Научная статья на тему 'Неформальная коммуникация в политике'

Неформальная коммуникация в политике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1440
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щенникова Ольга Николаевна

Исследуется неформальная политическая коммуникация, ее роль в процессе передачи информации и влиянии на массовое сознание и поведение. Особое внимание уделено слухам как одному из самых распространенных каналов информации, причинам их появления и популярности. Речь также пойдет о карикатурах и анекдотах как разновидностях неформальной коммуникации в политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Informal Communication in Politics

The article is dedicated to the informal political communications, its dug in process of the issue to information and influence upon mass consciousness and behaviour. The special attention in article is spared rumour as one of the most wide-spread channel of information, reason of their appearance and popularity. The speech will also go about caricatures and anecdotes as varieties of the informal communication in politics.

Текст научной работы на тему «Неформальная коммуникация в политике»

Неформальная коммуникация в политике

О.Н. Щенникова

Неформальная коммуникация в политике

В информационном поле политики наряду с формализованными, институализированными каналами массовой коммуникации особое место занимают неформальные каналы коммуникации. Под неформальной понимается коммуникация (передача информации) между людьми и группами, не контролируемая извне формальными структурами. Однако исследования неформальной коммуникации последних лет показали, что говорить об ее абсолютной стихийности не приходится, более того, она оказалась во многом управляемой и направляемой. Выяснилось также, что ее можно довольно эффективно использовать для воздействия на массовое сознание и поведение при проведении различных политических кампаний. И все же неформальная коммуникация отличается от институализированной прежде всего тем, что она не поддается жесткому контролю, а также сложно предсказать результат ее влияния на общество.

Традиционно к неформальной коммуникации относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако, на наш взгляд, этот перечень следует расширить и добавить политические карикатуры, общественное мнение и политические мифы, формируемые обществом. Причем анекдоты и карикатуры, образуя такую сферу коммуникации, как политический юмор, передают не столько информацию о политической сфере, сколько отношение к ней. Слухи же, сплетни, мифы и общественное мнение следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спецификой, о которой и пойдет речь в данной статье.

Одним из самых распространенных каналов неформальной коммуникации, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно, являются слухи. Обыкновенный слух - это прежде всего «теневой» мир, особый рынок информации, «обычно недостоверная информация, передающаяся исключительно в устной форме как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме» [1, с. 94]. Ценность слуха заключается в том, что он передает скрытую, неофициальную информацию о «другом» мире и о людях, которые в нем живут. Поскольку это закрытая информация, то именно она представляет особый интерес для публики, она позволяет приоткрыть завесу тайны, прикоснуться к «другому» необыкновенному миру, открытому только для избранных. В этом смысле слухи выполняют функцию социальной дифференциации общества на «своих» и «чужих», делая его более понятным.

Кто же такие «другие», почему так интересна информация о них? Для массового сознания «дру-

гие» - это те, кто выше в социальном, культурном или политическом плане, отличные от большинства, своеобразные «небожители», наделенные не характерными для большинства чертами и качествами [2, с. 77]. Эта своеобразность, отличность и привлекает. Более того, разделение мира на «своих» и «чужих» создает предпосылки для поиска «второго дна», в действительности тайного смысла в происходящем. Такой поиск связан с необходимостью удовлетворения естественной потребности человека в понимании и объяснении причин происходящего. И если такого объяснения из внешних по отношению к человеку источников нет либо оно по каким-то причинам его не устраивает, то задействуется механизм «каузальной атрибуции». Он позволяет интерпретировать субъекту восприятия причины и мотивы поведения других людей или событий [3, с. 22]. И в данном случае важную роль будут играть индивидуальные особенности сознания и опыт, при этом предсказать вероятные выводы практически невозможно. Даже если слухи запускают намеренно, предсказать результат их действия очень сложно.

Поиск тайного смысла, «второго дна» в официальных сообщениях вызван недоверием к официальным источникам власти, что связано с дискредитацией власти самой себя. Поэтому слухи, передаваемые по большому секрету только близким и проверенным людям, вызывают больше доверия, чем другие источники информации. Интерес и доверие к слухам определяются и действием такого стереотипа массового сознания, как «дыма без огня не бывает». Следует учитывать и то, что слухи нередко подтверждаются.

Кроме указанных, можно назвать еще ряд причин появления слухов. Например, «информационный голод», нехватка достоверной информации по интересующей теме или проблеме. В этом случае в действие вступает закон: «спрос рождает предложение», а информационное поле насыщается слухами, тогда интерес к теме идет на спад. Другой детерминантой возникновения слухов является значимость темы для человека.

Слухообразующим фактором являются экстраординарные события и герои, привлекающие общественное внимание и вызывающие потребность узнать о них больше, прикоснуться к ним, к их тайне, попасть в круг посвященных. Особость героя определяется его специфическим статусом и способностями, а передача информации о нем создает впечатление причастности к нему.

Следует отметить, что несмотря на общепринятое негативное отношение к слухам, они выполняют ряд

политология

функций, в том числе позитивных. Во-первых, они удовлетворяют потребности человека в общении, выступая в качестве повода встретиться и поделиться информацией, а также самореализации и уважении, позволяя привлечь к себе внимание как к источнику или носителю «особой», «секретной» информации. Во-вторых, слухи выполняют функцию интеграции, объединяя «посвященных», тех, кому доверили особо важную информацию, либо «своих» против «чужих», о которых идет речь в слухах. В-третьих, необходимо указать и функцию адаптации, приспособления к новым условиям через обсуждение.

В-четвертых, психологическая функция слухов выражается в выплеске эмоций, нередко негативных, эмоциональной разгрузке и снятии напряжения. В-пятых, при помощи слухов происходит установление контроля над угрожающими изменениями реальности. Эти изменения еще только грядут, а слухи о них уже распространяются, будоража общественное сознание. Передавая их, проговаривая, человек старается найти выход из возможной в будущем сложной ситуации, подготовиться психологически, подобрать адекватный вариант поведения. Поэтому особенно широкое распространение и влияние на поведение людей слухи оказывают во время кризисов и социальных трансформаций.

Схожую функцию в таких условиях выполняет и политический юмор, включающий в себя анекдоты, частушки, фельетоны, пословицы и поговорки, каламбуры и карикатуры. Сущностью юмора является вскрытие противоречий, двойных стандартов в политике, демонстрация абсурдности ситуации. Недовольство политической обстановкой, выраженное в юмористической форме, позволяет снять напряжение и почувствовать свое превосходство над ситуацией или политиками.

Наибольшее распространение и популярность в обществе приобрели анекдоты, которые представляют собой короткие смешные истории о какой-либо политической ситуации, лидере или группе, доводящие ситуацию до абсурда или высмеивающие глупость политиков. Как правило, они складываются спонтанно и являются своеобразным оперативным откликом общества на наиболее актуальные в данное

время события и проблемы. Анекдоты также позволяют выразить общественное отношение к чему или кому-либо, это уникальный «рейтинг популярности» политиков и событий.

В настоящее время следует признать, что количество анекдотов о политике по сравнению с советским периодом сократилось, а их качество также оставляет желать лучшего. Вероятно, это связано с тем, что практически не осталось запретных тем для обсуждения. Кроме того, очень активно политический юмор, анекдоты эксплуатирует телевидение, изобилующее всевозможными юмористическими передачами.

В настоящее время политический анекдот активно и успешно используется как политтехнология в ходе избирательных кампаний и осуществления повседневной деятельности государственных органов власти. Однако запущенный сверху анекдот, как правило, менее удачен, чем тот, который возник в обществе стихийно, отличается довольно непродолжительным периодом существования, в нем чувствуется чужеродность. Тем не менее анекдот является неотъемлемой частью культуры в целом и политической в частности.

Не менее значимы в отечественной смеховой политической культуре карикатуры. Их роль и значение определяются наглядностью передаваемой информации. Часто такая картинка передает отношение к информации лучше любых комментариев. Используя соответствующие образы и цвета, автор может очень точно передать суть какого-либо социального явления либо проблемы, отношение свое и общества к изображенным персонажам. В отношении карикатуры мы также можем говорить о выполнении ею функции психологической разгрузки.

Таким образом, подводя краткий итог изложенному, можно сказать, что неформальная политическая коммуникация и такие ее формы, как слухи, анекдоты и карикатуры, играют заметную роль в процессе восприятия и понимания происходящего в политике. Они позволяют ориентироваться в многообразии политических процессов и явлений, формировать отношение к ним, влияют на поведение людей в политике. Значение этих форм неформальной коммуникации в политике определили и повышенный интерес к ним исследователей и специалистов из различных областей науки.

Библиографический список

1. Ольшанский, Д. Политический РЯ / Д. Ольшанский. гии. - 1993. - №3.

- СПб., 2003. 3. Фомин, Ю.А. Психология делового общения /

2. Дубин, Б.В. Слухи как социально-психологический Ю.А. Фомин. - Минск, 2000. феномен / Б.В. Дубин, А.В. Толстых // Вопросы психоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.