Научная статья на тему 'НЕФТЕПРОВОД "КИРКУК-БАНИЯС" В МЕХАНИЗМЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ПРОБЛЕМ'

НЕФТЕПРОВОД "КИРКУК-БАНИЯС" В МЕХАНИЗМЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ НЕФТЬ / ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ТРАНСПОРТИРОВКА УГЛЕВОДОРОДОВ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА / MIDDLE EAST OIL / INTRAREGIONAL COMPETITION / TRANSPORTATION OF HYDROCARBONS / GEOPOLITICAL PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Институт Истории И Международных Отношений Саратовского Национального Исследовательского Государственного Университета Им. Н. Г. Чернышевского, Цыплин Виталий Геннадьевич

В статье рассматриваются позиции государств Ближнего Востока в переговорном процессе по вопросу восстановления нефтепровода «Киркук-Банияс», являющегося одним из важных элементов в трубопроводной интеграции Евразии. Исследование проведено на фоне геополитической нестабильности: «арабская весна», гражданская война в Сирии, боевые действия в Ираке. Обозначены и обоснованы наиболее уязвимые звенья маршрута. Даны некоторые прогнозы относительно возможных вариантов развития событий. Ряд моделируемых событий носит дискуссионный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Институт Истории И Международных Отношений Саратовского Национального Исследовательского Государственного Университета Им. Н. Г. Чернышевского, Цыплин Виталий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL PIPELINE “KIRKUK-BANIYAS” IN THE MECHANISM OF THE MIDDLE EAST PROBLEMS

The article examines the positions of the Middle East states in the negotiation process on the restoration of the Kirkuk-Baniyas oil pipeline, which is one of the important elements in the pipeline integration of Eurasia. The study was conducted against the backdrop of geopolitical instability: the Arab Spring, the civil war in Syria, the fighting in Iraq. The most vulnerable links of the route have been identified and substantiated. Some forecasts are given regarding possible scenarios for the development of events. A number of simulated events are controversial.

Текст научной работы на тему «НЕФТЕПРОВОД "КИРКУК-БАНИЯС" В МЕХАНИЗМЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ПРОБЛЕМ»

-(WFi-

УДК 339.9

НЕФТЕПРОВОД «КИРКУК-БАНИЯС» В МЕХАНИЗМЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ПРОБЛЕМ

OIL PIPELINE "KIRKUK-BANIYAS" IN THE MECHANISM OF THE MIDDLE EAST PROBLEMS

© Цыплин Виталий Геннадьевич

Vitaly G. Tsyplin

кандидат исторических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент Академии военных наук, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России, Институт истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

PhD (History), Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Corresponding Member of the Academy of Military Sciences, Professor of IR, Chair of International Relations and Russian Foreign Policy, Institute of History and International Relations of Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).

И v.tsyplin@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются позиции государств Ближнего Востока в переговорном процессе по вопросу восстановления нефтепровода «Киркук-Банияс», являющегося одним из важных элементов в трубопроводной интеграции Евразии. Исследование проведено на фоне геополитической нестабильности: «(арабскаявесна», гражданская война в Сирии, боевые действия в Ираке. Обозначены и обоснованы наиболее уязвимые звенья маршрута. Даны некоторые прогнозы относительно возможных вариантов развития событий. Ряд моделируемых событий носит дискуссионный характер.

Ключевые слова: ближневосточная нефть, внутрирегиональная конкуренция, транспортировка углеводородов, геополитическая перспектива.

Введение

В 2019 году правительство Ирана предприняло попытку инициировать работы по восстановлению нефтепровода, введённого в эксплуатацию в 1952 году, проходящего по территории Ирака к порту Баньяс в Сирии и расположенному буквально рядом с центром материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе. Такими инициативами Тегеран пытается развивать сотрудничество с государствами региона и континентальной Европы на фоне антииранской истерии, предпринимаемой совместными действиями США, Великобритании и Израиля. Специалисты расценивают нефтепровод «Киркук-Банияс» как одну из главных артерий в трубопроводной евразийской интеграции, способствующей образованию неподконтрольным США механизмам поставки углеводородов в Европу. Важность су-

Abstract. The article examines the positions of the Middle East states in the negotiation process on the restoration of the Kirkuk-Baniyas oil pipeline, which is one of the important elements in the pipeline integration of Eurasia. The study was conducted against the backdrop of geopolitical instability: the Arab Spring, the civil war in Syria, the fighting in Iraq. The most vulnerable links of the route have been identified and substantiated. Some forecasts are given regarding possible scenarios for the development of events. A number of simulated events are controversial.

Key words: Middle East oil, intraregional competition, transportation ofhydrocarbons, geopolitical perspective.

ществования этой магистрали для России в том, что она связывает месторождения, разрабатываемые российским «Лукойлом» около Басры и «Газпромом» в районе Киркука, с сирийским портом Банияс.

В современной экономике нефть в течение долгого промежутка времени не уступает лидирующие позиции альтернативным источникам энергии. Нефтепроводный вариант экспорта углеводородов по иракской территории до сирийского порта позволит уклониться от американских санкций и не задействовать водные пространства, огибающие Аравийский полуостров, которые могут оказаться заблокированными при военных действиях американской коалиции против Ирана. Нефтяная артерия «Киркук-Банияс» была построена после Второй мировой войны британской ВР по территории двух государств в период формирования западными странами системы контроля над госу-

■^mi

SISK^'

дарствами ближневосточного региона. Трубопровод имел решающее значение для сирийско-иракских отношений вне зависимости, кто возглавлял эти государства.

Фактические результаты исследования

Вначале эксплуатации нефтепровода Ирак, как страна-экспортёр нефти, не контролировал конечный пункт отгрузки своей продукции. В дальнейшем Багдаду впервые в истории удалось забрать контроль над нефтепроводом у ВР. В ХХ веке нефтепровод неоднократно перекрывался, повреждался и был рычагом давления на республиканские власти Ирака. В 2000 году власти страны решили перезапустить простаивающий много лет трубопровод. Это им удалось осуществить спустя несколько месяцев после прихода к власти в Сирии Б. Асада в июне 2000 года. Ирак возобновил экспорт нефти, что позволило ему обойти санкционные механизмы. Сирия, используя нефтепровод, смогла увеличить внутреннее производство и экспорт своей нефти. В результате у Дамаска возросли денежные потоки в страну. Экономическая выгода у двух стран оказалась колоссальной. У администрации США было совершенно другое видение этих процессов. Нефтяная артерия функционировала в течение трёх лет до появления на территории Ирака подразделений США и их союзников. Иракская часть нефтепровода была серьёзно повреждена в 2003 году в результате многочисленных бомбардировок американской авиации, которые сделали его неработоспособным. США тогда через СМИ объявили, что Сирия долгое время якобы получала контрабандную нефть из Ирака по ранее бездействующему нефтепроводу «Киркук-Банияс», поэтому его и разбомбили. Руководить оккупационной администрацией в Ираке был отправлен Пол Бремер. Его считали полновластным наместником США в Багдаде [2]. Киркук превратился в бесхозную территорию, в него перестали поступать инвестиции, здесь стали хозяйничать террористические организации, а нефте-проводные системы пришли в полный упадок. Некоторое время силы НАТО и 15 тыс. военнослужащих иракской армии специально подготовленных в США [2, с. 120], совершенно не использовались для охраны нефтяной инфраструктуры Киркука. Сирийский отрезок нефтепровода остался в пригодном для эксплуатации состоянии.

К 2008 году обстановка поменялась и Багдад был практически готов заняться восстановлением нефтяной артерии со смежной линией, проходящей до ливанского Триполи. Такой подход поддерживали Сирия и Ливан. Среди подрядных организаций фигурировала дочерняя компания «Газпрома» российский «Стройтрансгаз», достигший принципиальной договорённости с «Северной нефтяной компанией» Ирака. Ими был подписан протокол о проведении реконструкции нефтепровода «Киркук-Банияс». Но вопрос так и не был доведён до логического конца. Контракт аннулировали в апреле 2009 года. Подобное уже случалось в истории. В 2001 году «Стройтрансгаз» совместно с французской «Total» заключили соглашение с Дамаском о строительстве нового нефтепровода «Киркук-Хомс-Банияс-Бейрут». В 2002 году сирийскому правительству было представлено технико-экономическое обоснование нефтепровода. Из-за действий США в Ираке он так и не был запущен. Правительства Ирака и Сирии сосредоточили внимание на совершенно новом проекте, подразумевающем строительство двух новых трубопроводов. В крупнейшем региональном проекте была заинтересована Иордания. В перспективе от основной трубы планировалось сделать ответвления на НПЗ в г. Зарка.

Углеводородное сырьё, добываемое в Сирии в провинции Дейр-эз-Зор до начала вооружённого конфликта, направлялось в магистральный нефтепровод (МНП) «Киркук-Банияс». В тот период он был частью транзитного маршрута, соединяющего месторождения Ирака (разрушенный участок с 2003 года не работал) с сирийскими портами Банияс, Тартус, Латакия и ливанским Триполи. Северо-восточные месторождения Сирии сообщались с портом Тартус посредством другого МНП [3, с. 18]. Переработка нефти производилась на заводах в городах Хомс и Банияс, сообщающихся по нефтепроводам с Дамаском, Алеппо и Латакией. Предприятия смешивали лёгкую и тяжёлую нефть. До 2003 года лёгкая нефть поступал из Ирака по МНП «Киркук-Банияс».

В сентябре 2010 года Багдад и Дамаск заключили договор о строительстве двух артерий для транспортировки лёгкой и тяжёлой нефти с месторождений Аккас и Киркук до Банияс [4]. В начале 2011 года на Ближнем Востоке активно обсуждалась «Концепция четырёх морей», в которой Б. Асад предложил объединить системы по транспортировке углеводородов Сирии, Турции, Ирана и Азербайджана и, тем самым, обеспечить общий выход к Средиземному морю. В течение 2012 года произошли подрывы нефтепроводов в Дейр эз-Зор, Хомс и районе порта Банияс. Боевики из «Фронта ан-Нусра» и ИГИЛ (организация, запрещённая в России) проводили захваты нефтепроводов в Сирии и Ираке. США в этот период прислушивались к предложениям российского руководства и воз-

%

sisi®'

держивались от военных ударов по сирийским энергетическим объектам. Даже российские оппозиционеры выступили с призывом к США и их союзникам отказаться от «скоропалительных ракетных ударов» и «примитивных» силовых подходов [5, с. 204].

В 2014 году в связи с началом боевых действий курдским ополчением функционирование нефтепровода стало невозможным. Вопрос о восстановлении трубопровода был поднят только осенью 2017 года после того, как все нефтяные месторождения Киркука были в руках центрального иракского правительства. Одновременно Ирак предпринял другие шаги: полиция установила контроль над нефтеперерабатывающим и газовым заводами в районе Киркука; предпринималась попытка восстановить МНП в Турцию «Киркук-Джейхан», который был сильно повреждён, исключая его прохождение по Иракскому Курдистану. Из-за повреждения Ирак вынужден перенаправлять нефть из провинции Киркук на собственные НПЗ, а не поставлять на экспорт. В результате мощность запущенного нефтепровода до турецкого Джейхана после модернизации значительно увеличилась. А к 2021 году было запланировано построить другой нефтепровод, минуя Ормузский пролив, до Оманского залива с суточной пропускной способностью до одного млн. баррелей. После возвращения Киркука под юрисдикцию Багдада, в этом регионе обозначил свои интересы Иран. Он предпринимал попытки выйти на мировой рынок нефти, преодолеть изоляцию, увеличить доходы экономики, добиться роста среднего класса в своём государстве [6, с. 92]. В ноябре 2017 года Иран подписал предварительное соглашение с Ираком о поставках нефти цистернами из Киркука в пограничный район Керманшах на НПЗ. Нефть в Иран планировалось возить автомобильным транспортом, но в дальнейшем полагались на трубопровод. В результате Иран приобретал возможность транзита своей нефти в западном направлении.

Западные СМИ обвинили Иран в стремлении оккупировать Киркук как спорную территорию, а также как одно из крупнейших и старейших нефтяных месторождений на Ближнем Востоке. Тегеран, якобы в феврале 2017 года с помощью Д. Талабани предпринял в Киркуке целый ряд шагов по контролю нефтяных скважин. Такими действиями, по мнению западных журналистов, Иран начал перехват поставок нефти, контролируемых Барзани. Правительство Ирана, используя исключительные права Багдада в Киркуке, переключает маршрут киркукской нефти в Персидский залив. В такой ситуации туркмены, арабы-сунниты начнут поиск и уничтожение «марионеток» Ирана. Район наводнён множеством террористических организаций. Среди них не все будут выполнять указания США. В этой ситуации однозначно не будет равнодушной и Турция. Возможно, в регионе в большей или меньшей мере будет ощущаться присутствие

и турецких военных, а иранское правительство будет выражать протесты. По информации журналистов саудовской газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» Вашингтон оказывает давление на Ирак, пытаясь заставить страну приостановить поставки нефти в Иран и перенаправить её в направлении Турции. Анкара же, получая иракскую нефть, не будет убеждать Вашингтон в необходимости освобождения от санкций США для покупки иранской нефти.

В восстановлении нефтепровода «Киркук-Баниас» может быть задействована «Роснефть». В январе 2019 года руководство российской компании заключило соглашение с министерством энергетики и водных ресурсов Ливана по операционному управлению терминалом по хранению нефтепродуктов в Триполи. Этот факт свидетельствует о возможном участии России в восстановительных работах, которые будут включать: восстановление системы хранилищ нефти и СПГ, расширении нефтеперерабатывающих предприятий в Ливане. На тот момент правительство Ливана уже вело переговоры с Багдадом о работах по перезапуску нефтепровода «Киркук-Баниас». В июле 2019 года стороны вели обсуждения совместных нефтяных транспортных коридоров, созданию которых в своё время помешали боевые действия.

Интерпретация полученных результатов исследования

По мнению американских экспертов, Сирия представляет ценность как транспортный узел углеводородного сырья. В докладе Вашингтонского института ближневосточной политики «Энергетические цели России в Сирии» говорится о стремлении Москвы выполнять работы по восстановлению и эксплуатации всей нефтегазовой сирийской инфраструктуры: трубопроводов, установок для сжижения, НПЗ и терминалов. Таким способом Россия укрепляет свои позиции в поставках энергоресурсов в Европу. При условии основательного закрепления российских компаний в сирийском энергетическом секторе другим странам, заинтересованным в транспортировке углеводородов, придётся вести переговоры с Москвой. Тогда российские нефтяные компании минимизируют конкуренцию между странами Ближнего Востока, на что Вашингтон смотреть спокойно не может.

Запад не заставил себя долго ждать. Череду событий относительно диверсий на пяти линиях подводных нефтяных трубопроводов в акватории Банияса в июне 2019 года эксперт Академии военных наук В. Прохватилов связывает с началом работ российских структур по восстановлению нефтепровода «Киркук-Банияс». Первое нападение на нефтепровод было осуществлено 23 января 2019 года. Тогда министерство нефти и минеральных ресурсов Сирии сообщило о значительной утечке и разливе нефти, а так же выходу из строя большой части МНП.

Нападение подводных диверсантов на нефтехранилища в морском порту около российской военной базы в Тартусе в январе 2020 года военный эксперт Ш. Гареев соотносит с сообщениями о создании российско-сирийской нефтяной компании «Rusafa Refinery» и одобрением соответствующих законопроектов Народным советом Сирии. Накануне терактов мировые СМИ сообщили о планируемых совместных работах ливанских, сирийских и российских специалистов по строительству новых нефтеналивных терминалов в Тартусе [7]. За несколько часов до этой атаки в воздухе находились три американских разведывательных самолёта, после чего диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) произвела минирование и подрыв шести крупных нефтехранилищ и нефтепровода, находящихся в порту Банияс. Сирийская разведка после теракта сообщала, что ВВС США в данном случае координировали действия ДРГ, состоящей из боевиков вооружённой оппозиции и военнослужащих американских спецподразделений. ДРГ выполняло задачу по срыву транспортировки иранской нефти в Сирию. В январе 2020 года в Багдаде был убит командующий частью иранских сил спецопераций К. Сулеймани. По информации военного эксперта Ю. Неткачева в секторе его деятельности были вопросы обеспечения безопасности трубопровода «Киркук-Банияс».

В настоящее время Турция обеспокоена реализацией идеи восстановления трубопровода «Киркук-Банияс» с ответвлением в ливанский Триполи. По этой причине Анкара всячески будет препятствовать практической реализации такого проекта как конкурента трубопроводу «Киркук-Джейхан» [8, с. 75].

Западные энергетические компании, общественность обвиняют российское правительство в стремлении получить максимальную прибыль за счёт монополизации сирийской нефти. Они недовольны положением, когда большинство крупных проектов относительно развития инфраструктуры сирийской нефтяной отрасли находятся в стадии реализации, или уже обещаны российским компаниям. Их возмущает, что только российским компаниям удаётся заключать договоры с сирийской стороной на бесконкурсной основе. Они считают решения о судьбе сирийских нефтяных активов, принимаемых на уровне Российско-сирийского делового совета, обеспечивающего наиболее короткий путь к началу реализации конкретных проектов, противозаконными.

Заключение

Таким образом, «Киркук-Банияс» является самым коротким и дешёвым маршрутом североиракской нефти в Европу от нефтеносных районов иракского Курдистана в сирийский средиземноморский порт Банияс. С точки зрения экономики, строительство нефтепровода выгодно Ираку, Ирану, Сирии, Ливану и Иордании. К трубопроводу можно подключить множество месторождений в различных государствах Ближнего Востока. Все начнут хорошо зарабатывать. В этом совершенно не заинтересована коалиция западных стран, а значит будут аварии, взрывы и диверсии. Говорить об успешной эксплуатации нефтепровода преждевременно.

Материалы поступили в редакцию 17.08.2020 г.

Библиографический список (References)

1. Даглы, Т. Американский замок, иранский след в Киркуке / Т. Даглы. - Текст : электронный. - URL: https://inosmi. ru/politic/20170405/ 239055578.html (дата обращения: 14.07.2020).

2. Коренев, Е. С. Отношения НАТО с государствами-партнёрами на Востоке после окончания «холодной войны» / Е.С. Коренев. - Текст : непосредственный // История и историческая память - 2019 : сб. науч. тр. - Вып. 19. - Саратов, 2019.- С. 116-125. - ISSN 2218-5488.

3. Ручкин, Б. Топливная промышленность Сирийской Арабской Республики в условиях мирного времени и вооружённого конфликта / Б. Ручкин. - Текст : непосредственный // Зарубежное военное обозрение. - 2017. - № 2. - С. 18-27. - ISSN 0134-921X.

4. Naresh, A. Syria's transit future: all pipelines lead to Damascus? / A. Naresh - Текст : электронный. - URL: http://0pen0il.net/2012/03/28/ syrias-transit-future-all-pipelines-lead-todamascus/ (дата обращения: 14.07.2020).

5. Редченко, Д. В. РОДП «Яблоко» и развитие «арабской весны» в Ливии и Сирии в 2011-

1. Dagly, T. (2017). Amerikanskij zamok, iranskij sled v Kirkuke [American castle, the Iranian trail in Kirkuk]. URL: https://inosmi. ru/politic/20170405/ 239055578.html (accessed 14 July, 2020).

2. Korenev, E. S. (2019). Otnoshenija NATO s gosudarstvami-partnjorami na Vostoke posle okonchanija «holodnoj vojny» [NATO relations with partner States in the East after the end of the cold war]. Istorija i istoricheskaja pamjat' - 2019. Saratov. P. 116-125. ISSN 2218-5488.

3. Ruchkin, B. (2017). Toplivnaja promyshlennost' Sirijskoj Arabskoj Respubliki v uslovijah mirnogo vremeni i vooruzhjonnogo konflikta [Fuel industry of the Syrian Arab Republic in peacetime and armed conflict]. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. No 2. P. 18-27. ISSN 0134-921X.

4. Naresh,A. (2012). Syria's transit future: all pipelines lead to Damascus? URL: http://openoil. net/2012/03/28/syrias-transit-future-all-pipelines-lead-todamascus/ (accessed 14 July, 2020).

5. Redchenko, D. V. (2016). RODP «Jabloko» i razvitie «arabskoj vesny» v Livii i Sirii v 2011-

%

SIS4Ü'

2013 гг. / Д. В. Редченко. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 201-205.

- ISSN 1819-4907.

6. Алексеев, Д. С. Ближневосточный конфликт в контексте евразийской интеграции и его влияние на региональные державы / Д. С. Алексеев.

- Текст : непосредственный // Современные евразийские исследования : научный журнал

- Вып. 2. - 2016. - С. 90-94. - ISSN 2312-2501.

7. Мухин, В. Подводные диверсанты оставили армию Асада без топлива / В. Мухин.-Текст : электронный. - URL: https://nvo.ng.ru/ politics/2020-01-28/1_7779_syria. html (дата обращения: 14.07.2020).

8. Фитин, В. П. Ведущие региональные державы в борьбе за влияние в Ираке / В. П. Фитин, М. С. Баконина, В. В. Горбатова, Г. И. Соснов.

- Текст : непосредственный // Проблемы национальной стратегии. - 2020. - № 2 (59). - С.51-82.

- ISSN 2079-3359.

2013 gg. [«Yabloko» and the development of the «Arab spring» in Libya and Syria in 2011-2013]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija. V. 16. No 2. P. 201-205. ISSN 1819-4907.

6. Alekseev, D. S. (2016). Blizhnevostochnyj konflikt v kontekste evrazijskoj integracii i ego vlijanie na regional'nye derzhavy [The Middle East conflict in the context of Eurasian integration and its impact on regional powers]. Sovremennye evrazijskie issledovanija. Saratov. P. 90-94. ISSN 2312-2501.

7. Muhin, V. (2020). Podvodnye diversanty ostavili armiju Asada bez topliva [Underwater saboteurs left the Assad army without fuel]. URL: https://nvo.ng.ru/politics/2020-01-28/1_7779_ syria. html (accessed 14 July, 2020).

8. Fitin, V. P., Bakonina, M. S., Gorbatova, V. V., Sosnov, G. I. (2020). Vedushhie regional'nye derzhavy v bor'be za vlijanie v Irake [Leading regional powers in the struggle for influence in Iraq]. Problemy nacional'noj strategii. No 2 (59). P. 51-82. ISSN 2079-3359.

ПАМЯТНИКИ г. ЭНГЕЛЬСА

СТЕЛА ПАМЯТИ И СКОРБИ г. Энгельс, микрорайон Летный городок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.