УДК 331.5
НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
К.А. Кожаев, И.В. Григорьева
В статье представлено авторское осмысление понятия «неформальная занятость», его структуры, а также факторов, обуславливающих степень интенсивности проявления в отдельных территориальных экономических системах. Обоснована гипотеза о влиянии неформальной занятости на параметры и перспективы социально-экономического развития российских регионов в рамках концепции устойчивого развития. Подчеркнута необходимость государственного регулирования неформальной занятости как одного из факторов перекосов, возникающих на региональных рынках труда в результате несбалансированности разделения труда, его неэффективности, дестабилизации конкурентных отношений в отраслевой занятости и т. д. Определено, что взвешенная политика государственного регулирования неформальной занятости должна опираться на сформированную институциональную среду, сочетающую рыночные механизмы саморегуляции занятости, с учетом ее региональной специфики, многоуровневую систему законодательного и нормативно-правового регулирования трудовых отношений, а также гибкую систему публичного управления. Реализация политики государственного регулирования неформальной занятости позволит регионам нейтрализовать негативное влияние данного фактора при достижении целей устойчивого развития.
Ключевые слова: неформальная занятость; регулирование трудовых отношений; рынок труда; неформальная экономическая деятельность; теневая занятость.
К.А. Kozhaev, I.V. Grigoryeva. INFORMAL EMPLOYMENT AND ITS IMPACT ON THE SUSTAINABILITY OF TERRITORIAL ECONOMIC SYSTEMS
The article presents the author's understanding of the concept of «informal employment», its structure, factors that determine the degree of intensity of manifestation in individual territorial economic systems. The hypothesis of the influence of informal employment on the parameters and prospects of socio-economic development of Russian regions within the framework of the concept of sustainable development is substantiated. The necessity of state regulation of informal employment as one of the factors of distortions arising in regional labor markets as a result of unbalanced division of labor, its inefficiency, destabilization of competitive relations in industry employment, etc. is emphasized. It is determined that a balanced policy of state regulation of informal employment should be based on an institutional environment that combines market mechanisms of self-regulation of employment, taking into account its regional specifics, a multi-level system of legislative and regulatory regulation of labor relations, as well as a flexible system of public administration. The implementation of the policy of state regulation of informal employment will allow the regions to neutralize the negative impact of this factor in achieving the sustainable development goals.
Keywords: informal employment; regulation of labor relations; labor market; informal economic activity; shadow employment.
Одним из специфических явлений современного рынка труда является неформальная занятость как результат трансформации традиционного формата формализации трудовых отношений в нестандартные формы вследствие перекосов на рынке труда, вызванных ухудшением социально-экономической ситуации в регионах [5], снижением уровня правовой и социальной защищенности граждан как участников трудовой деятельности, системы их оплаты труда и материального стимулирования, недобросовестности работодателей в части соблюде-
ния требований трудового законодательства и ответственного отношения к выполнению социальных обязательств.
Появление понятия «неформальная занятость» связывают с К. Хартом, впервые официально употребившим его в 1973 г. Исследователем были выделены две несвязанные между собой части городской экономической системы: формируемый наемными работниками (wageemployment) «богатый» неформальный сектор и «бедный» неформальный сектор, объединяющий преимущественно самозанятых
(self-employment). Следовательно, неформальная занятость рассматривалась как единственно возможный источник заработка и выживания для определенной категории населения и исключительная альтернатива безработицы [8].
Отметим, что уже тогда К. Харт обратил внимание на наличие концентрации неформальных мест занятости в отдельных секторах рынка труда, для которых характерно либо отсутствие формального регулирования, либо его действие с существенными перекосами и недостатками.
Категория «неформальная занятость» на разных этапах своего развития была связяна с влиянием исключительно рыночных аспектов трудовой деятельности, наличием официального статуса оформления трудовых отношений, теневым сектором экономики как порождающим ее источником, а также с появлением внерыночных видов неформальной деятельности.
Систематизация подходов, определяющих содержательную природу неформальной занятости [5; 8], представлена на рис. 1.
Несмотря на дифференциацию содержания представленных подходов, их объединяет специфика характера трудовых отношений, формализация установления факта их осуществления и мотивация к сокрытию этого факта со стороны либо работодателя, либо работника с целью получения выгоды.
Методология оценки занятости в неформальном секторе затруднена ограниченной степенью сопоставимости как входных, так и результирующих параметров, отражающих масштабы распространенности неформальной занятости, ее динамики, социально-демографических характеристик и влияния на состоя-
ние и перспективы территориального развития. Все это предопределяет необходимость использования только тех подходов, которые прошли проверку методологической устойчивости.
Результаты исследования позволяют определить неформальную занятость как вид трудовых отношений, осуществляемый без их нормативно-регламентированного оформления, направленный на выполнение работником трудовых функций и приводящий к минимизации расходов работодателя на обеспечение установленных на государственном уровне социальных гарантий и уклонение от выполнения требований, регламентирующих нормы организации трудовых отношений, включая соблюдение требований безопасности труда и его оплаты, а для работника - обеспечивающий занятость и доход от трудовой деятельности; либо это деятельность гражданина, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или самозанятого в установленном порядке.
Таким образом, в качестве ключевых факторов, определяющих содержание категории «неформальная занятость», нами выделены факт юридического оформления трудовых отношений и экономическая выгода, приобретаемая их участниками. Такой подход позволяет получить более достоверные сведения о масштабах распространения неформальной занятости, что может послужить основой для более обоснованного подхода к разработке эффективных мер по регулированию неформальной занятости и обеспечению устойчивости социально-экономического развития территории [4].
Важно отметить, что современное состоя-
Трудовая деятельность гражданина без нормативно установ-ленно й фиксации факта наличия трудовых отношений между работником и работодателем
Трудовые отношения, осуществляемые без заключения трудового договора в письменной форме, лишающие гражданина возможностей на правовую и социальную защиту
t
I
Неформальный сектор рынка труда, характеризующийся выраженной отраслевой сегментацией и саморегуляцией
Л
Совокупность неформальных рабочих мест вне зависимости от их местонахождения (фор мальный, неформальный сектор, сектор домашних хозяйств) и статуса работы индивида (основная, дополнительная)
Неформальная занятость
Занятость особыми видами трудовой деятельности (неформальная вторичная занятость, непрестижные рабочие места), способствующая
сокращению безработицы, напряженности на рынке труда
Вид занятости в неформальной экономике, основанный на сокрытии факта установления трудовых отношений между работником и работодателем по инициативе любой из сторон с целью минимизации налогового бремени или обхода законодательно установленных норм
Рис. 1. Подходы к определению содержания категории «неформальная занятость»
ние региональных рынков труда формируется в рамках общенациональных тенденций и характеризуется интенсификацией неформальной занятости, что с объективной точки зрения обусловлено усилением кризисных аспектов в социально-экономическом положении большей части территорий в условиях макроэкономической нестабильности и внешних вызовов, а также недостаточности ресурсных предпосылок для саморазвития.
По данным Федеральной службы государственной статистики [7], каждый пятый занятый в экономике трудится в неформальном секторе, что составляет около 15 млн чел. (рис. 2). Важно отметить колебание доли занятых в неформальном секторе с наметившимся растущим трендом и в целом их совпадение при гендер-ном рассмотрении.
По экспертным оценкам, неформальная занятость в совокупности охватывает около 40 % экономически активного населения [5], что в 2 раза больше, если обратиться к данным официальной статистики. Широкий охват диапазона оценок обусловлен дифференциацией критериев: если методология Федеральной службы государственной статистики [7] основана на учете производственных единиц, что следует из подхода к выделению неформального сектора как совокупности единиц, создающих продукт с целью обеспечения занятости и дохода тем, кто с этими единицами связан, то подход, основанный на учете рабочих мест, позволяет количественно их измерить в субъектах как формального, так и неформального секторов, а также в домашних хозяйствах, что предостав-
ляет возможность более комплексно и точно оценивать масштабы неформальной занятости.
В сложившихся условиях неформальная занятость оказывает настолько существенное влияние на рынки труда и социально-экономическую ситуацию в регионах, что необходимость ее сокращения и легализации трудовых отношений признается на государственном уровне в числе стратегических приоритетов экономической безопасности («Стратегия национальной безопасности Российской Федерации») [1], практически реализуется в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в период до 2030 г. [2]. Влияние на формирование предпосылок для устойчивого развития проявляется в оценке потерь от недополучения налоговых доходов в диапазоне 1-2,3 % внутреннего валового продукта в год, которую дает Всемирный банк [6].
Современное звучание повестки концепции устойчивого развития и усиления роли России в ее достижении в рамках глобальной повестки ориентируют региональные органы исполнительной власти на повышение уровня жизни населения при обеспечении устойчивости посредством успешного решения задач социально-экономического развития на основе новой экономики и глобальных экологических проблем. Подчеркнем, что в приоритете повестки устойчивого развития всегда находятся вопросы занятости как источника нормализации рынка труда и решения социальных проблем [3].
Представляется целесообразным определить причинно-следственную связь интенси-
25 - Н 1 вЛ
■пли1 Ним 111111
и .... Годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ■ Всего, % я Мужчины, % ■ Женщины, %
Рис. 2. Доля занятых в неформальном секторе экономике Российской Федерации за 2010-2021 гг., % [6]
<u К О S
и
(U
а
¡2 о о н
ев
Л
4 ев
5 а о
•е
(U «
S 3 2
я
о «
о &
а
¡2 «
ев
О
Рост безработицы
Рост заработной платы в формальном секторе
Усиление притока иностранной рабочей силы
Усиление кризисных явлений в экономике
Финансовое неблагополучие значительной доли субъектов формального сектора
Рост занятости в неформальном секторе экономики
Обострение конкуренции на рынке труда за более высокооплачиваемые рабочие места
Активизация неформальной занятости вследствие чрезмерного предложения дешевой рабочей силы
Рост доли теневых доходов, генерируемых в результате незарегистрированной предпринимательской или незаконной деятельности либо вторичной неформальной занятости
Снижение уровня оплаты труда в формальном секторе экономики, активизация неформального сектора как единственно возможной сферы занятости или дополнительного дохода
Стабилизация дисбаланса на рынке труда и в экономике в целом
Недополучение бюджетной системой налоговых доходов, неспособность государства выполнять свои социальные обязательства
Нормализация рынка труда за счет
сокращения занятости в неформальном секторе экономики
Обесценивание рабочей силы вследствие превышения предложения над спросом и недополучение налоговых доходов в результате неоформления занятости
Распространение бедности, усиление социальной напряженности, снижение качества трудовых ресурсов
Рис. 3. Причинно-следственная связь интенсификации неформальной занятости и ее влияния на достижение устойчивости социально-экономического развития территориальных систем
Потенциал достижения устойчивости социально-экономического развития региона
фикации явлений неформальной занятости, а также ключевые аспекты, отражающие характер ее влияния на социально-экономическое развитие регионов с позиции достижения его устойчивости.
Следствием неформальной занятости могут стать и глубокие социальные последствия, имеющие долгосрочный характер воздействия и отложенный негативный результат, который может проявиться впоследствии в усилении социального неравенства в обществе на фоне бедности основной массы населения; снижении качества человеческого капитала вследствие вовлечения в неформальную вторичную занятость высококвалифицированных специалистов, растрачивающих свой потенциал в стратегически незначимых для региона отраслях; отсутствии у работодателей устойчивых стимулов к расширению социальных гарантий для своих работников, а значит, и к минимизации уровня их защищенности, росту социальной напряженности в регионах.
Очевидно, что совокупность негативных последствий, возникающих в результате неформальной занятости, позволяет рассматривать ее как своеобразное препятствие на пути достижения устойчивости развития террито-
риальных социально-экономических систем и констатировать необходимость ее государственного регулирования. Более того, взвешенная политика государственного регулирования неформальной занятости должна опираться на сформированную институциональную среду, сочетающую рыночные механизмы саморегуляции занятости, с учетом ее региональной специфики в совокупности с многоуровневой системой законодательного и нормативно-правового регулирования трудовых отношений, что обеспечит повышение качества занятости и расширение возможностей для ее организации в российских регионах. Важно отметить, что реализация такой политики невозможна без создания гибкой системы публичного управления, основанной на данных, обеспечивающих оперативное отслеживание текущей ситуации на рынке труда. Это обуславливает создание эффективной системы регионального мониторинга.
Список литературы
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/3 (дата обращения: 17.06.2023).
34
Вестник Российского университета кооперации. 2023. № 3(53)
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 298 // Правительство России: офиц. сайт. URL: http:// government.ru/docs/all/91101 (дата обращения: 17.06.2023).
3. Булгакова А.Д., Григорьева И.В. Конкурентоспособность региона и его конкурентные преимущества // Современная наука: прогнозы, факты, тенденции развития: сб. материалов XVI Между-нар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 января 2023 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2023. С. 67-74.
4. Гаврилова М.В. Стратегические ориентиры регионального развития в условиях циф-ровизации экономики // Россия - 2035: наука и практика в фокусе инновационного развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 января 2020 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2020. С. 142-145.
5. Дубравская Э.И. Классификация регионов России с учетом структуры неформальной занятости и уровня социально-экономического развития // Статистика и экономика. 2020. Т. 17. № 6. С.31-42.
6. Капитонова Н.В., Капитонова А.А. Тенденции развития теневой экономики современной России // Теневая экономика. 2021. № 1. С. 9-18.
7. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 17.06.2023).
8. Эволюция исследований неформальной занятости в России и за рубежом. URL: http://www. forekc.ru/55/11 (дата обращения: 17.06.2023).
References
1. O Strategii natsionalnoj bezopasnosti Ros-sijskoj Federatsii [National Security Strategies of the Russian Federation]: ukaz Prezidenta Rossij-skoj Federatsii ot 02.07.2021 № 400. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/3 (Accessed 17.06.2023).
2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Sodejstvie zanyatosti na-seleniya» [On the approval of the State program of the Russian Federation «Employment Promotion»]: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 15.04.2014 № 298 // Pravitelstvo Rossii: ofits. sajt. URL: http://government.ru/docs/all/91101 (Accessed 17.06.2023).
3. Bulgakova A.D., Grigoryeva I.V. Konkuren-tosposobnost regiona i ego konkurentnye prei-mushchestva [Competitiveness of the region and its competitive advantages] // Sovremennaya nauka: prognozy, fakty, tendentsii razvitiya: sb. materialov XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 31 yanvarya 2023 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2023. S.67-74.
4. Gavrilova M.V. Strategicheskie orientiry regionaFnogo razvitiya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Strategic guidelines for regional development in the context of digitalization of the economy] // Rossiya - 2035: nauka i praktika v fokuse innovatsionnogo razvitiya: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 30 yanvarya 2020 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2020. S. 142-145.
5. Dubravskaya E.I. Klassifikatsiya regionov Rossii s uchetom struktury neformalnoj zanyatosti i urovnya sotsiaFno-ekonomicheskogo razvitiya [Classification of Russian regions taking into account the structure of informal employment and the level of socio-economic development] // Statistika i ekonomika. 2020. T. 17. № 6. S. 31-42.
6. Kapitonova N.V., Kapitonova A.A. Tenden-tsii razvitiya tenevoj ekonomiki sovremennoj Rossii [Trends in the development of the shadow economy of modern Russia] // Tenevaya ekonomika. 2021. № 1. S. 9-18.
7. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. sajt. URL: https://rosstat.gov.ru (Accessed 17.06.2023).
8. Evolyutsiya issledovanij neformalnoj zanyatosti v Rossii i za rubezhom. URL: http://www. forekc.ru/55/11 (Accessed 17.06.2023).
КОЖАЕВ Кирилл Александрович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kozhaevstuff@gmail.com.
ГРИГОРЬЕВА Ираида Валериановна - кандидат экономических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой менеджмента и маркетинга. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: g.iraida.v. @mail.ru.
KOZHAEV, Kirill Alexandrovich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kozhaevstuff@gmail.com.
GRIGORYEVA, Iraida Valerianovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Acting Head of the Department of Management and Marketing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: g.iraida.v. @mail.ru.