Научная статья на тему 'Негативные последствия экономического кризиса и проблемы деятельности Международной организации труда'

Негативные последствия экономического кризиса и проблемы деятельности Международной организации труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1885
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION / ECONOMIC CRISIS / PROGRAMMES OF INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION AIMED TO INCREASE EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василишина Надежда Васильевна

Освещены основные последствия экономического кризиса для изменения секторальной структуры занятости населения, послужившие основанием для формулирования новых императивов в работе Международной организации труда по содействию государствам мира в вопросах выработки актуальных приоритетов социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василишина Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVERSE EFFECTS OF ECONOMIC CRISIS AND PROBLEMS OF INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION ACTIVITY

The article covers the major effects of the economic crisis in the sectoral restructuring of employment, which were the basis for designing new imperatives in the work of the International Labour Organization on cooperation with its member states for formulating the topical priorities of the socio-economic policy.

Текст научной работы на тему «Негативные последствия экономического кризиса и проблемы деятельности Международной организации труда»

УДК 331.526(100) Н.В. ВАСИЛИШИНА

ББК 65.240.5 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: vasilishina-nv@yandex.ru

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Освещены основные последствия экономического кризиса для изменения секторальной структуры занятости населения, послужившие основанием для формулирования новых императивов в работе Международной организации труда по содействию государствам мира в вопросах выработки актуальных приоритетов социально-экономической политики.

Ключевые слова: Международная организация труда, экономический кризис, программы Международной организации труда по повышению занятости населения.

N.V. VASILISHINA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: vasilishina-nv@yandex.ru

ADVERSE EFFECTS OF ECONOMIC CRISIS AND PROBLEMS OF INTERNATIONAL LABOUR ORGANIZATION ACTIVITY

The article covers the major effects of the economic crisis in the sectoral restructuring of employment, which were the basis for designing new imperatives in the work of the International Labour Organization on cooperation with its member states for formulating the topical priorities of the socio-economic policy.

Keywords: International Labour Organization, economic crisis, programmes of International Labour Organization aimed to increase employment.

Деятельность любой международной экономической организации обусловливается экономической жизнью человечества, обеспечивая потребности развития последней.

Работа Международной организации труда (МОТ) посвящена разрешению противоречий в трудовой сфере, что, учитывая ключевую роль труда в деле достижения всеобщего благоденствия, служит инструментом поддержания устойчивого развития национальной экономики.

Изменение ситуации на рынке труда, соотношения интересов и задач сторон трудовых отношений закономерно приводит к преобразованию приоритетов и методов политики МОТ в отношении стран-членов, смене парадигмы социально-экономического развития в мире, находящей отражение в международных актах по вопросам прак-

тического приложения основополагающих трудовых принципов.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., выявил достаточно примечательные закономерности на национальных рынках труда. Началось снижение деловой активности и высвобождение задействованных ресурсов, в том числе трудовых, из вторичного сектора. «Первыми стали закрываться учреждения финансовой и кредитной сфер — наиболее зависимые от ситуации на фондовых рынках и служащие важным звеном инфраструктурной цепи обеспечения сектора реального производства. Первыми под сокращение попали сотрудники банков, занимающихся розничным кредитованием. В других компаниях, управляющих активами, в основном сокращают аналитические отделы и минимизируют расходы на зара-

© Н.В. Василишина, 2011

ботную плату оставшимся работникам. За ними последовали строительные организации, которые в связи с приостановкой многих проектов объявили о сокращении не только административного персонала, но и рабочих» [2, с. 34].

Наименьшие сокращения коснулись первичного сектора, особенно сельскохозяйственного производства, обеспечивающего насущные потребности населения — в питании, которые невозможно удовлетворить наперед, как, например, потребность в жилье и бытовой технике. Наблюдается даже укрепление цен по основным позициям сельскохозяйственного продовольствия, что, с одной стороны, приводит к подорожанию продуктов питания, а с другой стороны, решает актуальную проблему мировой экономики — способствует улучшению положения работников аграрной сферы.

Повальный рост безработицы охватил развитые страны и страны с быстро развивающейся экономикой, в структуре валовой добавленной стоимости которых преобладал сектор услуг. Примечательно, что, подчиняясь этой же логике, в странах, где и ранее не хватало рабочих мест, уровень безработицы колеблется незначительно.

Таким образом, на локальных рынках образуется одна общая крупномасштабная проблема — незанятость работников третичного сектора.

Здесь нельзя не упомянуть о специфике такого фактора производства, как человеческий труд. Дело в том, что машины, оборудование, здания, сооружения, сырье, материалы, денежные активы — все можно ликвидировать по определенной стоимости или перевести в режим хранения с последующим извлечением из него для дальнейшего использования.

Этот выход зачастую неприменим к финансовым активам, которые склонны обесцениваться (они должны приносить доход, иначе речь пойдет об упущенной выгоде), и полностью неприменим к человеческим ресурсам. Людям с потерей работы или падением заработка приходится сокращать свои расходы, но в любом случае сохраняется необходимость поддержания жизнедеятельности — своей и всех находящихся на иждивении лиц, а для обеспечения дальнейших перспектив существования

экономики — еще и собственной трудоспособности.

Пропагандируемая МОТ политика создания рабочих мест как главного средства в борьбе с безработицей предполагает для каждой страны разные механизмы ее осуществления, разработка и запуск которых в действие целиком и полностью отходят к национальным правительствам.

При этом совершенно закономерно напоминает о себе вопрос борьбы с нищетой в первую очередь в отсталых странах, главным оружием в которой также служит механизм обеспечения местного населения подходящей для него работой. А когда такой работы попросту еще не существует, что как раз и характерно для большинства случаев, появляется необходимость создания рабочих мест [1, с. 35].

Таким образом, проблему роста безработицы во время кризисного спада деловой активности предлагается разрешить тем же методом, что и существовавший ранее вопрос преодоления бедности в мире, — путем создания подходящих населению рабочих мест.

Здесь самое время рассмотреть значение понятия «подходящая работа», decent work [6, p. 3], употребляемого в этом смысле в качестве императива социальной политики. Это такие условия труда, которые бы соответствовали международным нормам, предъявляющим минимальные требования к организации рабочего места, национальному законодательству и стандартам качества, принятым в конкретной отрасли для обеспечения конкурентоспособности новых или расширяющихся функционировавших ранее предприятий.

Программы МОТ рассчитаны на дифференцированный подход к осуществлению данной политики в странах с различным уровнем индустриализации. Для беднейших экономик мира с традиционным укладом хозяйственной жизни разрабатываются меры по открытию предприятий, их финансированию путем привлечения различных инвесторов, меры по реализации стратегии развития и перехода, а также по созданию институциональной системы государства, действие которой соответствовало бы потребностям создаваемого практически с нуля хозяйства. Тесное сотрудничество с государственной

властью позволяет задействовать и административные рычаги.

Экономическая активность бедной части населения развивающихся стран и стран с трансформирующейся экономикой повышается благодаря подобным же мероприятиям, проводимым уже большей частью силами национального правительства. Задача МОТ состоит в основном в том, чтобы изучить ситуацию на рынке труда, основные факторы ее формирования за счет бюджетной политики и указать на «узкие места», а также на возможные средства совершенствования функционирования рыночного механизма с целью создания для отдельных слоев населения возможности для самообеспечения.

Развитым странам с минимальной долей бедного населения предлагаются меры по проведению такой социальной политики, которая бы снизила негативный социальный эффект от интернационализации рынков рабочей силы — рост безработицы и снижение благосостояния местного населения — путем проведения сбалансированной бюджетной политики.

Основная проблема государств с предусмотренным и осуществляемым социальным обеспечением трудоспособного населения, временно не имеющего возможности содержать себя путем легитимного приложения труда, состоит в том, что сокращение воспроизводимой предприятиями стоимости привело не только к массовым увольнениям работников, создав необходимость увеличения социальных расходов для их поддержки, но и к снижению налоговых поступлений в бюджет от результатов предпринимательской деятельности.

Проблемы в трудовой сфере жизни общества приводят к возникновению крупных бюджетных дефицитов. При этом подход, рекомендуемый МОТ для преодоления кризисной стагнации, предполагает дополнительные вложения в программы по созданию рабочих мест, повышению занятости населения, осуществление которых в долгосрочной перспективе позволит выйти на докризисный уровень валовой добавленной стоимости и стабилизировать ситуацию со стремительным ростом бюджетного дефицита.

Доклады, подготавливаемые МОТ, включают описание возможных сценариев развития событий как при сокращении финансирования

социальных программ по поддержке населения в кризисный период с целью уменьшения расходов бюджета, так и при введении в действие политики вложений в создание рабочих мест, что в долгосрочной перспективе приведет к росту налоговых поступлений и снижению расходов за счет самообеспечения трудоспособного населения, занятого в системе рыночного производства.

Взаимодействие МОТ и России по вопросам преодоления кризисных явлений в национальной экономике строится преимущественно в рамках Программы сотрудничества на 2010-2012 гг., подписанной с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Основная цель программы заключается в содействии дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, оплата и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог [5, с. 2].

Помимо правительства, в частности Мин-здравсоцразвития, представительская функция от России возложена на Федерацию независимых профсоюзов России и Координационный совет объединений работодателей России.

Со стороны МОТ Россия получает консультационную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства и по другим вопросам. Так, уровень общей безработицы рассчитывается по методике МОТ. Продолжается подготовка докладов о возможности дальнейшей ратификации Конвенций МОТ [4].

На современном этапе существования человеческой цивилизации данная политика государства осуществляется не директивными методами по учреждению организаций, которые бы обеспечивали возможность трудоустройства безработных, а используется более гибкий механизм.

Создаются благоприятные для предпринимательства условия за счет применения прямых и косвенных мер экономической, кредитной и финансовой политики, что неизбежно подразумевает дополнительные расходы государственного бюджета. При этом срабатывает пресловутый рыночный механизм: рынок настраивается на удовлет-

ворение потребителей, однако, движимый интересами отдельных индивидов и их объединений, действует нескоординированно, что в итоге и приводит к циклическим фазам роста и спада.

Возникает вопрос, может ли национальное правительство влиять на ситуацию экономическими методами таким образом, чтобы ориентировать экономическое развитие на нужды населения и смягчать процес-

сы перераспределения мощности отраслей хозяйства по мере обеспечения этих нужд и происходящего за счет этого «социоинно-вационного развития» [3, с. 16] и технологического прогресса.

Поскольку сама проблема порождена и рассматривается в контексте форм организации труда, то и искать ее решение логично, начиная с изучения трудовой сферы экономической активности человека.

Список использованной литературы

1. Богатыренко З.С. Международная организация труда в современном мире: (К 90-летию МОТ) // Труд за рубежом. 2008. № 4. С. 3—62.

2. Гладков Н.Г. По данным Международной организации труда, в экономически развитых странах работу могут потерять до 20 млн человек. Прогнозы МОТ уже начали сбываться в России // Трудовое право. 2009. № 1 (107). С. 33-37.

3. Докторович А.Б. Воспроизводство социального и человеческого потенциалов // Труд и социальные отношения. 2010. № 1. С. 11-17.

4. Пономарева Т. Россия ратифицировала конвенции МОТ: что дальше? [Электронный ресурс] // Кадровое дело. 2010. № 8. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/a1/247640.html.

5. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2010-2012 годы. URL: http://www.trud.kurganobl.ru/assets/files/orto_dok/programma_sotrudnichestva_ 2010.pdf.

6. A global jobs pact / adopted by the International Labour Conference at its Ninety-eighth Session, 19 June

2009. Geneva, 2009. 22 p.

Referenses

1. Bogatyrenko Z.S. Mezhdunarodnaya organizatsiya truda v sovremennom mire: (K 90-letiyu MOT) // Trud za rubezhom. 2008. № 4. S. 3—62.

2. Gladkov N.G. Po dannym Mezhdunarodnoi organizatsii truda, v ekonomicheski razvitykh stranakh rabotu mogut poteryat' do 20 mln chelovek. Prognozy MOT uzhe nachali sbyvat'sya v Rossii // Trudovoe pravo. 2009. № 1 (107). S. 33-37.

3. Doktorovich A.B. Vosproizvodstvo sotsial'nogo i chelovecheskogo potentsialov // Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2010. № 1. S. 11-17.

4. Ponomareva T. Rossiya ratifitsirovala konventsii MOT: chto dal'she? [Elektronnyi resurs] // Kadrovoe delo.

2010. 8. URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/a1/247640.html.

5. Programma sotrudnichestva mezhdu Rossiiskoi Federatsiei i Mezhdunarodnoi organizatsiei truda na 20102012 gody. URL: http://www.trud.kurganobl.ru/assets/files/orto_dok/programma_sotrudnichestva_2010.pdf.

6. A global jobs pact / adopted by the International Labour Conference at its Ninety-eighth Session, 19 June 2009. Geneva, 2009. 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.