Научная статья на тему 'Недостающее звено'

Недостающее звено Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
343
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Заславский И. Э.

Опыт работы поисково-спасательной кинологической службы отряда «Центроспас».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недостающее звено»

Научно-технические разработки

Федеральный центр науки и высоких технологий «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

УДК 614.8

И.Э. Заславский (отряд «Центроспас»)

НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО

Опыт работы поисковоспасательной кинологической службы отряда «Центроспас»

И.Э. Заславский

Официально кинологическая служба в отряде существует 10 лет. Но, конечно, началось всё намного раньше. Среди первых спасателей, создававших Центроспас, было много ребят, которые пришли в МЧС из альпинизма. Эти ребята на собственном опыте знали, как много зависит от того, насколько быстро будет обнаружено местонахождение заваленного лавиной пострадавшего, а лучшего «поискового прибора», чем специально обученная собака, для этой цели до сих пор не существует. Многие из спасателей Центроспаса в 1989 году ещё в качестве спасателей-добровольцев участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Армении. Они видели, как работали поисково-спасательные кинологические расчеты из зарубежных стран, как делали всё возможное несколько энтузиастов из России, Украины и других республик бывшего СССР. Потом, уже работая в отряде, проанализировав опыт участия в десятках самых разных ПСР, спасатели поняли, что в технологической цепочке спасания людей не хватает важного звена. И вот, в 1994 году Константин Александров, Алексей Мартынов, Владимир Легошин, Александр Криволуцкий, Арсен Фараджев, Леонид Радун по собственной инициативе решили начать обучение своих собак по курсу поисково-спасательной службы. Но если ребята и представляли в общих чертах, что они хотят увидеть по окончанию дрессировки, то сам процесс подготовки служебных собак был для них тайной за семью печатями. Специалистов-дрессировщиков среди них не было. И тут потенциальным спасателям-кинологам крупно повезло. Их согласился (совершенно безвозмездно) взять в обучение один из лучших профессиональных инструкторов по подготовке служебных собак — Евгений Александрович Умблия. Тренировались самозабвенно: несколько часов подряд четыре раза в неделю. Естественно, не у всех получалось одинаково хорошо. Собаки к началу обучения были с разным уровнем начальной подготовки, имели различный жизненный опыт. Кроме того, все эти собаки были разных пород (русский спаниель, миттель шнауцер, чёрный терьер, шотландский сеттер и два эрдельтерьера) и разного возраста. И через несколько месяцев упорного труда энтузиазм спасателей и мастерство преподавателя дали желаемый результат: люди научились понимать своих собак и грамотно управлять ими, а собаки приобрели необходимые навыки поиска и обозначения условных пострадавших.

Не секрет, что в то время в отряде было немало скептиков, которые считали занятия с собаками пустой тратой времени и не верили, что собаки могут быть полезными в реальной работе. Но в мае 1995 года, когда во время ликвидации последствий разрушительного землетрясения на Сахалине в руинах Нефтегорска всего две из этих собак (русский спаниель Лой и шотландский сеттер Лесси) обнаружили и точно обозначили более 50 человек, в возможности специально обученных собак поверили все. А когда на седьмые сутки после землетрясения благодаря собаке из завала, который вот-вот должен был разровнять бульдозер, был извлечен живой ребёнок, руководством министерства было принято решение: «Кинологической службе МЧС — быть!».

Конечно, создание службы — дело непростое. Необходимо было срочно подобрать кадры, подготовить и утвердить необходимую нормативную документацию, обеспечить финансирование. Первым начальником службы был назначен полковник Дементьев Сергей Владимирович. Умный и энергичный человек, всегда шедший впереди, когда людям нужна была помощь.

Организации и становлению службы он отдал свои последние полтора года жизни и умер, как и обещали ему врачи, ровно через десять лет после участия в ликвидации Чернобыльской катастрофы.

Но еще до того, как в июне 1996 года официально была создана Поисковая кинологическая служба (ПКС) МЧС России, приказом министра от 18 марта 1996 года №171 был создан отдельный Поисково-спасательный кинологический отряд (ПСКО). А в 1997 году ПСКО стал структурным подразделением отряда Центроспас, и стал называться ПСКП, а впоследствии вырос в Поисково-спасательную службу (кинологическую) (ПССК) отряда «Центроспас».

Кадровый костяк ПСКО составили опытные специалисты в области подготовки и применения служебных собак. На них легла непростая задача: в максимально сжатые сроки подобрать подходящих для поисково-спасательной службы собак, обучить их и встать на боевое дежурство. Кроме того, нужно было самим пройти необходимую спасательную подготовку, заниматься оснащением отряда, решать повседневные вопросы содержания собак.

Теперь мы уже имеем возможность подбирать подходящих для обучения и работы щенков в возрасте 2—3 месяцев и формировать их сознание в соответствии с нашими производственными потребностями. Делается это заблаговременно с целью обеспечения плановой замены стареющего поголовья служебных собак без снижения уровня оперативной готовности отряда. Но в 1996 году у нас не было времени на выращивание и воспитание щенков. Приходилось искать подращенных собак в возрасте не менее 8 месяцев, так как уже через 4—5 месяцев им предстояло пройти сертификационные испытания на готовность к применению для поиска пострадавших в реальных условиях, а к этим испытаниям допускаются собаки в возрасте не менее 12 месяцев.

Нам удалось найти и закупить несколько подходящих по возрасту и рабочим качествам собак. Это были «отказные» собаки, то есть собаки, которых бывшие хозяева приобрели щенками, а потом по разным причинам решили от них отказаться. Еще у нас были три личные собаки (принадлежащие спасателям-кинологам), которые так же оказались пригодными к подготовке по курсу ПСС.

Отношение к работе у спасателей-кинологов было очень серьёзное: все понимали, что подготовить собаку для применения в реальной ситуации — очень непростая задача. Собака должна быть идеально управляема кинологом, но, в то же время, самостоятельна и инициативна; уметь ловко и без робости передвигаться по самым разнообразным поверхностям; не испытывать стресса при перевозке самыми разными видами транспорта; в любое время суток и при любых погодных условиях находить пострадавшего человека в руинах зданий (сооружений) и в природной среде; чётко обозначать местонахождение обнаруженных пострадавших. Серьёзной задачей при обучении собак было избежание формирования нежелательных стереотипов: постоянно меняли места проведения

занятий (иначе нельзя было бы быть уверенными, что собаки будут спокойно и в полную силу работать в незнакомой обстановке); постоянно привлекали к участию в учебно-дрессировочных занятиях в качестве условных пострадавших (статистов) всё новых и новых людей (при реальных ПСР собакам приходится искать абсолютно незнакомых людей).

Тренировались практически ежедневно. Кроме того, несколько раз проводили учебно-тренировочные сборы в лесной безлюдной местности с целью организации тематических дрессировочных сессий, установления более тесного контакта между проводниками и их собаками, приучения собак к содержанию в условиях полевого лагеря.

Между уже работающими со своими собаками спасателями ПСС отряда и спасателями ПСКО установились отличные рабочие и дружеские взаимоотношения. В ходе совместных тренировок ребята делились опытом, помогали друг другу.

Первые сертификационные испытания поисково-спасательных кинологических расчетов МЧС России состоялись в начале октября 1996 года. Эти экзамены успешно выдержали все кинологические расчеты ПСКО и ПСС отряда «Центроспас». Конечно сейчас, когда требования к качеству работы расчетов сильно повысились, когда нормативы испытаний стали намного жестче, та первая аттестация видится нам весьма несложной. Но тогда её успешная сдача для нас была серьёзным достижением: мы с нашими собаками получили допуск к участию в спасательных работах!

Работы начались очень скоро. Все помнят, сколько обрушений сооружений различного назначения было в России в середине девяностых годов прошлого века. Нарушения технологий и техники безопасности при строительстве и ремонте зданий, ветхий жилой фонд, террористические акты, запущенное коммунальное хозяйство, отсутствие надлежащего контроля за исправным состоянием оборудования и транспортных средств. Всё это — причины, а в результате под обломками строительных конструкций нужно было найти и спасти пострадавших людей. Итак, с осени 1996 года без участия поисково-спасательных кинологических расчетов уже не обходились ни одни ПСР, в которых участвовал отряд «Центроспас» (за исключением работы на пожаре и водолазных работ).

Помимо этого, спасатели отряда со своими служебными собаками десятки раз выезжали в леса Подмосковья и прилегающих областей на поиск потерявшихся людей. Найти в глухом труднопроходимом лесу и вернуть близким старика или ребёнка — не простое дело. Эффективность участия в таких поисках группы из четырёх-пяти кинологических расчётов сопоставима с «прочёсыванием» зоны поиска силами 200 человек без собак. Как правило, кроме родственников пострадавших о таких спасательных операциях никому неизвестно: о них не пишут в газетах, журналисты-операторы не ходят сутками по лесу со спасателями. Но, всё-таки, дело это - не менее важное, чем ликвидация последствий техногенных катастроф.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Серьёзным испытанием для ПССК стал 1999 год. В мире произошло несколько крупных землетрясений. В августе и ноябре — в Турции, в сентябре — в Греции, в октябре — в Тайване. А в России — ряд чудовищных террористических актов. Профессиональная и самоотверженная работа кинологических расчетов отряда «Центроспас» в ходе участия в ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций получила высокую оценку руководства страны и министерства (участники ПСР были удостоены правительственных и ведомственных наград) и обеспечила международное признание авторитета ПКС МЧС России.

Потом были землетрясения в Индии, Алжире, Иране, Пакистане, Шри-Ланке, Индонезии, России (Горный Алтай). И везде осуществляемое ПССК отряда кинологическое обеспечение спасательных работ было на высоте.

Служба находится в постоянном развитии. Совершенствуются методики подготовки служебных собак. Специалисты отряда принимают участие в совершенствовании системы оценки уровня готовности кинологических расчетов к действиям по предназначению. Спасатели-кинологи «Центроспаса» не раз были инициаторами ужесточения сертификационных нормативов.

Первую в ПКС МЧС РФ собаку — восточно-европейскую овчарку по кличке Ерзон Барсиолл Октай (рабочий псевдоним — «Зонтик»), специализированную на поиск трупов, подготовил и поныне с ней работает сотрудник нашей службы спасатель 2 класса Евгений Галяткин.

По инициативе и при непосредственном участии специалистов-кинологов отряда в 2000 году были подготовлены и проведены, ставшие теперь ежегодными, Всероссийские соревнования расчетов Поисковой кинологической службы МЧС России. Правила этих соревнований с каждым годом совершенствуются и усложняются. Спасатели-кинологи из всех регионов страны (а в последние годы ещё и из Украины и Казахстана) имеют возможность испытать свои силы в условиях, максимально-приближенных к работе в реальных ПСР, обменяться опытом в области дрессировки и применения служебных собак.

ПССК — структурное подразделение федерального отряда. В случае необходимости нам с нашими собаками приходится работать в самых различных частях России и за рубежом. Поэтому, в качестве очень полезной тренировки, мы с удовольствием принимаем участие в региональных и международных профессиональных учениях и соревнованиях. А польза от отработки взаимодействия с коллегами из других ПСФ очевидна.

Еще одним важным направлением работы ПССК является подготовка и применение собак минно-розыскной службы (МРС). В настоящее время у нас четыре аттестованных расчёта МРС по специализации «обследование объектов». Основными их задачами

являются:

- обеспечение безопасности проведения спасательных работ;

- обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий;

- обеспечение безопасности при проведении гуманитарных операций;

- обеспечение безопасности в местах временной дислокации сотрудников отряда;

- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций.

О качестве работы этих расчетов говорят три факта:

1) все они регулярно с первого раза успешно выдерживают ежегодные сертификационные испытания;

2) во время работ по обеспечению безопасности им доверяют самые ответственные участки;

3) коллеги из других силовых ведомств часто обращаются с просьбами об оказании содействия.

Нам часто задают один вопрос: «Что самое трудное в вашей службе?» Попробуем разобраться. Конечно, нужно огромное терпение, чтобы воспитать и обучить служебную собаку. Поддерживать её в рабочей форме и развивать тоже непросто. Тренироваться в жару и в холод, в дождь и в метель

— приятного мало. Постоянно находиться в состоянии ожидания, что вот-вот может что-то произойти

— немного напрягает. Работать в антисанитарных условиях в разрушенных городах, где тебя окружают сильно нервные люди, и к тому же если в этой стране идёт гражданская война? Горе родственников жертв катастроф? Бессилие помочь смертельно-раненному человеку? Всё это в той или иной степени трудно. Но всё-таки, самое трудное это — ответственность. Ответственность за жизнь людей, когда ты — их последняя надежда. Когда твоя ошибка может стоить кому-то жизни. Причём я говорю именно об ошибке спасателя-кинолога как дрессировщика и проводника собаки. Вот почему при подготовке поисковых собак мы регулярно вводим всё новые и новые усложнения и отвлекающие раздражители, устраиваем контрольные занятия и соревнования, когда абсолютно незнакомые собакам статисты прячутся в руинах в незнакомом собакам завале в неизвестных проводникам собак укрытиях. Именно так мы добиваемся доверия к нашим собакам. Речь идёт не о доверии других спасателей или каких-то абстрактных людей. Я говорю о доверии самого проводника к своей собаке. Только тогда, когда спасатель-кинолог, выходя со своей собакой на поиск на реальный завал, может честно сказать себе «я подготовил эту собаку надлежащим образом, я доверяю своей собаке», и действительно довериться ей, можно быть уверенным, что поисковые возможности собаки будут полностью реализованы для спасения человеческой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.