Научная статья на тему 'НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПЕРДПРИЯТИЙ'

НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПЕРДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / нефинансовая отчетность / торговые предприятия / финансовый анализ / информационная база. / investments / non-financial reporting / trade enterprises / financial analysis / information base.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.А. Гребенникова, П.В. Калашников

В данной статье рассмотрена возможность использования нефинансовой отчетности в качестве дополнительной информационной базы для проведения инвестиционного анализа. В ходе работы был проведен анализ финансовой и нефинансовой отчетности предприятия и было установлено, что использование нефинансовой отчетности, учитывающей специфику отрасли значительно расширяют возможности инвестиционного анализа и делают его более точным, что позволяет сократить уровень риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.А. Гребенникова, П.В. Калашников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-FINANCIAL REPORTING AS AN INFORMATION BASE FOR ANALYSIS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RETAIL COMPANIES

This article considers the possibility of using non-financial reporting as an additional information base for investment analysis. The article involves analysis of financial and non-financial reporting of the companies and it was established, that using of non-financial reporting, taking into account the specifics from the industry can significantly expand investment analysis and make it more accurate, thereby reducing the risk level.

Текст научной работы на тему «НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПЕРДПРИЯТИЙ»

НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДЛЯ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ

ПЕРДПРИЯТИЙ

В.А. Гребенникова, канд. экон. наук, доцент П.В. Калашников, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10704

Аннотация. В данной статье рассмотрена возможность использования нефинансовой отчетности в качестве дополнительной информационной базы для проведения инвестиционного анализа. В ходе работы был проведен анализ финансовой и нефинансовой отчетности предприятия и было установлено, что использование нефинансовой отчетности, учитывающей специфику отрасли значительно расширяют возможности инвестиционного анализа и делают его более точным, что позволяет сократить уровень риска.

Ключевые слова: инвестиции, нефинансовая отчетность, торговые предприятия, финансовый анализ, информационная база.

В современных условиях анализ показателей финансовой отчетности торгового предприятия является ключевым для определения инвестиционной привлекательности. Однако используя только данные финансовой отчетности в отрыве от особенностей сферы деятельности компании, не всегда возможно точно спрогнозировать ее положение на рынке ценных бумаг. Поэтому развитие информационной базы инвестиционного анализа расширяет его возможности, что позволяет инвестору принимать более взвешенные решения по вложению средств.

Расширение информационной базы инвестиционного анализа торговых предприятий с целью расширения его возможностей.

Объектом исследования является инструментарий анализа работы торговых предприятия, предметом - возможность его применения для оценки их инвестиционной привлекательности.

Актуальность темы определяется тем, что инвестор, осуществляя инвестиции, берет на себя определенный финансовый риск. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия является одним из эффективных подходов, направленным на снижение финансового риска.

Новизна исследования заключается в рассмотрении в качестве информационной базы совокупности финансовой и нефинансовой отчетности организаций, которая содержит все необходимые показатели для расширения возможностей инвестиционного анализа.

В работе М.В. Кузнецовой поднималась проблема оценки эффективности торговых предприятий и затрагивался методологический аспект - в основе исследования был положен ресурсный подход, который позволяет оценить их отдачу [ 1].

Также, в работе А.Б. Кадыгалиевой представлена классификация методов оценки конкурентоспособности предприятий, их сравнение, а также определение их достоинств и недостатков, определение свойств, и выявление оптимального метода оценки конкурентоспособности предприятия. Однако в данных работах не были приведены методы оценки эффективности торговых предприятий, которые бы учитывали специфику отрасли [2].

При написании работы использовались методы: формализации, идеализации, абстрагирования, дедукции.

Методы абстрагирования, формализации и идеализации необходимы для исключения несущественных параметров из экономической модели. Метод дедукции

дает возможность проведения анализа результатов проделанной работы.

Основной задачей оценки работы торговой фирмы считается определение жизнеспособности фирмы и потенциала ее последующего развития на базе всестороннего анализа. Последний, необходимо проводить с помощью комплексной системы показателей. В связи с этим вопросы формирования данной системы показателей торговой фирмы получают особенную значимость.

Вопросы методологии оценки эффективности работы предприятия в целом и оценки эффективности работы компаний торговли в частности относятся к тем направлениям научных изысканий, которые довольно обширно освещены в работах экономистов.

Концепция устойчивого развития и корпоративной ответственности организаций тесно связана с использование нефинансовых отчетов. На необходимость развития публичной нефинансовой отчетности в РФ указывает концепция развития публичной нефинансовой отчетности, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 876-р от 05.05.2017. Состав нефинансовой отчетности не унифицирован и довольно часто зависит от принадлежности хозяйствующего субъекта к конкретной отрасли экономики и особенностей работы на отдельном взятом предприятии, что существенно пре-

пятствует сравнительному анализу нефинансовых отчетов различных субъектов.

Показатели, которые содержатся в нефинансовой отчетности, охватывают вопросы, затрагивающие качество управления, этику делового поведения, организационную структуру и результативность социальных инвестиций, имеющих отношение к развитию кадрового потенциала. Все эти показатели выявляют общественное лицо экономического субъекта и имеют огромное значение в формировании деловой репутации компании, что, в свою очередь, может принести вполне осязаемые экономические выгоды.

Именно по этой причине уже на данном этапе развития организации видится целесообразным поэтапное внедрение нефинансовой отчетности. В ходе подготовки экономического субъекта к внедрению нефинансовой отчетности представляется правильным произвести анализ существующих международных стандартов, а также сформированных российским бизнесом практик в области нефинансовой отчетности.

Проведем сравнительный анализ инвестиционной привлекательности двух розничных сетей: Магнит и X5 Retail Group. Во-первых, проведем краткий анализ финансовых показателей обеих компаний определим показатели финансовой устойчивости и эффективности, результаты представлены в таблице 1 [3, 4].

Таблица 1. Сравнительный анализ финансовой устойчивости

Финансовый показатель Х-Ъ Retail Group Магнит

Ï1.12.201B ïl. 12.2019 19/1B r. 31.12.201B îl.12.2019 19/1B Г.

Чистые актины 3 945 919 4 220 041 6,9% 115 4914S5 140 145 873 21,3%

Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) 0,58 0,S3 0,15 0,22 0,25 0,04

Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) 0,5 0 -0,50 0,8 0.9 0,10

По результатам расчетов можно увидеть, что чистые активы компании Магнит выросли значительнее чем у конкурента, также выше показатель текущей ликвидности. Однако X5 Retail Group обладает

большим значением коэффициента автономии.

Далее перейдем к сравнительному анализу показателей финансовой эффективности, результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительный анализ финансовой эффективности

фимлвккшый nouutrnh Магнит X - S Retall Gfoup

¿01« /от 2017 201« 201« 2017

ЕВГГ 34798 221 46 292 553 29019 193 369 752 426 137 128 004

Рентабельности "DOда ж (прибыли от продаж е каждом рубле выручки! -1,«Ч -0.70% 55,704 61.20% 29,904

Рентабельности собственного напитала (ROE) 1о.оо% 77.004 злю* 7,004 1.00%

Рентабельное»» активов (ИОД) 2.50* 4.904 130* 5,004 4 80S 0.40%

По результатам расчетов можно сделать вывод, что X5 Retail Group обладает лучшей динамика показателей эффективности, несмотря на большие абсолютные значения Магнита по рентабельности собственного капитала.

Далее необходимо определить основные показатели дивидендной политики компаний. Такой показатель как прибыль на акцию широко используются акционерами и потенциальными инвесторами при оценке рентабельности компании и во многом влияют на принятие решений об инвестировании. Поэтому в соблюдении методики расчета этого показателя заинтересованы как пользователи, так и составители финансовой отчетности предприятий.

Базовая прибыль на акцию рассчитывается в отношении держателей обыкновенных акций компании и является частным от деления прибыли или убытка, относящихся к данному классу акционеров, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.

Показатель взвешенной прибыли на акцию является более точным, так как во время расчёта учитывается сумма дивидендов, выплаченная по привилегированным акциям. То есть в числителе указывается разница чистой прибыли и привилегированных дивидендов, а в знаменателе среднегодовое количество обычных акций в обращении [5].

Таким образом, прибыль на акцию является одним из основополагающих в процессе оценки компании показателей. Он дает представление о перспективах изменения прибыли. Не существует определенной константы показателя, выше которого следует покупать акции, а ниже -продавать. Необходимо сравнивать значе-

ния двух компаний между собой: это помогает определить эффективность деятельности одного предприятия по отношению к другому или к отрасли в целом.

Покрытие дивидендов является одним из самых прозрачных финансовых показателей в отчетности акционерного общества. Он наглядно демонстрирует инвесторам какое количество раз по итогам отчетного периода общество могло бы выплатить дивиденды по акциям обыкновенного типа. При этом источником таких выплат является прибыль предприятия, очищенная от налогов.

После определения коэффициента покрытия дивидендов акционеры общества получают прекрасную возможность оценить вероятность постоянства дивидендных выплат. Чем ниже значение коэффициента, тем труднее будет компании в будущих периодах сохранить уровень выплат, особенно в неудачные, с точки зрения прибыли, годы.

Кроме этого, коэффициент показывает перспективность компании в плане роста. Об этом говорит высокое значение показателя, подтверждающего способность предприятия к накоплению доходов для последующей реализации инвестиционных проектов. Полученное в результате расчетов отрицательное значение показателя является признаком начавшихся на предприятии финансовых трудностей [6].

Дивидендная доходность - это отношение уровня дивиденда за год на одну акцию к стоимости бумаги, выраженное в процентах. Данный финансовый показатель дает инвестору возможность определить окупаемость своих вложений. Результаты расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительный анализ показателей дивидендной политики

Компания Сумма дивидендов, ты с. руб. Кол-во акций Дивиденды на 1 акцию, тыс. руб. Чистая прибыль тыс. руб. Коэф-т покрытия дивидендов Прибыль на 1 акцию, руб. Рыночная цена 1 акции, руб. Дивидендная доходность

Магнит 31000 374 101911219 304 12 984 895 0,418 127,4 4467 0,068

Х-5 Retail Group 21590 000 271572 327 79 274 122 0,012 1,009 2 605 0,0303

По результатам показателей дивидендной политики за 2019 г. можно увидеть, что акции Магнит являются более привлекательными для покупки, т.к. компания показывает лучший показатель коэффициента дивидендного покрытия и дивидендной доходности.

На данном примере можно отметить, что использование только финансовой отчетности не позволяет провести полную сравнительную оценку инвестиционной привлекательности компании и дать однозначный результат.

Нефинансовый отчет, подготавливаемый для привлечения инвестиций, должен содержать дополнительную информацию для инвестора. Подготовка данной информации может осуществляться по двум уровням в соответствии с рекомендациями, изложенными в:

1. Макроуровень, содержащий инвестиционную привлекательность страны, региона, отрасли и видов экономической деятельности;

2. Микроуровень, включающий качество управления, корпоративный менеджмента и социальную политику, взаимодействие с персоналом, взаимоотношения с заинтересованными контрагентами, положение на рынке, конкурентные преимущества [7].

Рекомендовано, в случае если организация стремится привлечь инвестиции, дополнительно формировать отчет по нефинансовой информации, который позволит предоставить инвестору сведения о себе как об объекте финансовых вложений, включая и демонстрируя ключевые факторы хозяйствующего субъекта, воздействующие на его способность создавать дополнительную стоимость на протяжении длительного времени.

Необходимо нефинансовую и финансовую отчетность объединить в один интег-

рированный отчет, который будет отражать необходимую для инвесторов информацию и в целом улучшит инвестиционный климат субъекта хозяйствования. Интегрированный отчет должен строиться на принципах: существенность, точность, полнота, сбалансированность, сопоставимость, своевременность, ясность и надежность раскрываемой информации.

Основной задачей оценки работы торговой фирмы считается определение жизнеспособности фирмы и потенциала ее последующего развития на базе всестороннего анализа. Последний, необходимо проводить с помощью комплексной системы показателей. В связи с этим вопросы формирования данной системы показателей торговой фирмы получают особенную значимость.

Далее рассмотрим показатели, характеризующие динамику развития розничной торговой сети. Одним из наиболее важных показателей является динамика выручки (продаж). Темпы роста выручки компании ритейла зависят от двух составляющих:

- прироста выручки старых магазинов;

- открытия новых торговых точек.

Здесь, в первую очередь, я хочу обратить ваше внимание на общее количество магазинов, которое, как мы с вами видим, растёт. Но для оценки темпов роста следует обратиться к показателю количества открытых магазинов - NET, ведь только в этом случае мы заметим, что количество магазинов растёт, но снижаются темпы роста открытия новых магазинов. Рост площадей, открытие новых магазинов -это одно, но дальше нам нужно посмотреть на количество покупателей.

Проведем сравнительный анализ показателей по данным нефинансовой отчетности розничных сетей Магнит и X5 Retail Group за 2018-2019 гг.

Таблица 4. Сравнительный анализ показателей эффективности торговых предприятий

Компания Кол-во Магазинов Чистая торговая площадь, тыс. КВ. M Суммарный Трафик, млн. человек

¿018 2019 прирост 2018 2019 прирост 2013 2019 прирост

Магнит 13 343 20 735 13,3% 6 425 7 238 12,7% 4 5S4 4 637 2,2%

X-5 Retail Group 14431 16 297 12,9% 6 454 7 240 12,0% 4 575 5 172 13,0%

При сравнении динамики показателей можно сделать вывод, что несмотря на сопоставимое кол-во открытий торговых точек в среднем площадь торговых залов больше у X5 Retail Group, что позволяет значительно нарастить трафик. В целом по результатам анализа финансовой и нефи-

нансовой отчетности розничных сетей можно сделать вывод, что X5 Retail Group является более инвестиционно-

привлекательной компанией в сравнении с сетью Магнит, что и отразилось на котировках акций в 2019 г (рис. 1).

4500 4200 3900 3600 3300 3000 2700 2400 2100 1800 1500

X 5 -Retail Group

Магнит

4155

37S0

3720 ШЯЖ& 3735

3735

3690

3558

3232

3233

2298,5 2279

-М77Б

2100,5

2147 2144

2134,5

1963

1922,5

#

«s—1637

Рис. 1. Котировки акций Магнит и X5 Retail Group в 2019 г.[8]

Л а*; л*)

тг ч- ¿f # 4

/ S / * X ^

Можно заметить, что за период 2019 г. произошло значительное сокращение разрыва между ценами акций за сет того, что

и цена акции X5 Retail Group значительно выросла на фоне снижения цены акции Магнит (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2500 Разрыв цены

y"V439,5

2300 2100

/ \2103,5 / 2003

1900

' 1739 J-—V IBIS -Í757 \

1700

^1Ё34Г5

1500

N^1391,5

1300 ^1279 1*90,5

1100 эоо / <f

J> -Э гЯ ■V # # # -i? / / > s У # # * у у $ J? V "Р -р Í5 / / </ X /

Рис. 2. Динамика разрыва цен акций Магнит и Х5 Retail Group в 2019 г. [8]

Подводя итоги, можно сделать вывод, гической базы для анализа способствует что использование дополнительных ис- расширению его возможностей и как след-точников информации, таких как нефи- ствие более эффективному инвестирова-нансовая отчетность в качестве методоло- нию средств.

Библиографический список

1. Кузнецова М.В. Методологические аспекты оценки эффективности деятельности торговой организации // Journal of Economy and Business - 2018. - №9. - С. 112-115.

2. Кадыгалиева А.Б. Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия // Бюллетень науки и практики - 2019. - №6. - С. 357-365.

3. Официальный сайт «Магнит». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/

4. Официальный сайт «X5 Retail Group». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.x5.ru/ru/pages/investors.aspx

5. Мамий Е.А., Пышнограй А.П., Новиков А.В. Инвестиции: теория и практика: Учебное пособие - М.: Просвещение-Юг 2015. - 210 с.

6. Гребенникова В.А., Вылегжанина Е.В. Дивидендная политика корпораций: теоретические ориентиры и практические решения // Экономика: теория и практика - 2016. - №4. - С. 65-74.

7. Гребенникова В.А., Отырба М.Б. Подходы к управлению финансовыми рисками предприятия в секторе розничной торговли // Экономика и предпринимательство - 2017. -№12-3. - С. 797-800.

8. Финам // Информация о финансовых рынках - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finam.ru/quotes

NON-FINANCIAL REPORTING AS AN INFORMATION BASE FOR ANALYSIS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RETAIL COMPANIES

V.A. Grebennikova, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor P.V. Kalashnikov, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article considers the possibility of using non-financial reporting as an additional information base for investment analysis. The article involves analysis of financial and non-financial reporting of the companies and it was established, that using of non-financial reporting, taking into account the specifics from the industry can significantly expand investment analysis and make it more accurate, thereby reducing the risk level.

Keywords: investments, non-financial reporting, trade enterprises, financial analysis, information base.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.