Научная статья на тему 'Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» как ключевой элемент российско-китайского сотрудничества в нефтяном секторе'

Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» как ключевой элемент российско-китайского сотрудничества в нефтяном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНОЙ СЕКТОР / НЕФТЕПРОВОД / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / OIL SECTOR / PIPELINE / RUSSIAN-CHINESE COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осколкова Яна Ивановна

В статье анализируются технико-экономические параметры проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь Тихий океан» как важного инфраструктурного элемента, позволяющего России выйти на нефтяной рынок КНР. Формируются основные проблемы и риски, сопряженные со строительством трубопровода. Дается оценка социально-экономического эффекта от реализации данного российско-китайского проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pipeline Vostochnaya Sibir − Tihiy okean as a key element of Russian − Chinese cooperation in oil sector

This article analyzes the techno-economic parameters of the project pipeline "Eastern Siberia − Pacific Ocean" as an important infrastructural element, allowing Russia to go into the oil market of China. The study will set out the main problems and risks associated with the construction of the pipeline. In conclusion, the author will assess the socio-economic impact of the implementation of this project.

Текст научной работы на тему «Нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» как ключевой элемент российско-китайского сотрудничества в нефтяном секторе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии: учеб. пос. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. 368 с.

2. Логистика и управление розничными продажами: ведущие эксперты о современной практике и тенденциях / под ред. Дж. Ферни, Ли Спаркса. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. 263 с.

3. Основы управления розничной торговлей / Р. Варли, М. Рафик. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. 456 с.

4. Штерн, Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы, 5-е изд. / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 624 с.

Я.И. ОСКОЛКОВА

Яна Ивановна Осколкова — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — международные экономические отношения.

^ ^ ^

НЕФТЕПРОВОД «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ — ТИХИЙ ОКЕАН» КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НЕФТЯНОМ СЕКТОРЕ*

Российско-китайская проектная деятельность в нефтегазовом секторе обладает длительными и прочными историческими основами. Усиление данного сотрудничества в конце XX — начале XXI в. обусловлено изменением удельного веса России, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировом потреблении энергоресурсов.

Общий рост потребления энергоресурсов в АТР в настоящее время и опережающее развитие этого процесса в Китае выдвигают энергетическую проблему для КНР на первое место по значимости. В связи с этим китайское руководство призвало национальные нефтегазовые компании к политике широкой внешней экспансии, что способствует растущему числу совместных проектов, реализуемых в настоящее время КНР в сотрудничестве с другими странами, прежде всего с Россией.

Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества имеет принципиально важное значение и для российского нефтегазового комплекса. Диверсификация экспорта российских энергоресурсов в Китай позволит повысить энергетическую безопасность страны, при этом наращивание экспорта в данном направлении будет происходить путем освоения новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России, что придаст дополнительный стимул для развития социальной благоустроенности данных регионов, которые исторически активнее прочих вовлечены в российско-китайское торговое сотрудничество.

Однако в настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют развитию российско-китайского сотрудничества. Среди них особо выделим проблему неразвитости инфраструктуры. На данный момент единственной возможностью осуществления экспортных поставок в Китай является железнодорожная перевозка, что, во-первых, повышает себестоимость транспортировки, во-вторых, существенно ограничивает физические объемы перевозок.

ГРНТИ 06.71.09 © Я.И. Осколкова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. С. Селищева.

В связи с этим проект строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) является важным инфраструктурным элементом российско-китайского сотрудничества.

После долгих переговоров и проведения технико-экономических обоснований 31 декабря 2004 г. российское правительство подписало распоряжение о проектировании и строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». ОАО АК «Транснефть» назначено оператором проекта строительства.

Нужно отметить, что в рамках принятого документа было предусмотрено два этапа реализации проекта с организацией комбинированной трубопроводно-железнодорожной транспортировки по маршруту Тайшет — Перевозная. Первый этап включал строительство нефтепровода по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) — район Усть-Кута (Иркутская область) — г. Казачинское (Иркутская область) — г. Тында (Амурская область) — г. Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн т нефти в год. Завершение строительства первого этапа предполагалось в 2008 г. Суммарная протяженность трассы нефтепровода 1-й очереди составляла 2297 км. Одновременно предусматривалось, что в бухте Перевозная (Приморский край) должно начаться строительство морского порта для транспортировки 30 млн т нефти в год. Пока не построен нефтепровод до Приморья, 30 млн т нефти должны перевозить по железной дороге из Сковородино до бухты Перевозная, а затем грузить на танкеры. Второй этап — строительство нефтепровода г. Сковородино (Амурская область) — бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью 50 млн т нефти в год с возможностью увеличения мощности до 80 млн т нефти в год. Этот нефтепровод должен обеспечить выход российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона на экспорт через порты Японского моря. Основной прирост добычи нефти будет происходить в Западной и Восточной Сибири. В то же время получит развитие добыча нефти и газа на Дальнем Востоке [3, с. 20].

Следует отметить, что реализации проекта строительства нефтепровода в течение года существенно препятствовал экологический фактор. В Иркутске, Томске, Москве, Екатеринбурге и других городах проходили митинги протеста. Прокладке нефтепровода в непосредственной близости от Байкала пытались помешать экологические организации «Гринпис»и WWF. Жители Хабаровского края и местные организации подавали иск в Верховный суд об отмене распоряжения о строительстве ВСТО, но потерпели поражение.

Наконец, 28 апреля 2006 г. в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб нефтепровода — началось строительство ВСТО. В процессе строительства нефтепровода стало очевидно, что сроки сдачи первой очереди будут расходиться с запланированными. В начале февраля 2008 г. президент «Транснефти» Н. Токарев сообщил, что завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в IV квартале 2009 г. Основной причиной задержки строительства, по мнению главы государственной нефтяной компании, стала недобросовестная работа генеральных подрядчиков строительства, выбранных предыдущим руководством «Транснефти». После отказа от услуг генподрядчиков и финансирования подрядчиков напрямую скорость стоительства за 2 месяца увеличилась с 1,5 до 5,5 км в день [2, с. 37].

Следует также отметить влияние мирового экономического кризиса, последствия которого негативно отразились на финансовом состоянии компании «Транснефть» и, как следствие, на ход строительства нефтепровода. Таким образом, в середине февраля 2009 г. Банк развития Китая заключил соглашение с «Транснефтью» о предоставлении долгосрочного кредита сроком на 20 лет в сумме 10 млрд долл. Российская компания использовала этот источник для перекредитования текущей задолженности и реализации данного проекта [1, с. 9]. Наконец, 28 декабря 2009 г. председатель правительства В. Путин лично запустил первую очередь ВСТО, дав старт отгрузке нефти в танкер, направляющийся в Сянган (Гонконг).

Планируемая пропускная способность ВСТО — 80 млн т нефти в год, или в стоимостном выражении по сегодняшним ценам 75-78 долл. США/барр. (45 млрд долл. в год). Инвестиции в строительство первой очереди трубопровода ВСТО с учетом индексации оцениваются в 390 млрд руб. (свыше 13 млрд долл.), на строительство терминала в Козьмино затрачено 60 млрд руб. (более 2 млрд долл.). Строительство второй очереди ВСТО протяженностью 1963 км по маршруту Сковородино — Козьмино запланировано на 2010-2012 гг. Инвестиции, включая затраты на приобретение технологической нефти, составляют 354 млрд руб. (свыше 12 млрд долл.), в том числе капитальные вложения — 341 млрд руб. (более 11,7 млрд долл.). Сетевые тарифы на прокачку нефти по ВСТО: прокачка по маршруту Талкан — Сковородино — 880 руб./т; Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предлагает тарифы на прокачку нефти по ВСТО разделить на 3 зоны: восточную (от Талакана), западную (от Ванкора) и центральную (от месторождений юга Красноярского края). Тарифы за прокачку нефти с месторождений этих зон будут разными — 34, 48 и 42 долл./т. Срок окупаемости (дисконтированный) всего проекта с учетом тарифов — 18-20 лет [4, с. 24].

Итак, размер инвестиций в данный проект и срок окупаемости проекта значительны. С этой точки зрения можно говорить о том, что политический фактор доминирует над экономическими выгодами. Однако если обратиться к современным тенденциям и прогнозам спроса на нефть, то следует отметить, что на европейском рынке наблюдается стагнация либо снижение, в США — медленный рост, а в АТР — быстрый рост. По прогнозам, в первой половине XXI в. АТР будет оставаться главным центром роста потребления и импорта нефти, нефтепродуктов и газа. В условиях ограниченности собственных источников энергии и энергоносителей увеличение

спроса на нефть будет сопровождаться ростом ее импорта. Именно в этом кроется долгосрочный экономический эффект.

Оценивая перспективы данного проекта, стоит отметить, что, начиная с 2011 г., 15 млн т нефти планируется поставлять по нефтепроводу-отводу в Китай, а к 2015 этот объем должен увеличиться вдвое. Однако добыча нефти в России вступила в стадию естественного снижения, капиталовложения российских компаний в разведку сокращаются, а это значит, что улучшения ресурсной ситуации в ближайшее время не предвидится. В посткризисный период возобновится рост внутреннего спроса в России, что в сочетании с падающей добычей приведет к вынужденному сокращению экспорта по старым и новым контрактам. В такой ситуации стабильность наполнения нефтепровода ВСТО, загрузка первой очереди которого планируется за счет западносибирской нефти, становится проблематичной.

Помимо задачи диверсификации экспорта и освоения новых рынков, рассматриваемый проект имеет очевидную внутрироссийскую составляющую. Состояние восточной части страны — Восточной Сибири и Дальнего Востока — вызывает самые серьезные опасения. Экономика зауральской России находится в настоящее время в глубоком кризисе, нарастают процессы депопуляции, деиндустриализации, падает уровень жизни. Все острее встает вопрос о единстве страны, рассматриваемый в терминах интеграции, объединения в единый производственный комплекс огромных территорий. Главные признаки такой интеграции — единая система связи, электропередачи, железных и автомобильных дорог, трубопроводов. В нашем случае трубопроводы, как и сопутствующие им промышленные узлы, фактически отсутствуют, что нарушает устойчивость всей системы инфраструктурной поддержки территориальной целостности.

Программа освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока (включая сахалинские проекты) и проект Восточного нефтепровода, который свяжет Сибирь с тихоокеанским побережьем, на наш взгляд, можно рассматривать как прямой путь к подъему экономики всей зауральской России. Инфраструктура в данном случае становится инструментом промышленности, давая толчок к освоению месторождений. Развитие газовой и нефтяной промышленности региона предполагает не только традиционное использование углеводородов в качестве топлива, но и создание новой базы выпуска продукции нефте- и газопереработки и нефтехимии. Таким образом, развитие энергетической инфраструктуры призвано обеспечить одновременно и выход России на топливно-энергетический рынок АТР, и региональное развитие Сибири и Дальнего Востока.

При оценке рентабельности данного проекта следует также учитывать, что для России ориентация на Китай сопряжена с существенными рисками. Целый комплекс внутренних проблем КНР способен привести страну к нестабильности. Наряду с экономически эффективными реформами, ориентированием на развитие экспорта и внутреннего потребительского рынка, улучшением инфраструктуры, существуют и факторы риска: сомнительная статистика; крайние диспропорции и «пузыри» в финансовой сфере; неравномерное развитие регионов и социальная напряженность; чрезмерно раздутый госсектор, выступающий тормозом развития других секторов; нарастающие межнациональные противоречия (борьба за независимость в Уйгурском АО).

Вместе с тем необходимо отметить и основные проблемы, связанные с реализацией строительства трубопровода.

Во-первых, существенной проблемой, препятствующей строительству нефтепровода на протяжении всего периода реализации проекта, являлось несогласие экологических организаций, как российских (например, «Байкальская экологическая волна»), так и международных (например, «Гринпис» и базирующаяся в Японии организация «Друзья Земли»), с маршрутом трубопровода. На стадии составления ТЭО проект несколько раз не проходил государственную экологическую экспертизу и не получал одобрения Гостехнадзора РФ. Многочисленные иски, которые подавали в Верховный суд жители Хабаровского края и местные организации, тормозили одобрение проекта, и его маршрут в связи с этим был несколько раз корректирован.

Во-вторых, недобросовестность генеральных подрядчиков ЗАО «Краснодарстройтрансгаз», которые, получив аванс в размере 7 млрд руб., не смогли обеспечить качественное и своевременное исполнение своих обязанностей. Неудовлетворительная работа подрядчиков привела к срыву сетевого графика строительства и переносу ввода нефтепровода с конца 2008 г. на конец 2009 г. Далее прокуратура Республики Саха (Якутия) выявила, что выбор подрядчиков был сделан прежним руководителем компании «Транснефть» с нарушениями. После смены правления компании в 2007 г. эта проблема была устранена, от услуг неблагонадежных партнеров отказались, были поданы соответствующие судебные иски. Выбор генеральных подрядчиков для строительства второй очереди компания «Транснефть» осуществляет уже на конкурсной основе.

В-третьих, в условиях мирового финансового кризиса и падения цен на нефть в 2008 г., нефтяная компания «Транснефть» столкнулась с проблемой недофинансирования проекта. Как отмечалось, дополнительным подтверждением обоюдного стремления сотрудничать в нефтяной сфере стал кредит, предоставленный Банком развития в феврале 2009 г., в размере 10 млрд долл. на 20 лет.

Многие специалисты нефтегазового рынка считают, что строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» во многом будет способствовать новому позиционированию России на мировом нефтяном рынке. Оно должно состоять в обеспечении стабильных поставок в те регионы, от которых зависит мировой экономи-

ческий климат. Сегодня это Восточная Азия и АТР. Однако в числе рисков «восточного вектора» российской энергостратегии нельзя исключать последствий усиления Китая как важнейшего рынка сбыта российской нефти, поскольку именно так сегодня позиционирует себя восточный партнер нашей страны. В связи с этим возникает угроза появления новой нефтяной монополии — теперь уже не в Европе, а на Востоке.

Таким образом, существующий спектр проблем, возможных рисков требует и адекватного внимания со стороны Правительства РФ, и вовлеченности российского нефтегазового бизнеса для выработки единых методологических и практических положений формирования политики России на китайском нефтегазовом рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова О. Глобальный шопинг Китая: Сколько стоят $25 млрд? // Нефтегазовая вертикаль. 2009. № 7. С. 8-11.

2. Казанцев А.А. Экспорт российских энергоресурсов в страны АТР // Полис. 2009. № 5. С. 32-41.

3. КоржубаевА.Г. Время для «броска на Восток» // Нефть России. 2009. № 8. С. 17-23.

4. Коржубаев А.Г. Россия — Китай: без равновеликих уступок // Нефтегазовая вертикаль. 2009. № 15-16. С. 22-25.

ОС. ПАВЛОВА

Оксана Сергеевна Павлова — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.

^ ^ ^

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ*

Развитие российской экономики в настоящее время свидетельствует об увеличении факторов неопределенности, таких как инфляция, высокие процентные ставки по кредитам, неустойчивость производственных связей, глобализация рынков, увеличение налогового и законодательного маневрирования, рост величины и доступности информационных потоков, рост социальной напряженности в связи с увеличением разрыва в уровне жизни разных стран. Перечисленные факторы действуют на рисковую обстановку в двух направлениях: с одной стороны, увеличивают риски, а с другой — образуют новые возможности управления ими.

В условиях адаптации российской экономики к рыночным отношениям квалификация высшего менеджерского состава компаний растет поступательно — по мере прохождения экономикой этапов роста и становления, и часто фаза рыночного спада в российских реалиях напрямую подразумевает усугубление положения в управляемом секторе экономике. В связи с этим особое внимание следует уделять изучению наиболее опасных проблем, которые могут повлечь процедуру банкротства и санации предприятия, отрицательно сказывающихся на его развитии. Поэтому в качестве объекта исследования, прежде всего, следует рассмотреть категорию риска.

Понятие риска используется в целом ряде наук, а именно: в медицине, страховании, психологии, философии, праве. В каждой отрасли знаний изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и опирается на собственные методы. Выделяются пять периодов познания сущности явления риска: пророческий, эмпирический, философский, технологический, научный.

ГРНТИ 06.81.12 © О.С. Павлова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.