Научная статья на тему 'Неформальная занятость в России и направления ее государственно-общественного регулирования'

Неформальная занятость в России и направления ее государственно-общественного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конобевцев Ф.Д.

В статье дана оценка влияния кризиса на занятость. Рассматриваются особенности развития неформальной занятости. Произведена классификация субъектов неформальной занятости. Представлена структура и социальноэкономическая оценка неформальной занятости. Предложены направления для решения данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальная занятость в России и направления ее государственно-общественного регулирования»

Конобевцев Федор Дмитриевич, аспирант, Государственный университет управления, кафедра менеджмента в социальной сфере, konobevtsev@gmail.com

Konobevtsev Fedor, post-graduate student, The State University of Management, Department of Management in Social Sphere, konobevtsev@gmail.com

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ INFORMAL EMPLOYMENT IN RUSSIA AND DIRECTIONS OF ITS PUBLIC-GOVERNMENTAL

REGULATION

Аннотация

В статье дана оценка влияния кризиса на занятость. Рассматриваются особенности развития неформальной занятости. Произведена классификация субъектов неформальной занятости. Представлена структура и социально-экономическая оценка неформальной занятости. Предложены направления для решения данного явления.

Abstract

In this article we paid attention to the estimation of crisis impact on employment The specific of informal employment growth are considered. The subjects of informal employment are classified. The structure and social and economic assessment of informal employment are presented. We suggested directions of solution in order to solve this issue.

Ключевые слова: занятость, рынок труда, неформальная занятость, нелегальная трудовая миграция.

Key words: employment, labor market, informal employment, illegal labor migration

Влияние кризиса на рынок труда в России, условия и предпосылки неформальной занятости. Мировой финансовый кризис значительно повлиял на российскую экономику, переломив положительную динамику её роста. Такому падению способствовали отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (производство транспортных средств, электрооборудования и пр.). Однако влияние кризиса на рынок труда оказалось достаточно мягким. Количество занятых в формально экономике сократилось, потому что спрос на труд стал меньше, и часть людей оказалась вытесненной в неформальный сектор. Неформальная занятость существовала и в дореформенный период. В 80-х годах XX века вскрылись недостатки административно-централизованной системы управления. В ней отсутствовали гибкие механизмы формирования и воспроизводства рабочей силы. Реформы российской экономики в начале 90-х годов значительно повлияли на сферу социально-трудовых отношений и занятости. Спрос на труд не только количественно, но и качественно изменился. Свобода слова, свобода избранной занятости, практически бесконтрольная приватизация, нестабильность трудовых отношений, массовые невыплаты заработной платы, затянувшееся принятие нового Трудового кодекса России вызвали отток значительного числа работников из индустриальных отраслей в инфраструктурные. На развитие новых форм неформальных отношений повлиял также процесс экстенсивной приватизации. Экономический упадок для большинства российского населения породил потребности в новых видах экономики выживания (бартерные соглашения, челночный бизнес и пр.). Резкое снижение уровня жизни поставило население перед необходимостью сделать выбор - как жить дальше. Заложенный в каадого человека потенциал стремления к лучшему активизировал процессы адаптации к необратимо меняющимся условиям. Такой механизм приспособления послужил началу широкого распространения неформальной занятости. Ее быстрое развитие - своеобразный способ компенсации недостаточности развития массового предпринимательства Отсутствие возможности для населения вести предпринимательскую деятельность в правовом поле и прямое нарушение государством «правил игры» явилось главной причиной возрастания неформальной занятости в России [1,53].

К вопросу об определении понятия «неформальная занятость». Исследователи неформальной занятости и неформальных трудовых отношений отмечают различные нестандартные формы поведений субъектов. Достаточно часто неформальная занятость рассматривается как занятость в неформальном секторе - производственный подход. Так, английский экономист, антрополог К. Харт в 70-х годах XX века понимал под неформальным сектором разнообразную самозанятость, в которой используется низкоквалифицированный труд [3]. 15-я Международная конференция статистиков труда в 1993 г. определила неформальный сектор как «совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг с основной целью обеспечить работу и доход для тех, кто связан с этими единицами. Эти единицы характеризуются низким уровнем организации, низкой капиталоемкостью и небольшими размерами. Трудовые отношения - если они существуют - базируются преимущественно на привлечении случайных работников, родственных и личных связях, а не на договорных началах, дающих формальные гарантии». Согласно данному определению, неформальность зависит от размера организации, что не является достаточно верным. Данный подход, исходя из принципа «формальное -неформальное», упрощает анализ данного явления. Другой подход в исследованиях неформальности позволяет нам определить неформальную занятость как юридически не оформленную трудовую деятельность или оформленную не в соответствии с требованиями норм действующего законодательства в формальном секторе - правовой подход. По нашему мнению, при определении и оценке неформальной занятости необходимо использовать и учитывать оба подхода Субъектами неформальной трудовой деятельности выступают три категории:

1. Граадане России - не мигранты;

2. Граадане России - мигранты внутри страны;

3. Граадане иностранных государств, в основном из стран ближнего зарубежья.

Применительно к этим категориям определение понятия «неформальная занятость» может дополняться, уточняться с

учетом конкретных состояний. Состояние и социально-экономическая оценка неформальной занятости. По оценке экспертов, численность занятых вне предприятий и организаций составляет около 20 млн. чел. [4] Такая численность занятых складывается из: индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица; занятых у последних по найму: занятых по найму у частных лиц; самозанятых. Возрастной профиль неформально занятых представлен с одной стороны молодыми людьми, с другой - пенсионерами. На протяжении последних пяти лет уровень занятости в неформальном секторе для молодых поднимался и составил около 40%. По-видимому, такая тенденция роста будет и дальше продолжаться. Низкое образование или его отсутствие повышает вероятность попадания в неформальный сектор. В 2009 г. 8% всех неформально занятых имели высшее образование и 14% - среднее специальное. В числе «неформалов» кавдый пятый - обладатель начального профессионального образования. Около 40% неформально занятых трудятся в торговле и бытовом обслуживании, кавдый четвертый - в сельском хозяйстве, по 10% приходится на строительство и промышленность. Профессиональную структуру занятых в неформальном секторе составляли руководители - около 30%, квалифицированные операторы, машинисты установок и машин (30%), неквалифицированные рабочие (от 30 до 40%). Однако в данных расчетах не учитываются иностранные трудовые мигранты, трудящиеся нелегально. Привлечение трудовых мигрантов служит для работодателя средством получения дополнительного дохода за счет разницы в уровнях оплаты труда при найме работников своей страны и использовании нелегально прибывающих на работу граисшн других стран [1,47]. Подавляющая их часть (70% в 2009 г.) трудится в строительстве и торговле. По нашим экспертным оценкам, остальные 30% трудятся или привлекаются в домашние хозяйства без заключения трудовых договоров. Экспертные оценки численности трудовых мигрантов в 2008 и 2009 гг. представлены в следующей таблице [5].

Таблица

Консенсус-оценка численности трудовых мигрантов (млн. чел.)_

Консенсус-оценка Максимальная Минимальная

экспертная оценка экспертная оценка

2008 2009 2008 2009 2008 2009

Численность работавших, всего 4,8 4 5,8 5,2 4,1 3,2

Среднегодовая численность работавших 3,5 2,9 4,1 3,7 2,6 2,1

Численность работавших в пиковый сезон 4,3 3,6 5,2 4,7 3,3 2,6

Численность работавших в мертвый сезон 2,9 2,5 3,3 3 2,2 1,9

Доля нелегальных мигрантов, % 53 61 63 75 37 40

Как видим из таблицы (5) общее число трудовых мигрантов имело тенденцию к сокращению. В то же время, доля нелегальных трудовых мигрантов увеличилась. Не исключено, что это произошло из-за ужесточения порядка предоставления разрешений на трудовую деятельность, которое уводит мигрантов в неформальный рынок труда Несмотря на то, что неформальная занятость - это преимущественно низкоквалифицированный труд, в ней все более проявляются виды деятельности, требующие высокой квалификации. Например, проблематично определить работника, имеющего трудовые отношения с работодателем и трудящегося дистанционно, т.к такая работа несет в себе неформальный характер. Из-за того, что дистанционный труд институционально не закреплен, такие работники остаются в тени и являются неформально занятыми. Работодатель и работник, используя преимущества удаленной работы, уводят в тень свои трудовые отношения. На наш взгляд, нужны изменения законодательства в отношении к дистанционному труду, о необходимости которых уже заявлено на официальном государственном уровне. Влияние неформальной занятости на экономику имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, неформальная занятость порождает ряд социальных и экономических проблем. Развитие неформального сектора, как правило, способствует развитию социального неравенства и бедности населения. Отсутствие прозрачного правового поля в трудовых отношениях позволяет активизировать процессы выпадения значительной части населения из системы социальной зашиты. Неформальная занятость приводит к сокращению налоговых платежей и социальных взносов. Рост неформальной занятости может сопровождаться снижением качества товаров и услуг. С другой стороны, большая часть дохода, получаемого в неформальном секторе, переводится в формальный, что в свою очередь ведет к увеличению спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым их производство. Усиливая статистически безработицу, неформальная занятость на самом деле сокращает фактическую безработицу и снимает напряженность на рынке труда. Неформальная занятость способствует заполнению рабочих мест, совершенно непривлекательных для работников на официально предлагаемых условиях занятости и оплаты. При бесконтрольном росте неформальной занятости существует опасность выхода России на периферию мировой системы хозяйства. Движение работников в сферу неформальной занятости может стать тормозом на пути освоения новых технологий, модернизации индустрии и развития науки. Разрастание сферы неформальной занятости может привести к деградации части общества.

Некоторые соображения по государственно-общественному регулированию неформальной занятости. Главным направлением решения данной проблемы является создание системы мер воздействия, способных уменьшить масштабы данного явления. Для категорий российских граисшн. включая внутренних мигрантов, необходимо усовершенствовать трудовое и налоговое законодательство. Должны быть институционально закреплены в Трудовом кодексе России нестандартные формы занятости, как, например, дистанционная. По нашему мнению, необходимо создание государственного органа, специализирующегося на ведении учета как работодателей, предоставляющих дистанционную работу, так и работников. На региональном и местном уровнях необходимо вести статистический учет не только всех занятых дистанционным трудом, но и желающих такими быть. Важное значение имеет дальнейшее совершенствование налоговой системы. Снижение административного давления на малый бизнес, упрощение налоговой и бухгалтерской отчетности - одно из основных условий легализации теневого мелкого бизнеса. Со стороны государственных органов по

труду и общественных организаций актуальным становится активизация просветительно-разъяснительной работы среди населения о легализации трудовых отношений как единственно цивилизованном методе повышения взаимной ответственности работодателя и работника, а также повышения уровня государственных гарантий на социальную защиту работников (социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование). Разумеется, следует продолжать активную реформу заработной платы в формальном секторе, что будет, несомненно, сужать возможности и привлекательность неформального сектора Для категории иностранных граидан в концепции государственной миграционной политики (в настоящее время завершается ее разработка) целесообразно предусмотреть формы и методы легализации трудовых мигрантов. Одним из принципов концепции должно быть положение, что интеграция мигрантов в российское общество невозможна без легальной трудовой деятельности. В стратегических проектах России уже озвучены очень важные политические, экономические и социальные меры по отношению к трудовым иностранным мигрантам. Так, например, предлагается создание органа, отвечающего за вопросы национальной политики, основанной на гражданском патриотизме. Планируется повысить эффективность миграционной политики за счет выставления приоритета в пользу квалификации, компетентности. Отмечается необходимость проведения политики адаптации мигрантов в современное российское общество с введением обязательного экзамена по русскому языку, истории России и русской литературе и основам государства и права как за счет государства, так за счет работодателей. Необходимо выстраивать систему оценки потребностей в трудовых ресурсах и квалифицированной рабочей силы. Нельзя забывать и об интеграционных аспектах миграции. Важно обеспечить атмосферу толерантности, цивилизованное и мирное проживание мигрантов. Осуществление этих мер будет способствовать развитию цивилизованных трудовых отношений и смягчению негативных последствий неформальной занятости.

Литература:

1.ГимпельсонВ.Е., Зудина А. А. «Неформалы» в российской экономике: сколько их и кто они? Препринт WP3/2011/06. 2011//http://hse.ru

2. Консенсус-оценка численности трудовых мигрантов в России. 2010. // http://indem.ru

3.Маслова И.С., Бараненкова Т.А., Кубишин Е.С. Неформальная занятость в России. 2007

4.Неформальная экономика. Россия и мир // Под ред. Т. Шанина. 1999

5.Рощин Ю.В. Миграция населения в судьбе России. 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.