Научная статья на тему 'Нефтеюганская станция скорой медицинской помощи: современные информационные технологии на страже здоровья'

Нефтеюганская станция скорой медицинской помощи: современные информационные технологии на страже здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА ВЫЗОВА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мошкин А.В., Сковбель И.А.

В статье описана реализация цифровых информационных систем в службе скорой медицинской помощи. Медицинская деятельность БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи» тесно связана с развитием и внедрением современных информационных технологий, которые спасают человеческие жизни, сокращают время получения экстренной помощи, улучшают качество оказания скорой медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефтеюганская станция скорой медицинской помощи: современные информационные технологии на страже здоровья»

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения

опыт и инновации №2 2019

населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Режим доступа — URL: http:// base.garant.ru/101268/ Обращение 08.05.2019.

© Зубарева Л. В., Широкоряд М. Г., 2019

УДК 61:004

НЕФТЕЮГАНСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ

Мошкин А.В.,

главный врач БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи»

Сковбель И.А.,

заместитель главного врач по медицинской части БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи»

В статье описана реализация цифровых информационных систем в службе скорой медицинской помощи. Медицинская деятельность БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи» тесно связана с развитием и внедрением современных информационных технологий, которые спасают человеческие жизни, сокращают время получения экстренной помощи, улучшают качество оказания скорой медицинской помощи.

Ключевые слова: национальный проект, скорая медицинская помощь, электронная карта вызова, электронный документооборот

С 1 января 2019 года началась реализация национального проекта «Здравоохранение», главная задача которого исполнить те цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018. Наиглавнейшая задача проекта заключается в повышении качества и доступности медицинской помощи и в целом жизни, поскольку от здравоохранения напрямую зависит качество жизни людей. И прежде всего федеральный проект посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. [1]

Одним из направлений национального проекта «Здравоохранение» является формирование единого цифрового контура в сфере здравоохранения, который с помощью единой государственной информационной системы обеспечит взаимодействие с государственными информационными системами в сфере здравоохранения 85 субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг.

И уже с 2013 года БУ «Нефтеюганская городская станция скорой медицинской помощи» стала продвигаться в сторону унификации и совершенствования информационных технологий, понимая, что за электронным документооборотом будущее в здравоохранении.

Существующая информационная система диспетчеризации скорой медицинской помощи («АДИС») значительно отставала по своим возможностям с ростом требований к медицинским 1Т-системам. Прежде всего, отсутствовала возможность интеграции с ЕГИСЗ (единая государственная информационная система здравоохранения).

В апреле 2014 года Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа перед главным врачом БУ «Нефтеюган-ская городская станция скорой медицинской помощи» Мошкиным А.В. была поставлена задача — использовать возможности программного комплекса «Унифицированное программное решение для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта». Таким образом, с 12.05.2014 года был запущен пилотный проект по внедрению информационно-диспетчерской системы «103», который впоследствии должна была использовать вся служба скорой медицинской помощи Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Всего за 16 дней были проведены все необходимые настройки, обучен персонал и поставлено оборудование на рабочих местах.

О первых итогах внедрения главный врач Мошкин А.В. рассказал на VI Международном IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС в июне этого же года:

«Данная система позволяет в режиме реального времени видеть автомобили, которые находятся на онлайн-карте. Куда они двигаются, где они находятся. Видеть - откуда идет вызов и отправлять ближайший к этому вызову автомобиль. И хотя у нас и так время прибытия на вызов было минимальным по сравнению с другими территориями, сейчас оно сократилось в среднем на минуту. А что такое минута, если тяжелый случай? Это спасенная жизнь».

Программный комплекс «103», рекомендованный Министерством здравоохранения Российской Федерации, был комплексно реализован в работу не только оперативного отдела и

органов управления учреждением, но и выездных бригад.

В январе 2016 года все выездные бригады оснащаются планшетными компьютерами [2]. Именно с этого момента начинается активное использование возможностей электронной карты вызова в практике скорой медицинской помощи в Ханты-Мансийской автономном округе — Югре. Вся информация о больном (паспортные данные, данные о выездах бригад скорой медицинской помощи, о заболевании, о медицинском обследовании) теперь сохраняется в базе данных программного комплекса «103». Учитывая интеграцию программного комплекса «103» с ЕГИСЗ, оказанную медицинскую помощь на догоспитальном этапе теперь смогут увидеть работники амбулатор-но-поликлинического звена и стационаров лечебно-профилактических учреждений. Оперативный отдел станции скорой помощи, в свою очередь, мог держать связь со всеми бригадами скорой медицинской помощи. В случае поступления вызова с экстренным поводом или развитии чрезвычайной ситуации направлял к месту вызова ближайшую бригаду.

Мошкин А.В., главный врач:

«Кроме того, использование информационной системы «103» позволяет оптимизировать расход топлива, медикаментов, потому что с помощью программного комплекса ведется подробный учет — каждый шприц, каждая ампула и таблетка — все это записывается и связывается со складом, с нашей аптекой. Что в дальнейшем позволяет эффективно планировать закупки лекарственных препаратов и расходных материалов с учетом проводимого лечения».

Только за время внедрения пилотного проекта и использование готового решения до этапа производственного запуска на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Нефтеюганская станция скорой медицинской помощи добилась блестящих результатов в оперативной работе выездных бригад:

- уменьшилось время приема вызова оперативным отделом в два раза — с 3 минут до 1,5 минут, за счет автоматизации процесса;

- уменьшилось время доезда бригады скорой медицинской помощи на 1,6 минуты — с 10,5 минут до 8,9 минут в среднем по городу, за счет использования системы ГЛОНАС и визуализации автомобилей скорой медицинской помощи на виртуальных картах;

- снизилось количество дефектов в оказании медицинской помощи по данным экспертизы страховых компаний, за счет улучшения качества оказания скорой медицинской помощи и 100% внутриведомственного контроля электронных карт вызовов;

- исключено неэффективное использование расходных материалов.

В 2016 году после успешного внедрения программного комплекса «103» в Нефтеюганске приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры было предписано установить унифицированное программное решение для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта во всех подразделениях скорой медицинской помощи автономного округа [3]. В период внедрения в субъекте площадка Не-фтеюганской городской станции скорой медицинской помощи стала использоваться в качестве примера для организации использования информационно-диспетчерской системы. В том же году в округе был запущен модуль передачи реестра застрахованных больных в окружной фонд медицинского страхования, который формировался автоматически при внесении данных медицинскими работниками.

Активное использование медицинских информационных технологий послужило толчком к внедрению электронного документооборота в лечебно-профилактических учреждениях. Начиная с 2016 года, в 2017 году функция передачи информации о больном в ЕГИСЗ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №2 2019

(электронной карты вызова) была успешно реализована Нефтеюганской городской станцией скорой медицинской помощи. Поэтому с 2018 года началась подготовка к использованию электронно-цифровой подписи в первичных медицинских документах.

Сковбель И.А., заместитель главного врача по медицинской части:

«Очевидно, что технология электронно-цифровой подписи имеет широкие перспективы внедрения во всех сферах жизни современного общества, связанных с передачей и обработкой информации. Здравоохранение в целом, скорая помощь, в частности, не стали исключением. Использование ЭЦП занчитель-но скоратит время движения документов, ускорит и облегчит процесс визирования одного документа несколькими лицами, что удобно при проведении контроля качества. Будет обеспечена целостность — гарантия того, что информация сейчас существует в исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений».

Успешное тестирование нового модуля подписания электронной карты позволило уже в июне 2019 года отказаться от бумажного носителя, сведя к минимуму работу выездных бригад, специалистов по внутреннему контролю, медицинских статистов с документацией. Необходимо отметить, что электронный документооборот одновременно с Ханты-Мансийским автономным округом — Югры стал внедряться и в других субъектах Российской Федерации.

Команда Нефтеюганской станции скорой помощи ежечасно работает над совершенство-

ванием организации экстренной службы в городе. В ближайшем будущем в учреждении появится возможность организовать вызов скорой помощи с помощью мобильного приложения. Это позволит сократить время на регистрацию вызова. Появится возможность быстрого вызова скорой помощи для людей с ограниченными возможностями, возможность отслеживать статус вызова в режиме реального времени, с отображением информации о назначенной бригаде, о расстоянии до места вызова и ориентировочном времени прибытия бригады скорой медицинской помощи на место вызова.

«Набирая 03, вы рассчитываете на нас, и мы не подведем!» — девиз нашей станции и знакомый Нефтеюганским жителям, который подтверждает наше отношение к одной из важнейших экстренных служб Российской Федерации.

Литература

1. Новые перспективы Национального проекта «Здравоохранение»/ Москва. 2018. URL: https:// www.rosminzdrav.ru/news/2018/07/18/8578-novye-perspektivy-natsionalnogo-proekta-zdravoohranenie (дата обращения 15.05.2019).

2. «Скорая» нефтеюганская первая в России с января переходит на планшеты/ Ханты-Мансийск. 2016. URL: https://dzhmao.ru/info/news/ skoraya-nefteyuganska-pervaya-v-rossii-s-yanvarya-perekhodit-na-planshety/?sphrase_id=317906 (дата обращения 15.05.2019).

3. Приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры № 1251 от 06.11.2015 «О вводе в эксплуатацию»/ Ханты-Мансийск. 2015. URL: https://dzhmao. ru/company/prikazy/prikaz-departamenta-zdravookhraneniya-1251-ot-06-11-2015/?sphrase_ id=318341 (дата обращения 15.05.2019).

© Мошкин А.В., Сковбель И.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.