Научная статья на тему 'НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
343
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НАРКОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бойко Ольга Альбертовна, Панов Сергей Леонидович, Урусов Александр Алексеевич

В статье авторами анализируются аспекты деятельности отечественных негосударственных центров, осуществляющих реабилитационные мероприятия в отношении наркозависимых лиц. Исследуются негативные проблемы функционирования частных реабилитационных центров (отсутствие правоустанавливающих документов, систематическое нарушение прав пациентов, отсутствие научно-методических программ реабилитации, ведение финансово-экономической деятельности с нарушением российского законодательства и др.), предлагаются меры, направленные на повышение эффективности деятельности государства в сфере создания и функционирования наркологических реабилитационных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бойко Ольга Альбертовна, Панов Сергей Леонидович, Урусов Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-GOVERNMENTAL DRUG TREATMENT REHABILITATION CENTRES: ORGANISATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF ACTIVITY

The authors analyze aspects of activity of domestic non-governmental centers that carry out rehabilitation measures for drug addicts. The negative aspects of the functioning of private rehabilitation centers are investigated (absence of constitutive documents, systematic violation of patients' rights, absence of scientific and methodological rehabilitation programs, conducting financial and economic activities through violations of the Russian legislation, etc.); measures to increase the effectiveness of the State activity in the field of creation and functioning of drug rehabilitation centers are proposed.

Текст научной работы на тему «НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вестник Сибирского юридического института МВД России

УДК 364.04 : 343.294

DOI 10.51980/2542-1735_2023_1_60

Ольга Альбертовна БОЙКО,

доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент mario011@mail.ru

Сергей Леонидович ПАНОВ,

ветеран МВД России (г. Омск), кандидат юридических наук

spanov1960@mail.ru

Александр Алексеевич УРУСОВ,

доцент кафедры уголовного права и криминологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат юридических наук, доцент knight700@yandex.ru

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

NON-GOVERNMENTAL DRUG TREATMENT REHABILITATION CENTRES: ORGANISATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF ACTIVITY

В статье авторами анализируются аспекты деятельности отечественных негосударственных центров, осуществляющих реабилитационные мероприятия в отношении наркозависимых лиц. Исследуются негативные проблемы функционирования частных реабилитационных центров (отсутствие правоустанавливающих документов, систематическое нарушение прав пациентов, отсутствие научно-методических программ реабилитации, ведение финансово-экономической деятельности с нарушением российского законодательства и др.), предлагаются меры, направленные на повышение эффективности деятельности государства в сфере создания и функционирования наркологических реабилитационных центров.

The authors analyze aspects of activity of domestic non-governmental centers that carry out rehabilitation measures for drug addicts. The negative aspects of the functioning of private rehabilitation centers are investigated (absence of constitutive documents, systematic violation of patients' rights, absence of scientific and methodological rehabilitation programs, conducting financial and economic activities through violations of the Russian legislation, etc.); measures to increase the effectiveness of the State activity in the field of creation and functioning of drug rehabilitation centers are proposed.

Ключевые слова: наркомания, наркозависимые лица, здравоохранение, негосударственные реабилитационные центры, меры профилактики наркомании.

Keywords: drug addiction, drug addicts, healthcare, non-governmental rehabilitation centers, drug addiction prevention measures.

В настоящее время недостаточное количество наркологических медицинских учреждений, а также центров для реабилитации наркозависимых лиц - это огромная проблема отечественного здравоохранения. Лечение наркозависимых лиц без осуществления в дальнейшем длительных разнообразных профессиональных реабилитационных программ практически не дает должного эффекта в указанном процессе.

В Российской Федерации за последние 15 лет ниша центров реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью, претерпела значительную коммерциализацию. Известно немало случаев, когда реабилитационные центры создаются в первую очередь из-за желания заработать, а не из-за того, что персонал таких заведений искренне стремится помогать наркозависимым лицам и обладает достаточным объемом профессиональных навыков осуществления такого рода деятельности. Более того, в специальных исследованиях справедливо указывается на необходимость «при планировании социально-экономического развития закрепления позиций, касающихся строительства и поддержки реабилитационных центров» [6, с. 104].

Реабилитационный центр для зависимых лиц - это организация, занимающаяся физическим, психологическим, социальным и нравственно-духовным восстановлением людей (реабилитантов), страдающих психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ (наркотических веществ, психотропных средств, алкогольных напитков), а также различными формами нехимической зависимости (игромания, пищевая зависимость и т.д.). Реабилитационный центр осуществляет следующие основные функции1:

- оказание медико-реабилитационной помощи лицам с наркологическими расстройствами;

- проведение мотивационного консультирования лиц с наркологическими расстройствами в целях побуждения их к прохождению

и завершению медицинской реабилитации, диспансерному наблюдению, формирование у них приверженности к ведению здорового образа жизни, отказу от потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

- осуществление противорецидивных мероприятий с больными, прошедшими курс медико-социальной реабилитации и вошедшими в профилактические программы предотвращения рецидивов заболевания;

- осуществление взаимодействия с организациями, оказывающими социальную помощь, например поддержку в вопросах трудоустройства;

- оказание медико-психологической помощи семьям лиц с наркологическими расстройствами, а также проведение санитарно-гигиенического просвещения больных и их родственников;

- осуществление взаимодействия с общественными, религиозными и другими организациями по оказанию реабилитационной помощи лицам с наркологическими расстройствами;

- привлечение волонтеров к оказанию помощи лицам с наркологическими расстройствами, обучение, планирование и контроль их деятельности;

- анализ эффективности оказываемой реабилитационной помощи во время пребывания больных в реабилитационном центре и после выписки из него;

- информирование населения о методах лечения и медицинской реабилитации, а также о медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю «психиатрия-наркология»;

- представление отчетности в установленном порядке, сбор и предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения;

- иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реабилитация больных наркоманией осуществляется не в естественных условиях их

1 Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ : приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 N 1034н.

Ё Вестник Сибирского юридического института МВД России-

проживания, а в искусственно созданной для личностного и социального восстановления (функционирования) больных реабилитационной среде, в которой реализуются профилактические программы. Программа реабилитации зависимых лиц включает в себя систему контроля, поощрения или порицания, ответственности и психологической поддержки, что в значительной степени гарантирует предотвращение срывов или рецидивов заболевания. Реабилитационная среда не только является терапевтическим инструментом ресоциализации, но и защищает больных от пагубного воздействия наркотической субкультуры и прежде всего от потребления наркотиков, а также в значительной степени моделирует их функционирование в открытом обществе [8, с. 402].

Процесс восстановления зависимых лиц в реабилитационном центре осуществляется в группе (до 25 человек), которая на определенный период времени (обычно от 1 до 6 мес.), чаще недобровольно, изолируется от внешнего мира (как правило, в арендованном загородном доме), путем проведения лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению организма; под руководством специалистов посредством индивидуальных и групповых занятий постепенно они отходят от зависимой модели жизни. Таким образом, реабилитационный процесс - это долгосрочное психолого-терапевтическое воздействие на наркозависимых лиц с целью недопущения в дальнейшем потребления ими психоактивных веществ [7, с. 95].

При выборе негосударственного нели-цензированного реабилитационного центра следует ориентироваться на ряд факторов [3, с. 44]:

1) стоимость пребывания в реабилитационном центре. Низкая стоимость профилактического психотерапевтического лечения никак не может гарантировать качество реализуемых реабилитационных программ;

2) наличие в реабилитационном центре команды квалифицированных дипломированных и сертифицированных специалистов. В профессиональном учреждении в штате должны трудиться до 10 специалистов,

в числе которых врач-психотерапевт, психиатр-нарколог, психолог, врач-диетолог, консультант по зависимостям (аддиктолог), специалист по социальной работе, инструктор по труду;

3) эффективно функционирующий реабилитационный центр, которому нечего скрывать, должен иметь сайт и офис, куда можно обратиться за бесплатной консультацией и для знакомства с персоналом и условиями проживания в указанном учреждении;

4) перед выбором реабилитационного центра заинтересованным лицам (родственникам) необходимо ознакомиться с отзывами о работе данного учреждения, а по возможности лучше узнать из первых уст - встретиться с лицами, прошедшими курс реабилитации, расспросить у них об условиях прохождения курса. Также можно ознакомиться с отзывами на сайте реабилитационного центра. Клиентам центра или их родственникам следует заключать договор с центром не на основании картинок на сайте, а после непосредственного посещения выбранного центра. Иначе это чревато тем, что условия в нем могут оказаться намного хуже обещанных;

5) реализация адаптационных программ в платных реабилитационных центрах происходит на условиях анонимности. Разглашать информацию о пациенте руководство может только по требованию правоохранительных органов, суда. Это помогает избежать проблем с наркологическим учетом, а также при решении вопроса о дальнейшем устройстве на работу. Другим моментом, который нужно учитывать, является предоставление гарантий. Конфиденциальность психотерапевтического лечения должна прописываться в договоре по оказанию реабилитационных услуг. Гарантия от срыва также должна прописываться в договоре - это страховка на случай, если резидент вернется к злоупотреблению. Предоставляется возможность пройти повторную реабилитацию бесплатно;

7) правильный выбор частного реабилитационного центра в полной мере повлияет на будущее излечение зависимого лица.

В настоящее время в стране для оказания квалифицированной медико-психологи-

ческой помощи наркозависимым лицам не создана достаточная в количественном плане государственная сеть учреждений реабилитации, а многочисленные частные центры в основном работают вне государственного контроля и поддержки. Так, на 1 января 2021 г. при наличии 212,4 тысячи больных, состоящих на официальном учете в лечебно-профилактических организациях страны, насчитывалось всего 119 государственных реабилитационных центров (на 2622 кой-ко-места), находящихся в подчинении Минздрава России [2, с. 10].

Таким положением вещей в сфере реабилитации пользуются предприимчивые лица, открывая частные нелицензированные реабилитационные центры. По мнению экспертов, ежегодно в стране функционируют более тысячи нелицензированных реабилитационных центров. Самый прибыльный и широкий сегмент - это реабилитационные центры без медицинской лицензии, расположенные в коттедже (гораздо реже - в квартире). Это объясняется тем, что открыть их гораздо проще и дешевле, чем лицензированные медицинские центры1. Так, на аренду помещения и содержание медицинского центра нужно тратить 10-20 миллионов рублей ежемесячно, предварительно вложив немалые средства в оборудование, а чтобы арендовать и содержать коттедж, нужно тратить в среднем до 150 тысяч рублей в месяц.

Средняя стоимость реабилитации для наркозависимых лиц в центрах без медицинской лицензии - от 30 до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от региона и места расположения «объекта». Как правило, такие центры работают «в серую»: деньги за реабилитацию родственники переводят на карты сотрудников или передают наличными, при этом стоимость прямо зависит от материальных возможностей родственников пациента.

В ходе проверок, осуществленных государственными контролирующими структурами (Росздравнадзор, Минтруд, Роспотреб-надзор) и правоохранительными органами (МВД, прокуратура), в деятельности ряда

негосударственных нелицензированных центров, занимающихся реабилитацией наркозависимых лиц, регулярно выявляются нарушения. Так, в области нормативно-правовых основ деятельности были выявлены следующие нарушения [4, с. 30]: отсутствие правоустанавливающих документов на занимаемые (арендуемые) помещения; отсутствие договорных отношений с наркозависимыми лицами, проходящими реабилитацию; ведение финансово-экономической деятельности с нарушением российского законодательства, без ведения системы бухгалтерского учета.

В ряде негосударственных реабилитационных центров санитарно-гигиенические условия проживания и осуществления реабилитации не соответствуют минимальным требованиям, необходимым для обеспечения полноценных условий жизнедеятельности.

Процесс детоксикации, осуществляемый в некоторых реабилитационных центрах, протекает без медицинского сопровождения, что может привести к обострению у пациентов ряда хронических заболеваний.

Отсутствие в штате негосударственных центров медицинского работника или договора с медицинской организацией не позволяет им вести систематический медицинский контроль за состоянием здоровья реабилитируемых лиц.

В большинстве негосударственных реабилитационных центров не проводится медицинское обследование перед поступлением в реабилитационный центр.

В числе нарушений работы негосударственных реабилитационных центров - отсутствие научно и методически обоснованных программ реабилитации, слабое методическое обеспечение социально-психологических технологий, а в некоторых случаях невыполнение заявленных в программе мероприятий и направлений деятельности.

В большинстве негосударственных реабилитационных центров отсутствуют разработанная система по оценке качества реабилитации и ресоциализации пациентов, а также сведения, подтверждающие отказ от нарко-

1 Офицерова Ж. Кто зарабатывает на наркозависимых. URL: https://narcologos.ru/154810 (дата обращения: 23.09.2022).

Вестник Сибирского юридического института МВД России-

тиков и свидетельствующие о качестве жизни у выпускников реабилитационного центра в последующие годы.

В ряде реабилитационных центров отсутствуют предусмотренные планом эвакуации запасные выходы, а также пожарная сигнализация и средства пожаротушения.

Отдельные негосударственные реабилитационные центры не имеют официальной регистрации и предпочитают быть некоммерческой организацией (НКО), прикрываясь благотворительностью1.

Негосударственные нелицензионные реабилитационные центры, дабы избежать проверок, скрывают данные о расположении центров, часто меняют адреса своих сайтов, а также, как правило, долго на одном месте не задерживаются.

Нередки случаи, когда руководство реабилитационного центра как можно дольше содержит (нередко насильно) и не выписывает из учреждения зависимых лиц до тех пор, пока у их родственников не закончатся денежные средства2. Многие реабилитационные центры попросту игнорируют рекомендации Минздрава, сильно завышая расценки за свои услуги.

Так, в Екатеринбурге и Свердловской области на протяжении нескольких лет функционировала сеть частных наркологических реабилитационных центров «Город без наркотиков». В данных центрах практиковали метод лечения «сухой ломкой»: пациента изолировали (нередко насильно, без соответствующего согласия зависимого лица) от внешнего мира, зачастую пристегивая наручниками к кровати, кормили черным хлебом с луком и водой, лекарств не давали. Зависимых лиц, прошедших «сухую ломку», отправляли на трудотерапию - тяжелые физические работы по погрузке-разгрузке, строительству. Пациентам ограничивали свободу передвижения

и общения с родственниками, а за малейшее ослушание связывали скотчем и закрывали на длительный срок в подвальное помещение, избивали. «Лечением» зависимых лиц занимались люди без медицинского образования3.

Пострадавшие от рук персонала платных реабилитационных центров, как правило, боятся жаловаться - одни считают, что заслужили такое отношение, другие опасаются мести, третьи - из-за недоверия к правоохранительным органам. По фактам насильственной реабилитации наркозависимых лиц в ряде регионов станы регулярно возбуждаются уголовные дела по п. «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ («Незаконное лишение двух и более лиц свободы»), а также по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Виновные лица привлекаются к уголовной ответственности4.

В числе мер, направленных на повышение эффективности деятельности государства в сфере создания и функционирования центров, осуществляющих реабилитацию наркозависимых лиц, следует выделить [1, с. 40; 5; 9, с. 135]:

- совершенствование законодательства в сфере реабилитации наркозависимых, в том числе в части создания условий, способствующих прохождению лечения от наркомании в качестве альтернативы лишению свободы наркозависимых лиц, совершивших преступления;

- увеличение количества государственных медицинских реабилитационных учреждений, оказывающих помощь наркозависимым лицам, с соответствующим финансированием указанных мер;

- усиление контроля со стороны государственных структур и правоохранительных органов, общественных формирований за деятельностью негосударственных нелицен-зированных учреждений, оказывающих ме-

1 Граф Н. В Омске закрыли центр, где насильно удерживали наркоманов. URL: https://rg.ru/2020/07/02/reg-sibfo/v-omske-zakryli-centr-gde-nasilno-uderzhivali-narkomanov.html (дата обращения: 13.10.2022).

2 Нижельская О. Выбить дурь. Наркоманов по всей России лечат насилием под видом реабилитации. URL: https://360tv.ru/tekst/obschestvo/omsk-rehab/ (дата обращения: 28.10.2022).

3 Ашуров А. СКР занялся реабцентрами - «концлагерями» для алкоголиков и наркоманов. URL: https://eadaily. com/ru/ news/2019/09/16/skr-zanyalsya-rebcentrami-konclageryami-dlya-alkogolikov-i-narkomanov (дата обращения: 23.10.2022).

4 Граф Н. Указ. соч.

дико-реабилитационные услуги наркозависимым лицам;

- рассмотрение на законодательном уровне вопроса об обязательном лицензировании деятельности реабилитационных центров (вне зависимости от формы функционирования) по оказанию лечебной и психотерапевтической помощи наркозависимым гражданам;

- выработку и реализацию на регулярной основе комплекса мер культурно-идеологической направленности на принятие и одобрение обществом необходимости официальной реабилитации наркозависимых лиц, формирование в общественном сознании терпимого (поддерживающего) отношения к тем, кто желает и прилагает усилия к преодолению недуга;

- использование зарубежного опыта в деятельности государственных структур и общественных формирований в ходе выработки и реализации мер, связанных с реабилитацией наркозависимых граждан [10, с. 174].

Комплекс мероприятий, осуществляемых в реабилитационных центрах в отношении наркозависимых лиц, должен быть направлен в первую очередь на социально-бытовую и трудовую реабилитацию пациентов, а имен-

но на освоение или восстановление утраченных профессиональных и трудовых навыков и в дальнейшем на трудоустройство.

Органы власти всех уровней, выстраивая региональные компоненты национальной системы профилактики наркотизма, должны осознавать, что правопослушные и добросовестные негосударственные реабилитационные учреждения, опирающиеся на творческую инициативу, личностный потенциал, уникальный опыт служения и милосердия, играют существенную роль в социальной реабилитации наркозависимых граждан и предупреждении распространения наркомании в обществе.

По нашему мнению, в настоящее время перед государством стоит задача не запрещать частные реабилитационные центры, а сделать так, чтобы они функционировали в правовом поле, в условиях понятного и прозрачного налогообложения, при наличии в организации специалистов соответствующего профиля, информационно открыто и без нарушений действующего законодательства в указанной сфере.

Библиографический список

1. Богомолова, Е.Н. Реабилитация наркозависимых: опыт работы белорусского благотворительного фонда «Центр здоровой молодежи» / Е.Н. Богомолова, Ф.Б. Плоткин // Здравоохранение (Минск). - 2021. - N 4 (889). - С. 39-46.

2. Деятельность наркологической службы в Российской Федерации в 2019-2020 годах : аналитический обзор / В.В. Киржанова, Н.И. Григорова, Е.Н. Бобков [и др.]. - М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2021. - 192 с.

3. Козыренко, С.М. Особенности организации среды коммерческих реабилитационных центров / С.М. Козыренко // Урбанистика. - 2020. - N 3. - С. 44-60.

4. Куляс, Т. Споры в России о направлении наркоманов и алкоголиков на принудительное лечение / Т. Куляс // Административное право. - 2018. - N 4. - С. 29-37.

5. Мнение населения о развитии наркоситуации в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Сибирского федерального округа (по результатам социологического исследования за 2013 год) : отчет о научно-исследовательской работе (заключ.) / науч. рук. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. - 371 с. - N ГР 01201453213.

6. Невирко, Д.Д. Особенности наркоситуации в субъектах Сибирского федерального округа и основные направления антинаркотической профилактической деятельности в современных ус-

ЩШ' Вестник Сибирского юридического

-55- института МВД России-

ловиях (по результатам социологических исследований) / Д.Д. Невирко, П.В. Тепляшин, С.А. Ступина // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2014. - N 4. - С. 96-105.

7. Теркулов, Р.И., О социальной реабилитации наркологических больных / Р.И. Теркулов, О.М. Кормилина, О.Н. Патрикеева // Наркология. - 2018. - Т. 17. - N 6. - С. 94-98.

8. Шайдукова, Л.К. Современные подходы к реабилитации наркозависимых / Л.К. Шайдукова // Казанский медицинский журнал. - 2013. - Т. 94. - N3. - С. 402-405.

9. Шинкевич, В.Е. Эффективность деятельности негосударственных организаций по реабилитации наркозависимых / В.Е. Шинкевич, Е.А. Димитрова // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - N 1. - С. 135-147.

10. Шинкевич, В.Е., Организация реабилитации и ресоциализации наркозависимых в контексте обеспечения наркобезопасности современного общества: отечественный и зарубежный опыт / В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // SOCIETY AND SECURITY INSIGHTS. - 2018. - Т. 1. -N 3. - С. 172-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.