Штиллер М.В., Нестерова А.А. НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Аннотация. Авторами раскрыты ключевые моменты в части определения и формирования нефинансового отчета. Обозначена важность нефинансовой информации для создания и подержания имиджа компании. Определена роль нефинансовой отчетности как базового источника, формирующего представление о стратегических планах и задачах компании. Проанализированы основные виды нефинансовых отчетов в практике российских компаний.
Ключевые слова. Устойчивое развитие, отчеты с нефинансовой информацией, нефинансовые показатели, нефинансовая отчетность, финансовая отчетность.
Shtiller M.V., Nesterova A.A. NON-FINANCIAL REPORTING: EXPECTATIONS AND REALITY
Abstract. The authors reveal the key points regarding the definition and formation of a non-financial report. The importance of non-financial information for creating and maintaining the company's image is indicated. The role of non-financial reporting as a basic source that forms the idea of the company's strategic plans and mission is determined. The main types of non-financial reports in the practice of Russian companies are analyzed.
Keywords. Sustainable development, reports with non-financial information, non-financial indicators, non-financial reporting, financial reporting.
Введение
Предоставление нефинансовых отчетов носит сугубо добровольный характер, как в зарубежной практике, так и в российской. Компания сама решает, будет ли она предоставлять стейкхолдерам информацию нефинансового содержания или нет. Самостоятельного решения требуют и вопросы в части состава отчетности такого плана, места и способов ее размещения, подтверждения аудиторской проверкой и содержательного наполнения отчетности. Внедрение цифровых инструментов в процесс сбора, обработки нефинансовой информации и подготовки нефинансовой отчетности наметили положительные тенденции в вопросах применения наилучших мировых практик в данном вопросе.
Разноплановость в отраслевых принадлежностях, сферах и направленностях деятельности предприятий оказывает ключевое влияние на состав формируемых нефинансовых результатов деятельности. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) информирует, что нефинансовая отчетность представлена отчетами социального направления, она раскрывает экологическую составляющую деятельности, также виды интегрированных отчетов, отчеты по отраслевому признаку и отчеты ЦУР. Нефинансовые отчеты компаний, работающих на территории нашей страны, сгруппированы по отраслевому признаку (см. рис. 1).
ГРНТИ 06.35.31 EDN NVOZUM
© Штиллер М.В., Нестерова А.А., 2024
Марина Владимировна Штиллер - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Анастасия Александровна Нестерова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Штиллер М.В.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St.Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.:+7 981 706-57-71. E-mail:stilmarmax@mail.ru. Статья поступила в редакцию 20.05.2024.
Рис. 1. Количественный анализ нефинансовых отчетов компаний Российской Федерации в разрезе отраслевой принадлежности по состоянию на 12.05.2024 г., шт.
Поэтому нефинансовые показатели должны и отражают соответствующий специфический характер деятельности компании [1]. Следует отметить, что цель формирования нефинансовых отчетов носит сугубо коммерческий характер. Компании, раскрывая информацию о своей деятельности в направлении целей устойчивого развития, несомненно, стремятся представить себя потенциальным инвесторам с лучшей стороны. К тому же, такая отчетность является дополнением к финансовым показателям деятельности, значит она позволяет составить полную картину о результатах функционировании компании. Раскрытие нефинансовых показателей лишь повысит качество и преумножит информационные возможности данных финансовой отчетности.
Нефинансовый отчет выступает в роли базового источника, формирующего представление о стратегических планах и задачах компании, о предпринятых мера по защите и восстановлению окружающей среды, о способах и результатах социального взаимодействия с обществом. Реалии сегодняшнего времени требуют от компаний объединять в одном отчете информацию и о финансово-хозяйственной деятельности, и о результатах в области устойчивого развития [1]. Статистика имеющихся данных по вопросам подготовки и представления нефинансовых отчетов сигнализирует о ежегодном росте числа компаний, желающих предоставлять интегрированные отчеты, что подтверждает понимание важности такого шага для будущего развития бизнеса.
Информационной базой публичных корпоративных нефинансовых отчетов является Национальный регистр, поддерживаемый РСПП. Регистр содержит перечень данных, представленных российскими компаниями на добровольной основе в части нефинансовой информации. По данным РСПП, в регистре
140
Штиллер М.В., Нестерова А.А.
представлены 1512 отчетов от 270 компаний в период с 2001 по 2024 гг. Рассматриваемую тенденцию можно проиллюстрировать данными, приведенными в таблице.
Таблица
Виды нефинансовых отчетов компаний по состоянию на май 2024 г. в разрезе отраслей, шт.
Виды отраслевой принадлежности Данные по количеству представленных отчетов
Всего Устойчивого развития Интегрированные Социальные Экологические
Энергетическая 356 86 187 47 36
Нефтегазовая 206 146 21 9 30
Горнодобывающая, металлургическая 212 101 40 68 3
Финансовая и страховая 160 74 17 69 -
Химическая 118 39 48 15 16
Телекоммуникационная 75 35 12 28 -
Пищевое производство 67 39 3 25 -
Транспортная и логистическая 48 18 14 10 6
Некоммерческая 45 8 - 37 -
Производство оборудования 26 3 22 1 -
Производственная (прочие виды) 37 20 - 17 -
Торговая 34 17 17 0 -
Деревообрабатывающая 31 3 6 4 18
Отчеты отраслевого назначения 31 1 - 30 -
Жилищно -коммунальная 22 3 4 14 1
Строительная 22 12 9 0 1
Образование 13 2 - 11 -
Здравоохранение 9 6 - 3 -
Итого 1512 613 400 388 111
Источник: данные РСПП.
Данный регистр включает реестр компаний, публикующих нефинансовую отчетность и электронную библиотеку таких отчетов. На рисунке 2 количественно представлены основные виды корпоративных нефинансовых отчетов по состоянию на 12 мая 2024 г.
Рис. 2. Количество нефинансовых отчетов по видам (по данным РСПП) Материалы и методы
В процессе исследования авторы использовали методы общелогического и теоретического уровней, такие как: анализ, синтез, аналогия, объяснение, обобщение, группировка, систематизация и другие. Анализировались научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, занимающихся проблемами оценки результатов деятельности компаний в целях устойчивого развития.
Наибольший интерес представляют отдельные исследования российских ученых таких как: Баты-лина Н.А., Максименко Г.В. [2, 3]. Исследование Борисюк А.А., Гаджиева Г.М. [4] направлено на изучение возможностей оценки нефинансовых отчетов с помощью финансовых и нефинансовых коэффициентов. Некоторые авторы считают, что разработка нефинансовых отчетов российского бизнеса в самом начале своего пути и «только предстоит столкнуться с проблемами анализа нефинансовой информации различного рода» [5]. По мнению отдельных авторов «Нефинансовая отчетность - публичное предоставление информации о нефинансовых инициативах компании за предыдущий период с целью эффективного управления репутацией» [6]. Поэтому компаниям так крайне важно правильно подходить к раскрытию нефинансовой информации в целях устойчивого развития.
Результаты и обсуждение
Все большую популярность приобретают нефинансовые показатели деятельности компаний. Наряду с финансовыми отчетами, нефинансовая публичная отчетность вызывает интерес огромного количества заинтересованных лиц, как внешнего круга, так и внутреннего пользователя. Нефинансовая информация может быть представлена различными способами от простой публикации в разнообразных формах представления, до применения социальных интернет-источников и мобильных приложений.
Компании в своем желании повышения инвестиционной привлекательности заинтересованы в подготовке и предоставлении информации нефинансового характера. Такая информация дает дополнительные резервы для бизнеса в части эффективного его управления и измерения рисков, вызванных деятельностью компании в рамках достижения ЦУР. Базовыми источниками для формирования нефинансового отчета выступают данные управленческой, бухгалтерской, статистической отчетностей и Б80-отчетов с обязательной корректировкой на мнение стейкхолдеров.
Заключение
Подводя итог рассмотрению проблемы, можно согласиться с выводом, что роль нефинансовой отчетности в создании имиджа компании и в достижении целей устойчивого развития нарастает с каждым годом. Остаются проблемными еще очень многие вопросы, связанные и с подготовкой такого вида отчетности и с ее нормативным регулированием, оценкой основных показателей нефинансовой деятельности и аудирования. Отдельного внимания заслуживают аспекты цифровизации инструментов сбора, обработки и оценки данных для формирования нефинансовых отчетов.
Толчком в развитии интереса к проблемам, связанным с подготовкой нефинансовых отчетов, послужили интересы стейкхолдеров в лице законодательной и исполнительной власти, профсоюзных организаций, представителей рынка и т.п., которые стали уделять все больше внимания нефинансовой информации с точки зрения концепции устойчивого развития. Это повлекло за собой изменение траектории внешних требований к деятельности компаний и затруднения в части их игнорирования.
Определенно важным является применение нефинансовой информации в виде нефинансового отчета для обеспечения заинтересованных пользователей необходимой информацией о деятельности компании в направлении устойчивого развития. Не менее важным является умение и возможность правильно анализировать полученные итоговые результаты применения стратегических мероприятий компании в рамках экологической и корпоративной социальной ответственности. Реальность требует скорейшей разработки методологии не только в части нефинансовой отчетности, но и методов, способов, системы нефинансовых показателей для ее анализа.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Штиллер М.В., Сисина Н.Н. Продвинутая аналитика управленческой деятельности в цифровой бизнес-модели // Известия СПбГЭУ. 2022. № 3 (141), ч. 1. С. 94-111.
2. Батылина Н. А. Практика и проблемы внедрения нефинансовой отчетности в России // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 33. С. 619-625.
3. Максименко Г.В. Нефинансовая отчетность как индикатор устойчивого развития организации в контексте корпоративной социальной ответственности // Финансовая экономика. 2020. № 8. С. 171-175.
4. Борисюк А.А., Гаджиев Г.М. Нефинансовая отчетность как инструмент «обратной связи» компании и проблемы ее развития в РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6-2 (76). С. 17-21.
5. Штиллер М.В. Нефинансовая отчетность как информационная база бизнес-анализа // Нефинансовая информация: регулирование, анализ, аудит. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 96-108.
6. Штиллер М.В., Островская О.Л. Нефинансовые риски: понятие, классификация и управление // Цифровые экосистемы устойчивого развития экономических субъектов и бизнес-анализ. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 136-148.