Научная статья на тему '«Недоустановленные» санитарно- защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных санитарно- защитных зон'

«Недоустановленные» санитарно- защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных санитарно- защитных зон Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
недоустановленные санитарно-защитные зоны / карта градостроительного зонирования / границы зон с особыми условиями использования территорий / санитарная классификация / ориентировочная санитарно-защитная зона / расчетная санитарно-защитная зона / unfinished sanitary protection zones / map of town planning zoning / boundaries of zones with special conditions of use of territories / sanitary classification / estimated sanitary protection zone / calculated sanitary protection zone

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Романович Кирсанов

Автор обращает внимание на то, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны (ССЗ) промышленных производств и объектов согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 от 2007 года должен был разрабатываться последовательно: сначала расчетная (предварительная), затем окончательная. Приводит примеры решений судебных инстанций по спорам, возникающим в связи с нарушениями порядка установления ССЗ. Приходит к выводу о том, что нарушение ранее действовавших правил установления таких зон приводит к нарушению прав собственников и арендаторов земельных участков, тормозит развитие населенных пунктов и ставит под угрозу срыва выполнение государственных планов по обеспечению жильем граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Романович Кирсанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«NOT INSTALLED» SANITARY AND PROTECTIVE ZONES, OR ABOUT LEGAL BASES AND CONSEQUENCES OF INCLUSION IN THE RULES OF LAND USE AND DEVELOPMENT OF ORIENTATIONAL AND DESIGNATED HEALTH PROTECTIVE ZONES

The author draws attention to the fact that the approximate size of the sanitary protection zone (SPZ) of industrial production and facilities according to the Sanitary and epidemiological rules and regulations 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 of 2007 should have been developed sequentially: first, the calculated (preliminary), then the final. He gives examples of court decisions on disputes arising in connection with violations of the procedure for establishing the SPZ. It comes to the conclusion that the violation of the previously existing rules for establishing such zones leads to a violation of the rights of owners and tenants of land plots, hampers the development of human settlements and jeopardizes the fulfillment of state plans to provide housing for Russian citizens.

Текст научной работы на тему ««Недоустановленные» санитарно- защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных санитарно- защитных зон»

 «Недоустановленные» санитарно-защитные зоны, или О правовых основаниях и последствиях включения в правила землепользования и застройки ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон

А.Р. Кирсанов заместитель генерального директора MR Group, председатель Комитета по законодательству Клуба инвесторов Москвы, кандидат юридических наук (г. Москва)

Андрей Романович Кирсанов, a.r.kirsanov@mail.ru

Основные санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке установлены статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ). При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения посредством комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, в том числе жилых домов, должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрадК РФ) правила землепользования и застройки включают карту градостроительного зонирования. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ГрадК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Общие правила установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий установлены ста-

тьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). К числу зон с особыми условиями использования территорий часть 4 статьи 1 ГрадК РФ относит санитарно-защитные зоны.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (п. 1 ст. 57.3 ГрадК РФ). Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 2 ст. 57.3 ГрадК РФ). В градостроительном

плане земельного участка содержится информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, и о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (п. 3 ст. 57.3 ГрадК РФ).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее -Постановление № 222). Этими Правилами определен порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении или прекращении существования указанных зон.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II классов опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав

которых входят объекты I и (или) II классов опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; • территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов Ш-У классов опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты Ш-У классов опасности. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

До введения в действие Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением № 222, порядок установления санитарно-защитных зон регулировался Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 (в редакции Изменения № 1 от 10 апреля 2008 года № 25, Изменения № 2 от 6 октября 2009 года № 61, Изменений и дополнений № 3 от 9 сентября 2010 года № 122, Изменений № 4 от 25 апреля 2014 года № 31).

В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов должен определяться последовательно: сначала расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум,

вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и т. д.); затем установленная (окончательная) санитарно-защитная зона на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности должно осуществляться на основании:

• предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

• действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

• экспертизы проекта санитарно-за-щитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и т. д.), выполненной аккредитованными организациями;

• оценки риска здоровью населения. В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, то выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могли быть установлены или изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

• действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

• результатов экспертизы проекта са-нитарно-защитной зоны с расчетами

рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и т. д.).

Системный анализ градостроительного и земельного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения приводит к следующим выводам:

1) Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением № 222, не предусматривают установление ориентировочных и расчетных санитарно-защитных зон;

2) применение ориентировочных са-нитарно-защитных зон СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03 не предусмотрено, в тексте СанПиН используется только термин «ориентировочный размер»;

3) предусмотренная СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, определенная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и т. д.), имеет предварительный характер и не предназначена для самостоятельного использования без подтверждения расчетных параметров результатами натурных наблюдений и измерений;

4) правовые основания для внесения в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков так называемых «ориентировочных» и расчетных санитарно-защитных зон не имеются;

5) изменению в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением № 222, подлежат только установленные санитарно-защитные зоны;

6) внесению в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков подлежат только санитарно-защитные зоны,

установленные в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 или Правилами, утвержденными Постановлением № 222;

7) в случае необоснованного включения в правила землепользования и застройки, а также в градостроительные планы земельных участков так называемых «ориентировочных» и расчетных санитарно-защитных зон они не подлежат применению.

Эти выводы подтверждает уже сложившаяся при рассмотрении дел по оспариванию правовых актов органов местного самоуправления в части отображения в генеральных планах поселений и правилах землепользования и застройки «недоуста-новленных» санитарно-защитных зон практика Верховного Суда Российской Федерации:

• установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 51-АПГ18-18);

• органы местного самоуправления не наделены правом на самостоятельное определение размера и границ санитарно-защитной зоны, в том числе посредством принятия правовых актов, генеральный план и правила землепользования и застройки не должны устанавливать необоснованные ограничения по использованию

принадлежащего собственнику земельного участка (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 44-АПГ17-16); судебная коллегия с учетом приведенных норм, а также анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Закон № 131-ФЗ) соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2018 года № 9-АПГ18-15). Закон № 1 31 -ФЗ и Закон № 52-ФЗ не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон; отображение в генеральном плане санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрадК РФ (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Вер-

ховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 года № 4-АПГ18-6);

• санитарно-защитные зоны для промышленных объектов и производств постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границе расположения земельного участка административного истца не устанавливались, что подтверждается материалами дела. Кировская городская Дума вышла за пределы своей компетенции, установив в Правилах землепользования и застройки города Кирова в части отображения на карте физических источников загрязнения территории города Кирова санитарно-защитных зон в размере 50 метров от территории ОАО «Кировский хладокомбинат» (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2018 года № 10-АПГ17-14).

Обратим внимание на то, что и выводы автора, и позиция Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации основаны на одном из принципов регулирования административных процедур - «запрещено все, кроме того, что разрешено». В этом принципиальное его отличие от принципа регулирования гражданских правоотношений - «разрешено все, кроме того, что запрещено». К сожалению, об этом часто забывают и в административных отношениях руководствуются принципом гражданского права.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благо-

получия населения «недоустановленные», то есть ориентировочные и расчетные (предварительные), санитарно-защитные зоны прекратят свое существование. Собственники зданий и сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные или расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных или расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных иди расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в Роспотребнадзор с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными Постановлением № 222, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

• проект санитарно-защитной зоны;

• экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

К заявлению о прекращении существования санитарно-защитной зоны прилагаются:

• результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического

воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);

• экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений).

В случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, изменения вида разрешенного использования или назначения такого объекта, предусматривающего осуществление деятельности, в результате которой за контурами объекта его химическое, физическое или биологическое воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов, правообладатель объекта обязан в срок не более одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В связи с этим возникает несколько почти риторических вопросов:

1) как заявитель, не являющийся правообладателем объекта, в отношении которого были определены ориентировочные или расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, сможет подготовить проект санитарно-защитной зоны, не имея исходных данных о таком объекте?

2) можно ли быть уверенными в том, что правообладатели объектов, в отношении которых были определены ориентировочные или расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обратятся в Роспотребнадзор для установления санитарно-защитных зон?

3) можно ли быть уверенными в том, что правообладатели ликвидированных предприятий представят в Роспотребнадзор заявления о прекращении существования санитарно-защитной зон, тем более «не-доустановленных»?

4) не перенесет ли законодатель установленный срок прекращения «недоуста-новленных» санитарно-защитных зон с 1 января 2020 года на более поздний срок?

Сегодня «недоустановленные» санитар-но-защитные зоны тормозят развитие населенных пунктов, становятся преградой для реализации планов органов местного самоуправления по жилищному строительству и нарушают права собственников и арендаторов земельных участков. В практике бывают и вовсе абсурдные ситуации, например определение санитарно-защитной зоны объекта самовольного строительства.

Остается надеяться, что при решении проблем, возникающих в связи с наличием «недоустановленных» санитарно-защитных зон, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления будут руководствоваться установленным статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации правилом, которое гласит: «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». И лучше, если эти проблемы будут решаться во внесудебном порядке, поскольку позиция Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации уже сформирована.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. Земельный кодекс Российской Феде-

рации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон : постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 : в редакции Изменения № 1 от 10 апреля 2008 года № 25, Изменения № 2 от 6 октября 2009 года № 61, Изменений и дополнений № 3 от 9 сентября 2010 года № 122, Изменений № 4 от 25 апреля 2014 года № 31. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 51-АПГ18-18. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам

Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 44-АПГ17-16. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2018 года № 9-АПГ18-15. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 года № 4-АПГ18-6. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2018 года № 10-АПГ17-14. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1 994 года № 51 -ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.