Научная статья на тему 'Неформальная субкультура несовершеннолетних в структуре трансформации их поведения от девиантного к криминальному'

Неформальная субкультура несовершеннолетних в структуре трансформации их поведения от девиантного к криминальному Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
541
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИИ / SUBCULTURE / MINORS / DEVIANCE / BEHAVIOR / TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Упоров Иван Владимирович

Преступную (криминальную) субкультуру несовершеннолетних можно определить как поведенческие особенности несовершеннолетних, имеющих групповой характер, отражающие асоциальные устремления, чуждые общепринятым социальным ценностям, и оправдывающие совершение общественно опасных деяний искаженно понимаемыми целями жизненного благополучия и целями их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL SUBCULTURE OF MINORS IN THE MECHANISM OF TRANSFORMATION OF THEIR BEHAVIOR FROM DEVIANT TO CRIMINAL

The criminal subculture of minors can be defined as behavioral features of the minors possessing group characteristics, reflecting antisocial aspirations alien to the standard social values and justifying commission of socially dangerous acts by means of misunderstood purposes of vital wellbeing and the purposes of their achievement.

Текст научной работы на тему «Неформальная субкультура несовершеннолетних в структуре трансформации их поведения от девиантного к криминальному»

УДК 94

Упоров Иван Владимирович

доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России milena.555@mail.ru

НЕФОРМАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СТРУКТУРЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИХ ПОВЕДЕНИЯ ОТ ДЕВИАНТНОГО К КРИМИНАЛЬНОМУ

Преступную (криминальную) субкультуру несовершеннолетних можно определить как поведенческие особенности несовершеннолетних, имеющих групповой характер, отражающие асоциальные устремления, чуждые общепринятым социальным ценностям, и оправдывающие совершение общественно опасных деяний искаженно понимаемыми целями жизненного благополучия и целями их достижения.

Ключевые слова: субкультура, несовершеннолетних, девиантность, поведение, трансформации.

Uporov Ivan Vladimirovich

Doctor of History, PhD in Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia milena.555@mail.ru

INFORMAL SUBCULTURE OF MINORS IN THE MECHANISM OF TRANSFORMATION OF THEIR BEHAVIOR FROM DEVIANT TO CRIMINAL

The criminal subculture of minors can be defined as behavioral features of the minors possessing group characteristics, reflecting antisocial aspirations alien to the standard social values and justifying commission of socially dangerous acts by means of misunderstood purposes of vital wellbeing and the purposes of their achievement.

Key words: subculture, minors, deviance, behavior, transformations.

Высокий уровень преступности, наблюдаемый в России в последние годы, не мог не повлиять отрицательно на изменение преступной субкультуры в целом, имея в виду ее более широкое распространение. На этом фоне неформальная субкультура несовершеннолетних, среди девиантной ее части, также является, по сути, преступной субкультурой. Этому способствовало в немалой степени и определенная «героизация» лиц криминальной направленности в средствах массовой информации, что привело к искажению правового сознания среди молодого населения России. Так, по данным С.Л. Сибирякова, проведенному среди несовершеннолетних в Волгоградской области, у большинства учащихся старших классов общеобразовательных школ «отчетливо наблюдается наиболее яркая тенденция равнения на так называемых “новых русских”. Это означает, что карманы должны быть полны денег, одежда - “от фирмы”, очки - “полароид”, а дома чтобы были сотовый телефон, музыкальный центр, видеомагнитофон, видеокамера, телевизор последней модели, мебель лучших западных образцов, импортная машина ...Главное, ради чего человеку стоит действовать - “красиво отдохнуть” (70% опрошенных)» [1]. Эта оценка во многом относится и к современному состоянию.

При этом следует заметить, что развитие преступной субкультуры имеет место далеко не только в местах лишения свободы, как обычно это представляется, хотя, безусловно, в исправительных учреждениях, она пускает глубокие корни и формируется, а затем распространяется за пределами мест лишения свободы, в том числе среди несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности. На последнее обстоятельство мы обращаем особое внимание, поскольку девиантное поведение несовершеннолетних, находящихся на свободе, можно расценивать как связующее звено между таким девиантным поведением и их потенциальной преступной деятельностью. В связи изложенным представляется необходимым более точно определить понятие преступной субкультуры несовершеннолетних.

Прежде всего заметим, что в переводе с латинского термин «субкультура» (sub - под; под чем-то) означает часть основной культуры[2]. Криминальная субкультура - это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. Когда говорят о преступной субкультуре, то имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга. Преступная субкультура несовершеннолетних - это разновидность социально негативной неформальной культуры (формальная культура имеет в основе закрепленные в нормах права правила поведения, которые, разумеется, не могут быть преступными). Такая неформальная культура, в свою очередь, развивается в неформальных объединениях молодежи. Так, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в нашей стране тема неформальных объединений молодежи довольно активно обсуждалась, что было актуализировано начавшимися экономическими и общественно-политическими изменения-

ми, приведшими, в частности, к ликвидации формальных молодежных структур и прежде всего комсомола и пионерских организаций. Обсуждение имело и криминологическую направленность. Среди прочих обсуждались вопросы о неформальных группах с криминальной и асоциальной характеристикой: что это за группы, запрограммированы они или аномальны, как их изучать, как они образуются, кому выгодны, каким целям и ценностям соответствуют, существуют ли устойчивые массовые группировки с асоциальными или криминальными целями, можно ли превратить «плохую» неформальную группу в «хорошую», каковы перспективы изменений в молодежной среде и т.д. Было издано немало работ по проблематике неформальных объединений молодежи, в том числе учеными-правоведами (О.А. Белявская, Е.Г. Бааль, В.Д. Ермаков, Г.И. Збрянский, В.В. Лунеев, С.Л. Сибиряков, В.С. Овчинский), психологами (В.Ф. Пирожков, Б.Н. Алмазов, В.Т. Лисовский), философами (С.И. Плаксий, В.Ф. Левичева, Э.П. Теплов) и др. Прошел ряд обсуждений за круглыми столами, в том числе среди криминологов. Однако в дальнейшем интерес к этой проблеме среди ученых снизился, что, на наш взгляд, можно объяснить (в качестве одной из причин) ослаблением государственного влияния на формирование социально полезного поведения несовершеннолетних лиц и соответственно невостребованностью результатов соответствующих научных исследований.

Далее нужно заметить, что преступная субкультура - это не только неформальная культура, но и асоциальная культура, поскольку предполагает поддержку преступной идеологии. В группах несовершеннолетних, придерживающихся принципов преступной субкультуры, насаждаются нормы, ценности, атрибуты, оправдывающие преступный характер деятельности и обеспечивающие единство в достижении криминальных целей. Такие нормы, ценности, установки, атрибуты, опознавательно-знаковая система, соответствующий жаргон составляют содержание преступной (криминальной) субкультуры. Такого рода понимание имело место еще в 1920-е гг. [3]. В.Ф. Пирожков криминальную субкультуру определяет как совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушений. Особенности криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности несовершеннолетних, ее социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную, способствует воспроизводству преступности в молодежной среде [4]. Как нам представляется, в этом определении, с основой которого мы согласны, не находит должного отражения возрастная специфика несовершеннолетних.

Подытоживая, преступную (криминальную) субкультуру несовершеннолетних можно определить как поведенческие особенности несовершеннолетних, имеющих групповой характер, отражающие асоциальные устремления, чуждые общепринятым социальным ценностям, и оправдывающие совершение общественно опасных деяний искаженно понимаемыми целями жизненного благополучия и целями их достижения.

Говоря о роли негативной субкультуры в среде девиантов, о механизме трансформации их девиантного поведения в преступные действия, следует отметить, что в этом процессе большое значение имеет наличие наглядных примеров «успешной преступной деловой карьеры» старших братьев, друзей, знакомых с улицы - тех, кто еще несколько лет назад были такими же, как он, а сегодня разъезжают на иномарках, занимаются «частным» бизнесом, располагают современными айфонами и айпадами, кого боятся и уважают в криминальном мире. Из сознания подростков вытесняется информация о тех молодых преступниках, которые находятся в местах лишения свободы, прячутся от правосудия и тех, кто стал жертвой «разборок». Еще в 1975 г. Ю.М. Антонян в своих исследованиях доказал, что на преступное поведение несовершеннолетних преступников наибольшее влияние оказывают лица, которые либо совершали преступления, либо мелкие правонарушения и аморальные поступки [5]. Стремление войти в состав референтной группировки криминальной направленности порождает повышенную внушаемость, конформность, т.е. беспрекословное согласие со всеми требованиями группы, даже если это противоречит личным убеждениям новых членов, готовность выполнять самые непрестижные поручения. Наличие в дворовой компании авторитетных лиц с преступным прошлым ускоряет процесс повышения криминализации и организованности группы.

Следует согласиться с тем, что преступному поведению учатся, взаимодействуя в процессе общения с другими людьми; обучение преступному поведению происходит главным образом в

группах; чем более часты и устойчивы связи индивида с моделями преступного поведения, тем больше вероятность того, что индивид станет преступником [6]. Вместе с тем жесткой предопределенности преступного поведения под влиянием «дурной компании» не установлено. Предкри-минальные группы функционируют не более двух-трех лет. Многие члены дворовой (уличной) компании в течение этого времени взрослеют, женятся, меняют образ жизни. Но некоторые распадаются на простые преступные группы по 2-5 чел. или начинают входить в организованные преступные группировки микрорайона, города.

В последние годы, как известно, в связи с происходящими в нашей стране социальноэкономическими процессами, заметен процесс разделения населения по имущественному признаку, что не могло не повлиять на содержание криминальной субкультуры среди несовершеннолетних. В частности, функционирование дворовых компаний и других девиантных групп молодежи связано с неудовлетворенностью своим положением подростков из низших слоев населения. Такие подростки поставлены в условия, которые не позволяют им добиться успеха законным путем, или они опасаются неудачи в достижении своих целей социально одобряемыми средствами.

Указанные условия способствуют тому, что девиантное поведение несовершеннолетних (наркомания, алкоголизм, проституция и др.), подпитываемое криминальной (преступной) субкультурой, с большой вероятностью могут трансформироваться в преступное поведение, и отсюда вытекает необходимость более эффективного решения вопросов, связанных с противодействием криминальной (преступной) субкультуре, а это предполагает пропаганду социально полезной культуры, и прежде всего в средствах массовой информации, повышение эффективности семейного и школьного воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Сибиряков С.Л. Ребенок в опасности. Как предотвратить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность. СПб., 2002.

2. Словарь иностранных слов. М., 2009.

3. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. Л., 1926.

4. Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания учащихся специальных ПТУ. М., 1988.

5. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятное влияние на личность в микросреде). М., 1975.

6. Фоке Б. Введение в криминологию. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.