Научная статья на тему 'Недостатки и противоречия существующих трактовок понятия «Контроллинг»'

Недостатки и противоречия существующих трактовок понятия «Контроллинг» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / CONTROLLING / MANAGEMENT / THE INDUSTRY / EVOLUTIONARY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петриевский И. В.

В статье рассмотрены некоторые аспекты теории управления с целью раскрытия содержания категории «контроллинг», приведены основные подходы к определению данного понятия, проведен семантический анализ его содержания, представленный в зарубежной и отечественной литературе. Автором сделан вывод о наличии существенных разногласий в содержании целей контроллинга, детерминирующих противоречивость задач, стоящих перед ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shortcomings and contradictions of existing interpretations of the concept of "controlling"

In article some aspects of the theory of management for the purpose of disclosing of the maintenance of a category «controlling» are considered, the basic approaches are led to definition of the given concept, the semantic analysis of its maintenance presented in the foreign and domestic literature is carried out. The author draws a conclusion on presence of essential disagreements in the maintenance of the purposes of the controlling determining, discrepancy of the problems facing it.

Текст научной работы на тему «Недостатки и противоречия существующих трактовок понятия «Контроллинг»»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

НЕДОСТАТКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРАКТОВОК ПОНЯТИЯ «КОНТРОЛЛИНГ»

ПЕТРИЕВСКИЙ И.В.,

аспирант,

Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт,

e-mail: nalogi@ncstu.ru

В статье рассмотрены некоторые аспекты теории управления с целью раскрытия содержания категории «контроллинг», приведены основные подходы к определению данного понятия, проведен семантический анализ его содержания, представленный в зарубежной и отечественной литературе. Автором сделан вывод о наличии существенных разногласий в содержании целей контроллинга, детерминирующих противоречивость задач, стоящих перед ним.

Ключевые слова: контроллинг; управление; промышленность; эволюционное развитие.

In article some aspects of the theory of management for the purpose of disclosing of the maintenance of a category «controlling» are considered, the basic approaches are led to definition of the given concept, the semantic analysis of its maintenance presented in the foreign and domestic literature is carried out. The author draws a conclusion on presence of essential disagreements in the maintenance of the purposes of the controlling determining, discrepancy of the problems facing it.

Keywords: controlling; management; the industry; evolutionary development.

Коды классификатора JEL: M11.

Процессы экономических преобразований обусловливают необходимость совершенствования механизма управления предприятиями промышленной сферы, требующего теоретического обоснования и глубокого научного осмысления. Одним из перспективных направлений в этой части выступает разработка системы контроллинга эндогенной среды хозяйствующих субъектов. Актуальность вышеуказанного заключается в отсутствии общепринятых среди отечественных исследователей теоретических подходов к раскрытию содержания данной категории, а известный зарубежный опыт не всегда применим. Исходя из этого, необходимо рассмотреть и дополнить базовые определения, а также выработать принципиальные методологические положения анализа понятия «контроллинг».

Важным условием изучения структуры и свойств экономических понятий, таких как контроллинг, выступает рассмотрение их эволюционного развития в процессе рыночной трансформации. В этой связи теоретический анализ сущности объекта исследования необходимо начать с положений и концепций классической теории организации, представители которой сформировали теоретическую базу, позволяющую рассматривать такие сложные инструменты управления предприятием, как контроллинг.

Первыми исследователями в области организационных аспектов управления были представители классической школы менеджмента (Ф.У. Тейлор, Г.Л. Гантт, Г.Л. Таун, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет и др.). Ими положено начало оперативного планирования производства на предприятии и развития его ресурсной базы.

Школа административного управления (А. Файоль, Л. Урвик и Дж. Муни) обосновала принципы и функции управления для организации в рамках определенного систематизированного подхода, в том числе рассмотрев контроль и координацию деятельности [6].

Количественный подход (школа науки управления) углубил понимание ряда проблем функционирования предприятий с помощью разработки и применения специальных моделей, развил аналитические методы принятия управленческих решений в сложных ситуациях.

По мнению А. Чандлера, изменения стратегий управления компаниями требуют трансформаций и их организационных структур. Необходимость стратегических перемен диктуется также преобразованиями внешней среды предприятия. Дж. Томсон выполнил теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации, показав различия между закрытыми (ориентированы на внутренние факторы) и открытыми организациями.

В исследованиях И. Ансоффа были обоснованы подходы к пониманию сущности организационных структур управления [3]. По его мнению, современное промышленное предприятие - некоторая система, осуществляющая взаимосвязи как с источниками ресурсов, так и с внешней средой (капитал, потребители, конкуренты, государственные учреждения

© И.В. Петриевский, 2011

НЕДОСТАТКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТРАКТОВОК.

85

и пр.). Рассматривая данные факторы, он пришел к выводу о первоочередной необходимости решения стратегических задач развития в условиях подвижной внешней среды, указал на наличие ее тесной взаимосвязи с эндогенными составляющими системы.

Заслуживают внимания теоретические разработки Дж. Гэлбрейта, согласно которым объем информации о потребностях организации представляет собой процесс выявления степени ее неопределенности, диагностики взаимных зависимостей подразделений, функций и адаптационных механизмов.

В ряде публикаций О.И. Вилльямсона проанализированы особенности принятия организационных решений на предприятиях по производству товаров и услуг, возможности адаптации эндогенной среды компаний к условиям модернизации используемых моделей экономического роста.

Влияние новых технологий на организационное поведение компаний изучили П.С. Гудман и Л.С. Спроул. Они сделали вывод о том, что организации обязаны осуществлять поиск новых способов управления предприятиями для своевременной адаптации к инновационному технологическому и деловому климату.

По мнению О.Н. Демчук и Т.А. Ефремовой, в теории организации выделяют три направления использования механизмов контроллинга [7]:

♦ ситуационный подход, когда определенному типу управленческой ситуации и решаемых задач соответствуют свои специфические требования к состоянию организации, формированию стратегии и структуры;

♦ экономический подход утверждает, что эффективность организации определяется ее способностью выживать и достигать желаемой результативности;

♦ организационный подход детерминирует признание двух видов обучения организации для улучшения результативности достижения ее целей.

В теоретических разработках отечественных авторов, имеющих большую практическую значимость, рассматриваются направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. К их числу можно отнести [6]:

S концепцию внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Согласно этой концепции, подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями;

S теорию альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций;

S реинжиниринг, или перестройку на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. В рамках этого направления рассматриваются резервы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией параметров функционирования хозяйствующих субъектов и др.

Проанализированные методологические разработки научных школ, внесших наибольший вклад в теорию организации, подтверждают постоянное и динамичное развитие управления. Одной из его наиболее перспективных технологий по отношению к предприятиям производственной сферы в настоящее время выступает контроллинг.

Разработка эффективной системы контроллинга промышленного предприятия предопределяет необходимость рассмотрения современных подходов, раскрывающих его сущность, функциональный и элементный состав. В этой связи следует рассмотреть базовые определения данной категории на предмет наличия в их содержании характеристик системы обеспечения устойчивого функционирования. Термин «контроллинг» произошел от английского слова «to control» -контролировать, управлять, которое, в свою очередь, взято из французского языка и означает «реестр» или «проверочный список». Впервые он был предложен в США, а в 70-е гг. XX в. получил распространение в Западной Европе, и только с началом 90-х гг. — в России.

Большую часть представленных в научной литературе определений контроллинга можно систематизировать в две группы, трактующих его с точки зрения:

♦ философии и образа мышления руководителей организаций;

♦ инструмента повышения эффективности управления.

В рамках настоящего исследования нас интересуют его трактовки, в первую очередь, с точки зрения присущих экономических характеристик. Исходя из хронологии развития, начать исследование данного экономического явления необходимо с работ зарубежных экономистов.

По мнению Д. Хана, контроллинг - это информационное обеспечение, ориентированное на результат управления предприятием. Т. Райхман утверждает, что данное явление представляет собой систему, в сферу задач которой входит сбор и обработка информации в процессе разработки, координации и контроля за выполнением планов на предприятии [9]. Однако недостатком этих дефиниций является то, что реализация обширного использования информационного процесса в структуре предприятия сложно применима из-за высоких затрат на его обеспечение.

Ряд зарубежных авторов придерживаются той точки зрения, что рассматриваемая категория представляет собой процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей [5]. По нашему мнению, приведенное определение больше относится к контрольной функции управления, чем к реальной характеристике обозначенного явления в экономической системе организации.

Некоторые российские исследователи связывают контроллинг с реализацией финансово-экономической координирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений [1]. Необхо-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

86

И.В. ПЕТРИЕВСКИЙ

димо отметить, что ограничение функций исследуемого явления только реализацией связующего процесса - принятия рациональных управленческих решений — раскрывает только один его аспект, не затрагивая остальные функции.

Вне рамок анализа механизмов управления Ю.П. Анискин и А.М. Павлова включают в рассмотрение концепцию, направленную на ликвидацию «узких мест» и ориентированную на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов [2]. Авторы дают нечеткую формулировку объекту целеориентирования - ликвидацию «узких мест», не раскрывают их состав и характеристики. А.М. Карминский утверждает, что контроллинг - это концепция системного управления, в основе которой лежит стремление обеспечить эффективное долгосрочное функционирование организации [4]. Приведенное определение носит обобщающий характер и в такой формулировке может быть использовано для описания многих экономических явлений (устойчивость, развитие организации и т.д.). С. Фалько указывает на контроллинг как философию и образ мышления, систему поддержки руководителей [8]. Данное понимание является типичным определением исследуемой категории для дефиниций контроллинга как философии управления и не раскрывает его прикладные аспекты.

Проведенный анализ основных определений контроллинга, его целей и задач, представленных в зарубежной и отечественной литературе, позволяет выявить их основные недостатки, к числу которых можно отнести:

■ игнорирование функциональных особенностей контроллинга;

■ отсутствие общепринятого понимания устоявшихся стереотипов и стилей научного мышления по отношению к содержанию рассматриваемой категории;

■ наличие разногласий в содержании целей контроллинга и, как следствие, противоречивость решаемых с его помощью задач;

■ отождествление целей менеджмента организации и контроллинга;

■ отсутствие предложений по формированию системы реализации данного воздействия;

■ рассмотрение отдельных видов контроллинга без его полноценной классификации.

Устранение вышеуказанных недостатков и противоречий в определениях и характеристиках контроллинга необходимо для повышения статуса этой технологии управления, улучшения имиджа контроля в обществе и его институтах, совершенствования его кадрового и информационного обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 2002. 279 с.

2.АнискинЮ.П.,ПавловаA.M. Планирование и контроллинг: Учебник по специальности «Менеджмент организации». М.: Омега-Л, 2005. 280 с.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.

4. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 2002. 256 с.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг. М.: Дело, 2002.

6. МильнерБ.3. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 480 с.

7. Теория организации: Учеб. пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. М.: Флинта: МПСИ, 2009. 264 с.

8. Фалько С. Не просто учет, а информационная поддержка // Экономика и жизнь. 2007. № 35. С. 31.

9. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.