Научная статья на тему 'Недостатки действующей системы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников'

Недостатки действующей системы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путилова А. В., Тимонина Е. В.

Данные о динамике объемов финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний свидетельствуют о том, что с 2001 по 2011 гг. уровень объемов финансирования существенно вырос более чем в 15 раз. В основном, это произошло из-за увеличения стоимости и количества проведенных мероприятий. Формирование бюджетов Фонда социального страхования Федерации и Пенсионного фонда Федерации происходит за счет взносов предприятий, ставших, по сути, обязательным налогом. В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску, т.е. самих страхуемых. Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда. Ключевые слова: охрана труда, предупредительные меры, страховые взносы, модернизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путилова А. В., Тимонина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недостатки действующей системы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников»

>>

условии и охраны труда и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

однако для большинства предприятий малого и среднего бизнеса эта сумма в течение одного календарного года может составлять незначительную величину, размер которой не позволит указанным страхователям осуществить финансирование предупредительных мер с достижением существенного результата.

При этом возможность данной категории работодателей проводить накопление сумм страховых взносов и получать разрешение на финансирование предупредительных мер один раз в несколько лет отсутствует.

Улучшение условий и охраны труда в организациях малого и среднего бизнеса российской Федерации необходимо осуществлять системно по следующим направлениям:

• повышать экономическую заинтересованность работодателей, в том числе путем адаптации существующих процедур финансирования предупредительных мер, получения скидок к страховым тарифам к особенностям малого и среднего бизнеса;

• повышать качество обучения руководителей и работников в области охраны труда.

недостатки действующей системы финансирования п редуп редител ьн ых мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников

ПУТИЛОВА А.В.,

младший научный сотрудник отдела экономики труда ФГУ «Внии охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития россии,

ТИМОНИНА Е.В.,

младший научный сотрудник отдела экономики труда ФГУ «Внии охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития россии

данные о динамике объемов финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний свидетельствуют о том, что с 2001 по 2011 гг. уровень объемов финансирования существенно вырос - более чем в 15 раз. В основном, это произошло из-за увеличения стоимости и количества проведенных мероприятий. Формирование бюджетов Фонда социального страхования российской Федерации и Пенсионного фонда российской Федерации происходит за счет взносов предприятий, ставших, по сути, обязательным налогом. В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску, т.е. самих страхуемых. Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.

Ключевые слова: охрана труда, предупредительные меры, страховые взносы, модернизация.

В российской Федерации сложилась противоречивая с позиций правовой и экономической точек зрения ситуация в области охраны труда и социального страхования. В существующих отношениях невозможно сочетать интересы отдельного работника, предприятия (работодателя) и общества. Принципиально, в объективной оценке страховых взносов должны быть заинтересованы все основные участники и организаторы социального страхования от несчастных случаев на производстве.

следует отметить, что снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях различных видов экономической деятельности, за последние годы в целом остается неудовлетворительным, а его показатели не обеспечивают в полной мере достоверность получаемой информации.

ОХРАНА и ЭКОНОМИКА ТРУДА l№ 1(2) 120111 31

Сложившееся положение свидетельствует о недостаточном внимании работодателей к состоянию охраны труда при осуществлении ими своей деятельности, а также об отсутствии заинтересованности в соблюдении законодательства об охране труда и проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах.

Фонд социального страхования впервые начал финансирование предупредительных мер в 2001 году.

Общая сумма затрат для финансирования обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определена в расчетах к законопроекту «О страховых тарифах на обяза-

тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, единовременные и ежемесячные страховые выплаты; расходы по доставке и пересылке страховых выплат; расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (рис. 1), расходы на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и другие расходы.

6137

6542

5692

2001 2004 2006 2008 2009 2010

Рис. 1. Расходы на предупредительные меры, (млн. руб.)

2011

Модернизация системы охраны труда невозможна без обеспечения экономической заинтересованности работодателей в проведении мероприятий по охране труда и здоровья работающих. Однако, реагирование только на свершившиеся факты нарушений охраны труда продолжают превалировать над осуществлением профилактических мер. Поэтому переход к оценке и управлению профессиональными рисками должен сопровождаться изменением подходов к реформированию системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, внедрением актуарных и прогностических механизмов управления системой охраны труда.

Необходимо предусмотреть введение гибких механизмов дифференциации страховых взносов, а также возвратиться к обсуждению темы перехода на индивидуальные страховые тарифы для организаций в зависимости от условий труда

на рабочих местах, показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в конкретной организации.

Согласно методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в формулу расчета скидок(1) введены два дополнительных коэффициента и р2.

С(скидка) = (1 - (Астр : Авэд + Встр : Ввэд + Сстр : Свэд) : 3) X X р2 X 100%, (1)

где Авэд, Ввэд, Свэд - средние значения показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя; Астр,Встр,Сстр - показатели А, В и С, рассчитываются для каждого страхователя в отдельности.

- коэффициент уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя. При этом = 0, если у страхователя

32 I № 1(2) 120111 охрана и экономика труда

по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3. Соответственно, если уровень проведения аттестации больше или равен 0,3, то = 1;

- коэффициент уровня проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров у страхователя. Этот коэффициент рассчитывается как отношение числа работников, прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя. При этом р2 = 0, если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров меньше 0,9. А если этот уровень больше или равен 0,9, то р2 = 1.

При обращении страхователя с заявлением о предоставлении скидки к страховому тарифу должен быть не менее 0,3, а р2 - не менее 0,9.

При использовании названных выше дополнительных коэффициентов возможны ситуации, когда страхователю, имеющему значения показателей «а», «Ь», «с» ниже аналогичных средних показателей по виду экономической деятельности, скидка не будет установлена.

Дополнительные коэффициенты, которые вправе устанавливать страховщик, должны носить корректирующий характер, поскольку в последнем случае такой коэффициент из дополнительного, превращается в основной.

Наряду с этим в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обязательные предварительные и периодические медицинские осмо-

тры), а также в случае медицинских противопоказаний.

Следовательно, применение количественных величин для показателей р1и р2 противоречит существующему законодательству о труде и дает возможность страхователю получить скидку к страховому тарифу при нарушении Трудового кодекса.

Еще одним серьезным недостатком действующей системы предоставления скидок и надбавок к страховым тарифам является то, что при их установлении не учитывается количество, произошедших у страхователя за предшествующий год страховых случаев со смертельным исходом.

Так страхователь может иметь показатели для установления скидки к страховому тарифу ниже среднеотраслевых, но при этом иметь страховые случаи со смертельным исходом. Отсутствие дней нетрудоспособности и выплат по листку нетрудоспособности, что имеет место при страховых случаях со смертельным исходом, только улучшает показатели страхователя.

Средства от взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве продолжают расходоваться на иные цели. Например, бюджетом Фонда социального страхования РФ на 2010 г. свыше 30,5 млрд руб. по этому виду страхования было перераспределено на покрытие дефицита страховых средств совсем другого вида страхования - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, хотя работодатели и выступали против такого перераспределения. Существенно сокращены расходы Фонда на организацию обучения, проведение научно-исследовательских работ в сфере охраны труда.

Построение эффективного механизма осуществления затрат на предупреждение и предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в системе охраны труда важно как для общества и предприятий, так и для отдельных работников.

ОХРАНА и ЭКОНОМИКА ТРУДА |№ 1(2)120111 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.