СП
Емцова А.А.
Аспирант Института права и национальной безопасности
РАНХиГС при Президенте РФ.
Неформальное политическое влияние на региональные СМИ. Современные особенности
СМИ уже давно стали неотъемлемым элементом политических коммуникаций. Власть знаний и информации в настоящее время становится решающей в управлении обществом. Именно СМИ занимаются открытой, публичной передачей различных сведений неограниченному кругу лиц. Поэтому властные и политические структуры, в деятельности которых не последнюю роль играет способность влияния на массы, заинтересованы в доведении своей позиции и политики до населения именно и прежде всего через СМИ.
Однако в Российской Федерации редакции СМИ самостоятельны в своей деятельности, какое-либо формальное влияние на них, в том числе политическое, ограничение свободы печати и слова, а также цензура недопустимы, что зафиксировано Федеральным Законом «О средствах массовой информации». В этих условиях для властных и политических структур на первый план выходит борьба за СМИ именно через неформальное политическое влияние на редакции и журналистов.
Нет, какие-то формальные механизмы воздействия на СМИ, особенно у власти, еще остались. Это, к примеру, процедура их обязательной регистрации, расширение полномочий Роскомнадзора и антимонопольной службы в контроле за выполнением норм законодательства. Как инструмент реализации практики формального влияния в 2012 году в нижней палате Российского парламента даже был создан отдельный комитет — по информационной политике, информационным технологиям и связи. Стоит отметить, что с самого начала работы комитета в обществе не утихают дискуссии на предмет правомерности принятия некоторых законов, явно ограничивающих свободу печати и гласность в стране. К таким законодательным инициативам можно отнести внесение изменений в Закон «О средствах массовой информации, предусматривающий регистрацию интернет-страниц блогеров с высоким рейтингом популярности в качестве «сетевого издания». Неодно-
значно представители медийного сообщества отреагировали и на поправки в Уголовный кодекс РФ, предполагающие ужесточенное наказание за клевету, возврат этого деяния из сферы административного наказания в уголовное. «Главное опасение связано с тем, что новый закон станет очередным рычагом политического давления не столько на блогеров, сколько на профессиональных журналистов» [1, с. 145]. Отдельная группа новых поправок в законодательство, регулирующее деятельность редакций, лишает СМИ средств существования за счет коммерческих заказов — это полный запрет на рекламу табака, биологически активных добавок, значительные ограничения (фактически тоже запрет) на рекламу алкогольной продукции.
Но все выше перечисленное - больше механизмы ограничения и принуждения, чем сотрудничества.
Поэтому механизмы мягкой силы, к которым с полным основанием можно отнести неформальное политическое влияние, в работе со СМИ предпочтительнее. Тем более, что сами СМИ имеют давно признанное огромное неформальное политическое влияние на массы. Не случайно в средствах массовой информации руководство многих стран видит высокоэффективный инструмент сохранения социальной стабильности в обществе, позволяющий облечь в новые формы контроль и управление народными массами, отказавшись, где это удается, от дискредитированных насильственных методов. Весьма интересно в этом плане высказывание бывшего президента США Р. Никсона о том, что «гораздо выгоднее вложить доллар в средства массовой информации, в пропаганду, чем 10 долларов в создание новых видов вооружения» [2, с.63]. Он мотивировал это тем, что вероятность применения оружия в современном мире невелика, а пропаганда работает ежедневно, ежечасно. Среди ученых в политических науках стало своего рода трюизмом считать, что, хотя средства информации не могут сообщить населению, что оно должно думать, они в действительности сообщают ему, о чем следует думать. То, что сообщается, ставится на повестку дня общественной жизни. То, о чем не сообщается, может быть потеряно именно в то время, когда общество испытывает в этой информации наибольшую потребность.
Неформальное политическое влияние потому так и называется, что выходит за рамки формальных процедур. Это сво-
его рода серая зона отношений. Дэнис МакКуэйл приводит три модели отношений между медиа и властью. Лишь только в первой, либеральной, автор подчеркивает тот факт, что правительство дистанцируется и не вмешивается в дела СМИ. «Демократическая корпоратистская» модель предполагает законное влияние на медиарынок. Ближе всего к нашему исследованию оказалась модель «конкурентного параллелизма», где политические партии имеют тесные связи с журналистами и играют роль в формировании повестки дня. «Подлинно либеральные системы встречаются редко...— пишет Дэнис МакКуэйл, — Во всех мировых медиасистемах проявляются формы и черты политического параллелизма, часто со следами как авторитарного контроля, так и с элементами необузданного ком-мерциализма». [3, с. 189] Неформальное влияние, как правило, распространено повсеместно, имеет оригинальные, порой причудливые, зависящие от той или иной личности, формы и не всегда осуществляется открыто.
И очень часто оно связано с нарушением действующих норм и правил, даже - законов, обычаев делового оборота, с установлением личностных, зависимых механизмов взаимоотношений. «Политика руководства канала стоит выше политики государства в сфере масс-медиа, хотя чаще всего первая опирается на вторую» — пишет K.P. Нигматуллина [4, 179 е.]. По мнению автора, топ-менеджмент СМИ попадает под влияние властных структур вследствие хорошей мотивации, в результате чего становится посредником между своей аудиторией и политическими лидерами. Такие «замотивированные отношения» с полным основанием еще можно назвать отношениями по понятиям, а не по закону.
В структуре неформального политического влияния выделяются субъект и объект.
Субъект влияния в нашем случае - это, прежде всего, губернаторы и правительства регионов, региональные структуры федеральных органов власти и их руководители, региональные структуры партий и их лидеры, главы администраций и руководители представительной власти крупных городов. То есть, все лидеры и структуры, для которых воздействие на массы является необходимым условием существования, и даже выживания. Не всегда они действуют напрямую.
Объект влияния - это редакции средств массовой инфор-
f¥>L
мации. И прежде всего их главные редакторы, как руководители, отвечающие за выработку и реализацию, в том числе, и политического курса издания. Иногда - ведущие журналисты, у которых есть имя и авторитет, и слово которых что-то значит в общественном мнении. В отношении этих лиц субъектом как раз и формируется целый комплекс мероприятий, с помощью которых устанавливаются неформальные, доверительные, а иногда и зависимые отношения между ним и объектом.
Опосредованный подкуп СМИ. Он является сейчас наиболее заметным неформальным средством политического влияния власти на СМИ. Речь о внешне вполне законных финансовых операциях прежде всего с бюджетными средствами, которые развились в последнее время и по сути являются отступными от власти за лояльность редакций. Формально деньги закладываются законодательным органом власти в бюджет субъекта. И даже не конкретному СМИ выделяются, а разыгрываются на конкурсной основе.
Органами власти в рамках выполнения контракта утверждаются темы публикаций, нужные именно власти.
Согласно исследованиям Фонда гражданских инициатив, на тех территориях, где в государственном бюджете закладывается наибольшее количество финансовых средств на СМИ, губернаторы практически не подвергаются критике со стороны журналистов, а то и совсем работают «идеально» на своем посту. «В тех регионах, где расходы на СМИ значительно превышают средние по стране, уровень критики минимальный, в остальных же случаях большое количество расходов на СМИ не является гарантом отсутствия критики». В целом субъектов с минимально критикой оказалось 28 (среди них Москва и Подмосковье, Татарстан, Тюменская область), а в 15 из них (например, на Сахалине, в Калужской и Челябинской областях) критики властей в СМИ нет вообще [5].
Направление рекламных бюджетов в «свои» медиа. Это касается, прежде всего, предприятий госкорпораций или приближенных к власти, живущих на ее преференции компаний. Понимание того, что основные рекламные доходы поступают в том числе с одобрения, а то и при прямой помощи власти, делают издателя сговорчивее с нею.
Включение редакторов и ведущих журналистов СМИ во всякого рода общественные структуры при органах власти.
Такая практика набрала силу в последние пять лет. Посыл пошел от федеральных властей, призвавших всячески сотрудничать с политически активными людьми, включать их в сферу деятельности власти и поворачивать их энергию на пользу обществу.
Удушение в объятиях. Этому служат практикуемые в последнее время встречи один на один первого лица субъекта или какой-нибудь политической структуры с главным редактором, или его же с небольшой группой главных редакторов, личные просьбы первых лиц и тому подобное. Такое знакомство, установление доверительных отношений в журналистской среде еще называют удушением в объятиях. Непосредственное личное общение первых лиц по меньшей мере обязывает к определенной корректности в публикациях, по большей - к выполнению его просьб, а значит - и является элементом неформального влияния.
Привилегированные интервью. Они являются продолжением вышеназванной практики установления доверительных отношений. Такие интервью, с тем же губернатором, например, или председателем региональной думы, могут быть своего рода уникальным информационным продуктом, который отличает издание на общем информационном фоне и служит своего рода маркером, указывающим на лояльность издания власти. Создание информационных поводов и навязывание повестки дня. К такого рода методам относятся вмешательства власти в работу редакции на уровне требований размещать информацию. Или наоборот - не давать ту или иную новость, в крайнем случае ограничиваться ее упоминанием. Например, сообщения о мероприятиях с участием губернатора - новость номер один. То же - о всякого рода форумах, конференциях.
Помощь в осуществлении карьеры, обеспечение покровительства властной структурой. Власть может делать это в ответ на подверженность СМИ неформальному политическому влиянию. К примеру, рекрутировать кадры из редакции в органы управления. Или защитить от проверки Роскомнадзо-ра, привлекающего редакцию к ответственности за то или иное административное правонарушение.
Неформальное влияние может осуществляться как через перечисленные выше попытки скрытого управления СМИ, так и через запреты, как прямые, так и косвенные. К ним относится
§
прежде всего селекция журналистов по доступу к информации. Власть может делить редакции на так называемые «руко-пожатные» и не очень, в зависимости от тональности их публикаций о власти, от готовности идти на сотрудничество. Исходя из этого, делится информацией с журналистами. «Свои» получают информацию сразу, в том числе по упрощенным схемам, например, по телефону, для «чужих» ответы могут приходить только через официальный запрос, что требует времени и зачастую снижает ценность такой информации в разы.
Таким образом, неформальное политическое влияние на СМИ - это бесспорно негативное явление. Оно разрушает суть и смысл их существования в демократическом обществе - саму свободу слова.
Общество в целом негативно относится к самому явлению неформального влияния на СМИ.
Никак не обсуждается в обществе и возможное ограничение использования властью других выше перечисленных приемов и методов неформального политического влияния на СМИ. Гражданское общество еще не слишком остро почувствовало всю их пагубность для развития демократических процессов? Возможно.
Сегодня очевидно, что СМИ, во всяком случае, региональные, утратили свойства инициатора политического влияния, которыми располагали еще в период перестройки и первое десятилетие новой России. Поставленные в условия выживания, они всецело попали под контроль бизнеса или власти и являются проводниками их политического влияния в формировании общественного мнения.
Список литературы:
1. Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России: Учеб. Пособие для студентов вузов / И.М. Дзялошинский. — М.: Издательство «Аспект-Пресс», 2015. — 312 с.
2. Кульба В.В., Малюгин В.Д., Шубин А.Н. Информационное управление (предпосылки, методы, средства) // «Проблемы управления. — 2003. — №1, с. 62-67.
3. МакКуэйл, Д. Журналистика и общество: [учебник для журналистов]/ Пер. с анг. - 2-е издание. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014,- 368 с.
4. Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие: матер. Круглого стола всерос. форума с междунар. участием «Дни философии в Петербурге-2011»/ ред. -сост. И.Н. Блохин, С.Г. Корконосенко. — Спб., 2012. — 284 с.
5. Эксперты КГИ изучили критичность региональных медиа по отношению к власти. [Электронный ресурс]. //Комитет гражданских инициатив. - 2016. - (10.05.2016). 7. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этно-
социум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.
8. Колесникова H.A., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России: Монография. - М.: Этносоциум, 2016. 266 с.
9. Рябова Е.Л. (рецензия на монографию) Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос. М.: Этносоциум,
2015.// Этносоциум и межнациональная культура. 2015. №10 (88). - С. 175 - 179.
10. Рябова Е.Л. Межэтнические конфликты: к вопросу о причинах и путях преодоления // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №1 (43). - С. 10 - 15.
11. Рябова Е.Л. Дискуссия о стратегии межнациональных отношений (редакционная статья) // Этносоциум и межнациональная культура. 2012. №5 (47). - С. 7 - 8.
12. Бормотова Т.М. Влияние неконтролируемой миграции на рост трансграничной преступности в европейских странах // Этносоциум и межнациональная культура.
2016. № 8 (98). С. 169-173.
13. Бормотова Т.М. Никитина И.Э. Проблемы сближения национальных законодательств стран-членов Евросоюза в вопросах миграционной политики // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 1 (91). С. 51-54.
14. Рябова Е.Л., Бормотова Т.М. Адаптационные проблемы межнациональной миграции (на примере Российской Федерации) // В сборнике: Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации. Москва. 2015. С. 91-98.
Bibliography
1. Dzyaloshinsky I.M. Modern Russian media space: Proc. Allowance for students / I.M. Dz-yaloshinsky. - M.: Publisher "Aspect-Press", 2015. - 312 p.
2. Kul'ba V.V., Malyugin V.D., Shubin A.N. Information management (background, methods, tools) // "Management problems. - 2003. - №1, p. 62-67.
3. MakKueyl D. Journalism and Society / Per. with Eng. - 2nd edition. - M.: Mediamir; Faculty of Journalism of Moscow State University named after MV University, 2014,- 368 p.
4. Journalism in the world of politics: a split of values and harmony: mater. Roundtable Proc. forum Intern, the participation of the "Days of philosophy at St. Petersburg-2011" / ed. -sost.
I.N. Blokhin, S.G. Korkonosenko. - St. Petersburg, 2012. - p. 284.
5. Experts OIG examined the critical regional media in relation to power. // Committee of Civil Initiatives. - 2016 - (10/05/2016).
7. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9 - 20.
8. Kolesnikova N.A., Ryabova E.L. Civil society in modern Russia: Monograph. - M.: Etnosotsium, 2016. 266 p.
9. Ryabova E.L. (Review) Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia In XXI century: a national response to the national question. M.: Etnosotsium, 2015. // Etnosotsium and international culture. 2015. №10 (88). - p. 175 - 179.
10. Ryabova E.L. Interethnic conflicts: the question about the causes and ways to overcome // Etnosotsium and international culture. 2012. №1 (43). - p. 10 -15.
II. Ryabova E.L. The discussion on the strategy of international relations (editorial) // Etnosotsium and international culture. 2012. №5 (47). - p. 7 - 8.
12. Bormotova T.M. The impact of uncontrolled migration to the growth of cross-border crime in Europe // Etnosotsium and international culture. 2016. № 8 (98). p. 169 - 173.
13. Bormotova T.M. Nikitina I.E. Problems of convergence of national laws of European Union member states in matters of migration policy // Etnosotsium and international culture. 2016. № 1 (91). p. 51 - 54.
14. Ryabova E.L., Bormotova T.M. Adaptatsionnye problems of ethnic migration (on the example of the Russian Federation) // The President's Council on International Relations of the Russian Federation. Moscow. 2015. p. 91 - 98.