УДК 622-276 (470-57) ББК 33-36 (2 Рос. Баш.)
НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БАШКИРСКОЙ АССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1967 ГГ. )
Зиязетдинов Р. М. *
В статье показано бурное развитие нефтедобывающей отрасли Бышкирской АССР в послевоенные годы. В 1967 г. добыча нефти в республике достигла максимального уровня & 47,85 млн. т. Освещены некоторые формы и методы интенсификации добычи нефти: укрепление нефтяных организаций специалистами, совершенствование техники и технологии производства; отражена также научно-творческая деятельность инженерно-технических работников.
Послевоенные 40-60-е годы - период мощного подъема добычи нефти в Башкирской АССР. Еще в декабре 1955 г. нефтяники республики, добыв 15.315 тыс. т нефти и газа, вышли на первое место в стране по добыче, опередив азербайджанских нефтяников. А в 1967 г. добыча нефти достигла максимального уровня -47,85 млн. т. Республика стала крупнейшим нефтяным регионом страны. Вот почему нефтедобывающая промышленность БАССР в той или иной степени освещена как в общесоюзной, российской [1], так и в республиканской [2] исторической литературе. Ценный материал по истории нефтяной отрасли накоплен в воспоминаниях одного из организаторов и руководителей нефтяной промышленности СССР
Н.К. Байбакова [3].
Не останавливаясь особо на общеизвестных обобщающих трудах по истории Республики Башкортостан, отметим, что пока единственным опубликованным исследованием, посвященным рассматриваемой проблеме, остается совместная монография А.?. Стрельцова и автора данной публикации [4].
Цель статьи - показать некоторые формы и методы достижения трудовых побед нефтяников и их общесоюзное значение.
В послевоенной социально-экономической политике партии и государства особое значение придавалось Башкирской республике, которая оставалась центром «Второго Баку». На ее нефтедобывающую промышленность с каждым годом выделялось все больше денежных ассигнований. Объем капитальных вложений в 1946 г. составил 14,5 млн. рублей, в 1956 г. - 96,7 млн. рублей, в 1967 г. - 172,1 млн. рублей [5], т.е. в 1946-67 гг. он возрос почти в 12 раз.
За рассматриваемый период среднесписочная численность персонала отрасли с 12593 человек возросла до 44966 человек, т.е. в 3,6 раза. В составе работников нефтедобывающей промышленности постоянно увеличивалось количество башкир и татар, опережая по темпам рост общей численности работников. Так, в 1952-1967 гг. общее количество всех работников возросло в 1,8 раза, а башкир - 2,8 раза, татар - 2,4 раза [6].
Значительно изменился и качественный состав ИТР. Если в 1947 г. в нефтяной отрасли работало 1804 инженера-техника, то в 1967 г. - уже 6288, т.е. их число возросло в 3,4 раза. Прослойка специалистов с высшим образованием за тот же
период увеличилась с 225 до 1541, т.е. в 6,8 раза, а со средним специальным образованием - с 438 до 2429, т.е. 5,5 раза. Как видим, количество кадров с высшим образованием возросло с опережающими темпами. Повышение образовательного и профессионального уровня инженерно-технического корпуса привело к уменьшению в нем доли практиков. Так, в 1947 г. среди ИТР практики составили 60%, а через двадцать лет - 36% [7].
Укомплектование промыслов компетентными кадрами, совершенствование нефтеразведок, энтузиазм и трудовой героизм нефтяников, широкое внедрение новой техники и технологии, ускорение буровых работ, строительство крупных нефтепромысловых сооружений позволили быстрее обнаруживать новые промышленные залежи нефти. Если за 1946-1950 гг. в республике было открыто
9, за следующее пятилетие - 27, то в 1956-1960 гг.
- уже 35 нефтяных месторождений [8]. Среди них такие крупные, как Архангельское, Шкаповское, Александровское, Леонидовское, Серафимовское и другие.
В послевоенные годы низкая механизация, нерациональная организация труда, медленное внедрение его лучших методов сдерживали сооружение буровых вышек. Поэтому с 1953 г. впервые были созданы комплексные вышкомонтажные бригады, которые стали сооружать буровые вышки поточно-скоростным методом. Некоторые строительные бригады стали сооружать вышку в 5 раз быстрее, чем в среднем по тресту. В трестах «Башзападнефтеразведка» и «Башвостокнефтеразведка» за 1954-1959 годы срок сооружения одной буровой сократился более чем в 2 раза.
В послевоенные годы трест «Туймазанефть» выступал знаменосцем технического прогресса в нефтяной промышленности. Именно здесь впервые стали применять в промышленных масштабах турбинное бурение на форсированном режиме, законтурное заводнение пластов и другие технические новшества. Не случайно его тогда называли «нефтяной академией» страны, ибо сюда со всех нефтедобывающих предприятий направлялись кадры для освоения передовой техники и технологии.
Хотя в начале Великой Отечественной войны из-за изношенности турбобуров, прекращения их производства и отсутствия запасных частей к ним пришлось прекратить турбинное бурение, но
*Зиязетдинов Рафис Минегалиевич - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и культорологии БГАУ
80
раздел ^TOPH?
уже в 1943 г. было признано возобновить его на туймазинском месторождении. C поступлением в 1947 г. новых турбобуров здесь началось победное шествие турбинного бурения.
Тогда турбинное бурение по существу находилось в стадии освоения. Хотя его преимущества перед другими способами бурения были убедительно доказаны еще в конце 30-х годов, но часть бурмастеров предпочитала бурить ротором. Craa энерции, привычка работать по-старому тормозили внедрение турбобура. Потребовалась неоднократная демонстрация одновременного турбинного и роторного бурения в одинаковых условиях, чтобы наглядно доказать его преимущества.
Пионером освоения турбинного бурения стала бригада осмотрительного и талантливого бурмастера И.Д. ^приянова. Ее неоценимые рекомендации учли конструкторы при усовершенствовании и доработке турбобура.
В общем бурении «Башнефти» удельный вес турбинного бурения составил в 1946 г. лишь 1 %, а в 1950 г. - уже 63 % [9]. K середине 50-х годов нефтяники Башкирии, Татарии и Пермской области практически полностью бурили турбобуром.
Победное шествие турбобура увеличило скорость проходки скважин, позволило свести до минимума аварии и удешевить бурение. Cpeднeй глубины скважина, пробуренная в начале 50-х годов турбинным способом, обходилась дешевле на 250 тыс. рублей (в ценах тех лет). Турбобур совершил настоящую революцию в бурении, в десятки раз ускорил темп разработки нефтяных месторождений и завоевал всеобщее признание как самая лучшая в мире скважинопроходческая машина.
Огромную роль во внедрении турбинного бурения сыграли инженеры СИ. ^выкин, A.E Эйгенсон, НА. Myгaнлинcкий, И.П. Нифонтов, Н.Г. Ильин, A.M. ^епян, A.A.Macлов, П.В. ^ирин, КН. Евстигнеев, C.X. Халиков, A.B. Peзчиков, Л.П. Шанович, буровые мастера КБ. Беляндинов, Я.З. Бочкарев, A.R Гафаров, P.X. Aллaяpов, В.И. Caлов, П.С Усов и другие.
Применение турбобура позволило перейти к скоростному бурению скважин. Pодиной скоростного турбинного бурения стал трест «Туймазанефть». Управляющий трестом AT. Шмарев разработал и научно обосновал наиболее прогрессивный способ проходки девонских скважин - бурение турбобуром на форсированном режиме. Исключительный вклад в совершенствование и внедрение скоростной проходки внесли инженеры M.A. Потюкаев, Н.И. Буяновский, бурмастера П.П. Балабанов, И.Д. ^приянов и M.?. Никишин (последний работал в тресте «Прикамнефть» Пермской области). Все они были удостоены Государственной премии CCCP.
Форсированныйрежимбуренияполучил широкое распространение. Используя более эффективно механизмы и оборудование, внедряя новую технологию, новаторы добивались высоких скоростей турбинного бурения в сложных геологических условиях Башкирии. В «Башнефти» уже в 1950 г. из 203 таким методом была пробурена 41 скважина. В Туймазинском нефтяном районе в следующем году 35 %, а в 1956 г. уже 83 % эксплуатационных скважин было пройдено на форсированном режиме.
Башкирские нефтяники дали путевку также электробуру. Его изобрели советские конструкторы A.n Островский и Н.В. Aлeкcaндpов, за что были удостоены Государственной премии CCCP. Он был испытан в 1940 г. на бакинском нефтепромысле. Война
прервала его освоение и усовершенствование.
Победное шествие электробура началось лишь в 1950 г., когда в «Туймазабурнефти» бригада Ф.А. Алексеева впервые в стране успешно осуществила его промышленные испытания [10]. Новаторы-туймазинцы электрик С.И. Чепурной, механик К.Г. Ахметшин, обмоточник Б.П. Киселев и
другие совместно с конструкторами Харьковского электромеханического завода довели электробур до высокойстепенинадежности.Ониусовершенствовали его конструкцию, сами изготавливали для него детали, разработали эффективную технологию бурения им.
Постепенно электробурение стало на равных правах с турбобурением. Сначала электробуром проходили эксплуатационные и нагнетательные, а затем иразведочные скважины. Неуклонно возрастало его применение.
В течение десяти лет (1945-1960 гг.) основной объем электробурения в СССР (65-91%) приходился на долю объединения «Башнефть»[11].
Электробур завоевал международное признание: на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. ему была присуждена высшая награда - «Гран-при».
Многие десятилетия при проходке скважин глинистый раствор считался почти незаменимой жидкостью. Его изготовление требовало много сил, средств и времени. С переходом на форсированное бурение бригады физически не успевали его готовить в достаточном количестве, особенно высокого качества. К тому же он вызывал преждевременный износ оборудования и труб, а также частые аварии.
Усовершенствование техники, освоение форсированного турбинного бурения, рост квалификации кадров позволили перейти на промывку забоя водой вместо глинистого раствора. В промышленных масштабах проходку с применением воды в «Туймазабурнефти» внедрила в 1952 г. бригада бурмастера П.С. Усова по проекту инженеров К.Н. Евстигнеева и В.Н. Салова. Ими было доказано, что при проходке твердых горных пород вода является лучшей промывочной жидкостью.
Промывка забоя водой позволила резко повысить скорость бурения, значительно сократить расход насосов, долот, труб, запчастей и химреагентов, увеличить межремонтный срок работы турбобуров и оборудования, уменьшить число аварий и осложнений, следовательно, удешевить стоимость скважин. Так, комсомольско-молодежная бригада бурмастера Р.Х. Аллаярова в 1952 г. достигла наибольшую проходку в республике, план бурения перевыполнила на 40 % и сэкономила 750 тыс. рублей. В следующем году она втрое ускорила проходку скважин и плановую скорость бурения. Только за 1953 г. новая технология бурения дала тресту «Туймазабурнефть» 10 млн. руб. прибыли. К концу этого года уже 80 % буровых бригад «Башнефти» освоили новую технологию.
Еще в середине 30-х годов нефтяники Баку пытались бурить скважиныдолотамималого диаметра, но из-за технических затруднений отказались от них. Понятие «скважина малого диаметра» не является постоянным. В 50-е годы ею считали такую, которую проходили в эксплуатационном бурении долотом диаметром 219 мм, а в разведочном - диаметром 190 мм.
Спроектированная инженерами «Башнефти» С.И. Кувыкиным, В.Н. Комаровом и А.А. Сергеевым буровая установка «Уфимец» позволила начать бурение таких скважин. В 1952 г. трест «Башнефтеразведка» первым в мировой практике начал разведочное бурение долотом малого диаметра.
Инициатором его выступили инженеры Уфимского нефтяного научно - исследовательского института (УфНИИ) А.Ф. Замятина, Н.Ф. Кагарманов и М.К. Муратов. Через пять лет по инициативе буровиков Н.Г. Ильина, М.В. Миловидова, Н.А. Муганлинского и других инженерно-технических работников началось бурение скважин долотами уменьшенного диаметра. Это позволило резко поднять скорость бурения и на 30-35 % сократить стоимость разведочной скважины. В 1960 г. в «Башнефти» себестоимость метра проходки долотом нормального диаметра составила 48 руб., а уменьшенного диаметра - 12 руб., общая экономия средств за счет бурения скважин малого диаметра составила 12,4 млн. рублей.
За 1952-1958 гг. в республике пробурено 243 скважины малого диаметра и установлена промышленная нефтеносность 17 площадей. Это новшество было подхвачено всеми нефтедобывающими районами страны.
Внедрение турбобура и электробура, форсированного режима бурения, промывка забоя водой, повышение квалификации кадров и другие факторы позволили наращивать скорость проходки скважин, сократить аварийность и удешевить буровые работы. Проходка на одного работника «Башнефти» в 1946 г. составила 35 м, а в 1959 г
- уже 88 м, т.е. возросла в 2,5 раза. За это же время себестоимость одного метра проходки сократилась с 71 до 62 рублей.
Нефтяники Башкирии осуществили смелый, революционный шаг в технологии разработки нефтяных месторождений, первыми в мире внедрили промышленное законтурное заводнение пластов. В СССР первое экспериментальное заводнение было осуществлено в конце Великой Отечественной войны на нефтепромыслах Казахстана. Хотя условия для него были неблагоприятные, все же это начинание дало положительные результаты.
Геологи Башкирии, ученые Московского нефтяногоинститутаим. И.М. ГубкинаиНаркомнефти обосновали научную разработку Туймазинского нефтяного месторождения методом законтурного заводнения, в результате которого поддерживалось пластовое давление, что обеспечивало фонтанную добычу нефти.
Трест «Туймазанефть» за счет внедрения системы поддержки пластового давления получил в 1951 г. 32 %,а в 1960 г. уже 66 % всей добытой нефти. Освоение здесь законтурного заводнения позволило в 4-5 раз повысить производительность труда и более чем в 3 раза снизить себестоимость добычи нефти [12].
Таким образом, в послевоенные годы постоянное совершенствование техники и технологии производства, трудовой героизм нефтяников позволили довести трудовые показатели до рекордногоуровняво всей истории нефтедобывающей промышленности Башкирской АССР.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лисичкин С.М. Очерки развития нефтедобывающей промышленности СССР. - М.: Изд-во АН СССР, 1958; Нефтедобывающая промышленность СССР (1917-1967 гг.). - М.: Недра, 1968; Мальцев Н.А., Игревский В.И., Вадецкий Ю.В. Нефтяная промышленность России в послевоенные годы. - М.: ВНИИОЭНГ, 1996; Шаммасов А.М., Мастобаев Б.Н. Очерки по истории нефтяной индустрии СССР. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999 и др.
2.Никифиров Ю.Н. Шаги нефтехимии республики. - Уфа: Башк.кн.изд-во, 1974; Башкирская нефть/М.З. Шакиров, Е.В. Столяров, С.Ш. Бикбов и др. - М.: Недра, 1982; Мовсумзаде Э.М., Муртазин М.Б. Очерки по истории развития нефтяной промышленности Урало-Волжского региона. - Уфа: ГИНТЛ «Реактив», 1995 и др.
3.Байбаков Н.К. Дело жизни. - М.: Советская Россия, 1984; От Ельцина до Горбачева. - М.: ГазОил пресс, 1998.
4.Стрельцов А.?., Зиязетдинов Р.М. Создание и развитие нефтяной промышленности Башкортостана (1930-1960 гг.). - Уфа: Изд-во БГАУ, 2001.
5.Башкирской нефти 60 лет: Информац.-стат. сб.-Уфа: Китап, 1993. - С. 170-171.
6.Подсчитано по: Башкирской нефти 60 лет: Информац.-стат.сб.-С.194, 182.
7.Тамже.-С. 196-197.
8.Стрельцов А.?., Зиязетдинов Р.М. Указ.соч. - С. 129.
9.Там же. - С.133-134.
10.Российский государственный архив экономики. Ф.8733. Оп.1. Д. 1062. Л.81.
11.ЦГИА РБ.Ф.1719.Оп.3.Д.2996.Л. 101 об.
12.Стрельцов А.?., Зиязетдинов Р.М. Указ.соч. - С. 138-142.
Поступила в редакцию 22.04.05 г.