были использованы при подготовке Национальных докладов по воспитанию детей и молодежи, разработке теоретических положений и концепций как теоретико-методологических основ деятельности детских общественных объединений в Украине.
Сегодня существует ряд проблем, требующих как научно-педагогического осмысления, так и практического решения. Важными остаются вопросы совершенствования нормативно-правовой базы функционирования детских общественных объединений в Украине, решение которых обеспечило бы комплекс условий для их развития на всех уровнях и поддержку их деятельности. Отсутствует система координационных связей между детскими общественными организациями, информационная поддержка их деятельности (в определенной степени из-за переподчине-ния молодежной политики различным ведомствам). Необходимо качественное совершенствование научно-методического обеспечения деятельности детских общественных организаций и системы подготовки и переподготовки кадров
для работы с детьми. Требуют дальнейшего осмысления такие важные вопросы, как целепола-гание, самоуправление в деятельности детского общественного объединения, развитие социальной инициативы, социальной активности и социальной ответственности детей, лидеры и лидерство, позиция и роль взрослого в детском общественном объединении, подготовка кадров для работы с детьми.
В заключение следует заметить, что, демонстрируя свой, достаточно апробированный, опыт воспитательной работы, подтверждая эффективность воспитательных технологий, детские общественные объединения утверждают себя в качестве активных участников воспитательного процесса и, как субъекты воспитания, способствуют утверждению нравственных ценностей в обществе. Они нужны детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для удовлетворения потребностей в общении с ровесниками, личностного утверждения в общественно значимой деятельности.
УДК 329.78
Кульпединова Марлена Евгеньевна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Институт семьи и воспитания РАО, г. Москва
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена рассмотрению специфики и возможностей влияния неформального образования, осуществляемого в общественном объединении, на социальное самоопределение детей и молодежи.
Ключевые слова: неформальное образование, организованная социальная среда социального самоопределения личности, общественные объединения.
Качество образования современного человека все больше определяется не столько объемом его фактических знаний, спектром сформированных умений, сколько мерой их проявления в разных ситуациях и обстоятельствах, способностью и готовностью мобилизовать в данной ситуации знания и опыт и принять нужные решения. Поэтому закономерно, что за основу обновления системы образования международным педагогическим сообществом принят компетентностный подход. Его реализация относительно результатов предполагает сформированность у обучающихся совокупности ключевых компетентностей, обусловлива-
ющей процессы жизненного самоопределения растущего человека, его адаптации в условиях экономических, политических и социальных изменений в обществе, самореализации в достижении выдвигаемых целей.
Сегодняшняя молодежь и дети в большей мере являются объектом социальных воздействий, нежели субъектом активного преобразования, совершенствования окружающей жизни. Между тем социальная среда - та часть их жизненного пространства, где они приобщаются к разным по своей направленности ценностям и нормам общества, приобретают социальный опыт, где реализуются их потребности в принадлежности
и нужности, формируется чувство сопричастности к иной, чем семья и учебная группа, общности, проектируются жизненные ориентиры. Отсюда следует, что организованная социальная среда становится фактором социального самоопределения личности.
В действующих в настоящее время образовательных программах школ, колледжей, вузов социальная составляющая (компонента) все-таки пока еще не столь значительна, чтобы помочь обучающимся действительно быть готовыми жить в согласии с собой и обществом, успешно адаптироваться в нем и позитивно развивать его.
Партнером образовательных учреждений в поддержке формирования у молодежи необходимых для этого качеств выступают общественные объединения, являющиеся той организованной социальной средой, которую мы рассматриваем как избранный ребенком или молодым человеком способ решения проблем своего образования, организации досуга, выбора круга общения, определения жизненных ценностей и ориентиров, самоопределения, саморазвития и самореализации.
Как социальная структура общественное объединение способно влиять и на формирование надпрофессиональных компетенций, необходимых каждому специалисту. Это базисные качества: самостоятельность, творческий подход к делу, умение постоянно обновлять знания и расширять навыки, понимание социальной экологии, с проявлениями которых связано самоопределение молодого человека.
Остановимся далее на рассмотрении специфики и возможностей влияния неформального образования, осуществляемого в общественном объединении, на социальное самоопределение детей и молодежи.
Социальное самоопределение подростка или молодого человека в общественном объединении, как мы полагаем, происходит в процессе освоения им социальной роли - члена общественного формирования, результатом которого является становление социальной позиции личности. Ее проявление или отсутствие такового отражает отношения растущего (взрослеющего) человека к социальному миру. Иначе говоря, в процессе социального самоопределения личность определяет свое положение в системе общественных отношений, способ поведения в зависимости от социальной роли и выбранной по-
зиции, систему взглядов, ценностных ориентаций и представлений. Важной составляющей этого процесса является социальный выбор.
Социальное самоопределение обусловлено также и рядом условий, которые, следуя С.Н. Чистяковой [4, с. 10-11.], можно подразделить на внешние и внутренние. Внутренние определяются индивидульно-психологическими особенностями личности, развитостью ценностно-смысловой сферы, наличными знаниями, умениями, навыками, социальным (социокультурным) опытом и способами его использования. Внешние -зависят от содержания и организации социально ориентированной деятельности, в которую включен человек, и условий ее осуществления, ее требований к нему (позиции, качествам, подготовке), особенностям влияния взаимоотношений в той или иной социальной общности, приоритетности в ней ценностей, мнений, настроений. Их учет и возможное обеспечение в общественном объединении создают ситуацию социального самоопределения.
Успешное освоение социальных ролей, которое происходит в объединении, невозможно без наличия у человека таких социально значимых умений, как умения ставить цель, планировать и организовывать свою деятельность, предвидеть ее результаты и их последствия; работать в коллективе (группе), принимать на основе анализа, сопоставления, выбора и оценки ответственные решения (личные и совместные); общаться со сверстниками и взрослыми. Жизненная необходимость этих умений формирует потребность в соответствующих знаниях, которые можно приобрести в процессе неформального образования, осуществляющемся в жизнедеятельности объединения.
Неформальное образование - новый, не рассматриваемый в прошлом, аспект деятельности общественных формирований, отвечающий современным мировым тенденциям развития образования. Фактором, побуждающим к поиску знаний, стремление к приобретению умений, развитию личностных качеств в них, является реальная жизнь. Иными словами, сама жизнедеятельность объединения становится «заводным механизмом» учения и воспитания в практической деятельности (в ходе нее и для ее осуществления), превращая объединение в образовательное пространство открытых возможностей для всех участников его деятельности. Неформальное об-
разование в общественном объединении является по своей сути социальным, поскольку, во-первых, субъектом его обеспечения является общественная структура, во-вторых, оно осуществляется в социальной среде, в-третьих, - по объективно заложенному в нем содержанию. Общей его составляющей в общественных объединениях, независимо от их ведущего профиля (экологические, патриотические, миротворческие, экономические, краеведческие и т.д.), являются социально ориентированное обучение и воспитание.
Специфика социального обучения в общественном объединении - приоритетность учения, а не только преподавания, как это имеет место в формальном образовании, естественная интеграция учения и практической деятельности. Его особые принципы: «учение через деятельность» («учеба через дело»), «учение в реальной жизни», социальная направленность результата, самоорганизация, диалогичность, сотрудничество созвучны положениям продуктивного образования. Оно также, в отличие от традиционного предметного (дисциплинарного) содержания образования, строится в терминах деятельностных компетенций и тех действий, которые необходимы в той или иной жизненной ситуации [1, с. 5]. Этим способствует пониманию участниками деятельности объединений, для чего нужны приобретаемые знания и как, с большей пользой, можно ими воспользоваться в каждом конкретном случае. Добавим к этому, что продуктивное обучение чаще всего осуществляется на основе проектной деятельности, которая присуща современным объединениям.
Если же говорить о продукте деятельности в общественном объединении, то им, в большинстве случаев, является разработанный социальный или научный проект, план жизнедеятельности организации или проведения конкретного дела или системы дел; его публичная защита, отчет или сообщение на каком-либо мероприятии, обоснование предложений и рекомендаций, вытекающих из анализа результатов проведенного микроисследования; изготовление чего-либо предметного (игрушки, фотостенда, плакатов, видеофильма, видеоролика, музыкального диска, поделки для ярмарок и т.п.), благоустройство территорий, создание детской социальной службы, организация праздников, фестивалей, походов, экскурсий, лагерных смен, проведение акций, операций, десантов, игр и другое. Таким образом, неформальная органи-
зация обучения нацелена не на прямую передачу информации, а на ее осмысление и подтверждение в практической деятельности.
Опыт показывает, что, как правило, реализуя широкий спектр программ и разнообразных проектов, общественные объединения через неформальное образование оказывают содействие и социальному самоопределению представителей подрастающего поколения.
Одной из особенностей современной образовательной ситуации, обусловленной реализацией приоритетного национального проекта «Образование», является поддержка системой формального образования (государством) неформального образования, осуществляемого общественными объединениями детей и молодежи, что свидетельствует о признании роли общественных организаций в обеспечении требуемого сегодня качества образования. К примеру, такую поддержку получили конкурсы общественных организаций (они являются одной из форм неформального образования), помогающие подросткам в социальном становлении. Так, в перечне конкурсов, по итогам которых присуждались премии (поощрения на государственном уровне), проводимые СПО-ФДО Всероссийский конкурс социальных проектов «Дети - детям» (номинация «Социально значимая и общественная деятельность»), Всероссийский конкурс исследовательских работ «Социальные ресурсы детских общественных объединений» (номинация «Научно-техническое творчество, учебно-исследовательская деятельность»). В них участвовали представители субъектов СПО-ФДО - победители региональных конкурсов социальных проектов. Программа конкурса была представлена тремя блоками: обучающим, проектировочным, презентационным. В ходе ее выполнения проводился отбор лучших социальных проектов, система отбора - рейтинговое голосование участников. Показательно, что приоритетами выбора кандидатур для ребят стали личная позиция участника, его активность, жизненные ценности, отношение к окружающим. Критериями оценки проектов были актуальность проблематики, социальный эффект и востребованность проекта в деятельности детской общественной организации, реалистичность экспериментальной составляющей проекта [2, с. 47-48].
Заметим, осуществление проекта дает возможность личностного роста и самореализации,
расширяет опыт социального общения, развивает способность к проектированию и реализации своих жизненных планов (образовательных, профессиональных, самосовершенствования и др.).
С целью создания условий для поддержки талантливой молодёжи, проявившей себя в социально значимой, общественной и учебно-исследовательской деятельности в 2011 году СПО-ФДО провел Всероссийский конкурсе исследовательских работ «Социальное становление детей и подростков в деятельности детских организаций и объединений как субъекте гражданского общества. Инновационные подходы». Тот факт, что в число тем научно-практических практических работ, предложенных в программе конкурса, включены темы, имеющие прямое отношение к рассматриваемой нами проблеме («Особенности социальной адаптации и гражданского становления подростков в детском общественном объединении», «Влияние деятельности детских объединений на формирование толерантности у подрастающего поколения», «Возможность самореализация детей через социально-значимую деятельность в детской общественной организации, в клубах по месту жительства, в социуме»), можно расценивать как понимание значимости ее решения [5].
Неформальное образование в рамках общественных объединений наряду с решением задачи удовлетворения образовательных и познавательных потребностей детей и молодежи, решает также важную государственную и социальную задачу, связанную с обеспечением формирования адаптационной готовности молодого человека к изменяющимся социальным условиям и ситуациям. Стремление оказать содействие подросткам в ее становлении силами общественной организации обусловили разработку СПО-ФДО программы «Дети ради детей» [3, с. 4-27], определившей направления деятельности общественных объединений по обеспечению социальной защиты детей. Ее подпрограммы «Дети и рынок», «Дети и власти», «Детская юридическая служба», «Защити себя сам», «Социальная служба детских организаций» очерчивают содержание и формы деятельности, участие в организации и процессе осуществления которой предполагает получение новых знаний, умений и навыков, например, для открытия и успешной реализации дела, ведения бизнеса, отработку приемов управления, организации труда, профориентацию.
Важным компонентом неформального образования является пропаганда положений Конвенции о правах ребенка, формирование осознания своих прав, получение знаний о правовых основах управления, бизнеса, СМИ, социальной защиты, функционирования общественных объединений и других сфер деятельности, формирование умений и навыков самозащиты, отстаивания своих прав и позиции, что связано с решением проблемы самоопределения в среде сверстников и взрослых.
Среди программ общественных объединений, содержащих образовательный потенциал, традиционно особое место отводится программам «Лидер». Их разработка обусловлена объективной потребностью общественных объединений в формировании у подростков и юношей опыта организаторской деятельности, без чего невозможно продуктивное функционирование объединения. Неслучайно, в неформальном социальном обучении и воспитании наиболее распространены такие формы, как Школа лидера, лагерные сборы, конкурсы «Лидер XXI века», «Команда XXI века».
Содержание неформального образования реализуется и через специально разрабатываемые учебно-образовательные программы. Покажем особенности такого вида программ на примере учебно-образовательной программы СПО-ФДО «Достижени-Я», поскольку ее цель «создать условия для развития у участников детских общественных объединений (старших подростков) способности к самостоятельному решению жизненных задач» отвечает приоритетности обеспечения в деятельности объединения возможностей для социального самоопределения детей. В соответствии с целью предусмотрено «научить участников программы распознавать наличие неравенства, несправедливости, стереотипов, предрассудков; сформировать понимание о толерантности как способе взаимодействия в гуманном обществе; способствовать развитию позитивных отношений в детской и молодежной среде; создать в коллективах детских общественных объединений и организаций систему личностного роста каждого участника объединения» [3, с. 100101]. Основной формой реализации программы определены обучающие занятия, которые могут проводить старшие подростки, имеющие опыт общественной деятельности и способные организовать конструктивное общение со сверстни-
ками. В выборе данной формы мы усматриваем стремление авторов к обеспечению целенаправленного обучения в ходе реализации программы, активно используя специфическую для детских объединений технологию «дети - детям». Что касается избранных методов (диалог, игра, анализ социальных ситуаций, рефлексия, оценка возможностей конструктивного взаимодействия, сравнения и выбора), то при всей их ординарности они обеспечивают влияние программируемого обучения на социальное самоопределение участников программы.
Этапы движения по программе, как полагают ее разработчики, связаны «с приобретением способностей, ориентированных на личностный рост каждого участника программы: представлять себя со стороны; понимать мир, в котором живешь; знакомиться с другими реальностями; смотреть на различия положительно: способствовать развитию позитивных отношений, ценностей и поведения» [3, с. 102]. Для проведения занятий используются преимущественно такие виды передачи информации, как обмен мнениями и опытом, совместное открытие сути обсуждаемого явления или причин той или иной проблемы, дискуссия, театрализация, индивидуальная и коллективная творческая деятельность, обсуждение возникающих трудностей при анализе мыслей, чувств и эмоций участников. Представленный перечень характеризует неформальность передачи и принятия информации, эмоциональную окрашенность этих процессов, свободный характер и творческую насыщенность.
И, как справедливо отмечают авторы, педагогически инструментированная реализация тематики занятий, представленных в программе, помимо решения обучающих задач, может также «способствовать установлению соответствующего климата в группе, конструктивному общению и динамизму отношений его участников; формировать положительный образ, исходя из опыта различных людей и поколений; знакомить с социально-экономическими, культурно-педагогическими механизмами, лежащими в основе достижений человека; помочь в преодолении сложившихся трудностей, оказать содей-
ствие в изменении представлений о самом себе как «жертве несправедливости взрослого мира» [3, с. 108].
Проведенное исследование показало, что успешная реализация потенциала неформального образования связана с созданием ряда психоло-го-педагогических условий: обеспечением осознания и взрослыми, и детьми, и молодыми людьми ценности деятельности объединения в единстве ценностей обучения, воспитания, развития, самоопределения и самореализации (что пока недостаточно осознается на практике); развитием субъектной позиции членов объединения; ориентацией на социальное творчество.
Социальное обучение и воспитание как образовательный процесс оказывают присущее им влияние не только на социальное развитие личности в общественном объединении, но и существенно влияет на него. Эффективность этого влияния сопряжена с организацией подготовки кадров объединений в области неформального образования, созданием его учебно-методического обеспечения, формированием соответствующей информационной сети, становлением имиджа неформального образования в общественном объединении как уникального, демократического, привлекательного, жизненно необходимого.
Библиографический список
1. Новые ценности образования. - 2007. -№ 2 (32). - 175 с.
2. Неформальное образование детей и молодежи в общественных объединениях: сб. науч.-практ. материалов. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 92 с.
3. Программы деятельности Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО). - Нижний Новгород, 2009. - 147 с.
4. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие для учителей 1-11 кл. - М.: Академия: Моск. учеб., 2010. - 256 с.
5. http://www.upo-fco.ru/news/item/481-there-are-candidates-for-the-award.