Научная статья на тему 'Нефинансовые показатели в системе управленческого учета групп компаний'

Нефинансовые показатели в системе управленческого учета групп компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ГРУППА КОМПАНИЙ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / NON-FINANCIAL INDICATORS / INTEGRATED REPORTING / GROUP OF INTERCONNECTED COMPANIES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабынцев Н.Т., Кузменькова Е.Ф.

С помощью информационно-ресурсного обеспечения, методов анализа и синтеза в работе отражены особенности формирования и использования нефинансовой информации. В статье раскрыты роль и значение нефинансовых показателей в оценке деятельности групп компаний, приведена сравнительная характеристика финансовых и нефинансовых показателей, выделены существующие проблемы формирования нефинансовых отчетов, а также отражены особенности раскрытия информации нефинансового характера в интегрированной отчетности групп взаимосвязанных компаний.Formation of non-financial reporting in addition to the traditional financial reporting enables you to determine the financial and economic situation of the firms. Using information resources, methods of analysis and synthesis in the work traced the specifics of formation and use of non-financial information. In work defined the role and importance of non-financial indicators to assess the performance of the organization, provides comparative characteristics of financial and non-financial indicators, problems of formation of non-financial reports, and also reflects the peculiarities of non-disclosure in the integrated reporting groups of interconnected companies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нефинансовые показатели в системе управленческого учета групп компаний»

РАЗДЕЛ I. СОСТОЯНИЕ

И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

УДК 657.1

Лабынцев Н.Т., Кузменькова Е. Ф.

НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

ГРУПП КОМПАНИЙ

Аннотация

С помощью информационно-ресурсного обеспечения, методов анализа и синтеза в работе отражены особенности формирования и использования нефинансовой информации. В статье раскрыты роль и значение нефинансовых показателей в оценке деятельности групп компаний, приведена сравнительная характеристика финансовых и нефинансовых показателей, выделены существующие проблемы формирования нефинансовых отчетов, а также отражены особенности раскрытия информации нефинансового характера в интегрированной отчетности групп взаимосвязанных компаний.

Ключевые слова

Нефинансовые показатели, интегрированная отчетность, группа компаний, нефинансовая отчетность, менеджмент

JEL: M1, M41

Labyntsev N.T., Kuzmenkova E.F.

NON-FINANCIAL INDICATORS IN THE MANAGEMENT SYSTEM ACCOUNTING GROUPS OF COMPANIES

Annotation

Formation of non-financial reporting in addition to the traditional financial reporting enables you to determine the financial and economic situation of the firms. Using information resources, methods of analysis and synthesis in the work traced the specifics of formation and use of non-financial information. In work defined the role and importance of non-financial indicators to assess the performance of the organization, provides comparative characteristics of financial and non-financial indicators, problems of formation of non-financial reports, and also reflects the peculiarities of non-disclosure in the integrated reporting groups of interconnected companies.

Keywords

Non-financial indicators, integrated reporting, group of interconnected companies, management.

Введение. Современная экономи- нием бизнеса, в связи с чем многие

ческая среда характеризуется укрупне- компании объединяются в многопро-

фильные комплексы, преследующие цель максимизации прибыли и объединения капиталов. Как следствие, возникает необходимость разработки и практической адаптации новых управленческих технологий, позволяющих оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде компаний, и способствующих поиску новых направлений стратегического роста, в целях организации эффективного управления многопрофильными группами компаний на долгосрочную перспективу. Основным инструментом, который обеспечивает достижение стратегических целей менеджмента, выступает система управленческого учета.

На каждом этапе создания потребительской ценности выпускаемого продукта, оказываемой услуги или выполняемой работы необходим объем взаимосвязанной информации, достаточный для оценки различных вариантов и альтернатив принимаемого управленческого решения. Источником подобной информации должна стать стратегически ориентированная учетная система многопрофильного комплекса.

Кроме того, традиционная система финансовых показателей, раскрывающих результат деятельности хозяйствующего субъекта, должна быть дополнена информацией нефинансового характера [1].

Принимая стратегические управленческие решения, менеджмент групп компании должен быть обеспечен полным объемом необходимой информации, в случае недостаточности которой возникает риск существенных финансовых потерь. Более того, необходимо выходить за рамки функционирования не только отдельной бизнес-структуры, но и комплекса предприятий в целом, используя в системе управления информацию и о внешней среде.

Приоритетными становятся вопросы развития компаний в долгосрочном периоде, достижения высоких ре-

зультатов действующих бизнес-моделей, формирования достаточного массива данных финансового и нефинансового характера, которые позволят оценить не только функционирование многопрофильного комплекса, но также влияние всей группы в целом и отдельных ее единиц на регионы присутствия и наоборот.

Всё это обусловливает создание единой системы управления, нацеленной на принятие стратегических решений. Основой построения такой системы в многопрофильных бизнес-комплексах становится реализация стратегических задач, способствующих совокупному росту показателей функционирования как всего комплекса предприятий, так и отдельных его структурных единиц или видов деятельности, что возможно при дополнении традиционной системы показателей нефинансовыми.

Результаты. Принять обоснованное стратегическое управленческое решение, принимая во внимание лишь информацию финансового характера, на сегодняшний день проблематично. Нефинансовые показатели раскрывают причинно-следственные связи в экономике многопрофильного комплекса и являются базой для большинства стратегических управленческих решений.

Созданию и практической адаптации нефинансовых показателей в систему стратегического управленческого учета способствовало возникновение следующих предпосылок.

1. Необходимость более детального изучения внешней среды группы компаний ввиду усложнения их организационной структуры путем укрупнения и объединения бизнесов.

2. Традиционная система финансовых показателей неспособна отражать возможные результаты деятельности комплекса предприятий в будущем, основываясь на данных лишь бухгалтерского (исторического) учета по завершенным бизнес-процессам.

3. Для принятия стратегических управленческих решений недостаточно значений только финансовых показателей.

4. При планировании мероприятий, направленных на совершенствование и развитие деятельности многопрофильного комплекса, можно столкнуться с проблемой невозможности рассчитать положительный экономический эффект от реализации этих мероприятий посредством использования лишь традиционных финансовых инструментов. Это вызвано тем, что положительный результат проведенных мероприятий, требующий вложения определенных ресурсов, на начальном этапе заметен не сразу и может быть отсрочен. Поэтому принятие решения относительно целесообразности вложения средств в развитие компании, основанное на анализе лишь финансовых показателей, не может быть объективно ввиду возникновения противоречий по осуществляемым затратам и возможным будущим выгодам [2].

Анализируя состав годовой отчетности многопрофильных бизнес-структур, можно заметить, что доля использования финансовой информации является превалирующей. Объясняется это тем, что на сегодняшний день собственникам бизнеса более понятна стандартная финансовая информация, констатирующая те или иные факты и события и отражающая финансовую ситуацию в группе компаний на определенную дату. Однако необходимость планирования деятельности на долгосрочную перспективу, поиска резервов стратегического роста, повышения конкурентоспособности, не только количественной, но и качественной оценки деятельности хозяйствующего субъекта обусловливают необходимость внедрения в действующую систему нефинансовых показателей.

Говоря о нефинансовых показателях, можно выделить их два основных

преимущества. Оценивая деятельность экономического субъекта, нефинансовые показатели напрямую измеряют ее результат (например, качество и уровень обслуживания клиента по определённому договору), а также дают более объективную оценку влияния этого результата на деятельность комплекса предприятий в целом [3].

Подробное изучение и определение характерных особенностей каждой группы показателей позволит создать комплексный механизм их комбинированного отражения в отчетности для целей внешнего и внутреннего пользования.

На рисунке 1 представлена сравнительная характеристика финансовых и нефинансовых показателей.

Цель использования финансовых показателей всегда состояла в представлении информации о текущем финансово-экономическом положении экономического субъекта, в то время как нефинансовые показатели позволяют оценить потенциал компании, анализируя влияние каждого бизнес-процесса внутри группы взаимосвязанных организаций на создание потребительской ценности.

Стандартные инструменты оценки регламентируются установленными на законодательном уровне правилами, инструкциями и методическими указаниями по их расчету и необходимости применения, тогда как использование определённого перечня и порядка сбора нефинансовых показателей закреплено в локальных нормативных документах экономического субъекта.

С течением времени нефинансовые показатели теряют свою репрезентативность, что также отличает их от финансовых. Кроме того, нефинансовая информация представляет собой широкий спектр данных, в то время как традиционные инструменты оценки эффективности деятельности стандартизированы и ограничены по количеству.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Рисунок 1 - Сравнительная характеристика финансовых и нефинансовых показателей

Ориентация на будущие события зателей позволяет принимать управлен-

при использовании нефинансовых пока- ческие решения стратегической направ-

ленности, но, несомненно, основываясь на данных исторического учета, что в очередной раз подтверждает необходимость грамотного сочетания обеих групп показателей.

Чтобы оценить степень влияния нефинансового показателя на конечный результат деятельности группы взаимосвязанных компаний, возможно использовать статистические методы сбора данных. Например, вероятность улучшения условий поставщика в пользу группы в результате удовлетворённости от выполнения условий договора поставки и роста объемов закупки, что в свою очередь скажется на финансовых результатах деятельности всего хозяйствующего сегмента в будущем. Тем не менее получение статистических данных по рассматриваемому показателю может растянуться на длительный срок.

Рассматривая необходимость раскрытия информации финансового и нефинансового характера в бухгалтерской отчетности, нужно отметить, что в настоящее время крупные многопрофильные комплексы включают в состав годовой отчетности блоки нефинансовой информации, в основном преследуя цель повышения инвестиционной привлекательности. Но обязательность включения таких показателей в состав отчетности не закреплена на законодательном уровне, в то время как перечень данных, отражающих финансовое положение хозяйствующего субъекта, установлен и стандартизирован.

Залогом эффективного анализа информации в целях принятия стратегического управленческого решения становится умелая комбинация традиционной системы показателей с нефинансовыми. Объединив эти группы показателей, становится возможным учитывать затраты и плановые показатели в том числе и по нефинансовым результатам бизнес-процессов и видов деятельности.

Однако стоит помнить, что положительный результат от внедрения

группы нефинансовых показателей в систему управленческого учета не должен быть ниже уровня затрат на получение нефинансовой информации. При этом менеджмент групп компаний может столкнуться с проблемой сбора данных нефинансового характера.

На рисунке 2 представлена группировка методов сбора нефинансовой информации в многопрофильной бизнес-структуре с использованием внутренних ресурсов и привлечением внешних.

Сбор и обработка информации при использовании собственного потенциала компании основывается на внедрении соответствующих программных модулей в действующую автоматизированную систему учета, приобретении технологических решений, направленных на обработку или сбор информации по конкретному нефинансовому параметру или активное участие собственного штата сотрудников в процессе сбора и обработки нефинансовой информации.

Привлечение внешних ресурсов характеризуется заключением договоров с компаниями, специализирующимися непосредственно на сборе нефинансовых показателей.

Полученная информация нефинансового характера подлежит раскрытию в интегрированной отчетности или может быть включена в состав годового отчета группы взаимосвязанных компаний в тех или иных разделах.

При включении нефинансовой информации в отчетность многопрофильного комплекса ее отражение, наряду с финансовыми показателями, должно быть ограничено определенными правилами их комбинированного использования. По нашему мнению, эти правила должны учитывать все специфические особенности функционирования бизнес-структур в целях их наиболее полного раскрытия. Нами определены условия включения нефинансовых критериев оценки деятельности в состав отчетности.

МЕТОДЫ СБОРА НЕФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рисунок 2 - Методы сбора нефинансовой информации

В первую очередь должны быть представлены обе группы показателей: и финансовые, и нефинансовые, при этом перечень показателей необходимо устанавливать, учитывая специфику видов деятельности многопрофильного комплекса. Используемые показатели должны быть умеренно взаимозависимы и взаимосвязаны, т.е. рост положительного значения одного не должен происходить, оказывая негативное влияние на значения других. Кроме того, вся совокупность показателей должна быть ограничена друг от друга - улучшение одного не должно приводить к непроизвольному улучшению других. Комбинируя состав показателей, следует акцентировать внимание на будущих событиях, т.е. ориентироваться на перспективу, а не констатировать уже произошедшие факты хозяйственной дея-

тельности. Также при осуществлении контроля за репрезентативностью нефинансовых показателей необходимо разрабатывать несколько альтернативных вариантов решений в случае снижения наглядности существующих критериев оценки деятельности [4].

При этом нефинансовые показатели должны удовлетворять определенным требованиям в целях их включения в состав комбинированной системы оценки деятельности хозяйствующего субъекта. В частности, нефинансовые показатели должны быть подконтрольны ответственному лицу для анализа изменения значений и своевременного принятия мер по их улучшению. Здесь же следует добавить и возможность влияния напрямую на нефинансовый показатель непосредственно самого структурного подразделения комплекса

взаимосвязанных компаний, участвующего в создании потребительской ценности производимого продукта. Значение финансового результата должно находиться в прямо пропорциональной зависимости от нефинансовых показателей. И в заключение необходимо добавить необходимость установления периодичности сбора нефинансовых показателей, основанной на накопленных данных.

Как уже было отмечено, нефинансовая информация раскрывается в интегрированном отчете или в определенных разделах годового отчета группы компаний. И в настоящее время подобные отчеты принято составлять в разрезе следующих разделов: экономической составляющей, социальной, экологической и других, в зависимости от целей ее формирования и особенностей деятельности экономического субъекта [5].

В составе экономической составляющей могут быть представлены показатели темпов роста/прироста прочих доходов (расходов), объемов рынка и доли взаимосвязанных компаний на рынке, налоговой нагрузки, количество, состав и возможный ореал деятельности дочерних компаний по видам деятельности, скорость и качество прохождения информации по внутренним организационным каналам, обеспечение выполнения заявок на отгрузку точно к указанному сроку, степень надежности компаний-поставщиков и т.д.

В разделе социальной составляющей могут отражаться такие нефинансовые показатели, как текучесть кадров, процент переобучения и показатели овладения смежными профессиями, состав уволенных сотрудников по возрасту и полу, коэффициент частоты несчастных случаев на производстве, количество конфликтных ситуаций между отдельными работниками, наличие (отсутствие) трудовых споров и пр.

В составе экологической составляющей может содержаться информа-

ция о количестве экологически вредных продуктов, которые используются при производстве конкретного вида продукции, объемах выбросов вредных веществ в атмосферу, коэффициенте использования высокого класса экологически чистых материалов и др. В связи с тем, что в современных условиях защите окружающей среды уделяется особое внимание, повышен контроль со стороны органов государственной власти за соблюдением экологических норм и правил. Поэтому заинтересованным пользователям с большой вероятностью будут интересны показатели, отражающие количество проверок за отчетный год, количество выявленных нарушений установленных норм и правил, а также «степень исправления» организации по результатом проверок.

Необходимо отметить, что пользователи отчетности ставят перед собой цель получить наиболее полное и комплексное представление о деятельности бизнес-структуры, ее результатах и направлениях развития.

Заключение. Таким образом, целесообразность и необходимость использования нефинансовой информации и раскрытия ее в отчетности в настоящее время уже не вызывает сомнений. Порядок и форма представления данного вида отчетности в настоящее время не регламентированы и не унифицированы, во-первых, ввиду того, что решение о составлении нефинансовой отчетности носит добровольный характер, во-вторых, состав и количество нефинансовых показателей, раскрываемых в отчетности, формируются на основе профессионального суждения соответствующих специалистов, исходя из особенностей функционирования экономического субъекта. Интеграция нефинансовых показателей в учетную систему и сочетание их с традиционными показателями оценки эффективности деятельности позволит анализировать любую хозяйственную ситуацию, прямо или

косвенно оказывающую влияние на конечный результат, моделируя вероятность наступления того или иного события в будущем, задав тем самым единую основу для принятия финансово-экономических и хозяйственных решений, ориентированную на рост прибыли при управлении всеми видами деятельности.

Библиографический список

1. Лабынцев Н.Т., Безценная Е.Ф. Организационные основы консолидации многопрофильных бизнес-структур // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 8-3. - С. 683-687

2. Безценная Е.Ф. Понятие, роль и необходимость использования нефинансовых показателей в стратегическом управленческом учете // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Актуальные проблемы социально-экономического развития: материалы Х Международной научно-практической конференции 18-21 апреля 2013 г. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2013. - Ч. 1.

3. Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Требования, предъявляемые к корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2014. -№ 16. - С. 20.

4. Развитие управленческого учета и отчетности в коммерческих организациях: монография / под редакцией профессора Лабынцева Н.Т. - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. - 376 с.

5. Ефимова О.В. Корпоративная отчетность как способ взаимодействия с заинтересованными сторонами // Аудиторские ведомости. - 2015 - № 9. -С. 43-54.

6. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Система показателей нефинансовой отчетности для оценки инвестиционной привлекательности компании // Аудиторские ведомости. - 2015. - № 9. -С. 55-68.

7. Лабынцев Н.Т., Архипенко НЮ. Управленческий учет как основа эффективного функционирования бизнеса в кризисный период // Управленческий учет. - 2016. - № 2. - С. 35-41.

8. Лисицин В.Г., Зозуля Д.М. Концепции управления затратами в стратегическом аспекте // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2014. - № 5.

9. Ситникова, В. А. Нефинансовая информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций // Аудитор. - 2015. - № 3. - С. 64-72.

Bibliographic list

1. Labyntsev N.T., Beztsennaya E.F. Organizational basics of consolidating multi-disciplinary business structures // Basic research. - 2014. - № 8-3. - Р. 683-687.

2. Beztsennaya E.F. The concept, role and necessity of using non-financial indicators in strategic management accounting // Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference «Tatishev readings: actual problems of science and practice. Actual problems of socio-economic development». April 18-21, 2013. - Tolyatti: Volga University V.N. Tatishcheva, 2013. - Part 1.

3. Vakhrushina M.A., Malinov-skaya N.V. Requirements for corporate reporting // International Accounting. - 2014. -№ 16. - P. 20.

4. Development of management accounting and reporting in commercial organizations: monograph / Edited by Professor N.T. Labyntsev. - Rostov-on-Don: Publishing house and printing complex RSUE (RINH), 2017. - 376 p.

5. Efimova O.V. Corporate reporting as a way to interact with stakeholders // Audit statements. - 2015. - № 9. - Р. 43-54.

6. Demina I.D., Dombrovskaya E.N. The system of non-financial reporting indicators for assessing the investment attractiveness of a company // Audit statements. - 2015. - № 9. - Р. 55-68.

7. Labyntsev N.T., Archipenko N.U. Management accounting as the basis for the effective functioning of the business during the crisis period // Management accounting. -2016. - № 2. - Р. 35-41.

8. Lisitsin V.G., Zozulya D.M. Concepts of cost management in a strategic

УДК 657.4

aspect // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; right and management. - 2014. - № 5.

9. Sitnikova V.A. Non-financial information in the accounting (financial) statements of organizations // Auditor. -2015. - № 3. - P. 64-72.

Кислая И.А.

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье обоснована целесообразность выделения логистических процессов в коммерческом менеджменте в отдельный объект управленческого учета и контроля. Дана характеристика учетно-аналитического подхода к трансформации логистических затрат из системы бухгалтерского (финансового) учета в подсистему управленческого учета и цель такой трансформации в логистической деятельности. Предложена группировка статей логистических затрат при попроцессном подходе к формированию себестоимости объектов логистики, а также группировка тех же затрат в зависимости от переменности их натурального измерителя. Предложенные приемы управленческого учета будут способствовать объективному формированию управленческого отчета о фактической себестоимости запасов для целей управленческого анализа и принятия различного рода управленческих решений.

Ключевые слова

Логистика, бизнес-процесс, управленческий учет, контроль, статьи затрат, центры затрат.

JEL: M41

Kislaia IA.

SIMULATION OF ACCOUNTING AND MANAGEMENT SYSTEM FOR THE PURPOSE OF COMMERCIAL MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF LOGISTIC ACTIVITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation

The article substantiates the expediency of separating logistic processes in commercial management into a separate object of management accounting and control. The characteristic of the accounting and analytical approach to the transformation of logistics costs from the system of accounting (financial) accounting in the subsystem of management accounting and the purpose of such a transformation in logistics activities. A grouping of items of logistics costs is proposed with a process-based approach to the formation of the cost price of logistics objects, as well as the grouping of the same costs depending on the variability of their natural

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.