Litera
Правильная ссылка на статью:
Дин И. — Негативные трансформации образа врача в произведениях А.П. Чехова // Litera. - 2022. - № 6. DOI: 10.25136/2409-8698.2022.6.38032 EDN: PPJCVZ URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=38032
Негативные трансформации образа врача в произведениях А.П. Чехова
аспирант, кафедра истории русской литературы, Мзсковский государственный университет имени МБ.
Ломоносова
119991, Россия, г. Москва, уп. Ленинские Горы, 1 ЕЗ [email protected]
Статья из рубрики "Литературоведение"
DOI:
10.25136/2409-8698.2022.6.38032
EDN:
PPJCVZ
Дата направления статьи в редакцию:
10-05-2022
Аннотация: В статье объектом исследования стали образы врачей в произведениях А.П. Чехова с точки зрения динамики их личностных качеств, происходящих с ними изменений. Предметом исследования стал характер этих изменений, в большинстве случаев являющихся у писателя негативными для профессионального и личностного уровня врача. Цель статьи - описать явление личностной деградации образа врача в произведениях А.П. Чехова: повестях «Ионыч», «Цветы запоздалые», пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры». Исследование проводилось с помощью описательного, культурно-исторического, историко-типологического методов, которые позволили комплексно подойти к исследуемой проблеме и отметить разнообразные особенности образов врачей, находящихся в творчестве писателя в динамике. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена деградация образов врачей в названных произведениях. В рассказе «Ионыч» пошлая, обывательская жизнь медленно, но неумолимо засасывает главного героя, доктора Старцева. Топорков в «Цветах запоздалых» стремился выбиться из бедности, заработать как можно больше, но оказался бессилен перед стяжательством и стал равнодушен к людям. Астров в «Дяде Ване» под влиянием окружающей уездной жизни стал равнодушен к людям, он никого не любит, ничего не хочет. Но при этом он сажает леса, считает, что они оказывают большое благотворное влияние на жизнь людей, он произносит высокие слова о человеке. В его душе сосуществуют абстрактная любовь к человечеству и равнодушие к
людям, находящимся с ним рядом. Философия врача Чебутыкина в «Трех сестрах» имеет большое значение для понимания пьесы. Делается вывод о том, что деградирующий человек в произведениях А.П. Чехова - это обычно врач, с помощью образа которого писатель стремится создать контраст между благородной миссией врача и его личностью.
Ключевые слова: литература XIX века, Антон Чехов, проза, драматургия, образ врача, медицина, Ионыч, Цветы запоздалые, Дядя Ваня, Три сестры
Введение
А.П. Чехов по образованию был врачом. Некоторое время писательскую деятельность он совмещал с врачебной практикой, живя в Мелихово, бесплатно лечил окрестных крестьян. А.П. Чехов не мог не задумываться о личности врача, о качествах, определяющих его профессиональную и человеческую сущность, о его роли в обществе, а также о тех изменениях, которые порой происходят с врачом в течение его жизни под влиянием различных обстоятельств. Образы врачей, встречающиеся в произведениях
писателя, отражают эти раздумья и нередко становятся «знаковыми» образами [9, с 7].
Обзор литературы. Влияние на личность и творчество А.П. Чехова его профессии врача
рассматривали многие исследователи: Т.С. Бурыгина ^ А.И. Дюкова161, О.Ф. Ладоджа
J-12!, Н.Ф. Неделько t-18^ Н.А. Пересадин, В.А. Терешин1201 и др. В научной литературе
рассматриваются прототипы героев-врачей в произведениях писателя образы врачей
как лингвокультурные типажи J24!, гуманистические идеи писателя, связанные с
образами врачей USi, и другие вопросы. Анализируются образы врачей в отдельных
произведениях А.П. Чехова [1; 7; 10 11; 14; 25!, в том числе в сопоставительном аспекте [3; 4; 9; 13; 17; 23!.
Исследователи по-разному оценивают образ врача в прозе А.П. Чехова. Можно выявить позитивную трактовку данного образа, например, В.В. Кондратьева считает, что врачам, созданным писателем в его текстах, свойственны «искренняя любовь, смирение,
подвижничество и жертвенность» [9, с- 8!. И.Ф. Мифтахов и Т.В. Герасимова отмечают, что образы врачей у А.П. Чехова нередко «сатиричны, критичны, изображены с долей
самоиронии» 115———"1, Т.С. Михайленко - что врачам А.П. Чехова свойственно
охлаждение к пациентам [16, с- 114]. Многие литературоведы считают образ врача у А.П. Чехова диалектическим, сочетающим чеховские представления об идеале врача и мысль
о нередко происходящей с врачом деградации [21, с- 653]. А.И. Зайцев замечает, что врачи в рассказах и повестях А.П. Чехова нередко меняются: «...С годами начинающие врачи разочаровываются в идеалах юности, становятся равнодушными к пациентам» 17
с 157]. Анализ изменений, отмечаемых А.П. Чеховым в его образах врачей, является, по нашему мнению, наиболее актуальным. Он позволит более глубоко проникнуть в понимание автором сути профессии врача.
Результаты исследования
Яркий образ деградирующего врача создан А.П. Чеховым в рассказе «Ионыч», написанном в 1898 году. Интересно замечание Е.С. Безбородкиной, которая пишет, что в повести «Ионыч» автором описана «проблемы исчезновения личности за белым халатом
врача» [1, с 2511. Не менее образно высказывание И.Ф. Гнюсовой, видящей в образе Ионыча «судьбу человека в "опустошающей душу житейской трясине"» [4, с- 32].
Сюжет рассказа - история земского врача. Доктор Дмитрий Ионович Старцев приезжает в губернский город С., чтобы работать в местном земстве. А.П. Чехов описывает постепенную деградацию Старцева, показывает, как исполненный высоких побуждений молодой выпускник университета превращается в безразличного и равнодушного ко всему человека.
Своеобразным индикатором трансформации личности Старцева является его знакомство с семьёй Туркиных, считающейся гордостью города. С точки зрения обывателей, каждый член этого семейства обладал каким-нибудь талантом. Иван Петрович Туркин« знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое
выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно » [22, Т 10, с 24]. Его жена Вера Иосифовна « писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям » [Там же]. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по ее собственному мнению и мнению окружающих, является талантливой пианисткой.
А.П. Чехов изображает семью Туркиных с большой иронией, подчёркивая, что их «передовой» характер является мнимым, а все таланты преувеличены. К примеру, совершенно бездарна Катерина Ивановна, которая, играя на рояле, « упрямо ударяла всё по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля » [Там же, с. 27]. Тем не менее, это семейство очень привлекает молодого доктора. Старцев вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича.
Автор показывает, как по прошествии нескольких лет Вера Иосифовна по-прежнему читает гостям свои «усыпляющие» романы, а Иван Петрович продолжает говорить прежние заезженные остроты. Проходит жизнь, идёт время, но Туркины не меняются, они словно запрограммированы и ведут себя, как куклы. И при этом они считаются самыми талантливыми и интересными в городе С. Обыватели, Туркины, не меняются, а Ионыч меняется, причём в худшую сторону - деградирует.
В начале рассказа мы не видим в Старцеве ничего, что могло бы объяснить его деградацию, в следующей главе рассказа Ионыч влюбляется в Котика, и в его чувствах уже есть то, что настораживает читателя. К примеру, после высокого лирического подъема, произошедшего с ним в сцене на кладбище, доктор, садясь в коляску, совершенно прозаически думает: «Ох, не надо бы полнеть!» [Там же, с. 33]. Это резкая прозаическая перебивка. Кроме того, Старцев влюблен, но при этом не забывает о деньгах: «"А приданого они дадут, должно быть, немало", - думал Старцев, рассеянно слушая» [Там же, с. 34].
Показательны размышления Старцева после ожидания Котика на кладбище, когда доктор находился «в состоянии ошеломления, точно его опоили чем то сладким и усыпляющим» [Там же, с. 35]. Эти размышления демонстрируют сложные процессы, происходящие в душе доктора, в которой как будто разговаривают два человека - влюблённый (романтичный) и рациональный. Один пытается объяснить, что потенциальная невеста не пара доктору, поскольку «избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач...» [Там же, с. 33], второй легко с этим смиряется: «Ну что ж? - думал он. - И пусть» [Там же]. Один говорит, что в этом браке пострадают занятия Старцева медициной: «...Родня заставит тебя бросить земскую службу и жить в городе» [Там же], -второй уже готов согласиться с такой «потерей»: «В городе, так в городе. Дадут
приданое, заведем обстановку...» [Там же, с. 34]. Мы видим, как легко лирическая часть души доктора отступает под напором рациональности. Этот внутренний диалог отражает изменения, происходящие в личности врача, и итогом их, показывающим, что деградация состоялась, становится мысль Старцева об этом браке через несколько лет: «А хорошо, что я на ней не женился» [Там же, с. 37].
А.П. Чехов не изображает последовательно деградацию Старцева, он показывает Ионыча в разные отрезки его жизни, между которыми проходят годы, и предлагает читателю самостоятельно сделать свои наблюдения и выводы.
Отражением деградации врача и признаком одновременного постепенного улучшения его материального положения являются в первую очередь экипажи, на которых ездит доктор. Сначала он передвигается пешком или на извозчике, через год «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» [Там же, с. 31]. Через четыре года доктор к своим городским больным, которых предпочитает безденежным уездным, «уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками» [Там же, с. 35]. В конце рассказа Старцев «едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным "Прррава держи!"» . При этом автор явно иронизирует: «...Картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог» [Там же, с. 40].
Символом деградации Старцева становится также его полнота: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой» [Там же, с. 35]. А результаты происходящих с ним изменений - скука и одиночество: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует» [Там же, с. 41]. Уже спустя четыре года после начала активной медицинской практики Дмитрия Ионыча начинают раздражать высокие слова о благородной миссии земского врача, произносимые Котиком: «Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье!» [Там же, с.
38], - поскольку сам он таких чувств больше не испытывает.
А.П. Чехов отмечает отсутствие духовных интересов у героя, бездуховность его существования: «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением» [Там же, с. 36]. При этом Старцев обличает обывателей города, которые «не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними» [Там же, с. 37], - а сам становится постепенно еще хуже, чем они.
В начале рассказа у Старцева благие устремления, положительная жизненная программа. Он полон сил и утверждает: « Нужно трудиться, без труда жить нельзя » [Там же, с. 35]. И он действительно трудился, жил в соответствии с правильно выбранной целью. Как всякий молодой человек, доктор ждал счастья и любви. Он был способен искренне полюбить Екатерину Ивановну, вдохновлённый её чистотой и свежестью, способен совершать ради неё безумные поступки, например, пойти ночью на кладбище, способен усердно работать в земской больнице «в трудах и одиночестве» [Там же, с.
39].
Но как неплохой человек с хорошими задатками превратился в равнодушного обывателя? Кто виноват в деградации Старцева? Среда, окружающая действительность? Это был бы самый лёгкий ответ... Все гораздо сложнее. Очевидно, с одной стороны, обывательская среда города С. оказывает негативное влияние на доктора и способствует его деградации, с другой - герой сам не борется с этой окружающей
средой.
Повторим, изначально не видно ничего, что могло бы стать причиной деградации Старцева. Мы не обнаруживаем и того, что именно окружающая обывательская жизнь засасывает в себя главного героя, однако при этом его деградация идет неумолимо и неуклонно. Врач упорно трудился, как и планировал изначально, но в итоге превратился в Ионыча. От этого становится страшно.
Окружающая среда определяет многое, но человек сам решает, какие ценности он примет. В нём самом тоже существуют силы, которые дали толчок к падению. Он с трудом сопротивляется времени, которое творит дело превращения «незаметно, мало-помалу». Окружающие не могут решать его судьбу вместо него. Когда Старцев понял, что зашёл в тупик, уже поздно что-либо изменить.
Схожий образ врача видим в повести А.П. Чехова «Цветы запоздалые», написанной в 1882 г. Врач Топорков, бывший крепостной, достиг своего высокого материального положения исключительно умом, усердной учёбой и упорным трудом, чем вызывает уважение у окружающих. Однако Топорков тоже деградировал, по крайней мере, по сравнению с тем, каким он был в семинарии и университете. Он давно погряз в корыстолюбии, превратил свою благородную профессию в инструмент для добывания денег, утратил способность сопереживать своим пациентам, вникать в их проблемы, искренне стремиться помогать им; теперь он «знаменитость в большой медвежьей шубе»
———1———38]. Противоречивость образа доктора в повести «Цветы запоздалые» создаётся автором за счёт сочетания таких качеств, как ум, умение трудиться и помогать людям, с одной стороны, и высокомерие, бесчувственность, корыстолюбие - с другой.
Топорков в детстве был унижаем окружающими (ему давали подзатыльники, его секли) -и, возможно, в своем отношении к людям (в частности, в высокомерии, почти презрении к окружающим) он мстит людям за свои прежние унижения.
Можно также предположить, что поначалу Топорков стремился заработать как можно больше потому, что хотел выбраться из бедности, в которой он жил с детства, и в этом стремлении не заметил, как постепенно деньги стали главной целью его жизни.
И княгиня Привалова, и её дети Егорушка и Маруся испытывают к доктору Топоркову искренние уважение и благодарность. Однако доктор проявляет холодность и нечуткость практически всегда, за исключением тех случаев, когда получает деньги от своих пациентов: «По лицу Топоркова пробежала светлая тучка, нечто вроде сияния, с которым пишут святых; рот слегка передернула улыбка» [22, Тш 1 с- 34].
При этом душа доктора ещё не совсем очерствела, и он искренне тронут признанием Маруси в любви: «...Покраснел первый раз за всё время своей практики. Глаза его замигали, как у мальчишки, которого ставят на колени» [Там же, с. 42]. Топорков влюбился, он, одинокий человек, был потрясен тем, что кто-то его полюбил, что его вообще можно любить. Топорков способен ужаснуться от того, что это он, возможно, является косвенным виновником быстрого развития болезни у девушки. Он способен за свои деньги увезти Марусю в тёплую Францию и быть с нею до самой её смерти. Топоркова любовь частично духовно пробуждает, в то время как в душе Ионыча любовь умирает без каких-либо результатов.
Положительное соединяется с негативным также и в образе доктора Астрова из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня». Как и Ионыч с Топорковым, Астров становится за время работы более отчуждённым, равнодушным к людям, но в то же время отличается от
рассмотренных выше героев тем, что даёт себе отчёт в этих изменениях, порой ужасается тому, что «другим человеком стал» , и пытается осознать причины происходящей деградации: «От утра до ночи все на ногах, покою не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили. За все время, пока мы с тобою знакомы, у меня ни одного дня не было свободного. Как не постареть? Да и сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна... Затягивает эта жизнь. Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; а поживешь с ними года два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя становишься чудаком» [22, Тш 13, с 62]. Об Астрове П.Н. Долженков считает возможным сказать: «Циничный доктор» [5, с 52].
Астров сажает леса, он работает для пользы всего человечества. Однако он равнодушен к рядом с ним находящимся людям. В первом действии Астров говорит: «Ничего я не
хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю» [22, Т—13, с-—I08!. Астров - это равнодушный человек, причём он таков с самого начала пьесы. Отметим один эпизод. Когда дядя Ваня крадет морфий у Астрова, чтобы совершить самоубийство, Астров ему не сострадает, не сочувствует, он просто говорит: «Послушай, если тебе, во что бы то ни стало, хочется покончить с собою, то ступай в лес и застрелись там. Морфий же отдай, а то пойдут разговоры, догадки, подумают, что это я тебе дал... С меня же довольно и того, что мне придется вскрывать тебя... Ты думаешь, это интересно?» [Там же, с. 107]. Астров не жесток по отношению к людям, но он равнодушен к ним. Это особенно бросается в глаза на фоне слов Сони, стремящейся утешить Войницкого: «Отдай (морфий. - Д.И ). Зачем ты нас пугаешь? (Нежно.) Отдай, дядя Ваня! Я, быть может, несчастна не меньше твоего, однако же не прихожу в отчаяние. Я терплю и буду терпеть, пока жизнь моя не окончится сама собою... Терпи и ты» [Там же, с. 108].
Доктор больше не способен испытывать сильные чувства к людям. К.С. Станиславский вспоминал важность для А.П. Чехова того, что в конце пьесы, когда дядя Ваня хнычет и страдает, Астров спокойно свистит. Это насвистывание - следствие того, что как врач Астров потерял веру в жизнь и людей. То же самое наблюдается и по отношению к Елене Андреевне, с которой он прощается навсегда. Астров спокойно прощается, говорит о жаре в Африке - из этого можно заключить, что он не любил Елену Андреевну, а лишь хотел завести с ней роман, восхищенный ее красотой. Если Старцев в начале рассказа еще мог полюбить Котика, а Топорков в конце «Цветов запоздалых» -влюбиться в Марусю, то Астров любить уже не может.
Но и у этого героя-врача есть положительная сторона. Астров сажает леса и исполняет обязанности лесничего. По его мнению, спасая леса, он служит будущему счастью человечества. Его поведение, действительно, полезно для людей. Доктор возмущён бездумной вырубкой лесов, его ужасает негативное воздействие прогресса на жизнь людей и на природу, невнимание властей к социальным проблемам, превалирование материальных интересов. Астров размышляет о жизни людей, заботится об окружающем мире. Он говорит высокие слова о человеке: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . По его словам, «человек одарен разумом и творческою силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен,
и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее» ———13———71]. Несомненно, Астров преувеличивает роль лесов в жизни людей, отчасти в своей деятельности он движим иллюзией. Жить иллюзиями - это достаточно характерно для героев А.П. Чехова.
В образе Астрова сочетаются абстрактная любовь к людям вообще, человечеству и
равнодушие к рядом с ним находящимся людям. Это сочетание - одна из важных проблем в творчестве Ф.М. Достоевского, вспомним хотя бы Ивана Карамазова. А у А.П. Чехова эта проблема присутствует лишь в «Дяде Ване».
Обратимся к пьесе «Три сестры». Врач Иван Романович Чебутыкин играет достаточно важную роль в пьесе, он появляется уже в первом действии. Ключевой фразой для военного врача является: «Все равно!» . Эта фраза отражает отношение данного героя к жизни; по его мнению, то, что делается и происходит, не имеет смысла. Например, когда гибнет на дуэли барон Тузенбах, жених его самого любимого человека Ирины, он говорит: «Барон хороший человек, но одним бароном больше, одним меньше - не все ли равно? Пускай! Все равно!» [22, Т- 13, с 177]. Так он отнесся к гибели человека.
Чебутыкин не видит высокого смысла и содержания в жизни людей, он говорит: «Вы только что сказали, барон, нашу жизнь назовут высокой; но люди всё же низенькие... (Встает.) Глядите, какой я низенький. Это для моего утешения надо говорить, что жизнь моя высокая, понятная вещь» [Там же, с. 127]. Он даже не уверен в собственном существовании и заявляет: « Может быть, нам только кажется, что мы суще ствуем, а на самом деле нас нет» [Там же, с. 161].
Философия Чебутыкина («все равно») важна для пьесы, прежде всего для Маши, которая говорит: «Или знать, для чего живешь, или же все пустяки, трын-трава» [Там же, с. 146]. В четвертом акте и Маша произносит: «Все равно» , после того как навсегда попрощалась с Вершининым [Там же, с. 185], а в конце пьесы она приходит к противоположному: «Надо жить!» [Там же, с. 187].
В финале пьесы Чебутыкин напевает свою «тарарабумбию», а Ольга восклицает: «Если бы знать!» [Там же, с. 188]. Пьеса оканчивается отсылкой к процитированным нами словам Маши. «Тарарабумбия» и «все равно», падение в них угрожают человеку, не нашедшему высокого смысла своей жизни или не знающего его.
Чебутыкину 60 лет, за всю свою жизнь, после университета, он не прочитал ни одной книги и остался одинок в жизни. В то же время его нельзя назвать отрицательным персонажем. Доктор любит трех сестер, привязан к ним и любил их покойную мать. Он испытывает к девушкам отцовские чувства и пытается защитить их, помочь им. Три сестры тоже его любят, и у них доверительные отношения с ним. Чебутыкин прекрасно осознает ситуацию трех сестёр, и они живут душа в душу. Врач способен сочувствовать своим близким людям, а из-за смерти пациентки может уйти в запой.
Заключение
Созданные А.П. Чеховым образы врачей противоречивы: они одновременно демонстрируют негативные качества, профессиональное выгорание и позитивные -способность к проявлению искренних чувств. Благодаря противоречивым качествам, которые считает важным изобразить А.П. Чехов, образы врачей в его произведениях являются сложными, неоднозначными, требующими от читателя размышлений. Однако наиболее важным процессом, который писатель отмечает в личностях героев-врачей, является всё же деградация. Писатель показывает, как в личности врача, ведущего постоянную практику и ежедневно сталкивающегося со страданиями пациентов, неумолимо происходят практически неизбежные изменения: он становится более равнодушным, порой чёрствым и бесчувственным. Главными негативными чертами врачей, проявляющимися в их личности со временем, у А.П. Чехова становятся равнодушие, скука, высокомерие, сребролюбие. Отметим, что, когда писатель изображает деградирующего человека, им обычно становится врач. Видимо, это
объясняется тем, что А.П. Чехов хочет создать контраст между благородной миссией врача и его личностью.
Перспективы исследования состоят в дальнейшем более глубоком анализе образов врачей в каждом из рассмотренных произведений А.П. Чехова, а также в его рассказе «Палата № 6», пьесе «Иванов» и др. Трансформации образов врачей, связанные с явлением деградации важнейших личностных качеств, должны получить трактовку в гуманистическом, мировоззренческом плане. Необходимо уделить внимание диалектике образов врачей, таких их качествам, как активность и бездеятельность, честность и лицемерие и др.
Библиография
1. Безбородкина Е.С. Опорные сюжетные образы-детали повести А.П. Чехова «Ионыч» в освещении проблемы исчезновения личности за белым халатом врача // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Сб. научн. ст. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: РГПУ, 2019. С. 250-255.
2. Бурыгина Т.С. О роли медицинской профессии в жизни и творчестве врачей-писателей // Вестник науки Сибири. 2013. № 4 (10). С. 200-204.
3. Гедзюк Е.А. Характер врача в рассказах А.П. Чехова «Цветы запоздалые» и «Ионыч»: постоянное и переменное в сюжетно-фабульных акцентах // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2018. № 3 (31). С. 106-112.
4. Гнюсова И.Ф. «Ионыч» А.П. Чехова и «Мидлмарч» Дж. Элиот: судьба человека в «опустошающей душу житейской трясине» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 56. С. 187-202.
5. Долженков П.Н. Эволюция драматургии Чехова: монография. М.: МАКС Пресс, 2014. 259 с.
6. Дюкова А.И. Роль профессии врача в жизни и творчестве А.П. Чехова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 2. С. 450.
7. Зайцев А.И. Отображение нравственного образа врача в произведениях М.А. Булгакова и А.П. Чехова // Научный альманах. 2019. № 1-2. С. 156-158.
8. Карташов В.С., Карташов А.В. Врач И.И. Дуброво, прототип рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 3 (82). С. 102103.
9. Кондратьева В.В. Дымов в рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья»: к вопросу о типологии образа врача // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. № 2. С. 7-10.
10. Кондубаева Р.А. Персонаж «врач» в художественном произведении А.П. Чехова «Хирургия» // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2014. № 9. С. 134-136.
11. Королева М.В. Образ врача в пьесе А.П. Чехова «Чайка» // Форум молодых ученых: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Ремдер, 2016. С. 190-194.
12. Ладоджа О.Ф. Писатель-врач А.П. Чехов // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2015. № 1 (36). С. 225-226.
13. Лукьянчикова Н.В., Чень С. Художественная репрезентация образа врача в произведениях А.П. Чехова и М.А. Булгакова // Человек в информационном пространстве: Сб. научн. ст. XVI Всерос. науч.-практ. конф.; под общ. ред. Т.П. Курановой. Ярославль: ЯГПУ, 2019. С. 79-82.
14. Малина Ю.Е. «Случай из практики» А.П. Чехова: двойное воскрешение // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2010. № 4. С. 124-128.
15. Мифтахов И.Ф., Герасимова Т.В. Литература и медицина в произведениях И.С. Тургенева и А.П. Чехова: диалог времен // И.С. Тургенев и русско-зарубежные связи: Сб. научн. тр. по мат. Междунар. науч.-творч. конф. Самара: Научно-технический центр, 2020. С. 99-108.
16. Михайленко Т.С. Образ врача в произведениях А.П. Чехова // Язык. Общество. Медицина: Мат. XV Республ. науч.-практ. конф. и XII науч.-практ. семинара; отв. ред. Е.П. Пустошило. Гродно: ГГМУ, 2016. С. 113-114.
17. Назаров И.А. Сравнительный анализ героев-врачей в рассказах М.А. Булгакова «Морфий», А.П. Чехова «Палата № 6» и Л.Н. Андреева «Мысль» // М.А. Булгаков и булгаковедение в научном и образовательном пространстве: Сб. научн. ст. М.: МГПУ, 2011. С. 88-92.
18. Неделько Н.Ф. А.П. Чехов - врач, судебно-медицинский эксперт, писатель // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. Т. 132. № 1. С. 138-141.
19. Семенова Л.С., Клименко И.Н. Антон чехов и его литературные произведения как источник изучения гуманизма в медицине // Медичш перспективи. 2018. Т. 23. № 1. С. 139-144.
20. Пересадин Н.А., Терешин В.А., Кутько И.И., Степаненко С.В. А.П. Чехов и М.А. Булгаков медико-психологические и деонтологические ипостаси жизни и творчества знаменитых писателей-врачей // Новости медицины и фармации. 2013. № 14 (465). С. 26-29.
21. Федорова В.Г., Торопчина О.В. Диалектика образа врача в творчестве А.П. Чехова // Автор - текст - читатель: теория и практика анализа: Мат. VII Междунар. научн. чт. Калуга: КГУ, 2020. С. 653-661.
22. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т./ Гл. ред. Н.Ф. Бельчиков. М.: Наука, 1974-1982.
23. Ши Ж. Тема медицины в творчестве А.П. Чехова и Лу Синя // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 4. С. 191-201.
24. Щербаева А.А. Лингвокультурные типажи «учитель» и «врач»: общекультурные и индивидуально-авторские характеристики: на материале прозы А.П. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Ставрополь, 2010. 21 с.
25. Яровинский М.Я. Сюжет для небольшого рассказа, или Образы врачей в драматургии Чехова // Медицинская помощь. 2005. № 1. С. 51-53.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «Негативные трансформации образа врача в произведениях А. П. Чехова», предлагаемая к публикации в журнале <^^ега», несомненно, является актуальной, ввиду рассмотрения творчества одного из известных российских писателей 20 века А. П. Чехова, а также трансформация профессионального образа врача, кем, собственно, являлся писатель, в его произведениях с учетом реалий рассматриваемой эпохи.
Автор, анализируя тексты писателя, приходит к интересным выводам. Особый научный интерес представляет эволюция образа врача, которая прослеживается с течением
времени. Отметим, что автор иллюстрируем все свои выводы отрывками из текстов, которые позволяют подтвердить высказанные предположения.
Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Однако, автор не углубляется в историю исследуемого вопроса, так из текста статьи неясно: 1) насколько широко изучена заявленная проблематика (автор приводит только фамилии ученых без конкретизации полученных ими выводов), 2) какая научная лакуна была выявлена, и какая проблема решается в рамках рецензируемой работы (каково конкретное приращение научного знания?).
Библиография статьи насчитывает 25 источников, среди которых представлены исключительно отечественные труды. Отсутствие ссылок на исследования зарубежных филологов на национальных языках не позволяет работе быть включенной в общемировую научную парадигму, создавая искусственную изолированность. С другой стороны, подчеркнем высокое качество библиографического списка, который включает серьезные научные статьи по рассматриваемой теме и смежной области, научные труды, такие как кандидатские диссертации и монографии, а также актуальность нашему времени, так как большинство работ были опубликованы в прошлом десятилетии. Техническая ошибка обнаружена в источнике 19.
Однако высказанные замечания не являются критичными и не касаются содержания, представленного автором.
Отметим, что автор видит перспективы исследования в дальнейшем более глубоком анализе образов врачей в каждом из рассмотренных произведений А. П. Чехова, а также в его рассказе «Палата № 6», пьесе «Иванов» и др. Важным является анализ трансформации образов врачей, связанный с явлением деградации важнейших личностных качеств, которые должны получить трактовку в гуманистическом, мировоззренческом плане.
В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, она может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК.