Научная статья на тему 'НЕФОРМАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ'

НЕФОРМАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая коммуникация / политический анекдот / интернет-мем / флешмоб / политическая голограмма / political communication / political joke / internet meme / flash mob / political hologram

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Казакова Марина Николаевна

В данной статье рассматривается специфика неформальной политической коммуникации, управляемой политическими акторами как в отечественной, так и в зарубежной электоральной практике. В качестве информационных продуктов анализируются политические анекдоты, интернет-мемы, флешмобы, голограммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Казакова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL POLITICAL COMMUNICATION IN MODERN ELECTION CAMPAIGN

This article discusses the specifics of informal political communication controlled by political actors both in domestic and foreign electoral practice. Political jokes, Internet memes, flash mobs, holograms are analyzed as information products.

Текст научной работы на тему «НЕФОРМАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ»

УДК 323.2

DOI: 10.24411/2618-8120-2023-2-42-57

И. Г. Напалкова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия e-mail: zamisi@yandex.ru М. Н. Казакова Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия e-mail: mnkazakova@mail.ru

НЕФОРМАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ

В данной статье рассматривается специфика неформальной политической коммуникации, управляемой политическими акторами как в отечественной, так и в зарубежной электоральной практике. В качестве информационных продуктов анализируются политические анекдоты, интернет-мемы, флешмобы, голограммы.

Ключевые слова: политическая коммуникация, политический анекдот, интернет-мем, флешмоб, политическая голограмма

I. G. Napalkova

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: zamisi@yandex.ru

M. N. Kazakova

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, e-mail: mnkazakova@mail.ru

INFORMAL POLITICAL COMMUNICATION IN MODERN ELECTION

CAMPAIGN

This article discusses the specifics of informal political communication controlled by political actors both in domestic and foreign electoral practice. Political jokes, Internet memes, flash mobs, holograms are analyzed as information products.

Keywords: political communication, political joke, internet meme, flash mob, political hologram

Введение

Мировым трендом в современных избирательных кампаниях стало снижение электоральной активности населения. Подобная тенденция отмечается

исследователями как в т. н. «образцовых» западных демократиях - США, Великобритании, Франции, Германии [1], так и в странах с менее устоявшимися электоральными традициями.

Характерно это и для России. Так, по данным ВЦИОМ, в 2021 г. в выборах участвовало только 22 % опрошенных (для сравнения: в 2004 г. об участии заявляло 55 % россиян) [2]. При этом отмечается возрастание интереса к общественной жизни: менее половины опрошенных (45 %) заявили, что никогда в ней не участвовали по причине отсутствия свободного времени на политику. При этом неучастие выражается не только в нежелании голосовать на очередных выборах, но и в безоценочном, пассивном, отстраненном отношении к политике в целом.

Причины «выключения» из традиционных форм политической активности (участие в выборах, членство в политических партиях) видятся в трансформации социальных отношений, сопровождаемых реструктуризацией социального капитала, апатичностью, материалистическим настроем, безразличием к общественному благу, отсутствием гражданской солидарности и т. п. В наибольшей степени это относится к молодому поколению избирателей, которое не устраняется от политики как таковой, однако отдает предпочтение альтернативным формам политического участия: участию в протестных акциях, подписании онлайн-петиций, обсуждении в интернет-сообществах и др.

Исследователями отмечается определенная зависимость между возрастом и типами политических действий: молодые люди принимают участие в голосовании реже, чем старшее поколение, однако в два раза активнее участвуют в акциях протеста [3].

Подобные тенденции свидетельствуют о необходимости преодоления электоральной пассивности. Одним из способов является использование неформальных коммуникационных средств (политических анекдотов, мемов, граффити, флешмобов, голограмм, компьютерных игр и др.), которые вызывают больше интереса, нежели традиционные - агитация, встречи с кандидатами, прямая реклама в виде листовок, баннеров и т. д. Предполагается, что неформальные коммуникационные каналы не контролируются извне. Однако, как показывает современная политическая практика, эта бесконтрольность весьма условна. Зная, что неформальные коммуникационные продукты имеют большое влияние на электорат, политические технологи, сохраняя внешнюю иллюзорность неподконтрольности и спонтанности распространения, эффективно используют их для повышения узнаваемости, продвижения имиджа кандидата, создания его персонального бренда, а также для дискредитации конкурентов, мобилизации общественности и др.

Теоретико-методологические основы изучения политической коммуникации, её понятие, сущность, функции, модели охарактеризованы в работах С. В. Володенкова [6], Ю. И. Детинко и Л. В. Куликовой [4], О. В. Ефимовой и З. С. Тамбиевой [32], С. В. Ивлева [13], М. А. Ковшова [18] и др.

Неформальные средства политической коммуникации анализируются в публикациях С. Д. Гаврилова и С. И. Морозовой [8], Д. А. Громовича и И. Н. Деминой [10], В. А. Задонской [12], А. А. Коробова [19], А. Ю. Мудрова и А. В. Тихонова [29] и др.

Опыту использования политического анекдота как неформального источника общественных настроений посвящены исследования А. Л. Калашниковой [15], О. Н. Кондратьевой [20], Н. П. Кравченко [21], С. Саккулина [28] и др., в которых рассмотрено, как политические анекдоты используются в российской политической культуре для выражения общественного недовольства, сатиры и демонстрации политической позиции.

Использование политмоба рассматривают В. В. Бурматов [1], О. Е. Гришин и А. Д. Митрофанова [2], О. В. Дегтярева [3], Е. В. Ефанова и А. И. Матюсова [5], Д. И. Каминченко [16] и др. В частности, политический флешмоб рассматривается как новый и эффективный инструмент привлечения внимания общественности к определенной проблеме или событию. В рамках исследований выявлены особенности организации политмобов, а также их возможные последствия для общества и государства.

Изучение политического мема отражено в работах Е. Н. Добрыниной и А. В. Кирничук [11], А. А. Коробова [19], И. Г. Напалковой [24], С. А. Шомовой [30] и др. В них рассматривается роль мемов в формировании общественного мнения, их воздействие на политические процессы и привлечение внимания к определенным политическим событиям. Большое внимание уделяется анализу того, каким образом создаются и распространяются политические мемы, а также как они влияют на поведение и мнения пользователей сети Интернет.

Проведенный анализ публикационной активности показал, что тема актуальна и нуждается в дальнейшем анализе с учетом новых тенденций в современной политической практике.

Методы

В качестве специальных методов в работе применялись: структурный, как основа для анализа сущности неформальных коммуникационных средств и их влияния на политический процесс, сравнительный для выявления общих и частных тенденций в использовании неформальных техник политической мобилизации, критический подход, с позиции которого неформальные коммуникационные продукты анализировались не только как развлекательный материал, но и как разновидность политической, в частности, избирательной манипуляции, способной навязать целевым адресатам свое видение ситуации, идеи, оценки и т. д.

Результаты и обсуждение

Остановимся подробнее на отдельных неформальных коммуникационных средствах повышения политической активности.

Большой популярностью в России традиционно пользуется политический анекдот - короткий комический текст, где герои и темы политически актуальны и интересны. Политический анекдот ориентирован на наличие у аудитории определенных знаний о том или ином политике, партии, общественно-

политическом событии, политической жизни того или иного государства в определенный период развития и т. п. Иначе он не будет понятен слушателям, а, значит, не вызовет интереса и желания рассказать окружающим. Так, для современной молодежи, не знающей, что такое талонная система на покупку дефицитного товара в СССР, не будут смешными подобные анекдоты: «Папа, а где дедушка? - Стоит в очереди за талонами на талоны»; «Мяса нет, колбасы нет, молока нет. Кругом посмотришь - и чего у нас только нет!».

В электоральном разрезе следует выделить анекдоты о политических лидерах и партиях, которые могут акцентировать характеристики, укрепляя положительный имидж кандидата. В частности, в анекдотах могут подчеркиваться личностные качества политических лидеров, расширяющие его базовый и дополнительный образы. Например, анекдоты про В. В. Путина:

а) закрепляют его образ влиятельного мирового лидера, уверенного в себе и своих силах, способного оказать влияние на развитие ситуации:

«Обама: "Мы замораживаем торговые отношения и военное сотрудничество.

Путин: "Ну, замораживаем, так замораживаем".

Прогноз погоды: "К концу недели в Вашингтоне ожидается до минус 25 градусов мороза ниже нуля"» [https://www.anekdot.ru/tags/Путин/?sort=sum&].

«В связи с утратой доверия к Трампу, Путин дал указание хакерам готовиться к досрочным выборам президента США» [https://pozitivlive.ru/anekdoti/svejie-anekdoti-pro-putina-i-trampa].

«Меркель: "Владимир Владимирович, мы не приедем на парад ".

Путин: "Это правильно. Шествие пленных мы и не планировали "».

«Порошенко: "Мы твердо намерены вернуть Крым!".

Путин: "Крым мы уже вернули, давайте обсудим другие регионы".

б) обыгрывают опыт работы в силовых структурах, подкрепляя имиджевый типаж «сильная личность»:

«Из обращения Путина к правительству США: "Уважаемые коллеги. Если у вас в результате подрыва Пентагона безвозвратно утратилась часть секретных документов, мы можем вам помочь их восстановить, выслав ксерокопии"» [https://anekdotov.net/anekdot/all/sstnvtvslvksrkp.htm].

«Путин - Обама: - Владимир, ты почему такой грустный? - У меня много комплексов! - Ты главное не переживай! А какие у тебя комплексы? - Зенитно-ракетные...» [https://anekdotov.me/nacionalnosti/11398-vopros-amerikancu-za-chto-vy-amerikancy-ne-lyubite-2.html].

в) показывают уверенного и авторитетного руководителя, лично контролирующего решение социально-экономических проблем страны и отдельных регионов:

«Путин призвал региональные власти усиленно следить за качеством и состоянием дорог: "Вам по ним, если что, по этапу ездить", - пошутил Президент. Или не пошутил»

[https: //anekdotov.net/anekdot/all/tlprzdntlnpshtl .htm].

«Пенсионерке Марии Ивановне, которой не удалось дозвониться до Путина, губернатор на радостях подарил двухкомнатную квартиру» [https: //anekdotov.net/anekdot/all/rldvhkmntnkvrtr. htm].

В российском информационном поле много юмористических продуктов про В. В. Жириновского, что связано с его скандальным, эпатажным образом, выражавшимся и в поведении (активное участие в потасовках и драках в Государственной Думе, на дебатах в телепрограммах и т. д.), и в ярких изречениях, ставших основой для юмора.

В. Жириновский считается безусловным лидером по количеству потасовок в стенах Государственной Думы - «Жириновский посетил детский сад. Как он впоследствии заявил в прокуратуре - дети первыми начали драку»; «А вы заметили, что после того, как в Госдуме появился Валуев, Жириновский перестал там драться...» и др.;

В 1995 г. в эфире программы «Один на один» В. Жириновский облил соком Б. Немцова и запустил в него стакан после серии взаимных оскорблений -«Теледебаты. В студии от ЛДПР Жириновский и от СПС Немцов. Ведущий: "Перед началом теледебатов прошу всех находящихся в студии убрать стаканы, графины, соки, воду"» [22];

В ходе дебатов кандидатов в президенты В. Жириновский нецензурно оскорбил К. Собчак. В ответ она облила политика водой - «Жириновский всегда мечтал, чтобы в старости было кому подать стакан воды, но ему и в голову не могло прийти, что это будет Собчак»;

В. Жириновский в выступлениях нередко использовал ненормативную лексику, а любимым ругательством было «подонки» - «Детство замечательных людей. Маленький Жириновский лежит в люльке. Папа учит его говорить: Вова, скажи "папа", ну скажи "па- па"... - Па- па- па- па- падонки все!!!», «Владимир Жириновский предложил внести в Конституцию РФ слово "подонки"», «Если вы видите на экране телевизора В. В. Жириновского, но не слышите мата, не бойтесь - это не звук у телевизора отказал, это вам показывают его фото» и др.

Политические лидеры в анекдотах наделяются характерными языковыми масками, а также определенными чертами характера, привычками, увлечениями схожими с прототипом: Б. Н. Ельцин, например, любил играть в теннис, В. В. Путин, мастер спорта по самбо и дзюдо, М. В. Мишустин - фанат хоккея и т. д.: «Стоит нищий на Красной площади и просит: "Подайте, пожалуйста, подайте". Мимо проходит Ельцин. Останавливается и говорит: "Э-э, как же я тебе э-э подам, понимаешь, без ракетки и э-э мячика? "», «В. В. Путин и глава МОК Томас Бах (до признания самбо олимпийским видом спорта): - Давайте включим самбо в олимпийскую программу? - А это как? - Хотите покажу?!» и др.

Анекдоты могут дискредитировать имидж политика или политической партии, выставлять его в невыгодном свете, усиливая антиобраз. Большинство критикующих юмористических историй касаются парламентских партий и их лидеров: «На Дальнем Востоке обнаружено поселение староверов, до сих пор считающих, что Жириновский - оппозиционер», «У Геннадия Зюганова даже

правый ботинок "левый"», «Самый дорогим ребрендингом в истории человечества было переименование КПСС в Единую Россию», «Не надо печатать на сигаретных пачках устрашающие надписи, достаточно написать: "Вырученные от продажи средства будут переданы в фонд партии Единая Россия». Блин, тут же полстраны курить бросит!». Самой тиражируемой темой является многолетнее участие одних и тех же кандидатов / партий в федеральных выборах: «- Геннадий Андреевич, зачем Вы опять собираетесь участвовать в президентских выборах, не имея шансов на победу? - Главное не победа, главное в очередной раз участие».

Разновидностью политического юмора являются интернет-мемы, которые благодаря актуальности, броскости смыслового содержания и / или визуального оформления предрасположены к активному массовому распространению интернет-пользователями.

По жанровым признакам интернет-мем похож на политическую карикатуру, в частности, он юмористичен, адресно направлен и лаконичен [17, с. 70]. Однако, если политические карикатуры создаются профессионалами с целью пропаганды или контрпропаганды, то политические интернет-мемы позиционируются как своеобразное народное творчество [31, с. 87]. Нередко они генерируются и внедряются самими политическими акторами, мимикрируя под массовое творчество. Примером тому могут служить так называемые «кооптированные мемы», спонтанно возникающие, но активно раскручивающиеся заинтересованной стороной.

В интернет-пространстве представлены различные виды интернет-мемов. По способу выражения выделяют: мем-картинку; текстовый мем; видеомем; гиф; креолизованный мем [31, с. 87].

Мемы-картинки содержат запоминающиеся изображения, которые часто являются репрезентацией новостной повестки. В последнее время растиражированными стали серии картинок: «Не хочу Вас расстраивать...» (мемы с изображением улыбающегося Президента РФ В. В. Путина, начинающиеся с одной и той же фразы «Не хочу вас расстраивать.» и разным продолжением «но гейпарады у нас запрещены», «но на ваш вопрос можно отвечать до утра» и др.), «Зеленский - новый Гитлер» (изображению украинского лидера придают схожесть с А. Гитлером за счет формы и усов или его фото располагают рядом с фюрером и т. п.) и др.

В рамках политической практики это могут быть как рисунки, так и фотографии политиков (индивидуальные или групповые). Среди мемов-картинок выделяют фотожабы - разновидность фотомонтажа, результат изменения изображения с помощью графических редакторов. Например, цикл фотожаб с Г. Зюгановым и бюстом В. И. Ленина, выражение лица которого изменено.

Текстовый мем выражен в слове или фразе. В качестве примеров можно привести высказывания российских политиков, ставшие знаменитыми мемами: «Денег нет, но вы держитесь» (Д. А. Медведев), «Надо меньше есть!» (И. Гафнер), «Нравится, не нравится - терпи моя красавица» (В. В. Путин).

Часто в основу текстовых мемов берутся политические слоганы: «За сильную страну и благополучие каждого!» (Единая Россия), «За проверенный выбор! ЛДПР» (ЛДПР), «Вернем время побед!» (КПРФ) и др. Такая мультиплицируемость делает их более узнаваемыми и политико ассоциированными.

Текстовые мемы используются в качестве подписей в других жанрах, например, в креолизованных мемах - изображениях на определенном фоне, которые сопровождаются вербальным компонентом, состоящим из нескольких фраз. Самым «мемным политиком» в России считают В. В. Жириновского, провокационные фразы из выступлений которого активно используются пикчерами, в частности: «Однозначно!», «Подонки!», «О-о-о, Жириновский! Селфи!», «Выгони его отсюда, подлеца, и расстреляй его там - в коридоре!», «Лучшее оружие - другая точка зрения!», «Коммунисты уходят от власти только ногами вперёд», «Мы - страна, которая может делать великие дела, но раз в 100 лет, не чаще» и др.

В США «самым мемным кандидатом», а затем и «самым мемным президентом» называли Д. Трампа. В частности, в рамках предвыборной кампании 2016 г. использовался известный мем «лягушонок Пепе», в образе которого предстал Трамп, или картинка, где кандидат в президенты со своими сторонниками были изображены как герои фильма «Неудержимые».

Достаточно популярной разновидностью мемов является видеомем (медиамем). Некоторые видеомемы задумываются и снимаются как пародии, а другие становятся источником комизма неожиданно для самого героя видеозаписи. Так, в 2014 году клип видеоблогера Епрукт «Nyash Myash», состоящий из нарезок интервью, телесюжетов с участием прокурора Крыма Натальи Поклонской, мультиков и рисунков в стиле анимэ, стал хитом (48 млн. просмотров на 25.05.2022), основными словами которого стали «няш мяш Крым наш» [24, с. 60].

Существуют анимированные картинки, фиксирующие некую эмоциональную реакцию, которые называют гиф. На сайте Gifer.com, где собраны гифы на разнообразные темы, представлен широкий спектр картинок с хештегом #Политик#Политика: «Все в порядке!» - президенты разных стран (В. В. Путин, Д. Трамп, Б. Обама, Э. Макрон и др.) показывают знак одобрения сжатым кулаком и поднятым большим пальцем руки вверх и противоположный - «Не одобрение» большим пальцем вниз; «Дебаты» - быстро говорящие Трамп и Клинтон, Дональд Трамп спрашивающий: «Кто молодец? И отвечающий сам себе: «Я молодец!», Хилари Клинтон, смахивающая несуществующую пыль с пиджака, и др. Наиболее популярны гифы, в т. ч. политические, визуализирующие «фейспалм» - жест, прикрывающий рукой лицо как реакция на глупость, нелепость, абсурдность.

Креолизованный мем состоит из текстовой и визуальной части (часто изображение на однотипном фоне) [23, с. 76]. Вербальная часть состоит из одной или нескольких фраз, зачастую верхняя фраза является завязкой, а нижняя -неожиданной развязкой, несущей в себе комический эффект. Широко

растиражированы подобные мемы с В. В. Путиным, имеющим однотипный визуал - фотографию президента на однотипном голубом фоне и вербальные составляющие: «Спишь спокойно? Плати налоги!», «Кто обзывается? Мы идем к вам!», «Идите ко мне. бандерлоги» и т. п.

Распространенной формой общественной и политической активности является флешмоб (в переводе с англ. flash mob - мгновенная толпа) -непродолжительная акция, проводящаяся группой людей в общественном месте. Первые российские акции, как и их западные аналоги (которые датируются 20032004 гг.), имели развлекательный характер. Однако буквально в течение нескольких лет флешмобы наполнились социальным и политическим контекстом. Так, одним из первых политических флешмобов считается акция на Манежной площади в Москве во время проведения Международного газетного конгресса, во время которой группа людей численностью около 15 человек выступили против ограничения свободы слова, прикрывая рты повязками и американскими долларами [27]. На сегодняшний день флешмобы являются формой выражения публичного мнения, это достаточно распространенная форма политической коммуникации, в первую очередь, среди молодежи. Направленность флешмобов разнообразна: выражение уважения к представителям какой-либо профессии (флешмоб хора МВД России в метро с песней «Наша служба и опасна, и трудна»), поддержка политиков (флешмоб «Мы вместе с вами», приуроченный к 70-летию Президента В. В. Путина, в котором приняли участие более 20 разных народов России), патриотические акции, приуроченные к празднованию государственных праздников и памятных дат (День России, День Победы, День государственного флага, воссоединение Крыма с Россией и др.), выражение солидарности с проводимой политикой (акция «Мы вместе, мы - русские» в поддержку героев спецоперации). В то же время, флешмоб может использоваться и в качестве протестной технологии.

Популярность флешмобов обусловлена тем, что для участия в них не требуется членства в каких-либо организациях, и, в то же время, это хорошая возможность выразить свои политические предпочтения, солидарность с политическими силами или, наоборот, заявить о своей протестной позиции. В связи с этим инициаторами флешмоб-акций все чаще выступают государственные и общественные организации.

Политическая голограмма - это разновидность 3D голографического образа, оптический клон объекта, кажущийся объемным с любой точки обзора, применяющийся в интересах политических акторов.

Одним из первых в рамках избирательной кампании голограмму использовал Нарендра Моди для увеличения широты охвата аудитории. В 2012 г. во время избирательной кампании по выборам в Законодательное собрание штата Гуджарат были спроецированы 26 голограмм прямо в толпы людей [14]. Весной 2014 г. данный прием был итерирован. Более тысячи раз Н. Моди, избирающийся уже на пост премьер-министра Индии, представал перед потенциальными избирателями в самых разных районах страны. Это

позволило интенсифицировать охват электората, повысить популярность политика за счет мультиплицирования его образа и сэкономить время.

В январе 2014 г. на съезде Партии справедливости и развития во время презентации кандидатов на пост мэра города Измир появилась фигура премьер-министр Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана в виде трехметровой голограммы [25]. Так премьер смог выступить перед собравшимися, территориально находясь в другом городе. По мнению однопартийцев, это был не только оригинальный ход, вызвавший широкий эмоциональный отклик, имевший wow-эффект, но и удачный информационный повод для мировых масс-медиа.

Трехмерную голограмму в рамках электоральной агитации в 2017 г. использовал и кандидат в президенты Франции от крайне левых Жан-Люк Меланшон: очно выступая в Лионе и одновременно в виде цифрового двойника - в Париже, а накануне выборов он выступил одновременно в семи местах. Использование передовых технологий стало одним из элементов формирования имиджа «нетипичного» кандидата. Так, помимо голограмм, Меланшон стал героем видеоигры Fiscal Kombat, разработанной Discord Insoumis специально по случаю президентских выборов [9].

Заключение

Анализ вышеобозначенных средств коммуникации позволяет утверждать, что они пробуждают больший интерес к политике у избирателей, а также способствуют проявлению политической активности, в том числе, неформальной.

Анекдоты и мемы одновременно могут быть как стихийным итогом народного творчества, так и продуманным политическим PR, тактически реализуемым в избирательной кампании. По тематике «народного цифрового фольклора» можно судить о темах, волнующих общественность.

Политические флешмобы дают возможность выразить свое отношение, чувство поддержки и сочувствия к той или иной политической партии / лидеру, согласие / несогласие с определенными политическим ценностями, идеями и т. п. Они являются своеобразным альтернативным средством взаимодействия власти и гражданского общества, формируют чувство групповой сплоченности, эмоционально заряжают участников.

Политическая голограмма способствует реализации такой техники убеждающей коммуникации, как «необычный образ»: за счет нестандартной формы подачи будет активизирован т. н. «эффект выпуклости» информации, что будет оказывать активное воздействие на непроизвольное внимание объекта политической кампании. Помимо этого, цифровизация политики, а также ситуационные факторы, такие, как, например, пандемия Covid-19 и строгие защитные ограничения от соблюдения мер социального дистанцирования до запретов на проведение массовых мероприятий и тотального карантина, способствуют расширению частоты и направлений эксплуатации голографических технологий.

Для повышения электоральной активности населения следует активнее привлекать средства неформальной политической коммуникации, вызывающие больше доверия у избирателей, имеющие широкие охваты, быстрое распространение за счет попадания в актуальную тематику, высокую эмоциональную составляющую, что активизирует периферийный способ восприятия информации.

Библиографический список

1. Бурматов В. В. Значимы ли флешмобы для российского политического процесса? // Власть. 2012. № 9. С. 30-35.

2. Гришин О. Е., Митрофанова А. Д. Политическое шоу как технология коммуникации // PolitBook. 2015. № 3. С. 117-133.

3. Дегтярева О. В. Флешмоб как протестная технология в политическом движении (на примере Украины) // Управленческое консультирование. 2017. № 11 (107). С. 125-130.

4. Детинко Ю. И., Куликова Л. В. Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. 168 с.

5. Ефанова Е. В., Матюсова А. И. Монстрация как форма общественно-политической активности современной молодёжи // Вестник МГОУ. 2018. № 2. С. 69-92.

6. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Изд-во Московского университета, 2015. 272 с.

7. ВЦИОМ увидел снижение политической активности до минимума за 17 лет // РБК. 2021. 2 авг. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2021/61052d699a7947d73c58f35b (дата обращения: 10.06.2023).

8. Гаврилов С. Д., Морозов С. И. Стратегии коммуникации в публичном политическом пространстве России: от интеграции до протеста // Право и политика. 2021. № 2. С. 25-34.

9. Голованов Г. Голограмма кандидата в президенты Франции встретилась с избирателями // Хайтек. Технологии. 2017. 6 февр. URL: https://hightech.fm/2017/02/06/french-presidential-campaign-hologram (дата обращения: 10.06.2023).

10. Громович Д. А., Демина И. Н. Использование неформальных методов политических коммуникаций в выборах // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 3. С. 82-91.

11. Добрынина Е. Н., Кирничук А. В. Интернет-мем как средство манипуляции общественным сознанием в политическом дискурсе // Немецкий международный журнал современной науки. 2021. № 20. С. 45-55.

12. Задонская В. А. Эффективность неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях в современной России (по

результатам экспертного опроса) // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 115-3. С. 50-52.

13. Ивлев С. В. Социально-политические коммуникации в контексте идеологического дискурса // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 15. № 2. С. 244-253.

14. Индийский политик превратился в голограмму, чтобы завоевать сердца избирателей // RT. 2014. 8 мая. URL: https://russian.rt.com/article/31126 (дата обращения: 10.06.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Калашникова А. Л. «Вы и убили-с!». Смыслообразующая функция прецедентных феноменов при интерпретации политического коммуникативного события в современных сетевых анекдотах // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 4. С. 163-173.

16. Каминченко Д. И. Флэшмоб как политическое явление: теоретические аспекты // Известия Саратовского университета. 2014. № 3. С. 91-94.

17. Канашина С. В. Интернет-мем и политика // Политическая лингвистика. 2017. № 1. С. 69-73.

18. Ковшов М. А. Системный анализ сетевой политической коммуникации // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6. С. 35-40.

19. Коробов А. А. Цифровая пропаганда и неформальные политические коммуникации: эффект функциональной связи // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 4. С. 73-82.

20. Кондратьева О. Н., Калашникова А. Л. Метафорическая интерпретация выборов президента Российской Федерации 2018 г. в юмористической политической коммуникации (на материале анекдотов) // Политическая лингвистика. 2021. № 2 (86). С. 89-97.

21. Кравченко Н. П. Эволюция анекдота в современных политических коммуникациях // Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. 2016. № 2 (3). С. 32-34.

22. Кто на самом деле Жириновский // Amorlatinoamericano.ru. 2019. 3 авг. URL: https://amorlatinoamericano.ru/business/kto-na-samom-dele-zhirinovskii-zhesty-zhirinovskogo-govoryat-s-tochki.html (дата обращения: 10.06.2023).

23. Микитенко Н. Ю., Есенова Т. С., Митриев И. М. Латинские изречения в интернет-мемах // Вестник Калмыцкого университета. 2020. № 4 (48). С. 75-84.

24. Напалкова И. Г., Семенов А. С. Интернет-мем как метод политической коммуникации // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2022. № 2 (17). С. 55-71.

25. Премьер Турции выступил перед сторонниками в виде 3D голограммы // РИА Новости. 2014. 27 янв. URL: https://ria.ru/20140127/991575580.html (дата обращения: 10.06.2023).

26. Пырма Р. В. Электоральная активность молодежи в США, Великобритании, Франции, Германии и России (сравнительное исследование) // Полития. 2019. № 4 (95). С. 188-204.

27. Пять лет назад в России прошел первый флешмоб // РязаньИнфо. 2008.

1 сент. URL: https://www.rzn.info/news/2008/9/1/20764.html (дата обращения: 10.06.2023).

28. Саккулин С. Политический юмор - актуальная технология убеждающей коммуникации // Постсоветский материк. 2021. № 3(31). С. 32-53.

29. Тихонов А. В., Мудров А. Ю. Формальные и неформальные политические взаимодействия в теории коммуникаций // Вестник ВГАВТ. 2015. Вып. 42. С. 109-113.

30. Шомова С. А. Выборы президента РФ - 2018 в зеркале мемов: новые реалии политической коммуникативистики // Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 157-173.

31. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6. С. 84-89.

32. Yefmova O. V., Tambieva Z. S. Modern approaches to the studyof mass political communication // Modern Science and Innovations. 2022. № 3 (39). P. 184191.

References

1. Burmatov V. V. Znachimy li fleshmoby dlya rossijskogo politicheskogo processa? (Are flash mobs significant for the Russian political process?) // Vlast'. 2012. № 9. S. 30-35.

2. Grishin O. E., Mitrofanova A. D. Politicheskoe shou kak tekhnologiya kommunikacii (Political show as a communication technology) // PolitBook. 2015. № 3. S. 117-133.

3. Degtyareva O. V. Fleshmob kak protestnaya tekhnologiya v politicheskom dvizhenii (na primere Ukrainy) (Flash mob as a protest technology in the political movement (on the example of Ukraine)) // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2017. № 11 (107). S. 125-130.

4. Detinko YU. I., Kulikova L. V. Politicheskaya kommunikaciya: opyt mul'timodal'nogo i kriticheskogo diskurs-analiza: monografiya (Political communication: the experience of multimodal and critical discourse analysis: monograph). Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2017. 168 s.

5. Efanova E. V., Matyusova A. I. Monstraciya kak forma obshchestvenno-politicheskoj aktivnosti sovremennoj molodyozhi (Monstration as a form of sociopolitical activity of modern youth) // Vestnik MGOU. 2018. № 2. S. 69-92.

6. Volodenkov S. V. Internet-kommunikacii v global'nom prostranstve sovremennogo politicheskogo upravleniya (Internet communications in the global space of modern political governance). M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2015. 272 s.

7. VCIOM uvidel snizhenie politicheskoj aktivnosti do minimuma za 17 let (VdOM saw a decline in political activity to a minimum in 17 years) // RBK. 2021.

2 avg. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2021/61052d699a7947d73c58f35b (data obrashcheniya: 10.06.2023).

8. Gavrilov S. D., Morozov S. I. Strategii kommunikacii v publichnom politicheskom prostranstve Rossii: ot integracii do protesta (Communication strategies in the public political space of Russia: from integration to protest) // Pravo i politika. 2021. № 2. S. 25-34.

9. Golovanov G. Gologramma kandidata v prezidenty Francii vstretilas' s izbiratelyami (The hologram of the French presidential candidate met with the voters) // Hajtek. Tekhnologii. 2017. 6 fevr. URL: https://hightech.fm/2017/02/06/french-presidential-campaign-hologram (data obrashcheniya: 10.06.2023).

10. Gromovich D. A., Demina I. N. Ispol'zovanie neformal'nyh metodov politicheskih kommunikacij v vyborah (The use of informal methods of political communication in elections) // Voprosy teorii i praktiki zhurna listiki. 2014. № 3. S. 82-91.

11. Dobrynina E. N., Kirnichuk A. V. Internet-mem kak sredstvo manipulyacii obshchestvennym soznaniem v politicheskom diskurse (Internet meme as a means of manipulating public consciousness in political discourse) // Nemeckij mezhdunarodnyj zhumal sovremennoj nauki. 2021. № 20. S. 45-55.

12. Zadonskaya V. A. Effektivnost' neformal'nyh politicheskih kommunikacij v izbiratel'nyh kampaniyah v sovremennoj Rossii (po rezul'tatam ekspertnogo oprosa) (The effectiveness of informal political communications in election campaigns in modern Russia (according to the results of an expert survey)) // Novaya nauka: Problemy i perspektivy. 2016. № 115-3. S. 50-52.

13. Ivlev S. V. Social'no-politicheskie kommunikacii v kontekste ideologicheskogo diskursa (Socio-political communications in the context of ideological discourse) // ZHurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022. T. 15. № 2. S. 244 -253.

14. Indijskij politik prevratilsya v gologrammu, chtoby zavoevat' serdca izbiratelej (Indian politician turned into a hologram to win the hearts of voters) // RT. 2014. 8 maya. URL: https://russian.rt.com/article/31126 (data obrashcheniya: 10.06.2023).

15. Kalashnikova A. L. «Vy i ubili-s!». Smysloobrazuyushchaya funkciya precedentnyh fenomenov pri interpretacii politicheskogo kommunikativnogo sobytiya v sovremennyh setevyh anekdotah («You killed him, sir!» The meaning -forming function of precedent phenomena in the interpretation of a political communicative event in modern online jokes) // Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. 2021. № 4. S. 163 -173.

16. Kaminchenko D. I. Fleshmob kak politicheskoe yavlenie: teoreticheskie aspekty (Flash mob as a political phenomenon: theoretical aspects) // Izvestie Saratovskogo universiteta. 2014. № 3. S. 91 -94

17. Kanashina S. V. Internet-mem i politika (Internet meme and politics) // Politicheskaya lingvistika. 2017. № 1. S. 69-73.

18. Kovshov M. A. Sistemnyj analiz setevoj politicheskoj kommunikacii (System analysis of network political communication) // Obshchestvo: politika, ekonomika, parvo. 2021. № 6. S. 35-40.

19. Korobov A. A. Cifrovaya propaganda i neformal'nye politicheskie kommunikacii: effekt funkcional'noj svyazi (Digital propaganda and informal political communications: the effect of functional communication) // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2022. T. 22. № 4. S. 73-82.

20. Kondrat'eva O. N., Kalashnikova A. L. Metaforicheskaya interpretaciya vyborov prezidenta Rossijskoj Federacii 2018 g. v yumoristicheskoj politicheskoj kommunikacii (na materiale anekdotov) (Metaphorical interpretation of the presidential elections of the Russian Federation 2018 in humorous political communication (based on anecdotes)) // Politicheskaya lingvistika. 2021. № 2 (86). S. 89-97.

21. Kravchenko N. P. Evolyuciya anekdota v sovremennyh politicheskih kommunikaciyah (The evolution of an anecdote in modern political communications) // Nauchnyj vestnik Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta. Mediakommunikaciya. 2016. № 2 (3). S. 32-34.

22. Kto na samom dele ZHirinovskij (Who is really Zhirinovsky) // Amorlatinoamericano.ru. 2019. 3 avg. URL: https://amorlatinoamericano.ru/business/kto-na-samom-dele-zhirinovskii-zhesty-zhirinovskogo-govoryat-s-tochki.html (data obrashcheniya: 10.06.2023).

23. Mikitenko N. YU., Esenova T. S., Mitriev I. M. Latinskie izrecheniya v internet-memah (Latin sayings in Internet memes) // Vestnik Kalmyckogo universiteta. 2020. № 4 (48). S. 75-84.

24. Napalkova I. G., Semenov A. S. Internet-mem kak metod politicheskoj kommunikacii (Internet meme as a method of political communication) // Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya. 2022. № 2 (17). S. 55-71

25. Prem'er Turcii vystupil pered storonnikami v vide 3D gologrammy (The Turkish Prime Minister spoke to supporters in the form of a 3D hologram) // RIA Novosti. 2014. 27 yanv. URL: https://ria.ru/20140127/991575580.html (data obrashcheniya: 10.06.2023).

26. Pyrma R. V. Elektoral'naya aktivnost' molodezhi v SSHA, Velikobritanii, Francii, Germanii i Rossii (sravnitel'noe issledovanie) (Electoral activity of young people in the USA, Great Britain, France, Germany and Russia (comparative study)) // Politiya. 2019. №4 (95).

27. Pyat' let nazad v Rossii proshel pervyj fleshmob (Five years ago, the first flash mob was held in Russia)// Ryazan'Info. 2008. 1 sent. URL: https://www.rzn. info/news/2008/9/1/20764. html (data obrashcheniya: 10.06.2023).

28. Sakkulin S. Politicheskij yumor - aktual'naya tekhnologiya ubezhdayushchej kommunikacii (Political humor is an actual technology of persuasive communication) // Postsovetskij materik. 2021. № 3(31). S. 32-53.

29. Tihonov A. V., Mudrov A. YU. Formal'nye i neformal'nye politicheskie vzaimodejstviya v teorii kommunikacij (Formal and informal political interactions in communication theory) // Vestnik VGAVT. 2015. Vyp. 42. S. 109-113.

30. SHomova S. A. Vybory prezidenta RF - 2018 v zerkale memov: novye realii politicheskoj kommunikativistiki (Presidential elections of the Russian

Federation - 2018 in the mirror of memes: new realities of political communication studies) // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2019. № 3. S. 157 -173.

31. SHCHurina YU. V. Internet-memy: problema tipologii (Internet memes: the problem of typology) // Vestnik CHerepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 6. S. 84-89.

32. Yefimova O. V., Tambieva Z. S. Modern approaches to the studyof mass political communication // Modern Science and Innovations. 2022. № 3 (39). P. 184-191.

Сведения об авторах

Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Область научных интересов: политические механизмы управления национальными территориями, пространственное развитие, имидж государства, имиджевые технологии, символический капитал, прикладные исследования в области политологии. Автор более 180 научных и учебно-методических работ. ORCID: http://orcid/org/ 0000-0003-3896-1600/ E-mail: zamisi@yandex.ru

Казакова Марина Николаевна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Область научных интересов: проблемы национальной и региональной безопасности России, нациестроительства и пространственного развития, формирования территориального имиджа. Автор более 80 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9386-3435 E-mail: mnkazakova@mail.ru

About the authors

Napalkova Irina Gennadyevna is the historical science PhD, the associate professor, the associate professor of the chair of general history, political science and regional studies of the National Research Ogarev Mordovia State University. Field of scientific interests: political mechanisms of management of national territories, central peripheral interaction in imperial Russia, spatial development, image of the state, image technologies. Author of more than 180 scientific, educational and methodical works.

ORCID: http://orcid/org/ 0000-0003-3896-1600/ E-mail: zamisi@yandex.ru

Kazakova Marina Nikolaevna - Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of General history, political science and area studies of the National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of national and regional security of Russia, nation-building and spatial development, formation of a territorial image. The Author of over 80 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9386-3435 E-mail: mnkazakova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.