возможно через характеристику регулирования аналогич-

1 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. О.Н. Горбунова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 28.

2 См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2004. С. 23.

ныгх или схожих пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию отношений. Принимая во внимание распространенность мнения о том, что деятельность негосударственных пенсионных фондов наиболее близка к страховой, представляется целесообразным обозначить предмет регулирования финансового права в указанной сфере.

Автор придерживается мнения, согласно которому нормами финансового права регулируются, в том числе отношения, возникающие в рамках обязательного страхования; отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля и надзора за деятельностью страховщиков '; источники формирования страхового фонда и его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности, с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права); обязательное государственное страхование и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие, которые связаны с осуществлением государством финансовой деятельности 2.

Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т.д.3.

В науке еще не сложилось однозначного понимания, в какой части деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию относить к страхованию либо иной схожей деятельности.

Характеризуя негосударственное пенсионное обеспечение, следует привести мнение М.А. Ковалевского и С.М. Ковалевского, которые считают его элементом конституционного института «дополнительное социальное обеспечение»4 в соответствии с п. 3 ст. 39 Конституции РФ. Разграничение принципов осуществления пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению представляется логичным через характеристику применяемых пенсионных программ, которые можно под-

1 Данную позицию разделяли Г.Ф. Шершеневич, В.И. Серебровский. В настоящее время данной точки зрения придерживаются Е.В. Покачалова, Э.Д. Соколова, Е.Ю. Грачева, О.Н. Горбунова, А.В. Ипатов (см.: Косоногова С.В. Финансово-правовое регулирование организации страхования в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 64).

2 См.: Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: вопросы и ответы. М., 2010. С. 232.

3 См.: Там же. С. 226.

4 Ковалевский М.А, Ковалевский С.М. Некоторые элементы правового статуса негосударственных пенсионных фондов в отношениях по негосударственному пенсионному обеспечению // Страховое право. 2007. № 3. С. 3.

разделить на: накопительные (сберегательные)1; страховые пенсионные программы 2; смешанные пенсионные программы 3.

По мнению М.А. Ковалевского и С.М. Ковалевского, пенсионный договор, опосредующий первую группу программ, во многих аспектах близок к тому, который заключает кредитная организация с вкладчиком (договор банковского вклада), договор, опосредующий вторую группу программ, близок к договору страхования жизни, который относится к личному страхованию и собственно страхованию.

Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение, являясь по своей сути комплексным экономическим институтом, сочетает в себе элементы негосударственного социального страхования, собственно страхования — добровольного личного страхования, дополнительного социального обеспечения и накопительного сберегательного вклада. Обязательное пенсионное страхование в соответствии с классификацией Н.И. Химиче-вой 4, с учетом ряда особенностей, можно отнести к обязательному социальному страхованию. При этом необходимо выделить следующие особенности пенсионного обеспечения и пенсионного страхования:

• наличие обязательного субъекта отношений — негосударственного пенсионного фонда, созданного в особой организационно-правовой форме некоммерческой организации социального обеспечения, обладающих исключительной правосубъектностью;

• регулирование пенсионного обеспечения и пенсионного страхования осуществляется специальным законодательством, основной источник которого составляет Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Особенностью деятельности по обязательному пенсионному страхованию является возможность формирования в его рамках пенсионных накоплений за счет дополнительных добровольных страховых взносов.

1 Пенсионные программы, работающие по накопительной схеме, с возможностью досрочного расторжения пенсионного договора и правопреемства в случае смерти.

2 Пенсионные программы, работающие по схемам с солидарной ответственностью, без возможности досрочного расторжения пенсионного договора и с перераспределением пенсионных накоплений в пользу оставшихся участников.

3 Пенсионные программы, сочетающие характеристики обоих видов пенсионных программ, а также иные элементы.

4 В отношении страхования Н.И. Химичева выделяет две его обособленные формы: социальное страхование (специальное страхование), которое подразделяется, в свою очередь, на: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование, а также на: обязательное социальное страхование и дополнительное социальное страхование; собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями. Собственно страхование в зависимости от формы организации страхования российское законодательство классифицирует на: добровольное (в силу договора) и обязательное (в силу закона). По объекту страхование делится на личное страхование и имущественное страхование (см.: Химичева Н.И, Покача-лова Е.В. Финансовое право. М., 2007. С. 349.

Ввиду того, что пенсионное обеспечение и пенсионное страхование включают в себя элементы страхования, финансовым правом в рассматриваемой сфере может регулироваться схожий круг вопросов, например:

• источники формирования и получения пенсионныж средств и их взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства;

• компетенция органов государственной власти в области пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, в частности, финансовый контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, образованием, распределением и использованием негосударственных пенсионных средств;

• иные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования пенсионных фондов.

Отдельно следует отметить, что в рамках своей деятельности негосударственные пенсионные фонды аккумулируют особыш вид децентрализованный частныж и децентрализованныж публичных фондов денежных средств

— пенсионные резервы и пенсионные накопления, имеющих статус негосударственных. В материальном плане децентрализованные (негосударственные) пенсионные фонды как совокупность средств, находящихся в собственности негосударственных пенсионных фондов (как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации), полностью подпадают под регулирование финансовым правом.

Характеризуя отношения по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, можно говорить об определенной самостоятельности их регулирования, которой способствуют:

• формирование отношений в связи и посредством деятельности особой организационно-правовой формы некоммерческой организации — не-государственныж пенсионных фондов, обладающих специальной правосубъектностью;

• образование в рамках отношений средств с особым негосударственным статусом — децентрализованных (негосударственных) пенсионных фондов;

• однородность и особенности отношений, а также наличие общих положений, правовыж принципов, специфических правовых и экономических понятий, создающих особыш правовой режим;

• нормативной обособленности, выраженной в регулировании специальным нормативно-правовым документом — Федеральным законом «О негосударственныж пенсионныж фондах».

Дальнейшему обособлению и развитию отношений, связанныж с пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием, в какой-либо элемент системы финансового права, по мнению автора, препятствуют:

• незавершенность формирования экономических отношений по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, в том числе по образованию, распределению и использованию децентрализованных (негосударственных) пенсионных фондов;

• осуществление негосударственными пенсионными фондами неполного перечня видов деятельности, предусмотренных законодательством (деятельность по профессиональному пенсионному страхованию как третий вид деятельности до сих пор не введена);

• непоследовательность пенсионной реформы и нестабильность развития пенсионной системы в целом, что выражается в импульсивных предложениях отдельных ведомств по ее корректировке и модернизации (добавление новыгх элементов и принципов организации, институциональные преобразования);

• несовершенство пенсионного законодательства, предпосылки к его кодификации и унификации.

Таким образом, рассматриваемый круг отношений подпадает под комплексное регулирование нескольких отраслей российского права, при этом с учетом предмета и метода финансово-правового регулирования можно выделить следующие группы отношений, связанных с деятельностью негосударственных пенсионных фондов и непосредственно с образованием, распределением и использованием децентрализованный (негосударственных) пенсионных фондов, которые регулируются финансовым правом:

В первую группу входят отношения, связанные с образованием децентрализованных (негосударственных) пенсионных фондов (средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений), к которым, в частности, относятся:

• отношения между негосударственными пенсионными фондами и вкладчиками по некоторым аспектам формирования пенсионных резервов, таких как определение источников финансирования, структуры взносов и их назначения (отчисления в резерв покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв);

• отношения негосударственный пенсионныж фондов с Пенсионным фондом России по изъятию средств пенсионных накоплений из бюджетной системы, определение их структуры и назначения;

• отношения между негосударственными пенсионными фондами и иными субъектами и участниками отношений по пенсионному обеспечению и страхованию по формированию негосударственныж пенсионныж фондов.

Во вторую группу входят отношения, связанные с распределением децентрализованных (негосударственных) пенсионных фондов (средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений), к которым, в частности, относятся:

• определение основ и принципов размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений;

• определение нормативов размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, требования к составу и структуре пенсионных резервов, инвестиционному портфелю;

• некоторые аспекты отношений между негосударственными пенсионными фондами и иными субъектами и участниками пенсионного обеспечения и пенсионного страхования по формированию и распределению пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

В третью группу входят отношения, связанные с учетом пенсионных обязательств негосударственных пенсионных фондов и средств пенсионных накоплений, к которым, в частности, относятся:

• ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии;

• совместно с группой отношений, связанных с использованием средств негосударственных пенсионных фондов, отражение результата размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений.

В четвертую группу входят отношения, связанные с использованием децентрализованных (негосударственных) пенсионных фондов (средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений), к которым, в частности, относятся:

• отношения негосударственных пенсионных фондов с вкладчиками, участниками и правопреемниками по некоторым аспектам назначения и выплаты негосударственных пенсий и выкупных сумм;

• отношения негосударственных пенсионныж фондов с застрахованными лицами и правопреемниками по некоторым аспектам назначения и выплаты накопительной части трудовой пенсии и выкупных сумм;

• отношения негосударственных пенсионныж фондов с Пенсионным фондом России по возврату пенсионных накоплений в бюджетную систему, а также с другими негосударственными пенсионными фондами по передаче пенсионных накоплений новому страховщику;

• ограничения на использование пенсионных резервов и пенсионных накоплений на покрытие расходов негосударственных пенсионных фондов, в частности, оплату услуг иных субъектов и участников пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;

• совместно с группой отношений, связанных с учетом пенсионных обязательств и пенсионных накоплений, распределение дохода от размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений на исполнение обязательств по пенсионным договорам и договорам об обязательном пенсионном страховании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пятую группу входят отношения, связанные с отчетностью негосударственных пенсионных фондов, раскрытием и представлением финансовой информации, к которым, в частности, относятся:

• требования к ведению отчетности и иной документации в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

• требования к ведению специализированной отчетности в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах и некоммерческих организациях;

• требования к представлению информации, содержащей результаты и показатели финансовой деятельности и подлежащей раскрытию негосударственными пенсионными фондами, требования к опубликованию отчетов о финансовой деятельности, обязанность ежегодного уведомления вкладчиков, участников и застрахованный лиц о состоянии пенсионных счетов.

В шестую группу входят отношения, связанные с налогообложением субъектов отношений по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, к которым, в частности, относятся:

• налоговый режим негосударственный пенсионных фондов (как некоммерческой организации социального обеспечения), как основныгх субъектов, аккумулирующих и использующих пенсионные резервы и накопления;

• налоговый режим вкладчиков, участников, страхователей, застрахованных лиц как основныгх субъектов, формирующих пенсионные резервы и накопления.

В седьмую группу входят отношения, связанные с обеспечением финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов (гарантиями исполнения обязательств), к которым относятся:

• требования к формированию собственного имущества, в частности имущества для обеспечения уставной деятельности, совокупного вклада учредителей, страхового резерва;

• некоторые аспекты участия негосударственных пенсионных фондов в обществах взаимного страхования, создание объединенных гарантийных фондов, являющихся дополнительными гарантиями исполнения обязательств негосударственными пенсионными фондами.

В восьмую группу входят отношения, связанные с финансовым контролем за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, к которому, в частности, относятся:

• государственным (внешний) финансовый контроль;

• негосударственный (независимый) финансовый контроль;

• внутренний финансовым контроль.

Следует отметить, что перечень групп и составляющих их отношений не является закрыпым, а находится в непрерывном развитии и требует самостоятельного глубокого изучения.

С учетом предмета регулирования финансового права отношения, возникающие в рамках первыгх четырех групп, можно отнести к непосредственно связанным с образованием, распределением и использованием децентрализованных (негосударственных) пенсионных фондов (в материальном смысле), возникающие в рамках последних четырех групп, — к сопутствующим отношениям, создающим условия для их образования, распределения и использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.