Научная статья на тему 'НЕФОРМАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ'

НЕФОРМАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слепцова Е.В.

Статья посвящена такому мало изученному аспекту социально-трудовых отношений, как неформальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности между руководством и трудовым коллективом, отдельными работниками. Дано определение неформальных социально-трудовых отношений, раскрыты мотивы, побуждающие стороны вступать в такого рода отношения, рассмотрены их функции, а также формы взаимодействия формальных и неформальных социально-трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL COMPONENT OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN ORGANIZATION

The article is devoted to such a little studied aspect of social and labor relations as informal relations that arise in the course of labor activity between the management and the labor collective, individual workers. The definition of informal social and labor relations is given, the motives that encourage the parties to enter into such relations are revealed, their functions are considered, as well as the forms of interaction between formal and informal social and labor relations.

Текст научной работы на тему «НЕФОРМАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ»

НЕФОРМАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-3-79-82

Аннотация. Статья посвящена такому мало изученному аспекту социально-трудовых отношений, как неформальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности между руководством и трудовым коллективом, отдельными работниками. Дано определение неформальных социально-трудовых отношений, раскрыты мотивы, побуждающие стороны вступать в такого рода отношения, рассмотрены их функции, а также формы взаимодействия формальных и неформальных социально-трудовых отношений.

Ключевые слова: неформальные социально-трудовые отношения, трудовая деятельность, управление персоналом.

Социально-трудовые отношения выступают стержневым элементом экономической системы, что обусловлено необходимостью объединения экономически активного населения для совместной деятельности. Социально-трудовые отношения отражают интересы сторон в процессе трудовой деятельности, создают условия для получения дохода и реализации потенциала работников и предпринимателей. В процессе трудовой деятельности возникает множество жизненных ситуаций, которые сложно, а подчас невозможно формализовать.

По мнению Д. Норта неформальные отношения формируют основу для формальных социально-трудовых отношений [5]. В нормально развивающейся организации построение формальных социально-трудовых отношений начинается «снизу». Для неформальных отношений характерна неопределенность, формализация позволяет сделать отношения между работниками и работодателями более определенными, предсказуемыми. Формальные социально-трудовые отношения в организации устанавливают статусы и роли, однако у этого процесса есть обратная сторона - снижается роль человеческих отношений.

Что понимают под неформальными социально-трудовыми отношениями? В общем смысле - это совокупность наиболее часто используемых и повторяемых форм коммуникации между работниками и работодателями, которые отличаются от формальных регламентов взаимодействия в процессе трудовой деятельности [6].

Формализованные социально-трудовые отношения имеют много сходных черт в разных организациях, поскольку выстраиваются на единой законодательной базе. Неформальные уникальны для каждой организации, так как возникают спонтанно и отражают особенности психологического климата в трудовом коллективе, стиль руководства. Значение неформальных социально-трудовых отношений заключается в том, что через них руководство организации может влиять на поведение работников, деловые межличностные отношения, и опосредованно - на эффективность функционирования организации. Следует отметить, неформальные социально-трудовые отношения представляют собой потенциал организации, который практически не используется. В трудах отечественных ученых дается следующая классификация неформальных отношений (табл).

Таблица 1 Классификация неформальных социально-трудовых отношений

Автор Группы неформальных отношений

Красовский Ю.Д. [3] - просоциальные, позитивные. Примером являются рабочие группы, «кружки качества» и т.п.; - асоциальные, абстрагирующиеся от социальных проблем в организации; - антисоциальные, приводящие к разобщенности в коллективе, не учитывающие интересы участников отношений.

Алашеев С.Ю. [1] - «единичное нарушение» - формальные, регламентированные отношения нарушаются эпизодически, мало влияют на функционирование организации; - «неформальные отношения как система зависимостей» - за нарушение формальных правил руководитель не наказывает, однако при этом возникает личная зависимость нарушителя от руководителя; - неформальные отношения как устоявшаяся норма» - неформальные отношения настолько часто повторяются, что воспринимаются работниками как формальные

Андреева Г.М. [2] - совпадающие с формальной целью организации; - не совпадающие с формальной целью организации

Поскольку основой формальных социально-трудовых отношений выступает нормативно-правовая база, можно выделить еще 3 группы неформальных социально-трудовых отношений: неформальные отношения, которые не противоречат действующему законодательству; неформальные отношения, которые не закреплены в современном законодательстве, поэтому не могут ему противоречить; неформальные отношения, которые противоречат действующему законодательству, следовательно - за них предусмотрена ответственность.

Важными представляются мотивы, по которым работники вступают в неформальные социально-трудовые отношения. Мескон М.Х. выделяет следующие:

1. Потребность принадлежать к определенной группе. Достаточно распространенная ситуация, когда работник не удовлетворен условиями труда, оплатой труда, но продолжает трудиться в организации. Мотивом выступает личная привязанность к членам трудового коллектива, возможность осуществлять социальные контакты вне семьи.

2. Потребность в помощи по профессиональным и личным вопросам. Формальные отношения предполагают, что помощь в профессиональных вопросах должен оказывать руководитель. Однако, на практике чаще всего сотрудники обращаются к коллегам одинакового с ними социального статуса, возраста, интересов.

3. Потребность в защите. Как показывает практика, профсоюзы в России мало

эффективны в защите интересов работников. Поэтому работники объединяются в группы на основе общих проблем для коллективной защиты интересов.

4. Потребность в информации. Следствием формальных отношений в организации является асимметрия (недостаток) информации. Руководство осознанно либо не задумываясь скрывает информацию или не своевременно доводит ее до сотрудников. Неформальные отношения служат способом получить достоверную или недостающую информацию.

5. Потребность во власти. Один человек вряд ли чего-то добьется от руководства организации. Группа сотрудников, объединенная общими целями, представляет собой реальную силу, с которой руководство вынуждено считаться.

6. Необходимость достижения результата. Если руководитель дает задание, которое сложно выполнить одному человеку, то создание рабочей группы позволяет эффективно решить эту задачу [4].

Сущность неформальных социально-трудовых отношений наилучшим образом раскрывается через их функции: формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе; формирования неформальных лидеров; достижения целей организации; общественного контроля; поддержки (сопротивления) перемен.

Неформальные социально-трудовые отношения представляют собой систему отношений, которая состоит из элементов:

1. Предпочтения сотрудников организации.

2. Лидерство. Неформальный лидер проявляет социальную активность, выражает ценностные установки группы работников, несет ответственность за действия членов группы, осуществляет контакты с руководством от имени группы.

3. Социальная дифференциация - деление работников на группы в соответствии с неформальной «шкалой признания», негласно принятой в организации. При этом социальная ступень в группе может не совпадать с официальным статусом работника.

В заключение необходимо рассмотреть формы взаимодействия формальных и неформальных социально-трудовых отношений в организации. Первой формой является выбор наиболее эффективного способа достижения результата. По сути, неформальные отношения - это альтернатива формальным в ситуации, когда формальные не дают возможность получить желаемое. Примером может служить выполнение работником обязанностей, которые не закреплены в должностной инструкции. Вторая форма - сочетание формальных и неформальных отношений. От-

они не вступают в противоречие. Пример: в коллективном трудовом договоре прописаны условия внутреннего совмещения должностей. Работник по просьбе руководителя выполняет работу, формально этот факт никак не зафиксирован. Взамен работник получает преференции от руководителя. Третья форма - сосуществование. Формальные и неформальные отношения в трудовой деятельности не пересекаются, не взаимодействуют, поэтому и не мешают друг другу. Четвертая форма - исправление. Неформальные отношения устраняют недочеты, возникающие из-за несовершенства формальных социально-трудовых отношений. Неформальные отношения поддерживают, вносят новое содержание в формальные. Например, в условиях социального партнерства - подготовка к переговорам. Неформальные отношения могут существенно повысить качество официального переговорного процесса.

Таким образом, неформальные отношения в современной организации являются неотъемлемой частью социально-трудовых отношений. Понимание сущности этих отношений позволит использовать их потенциал для повышения эффективности функционирования организации.

ношения дополняют друг друга, при этом

Библиографический список

1. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства: «Взгляд изнутри» // Социологические исследования. - 1995. - №2. - С. 12-19.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., испр. и доп. - М., Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - 2-е изд., перераб и доп. - М., ЮНИТИ - ДАНА, 2003, 511 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон и др. // пре. с англ. - М., «Дело», 2000. - 704 с.

5. Норт Д. Насилие и социальные порядки. - М., изд-во института Гайдара, 2011. -480 с.

6. Чилипенок Ю.Ю. Социально-трудовые отношения: теория и практика взаимодействия субъектов в сфере малого и среднего бизнеса: монография. - Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2015. - 363 с.

INFORMAL COMPONENT OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS

IN ORGANIZATION

E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to such a little studied aspect of social and labor relations as informal relations that arise in the course of labor activity between the management and the labor collective, individual workers. The definition of informal social and labor relations is given, the motives that encourage the parties to enter into such relations are revealed, their functions are considered, as well as the forms of interaction between formal and informal social and labor relations.

Keywords: informal social and labor relations, labor activity, personnel management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.