Научная статья на тему 'Неформальные отношения как социальный ресурс организации'

Неформальные отношения как социальный ресурс организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
886
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Снежко Светлана Валерьевна

Статья затрагивает вопрос значимости социальных ресурсов для современных компаний как альтернативы экономических ресурсов и материальных возможностей стимулирования и поддержания сотрудников в период экономического спада. Анализируются теоретические подходы к понятию социальных ресурсов. Предложен новый взгляд на неформальные отношения как социальный ресурс организации. Определяется значимость неформальных отношений как социального ресурса. Акцентируется внимание на целенаправленном управлении неформальными отношениями с целью эффективного функционирования организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальные отношения как социальный ресурс организации»

УДК 323.2

СНЕЖКО С.В. Неформальные отношения как

социальный ресурс организации

Статья затрагивает вопрос значимости социальных ресурсов для современных компаний как альтернативы экономических ресурсов и материальных возможностей стимулирования и поддержания сотрудников в период экономического спада. Анализируются теоретические подходы к понятию социальных ресурсов. Предложен новый взгляд на неформальные отношения как социальный ресурс организации. Определяется значимость неформальных отношений как социального ресурса. Акцентируется внимание на целенаправленном управлении неформальными отношениями с целью эффективного функционирования организацией.

Ключевые слова: социальные ресурсы, социальные сети, неформальные отношения, неформальная организация.

Современный финансовый кризис в первую очередь ударил по экономическим и соответственно человеческим ресурсам организаций, главным образом обеспечивающих конкурентоспособность большинства предприятий. Сокращение экономических ресурсов резко ограничило возможности компаний по применению материального вознаграждения как метода стимулирования сотрудников и сохранения их лояльности к организации. В этих условиях возникает необходимость поиска альтернативных ресурсов, позволяющих поддерживать безубыточное функционирование компаний. В настоящее время такой эффект могут оказать социальные ресурсы организаций. Отличием социальных ресурсов является то, что они всегда присутствуют в организации, поэтому не требуется дополнительных усилий для их приобретения, а только рациональный подход для их эффективной реализации.

Изучение социальных ресурсов пока недостаточно представлено в социологических исследованиях. Емкое определение социального ресурса дает А.В. Дятлов: социальные ресурсы - совокупный потенциал активных социальных групп, выражающийся в способности общества к трансформации, определяющий социально-инновационное поведение1. Несмотря на то, что в социологии уже обозначено поле исследования социальных ресурсов, А.В. Дятлов отмечает: "нелегитимированность социальных ресурсов в социологическом дискурсе создает неудобство позиции, что требует системного анализа основных социологических подходов"2. Он выделяет два ос-

новных подхода к анализу социальных ресурсов в социологическом знании: структурный и деятельный подход (отличный от деятельностного подхода, разработанного отечественными учеными). Структурный подход рассматривает социальные ресурсы как возможности воспроизводства (поддержания) существующей социальной структуры, обусловленные социальными позициями и институциональными предписаниями (Д. Александер, Э. Гиденс, П. Бур-дье). Деятельный подход - как способность общества к самотрансформации (развитию), реализующейся через устремления и активность субъектов (А. Турен, У. Бек)3.

Другие авторы постулируют конвергенцию и взаимодополняемость этих двух подходов, поскольку функциональные структурные изменения определяют изменения в деятельности4. Однако данная точка зрения вызывает споры относительно характера зависимости между структурой и действием, осуществляемым в рамках этой структуры.

Довольно полно содержание социальных ресурсов раскрывают Г.П. Бессокирная и А.Л. Темницкий: "это личностные ресурсы работника (социально-демографические характеристики и самооценки личностных ресурсов в рыночной экономике), ресурсы домохозяйства, ресурсы территориальной общности и производственные ресурсы (объективные показатели и субъективные оценки реальной производственной ситуации)5.

Достаточно общее определение социальных ресурсов дают Г.Р. Аглямова и М.А. Нугаев: "социальные ресурсы - это носители социального потенциала в удовлетворении общественных потребностей"6.

№ 4 2009 г.

Очень необычное сравнение социальных ресурсов с "социальной энергией" проводит В.В. Локосов7, пытаясь максимально отразить их представленность в виде совокупности возможностей и способностей социальных субъектов.

Практически все авторы вышеприведенных формулировок при определении социальных ресурсов используют понятие "потенциал". Высказывается мнение, что "ресурс" и "потенциал" в данном контексте являются синонимами. Однако в социологии термин "социальный потенциал" имеет широкое и многоплановое значение: в основном он понимается как неиспользуемые, но готовые к использованию с расчетом на позитивные результат социальные источники. В другой интерпретации "это интегральный показатель нереализованных возможностей прогрессивных изменений социальной действительности"8, который можно рассматривать как потенциал позитивной активности / негативной активности (антиактивности) наряду с потенциалом социального развития / социального торможения. Наконец, в широком смысле "социальный потенциал" отражает перспективы социального развития страны, региона, отрасли, коллектива9.

С понятием "социальный потенциал" по смыслу граничит одно из рабочих понятий социологии "социальные резервы", которое употребляется для обозначения неиспользуемых возможностей повышения эффективности той или иной деятельности, функционирования общества, его социальных институтов и звеньев и особенно социального управления10. Социальные ресурсы как составляющая социальных резервов на уровне организации связаны с комплексом вопросов повышения его сплоченности, дисциплинированности, работоспособности и управляемости, улучшения взаимопонимания, взаимодействия и взаимоотношений11.

Некоторые авторы отождествляют понятие "социальный ресурс" с "социальными сетями" и "социальным капиталом". Причем разграничение этих понятий социологами является неполным. Например, Н.Е. Тихонова и Н.М. Давыдова отмечают, что в отечественных изданиях встречается трактовка социального капитала как ресурса организации. Они рассматривают социальный ресурс как систему связей или, точнее, как "характер имеющихся социальных

сетей"12. Р. Патнэм и С. Бюссе через социальные сети определяют социальный капитал13. П.Н. Шихирев рассматривает социальный капитал как качество социальных связей14. Н.Е. Тихонова считает, что необходимо разводить понятия "социальный ресурс", "социальные сети" и "социальный капитал". Согласно ее убеждениям, ресурс представляет собой более широкое понятие, чем "капитал", и "капиталом ресурс становится тогда, когда можно установить отчетливую связь между наличием этого ресурса и возрастанием других видов капитала, прежде всего экономического..."15.

Таким образом, мы можем заключить, что социальные сети, в основе которых находится не только обмен информацией, но и определенные взаимоотношения между субъектами, - это дополнительные возможности организации, которые могут быть использованы с пользой в целях организационного управления или управления персоналом. Социальный капитал - это реализованные возможности социальных связей и сетей, это такое их качество, особенность, характеристика или форма, которая обеспечивает эффективное управление организацией и ее членами и ведет к приумножению других видов капитала.

Социальные ресурсы могут пониматься как совокупность возможностей и способностей, имеющихся у социальных групп или организаций, а также у вовлеченных во взаимодействие людей, которые позволяют продуктивно и эффективно влиять на изменение принципов и структуры функционирования организации, отдельных групп внутри нее или ее членов.

Тенденция к выявлению позитивной роли и значимых социальных функций неформальных отношений, которые изменяют формальный характер взаимоотношений и поведение сотрудников в современных организациях, создает предпосылки для выявления и исследования их потенциала как социального ресурса организации с целью управления этим ресурсом в интересах организации. Современные исследования подтверждают актуальность неформальных отношений в организациях. Например, даже в таких жестких бюрократических структурах, как банки, индекс "неформальности" взаимодействия составляет 1,5 единицы из 10. Причем ин-

декс "желательной неформальности" (т.е. представления сотрудников о желаемом уровне использования неформальных регуляторов трудовых отношений) оказался почти в два раза выше - 2,4 единицы.16

Следовательно, присутствует необходимость целенаправленного управления неформальными отношениями, чтобы использовать их возможности как социального ресурса для эффективного управления персоналом и организацией. Исследование неформальных отношений как социального ресурса организации задает ракурс их изучения с позиции социологии управления.

Причины социального характера (общность целей, интересов и потребностей членов организации, которые проявляются в отношениях взаимопомощи, обмена знаниями, навыками и информацией между сотрудниками), обусловливающие постоянное неофициальное взаимодействие членов организации, обеспечивают ее целостность. Поэтому социологический подход к изучению неформальных отношений предлагает видеть в них не только процесс установления и развития человеческих контактов, но также один из способов объединения сотрудников и рассматривать неформальные отношения как один из факторов, который обеспечивает стабильность, функционирование и развитие организации.

Неформальные отношения обеспечивают социализацию индивида с организацией, его интеграцию в систему идеологических норм социальной группы, в систему социальных ролей, в систему культурных норм, укоренившихся в ходе их применения в процессе организационной деятельности. Также неформальные отношения формируются как результат новых форм активности и коммуникаций, возникающих на базе формального взаимодействия работников. Н.Л. Муджиков вообще утверждает, что в настоящий момент неформальные отношения имеют статус легитимности, "на основе которого они развиваются как дополнение к управленческим стимулам, как расширение сферы коллективных производственных решений, творческих подходов"17. В результате внутриорганизационные отношения оказываются значительно богаче и разнообразнее, чем предусмотренные организацией.

Неформальные отношения в организации образуют систему, которую нередко принято называть неформальной организацией. Она

возникает как последствие ограниченности формальной структуры, не способной всегда обеспечивать эффективное функционирование организации, и "выступает в качестве управленческой подсистемы организации"18.

По мнению А.Г. Климова, неформальная структура - "это не только результат, но и сам процесс реализации предписаний, который... определяется не только целями организации, но и особенностями ситуации, конкретными условиями реализации этих целей"19. Иными словами, это сложившаяся в группе система легитимных, социально нормированных статусов, функций, связей и отношений.

С позиции социологии управления неформальные отношения понимаются как "процессы самоорганизации внутрикол-лективного регулирования, протекающие в обществе, социальных институтах, отдельных подсистемах или организациях, проявляющиеся во взаимодействии участвующих в них людей"20. В этом аспекте неформальные отношения общества или отдельных социальных групп можно рассмотреть как социальные ресурсы, которым свойственны характеристики самотрансформации и саморегуляции.

Социальные ресурсы реализуются в сетях социального взаимодействия. Иными словами, реализация социальных ресурсов возможна в условиях постоянного взаимодействия индивидов, в частности членов организации. Именно через неформальные отношения создается основа для развития социальных сетей, в которых рождаются свежие и актуальные идеи по ре-инжинирингу бизнес-процессов, а также формируются и реализуются альтернативные бюрократизированным структурам способы и принципы организационного взаимодействия, в результате чего происходит саморегуляция организационных процессов и самовоспроизводство социальных систем.

Наконец, неформальные отношения позволяют проявлять творческий потенциал членов организации, в частности креативные, инновационные, мобилизационные, образовательные и солидаристские устремления и возможности членов организации, которыми характеризуются социальные ресурсы21.

Итак, неформальные отношения как социальный ресурс организации можно определить как ненормативные социальные связи между сотрудниками, которые объек-

№ 4 2009 г.

тивно проявляются в характере и способе профессионального взаимодействия сотрудников и их общения, создают возможности для регулирования и изменения поведения и деятельности сотрудников, могут носить как спонтанный и разовый характер, так и вводиться намеренно и существовать на постоянной основе, дополняя формально установленное взаимодействие в организации, обеспечивая ее эффективное функционирование.

Таким образом, значимость неформальных отношений как социального ресурса организации заключается в их:

- способности транслировать управленческое воздействие руководителя;

- содействии саморегуляции процессов и взаимоотношений в коллективе для обеспечения эффективного организационного взаимодействия;

- способности выступать альтернативным основанием функционирования организации;

- свойстве раскрывать творческий потенциал членов организации для разработки, озвучивания и реализации инновационных идей.

Обобщение анализа теоретических подходов и практических исследований позволяет сделать вывод о том, что неформальные отношения между сотрудниками, обеспечивая новые эффективные способы взаимодействия через переформирование структуры взаимосвязей, переоценку целей и ценностей совместной деятельности и выступая альтернативной основой функционирования организации, являются социальными ресурсами организации. Неформальные отношения определяют, изменяют и закрепляют особенности и принципы поведения сотрудников в заданных условиях, в чем проявляется их потенциал как социального ресурса. Сегодня именно рациональный подход к использованию этого социального ресурса может позволить укрепить позицию работодателя и усилить приверженность сотрудников своей организации. Поэтому целенаправленное управление неформальными отношениями позволяет использовать их для позитивного влияния на организационные процессы.

1 См.: Дятлов А.В. Социальные ресурсы развития российского общества. Дис. ... док. соц. наук: 22.00.04. Ростов н/Д.: РГУ, 2005.

2 Там же. С. 21-22.

3 См.: Там же.

4 Штомпка П. Социология социальных изменений. М: Аспект Пресс, 1996; Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6-16.

5 Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Социальные ресурсы рабочих и их отношение к труду // Социальная политика: реалии XXI века. Вып. 2 / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2004. С. 432-461.

6 Аглямова Г.Р Нугаев М.А. Интеллектуальный потенциал молодого города: структура, содержание, социальные функции. Вестник Академии управления ТИСБИ. 2002. № 3. ШЬ: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2002/ issueз/ (дата обращения: 03.01.2008, 19:26).

7 См.: Локосов В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). М.: РИЦ ИСИН РАН, 2002.

8 Социологический словарь. Минск, 1991. С. 343.

9 Там же. С. 343-345.

10 Там же. С. 324.

11 Там же.

12 Давыдова Н.М., Тихонова Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. 2006. № 2. С. 29-41.

13 Цит. по: Сидорина Т.Ю. Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 3. С. 319-334; Бюссе С. Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. 2002. № 2. С. 93-104.

14 Шихирев П.Н. Социальные сети как сфера формирования социального капитала в обществе и организации // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2003. № 9. С. 40-51.

15 Тихонова Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 24-35.

16 Барсукова С.Ю. Неформальные способы регулирования трудовых отношений // Портал "Человеческие ресурсы" // http://www.rhr.ru/ index/sovet/korp/10902.html (28.06.2007, 23:04).

17 Муджиков Н.Л. Неформальные отношения в контексте управленческого взаимодействия: На материале социологического исследования предприятий строительного комплекса Республики Калмыкия: Дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. Волгоград, 2006. С. 12.

18 Пикулин Д.П. Неформальные образования в организационных структурах управления проектами: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2001. С. 2.

19 Климов А.Г. Неформальные отношения в социализации первичной группы. (Методологические и методические вопросы социологического изучения). Дис. ... канд. соц. наук: 22.00.02. М.: МГУ, 1994. С. 58.

20 Клементьев Д.С. Социология управления. М.: МАКС Пресс, 2006. С. 108.

21 См.: Дятлов А.В. Социальные ресурсы развития российского общества: дис. ... док. соц. наук: 22.00.04. Ростов н/Д, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.