НЕФТЯНОЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
А. В. Волгин, А. А. Шильнов
Московский государственный областной университет, Москва, Россия
Oil Complex of the Far East
A. V. Volgin, A. A. Shilnov
Moscow State Region University, Moscow, Russia
Статья посвящена анализу, формирующегося нефтегазового комплекса Дальнего Востока, в условиях стремления России планировать свои внешнеэкономические связи по поставкам углеводородов, не только на европейский, но и на азиатские рынки.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, инфраструктура, углеводороды, шельф, лицензии
This article analyzes, emerging oil gas complex of the Far East, in the conditions of the desire of Russia is planning its foreign economic relations for the supply of energy, not only in Europe but also in the Asian markets.
Key words: oil and gas, infrastructure, hydrocarbons, offshore licenses
Дальний Восток — самый большой экономический район и федеральный округ Российской Федерации: его площадь — 6169,3 тыс. км2, или около 36% территории РФ. Население Дальневосточного федерального округа на1 января 2016 года оценивалась в 6,2 млн. человек.
Регион имеет уникальное географическое положение: занимает северо-восточную часть Евразийского материка, имеет выход к двум океанам — Тихому и Северному Ледовитому, соседствует с Японией, КНДР, Китаем и США. Дальний Восток обладает разнообразными природными ландшафтами и климатическими условиями, занимает территорию от арктических пустынь до Уссурийской тайги, где присутствует субтропическая растительность.
Большая часть территории района — это горный рельеф, но встречаются плодородные равнины, например Зейско-Буреинская и Приханкайская. Плоскогорья и низменности преобладают в Центральной и Западной Якутии.
Дальневосточный экономический район выделяется в РФ уникальными, имеющими мировое значение, минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, лесными и другими ресурсами.
На основе топливных ресурсов Дальнего Востока активно развивается топливно-энергетический комплекс района.
Нефтегазовый комплекс Дальнего Востока — самый динамично развивающийся сектор топливной промышленности России. Основной прирост добычи углеводородного сырья в России осуществляется за счёт восточных регионов, которые являются стратегически
приоритетными регионами на долгосрочную перспективу. Развитие добычи нефти и газа на востоке страны позволило организовать новый крупный промышленный нефтегазовый район, обеспечить выход топлива на энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
На Дальнем Востоке сосредоточено более 1,8 млрд т начальных суммарных ресурсов нефти на суше и более 8,2 млрд т на шельфе.
Большинство нефтяных месторождений Дальнего Востока носят комплексный характер, так как они содержат нефть, газ, конденсат, что позволяет развивать нефтехимию.
Основные углеводородные ресурсы Дальнего Востока (83%) сосредоточены в акватории. По всем показателям резко выделяется шельф Северо-Сахалин-ской нефтегазовой области. В перспективе именно эта область будет определять развитие нефтегазового комплекса Дальнего Востока. Достигнутая разведанность ресурсов углеводородов около 35%, она способна обеспечить добычу нефти в 15—20 млн т/год. [4].
На Дальнем Востоке можно выделить три района нефтегазадобычи: Северо-Сахалинский, Магаданско-Западно-Камчатский и Западно-Якутский.
Северо-Сахалинский район нефтегазодобычи содержит около 35% дальневосточных начальных суммарных ресурсов углеводородов и 97% начальных запасов нефти и газа; из 87 месторождений Дальнего Востока 72 (83%) открыто в этом регионе. Основой сырьевой базы района являются ресурсы шельфа, где уже открыто 11 месторождений из них 5 крупных по нефти и газу. Полномасштабная добыча нефти на Дальнем Востоке ведёт-
Рис. 1. Районы нефтегазодобычи на Востоке России [3].
ся из месторождений Чайво («Сахалин-1») и Пильтун-Астохского («Сахалин-2»).
Магаданско-Западно-Камчатский района нефтегазодобычи может быть сформирован на базе ресурсов Западно-Камчатской и Северо-Охотской нефтегазовых областей, составляющих 30% от суммарных ресурсов Охотской нефтегазовой провинции. Значительная часть (78%) западно-камчатской акватории отлицензирована и здесь ведутся нефтегазопоисковые и сейсморазведочные работы, которые начались в 2005 году. Лицензия на освоение Западно-Камчатской
провинции принадлежала «Роснефти», которая работала вместе с корейской компанией. Несмотря на западные санкции, «Газпром» намерен продолжить осваивать на магаданском шельфе пять месторождений уже самостоятельно, без сторонних иностранных компаний. «Газпром» и «Роснефть» сталкиваются с одной и той же проблемой — низкой изученностью акватории. Это стало причиной провала по освоению чукотского шельфа. Эта же причина мешает найти инвесторов для проектов «Анадырь — 1,2,3». Поэтому, в условиях санкций и дефицита инвестиционных вло-
жений, Магаданско-Западно-Камчатский район нефтегазодобычи, в отличие от Северо-Сахалинского района нефтегазодобычи, остаётся таким же перспективным, но не освоенным [4].
Западно-Якутский район нефтегазодобычи содержит 38% всей нефтедобычи на Дальнем Востоке. Только на Талаканском месторождение в 2015 году было добыто около 8 млн. тонн нефти. Разрабатываются, и готовиться к эксплуатации нефтяные скважины таких месторождений как: Среднебоутобинское, Таас-Юрях-ское, Северо-Талаканское, Алинское и Восточно-Алин-ское. Всё это позволило Западной Якутии нарастить добычу нефти в районе с 5,5 млн. тонн в 2011 году, до 10 млн. тонн в 2015 году (табл. 1, рис 3).
На рисунке 1, выделены три района нефтегазодобычи Дальнего Востока: Северо-Сахалинский, Магадан-ско-Западно-Камчатский и Западно-Якутский.
Таким образом, существующая структура минерально-сырьевой базы позволяет на Дальнем Востоке сформировать 3 района нефтегазодобычи. Чтобы поддержать достигнутый объем добычи на Д. Востоке (22 млн т/год) необходимо до 2020 г. прирастить 505 млн т.
Для стабильного развития нефтегазового направления необходимо проведение региональных работ и их финансовое обеспечение на федеральном уровне. Значительная часть планируемого объёма добычи нефти и газа должна быть обеспечена за счёт прироста запасов на вновь открываемых месторождениях. Для планируемого прироста запасов нефти необходимо открытие не менее 15 достаточно крупных месторождений. Даже при высоком коэффициенте удачи поиск и разведка таких месторождений потребует значительного объёма бурения — не менее 120 скважин (не менее 300 тыс. м проходки).
В последние годы увеличилась добыча углеводородного сырья на Дальнем Востоке. Мощным стимулом к освоению ресурсной базы и развитию добычи нефти на Дальнем Востоке стало строительство транспортной инфраструктуры: нефтепровода ВСТО и спецморнефте-порта в Козьмино, а также нефтепроводов «Северный Сахалин — Де Кастри», «Северный Сахалин — Южный Сахалин». Это позволило нарастить добычу нефти в регионе с 4,7 млн т в 2005 г. до 25 млн т в 2015 г.: Республика Саха (Якутия) — 9,4 млн т,Сахалин — 15,5млн т [7].
На Талаканском месторождении в Республике Саха (Якутия) в 2014 г. было добыто 7,7 млн т, или 88% добычи республики. В 2015 г. совокупный объем нефти, добытой компанией «Сургутнефтегаз» в Республике Саха (Якутия), превысил 8 млн т — за счёт разработки принадлежащих ей Талаканского, Алинского, Северо-Талаканского и Восточно-Алинского месторождений.
Рост нефтедобычи в Республике Саха (Якутия) был обусловлен также последовательным подключением ряда месторождений независимых нефтяных компаний к нефтепроводной системе ВСТО.
Рост добычи нефти на Дальнем Востоке связан с вводом в промышленную эксплуатацию в 2004 — 2005
гг. проекта «Сахалин-1» на шельфе Охотского моря и в 2009 г. — выходом на круглогодичную добычу нефти по проекту «Сахалин-2». После некоторого спада в 2009 — 2010 гг. на шельфах дальневосточных морей в 2011 г. возобновился рост добычи на проекте «Саха-лин-1», однако в 2012 г. падение составило 10% к предыдущему году (с 7,9 млн т до 7,1 млн т), а в 2013 г. добыча снизилась до 7,0 млн т. В начале 2015 г. на проекте «Сахалин-1» была начата добыча нефти с месторождения Аркутун-Даги, поэтому в 2015 г. она выросла на 1 млн т — до 8 млн т.
По проекту «Сахалин-2» и на континентальных месторождениях, разрабатываемых «Роснефть — Саха-линморнефтегазом», сохраняется отрицательная динамика добычи — в 2010 г. она составила 6 млн т, сократившись к 2015 г. до 5,2 млн т. [9]
Крупнейшие производители нефти на востоке России: контролируемые «Роснефтью» — «Ванкорнефть» и «Верхнечонскнефтегаз», а также «Сургутнефтегаз».
В 2012—2013 гг. произошло значительное увеличение доли «Роснефти» в текущей добыче нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Компания консолидировала 100% «Таас-Юрях Нефтегазодобыча», владеющей лицензией на разработку Среднеботуобин-ского месторождения в Республике Саха (Якутия). С октября 2013 г. Среднеботуобинское месторождение введено в промышленную разработку и начаты поставки нефти по собственному нефтепроводу протяжённостью 169 км в трубопроводную систему ВСТО. Планируется достигнуть проектный уровень добычи нефти к 2018 г. — 5 млн т в год. Динамика добычи нефти на Дальнем Востоке, сведена в таблице 1.
Сегодня на долю «Роснефти» на Дальнем Востоке приходится 20% добываемой нефти. Поэтому основной прирост добычи нефти на востоке будет осуществляться, прежде всего, за счёт государственного монополиста.
В условиях значительного увеличения добычи нефти на востоке России возникает необходимость восстановления и расширения мощностей действующих заводов, строительства новых нефтеперерабатывающих заводов для региональных нужд и преимущественно экспортного назначения на Дальнем Востоке.
С ростом объёмов добычи нефти и газа на новых месторождениях все более остро встаёт вопрос утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). При неразвитой газотранспортной инфраструктуре специализирующиеся на добыче нефти компании ПНГ закачивают обратно в пласт или сжигают в факелах. Такая ситуация складывается на протяжении последних семи лет — с начала массовой добычи нефти в регионе и организации поставок в нефтепроводную систему ВСТО.
Переработку нефти на территории Дальнего Востока осуществляют два крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) — Комсомольский НПЗ (контролируемый «Роснефтью») и Хабаровский НПЗ (с 2014 г. контролируемый ОАО «Независимая нефтяная
2011 2012 2013 2014 2015 доля, % 2015/2014
5602 6806 7645 8815 9455 39 107
5385 6599 7218 7729 8372 35 108
17 20 229 907 875 4 96
112 95 104 84 125 1 149
84 87 88 86 76 0 89
4 4,4 4,2 4 2,6 0 65
0,2 0,3 0,3 0,3 0,2 — 59
— — 0,1 4,4 2,5 — 56
15234 14085 13886 14251 14539 61 102
7892 7090 7009 7625 8073 34 106
5759 5509 5391 5301 5207 22 98
1516 1420 1423 1269 1207 5 95
68 65 63 56 53 0 94
20836 20891 21531 23066 23994 100 104
511420 518043 523297 526729 531875 101
4,1 4,0 4,1 4,4 4,5 103
Рис. 2. Нефтеперерабатывающие мощности нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке в 2000—2015 гг. [5].
Таблица 1. Добыча нефти на Дальнем Востоке тыс. т [5]. КОМПАНИИ
Республика Саха (Якутия)
«Сургутнефтегаз» (Якутия) «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» «Иреляхнефть» «Якутская ТЭК» «<Алроса-Газ» «Сахалинтранснефтегаз» «Газпромнефть-Ангара» Сахалин «<Сахалин-1» «<Сахалин-2»
«Роснефть-Сахалинспецнефтегаз» «<Петросах»
Республика Саха (Якутия) и Сахалин Добыча в России Доля добычи Сахалина и Республики Саха (Якутия) в России
компания» (ННК)), а также мини-НПЗ компании «Петросах» на Сахалине. Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов Дальнего Востока по сырью в 2015 г. составила 13,0 млн т. [6].
Основная часть сырья на НПЗ Дальнего Востока поставляется из Западной Сибири. Кроме того, около 1,4 млн т нефти в год по нефтепроводу «Оха — Комсомольск-на-Амуре» на Комсомольский НПЗ — с месторождения о-ва Сахалин. Нефть, добываемая на шельфе Сахалина, в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) в полном объёме поставляется на экспорт. В 2013 г. уровень загрузки мощностей Хабаровского и Комсомольского заводов был менее 90%, что связано с большой удалённостью и недостаточным объёмом собственной сырьевой базы, прежде всего для Хабаровского НПЗ. В 2014 г. Уровень загрузки Хабаровского НПЗ сократился на 3%, в то время как на Комсомольском заводе этот уровень близок к предельному уровню — 97% (рис. 2).
Для повышения надёжности обеспечения сырьём заводов на Дальнем Востоке и сокращения транспортных издержек в августе 2015 г. завершено строительство нефтепровода-отвода от ВСТО до Хабаровского НПЗ протяжённостью 28 км. В связи с подключением к нефтепроводу мощности Хабаровского НПЗ планируется увеличить переработку нефти до 6 млн т к 2019 г. [9]
В конце 2017 г. планируется завершить согласование технического проекта и строительство нефтепровода от ВСТО до Комсомольского НПЗ протяжённостью 293 км, поскольку доставка нефти на завод осуществляется при помощи железнодорожного транспорта. Предполагается, что по данному отводу будет транспортироваться до 8 млн т нефти в год.
В условиях значительного увеличения добычи нефти на востоке России возникает необходимость восстановления и расширения мощностей действующих
Рис. 3. Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан [1].
заводов, строительства новых НПЗ для региональных нужд и преимущественно экспортного назначения на Дальнем Востоке.
Стимулом к интенсивному освоению ресурсного потенциала Дальнего Востока стало строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО) и спецморнефтепорта «Козьмино», подводящих и соединительных нефтепроводов «Северный Сахалин — Южный Сахалин», «Северный Сахалин — Де Кастри».
Нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» связал нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами на Дальнем Востоке, а также непосредственно потребителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе [9]. На рисунке 3 показана картосхема нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан»
Первая очередь строительства ВСТО (ВСТО-1), реализованная на участке «Тайшет — Сковородино» мощностью 30 млн т в год, введена в эксплуатацию в декабре 2009 г. Начиная с декабря 2010 г., организованы поставки нефти по нефтепроводу «Россия — Китай» по маршруту «Сковородино — Дацин» в объёме 15 млн т в год. В 2013 г. принято решение о расширении мощности этого участка нефтепровода до 30 млн т к 2018 г. для реализации соглашения между правительствами России и КНР о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью и заключении нового контракта «Роснефть» с китайской СЫРС. В 2015 г. компанией «Транснефть» реализованы все технические мероприятия для увеличения поставок нефти в Китай до 30 млн т нефти. Однако в связи с невозможностью со стороны Китая завершить в срок работы по расширению отвода на своей территории из-за ряда законодательных ограничений, стороны подписали техническое соглашение о временном изменении пункта поставки — возможность поставлять нефть не только через ВСТО-1, но и
через спецморнефтепорт «Козьмино» (конечная точка ВСТО-2) [3].
В конце 2012 г. осуществлён ввод в эксплуатацию нефтепровода «Сковородино — спецморнефтепорт «Козьмино»» (ВСТО-2), мощностью 30 млн т в год. В 2014 г. начато строительство нефтеперекачивающей станции в Амурской области, ввод которой в 2017 г. позволит увеличить пропускную способность ВСТО-2 до 39 млн т в год. В перспективе к 2018 г. мощность ВСТО-2 может быть увеличена до 50 млн т нефти в год путём строительства дополнительных нефтеперекачивающих станциях [7].
Для организации крупных поставок нефти и газа российским потребителям и на экспорт в страны АТР на Дальнем Востоке необходимо формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфраструктуры для отгрузки нефти, нефтепродуктов, СПГ и конденсата.
Экспорт нефти осуществляется по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» и далее в двух основных направлениях — по нефтепроводу-отводу «Сковородино — Дацин» и до порта Козьмино. Развитие нефтепроводной системы ВСТО, строительство подводящих трубопроводов и экспортной портовой инфраструктуры позволило в 2014 г. нарастить объем отгруженной нефти из порта Козьмино до уровня 24,9 млн т, или на 17% относительно предыдущего года (табл. 2).
С января 2014 г. возобновился транзит российской нефти в Китай через территорию Казахстана. В результате получения права на техническое замещение сырья, российские экспортёры получают казахстанскую нефть на границе Казахстана с Китаем в объёме, аналогичном объёму российской нефти, поставляемой
Таблица 2. Экспорт нефти из Дальнего Востока [10]. Источник поставки/направление экспорта
на Павлодарский НХЗ. В результате экспорт российской нефти в Китай по нефтепроводу «Атасу — Ала-шанькоу» в 2014 г. составил 6,5 млн т.
Основные маршруты морских поставок нефти из Республики Саха (Якутия) — Япония (8,5 млн т), Китай (7,4 млн т) и Южная Корея (3 млн т). Кроме того, поставки нефти осуществляются в Филиппины, Малайзию, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Индонезию, Новую Зеландию и Австралию [2].
Основным направлением поставок нефти с месторождений Дальнего Востока являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2014 г. из Дальнего Востока поставлено на экспорт около 60 млн т нефти, что на 22% выше уровня предыдущего года.
В результате строительства нефтепровода «Сково-родино — Дацин» и возобновления экспорта российской нефти по трубопроводу «Атасу — Алашанькоу» Китай стал крупнейшим импортёром российской нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Доля Китая в структуре экспорта нефти из России на Тихоокеанском направлении с учётом морских поставок составляет 53%.
Отгрузка нефти на экспорт с шельфовых месторождений острова Сахалин осуществляется из порта Де-Кастри, находящегося в Хабаровском крае, а также из порта Пригородное, располагающегося на юге острова Сахалин. В нефтеналивной терминал в порту Де-Кас-три нефть поступает посредством системы подводных нефтепроводов с месторождений проекта «Сахалин-1». В порт Пригородное нефть поступает с шельфовых месторождений проекта «Сахалин-2» на севере острова через Транссахалинский нефтепровод [2].
2012 млн т 2013 млн т 2014 млн т %
7,3 12,1
5,5 9,1
24,9 41,3
16,1 26,8
6,5 10,7
2,1 3,5
3,6 6,0
6,6 10,9
0,5 0,8
12,8 21,2
7,4 12,3
8,5 14,1
3,0 5,0
6,0 10,0
24,9 41,3
22,6 37,5
32 53
12 20
10 16
7 11
60 100
В 2014 г. с проектов СРП на экспорт в Южную Корею поступило 12,8 млн т нефти, что на 3% выше уровня предыдущего года. Основными покупателями нефти шельфовых месторождений острова Сахалин являются Южная Корея (6,6 млн т), Япония (3,6 млн т) и Китай (2,1 млн т).
В настоящее время, в связи с геополитическими событиями на Украине, в Сирии, с низкими ценами на нефть, из-за переизбытка её добычи странами ОПЕК и искусственным занижением, и введением санкций против России, экономика нашей страны несёт большие финансовые убытки. Экономика страны молодая и не совсем гибкая, каждый кризис приводит к резкому спаду всех экономических показателей. Поэтому задача России минимизировать зависимость своей экономики от реализации необработанного сырья и нефтедоллара. Развивать бизнес не только с европейскими партнёрами, но и с азиатскими (Китаем, Японией, Южной Кореей) на базе развития нефтегазового комплекса Дальнего Востока, а также активно принимать участие и взаимодействовать в торгово-экономических ассоциациях: Евразийское Экономическое Сообщество (ЕвраА-зЭС), БРИКС и др.
Ещё одним стимулом развития Дальнего Востока является геополитический фактор. Территория этого региона огромна — около 7 млн. км, а численность и плотность населения небольшая, соответственно 6,2 млн. чел и 1 чел на 1 км. В связи с этим регион слабо освоен, его темпы развития не соответствуют темпам развития стран АТР, куда стремиться Россия с учётом геополитических и экономических предпочтений.
Источники поставок
«Сахалин-1» (порт Де-Кастри) 7,1 7,0
«Сахалин-2» (порт Пригородное) 5,5 5,4
Порт Козьмино (ВСТО) 16,3 21,3
Нефтепровод-отвод «Сковородино-Дацин» (ВСТО) 15,1 15,8
Нефтепровод «Атасу — Алашанькоу» (Казахстан) — —
Способ поставок / Направление экспорта Морской транспорт через порты Де-Кастри и Пригородное (проекты СРП)
Китай 2,1 2,0
Япония 3,5 3,4
Южная Корея 6,6 6,4
Прочие 0,4 0,5
Всего 12,6 12,4
Морской транспорт через порт «Козьмино» (ВСТО, «Транснефть»)
Китай 4,1 4,9
Япония 4,9 7,6
Южная Корея 1,0 2,1
Прочие 6,4 6,7
Всего 16,3 21,3
Трубопроводный транспорт (ВСТО — «Сковородино-Дацин», «Атасу — Алашанькоу»
Всего (Китай) 15,1 15,8
Всего экспорт
Китай 21 23
Япония 8 11
Южная Корея 8 9
Прочие 7 7
Итого 44 50
В этой связи перед правительство Российской Федерации для дальнейшего развития Дальневосточного района стоят ряд задач: первая — связанна с формированием инфраструктуры нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке с привлечением своего и иностранного капитала и развивать экономику этого региона. Вторая — повышение надёжности сырьевой базы углеводородов, которая является основой устойчивого роста добычи нефти в долгосрочной перспективе и приоритетным направлением развития нефтегазового комплекса региона. Повышение надёжности сырьевой базы возможно только путём увеличения объёма геологоразведочных работ (прежде всего глубокого бурения) и его финансирования не только в зоне активного недропользования вдоль трассы нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), но и на перспективных слаборазведанных территориях. Третья — наладить контакты и поставки не просто сырья, а переработанных углеводородов и развитие химической промышленности, и четвертая задача это геологоразведочные работы, для обеспечения непрерывного уровня добычи углеводородов.
Итак, в 2009 году Россия выполнила одну из задач и построила нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО-1). Протяжённость нефтепровода составила 2694 км по маршруту «Тайшет — Усть-Куг — Та-лаканское месторождение — Ленск — Олекминск — Алдан — Тында — Сковородино», а мощность — 30 млн т в год. В 2012 году сдана вторая очередь «ВСТО-2»: «Сковородино — спецнефтепорт Козьмино». К 2015 году мощность ВСТО-1 была увеличена до 58 млн т в год. Начиная с декабря 2010 года, организованы поставки нефти по нефтепроводу «Россия — Китай» по маршруту «Сковородино — Дацин» [11].
Литература
1. Алексеенков С.О. Топливно-энергетический комплекс России. Проблемы и тенденции развития рынка: монография / С.О. Алексеенков; под ред. Г.М. Ка-зиахмедова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. — 103с.
2. Галичанин E.H. Восточные энергетические проекты России и международное сотрудничество // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. М.: МГИМО-Университет, 2007.
3. Герт А.А. Сырьевая обеспеченность нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан / А. А. Герт, П. Н. Мельников, О.Г. Немова и др. // Регион: экономика и социология. — 2006. — №4.
4. Григоренко Ю.Н. Минерально-сырьевая база и перспективы развития центров нефтегазодобычи Востока России / Ю.Н. Григоренко, Л.С Маркулис, И.А. Куш-мар // Нефтегазовая геология. Теория и практика — 2007. — №2. — С. 1—11.
5. Инфо ТЭК. Ежемесячный аналитический бюллетень. №1. 2000—2015 гг.
Важным проектом инфраструктурной составляющей на Дальнем Востоке, является строительство газотранспортной системы (ГТС) «Сила Сибири». В 2012 году компания ОАО «Газпром» приняла инвестиционное решение по проекту обустройства Чаяндинского месторождения, строительства магистрального газопровода «Якутия-Хабаровск-Владивосток», а также строительство объектов по переработке газа в Белогорске.
Газодобыча в Якутии и Иркутской области будет развиваться в едином комплексе, в Якутии на базе Чаяндинского месторождения (запасы 1,2 трлн м), а в Иркутской области на базе Ковыктинского месторождения (запасы 1,5 трлн м). На первом этапе построят магистральный газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток», а на втором — Иркутский центр соединят газопроводом с Якутским центром. Маршрут «Силы Сибири» пройдёт вдоль трассы «ВСТО», что позволит снизить затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. Протяжённость газопровода составит 4000 км («Якутия-Хабаровск-Владивосток» — 3200 км, «Иркутская область-Якутия — 800 км), производительность — 61 млрд м в год. Ввод в эксплуатацию первой части газотранспортной системы «Сила Сибири» планируется на 2017 год.
Таким образом, развитие Дальнего Востока — это социально-экономическая и геополитическая задача нашего государства. Близость к странам АТР и наличие природно-ресурсного потенциала обуславливает привлекательность региона для инвестирующих компаний стран Азии. Поэтому, на наш взгляд, государство должно искать способы развития производительных сил важнейшего региона страны.
6. Коржубаев А.Г. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Сибири и Дальнего Востока и прогноз экспорта нефти и газа из России на Тихоокеанский рынок / А.Г. Коржубаев, И.А. Соколова, Л.В. Эдер // Бурение и Нефть — 2009. — №12. — С. 3—14.
7. Проект расширения пропускной способности второй очереди магистрального нефтепровода ВСТО URL: / http://yakutiaprime.ru/ekonomika/13832 Дата обращения 01.05.2016.
8. Рыжова А. Нефть и газ Сахалина: проекты на шельфе // Нефть и газ в энергетике. 2008. — №5(97). — С. 45.
9. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 360 с. — (Бакалавриат).
10. Эдер А.В. Нефтегазовый комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока: тенденции, проблемы, современное состояние / Л.В. Эдер, И.В. Филимонова, С.А. Моисеев // Бурение и Нефть — 2015. — №12. — С. 3—13.
Сведения об авторах:
Волгин Александр Владимирович,
кандидат географических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической и социальной географии географо-экологического факультета МГОУ,
[email protected] Шильнов Александр Анатольевич, кандидат военных наук, доцент кафедры экономической и социальной географии географо-экологического факультета МГОУ,