Научная статья на тему 'НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУБКУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРСТВА'

НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУБКУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
495
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СУБКУЛЬТУРА / ВОЛОНТЕРСТВО / СУБКУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Е.Д.

В статье рассматриваются молодежные субкультуры как современный социальный феномен и отношение к молодежным субкультурам в разные десятилетия. Анализируются направления деятельности молодежных субкультур, а субкультура волонтерства представляется как неформальное объединение с наиболее полезным для общества направлением деятельности. В ходе исследования был проведен онлайн-опрос на тему вовлеченности молодежи в субкультуру волонтерства, обработаны его результаты и на их основе сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кириллова Е.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL STUDENT ASSOCIATIONS, THEIR AREAS OF ACTIVITY.THE SUBCULTURE OF VOLUNTEERISM

The article discusses the definitions of the concept of "youth subculture" and youth subcultures as a modern social phenomenon. The directions of activity of youth subcultures are analyzed, and the subculture of volunteering is presented as an informal association with the most useful direction of activity for society. in the course of the study, an online survey was conducted on the topic of youth involvement in the subculture of volunteering, its results were processed and conclusions were drawn on their basis.

Текст научной работы на тему «НЕФОРМАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУБКУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРСТВА»

Неформальные студенческие объединения, направления их деятельности. Субкультура

волонтерства

Informal student associations, their areas of activity.The subculture of volunteerism

Кириллова Е.Д.,

студент группы Соц-2 Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Россия, г. Липецк e-mail: lizzzakirillova@yandex. ru

Kirillova E.D.

student of the Sots-2 group Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University Russia, Lipetsk e-mail: lizzzakirillova@yandex. ru

Научный руководитель Гречушкина Н.В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры философии,

социологии и теологии) Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

Россия, г. Липецк

Scientific director

Grechushkina N. V.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy,

Sociology and Theology Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University Russia, Lipetsk

Аннотация.

В статье рассматриваются молодежные субкультуры как современный социальный феномен и отношение к молодежным субкультурам в разные десятилетия. Анализируются направления деятельности молодежных субкультур, а субкультура волонтерства представляется как неформальное объединение с наиболее полезным для общества направлением деятельности. В ходе исследования был проведен онлайн-опрос на тему вовлеченности молодежи в субкультуру волонтерства, обработаны его результаты и на их основе сделаны выводы.

Annotation.

The article discusses the definitions of the concept of "youth subculture" and youth subcultures as a modern social phenomenon. The directions of activity of youth subcultures are analyzed, and the subculture of volunteering is presented as an informal association with the most useful direction of activity for society. in the course of the study, an online survey was conducted on the topic of youth involvement in the subculture of volunteering, its results were processed and conclusions were drawn on their basis.

Ключевые слова: неформальное студенческое объединение, неформальное молодежное объединение, субкультура, волонтерство, субкультура волонтерства.

Key words: informal student association, informal youth association, subculture, volunteering, subculture of volunteering.

В настоящее время, когда самовыражение не карается таким ярким и резким осуждением со стороны старшего поколения и больше становится обыденностью, чем исключением из правил, подростки вольны выражаться себя так, как захотят с помощью специфического поведения, образа жизни, ярких волос, пирсинга, черной мрачной одежды и других характерных аксессуаров. Неформальные молодежные объединения -

достаточно новый феномен общественной жизни, возникший около века назад. По этой теме написано не так много книг (наиболее популярные из них - "Символика молодежной субкультуры" Щепанской Т., "Молодежные культуры и субкультуры" Омельченко Е., «Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений» Запесоцкого А., Фаина А., "Молодежная субкультура" Малофеева П.), особенной популярность пользуются статьи о молодежных субкультурах, однако они не могут дать полное и конкретное представление о данном явлении. Детально изучены лишь некоторые аспекты этой темы. Большое значение имеет еще и то, что субкультуры в 21-ом веке меняются крайне быстро, постоянно появляются все новые и новые ответвления в главенствующих, господствующих неформальных объединениях. Молодежные субкультуры видоизменяются с каждым новым поколением молодежи, подстраиваются под моду, которая обладает чрезвычайной изменчивостью и именно это делает неформальные объединения динамичными. Это свойство делает затруднительным изучение молодежных неформальных организаций.

Неформальное молодежное объединение может нести как деструктивный, так и созидательный характер, в связи со способностью молодежи быть инициаторами нововведений. Поэтому все больше внимания привлекают к себе молодежные субкультуры. С каждым днем число участников неформальных молодежных объединений увеличивается, ведь подростки стараются выразить себя. Именно из-за этого необходимо знать о причинах появления этого феномена, о целях его участников, его структуре, чтобы при встрече с представителями данного явления уметь с ними взаимодействовать и, в случае необходимости, изменить направление деятельности неформальной организации, переведя его в положительное русло.

Если обратиться к историографии, то можно увидеть, что отношение к молодежным субкультурам у исследователей данного феномена в разные времена отличалось. Одной из самых популярных книг о субкультурах в 90-е годы была книга А.Запесоцкого и А. Файна "Эта непонятная молодежь". Здесь неформальные молодежные объединения считаются "перекосами в сознании" и рассматриваются как некая болезнь, возникшая в результате духовного голодания. Авторы уверены, что такие объединения не готовы выполнять общественно полезные роли. По мнению авторов, молодому поколению нужно помочь приобрести отличительные особенности, а товарищество и взаимовыручку сделать фундаментальными чертами [3].

«Феномен молодежной субкультуры» И. Левиковой, изданная через десять с небольшим лет, содержит уже совершенно иной взгляд, более лояльный и объективный. Происхождение молодежных субкультур связывается с переменами в обществе. Стоит отметить еще то, что автор не считает молодежные субкультуры симптомами болезни. Напротив, Левикова отмечает, что молодежная субкультура исполняет роль средства, которое смягчает перевес доминирующей массовой культуры, подавляющей остальные части и ответвления культуры [5].

Н. Кокорева в своей статье "Специфика влияния субкультуры на личность подростка" уверена, что, в большинстве своем, субкультуры оказывают негативное влияние на личность подростка. По ее мнению, например, эмоциональная неустойчивость, присущая некоторым субкультурам, замедляет процесс взросления и формирования самоконтроля. Но с другой же стороны, субкультура может иметь положительное влияние на подростка, если она помогает ему справиться с тревожностью, разобраться в себе и своих проблемах, найти свой круг общения и помочь в самореализации [4].

П.Н. Малофеев в своей статье "Молодежная субкультура" говорит о том, что не только субкультура, но и другие социальные институты требуют от молодого человека ответственности. Однако отклик, в первую очередь, происходит на требования субкультуры, потому что вступление в неформальное объединение - это добровольный выбор, обусловленный характерными особенностями и, в большинстве случаев, возрастом. Благодаря присущей молодежи активности и энергичности, они вовлечены во все дела, которые им кажутся

благородными и справедливыми. Они участвуют в протестных движениях, борются за ущемленные права, «заступаются за тех, кого увольняют» [6].

Нельзя не отметить, что сегодня одной из самых популярных положительных неформальных молодежных объединений является субкультура волонтерства, которая за последние 10 лет существенно возросла в объемах и обрела большую значимость. Но несмотря на инициативную политику по продвижению добровольчества в массы (в Стратегии социально-экономического развития добровольческая деятельность записана как приоритет социальной политики (до 2020 года); принятие Концепции содействия благотворительности и добровольчеству) продолжают существовать крупные проблемы, мешающие развитию волонтерской субкультуры [7]. К ним, например, относится отсутствие мотивации к осуществлению волонтерской деятельности и недостаточная в нее вовлеченность, проблема коллективного действия и проблема отсутствия опыта в организации добровольческих мероприятий.

Несмотря на приличное отставание России от других развитых стран по количеству людей, вовлеченных в волонтерскую деятельность (в Германии каждый третий гражданин (34 %) - волонтер; в Японии 26% граждан являются действующими волонтерами или волонтерами в прошлом; в Ирландии 33% граждан являются волонтерами [1]), как утверждает Министерство экономического развития Российской Федерации, число волонтеров за последние 8 лет возросло в более чем пять раз [2].

О положительных тенденциях к увеличению числа граждан, занимающихся волонтерской деятельностью, свидетельствуют результаты опросов. Так, согласно данным исследования, проведенного в 2019 году Фондом «Общественное мнение» по инициативе ФГБУ «16 % россиян считают себя волонтерами (согласно опросам 2013 года участие в добровольческой деятельности принимало только 3 % граждан Российской Федерации)» [2, 9].

Неформальные организации должны соотносится не только с общественным мнением, но, нейтрализуя девиацию, с нормами и законом, поскольку «основной задачей гражданского общества является создание таких социальных условий, чтобы каждый человек и группы людей могли в полной мере реализовать себя, свои индивидуальные интересы и потребности» [3, с. 22]. Посредством социологического исследования постараемся доказать, что современная молодежная субкультура волонтерства - это положительный феномен, который оказывает позитивное влияние на формирование личности у студента, способствует его вовлеченности в социальную жизнь, развивает альтруистическую направленность деятельности. В исследовании приняли участие 62 студента Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского. Среди опрошенных 79% составляли девушки и 21% парни. Большинству респондентов было от 18 до 22 лет. Это были студенты разных направлений.

13 20 22

Рисунок 1. Половозрастной состав респондентов

Первая пара вопросов - вводная часть, посвященная осведомленности опрашиваемых о том, что такое субкультура и выявлению отношения к субкультурам. Большая часть студентов, а именно 87,1%, ответили, что они знакомы с понятием субкультуры. Ещё 12,9% ответили, что примерно представляют, что это такое. Среди респондентов не оказалось тех, кто совершенно не знаком с данным понятием. Отношение к неформальным объединениям в основном нейтральное (59,7%). Положительно к данному феномену относятся 33,9% среди опрошенных, а отрицательно - 6,5%.

Рисунок 2. Отношение респондентов к субкультурам

К общественно-полезной работе отношение в целом положительное (82,3%), 17,7% опрошенных имеют нейтральную позицию к такому виду работы. Отрицательно настроенных людей в данном вопросе нет.

3. Как Вы относитесь к общественно полезной работе на добровольной основе?

Рисунок 3. Отношение респондентов к волонтерской деятельности

Что касается популярности субкульутуры волонтерства многие (56,5%) считают, что данная субкульутра очень популярна в современном обществе. 40,3% студентов думают, что волонтерство пользуется умеренной популярностью, а 3,2% ответили, что оно не популярно вовсе.

Рисунок 4. Популярность субкультур

Для респондентов значимость волонтерской работы состояла в первую очередь в том, чтобы принести людям пользу. Этот вариант выбрало 53% анкетируемых. Немного менее важным является участие в общественной жизни (59,7%), а также добрая воля человека проявлять свою активность (69,4%). Далее по убывающей следуют такие показатели, как приобретение нового опыта (51,6%), общение с интересными людьми (48,4%), реализация собственных идей (37,1%) и общественная деятельность в свободное время (33,9%). 3,2% затрудняются ответить на данный вопрос.

Реализация собственных идей!

Затрудняюсь огвегитьИ— 2 [3,2 %)

0 20 40

Рисунок 5. Отношение респондентов к волонтерской деятельности

Для 71% студентов потребность помогать людям является основным мотивом, побуждающим к добровольческой деятельности. Затрудняются ответить на вопрос 6,5%, а мнения оставшейся части разделилось пополам - 11,3% ответили, что для них мотивом к осуществлению добровольческой деятельности является достаточное количество свободного времени и столько же процентов считают, что мотивом является желание заявить о себе. Значимость и престиж как мотив не рассматривает никто.

6. Что, по Вашему мнению, является основным мотивом к осуществлению добровольческой деятельности? 62 ответа

Г \

\ /11,3%

71% А

к. А

к Г

| Потребность помогать людям

■ Достаточное количество свободного времени

■ Значимость и престиж

| Желание заявить о себе | Затрудняюсь ответить

Рисунок 6. Мотивы осуществления добровольческой деятельности

Большинство студентов ответили, что доброволец - это человек, которому не безразлична жизнь других людей (79%). 41,9% видят добровольцем героического человека, готового безвозмездно помогать людям. Почти треть людей, а именно 33,9%, ответили, что для них доброволец - это тот, кто периодически учавствует в проведении каких-либо акций, мероприятий. Реже добровольцем называют богатого человека, занимающегося благотворительностью (17, 7%).

Рисунок 7. Отношение респондентов к добровольцам

Ответы на вопрос «Кто сегодня, на Ваш взгляд, чаще всего становится волонтером» распределились следующим образом: 77,4% ответили, что это студенты ВУЗов, 9,7% считают, что это взрослые люди, 4,8% думают, что это учащиеся учебных заведений начального и среднего специальногообразования, равное количество людей склоняются к тому, что это работающая молодежь (3,2%) и безработная молодежь (3,2%) и лишь небольшая часть (1,6%) говорят, что волонтерами чащего всего становятся учащиеся школы. Пенсионеров в данном случае никто не рассматривает.

Рисунок 8. Отношение респондентов к волонтерской деятельности

Волонтерская книжка есть лишь у 19,4%опрошенных, остальные 80,6% её не имеют. 9. Есть ли у Вас волонтерская книжка?

Рисунок 9. Востребованность волонтерской книжки

Главные препятствия для участия в добровольческой деятельности видят в нехватке времени (67,7%), равнодушии к проблемам общества (33,9%), нехватке опыта (32,3%) и недостатке социальной активности (32,3%). Другими преградами также становятся: недостаточно информированность об организациях, которые этим занимаются (29%), отсутствие должного отношения к подобной деятельности (27,4%), отсутствие стимула и вознаграждения (25,8%) и отсутствие материальной возможности (17,7%). 6,5% затрудняются ответить на данный вопрос.

Рисунок 10. Причины отказа от участия в добровольческой деятельности

Следующая пара вопросов касается вовлеченности в волонтерскую деятельность и местам, где был получен опыт волонтерской деятельности. Большая часть (67,7%) людей имеют опыт осуществления волонтерской деятельности, а 32,3% из всех опрошенных его не имеют. Основная часть студентов (51,6%), имеющих практику в рассматриваемой области, получили ее в учебном заведении. 6,8% получили опыт по месту жительства, 4% - в молодежном центре, 2% студентов участвовали в волонтерской деятельности в общественной организации и 1,6% осуществляли помощь на добровольной основе по месту работы.

Рисунок 11. Опыт осуществления добровольческой деятельности респондентов

Вопросы с 13 по 15 связаны с выявлением активности, которая касается поиска волонтеров или организации волонтерских мероприятий, в интернете. Основная часть студентов (63,9%) не зарегистрированы на платформах, созданных для упрощения осуществления волонтерской деятельности. 25,8% зарегистрированы на одном из самых популярных в России сайтов по осуществлению волонтерской деятельности, а 11,3% имеют аккаунты на обоих сайтах. Из зарегистрированных пользователей, 60,9% посещают сайты реже, чем раз в пару месяцев, 39,1% посещают сайты чуть чаще - раз в месяц-пару месяцев. Из респондентов на постоянной основе никто сайты не посещает. 100% зарегистрированных респондентов используют сайт(-ы) по назначению.

Рисунок 12. Показатели добровольческих сайтов

Близкие друзья-волонтеры есть у 27,4% опрошенных, еще 54,8% студентов имеют в своем окружении знакомых, которые занимались добровольческой деятельностью, а 17,7% не имеют среди близких друзей и знакомых никого, кто когда-либо участвовал в мероприятиях на добровольной основе.

Рисунок 13. Опыт осуществления добровольческой деятельности респондентов

В каких же сферах деятельности молодежь хочет принимать участие? Наиболее выбираемыми сферами общественно-полезной деятельности оказались: экологическое волонтерство (40,3%), социальное волонтерство: помощь детям-инвалидам (37,1%), образовательные проекты (30,6%), донорство (25,8%) и правовое просвещение граждан (25,8%). 25,8% не могут оказывать помощь, в связи с недостатком свободного времени, 22,6% предпочли бы сферу туризма, 6,5% помощь оказывать не хотят. Затрудняются ответить 1,6% и 1,6% не задумывались о том, в какой сфере хотят осуществлять общественно-полезную деятельность.

1 (1,6%) 1 [1,6

0 5 10 15 20 25

Рисунок 14. Ранжирование сфер осуществления общественно-полезной деятельности

Наиболее предпочитаемой формой волонтерской деятельности студенты выбрали организацию помощи группе людей (50%), из оставшейся половины 35,5% предпочли бы организовывать и проводить мероприятия, а остальных 14,5% привлекает помощь одному человеку.

Рисунок 15. Предпочтительные формы осуществления волонтерской деятельности

Таким образом, студенты осведомлены о том, что такое субкультура в общем виде и к субкультуре волонтерства относятся положительно. Главную цель волонтерства они видят в том, чтобы принести обществу пользу, безвозмездно помогая людям. Мотивом же, зачастую, является потребность в оказании помощи нуждающимся. В основном добровольца видят в человеке, которому не безразлична жизнь других людей. И, по мнению студентов, именно обучающиеся ВУЗов чаще всего становятся добровольцами. Несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов не имеет волонтерской книжки, более половины имеют опыт осуществления волонтерской деятельности, который преимущественно был получен в учебных заведениях. Главную преграду, мешающую осуществлению волонтерской деятельности, видят в нехватке времени. Несмотря на то, что лишь треть из анкетируемых зарегистрированы на сайтах, предназначенных для упрощения поиска или создания добровольческих мероприятий, и никто из зарегистрированных пользователей не использует сайты на постоянной основе, все респонденты используют платформы по назначению. В большинстве случаев студентов окружают знакомые, которые занимаются добровольческой деятельностью. Самой популярной сферой для потенциальной реализации общественно-полезной деятельности стало экологическое волонтерство. Половина опрошенных предпочла бы помогать группе людей. Волонтерство среди студентов распространено на посредственном уровне. Это связано со многими факторами, главным из которых является несформированность и отсутствие какого-либо закрепления добровольческой деятельности, которая является социальной нормой, как нормы долга, основой которой выступает жертвенность, альтруистическое начало.

Список используемой литературы:

1. Волонтерское движение в Европе и США. Справка. - URL: http://ria.ru/spravka/20100521/236986923.html (дата обращения: 04.12.2020).

2. Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации о развитии добровольчества в Российской Федерации в 2019 году - URL: https://www.economy. gov.ru/material/ file/06fd8c8e60ee28adfa991dd328066d8f/Doklad dobro.pdf (дата обращения: 04.12.2020).

3. Гречушкина Н.В. Социальные аспекты права. - Липецк, 2018.

4. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М. ПРОФИЗДАТ - 1990.

5. Кокорева, Н.А. Специфика влияния субкультуры на личность подростка / Н.А. Кокорева, Н.И. Медведева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 666-670.

6. Левикова С. И. Феномен молодежной субкультуры (социальнофилософский аспект) / Московский Государственный Педагогический Университет. - 2003 г.

7. Малофеев П. Н. Молодежная субкультура // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2018. - Т. 1. - С. 196-211.

8. Сазонова Е.С., Кывыржик М.В., Гуцу О.С. Благотворительность, волонтерство, социальное служение в современном мире развитие ценности волонтерства в России / Е.С. Сазонова. - Белгород: Издательский дом "Белгород", 2015. - 373-378 с.

9. Статистические данные об увеличении числа волонтеров Министерства экономического развития Российской Федерации -URL: https://www.economY.gov.ru/ material/news/chislo volonterov v rossii uvelichilos bolee chem v pyat raz za 8 let.html (дата обращения: 04.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.