Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/57EVN415.pdf DOI: 10.15862/57EVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/57EVN415)
УДК 657.6
Фатеева Татьяна Николаевна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва Филиал в г. Калуга1 Доцент
Кандидат экономических наук E-mail: fatteewa@gmail.com РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=534397
Лесина Татьяна Викторовна
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Россия, Москва Филиал в г. Калуга Доцент кафедры «Экономическая безопасность» Кандидат экономических наук E-mail: jalesina@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=639143
Нефинансовая отчетность как инструмент формирования положительного имиджа организации
1 248000, г. Калуга, ул. Циолковского, д. 5, кв. 13
Аннотация. Нефинансовая отчетность, с точки зрения потенциальных инвесторов и социальной направленности, представляет собой метод развития связей с общественностью, как способ создания (обоснованного) положительного имиджа организации у заинтересованных сторон. Современные объекты учета, такие как аутсорсинг, автоматизированные информационные системы могут быть эффектно представлены в нефинансовой отчетности.
Целью исследования является формирование отношения к подготовке нефинансовой отчётности как к инструменту способному повысить экономический и социальный рейтинг организации.
Методика исследования основывалась на методах наблюдения, классификации и систематизации.
В работе проведено исследование формирования нефинансовой отчетности в России и за рубежом, подчеркнута важность общественного заверения нефинансовой отчетности. В рамках нефинансовой отчетности приведено подробное содержание раздела о порядке организации труда, определены его качественные характеристики. Авторами представлены нефинансовые показатели для оценки отражения в нефинансовой отчетности результатов использования аутсорсинга в части ведения бухгалтерского учета.
В результате исследования представлены рекомендации по обеспечению составления социальной отчетности организаций, выделены уровни формирования корпоративной социальной отчетности, даны рекомендации по отражению в корпоративной социальной отчетности результатов использования аутсорсинга.
Ключевые слова: нефинансовая отчетность; социальный вектор; общественное признание; нефинансовые показатели; корпоративная социальная отчетность; управление компаниями; аутсорсинг; общественное мнение.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Фатеева Т.Н., Лесина Т.В. Нефинансовая отчетность как инструмент формирования положительного имиджа организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015)
http://naukovedenie.ru/PDF/57EVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/57EVN415
Современная корпоративная отчетность имеет несколько направлений, которые носят разрозненный характер, поэтому особенную актуальность приобретает совершенствование корпоративной отчетности, направленное на объединение финансовых и нефинансовых показателей в разработанные стандарты, для предоставления в удобном и понятном виде всем заинтересованным сторонам. Нефинансовая отчетность - является новым направлением в корпоративной отчетности. Этот документ объединяет и комплексно отражает результаты деятельности и основные показатели работы компании в направлении социального, экологического и экономического развития. Одним из важных условий внедрения нефинансовой отчетности является обеспечение достоверности информации и, за счет этого, повышение доверия к новому формату.
Сегодня в мире нефинансовую отчётность, комплексно раскрывающую информацию о деятельности компаний, можно считать признанной практикой, присущей бизнесу крупных и средних национальных компаний в разных отраслях промышленности, независимо от национальных и культурных особенностей государств. Значимыми событиями последних нескольких лет можно считать тенденцию к формализации требований в области корпоративной ответственности и появление новых платформ отчётности, что свидетельствует о начале нового этапа в развитии этих явлений.
Нефинансовая отчетность компаний - это не просто свод количественных и качественных показателей их общественной деятельности. Нефинансовую отчётность можно определить как систему информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты её деятельности, которые могут повлечь существенные последствия для самой компании, потребителей её продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или каких-либо иных, связанных с ней групп общества.
На сегодняшний день, в Национальном Регистре нефинансовых отчетов зарегистрировано 148 компаний, предоставивших 532 отчета, которые были выпущены в период с 2000 г. В их числе: 49 экологических отчетов, 238 социальных отчетов, 169 отчетов в области устойчивого развития, 54 интегрированных и 22 отраслевых отчетов. Наибольшее количество отчетов представлено энергетическим (119) и нефтегазовым (103) сектором [1]. В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчётности [2]. Социальная отчетность, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей (далее РСПП) занимает лидирующие позиции по количеству представленных отчетов.
В мире в целом растет понимание необходимости смены приоритетов экономического развития с целью изменить траекторию движения. Новые вызовы требуют объединения усилий всех секторов экономики, развития вектора социальных инноваций для достижения устойчивого развития, одной из которых является корпоративная социальная ответственность [3]. В научной литературе встречаются определения корпоративной социальной ответственности бизнеса, как - выполнение предприятием законодательно установленных и добровольно принятых социальных обязательств по отношению к персоналу, развитию социально-трудовой сферы предприятия и социальной сферы общества, местного сообщества, на территории которого оно осуществляет свою основную деятельность [4], или социальная ответственность как базовая ценность в обществе и как инструмент решения совокупности социально-экономических задач [5]. Под корпоративной социальной ответственностью понимается концепция, когда компании в своей повседневной деятельности добровольно руководствуются принципами ответственного ведения бизнеса, учитывая ожидания внутренних и внешних стейкхолдеров, с тем, чтобы увеличить положительное влияние на общество и минимизировать отрицательное воздействие, позволяет компаниям добиваться следующих конкурентных преимуществ:
• совершенствование системы управления нефинансовыми рисками, прежде всего социальными и экологическими;
• способность мотивировать и удержать опытных специалистов, привлекать креативные и компетентные кадры;
• улучшение репутации организации через открытое этичное поведение и обеспечение доверия;
• приобретение статуса надежного партнера и как следствие стабильный инвестиционный поток и расширение потенциальных возможностей и т.п.
А результирующим показателем оценки этой деятельности является уровень нефинансовой ответственности - индикатор деятельности организации во взаимоотношении со стейкхолдерами, характеризующий её способность осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами социальной ответственности, международными стандартами и нормами гражданского общества.
В ходе исследования выявлено, что по мере развития компании её социальная и экологическая деятельность может соответствовать разным уровням. На рис. 1 приведены уровни развития нефинансовой отчетности (далее - НФО).
( Е
5-й уровень
4-й уровень
3-й уровень
1 Высокий уровень самоорганизации;
1 Ценности "высшего" порядка - экология, качество жизни, глобальное видение; 1 Лидерский коллективный тип управления.
1 Возникает понимание необходимости стратегических социальных инвестиций; 1 Избираются социальные проекты, близкие к стратегии бизнеса.
1 Регламенты, процессы, высокая формализация процедур; 1 Приведение кланового хаоса в эффективную культуру управления; 1 Профессиональный менеджмент.
Выраженная клановая структура;
1 Первый этап освоения захваченных бизнес-территорий; 1 Клановый тип управления.
-
• Культура "охотников": захват территории, ориентация на быстрый результат;
• Агрессивное отношение с внешним миром и между собой;
• Лидерский тип управления.
2-й уровень
1-й уровень
Рис. 1. Уровни развития НФО. Источник: разработано авторами
Рассмотрев отечественные и зарубежные методики оценки НФО в работе выделены в качестве основных проблем такие, как: отсутствие информации в открытых источниках и использование сложных индикаторов. Для получения необходимых данных приходится формировать запрос, включающий анкету для самостоятельного заполнения предприятием либо прибегать к услугам внешних аудиторов, что в свою очередь оборачивается длительностью по срокам оценки и подразумевает оплату работы экспертов.
Основная задача нефинансовой отчетности - установить зримую взаимосвязь между результатами основной деятельности компаний и ее многочисленными последствиями, чтобы понимать, ценой каких потерь и затрат достигается экономическое благополучие или неблагополучие отдельно взятой компании. Соответственно, предлагается несколько
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (июль - август 2015)
http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru
модифицированный тип отчета - отчет в области корпоративного управления и управления социальными и экологическими воздействиями.
Такая отчетность будет способствовать принятию компаниями более взвешенных решений с учетом задач устойчивого развития, а инвесторы и другие группы заинтересованных сторон получат более содержательную информацию о результатах их деятельности. Это потребует создания новой системы отчетности, которая будет объединять требования, уже применяемые при составлении финансовой отчетности, и лучшие подходы в области нефинансовой отчетности.
По данным РСПП наблюдается рост количества компаний, формирующих нефинансовую отчетность, что наглядно представлено на рисунке 2.
80 70 60 50 40 30 20
10 1 2
0
71
73
76
56
49
33
23
10
О
о
45 44
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
4
Рис. 2. Количество компаний, публикующих нефинансовые отчеты по годам выпуска
в России (источник: http://www.rspp.ru [6])
Значительный рост количества компаний в Российской Федерации, публикующих нефинансовые отчеты, наблюдался с 2003 по 2007 гг., а также с 2009 по 2013 гг., в 2014 году наблюдается снижение роста, так, по сравнению с 2013 году, когда нефинансовую отчетность опубликовали 76 компаний, в 2014 году их количество составило всего 65. Несмотря на это обстоятельство, следует отметить важность показателей нефинансовой отчетности для внешних пользователей.
Предоставление подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в нефинансовой отчетности.
Нефинансовая отчетность позволяет укрепить уверенность заинтересованных сторон в долгосрочном успехе деятельности компании. Благодаря этим преимуществам, на сегодняшний день всё больше и больше компаний публикуют свою нефинансовую информацию и вступают на путь интеграционной отчетности.
Нефинансовая отчетность подвергается процедуре общественного заверения, которое является инструментом независимого подтверждения раскрываемых компаниями сведений о реализации принципов ответственного ведения бизнеса в корпоративных стратегиях, способствует повышению общественного доверия к компании. В мире практика общественного заверения нефинансовых отчетов получает все большую поддержку.
Что касается нашей страны, то в международном контексте Россия сегодня выглядит хоть и скромно, но вполне оптимистично. По данным Национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов РСПП, в России насчитывается уже 111 компаний и организаций, которые когда-либо выпускали нефинансовые отчеты в виде отдельного документа, ими опубликовано 327 нефинансовых отчетов за период с 2000 по 2011 гг.
Ключевым преимуществом нефинансовой отчетности является ее доступность не только менеджменту компании, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы [7]. Бесспорно, нефинансовая отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надежность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от нефинансовой отчетности может оказать негативное влияние на стоимость компании.
Естественно, что введение нефинансовой отчетности способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую выступают государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и ее проекты [8].
Компании, начинающие адаптировать и принимать принципы социальной ответственности, а также решающиеся на информационную открытость своей социальной деятельности, зачастую нуждаются в четких законодательных рамках со стороны государства. В России существует нормативная база реализации социальных программ, тем не менее, нет прямых законодательных методов, стимулирующих социальную ответственность бизнеса. Таким образом, со стороны государственных структур должны быть разработаны и сформированы законодательно - правовые условия хозяйственной деятельности субъектов, требующих проведения мер в области НФО. Российскому законодателю необходимо четко и ясно установить определенные стандарты в области качества сырья, продукции, технологий и персонала.
Стоит также отметить, что на сегодняшний день актуальным вопросом является отражение в нефинансовой отчетности использования организацией услуг аутсорсинговых компаний. Для отражения факта использования организацией аутсорсинговых услуг предлагаем внести в нефинансовую отчетность данные, представленные ниже, некоторые элементы которых были позаимствованы и адаптированы из научного труда по вопросам профессиональной этики [9].
1. Численность персонала. Отражается численность работников бухгалтерии, а также процент уменьшения численности работников в организации при переходе на аутсорсинг.
Пример: По состоянию на 1 января численность персонала компании составляла 118 человек, в том числе осуществляющих бухгалтерский учет - 5 человек. Доля сотрудников, занятых в бухгалтерии: 5/118=4,2%.
В связи с переводом функции бухгалтерии на аутсорсинг, доля сотрудников, занятых в бухгалтерии: 2/118=1,7%.
2. Заработная плата - сумма заработной платы работников бухгалтерии и процент экономии фонда оплаты труда в целом по организации при переходе на аутсорсинг.
Пример: Устанавливаются пределы норм показателя в соответствии с которыми будет производиться оценивание. Например, достаточным уровнем является уровень в 30%.
987 тыс. руб./год - затраты на содержание штата бухгалтерии;
592 тыс. руб./год - затраты на аутсорсинговые услуги в области бухгалтерского учета;
592/987*100-100 =40% - снижение затрат на 40%.
3. Затраты на материально-техническое обслуживание - стоимость материально-технической базы бухгалтерского отдела и процент экономии затрат на материально-техническую базу в расчете на всю организацию.
Пример: Необходимо установить пределы норм показателя в соответствии с которыми будут оцениваться. Например, достаточным уровнем является уровень в 50%.
256 тыс. руб./год - затраты на содержание материально-технической базы бухгалтерского отдела бухгалтерии;
50 тыс. руб./год - затраты на содержание материально-технической базы бухгалтерского отдела бухгалтерии с учетом аусорсинговых услуг;
50/256*100-100 =80,5% - снижение затрат на 80,5%
4. Общие затраты - общая сумма затрат на содержание бухгалтерского отдела и процент экономии (перерасхода) в результате перехода на аутсорсинг.
Пример: Необходимо установить пределы норм показателя в соответствии с которыми будут оцениваться. Например, достаточным уровнем является уровень в 40%. Совокупность общих затрат и затрат на техническое обслуживание представляют собой общие затраты: (80,5+40)/2= 60,3%.
5. Процент переплат контрагентам и в налоговые органы (руб.) - (Копл/Кр) х 100%, где Копл. - общая сумма, оплаченная контрагентами; Кр - реальная сумма, которую требовалось оплатить контрагентам.
Пример: Необходимо установить пределы норм показателя в соответствии с которыми будет оцениваться профессионализм бухгалтера. Например, допустимая норма переплат за месяц составляет 0,2% от реальной суммы, которую требовалось оплатить контрагентам. Соответственно, это значение выставляется в качестве целевого. Если процент переплат бухгалтера по итогам месяца составляет менее 0,2%, то он получат показатель «профессионал» [10].
6. Количество / сумма штрафов за налоговые нарушения - общее число претензий и замечаний за период: X О/П, где X О/П - сумма штрафов, выставленных налоговой инспекцией за определенный период. (0факт./0план.)*100, где Офакт. - фактическое время выполнения расчетов; Оплан. - запланированное время выполнения расчетов.
Пример: Необходимо установить допустимое число претензий и замечаний, которое может получить бухгалтер за период. Превышении установленного показателя свидетельствует о непрофессионализме бухгалтера. Внутренними документами установить допустимую сумму штрафов за период и учитывать ее при оценке профессионализма.
7. Срок формирования отчетности - (Офакт./Оплан.)*100, где Офакт. -фактическое время выполнения расчетов; Оплан. - запланированное время выполнения расчетов.
Пример: Необходимо установить пределы норм показателя в соответствии с которыми мы будем оценивать профессионализм бухгалтера. Отклонение может быть установлено в пределах до 28%.
Таким образом, следует выделить следующие преимущества аутсорсинга:
• фокусировка на основных сферах деятельности организации;
• повышение общей эффективности работы организации;
• вложение сэкономленных средств в новые разработки.
Данные, представленные выше, не только позволят пользователям нефинансовой отчетности увидеть преимущества аутсорсинговых услуг для организаций, но также и изучить их, исходя из конкретных показателей. Информация, представленная в форме представленной таблицы наиболее полно отразит плюсы от пользования услугами аутсорсинга, а также позволит организациям прослеживать динамику показателей экономической эффективности аутсорсинга с течением времени и, таким образом, поддерживать стабильность работы организации.
Сопоставимость нефинансовых показателей в формируемой отчетности может быть достигнута с использованием инструментов, представленных в статье, что, в свою очередь, поможет конкретизировать и структурировать представление о деятельности компаний, учитывая и ту информацию, которая не поддается количественному измерению.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать тот факт, что гармонизация и упрощение существующей в настоящей момент модели раскрытия информации, которые находят применение в нефинансовой отчетности, дают компаниям ощутимые преимущества, а разработанные в работе показатели позволят ее сделать наиболее понятной и прозрачной для широкого круга пользователей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Интернет-каталог корпоративной ответственности [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.corporateregister.com. [Дата обращения: 29.06.2015].
2. Кожаринов А.В., Неретина А.Д., Елесина М.В., Мурар В.И. Перспективы развития нефинансовой отчетности в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/122EVN514.pdf. [Дата обращения: 30.06.2015].
3. Пятов Л.М. Всемирный конгресс бухгалтеров в Риме: что нам готовит 2020 год // Бухгалтерский ежемесячник фирмы «1С» «Бух.1С». - 2015. - №4 (апрель). - С. 24-28.
4. Фатеева Т.Н., Тотрова С.А. Информационная открытость бизнеса через призму нефинансовой отчетности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85714.htm. [Дата обращения: 01.07.2015].
5. Аленичева Л.В., Феоктистова Е.Н., Хонякова Н.В., Озерянская М.Н., Копылова Г.А. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/f/b/fbc7ed73fb5bb17dea832336e82c07ed.pdf. [Дата обращения: 30.06.2015].
6. Кокина Т.Н. Внутренняя отчетность в системе анализа денежных потоков и платежеспособности коммерческой организации // ж. Финансовая аналитика: проблемы и решения, М., №24 (114) - 2012, (издание, рекомендованное ВАК Минобрнауки РФ). - С. 15-23.
7. Фатеева Т.Н., Барышникова С.С. Внутренняя отчетность в системе управления торговой организацией // Проблемы и перспективы развития современной науки: социально-экономические, естественно-научные исследования и теоретический прогресс: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (23 февраля 2015г.): в 2-х ч. 4.II. - Ростов-на-Дону: ООО «Приоритет», 2015. - С. 118-122.
8. Листопад Е.Е. Система рисков, присущих внешнеэкономическим операциям // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. Т. 2015. №2. С. 81-88.
9. Лесина Т.В., Волкова Ю.С. Профессиональная этика бухгалтера: от теории к практике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85882.htm. [Дата обращения: 29.06.2015].
10. Сидорова М.И. Совершенствование информационной базы для составления интегрированной отчетности коммерческих организаций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=2291. [Дата обращения: 28.06.2015].
Рецензент: Сидорова Марина Ильинична, профессор, доцент, д.э.н., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Fateeva Tatiana Nikolaevna
Financial university under the government of the Russian Federation
Russia, Kaluga E-mail: fatteewa@gmail.com
Lesina Tatiana Viktorovna
Russian Academy of National Economy and Public Administration under
the President of the Russian Federation
Russia, Kaluga E-mail: jalesina@mail.ru
Non-financial reporting as a tool for creating a positive image
of the organization
Abstract. Non-financial reporting, from the point of view of potential investors and social orientation, is a method of development of public relations as a way to create a (sound) have a positive image of the organization concerned. Modern accounting objects, such as outsourcing, automated information systems can be effectively represented in the non-financial reporting.
The aim of the research is to develop relations in the preparation of non-financial reporting as a tool capable to increase the economic and social rating organization.
Methodology The study is based on the methods of observation, classification and systematization. We have studied the formation of financial reporting in Russia and abroad, they stressed the importance of public assurance of non-financial reporting.
The study presents recommendations for drawing up social accountability organizations, highlighted the levels of corporate social reporting, recommendations for reflection in corporate social reporting of the results of outsourcing.
Keywords: non-financial reporting; social vector; public recognition; non-financial indicators; corporate social reporting; management of companies; outsourcing; public opinion.
REFERENCES
1. Internet-katalog korporativnoy otvetstvennosti [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.corporateregister.com. [Data obrashcheniya: 29.06.2015].
2. Kozharinov A.V., Neretina A.D., Elesina M.V., Murar V.I. Perspektivy razvitiya nefinansovoy otchetnosti v Rossii [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/122EVN514.pdf. [Data obrashcheniya: 30.06.2015].
3. Pyatov L.M. Vsemirnyy kongress bukhgalterov v Rime: chto nam gotovit 2020 god // Bukhgalterskiy ezhemesyachnik firmy «1S» «Bukh.lS». - 2015. - №4 (aprel'). - S. 24-28.
4. Fateeva T.N., Totrova S.A. Informatsionnaya otkrytost' biznesa cherez prizmu nefinansovoy otchetnosti [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2015/85714.htm. [Data obrashcheniya: 01.07.2015].
5. Alenicheva L.V., Feoktistova E.N., Khonyakova N.V., Ozeryanskaya M.N., Kopylova G.A. Otvetstvennaya delovaya praktika v zerkale otchetnosti [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://media.rspp.ru/document/1/f/b/fbc7ed73fb5bb17dea832336e82c07ed.pdf. [Data obrashcheniya: 30.06.2015].
6. Kokina T.N. Vnutrennyaya otchetnost' v sisteme analiza denezhnykh potokov i platezhesposobnosti kommercheskoy organizatsii // zh. Finansovaya analitika: problemy i resheniya, M., №24 (114) - 2012, (izdanie, rekomendovannoe VAK Minobrnauki RF). - S. 15-23.
7. Fateeva T.N., Baryshnikova S.S. Vnutrennyaya otchetnost' v sisteme upravleniya torgovoy organizatsiey // Problemy i perspektivy razvitiya sovremennoy nauki: sotsial'no-ekonomicheskie, estestvenno-nauchnye issledovaniya i teoreticheskiy progress: materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (23 fevralya 2015g.): v 2-kh ch. Ch.II. - Rostov-na-Donu: OOO «Prioritet», 2015. - S. 118-122.
8. Listopad E.E. Sistema riskov, prisushchikh vneshneekonomicheskim operatsiyam // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2015. T. 2015. №2. S. 81-88.
9. Lesina T.V., Volkova Yu.S. Professional'naya etika bukhgaltera: ot teorii k praktike [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://e-koncept.ru/2015/85882.htm. [Data obrashcheniya: 29.06.2015].
10. Sidorova M.I. Sovershenstvovanie informatsionnoy bazy dlya sostavleniya integrirovannoy otchetnosti kommercheskikh organizatsiy [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=2291. [Data obrashcheniya: 28.06.2015].