Научная статья на тему 'Нефть: ресурсы, добыча, цены'

Нефть: ресурсы, добыча, цены Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЬ / РЕСУРСЫ / ДОБЫЧА / МИРОВЫЕ ЦЕНЫ / СЛАНЦЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / ОПЕК / ИНВЕСТИЦИИ / OIL / RESOURCES / EXTRACTION / WORLD PRICES / SLATE PROJECTS / OPEC / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаренко Валерий Иванович, Робинсон Борис Владимирович, Ляпина Ольга Петровна

Ресурсы, добыча и цены взаимосвязанные категории. Достигнутое в конце 2016 г. соглашение об уменьшении добычи нефти обеспечивает уровень цен, достаточный для реализации сланцевых программ и арктических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL: RESOURCES, PRODUCTION, PRICES

Resources, extraction, and prices are interrelated categories. The agreement reached in late 2016 to reduce oil production provides a price level sufficient for the implementation of oil shale programs and Arctic projects.

Текст научной работы на тему «Нефть: ресурсы, добыча, цены»

УДК 622.32:338.5

НЕФТЬ: РЕСУРСЫ, ДОБЫЧА, ЦЕНЫ

Валерий Иванович Татаренко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, профессор кафедры техносферной безопасности, тел. (383)344-42-39, e-mail: kaf.bgd@ssga.ru

Борис Владимирович Робинсон

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, профессор-консультант кафедры техносферной безопасности, тел. (383)344-42-39, e-mail: kaf.bgd@ssga.ru

Ольга Петровна Ляпина

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры техносферной безопасности, тел. (383)344-42-39, e-mail: kaf.bgd@ssga.ru

Ресурсы, добыча и цены - взаимосвязанные категории. Достигнутое в конце 2016 г. соглашение об уменьшении добычи нефти обеспечивает уровень цен, достаточный для реализации сланцевых программ и арктических проектов.

Ключевые слова: нефть, ресурсы, добыча, мировые цены, сланцевые проекты, ОПЕК, инвестиции.

OIL: RESOURCES, PRODUCTION, PRICES

Valery I. Tatarenko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., Professor of the Department of Technospheric Security, tel. (383)344-42-39, e-mail: kaf.bgd@ssga.ru

Boris V. Robinson

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., Professor of the Department of Technospheric Security, tel. (383)344-42-39, e-mail: kaf.bgd@ssga.ru

Olga P. Lapina

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of the Department of Technospheric Security, tel. (383)344-42-39, e-mail: kaf.bgd@ssga.ru

Resources, extraction, and prices are interrelated categories. The agreement reached in late 2016 to reduce oil production provides a price level sufficient for the implementation of oil shale programs and Arctic projects.

Key words: oil, resources, extraction, world prices, slate projects, OPEC, investments.

Что грезится в самых смелых мечтах нашим «зеленым» энергоэкономистам? Выходишь на окраину города, а там - одни ветряки и солнечные батареи!

Но как еще до этого далеко. Ведь по самым оптимистичным прогнозам, к 2040 г. доля возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой, геотермальной) не превысит 16%.

А что же нефть? Ошиблись те, кто предрекал её скорое исчезновение. По-оценка экспертов, в ближайшие 25 лет нефть останется главным источником энергии. Хотя, конечно, доля нефти в мировом энергобалансе снизилась с 50% в 60-70 годы до 32% сегодня. Нефть в значительной степени ушла из коммунального хозяйства и энергетики. Но теперь до 70% нефти используется в виде топлива для транспорта. Отношение к нефти и её добыче у нас какое-то подозрительное. Постоянно слышны призывы «слезть с нефтяной иглы», как будто нефтедобыча - это что-то малопривлекательное и не престижное. Свою позицию по данному вопросу еще в 2007 г. высказал академик В. Ивантер: «Есть версия, что мы должны этим дурацким делом заниматься - нефть и газ добывать. И все мы будем писать компьютерные программы и ими торговать как Индия. Но Индия делает так от большой беды - у них просто нет таких ресурсов. А у нас сырье есть, и это сырье надо добывать и перерабатывать. Основной платежеспособный спрос на инновации у нас в сфере добычи и переработки природных ресурсов».

Подобная мысль семь лет спустя высказывается В. Мау: «Я вижу Россию современной, динамично развивающейся экономикой, использующей имеющиеся объективные преимущества. Думаю, что в ближайшие десятилетия Россия не сможет полностью уйти от роли экспортера природных ресурсов и будет одним из важнейших игроков на этом поле в силу наличия на нашей территории больших запасов природных ресурсов и спроса на них в различных регионах мира».

По оценкам Минприроды, извлекаемые промышленные и предполагаемые запасы нефти составляют 29 млрд. т. Объем доказанных запасов в два раза меньше - около 14 млрд. т. Ранее министр природных ресурсов С. Донской указывал, что без новых открытий добыча из традиционных запасов начнет снижаться с 2020 г., при этом будет расти доля трудноизвлекаемой нефти.

Неблагоприятна и территориальная структура запасов и добычи. Значительные запасы сосредоточены на арктическом шельфе, где добыча очень дорогая и неэффективная. Так, себестоимость добычи на скважине на действующей платформе «Приразломная» составляет не менее 30 долларов за баррель, а с учетом разведки, бурения и транспортировки в арктических условиях один баррель будет обходиться в 100-125 долларов.

Эти обстоятельства усугубляются продолжавшимся до недавнего времени падением цен на нефть в начале 2016 г. Цена марки Brent опустилась до исторического минимума 25 далл./барр. (в январе 2017 г. цена превысила 56 долл./барр.). В результате даже ведущие нефтедобытчики вынуждены были сократить расходы на геологоразведку, замораживать действующие проекты и откладывать новые. Даже крупные компании отказались от лицензий американского правительства на бурение разведочных скважин в Чукотском море. Это решение отражает высокие затраты на освоение шельфа у северного побережья Аляски.

Сейчас практически не подвергается сомнению тезис о том, что традиционные (дешевые) запасы нефти близки к исчерпанию. В поисках ценного ресурса нефтяники вынуждены выходить на шельф (Северное море, Мексиканский залив), осваивать нефтеносные пески и битумы Канады и Венесуэлы. В последнее десятилетие явно обозначился существенный рост добычи сланцевой нефти, основанный на развитии известных технологий гидроразрыва пласта и бурения горизонтальных скважин. На пике добычи в 2014 г. на сланцевых месторождениях работало более 1300 бурильных станков.

В настоящее время по ресурсному геологическому потенциалу и степени воздействия на рынок определилась решающая роль трех крупнейших стран: Саудовской Аравии, США и России.

Нефтяная отрасль США - одна из старейших в мире, но традиционные ресурсы её материковой части в значительной мере выработаны. В то же время в США огромный рынок внутреннего потребления углеводородов - 800 млн. т в год. Динамика будущей добычи существенно зависит от прогресса в освоении сланцевых запасов и доступом к шельфу и федеральным землям, что фактически делает необходимым достаточно высокий уровень цен.

В Саудовской Аравии нет значимого рынка внутреннего потребления, поэтому развитие нефтяной отрасли будет зависеть от возможности страны выходить на новые рынки. Намеченные реформы внутри отрасли и в экономике в целом имеют целью уйти от нефтяной зависимости уже в ближайшей перспективе.

Как отмечает глава Роснефти И. Сечин, Россия обладает огромным ресурсным потенциалом, а российские нефтяные проекты рентабельны даже при низких ценах на нефть. Ресурсы не только масштабны, но еще и отличаются высоким качеством. Эффективному освоению ресурсов способствуют развитая инфраструктура обеспечения поставок, многолетние традиции подготовки отраслевых кадров. В итоге в российских нефтяных компаниях сложился один из наиболее низких уровней удельных расходов на разработку запасов. Так для компании «Роснефть» он составляет 2,1 доллара за баррель.

Рост добычи нефти в России обеспечивался за счет ввода новых проектов. Ведущие российские нефтяные компании оптимизируют издержки и не приостановили реализацию проектов даже в условиях кризиса. По мнению И. Се-чина, ключевым параметром, определяющим добычу нефти в России, являются не цены на нефть, а фискальные условия. Целевая налоговая система должна обеспечивать стимул к инвестициям в добыче до тех пор, пока стоимость добычи дополнительного барреля ниже его цены на рынке. Налогообложение переработки также должно быть рациональным и стимулировать инвестиции.

Важнейшими источниками поддержания добычи являются месторождения на поздней стадии разработки и нетрадиционные ресурсы, которые являются крупнейшими в мире. Для их разработки выполнены модификации технологических процессов.

За последние годы введены действенные стимулы повышения нефтеотдачи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, и добыче на

таких месторождениях растет. Целевая установка - повышение коэффициента нефтеотдачи до уровней свыше 40-50%.

Самостоятельным и весьма сложным вопросом является действие отрасли в условиях санкций, т.к. основной удар пришелся по нефтегазовому сектору. Санкциями против крупнейших российских нефтегазовых компаний США рассчитывали лишить Россию технологий, позволяющих осваивать сложные объекты. Был введен запрет на участие в добыче нефти на шельфе, сделана попытка ограничить финансирование нефтегазовой отрасли. Из-за санкций были заморожены проекты геологоразведки со стороны ExxonMobil,Eni,Statoil в рамках договоренности с «Роснефтью» об освоении Арктики. Total объявила о приостановке сотрудничества с ЛУКОЙлом по совместной разработке месторождений в Западной Сибири.

Однако эти меры не отразились на темпах буровых работ и добычи нефти. Более того, стало очевидным, что проекты в России иностранным компаниям нужны не меньше, чем западные технологии и опыт - российским. Сейчас, по словам главы Минэнерго А. Новака, зарубежные партнеры проявляют большой интерес к арктическим проектам в России.

Соотношение спроса и предложения и перспективы освоения сланцевых запасов являются решающими факторами в определении количественных параметров нефтедобычи. Перспективы сланцевой добычи в США зависят от интенсивного развития технологий, снижения затрат по всей производственной цепочке. Формируемые в настоящее время уровни цен благоприятствуют её стабилизации и некоторому повышению.

Активность сланцевых компаний в США позволила за шесть лет (20082014 гг.) увеличить добычу нефти на 70%. Однако некоторое время сланцевой индустрии уделялось явно недостаточное внимание как у нас, так и на западе. Полагали, что «запас прочности» у сланцевой индустрии невелик. Себестоимость добычи такой нефти зависит от множества факторов, главные из которых - дебит эксплуатационных скважин и стоимость буровых работ. За последние годы средний срок бурения скважин достиг двух недель, и это, по-видимому, предел. Работа над повышением продуктивности скважин продолжается, но и здесь существуют свои ограничения.

Текущая ситуация на мировом нефтяном рынке гораздо сложнее, чем во времена сбалансированности спроса и предложения. Произошла определенная деформация рыночных механизмов функционирования отрасли. В течение длительного времени эффективно действовал механизм формирования дефицита. Но в 2014 г. этот отлаженный механизм стал испытывать перебои. Крупнейшие игроки рынка (страны ОПЕК, США и Россия) наращивали производство. В результате образовался профицит. Цены резко пошли в низ.

На рынке появился избыточный объем. Почти все хранилища на суше оказались заполнены нефтью, а в США был достигнут рекордный уровень коммерческих запасов за последние 30 лет - примерно 450 млн баррелей. Именно этот «запас» оказывает давление на рынок нефти. Главными источниками из-

быточной нефти являются страны ОПЕК во главе с Саудовской Аравией и добытчики сланцевой нефти в США.

Однако, профицит, который обрушил биржевую цену, во многом сформировался в результате наращивания добычи странами ОПЕК до 32 млн баррелей в день. Но в то же время возрастает и спрос на нефть. Особая роль в этом процессе отведена Китаю. Несмотря на то, что страна является четвертым в мире добытчиком, все равно этот объем не может удовлетворить спрос. В 2015 г. по уровню импорта нефти Китай обогнал даже США. По имеющимся прогнозам, к 2020 г. импорт нефти в КНР составит 434 млн. баррелей в год.

С начала 2000-х и на протяженности многих лет цена на нефть оставались стабильно высокими. В начале июля 2008 г. Был достигнут исторический максимум 143,95 долл./барр. Время дорогой нефти закончилось лишь весной 2014 г. Объемы реальной добычи далеко не всегда соответствовали квотам ОПЕК, что было обусловлено интересами извлечения максимальной прибыли. В итоге картель не сумел предотвратить падение цена нефти ниже 30 долларов за баррель.

Это дало основание для заявлений об утрате ОПЕК регулирующей роли на глобальном нефтяном рынке. Поддержало такое мнение и заседание 4.12.2015 г., когда ОПЕК не только не сумела снизить уровень добычи, но фактически признало отсутствие единой политики. Но в 2015 г. ОПЕК удалось прийти к соглашению и утвердить общий уровень добычи, оставив его на величине 30 млн. баррелей в сутки. Однако производство ни разу не уложилось в этот лимит. Поэтому соблюдение установленных квот нефтяной добычи и проведение единой разумной политики выглядело весьма проблематичным.

Однако к концу 2016 г. выявилась невозможность реализации перспективных нефтяных проектов в условиях дальнейшего поддержания низкого уровня цен. Необычайно остро проявилась дилемма, стоящая перед добытчиками нефти: либо сокращение добычи, либо отсутствие единой политики и продолжение борьбы за свою долю рынка. Это в равной мере относится к сланцевой нефти США, и к российским арктическим проектам.

Поэтому перспективы достижения взаимоприемлемого соглашения оценивались весьма сдержанно. И, казалось, не безосновательно: сделка в Алжире была не более чем заявлением о намерениях и ее воплощение на практике представляется весьма сложным. Краткосрочное сокращение добычи и повышение цен на нефть выгодно многим странам, т.к. отчасти может решить их проблемы с наполнением бюджетов, но в долгосрочной перспективе это дает шанс лишь для сланцевой нефти США.

И все же ОПЕК, Россия и другие нефтедобывающие страны смогли объединиться для борьбы со слишком дешевой нефтью. 30 ноября 2016 г. члены ОПЕК все-таки договорились снизить добычу. Целевой уровень добычи нефти в ОПЕК с 01.01.2017 г., согласованный на уровне 32,5 млн. баррелей в день, ниже текущих рекордных объемов и соответствует уровню производства первого квартала 2016 г.

Россия, присоединившаяся к ограничительным мерам, не снизит добычу, а заморозит ее на уровне октября 2016 г. Добыча в США, не участвующего в соглашении, следует за котировками, и в октябре была на уровне 8,69 млн. баррелей в день.

21 декабря нефть стоила уже более 55 долларов за баррель, подорожав в два раза по сравнению с серединой января. По состоянию на 10.02.17 г. степень реализации венского соглашения оценивалась в 90%.

«Все нефтедобывающие страны хотят более высоких цен на нефть, но никто не хочет снижать переизбыток предложения нефти за счет сокращения собственной добычи», - этот основополагающий принцип стран-производителей нефти сейчас нуждается в серьезной корректировке.

Итак, ресурсы, добыча и цены - триединый комплекс сложных проблем. Нет плохих ресурсов, есть низкий уровень цен. Придет черед и ресурсов арктических территорий, и больших глубин, и низко дебитных, и сложно построенных.

И в заключение - еще раз вспомним об авторитетах. Участник сенсационной приватизации «Роснефти» всемирно признанный Glencore - крупнейший трейдер сырьевых товаров. Специалисты Glencore«не слушают байки про ветряки в Дании, солнечные батареи в Баварии, а думают о росте потребления в Индии, Индонезии, Пакистане, Вьетнаме и на Филиппинах».

Этот комментарий основателя независимого аналитического проекта «Аленка капитал» Э. Марламова, конечно, не проливает бальзам на душу экологов, но, по сути, глубоко верен.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Барсуков Ю. Все жаждут качательного решения. - Коммерсант, 2016, 30 ноября.

2. Вандышева О. Нефть на исходе - Эксперт, 2015.

3. Время катастроф (редакционная статья). - Эксперт, - 2014. - № 49.

4. Дохлый картель (редакционная статья). - Эксперт, - 2016. - № 20.

5. Минаев С. Нефть заколебала. - Коммерсант - Власть, 2016, 26 декабря.

6. Огородников Е. Игорь Сечин начинает и выигрывает. - Эксперт, 2016, - № 50.

7. Огородников Е. Кризис на исходе? - Эксперт, - 2015. - № 40.

8. Призовая сделка (редакционная статья). - Эксперт,2016. - № 50.

9. Сечин И. Инвестиции в условиях неопределенности. - Эксперт, - 2016. - № 26.

10. Тарасенко П. и др. Дональда Трампа не допускают до санкций. - Коммерсант, 2017. - 9 февраля.

11. Типпи Б. А есть ли дифицит? - М.: Олимп. - Бизнес, 2005.

12. Фокеева В. Легкие деньги для легкой нефти. - Эксперт, 2016. - № 48.

© В. И. Татаренко, Б. В. Робинсон, О. П. Ляпина, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.