Научная статья на тему 'Недостатки и проблемы применения антимонопольного законодательства Республики Беларусь для предотвращения и пресечения ценового сговора товаропроизводителей'

Недостатки и проблемы применения антимонопольного законодательства Республики Беларусь для предотвращения и пресечения ценового сговора товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1092
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЦЕНОВОЙ СГОВОР ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ЦЕНОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ О ЦЕНАХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Драгун Н.П., Ивановская И.В.

В статье представлен анализ действующих законодательных и нормативных документов, а также практики антимонопольного регулирования и контроля в Республике Беларусь. Дана оценка их эффективности в процессе выявления, пресечения и предупреждения возникновения ценового сговора производителей на товарных рынках. Представлены направления совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недостатки и проблемы применения антимонопольного законодательства Республики Беларусь для предотвращения и пресечения ценового сговора товаропроизводителей»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

38 (179) - 2012

УДК 338.532.4.025

недостатки и проблемы применения антимонопольного законодательства республики Беларусь для предотвращения и пресечения ценового сговора товаропроизводителей

Н. п. драгун,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики E-mail: dragunnp@gmail. com

Гомельский государственный технический университет имени П. О. сухого, Республика Беларусь

и. в. ивановская,

аспирант кафедры логистики и ценовой политики E-mail: ivanovskayaiv@gmail. com Белорусский государственный экономический университет, республика Беларусь

В статье представлен анализ действующих законодательных и нормативных документов, а также практики антимонопольного регулирования и контроля в Республике Беларусь. Дана оценка их эффективности в процессе выявления, пресечения и предупреждения возникновения ценового сговора производителей на товарных рынках. Представлены направления совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, ценовой сговор товаропроизводителей, ценовые соглашения, согласованные действия о ценах.

Для формирования ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку и создание условий для эффективного функционирования отраслей национальной экономики, повышение конкурентоспособности продукции отечественных

товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусматривается совершенствование ценовой и антимонопольной политики. В области антимонопольной политики планируется совершенствование законодательной и нормативной базы; выработка новых подходов к выявлению злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением и картельных соглашений; изменение ценового регулирования предприятий-монополистов; пересмотр антимонопольной политики в части контроля за экономической концентрацией в отраслях [8, 9].

В этой связи большую важность приобретает анализ действующих законодательных и нормативных документов, а также практики антимонополь-

ного регулирования и контроля в Республике Беларусь, направленный на оценку их эффективности в процессе выявления, пресечения и предупреждения возникновения ценового сговора производителей на товарных рынках, что потребовало исследования в настоящей работе следующих аспектов антимонопольного регулирования:

• приоритетных направлений антимонопольного регулирования, практики применения и соответствия тенденциям развития национальной экономики Беларуси;

• применяемой в законодательстве трактовки сущности антиконкурентных ценовых соглашений, их форм и целевой направленности;

• рассматриваемых в нормативных документах субъектов (товаропроизводители, продавцы, покупатели и др.) и объектов (уровень цен на продукцию; условия, влияющие на установление и поддержание цен) антиконкурентных соглашений о ценах;

• применяемых процедур выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) субъектов хозяйствования о ценах и методик реализации их основных этапов, а также принимаемых во внимание оснований для инициации проведения названных процедур органами антимонопольного регулирования.

Приоритетные направления и практика применения антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. В настоящее время в качестве приоритетных направлений государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь декларируются: определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь; формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; проведение государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; согласование условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; организация и проведение проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими

субъектами, доминирующими на товарных рынках; проведение государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах; выявление монопольных цен; рассмотрение запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству; рассмотрение заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции; применение мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства [1, 10].

В то же время проведенный авторами анализ практики антимонопольного регулирования товарных рынков Республики Беларусь за период 2009-2011 гг. (табл. 1) позволил установить, что деятельность антимонопольных органов сосредоточена главным образом на трех основных направлениях:

1) оценке уровня монополизации товарных рынков и определении субъектов хозяйствования, занимающих на них доминирующее положение (количество изученных рынков в период с 2009 по 2011 г. увеличилось в 1,5 раза; число выявленных хозяйствующих субъектов, занимающих на них доминирующее положение - в 2,4 раза; утративших это положение - в 1,7 раза). В то же время олигополистическим товарным рынкам, где злоупотребление доминирующим положением часто не столь очевидно, как в случае монополии, должного внимания не уделяется. Это связано с тем, что применяемые для оценки уровня монополизации рынков статичные показатели - доли рынка субъектов хозяйствования, коэффициент концентрации, которые указывают на усиление конкуренции по мере роста симметричности производителей по занимаемым долям рынка, не позволяют объективно оценить реальную ситуацию на товарных рынках, особенно в условиях сговора;

2) контроле за экономической концентрацией путем регулирования процессов преобразования субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества, холдинги, ассоциации, реорганизации хозяйствующих субъектов в форме присоединения и т. п., тогда как деятельность кар-

телей (в первую очередь неявных) не регулируется и не исследуется, поскольку не сопровождается ростом, а часто приводит и к снижению концентрации рынка;

3) рассмотрении обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства. При этом большинство таких обращений в период 2009-2011 гг. было связано с недобросовестной конкуренцией. Выявление и пресечение необоснованного роста цен субъектами хозяйствования на товарных рынках в исследуемом периоде не осуществлялись.

В результате проведенного анализа авторами установлено, что основной проблемой антимонопольного регулирования в Беларуси является недостаточное соответствие его реализуемых на практике направлений (см. табл. 1) и тенденций развития национальной экономики. Так, важнейшей из них является переход от административного регулирования цен к рыночному ценообразованию как потенциально более эффективному механизму распределения ресурсов в экономике. Однако вступ-

ление в силу в начале 2011 г. нормативных актов, направленных на либерализацию ценообразования -директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31.12.2010 [11], Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72, постановления Министерства экономики РБ № 46 от 31.02.2011 - привело к монопольному росту цен на многих белорусских товарных рынках [2, 6]. Это в большинстве случаев произошло в силу того, что пресечение сговора субъектов хозяйствования (как явного, так и молчаливого) и необоснованного роста цен только декларируется как направление антимонопольного регулирования, но практически не реализуется. Закономерен вывод о том, что происходящее связано с имеющимися в антимонопольном законодательстве Беларуси недостатками нормативного регулирования данной сферы деятельности хозяйствующих субъектов.

Проблемы трактовки сущности антиконкурентных ценовых соглашений, их форм и целевой направленности в антимонопольном законодательстве Беларуси. По состоянию на начало 2012 г. антимонопольное законодательство Республики Беларусь включало более 20 нормативных право-

Таблица 1

Показатели практики антимонопольного регулирования в Республике Беларусь за период 2009-2011 гг.

Направление антимонопольного регулирования 2009 2010 2011

РУ РУ МУ РУ МУ

1. Оценка уровня монополизации товарных рынков, в том числе:

- изучено товарных рынков; 40 23 96 63 130

- включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; 8 6 66 19 68

- исключены из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках 7 2 22 12 30

2. Государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:

- выдано заключений о согласии на создание холдингов, ассоциаций; 7 24 15 20 5

- выдано заключений на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения; 4 16 31 9 56

- выдано заключений на реорганизацию юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в ОАО; 8 8 8 7 3

- выдано заключений на совершение сделок по приобретению акций уставных фондов юридических лиц — 26 53 65 147

3. Рассмотрено обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства 22 54 220 20 213

В том числе: - приняты решения о нарушениях антимонопольного законодательства; - признано фактов недобросовестной конкуренции; - выявление и пресечение необоснованного роста цен 6 2 12 4 17 10 4 14

Примечание: РУ - на республиканском уровне; МУ - на местном уровне.

Источник: разработано авторами на основе данных Министерства экономики Республики Беларусь [1].

V -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

вых актов, содержащих правила предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции товаропроизводителей на национальном рынке. Причины противозаконности, а также порядок предотвращения, ограничения и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) субъектов хозяйствования на товарных рынках регламентируются Законом Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-Х11 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Указом Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля», Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», а также рядом инструкций, утвержденных министерствами экономики, предпринимательства и инвестиций в 2000-2006 гг. [10, 12-14].

В результате проведенного исследования содержащихся в названных законодательных и нормативных актах трактовок экономических категорий «ценовые соглашения» и «согласованные действия о ценах» выявлено, в частности:

- применение классификации антиконку -рентных соглашений о ценах на горизонтальные (соглашения между субъектами хозяйствования, которые являются конкурентами) и вертикальные (соглашения между субъектами хозяйствования, не конкурирующими между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным покупателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом). Однако различия между горизонтальными и вертикальными ценовыми соглашениями с точки зрения порядка их выявления, факторов возникновения и способов пресечения не делается, что противоречит их экономической сущности [12];

- отсутствие единой трактовки экономических категорий «ценовые соглашения» и «согласованные действия». Так, в Инструкции о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2006 № 57, соглашение трактуется как документально подтвержденная договоренность между хозяйствующими субъектами, способная привести к устранению,

ограничению конкуренции или воспрепятствованию ее установлению или развитию; согласованные действия - как скоординированные действия хозяйствующих субъектов, целью или результатом которых является ограничение или устранение конкуренции [15]. В то же время в законе «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», а также в Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 9, определение указанных категорий отсутствует, но при этом категория «согласованные действия» используется как уточнение более широкого понятия «ценовые соглашения» [10, 12];

- выделение в качестве форм ценовых соглашений: а) сговора по определению цен на товары и оказываемые услуги, устанавливаемого в устном или письменном виде; б) обмена информацией в области цен - одностороннего и многостороннего [12]. В то же время установлено, что указанные действия являются не ценовым сговором, а формой договоренности и методом ее поддержания соответственно.

Наличие указанных противоречий не позволяет разработать действенную методическую базу определения наличия и предупреждения молчаливого горизонтального ценового сговора товаропроизводителей на олигополистических рынках, установить основания инициации и оценить целесообразность их антимонопольного регулирования.

Проведенное исследование трактовки антимонопольным законодательством Беларуси целевой направленности ценовых соглашений и согласованных действий субъектов хозяйствования на товарных рынках позволило определить, что законодатель принимает во внимание только цели, связанные с получением рыночной власти: необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен; недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в то время как причины необходимости получения производителями рыночной власти не рассматриваются [12]. Установлено, что такая трактовка целевой направленности ценового сговора не позволяет количественно оценить последствия его наличия для динамики экономических показателей отраслей и национальной экономики (прежде всего экономического роста), уровня общественного благосостояния (прежде всего эффективности распределения ресурсов), а

также экономически обосновать целесообразность разрушения ценового сговора и меру наказания товаропроизводителей за нарушение антимонопольного законодательства.

Недостатки определения круга субъектов и объектов антиконкурентных соглашений о ценах. Согласно антимонопольному законодательству Беларуси субъектами ценовых соглашений являются хозяйствующие субъекты, взаимодействующие на товарных рынках Беларуси - физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; гл. 2 Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах [12, 13]). Однако в указанных нормативных документах отсутствует указание на олигополистические рынки как источник возникновения антиконкурентных соглашений, основное внимание уделяется субъектам, занимающим доминирующее положение.

Также имеет место наличие некоторых противоречий в отношении трактовки объектов соглашений о ценах. Так, в Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах в разделе 3 «Объекты и субъекты ценовых соглашений» сказано, что «объектами ценовых соглашений являются цены и тарифы на товары и услуги». Однако далее по тексту указано, что «установление цены может проводиться хозяйствующими субъектами в качестве изолированной практики или быть частью более крупной тайной договоренности между хозяйствующими субъектами, которая регулирует большую часть торговой деятельности своих участников, включая, например, соглашения о распределении рынков или покупателей, квоты на продажу и производство и т. п.» [12].

То есть объектами ценовых соглашений косвенно признаются не только уровень цен на продукцию, но также и условия, влияющие на их установление и поддержание. Однако не конкретизируется, что в случае молчаливого сговора его объект - только цены, а в случае явного - цены и условия (механизмы) его поддержания и эффективного функционирования. Установлено, что наличие указанных противоречий не позволяет установить объективные критерии и оценить вероятность возникновения сговора на товарном рынке, выработать эффективные эконо-

мические меры по предотвращению и разрушению ценовых соглашений и согласованных действий.

Неформализованность оснований для инициации проведения процедур выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах. Проведенный анализ позволил установить отсутствие четких указаний в законодательстве на принимаемые во внимание органами антимонопольного регулирования основания для инициации проведения процедуры выявления наличия антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах. Так, в Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, Инструкции по выявлению монопольных цен (утвержденной постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 10), Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь (утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 № 229) указано только назначение названных нормативных документов, но отнюдь не основания для их применения (табл. 2) [12-14].

Таблица 2

Назначение нормативных документов, формализующих процедуру выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласован-

ных действий) о ценах

Нормативный документ Назначение нормативного документа

Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах Предназначена для использования специалистами антимонопольных органов в работе по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах

Инструкция по выявлению монопольных цен Предназначена для выявления монопольных цен, устанавливаемых в результате ценового соглашения нескольких хозяйствующих субъектов

Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь Предназначена для принятия решения о включении (исключении) в (из) Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, изучения уровня монополизации товарных рынков, инициированного хозяйствующими субъектами, органами управления и антимонопольными органами

Примечание: разработано авторами на основе [12-14].

Отсутствие законодательно закрепленных оснований инициации проведения процедуры выявления антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах не позволяет формализовать процесс мониторинга наличия сговора на товарных рынках, определить количественные критерии, выполнение которых влечет за собой автоматическое начало антимонопольного разбирательства.

Неполнота процедур выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) субъектов хозяйствования о ценах. Описание процесса выявления и пресечения ценовых соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов о ценах содержится в Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, Инструкции по выявлению монопольных цен (утвержденных постановлениями Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 9 и 10), Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь (утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 № 229), Законе Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-Х11 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [10, 12-14]. Данный процесс включает три основных процедуры (см. рисунок), характеристика которых представлена в табл. 3.

Проведенный анализ основных процедур процесса выявления и пресечения соглашений (согласованных действий) о ценах, содержащихся в действующем антимонопольном законодательстве Беларуси, позволил выявить их следующие недостатки: • в рамках процедуры выявления ценовых соглашений (согласованных действий) отсутствуют теоретическая база анализа возникновения ценового сговора субъектов хозяйствования на товарных рынках, а также четкое разграничение горизонтальных и вертикальных соглашений о ценах. Имеются противоречия в трактовке направления влияния на вероятность сговора большинства предложенных для анализа критериев. Существенными недостатками рассматриваемой процедуры является необходимость доказательства сговора на основе анализа уровня отпускных цен субъектов хозяйствования на товарных рынках; вывод о наличии ценового соглашения на основе анализа рыночных долей субъектов

хозяйствования; выявление ценового сговора на основе ряда оцениваемых параметров рынка (например, ценовой эластичности спроса), не влияющих на его возникновение; неполнота перечня критериев, указывающих на наличие ценового сговора, а также предложенного перечня показателей, изменяющихся под влиянием ценового сговора. Это не позволяет сделать однозначный вывод о наличии (отсутствии) антиконкурентного ценообразования субъектов хозяйствования и предрасположенности товарных рынков к возникновению ценового сговора;

• в рамках процедуры доказательства ценовых соглашений (согласованных действий) отсутствуют разграничение между горизонтальными и вертикальными соглашениями, в рамках горизонтальных соглашений - между ценовыми соглашениями и согласованными действиями о ценах, а также характеристика специфики функционирования ценового сговора субъектов хозяйствования, определяющаяся условиями его возникновения и жизнеспособности, применяемыми механизмами реализации и обеспечения устойчивости во времени и др. Процедура также требует подтверждения существования ценового сговора вещественными доказательствами, что не позволяет доказать наличие молчаливого сговора, ведь большинство предлагаемых для доказательства критериев в явном виде при указанной форме сговора отсутствуют;

• в рамках процедуры определения ответственности субъектов сговора в случае установления факта ценовых соглашений отсутствует учет экономических последствий ценового сговора (потерь общественного благосостояния, изменения динамической эффективности отрасли) при определении меры наказания субъектов хозяйствования, что снижает объективность принимаемых решений о мере ответственности участников ценового сговора. Проведенное исследование позволяет сделать

вывод о том, что важнейшим недостатком применяемого в настоящее время в Беларуси процесса выявления и пресечения соглашений (согласованных действий) о ценах является отсутствие следующих необходимых его этапов, процедур и методик, их формализующих (см. рисунок):

- процедуры инициации проведения расследования на предмет ценового сговора субъектов хозяйствования, что повышает трудоемкость работ

сл ста

ПРОЦЕСС ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ (СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ О ЦЕНАХ)

_[_

Процедуры выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий о ценах)

Процедура инициации проведения расследования на предмет ценового сговора субъектов хозяйствования

Процедура выявления ценовых соглашений (согласованных действий о ценах)

Этапы выявления и пресечения соглашений (согласованных действий о ценах)

Определение оснований для инициации проведения процедуры выявления ценовых соглашений

Методики реализации этапов выявления и пресечения соглашений (согласованных действий о ценах)

т

X

I

Процедура доказательства ценовых соглашений (согласованных действий о ценах)

Установление круга хозяйствующих субъектов, участвующих в сговоре, анализ товарного рынка

Методика не разработана

II

Методика определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках

I

1.

Процедура оценки последствий ценового сговора для отрасли и национальной экономики

Процедура определения ответственности субъектов сговора в случае установления факта ценовых соглашений

Оценка способности участников сговора ограничивать конкуренцию

Методика выявления монопольных цен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Сбор прямых доказательств ценового сговора

Методика анализа динамики спроса и предложения на товарном рынке

I

.............I.........

Сбор косвенных доказательств ценового сговора

Методика сбора и анализа прямых доказательств ценового сговора

I

i

Оценка формы ограничения конкуренции

Методика не разработана

I

Оценка последствий ценового сговора

Методика определения доминирующего положения хоз. субъектов на товарных рынках

I

Методика выявления монопольных цен

I

£

Процедура предупреждения возникновения ценового сговора на товарных рынках

Определение меры наказания вступившим в сговор субъектам

Методика не разработана

X

¡Оценка ¡факторов, ¡способст-| вующих сговору

Разработка и реализация мер, направленных на предупреждение возникновения ценового сговора

Методика не разработана

I

3

I

Методика Методика

не разра- не разра-

ботана ботана

Содержание процесса выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах

Примечание: - процедуры, отсутствующие в настоящее время в антимонопольном законодательстве Беларуси;

- процедуры, содержащиеся в настоящее время в антимонопольном законодательстве Беларуси;

- этап, дублирующийся в нескольких процедурах, или который должен быть составной частью другой процедуры.

Источник: разработано авторами.

Таблица 3

Характеристика основных процедур выявления и пресечения ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах согласно действующему антимонопольному

законодательству Беларуси

Наименование этапа Нормативный документ, формализующий содержание этапа Цель выполнения этапа Недостатки процесса выполнения этапа и его методического обеспечения

Процедура выявления ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах

Установление круга хозяйствующих субъектов, участвующих в сговоре, анализ товарного рынка Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах; Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь 1. Определить количество субъектов хозяйствования, участвующих в ценовом сговоре. 2. Определить характеристики товарного рынка, способствующие возникновению ценового сговора 1. Некорректность вывода о наличии ценового соглашения на основе анализа рыночных долей субъектов хозяйствования, поскольку основанием для инициации проведения процедуры выявления ценового сговора должно быть не доминирующее положение субъектов хозяйствования, а злоупотребление им. 2. Невозможность выявления ценового сговора на основе ряда оцениваемых параметров рынка (таких как чувствительность спроса к изменению цены и др.), поскольку они не влияют на его возникновение. 3. Отсутствие четкого разграничения горизонтальных и вертикальных соглашений, что повышает трудоемкость анализа и может приводить к некорректным выводам

Анализ особенностей товара Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах Оценить характеристики товара, способствующие возникновению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах 1. Неполнота перечня критериев, указывающих на наличие ценового сговора; противоречивость трактовки направления влияния большинства критериев (например, однородности товаров и др.) на вероятность его возникновения. 2. Некорректность трактовки ряда критериев (например, «в случаях, когда товары взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла» (товар имеет заменители...); «схожесть условий производства» способствует возникновению сговора только при выполнении ряда условий) [20]. 3. Неэффективность доказательства сговора на основе анализа уровня отпускных цен субъектов хозяйствования на товарных рынках, в то время как более предпочтительным с точки зрения трудоемкости сбора и обработки данных и достоверности полученных результатов является анализ динамики и синхронности изменения цен всеми участниками на исследуемом товарном рынке. 4. Отсутствие учета того, что монопольный уровень цен может быть результатом не только сговора товаропроизводителей, но и следствием внедрения инноваций, наличия патентов, естественной монополии и др. 5. Отсутствие теоретической базы анализа возникновения и предупреждения ценового сговора субъектов хозяйствования на товарных рынках, что затрудняет исследование влияния на вероятность сговора отдельных характеристик рынка и (или) товара

Оценка способности участников сговора ограничивать конкуренцию Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах Оценить препятствия, создаваемые ценовым соглашением для доступа других хозяйствующих 1. Отсутствие рекомендаций по оценке влияния соглашения на независимость экономических решений, принимаемых хозяйствующими субъектами, участвующими в ценовом сговоре.

Окончание табл. 3

Наименование этапа Нормативный документ, формализующий содержание этапа Цель выполнения этапа Недостатки процесса выполнения этапа и его методического обеспечения

субъектов на соответствующий рынок и ухода с него 2. Отсутствие учета того, что параметры рынка (спрос и предложение) в анализируемом периоде могли сформироваться под влиянием не только ценового сговора субъектов хозяйствования. 3. Неполнота предложенного перечня показателей, изменяющихся под влиянием ценового сговора, поскольку помимо ограничения конкуренции он может иметь своим следствием потери аллокативной, производственной и динамической эффективности отрасли

Процедура доказательства ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах

Сбор прямых доказательств ценового сговора Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах Доказать наличие антиконкурентного ценового соглашения субъектов хозяйствования на основе документальных подтверждений Отсутствие учета специфики согласованных действий субъектов хозяйствования, т. к. в условиях молчаливого сговора прямые доказательства его существования отсутствуют

Сбор косвенных доказательств ценового сговора Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах Доказать наличие антиконкурентного ценового соглашения субъектов хозяйствования на основе косвенных улик 1. Трудоемкость сбора косвенных доказательств ценового сговора. 2. Игнорирование специфики функционирования ценового сговора субъектов хозяйствования: условий возникновения и жизнеспособности, механизмов реализации и обеспечения устойчивости во времени и др.

Оценка формы ограничения конкуренции Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах Доказать наличие антиконкурентного ценового соглашения путем анализа формы ограничения конкуренции 1. Невозможность доказательства наличия молчаливого сговора на основе сведений об ограничении доступа на рынок, к источникам сырья и товаропроводящей сети, т. к. данные ограничения в явном виде при указанной форме сговора отсутствуют. 2. Отсутствие разграничения между горизонтальными и вертикальными ценовыми соглашениями, что повышает трудоемкость работ по сбору и обработке косвенных доказательств их наличия

Процедура определения последствий и ответственности в случае установления факта запрещенных ценовых соглашений

Определение ответственности участников сговора

Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Определить последствия и ответственность субъектов хозяйствования в случае установления факта запрещенных ценовых соглашений как формы ограничительной деловой практики

Отсутствие учета экономических последствий ценового сговора (потерь общественного благосостояния, изменения динамической эффективности отрасли) при определении меры наказания субъектов хозяйствования

Примечание: разработано авторами на основе [3, 8-11]

58 -

антимонопольных органов в области мониторинга товарных рынков и не позволяет определить количественные критерии их функционирования, указывающие на целесообразность проведения антимонопольного расследования;

- процедуры оценки последствий ценового сговора для отрасли и национальной экономики, что может иметь своим следствием необъективность принимаемых решений о необходимости его разрушения (поскольку монополизированные в результате сговора рынки могут быть динамически эффективными, а потери общественного благосостояния в краткосрочном периоде - компенсированы его ростом в долгосрочном) и мере наказания товаропроизводителей за нарушение антимонопольного законодательства;

- процедуры предупреждения возникновения ценового сговора на товарных рынках, что не позволяет органам антимонопольного регулирования определять предрасположенность товарных рынков к возникновению ценового сговора, принимать превентивные решения, создающие неблагоприятные условия для его возникновения, на основе прогнозирования устойчивости ценовых соглашений во времени, разрабатывать меры антимонопольного регулирования рынков, учитывающих их структуру и экзогенные макроэкономические условия.

Заключение. Таким образом, проведенный анализ законодательных и нормативных документов, а также практики антимонопольного регулирования в Республике Беларусь позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, установлено, что основными причинами недостаточной эффективности работы антимонопольных органов по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) субъектов хозяйствования на товарных рынках Беларуси при переходе от административного регулирования цен к рыночному ценообразованию являются: • отсутствие необходимой теоретической базы выявления и пресечения ценовых соглашений (согласованных действий) - законодательно закрепленных оснований для инициирования процедур выявления и доказательства наличия ценовых соглашений и согласованных действий о ценах; описания таких значимых аспектов ценового сговора, как его формы, целевая направленность, причины и условия возникновения, методы установления и поддержания ценовых соглашений и согласованных действий, усло-

вия жизнеспособности явного и молчаливого сговора, на которые должно оказываться целенаправленное воздействие при предупреждении его возникновения или прекращении существования; критериев оценки неэффективности ценового сговора (потери аллокативной, производственной и динамической эффективности отрасли); исчерпывающего перечня критериев, указывающих на наличие ценового сговора, теоретически обоснованной трактовки направления их влияния на вероятность сговора;

• недостаточная формализация процесса выявления и пресечения ценовых соглашений (согласованных действий о ценах), заключающаяся в отсутствии ряда необходимых процедур и методик (определения оснований для инициирования процедуры доказательства ценового сговора товаропроизводителей; оценки последствий ценового сговора для отрасли и национальной экономики; оценки факторов, способствующих сговору и др.), а также в неполноте законодательно закрепленных процедур (отсутствие учета специфики согласованных действий субъектов хозяйствования и др.). Во-вторых, определены основные направления

совершенствования антимонопольного регулирования в Республике Беларусь, в частности:

• уточнение применяемого в законодательстве понятия ценового сговора, заключающегося в его рассмотрении как договоренности товаропроизводителей на олигополистическом рынке, имеющей две формы выражения - явную и молчаливую, для каждой из которых необходимо дать исчерпывающую характеристику причин возникновения и условий жизнеспособности, принципов, методов и факторов, обеспечивающих устойчивость сговора во времени;

• инициация процедуры выявления ценового сговора не на основе анализа рыночных долей субъектов хозяйствования, а по результатам определения величины их рыночной власти (способности устанавливать цену, существенно превышающую предельные издержки) на основе, например, индекса Лернера [3], наличие которой может быть следствием существования на товарном рынке явного или молчаливого сговора субъектов хозяйствования;

• косвенное доказательство ценового сговора не на основе анализа уровня отпускных цен субъектов хозяйствования на товарных рынках, а

посредством анализа динамики и синхронности изменения цен всеми участниками на исследуемом товарном рынке [4];

• пресечение ценового сговора не по факту его наличия, а на основе количественного определения соотношения величины потерь общественного благосостояния в краткосрочном периоде (вследствие аллокативной и технологической неэффективности отрасли) и выигрыша общества в долгосрочном периоде (вследствие роста динамической эффективности отрасли) с учетом затрат на антимонопольное администрирование [7]. Это позволит антимонопольным органам обоснованно принимать решения о необходимости пресечения ценовых соглашений (согласованных действий) на товарных рынках, а также повысить инновационную активность (а следовательно, и динамическую эффективность) отраслей национальной экономики;

• формализация процесса выявления антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах с включением туда процедуры предупреждения возникновения ценового сговора на товарных рынках, содержащей методики определения предрасположенности товарных рынков к возникновению ценового сговора, прогнозирования его устойчивости во времени, разработки мер антимонопольного регулирования рынков, учитывающих влияние на вероятность возникновения и устойчивость ценового сговора условий внешней среды функционирования субъектов хозяйствования [5]. Практическая реализация этих предложений

позволит разработать действенную методическую базу определения возникновения и предупреждения ценового сговора товаропроизводителей на олиго-полистических рынках, учитывающую специфику всех форм его выражения, определять предрасположенность товарных рынков к возникновению согласованных действий о ценах, а также необходимость (целесообразность) антимонопольного регулирования указанных рынков.

Список литературы

1. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь // Министерство экономики Республики Беларусь, 2012. URL: http://www. economy. gov. by/ru/antitrust/national-competition-policy-in-the-rb.

2. Гурман Л. Какие перемены ожидают антимонопольное законодательство? // Бизнес-лидер. 2011. URL: http://www. profi-forex. by/news/ entry5000005232.html.

3. Ивановская И. В., Драгун Н. П. Методика определения согласованных действий товаропроизводителей при формировании отпускных цен // Вестник БГЭУ 2012. № 1. С. 55-60.

4. Ивановская И. В., Драгун Н. П. Определение согласованности действий предприятий в процессе установления отпускных цен // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D «Экономические и юридические науки». 2012. № 6. С. 8-16.

5. Ивановская И. В., Драгун Н. П. Специфика отрасли и ценовые соглашения (моделирование их вероятности и устойчивости) // Общество и экономика. 2011. № 8-9. С. 194-215.

6. Матвеев В. Лукашенко требует в ноябре - де-кабре остановить шальное ценообразование на продукты питания // Новости Беларуси - БЕЛТА. 2011. URL: http ://www. belta. by/ru/all_news/president.

7. Наумчик А. А., Драгун Н. П., Ивановская И. В. Критерии и методики оценки эффективности диверсифицированных организаций АПК // Потребительская кооперация. 2011. №. 4. С. 23-31.

8. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1475.

9. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 № 136.

10. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 № 2034-XII (в ред. от 22.12.2011).

11. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31.12.2010.

12. Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 9.

13. Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 № 10.

14. Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 17.10.2002 № 229.

15. Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2006 № 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.