Научная статья на тему 'НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИСПАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2023 г.)'

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИСПАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2023 г.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
неформальные политические институты / политические партии / взаимодействия / Испания / выборы 2023 г. / формирование правительства / informal political institutions / political parties / interactions / Spain / elections in 2023 / formation of the government

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

Тема статьи актуальна ввиду того, что неформальные институты играют важную роль в функционировании политических систем. Кризис политических партий, проявляющийся во всех странах Запада, с особой силой выражен в современной Испании. Цель статьи – выяснить неформальные взаимодействия политических партий Испании на примере межпартийных переговоров о формировании правительства в 2023 г. Методологическая основа работы – исторический неоинституционализм. Эмпирическая основа исследования – выступления политических деятелей, результаты социологических опросов и парламентских выборов, статьи в периодической печати (газетах El Pais, La Vanguardia и OKDiario). Раскрыто влияние параметров институционального дизайна (пропорциональной избирательной системы с низким заградительным барьером и высокой регионализацией партийной системы) на применение неформальных институтов в Испании. Политические партии Испании применяют при формировании правительства неформальные взаимодействия: переговоры, обмен ресурсами (поддержка избрания кандидатур в обмен на признание статуса региональных языков), проекты договоров о сотрудничестве, обещания амнистии и проведения референдума, отставки и исключения из партий недовольных. При формировании правительства размежевание «унитаристы – сепаратисты» было важнее линии «левые – правые». Развитие теневых переговоров зависело от исхода голосования по кандидатурам на должность премьер-министра: А. Нуньеса Фейхоо (Народная партия) и П. Санчеса Переса-Кастехона (ИСРП). Победа кандидата социалистов подтвердила растущую роль региональных партий и проблематики центр-периферийных отношений в формировании правительства. Но реализовать условия избрания П. Санчеса – амнистию лидеров каталонских сецессионистов и провести референдум о политическом статусе Каталонии будет для правительства нелегко и потребует нового тура теневых переговоров между партиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal interaction between political parties in the formation of the Spanish government (based on the materials of the 2023 electoral cycle)

The topic of the article is relevant due to the fact that informal institutions play an important role in the functioning of political systems. The crisis of political parties, manifested in all Western countries, is especially pronounced in contemporary Spain. The purpose of the article is to find out the informal interactions of Spanish political parties using the example of inter-party negotiations on the formation of a government in 2023. The methodological basis of the work is historical neo-institutionalism. The empirical basis of the research comprises the speeches of political figures, the results of opinion polls and parliamentary elections, articles in periodicals (newspapers «El Pais», «La Vanguardia» and «OKDiario»). The influence of the parameters of institutional design (proportional electoral system with a low barrier and high regionalization of the party system) on the use of informal institutions in Spain is revealed. Spanish political parties use informal interaction practices when forming a government: negotiations, exchange of resources (support for the election of candidates in exchange for recognition of the status of regional languages), draft cooperation agreements, promises of amnesty and a referendum, resignations and expulsions from the parties of dissatisfied. When forming the government, the separation of «Unitarians – separatists» was more important than the line «left – right». The development of shadow negotiations depended on the outcome of the vote on candidates for the post of Prime Minister – A. Nuñes Feijoo (People’s Party) and P. Sanchez Perez-Castejon (Spanish Socialist Workers’ Party). The victory of the Socialist candidate confirmed the growing role of regional parties and the problems of center-peripheral relations in the formation of the Spanish government. At the same time, it will not be easy for the government to implement the conditions for the election of P. Sanchez – an amnesty for the leaders of the Catalan secessionists and a referendum on the political status of Catalonia and will require a new round of shadow negotiations between the parties.

Текст научной работы на тему «НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИСПАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2023 г.)»

А.В. БАРАНОВ*

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИСПАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЦИКЛА 2023 г.)

Аннотация. Тема статьи актуальна ввиду того, что неформальные институты играют важную роль в функционировании политических систем. Кризис политических партий, проявляющийся во всех странах Запада, с особой силой выражен в современной Испании. Цель статьи - выяснить неформальные взаимодействия политических партий Испании на примере межпартийных переговоров о формировании правительства в 2023 г. Методологическая основа работы -исторический неоинституционализм. Эмпирическая основа исследования - выступления политических деятелей, результаты социологических опросов и парламентских выборов, статьи в периодической печати (газетах El Pais, La Vanguardia и OKDiario).

Раскрыто влияние параметров институционального дизайна (пропорциональной избирательной системы с низким заградительным барьером и высокой регионализацией партийной системы) на применение неформальных институтов в Испании. Политические партии Испании применяют при формировании правительства неформальные взаимодействия: переговоры, обмен ресурсами (поддержка избрания кандидатур в обмен на признание статуса региональных языков), проекты договоров о сотрудничестве, обещания амнистии и проведения референдума, отставки и исключения из партий недовольных. При формировании

* Баранов Андрей Владимирович, доктор политических наук, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры политологии и политического управления, Кубанский государственный университет (Краснодар, Россия), e-mail: baranovandrew@mail.ru

© Баранов А.В., 2024 DOI: 10.31249/poln/2024.03.05

правительства размежевание «унитаристы - сепаратисты» было важнее линии «левые - правые».

Развитие теневых переговоров зависело от исхода голосования по кандидатурам на должность премьер-министра: А. Нуньеса Фейхоо (Народная партия) и П. Санчеса Переса-Кастехона (ИСРП). Победа кандидата социалистов подтвердила растущую роль региональных партий и проблематики центр-периферийных отношений в формировании правительства. Но реализовать условия избрания П. Санчеса - амнистию лидеров каталонских сецессионистов и провести референдум о политическом статусе Каталонии будет для правительства нелегко и потребует нового тура теневых переговоров между партиями.

Ключевые слова: неформальные политические институты; политические партии; взаимодействия; Испания; выборы 2023 г.; формирование правительства.

Для цитирования: Баранов А.В. Неформальные взаимодействия политических партий при формировании правительства Испании (на материалах электорального цикла 2023 г.) // Политическая наука. - 2024. - № 3. - С. 114-133. -БО!: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.03.05

Введение

Тема статьи актуальна ввиду того, что неформальные институты играют важную роль в функционировании современных политических систем. Работа носит прикладной характер, в ней исследуется проблема неформальных взаимодействий партий в одной из крупных европейских стран. Кейс Испании репрезентативен для выяснения тенденций кризиса партийных систем во многих странах Запада. Систематизированные и осмысленные автором источники публикуются впервые. Кризис политических партий, развивающийся в странах Запада [Katz, Mair, 2009, p. 753766; Макаренко, 2022, с. 16-22], с особой силой проявляется в современной Испании. Испанский опыт неформальных переговоров при формировании правительства страны в 2023 г. достаточно представителен для осмысления более широкого круга явлений: степени консолидированности демократии и феномена постдемократии [Crouch, 2004, p. 122-130], политических эффектов конституционной и избирательной системы, процедур формирования правительственных коалиций, неформальных взаимодействий между общенациональными и региональными партиями, значения партийных элит в принятии политических решений.

Для исследования темы важны теоретические работы, созданные в рамках неоинституционализма: труды Д. Норта [Норт,

1997, c. 61-64], К. Телен [Thelen, 1999, p. 369-404], коллективов исследователей под руководством Дж. Ганди и Р. Руиса-Руфино [Gandhi, Ruiz-Rufino, 2015], под редакцией С. В. Патрушева [Институциональная политология..., 2006, с. 5-42], а также О.И. Зазнаева [Зазнаев, 2005, с. 70-73]. По определению Г. Хелмке и С. Ле-витски, неформальные политические институты - это «принятые в обществе, обычно неписаные, правила, создаваемые, становящиеся известными и насаждаемые вне официально санкционированных каналов» [Helmke, Levitsky, 2006, p. 192]. Неформальными политическими институтами, по мнению Д. Норта, являются обычаи, взаимные договоренности, убеждения, кодексы поведения, идеология, религия [Норт, 1997, с. 64]. Неформальными институтами также выступают системы личных связей, коррупция, клиенте-лизм, клановость и бюрократические нормы. Они существуют не только в традиционных и переходных обществах, но и в странах консолидированной демократии, как отмечают Дж.Р. Азари и Дж.К. Смит [Azari, Smith, 2012, p. 37-55]. Неформальные институты играют значительную роль в технологиях формирования и деятельности правительственных коалиций, а прочность коалиций зависит от сочетания идеологической близости партий и дистанции между их политическими ориентациями [Laver, Shepsle, 1996; Филиппова, 2021, с. 72]. Применительно к Испании, как и к другим многосоставным обществам задача формирования коалиционного правительства усложняется: ее успех зависит от конгруэнтности (согласованности институциональных и социокультурных правил и практик) на общегосударственном и субнациональном уровнях, от соглашений между политическими партиями несовпадающих ориентаций [Stefuriuc, 2009, р. 93-115; Verge, Barberà, 2009, р. 22-27; Климович, 2018, с. 249-268].

На материалах современной Испании неформальные политические институты изучены недостаточно, основное внимание уделяется экономическим институтам. Представляет интерес монография В. Лапуэнте, Х. Фернандеса-Альбертос, М. Аюмады и др. о качестве институтов демократии в Испании [Lapuente et al., 2018, p. 43-66], обобщающий доклад К. Себастиана о неформаль-

ных институтах1. Неформальные практики согласования интересов политическими элитами Испании освещаются в работах Х. Кольера, П. Домингеса, М. Портильо и М. Эскобара [Coller et al.,

2018, p. 3365-3383], А. Вильены Оливера [Villena Oliver, 2019], М. Хереса Мир, Х. Реал-Дато и Х. Родригеса-Теруэль [Jerez et al.,

2019, p. 585-614]. Формы активности вето-акторов в испанском парламенте освещают Х.Л. Паниагуа и М. Веласко [Paniagua, Velasco, 2007]. Влияние избирательной системы на неформальные практики партийной деятельности раскрывают Х.Р. Монтеро и Л. Фернандес Эскиер [Montero, Fernández Еsquer, 2018, р. 5-46]. Итоги парламентских выборов 2023 г. и их последствия для формирования правительства кратко освещают М. Ферре и Д. Фуэнтес [Ferre, Fuentes, 2023].

В российской школе испанистики преобладают прикладные работы об электоральной активности партий [Попов, 2023, с. 25-32; Гуселетов, 2024, с. 125-139]. Обобщающее исследование политической системы провел С.М. Хенкин, выявивший устойчивые черты клановости, вождизма, бюрократизма в деятельности партий после перехода к демократии [Хенкин, 2023, с. 204-291]. Первый в Испании опыт левоцентристской правящей коалиции 2020-2023 гг. проанализировала А.А. Куракина-Дамир [Куракина-Дамир, 2023, с. 52-63]. Но процедуры неформальных переговоров на стадии формирования правительства изучены слабо. Поэтому наше внимание сосредоточено на новейшем этапе неформальных взаимодействий политических партий (2023) во взаимосвязи с проблемой статуса автономных сообществ и сецессионизма в Каталонии.

Материалы и методы

Цель статьи - выяснить неформальные взаимодействия политических партий Испании на примере межпартийных переговоров о формировании правительства в 2023 г.

Методологической основой выбран исторический неоинсти-туционализм. Данный подход позволяет определить долгосрочные

1 Sebastián C. Instituciones formales e informales en España // El PAÍS: el periódico global.-31.05.2008. - Mode of access: https://cincodias.elpais.com/cincodias/ 2008/05/31/economia/1212346546_850215.html (accessed: 12.01.2024).

причины и традиции бытования неформальных институтов, зависимость процедур и результатов взаимодействий между политическими партиями от предшествующего пути [Thelen, 1999, p. 369404; Институциональная политология..., 2006, с. 28-36]. Политические партии расцениваются в качестве сложных по составу акторов. Их идеологические и прагматические ориентации, интересы складываются в итоге конкуренции внутренних группировок. Ориентации и интересы партий отражают сложное, нелинейное влияние общественного мнения электората и рядовых членов партий, а в наибольшей мере - воздействие интересов партийных элит. Применяется кросс-темпоральный сравнительный анализ. Он дает возможность выяснить сходства и различия практик формирования правительства, изменения общественной поддержки политических партий и их действий в сравниваемых ситуациях после выборов 2019 и 2023 гг.

Эмпирическая основа исследования включает в себя законодательные акты, выступления политических деятелей, результаты социологических опросов и парламентских выборов, статьи в периодической печати (газетах El Pais, La Vanguardia, OKDiario и др.).

Институциональные условия переговоров между политическими партиями

Прежде всего, нужно раскрыть влияние формальных политических институтов на неформальные. Испания - парламентская монархия, ее двухпалатный законодательный орган (Генеральные кортесы) всенародно избирается не реже чем раз в четыре года. Обе палаты парламента (Конгресс депутатов и Сенат) формируются одновременно. По ст. 99 Конституции страны, монарх проводит после выборов консультации с парламентскими партиями и определяет кандидатуру премьер-министра, которая затем выносится на голосование в Палате депутатов1. Сначала выдвигается только кандидатура лидера партии, набравшей наибольшее число голосов на выборах. Для успешного утверждения главы правительства

1 Constitución Española. Madrid: Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado, 2021. - P. 31.

кандидату необходимо получить в первом туре минимум 176 из 350 голосов депутатов нижней палаты. Если количество будет меньше, то назначается второй тур голосования, в котором кандидату в премьер-министры достаточно набрать относительное большинство. Так, левоцентристское правительство П. Санчеса получило 7 января 2020 г. право на существование, когда в его поддержку проголосовали во втором туре 167 депутатов, 165 высказались против и 18 воздержались1.

Если кандидатура от партии парламентского большинства и во второй раз не наберет достаточное число голосов, монарх поручит формирование правительства лидеру второй по поддержке партии. Это впервые произошло 29 сентября 2023 г., когда отказ депутатов в поддержке лидеру Народной партии А. Нуньесу Фейхоо (в двух турах голосования) привел к выдвижению кандидатуры лидера ИСРП П. Санчеса. В случае, если ни один из кандидатов в премьер-министры не получит одобрения нижней палаты по истечении двух месяцев после первого тура голосования, король распустит обе палаты Генеральных Кортесов и назначит внеочередные парламентские выборы. Так уже происходило в 2016 и 2019 гг.

Если до декабря 2015 г. основные партии - левоцентристская Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и правоцентристская Народная партия (НП) набирали суммарно более 80% голосов и создавали правительства без усилий, чему способствовал закон о политических партиях2, завышающий представительство самых популярных партий в парламенте, то последующая фрагментация партийной системы сделала невозможным создание однопартийного кабинета, заставляя ИСРП и НП идти на уступки малым партиям и создавать вынужденные коалиции. Этому способствует формат избирательной системы Испании. Конгресс депутатов избирается по пропорциональной системе с низким загра-

1 Casqueiro J., Pérez F.J. Pedro Sánchez logra la investidura y formará el primer gobierno de TOalicwn de la democracia // Еl PAÍS: el periódico global. -7.01.2020. - Mode of access: https://elpais.com/politica/2020/01/07/actualidad/ 1578382922_404144.html (accessed: 12.01.2024).

2 Ley Orgánica 6/2002 del 27 de junio // Agencia Estatal Boletín Oficial del Estado. - Mode of accesss: http://www.boe.es/boe/dias/2002/06/28/pdfs/A23600-23607.pdf (accessed: 12.01.2024).

дительным барьером (3%) и закрытыми партийными списками, а представительство малонаселенных округов сильно завышено1.

Как и в других постиндустриальных обществах, позиционирование политических партий Испании утратило жесткую зависимость от социального неравенства и классовой принадлежности электората. Рост удельного веса средних слоев в обществе, распространение онлайн-коммуникаций делает для политических партий рациональной стратегию выдвижения прагматических лозунгов, персонализации (рекламы ярких лидеров, а не системных программ). Идеологические тексты партий, как правило, являют собой набор прагматических лозунгов. Вместе с тем испанская партийная система отчетливо демонстрирует размежевания «унитаристы -сепаратисты» и «левые - правые», сложившиеся в стране еще в XIX в. Правые партии (Народная партия и «Вокс») выступают за сохранение монархии и государства автономий, за проведение неолиберальной экономической и социальной политики, за поддержку католицизма2. «Вокс» как наиболее правая партия выдвигает также лозунги ограничения инокультурной миграции, поддержки традиционной семьи, защиты ношения оружия. Левые партии Испании (Испанская социалистическая рабочая партия, «Сумар», «Подемос» и др.) - сторонники республики либо ограничения полномочий монарха, федерализации, неокейнсианской экономической и социальной политики3. Левых и правых разделяет также оценка Гражданской войны 1936-1939 гг. Классификация партий по шкале «левые - правые» усложняется ростом влияния региональных партий («Левые республиканцы Каталонии», «Вместе»

1 Ley Orgánica 5/1985, de 19 de junio, del Régimen Electoral General // Junta Electoral Central. - Mode of access: https://www.juntaelectoralcentral.es/cs/jec/loreg (accessed: 12.01.2024).

2 28 М. Entre todos, un programa para ti // Partido Popular. - Mode of access: https://www.pp.es/sites/default/files/documentos/programa_electoral_28m.pdf (accessed: 12.01.2024); VOX. Un programa para lo que importa // Partido VOX. -Mode of access: https://www.voxespana.es/programa/programa-electoral-vox (accessed: 12.01.2024).

3 ADELANTE. Programa electoral elecciones generales 23 julio 2023 // Partido Socialista Obrero Español. - Mode of access: https://www.psoe.es/media-content/2023/07/PR0GRAMA_ELECT0RAL-GENERALES-2023 .pdf (accessed: 12.01.2024); Un programa por ti. Elecciones Generales 23 de Julio 2023 // Movimiento Sumar. - Mode of access: https://movimientosumar.es/wp-content/uploads/2023/ 07/Un-Programa-para-ti.pdf (accessed: 12.01.2024).

(■ТиПб), Баскская националистическая партия, «Бильду», «Союз народа Наварры», Галисийский националистический блок и др.)1, в идеологии которых проблема статуса своего сообщества находится на первом плане в сравнении с общегосударственными проблемами.

Массовый анкетный опрос, организованный Центром социологических исследований в феврале 2024 г. (общенациональная выборка 3664 человека), показывает такое позиционирование политических партий по шкале «левые (экстремум 1 балл) - правые (экстремум 10 баллов)»: Галисийский националистический блок -2,27; «Сумар» - 2,69 балла; «Бильду» - 2,78; «Левые республиканцы Каталонии» - 2,86; ИСРП - 3,51; «Вместе» - 4,21; Баскская националистическая партия - 4,93; Союз на2рода Наварры - 5,62; Народная партия - 6,86; «Вокс» - 7,74 балла2.

Однако конфликты между сторонниками унитаризма и сецес-сионизма, а также между левыми и правыми партиями имеют различную расстановку сил. Так, коалиция голосующих за унитарное устройство страны в основном включает депутатов от правых партий, но голосующие за федерализм или сецессию - депутаты не только от левых партий, но и от региональных правых сил («Вместе» в Каталонии, БНП в Стране Басков и др.)3.

Избиратели устали от политических партий, отличающихся элитарностью, бюрократизмом и коррумпированностью. По массовому телефонному опросу Центра социологических исследований (октябрь 2023 г., выборка 4121 человек), доверие партиям меньше, чем другим институтам; оно составило 3,82, а правительству -3,99 из 10 баллов, - и продолжает снижаться4. С 2011 г. по ноябрь

1 Comparador de programas electorales // Corporacion de radio y television española. - Mode of access: https://www.rtve.es/noticias/elecciones-generales/ comparador-programas-electorales/ (accessed: 12.01.2024).

2 Barómetro de febrero 2024. Avance de resultados. Tabulación por recuerdo de voto. Elecciones generales 2023. Estudio n° 3441 // Centro de investigaciones sociológicas. - Mode of access: https://www.cis.es/documents/d/cis/es3441vpMT_a (accessed: 11.03.2024).

3 Romero P., Martínez M. Resultado de la votación de la investidura de Feijóo, en directo: reacciones y última hora en el Congreso hoy // Diario ABC. - 27.09.2023. -Mode of access: https://www.abc.es/espana/investidura-feijoo-pp-directo-discurso-replicas-sanchez-abascal-yolanda-diaz-votacion-congreso-hoy-20230926093830-di.html (accessed: 12.01.2024).

4 Encuesta sobre tendencias sociales (III). Avance de resultados. Tabulación por recuerdo de voto. Estudio n° 3424. Octubre 2023 // Centro de investigaciones

2019 г. резко выросло эффективное число парламентских партий (с 2,60 до 5,31), увеличилась волатильность партийной системы [Куракина-Дамир, 2023, с. 52-63]. Хотя с осени 2019 г. по июль 2023 г. влияние ИСРП и НП частично восстанавливается (их совокупная поддержка выросла с 49,2 до 64,8%), формирование правительства стало конфликтным и малопредсказуемым. Основные партии впервые вынуждены вступать в прагматические и непрочные коалиции, не имея такого опыта.

Парламентские выборы 2023 г. и их итоги

Досрочные парламентские выборы 23 июля 2023 г. привели к примерному равенству сил левого и правого блоков партий. Победившая с 33,1% голосов Народная партия набрала 137 мандатов из 350, надеясь сформировать правительство с участием правой партии «Вокс» (33 места) и региональных правоцентристских сил. ИСРП получила 122 места и рассчитывала на поддержку левых партий: «Сумар» (31 мандат), «Левых республиканцев Каталонии» (ЛРК) (7 мест), баскской коалиции «Бильду» (6 мест) и др1. Вопреки победе НП на региональных выборах в мае 2023 г., консерваторы не смогли развить успех в ожидаемых масштабах, а ИСРП получила даже на один мандат больше, чем в ноябре 2019 г. Социалисты успешно применили технологию переноса сроков выборов.

Оба межпартийных блока - левый и правый - имели почти равные шансы сформировать правительство. Это вызвало ожесточенную закулисную борьбу за голоса региональных партий: как левоцентристов («Левые республиканцы Каталонии» (ЛРК), «Бильду», «Компромисс», Галисийский националистический блок, «Новые Канары»), так и правоцентристов («Вместе», Баскская националистическая партия (БНП), «Союз народа Наварры», «Канарская коалиция» и др.).

Размежевание блоков носит не строго идеологический, а более прагматический характер; деление «левые - правые» менее

sociológicas. - Mode of access: https://www.cis.es/documents/d7cis/es3424vpmt_a (accessed: 12.01.2024).

1 Resultados Elecciones Generales 2023 // Еl PAÍS: el periódico global. -25.07.2023. - Mode of access: https://elpais.com/espana/elecciones/generales/ (acce ssed: 12.01.2024).

важно, чем деление «унитаристы - сепаратисты». Например, каталонским и баскским партиям (как левым, так и правым) удобнее проголосовать за лидера социалистов П. Санчеса, который обещает провести федеративную реформу и амнистию организаторов незаконного референдума 2017 г. о независимости Каталонии.

В ряде автономных сообществ (Кастилии и Леоне, Валенсии, Арагоне, Эстремадуре и Мурсии) Народная партия и партия «Вокс» сформировали коалиционные правительства. Партия «Вокс» известна категоричной позицией в пользу воссоздания унитарного государства без автономий, ограничения инокультурной (мусульманской) миграции, поддержки католической церкви и монархии1. Это воспринимается левыми партиями как недопустимый союз Народной партии с неофранкистами, ограничивает возможности коалиции НП с умеренными региональными партиями.

Развитие неформальных переговоров о создании правительства

Лидер Народной партии А. Нуньес Фейхоо предложил лидеру ИСРП П. Санчесу 29 августа 2023 г. реформировать избирательную систему, чтобы исключить влияние сепаратистских партий на создание правительства. НП предложила соглашение двух основных партий и совместное проведение ими масштабных реформ в течение двух лет, после чего планировалось провести досрочные парламентские выборы2. Народная партия стремилась «связать руки» социалистам. Проект договора между НП и ИСРП в жесткой форме осуждал сепаратизм и попытки регионов получить односторонние преимущества: «Мы обязуемся защищать территориальную целостность испанской нации, закрепленную в Конституции 1978 г., и отклоняем просьбы о проведении референдума о независимости и об амнистии, высказанные партиями, выступающими за

1 Vota lo que importa. Programa electoral de Vox para las elecciones de 2023 // El Mundo. - 13.07.2023. - Mode of access: https://www.elmundo.es/como/ 2023/07/13/64afce7bfc6c83db548b45c8.html (accessed: 12.01.2024).

2 Sanz S. Feijóo pide a Sánchez que le deje gobernar 2 años con 6 pactos de Estado para esquivar al separatismo // OK Diario. El sitio de los inconformistas. -30.08.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/feijoo-plantea-sanchez-legislatura-dos-anos-riesgo-repeticion-electoral-11475109 (accessed: 12.01.2024).

независимость». НП обещала, что будет обсужден «Территориальный пакт», направленный на превращение Сената в сильную палату территориального представительства и укрепление «Испании автономий» посредством многостороннего диалога1. Но ИСРП категорически отвергла договор.

Публицисты-консерваторы обвиняют левоцентристское правительство в коррупции, заигрывании с сепаратистами, в безыдейности. Жесткой критике подверглось сотрудничество ИСРП с левой баскской коалицией «Бильду», несколько депутатов которой были террористами и обвинялись в убийствах мирных граждан2. Но и лидер Народной партии А. Нуньес Фейхоо вел переговоры с руководством правоцентристской сецессионистской партии «Вместе», что вызвало неприятие регионального отделения НП в данном автономном сообществе3.

Социалисты добились избрания своей представительницы Ф. Арменгол спикером нижней палаты Кортесов в обмен на признание каталанского, баскского и галисийского языков официальными в парламенте. Лидеры партий правящей коалиции -П. Санчес (ИСРП) и Й. Диас («Сумар») - провели негласные переговоры с региональными партиями, обещая амнистию сепаратистов и проведение референдума о статусе Каталонии. Секретарь ИСРП по организационным вопросам С. Сердан провел в Брюсселе переговоры с бывшим председателем Женералитата Каталонии К. Пучдемоном, скрывающимся от правосудия. В переговорах участвовали руководители партий «Левые республиканцы Каталонии» и «Вместе». Соглашение ИСРП с ЛРК и «Бильду» подписано раньше, чем с правоцентристскими региональными силами ввиду

1 Lee aquí el acuerdo íntegro que Feijóo ha ofrecido a Sánchez // OK Diario. -30.08.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/acuerdo-igualdad-bienestar-todos-espanoles-que-feijoo-ofrecido-sanchez-11475199 (accessed: 12.01.2024).

2 Barro P. El partido de Otegi se vuelca con los presos de ETA y exige a Sánchez la "¡amnistía total!" // OK Diario. - 2.01.2024. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/partido-otegi-vuelca-presos-eta-exige-sanchez-amnistia-total-12153241 (accessed: 12.01.2024).

3 Baena P. Ayuso reaparece con Feijóo este jueves: fijará postura sobre el "diálogo" con Junts para la investidura // OK Diario. - 29.08.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/madrid/ayuso-reaparece-feijoo-este-jueves-apoyara-postura-junts-porque-dialogar-no-aceptar-11467041 (accessed: 12.01.2024).

меньших разногласий1. Итоговый документ согласован накануне голосования по кандидатуре П. Санчеса, 9 ноября 2023 г.2

Позиция П. Санчеса вызвала неприятие бывших лидеров ИСРП - Ф. Гонсалеса, Н. Редондо и А. Герры, назвавших амнистию сепаратистов и признание самоопределения неконституционными3. Часть ветеранов партии за неприятие сговора с сепаратистами была исключена из ИСРП.

Региональные партии стремятся координировать действия. Ключевую роль в продвижении их требований играет лидер «Вместе» К. Пучдемон, потребовавший достичь самоопределения каталонской нации и признать итоги референдума 2017 г.4 Согласованно с ним выступили лидер БНП А. Ортузар, лидер «Бильду» А. Отеги и спикер ЛРК П. Плайя: «Сторонники независимости теперь имеют голоса, и Педро Санчес должен решить, хочет ли он их получить»5. Правоцентристская партия «Вместе» выступает за полную амнистию 4 тыс. участников незаконного референдума о независимости, а не за «прощение», на которое готово пойти правительство [Попов, 2023, с. 28]. Речь идет о членах организаций «Комитеты защиты республики» и «Tsunami Democratic», организовавших насильственные протесты против суда над лидерами се-

1 Guirado J. Sánchez ordena a sus negociadores pactar con Bildu y ERC antes que con Junts y PNV // OK Diario. - 3.09.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/sanchez-ordena-sus-negociadores-pactar-erc-bildu-antes-que-junts-pnv-11457649 (accessed: 12.01.2024).

2 Balcarce L. Acuerdo total Sánchez - Puigdemont: la nación catalana y el derecho de autodeterminación, ejes del pacto // OK Diario. - 9.11.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/acuerdo-total-sanchez-puigdemont-nacion-catalana-derecho-autodeterminacion-ejes-del-pacto-11879288 (accessed: 12.01.2024).

3 Durán G. De Sánchez a Guerra: Todos los socialistas que han dicho que la amnistía es inconstitucional // OK Diario. - 25.09.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/psoe-amnistia-sanchez-guerra-todos-socialistas-inconstitucional-11520622 (accessed: 12.01.2024.)

4 García L. El retorno de Puigdemont. Sin permiso // LaVanguardia.com. -27.08.2023. - Mode of access: https://www.lavanguardia.com/politica/20230827/ 9188113/retorno-puigdemont-investidura-amnistia.html (accessed: 12.01.2024).

5 Barro P. Ataque coordinado a la debilidad de Sánchez: Junts, ERC, Bildu y PNV exigen abrir el "melón territorial" // OK Diario. El sitio de los inconformistas. -5.09.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/ataque-coordinado-debilidad-sanchez-junts-erc-bildu-pnv-exigen-abrir-melon-territorial-11510349 (accessed: 12.01.2024).

паратистов в 2019 г.1 Речь идет также об амнистии членов террористической организации ЭТА в Стране Басков и о разрешении референдума в Наварре о слиянии со Страной басков. То есть политика уступок со стороны ИСРП сплотила региональные националистические силы.

Король поручил формирование правительства лидеру НП А. Нуньесу Фейхоо, первое голосование Конгресса депутатов состоялось 27 сентября 2023 г., а второе - 29 сентября. В первом туре А. Нуньес Фейхоо набрал 172 голоса против 178, во втором -172 против 1772. За него проголосовали только депутаты от НП, партии «Вокс», «Канарской коалиции» и «Союза народа Наварры». П. Санчеса при голосовании за его кандидатуру 16 ноября 2023 г. поддержали 179 депутатов, 171 был против. Поддержку Санчесу оказали депутаты от ИСРП, «Сумар», «Левых республиканцев Каталонии», «Вместе», «Бильду», Баскской националистической партии, Галисийского националистического блока и «Канарской коалиции»3.

После формирования правительства неформальные взаимодействия партий сосредоточены вокруг изменения Конституции страны и реформы Всеобщего совета юридической власти, что позволит узаконить амнистию сецессионистов и провести референдум о статусе Каталонии. Народная партия и «Вокс» перешли к мерам давления своих сторонников-демонстрантов на штаб-

1 Junts avisa al PSOE: o amnistía a los 150 imputados durante el Gobierno de Sánchez o no habrá acuerdo // OK Diario. - 6.11.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/junts-avisa-psoe-o-amnistia-150-imputados-durante-gobierno-sanchez-o-no-habra-acuerdo-11857598 (accessed: 12.11.2023).

2 Romero P., Martínez M. Resultado de la votación de la investidura de Feijóo, en directo: reacciones y última hora en el Congreso hoy // Diario ABC. - 27.09.2023. -Mode of access: https://www.abc.es/espana/investidura-feijoo-pp-directo-discurso-replicas-sanchez-abascal-yolanda-diaz-votacion-congreso-hoy-20230926093830-di.html (accessed: 12.01.2024.); Resultados de la segunda votación de investidura de Feijóo el 29 de septiembre // Еl PAÍS: el periódico global. - 29.09.2023. - Mode of access: https://elpais.com/espana/2023-09-29/ultimas-noticias-de-la-investidura-de-feijoo-en-directo.html (accessed: 12.01.2024).

3Muñoz E. Pedro Sánchez, investido presidente con 179 apoyos: todo el Congreso menos PP, Vox y UPN // Sociedad Española de Radiodifusión. -16.11.2023. - Mode of access: https://cadenaser.com/nacional/2023/11/16/pedro-sanchez-investido-presidente-con-179-apoyos-todo-el-congreso-menos-pp-vox-y-upn-cadena-ser/ (accessed: 17.11.2023).

квартиру ИСРП в Мадриде, проводя еженедельные протестные выступления1. Вопрос о недоверии НП и «Вокс» правительству -один из основных в повестке дня региональных выборов 2024 г.

Конгресс депутатов 30 января 2024 г. отверг 179 голосами против 171 законопроект об амнистии, внесенный ИСРП. По регламенту, законопроект может быть вынесен на голосование через один месяц. Таков итог поправок ЛРК в законопроект с целью распространить его действие на всех лиц, обвиненных в террористических преступлениях и государственной измене. С этим не согласны партии правящей коалиции, готовые выборочно помиловать некоторых лидеров сепаратистов2. Партия «Вместе» проголосовала против одобрения государственного бюджета Испании на 2024 г., что подтверждает ситуативный характер ее поддержки левого правительства. ИСРП добилась от Конгресса депутатов продления срока согласования законопроекта на 15 дней, до 7 марта 2024 г., после чего документ будет рассмотрен на пленарном заседании. Правительство затягивает реализацию обещаний националистическим партиям, их судьба определится после региональных выборов в Стране Басков 21 апреля и выборов депутатов Европарламента в июне 2024 г. Выборы в Стране Басков принесли равенство сил правоцентристской Баскской националистической партии (БНП) и левой коалиции «Бильду» (по 27 мандатов из 75 возможных), причем для БНП это означает спад влияния, а для «Бильду» - рост. ИСРП получила 12 мандатов, а Народная партия -лишь 73. Тем не менее БНП стала контролировать должности и губернатора, и спикера парламента данного автономного сообщества. Это осложнит выполнение правительством П. Санчеса обещаний баскским партиям.

1 Protestas en la calle Ferraz de Madrid contra la amnistía y Pedro Sánchez // OK Diario. - 03.12.2023. - Mode of access: https://okdiario.com/espana/sigue-directo-manifestacion-contra-amnistia-convocada-pp-ultima-hora-concentracion-madrid-hoy-120138426 (accessed: 12.01.2024).

2 Arciniegas Y. España: rechazada la ley de Amnistía en el Congreso, se reinicia su negociación // France 24. - Mode of access: https://www.france24.com/ es/europa/20240130-españa-rechazada-la-ley-de-amnistia-en-el-congreso-se-reinicia-su-negociacion (accessed: 02.02.2024).

3 Resultados 21 A. Pais Vasco // Corporación de Radio y Televisión Española. -Mode of access: https://resultados-elecciones.rtve.es/autonomicas/2024/pais-vasco/ (accessed: 28.05.2024).

Неформальные договоренности ИСРП и «Сумар» с региональными националистами выражают интересы именно партийных элит - сохранение власти. Опрос, организованный социологическим центром Simple Lógica в октябре 2023 г. (пропорциональная выборка 1010 человек старше 18 лет) показал, что 56,5% респондентов по Испании отвергают амнистию сепаратистов и 50% -против использования региональных языков как официальных в парламенте. Сторонники левых и правых партий имеют противоположное мнение по данным вопросам1. При этом до 40% сторонников амнистии считают ее вынужденной мерой, чтобы сохранить у власти левое правительство. В декабре 2023 г., по данным опроса 2 тыс. человек, проведенного службой 40 dB. по заказу газеты EL PAÍS и радиокорпорации Cadena SER, большинство всех респондентов - 59,2% - осудили амнистию, а сторонники ИСРП разделены почти поровну (47% осуждают амнистию как «несправедли-вость»)2.

Заключение

Таким образом, неформальные взаимодействия политических партий Испании при формировании правительства осенью 2023 г. подтверждают низкую эффективность политических институтов страны, сформированных в период демократического транзита 1976-1983 гг., и необходимость глубокой конституционной реформы. В теоретическом аспекте изученный кейс Испании помогает понять, что сложившиеся до кризиса партийной системы неформальные практики взаимодействий партий сейчас имеют деструктивный характер, ослабляя легитимность политической системы страны. Выросшая с 2015 г. волатильность партийной системы стала фактором удержания власти правящими элитами,

1 Pinheiro M., Oliveres V. El rechazo a la amnistía alcanza el 56% en toda España y baja al 32% en Catalunya // El Diario. - 20.10.2023. - Mode of access: https://www.eldiario.es/politica/rechazo-amnistia-alcanza-54-espana-baja-39-catalunya_ 1_10608984.html (accessed: 17.12.2023).

2 Hermida X. Un 60% de los españoles considera que la amnistía es injusta y supone un privilegio // Еl PAÍS. - 04.12.2023. - Mode of access: https://elpais.com/espana/2023-12-04/un-60-de-los-espanoles-considera-que-la-amnistia-es-injusta-y-supone-un-privilegio.html (accessed: 17.12.2023).

что имеет очевидные аналогии в партийных системах Италии и Франции. Неформальные взаимодействия политических партий при формировании правительства отражают общие тенденции роста влияния элит на принимаемые решения в условиях глобализации и ослабления роли электората в формулировании партийных предвыборных программ.

Распространенность в современной Испании неформальных практик согласования партийных интересов объясняется несовершенством базовых параметров политической системы, в том числе процедур регулирования деятельности парламента, партий и выборов. Речь идет о диспропорциональности избирательных округов и распределении депутатских мандатов, о заниженном заградительном барьере, о слабости полномочий Сената и судебной системы, о непродуманности полномочий монарха при формировании правительства. Политические партии Испании применяют при формировании правительства такие неформальные институты, как непубличные переговоры, обмен ресурсами (поддержка избрания кандидатур в обмен на признание статуса региональных языков), проекты договоров о сотрудничестве, обещания амнистии и проведения референдума, отставки и исключения из партий недовольных.

Сложные непубличные переговоры между левыми и региональными партиями завершились в ноябре 2023 г. формированием коалиционного правительства меньшинства. П. Санчес стал премьер-министром благодаря 26 голосам региональных партий. После формирования правительства неформальные переговоры сосредоточены вокруг изменения Конституции и реформы высших судебных органов, без чего невозможно узаконить амнистию сецессиони-стов и провести референдум о статусе Каталонии. Правительство ИСРП и «Сумар» затягивают реализацию данных обещаний, судьба которых определится после региональных выборов в Стране Басков и выборов депутатов Европарламента в июне 2024 г. Конфликт между левым и правым межпартийными блоками в Испании радикализируется, уменьшая возможности компромиссов.

A.V. Baranov*

Informal interaction between political parties in the formation of the Spanish government (based on the materials of the 2023 electoral cycle)

Abstract. The topic of the article is relevant due to the fact that informal institutions play an important role in the functioning of political systems. The crisis of political parties, manifested in all Western countries, is especially pronounced in contemporary Spain. The purpose of the article is to find out the informal interactions of Spanish political parties using the example of inter-party negotiations on the formation of a government in 2023. The methodological basis of the work is historical neo-institutionalism. The empirical basis of the research comprises the speeches of political figures, the results of opinion polls and parliamentary elections, articles in periodicals (newspapers «El Pais», «La Vanguardia» and «OKDiario»). The influence of the parameters of institutional design (proportional electoral system with a low barrier and high regionalization of the party system) on the use of informal institutions in Spain is revealed. Spanish political parties use informal interaction practices when forming a government: negotiations, exchange of resources (support for the election of candidates in exchange for recognition of the status of regional languages), draft cooperation agreements, promises of amnesty and a referendum, resignations and expulsions from the parties of dissatisfied. When forming the government, the separation of «Unitarians - separatists» was more important than the line «left - right». The development of shadow negotiations depended on the outcome of the vote on candidates for the post of Prime Minister - A. Nuñes Feijoo (People's Party) and P. Sanchez Perez-Castejon (Spanish Socialist Workers' Party). The victory of the Socialist candidate confirmed the growing role of regional parties and the problems of center-peripheral relations in the formation of the Spanish government. At the same time, it will not be easy for the government to implement the conditions for the election of P. Sanchez - an amnesty for the leaders of the Catalan secessionists and a referendum on the political status of Catalonia and will require a new round of shadow negotiations between the parties.

Keywords: informal political institutions; political parties; interactions; Spain; elections in 2023; formation of the government.

For citation: Baranov A.V. Informal interaction between political parties in the formation of the Spanish government (based on the materials of the 2023 electoral cycle). Political science (RU). 2024, N 3, P. 114-133. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2024.03.05

* Baranov Andrey Vladimirovich, Kuban state university (Krasnodar, Russia), e-mail: baranovandrew@mail.ru

References

Azari J.R., Smith J.K. Unwritten rules: Informal institutions in established democracies. Perspectives on politics. 2012, Vol. 10, N 1, P. 37-55.

Coller X., Domínguez P., Portillo M., Escobar M. Elites políticas en España. ¿Convergencia o divergencia con la sociedad? In: Pendas García B. (dir.), González E., Rubio R. (coords.). España constitucional (1978-2018). Madrid: Centro de Estudios Políticos y Constitucionales, 2018, Vol. IV, P. 3363-3385 (In Spanish)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Crouch C. Postdemocracy. Cambridge: Polity Press, 2004, 144 p.

Ferre M., Fuentes D. Elecciones Generales 2023. KREAB Research Informe Electoral. Mode of access: https://kreab.com/espana/wp-content/uploads/sites/3/2023/07/kreab-informe-elecciones-general-23j.pdf (accessed: 12.01.2024). (In Spanish)

Filippova E. Yu. Factors of formation of coalition governments of regionalist and national political parties in the regions of Spain. World economy and international relations. 2021, Vol. 65, N 4, P. 71-79. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-4-71-79 (In Russ.)

Gandhi J., Ruiz-Rufino R. (eds). Routledge handbook of comparative political institutions. London: Routledge, 2015, 462 p.

Guseletov B.P. Parliamentary elections in Spain: the victorious conservatives cannot form a government. PolitBook. 2024, N 1, P. 125-139. DOI: https://doi.org/10.24412/ 2227-1538-2024-1-125-139. (In Russ.)

Helmke G., Levitsky S. Informal institutions and comparative politics: a research agenda. Perspectives on politics. 2004, Vol. 2, N 4, P. 725-740.

Jerez Mir M., Real-Dato J., Rodríguez-Teruel J. Las élites políticas en España: quiénes son, cómo son, qué hacen. In: Montabes J., Martinez A. (eds). Gobierno y politica en España. Valencia: Tirant lo Blanch, 2019, P. 585-614 (In Spanish)

Katz R.S., Mair P. The cartel party thesis: A restatement. Perspectives on politics. 2009, Vol. 7, N 4, P. 753-766.

Khenkin S.M. Spain. Modern unstable society. Moscow: Aspect Press, 2023, 383 p. (In Russ.)

Klimovich S.A. In search of a unified theory of coalition building: from methodological nationalism to methodological regionalism. Political science (RU). 2018, N 1, P. 249-268. (In Russ.)

Kurakina-Damir A.A. Factors of stability of an unstable coalition. Spain 2020-2023. Latin America. 2023, N 11, P. 52-63 (In Russ.)

Lapuente V., Fernández-Albertos J., Ahumada M., González Alonso A., Llobet G., Parrado S., Villoria M., Gortázar L. La calidad de las instituciones en España. Madrid: Circulo de Empresarios, 2018, 280 p. (In Spanish)

Laver M., Shepsle K.A. Making and Breaking Governments: Government Formation in Parliamentary Democracies. Cambridge: Cambridge university press, 1996, 316 p.

Montero J.R., Fernández Esquer C. Cuatro décadas del sistema electoral español, 19772016. Política y gobernanza. Revista de investigaciones y análisis politico. 2018, N 2, P. 5-46. DOI: http://dx.doi.org/10.30827/polygob.v0i2.7821 (In Spanish)

North D. Institutions, institutional change and economic performance. Moscow: Foundation of the economic book "Beginnings", 1997, 180 p. (In Russ.) Paniagua J.L., Velasco M. Actores de veto en el parlamento español. VIII Congreso Español de ciencia política y de la administración política para un mundo en cambio. Valencia: Universitat de Valencia, 2007. Mode of access: https://aecpa.es/files/congress/8/actas/area2/GT-6/PANIAGUA-JUAN-LUIS.pdf (access: 12.01.2024.) (In Spanish) Patrushev S.V. (ed.). Institutional political science: Modern institutionalism and political transformation of Russia. Moscow: ISP RAS publishing house, 2006, 600 p. (In Russ.)

Popov I.V. The results of the parliamentary elections in Spain. Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. 2023, N 17 (314), P. 25-32. DOI: http://doi.org/10.15211/analytics31720232532 (In Russ.) Stefuriuc I. Government formation in multi-level settings: Spanish regional coalitions

and the quest for vertical congruence. Party politics. 2009, Vol. 15, N 1, P. 93-115. Thelen K. Historical institutionalism in comparative politics. Annual review of political

science. 1999, Vol. 2, N 1. P. 369-404. Verge T., Barbera O. Descentralización y estrategias organizativas: las relaciones especiales entre partidos de ámbito estatal (PAE) y partidos de ámbito no estatal (PANE) en España: Working Papers. Barcelona: Institut de Ciéncies Polítiques i Socials, 2009, N 281, 33 p. (In Spanish) Villena Oliver A. Las redes de poder en España: Élites e intereses contra la

democracia. Barcelona: Editorial Roca, 2019, 291 p. (In Spanish) Zaznaev O.I. Political institutionalization: a conceptual analysis. Bulletin of Kazan State Technical University named afterA.N. Tupolev, 2005, N 4 (40). P. 70-73. (In Russ.)

Литература на русском языке

Гуселетов Б.П. Парламентские выборы в Испании: победившие консерваторы не могут сформировать правительство // PolitBook. - 2024. - № 1. - С. 125-139. -DOI: https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-1-125-139.

Институциональная политология: современный институционализм и политическая трансформация России / под ред. С.В. Патрушева. - М.: ИСП РАН, 2006. -600 с.

Зазнаев О.И. Политическая институционализация: концептуальный анализ // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2005. - № 4 (40). - С. 70-73.

Климович С.А. В поисках единой теории коалиционного строительства: от методологического национализма к методологическому регионализму // Политическая наука. - 2018. - № 1. - С. 249-268.

Куракина-Дамир А.А. Факторы устойчивости неустойчивой коалиции. Испания 2020-2023 гг. // Латинская Америка. - 2023. - № 11. - С. 52-63. - DOI: https://doi.org/10.31857/S0044748X0028267-2

Макаренко Б.И. Фрагментация европейских партийных систем: причины, сценарии, следствия // Мировая экономика и международные отношения. - 2022. -Т. 66, № 12. - С. 16-26. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с. Попов И.В. Итоги парламентских выборов в Испании // Научно-аналитический

вестник Института Европы РАН. - 2023. - № 17 (314). - С. 25-32. Филиппова Е.Ю. Факторы формирования коалиционных правительств регионали-стских и общенациональных политических партий в регионах Испании // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т. 65, № 4. - С. 7179. - Б01: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-4-71-79 Хенкин С.М. Испания. Современное нестабильное общество. - М.: Аспект Пресс, 2023. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.