Научная статья на тему '"Недоросль" Д. И. Фонвизина - поучительная пьеса эпохи классицизма: к 235-летию комедии'

"Недоросль" Д. И. Фонвизина - поучительная пьеса эпохи классицизма: к 235-летию комедии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6729
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НЕДОРОСЛЬ" / ФОНВИЗИН Д.И. / ПЬЕСА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаврилин Р. В.

XVIII век вошел в историю как эпоха классицизма. Основной целью литературы этого времени являлось воздействие на человеческие умы для устранения пороков и воспитания лучших качеств. В 1782 г. вышла в свет знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», пробудившая всеобщее стремление к развитию и самосовершенствованию. Название комедии связано с Указом Петра I, согласно которому молодым дворянам (недорослям) запрещалось поступать на службу без образования.Центральная проблема пьесы – это проблема воспитания молодого поколения и бичевания дикого невежества. Комедию «Недоросль» сразу окрестили комедией воспитания. В ней ярко, с сарказмом и иронией изображались реалистичные сцены из жизни дворян и давались назидательные проповеди о морали и добродетели.Тематика пьесы охватывает проблемы образования, отцов и детей, семейного уклада и проблему сословных отношений. Комедия Д.И. Фонвизина отличается необыкновенным остроумием и вызывает неподдельный интерес читателей. Вопросы воспитания в комедии напрямую связаны с важнейшими проблемами того времени. Автор полагал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и гуманности.Острый вопрос о надлежащем воспитании в комедии поднимается на фоне воспитания главного героя Митрофанушки. Его учителя ничему не научили, поскольку сами были необразованными и ленивыми: «для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин; арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин; по-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». По мнению автора комедии, важной задачей воспитания является не только развитие ума, но и формирование высоких нравственных качеств. Д.И. Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что только выросшие в строгих гражданских нормах дворяне могут стать достойными гражданами Отечества. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» для его современников была поучительной книгой, служила настоящим «руководством» в воспитании. Это значение она не потеряла и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Недоросль" Д. И. Фонвизина - поучительная пьеса эпохи классицизма: к 235-летию комедии»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

Ю: 2016-05-81-Т-7056 Тезис

Гаврилин Р.В.

«Недоросль» Д.И. Фонвизина - поучительная пьеса эпохи классицизма: к 235-летию комедии

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: д.ф.н. Кочеткова Т.В.

XVIII век вошел в историю как эпоха классицизма. Основной целью литературы этого времени являлось воздействие на человеческие умы для устранения пороков и воспитания лучших качеств. В 1782 г. вышла в свет знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», пробудившая всеобщее стремление к развитию и самосовершенствованию. Название комедии связано с Указом Петра I, согласно которому молодым дворянам (недорослям) запрещалось поступать на службу без образования.

Центральная проблема пьесы - это проблема воспитания молодого поколения и бичевания дикого невежества. Комедию «Недоросль» сразу окрестили комедией воспитания. В ней ярко, с сарказмом и иронией изображались реалистичные сцены из жизни дворян и давались назидательные проповеди о морали и добродетели.

Тематика пьесы охватывает проблемы образования, отцов и детей, семейного уклада и проблему сословных отношений. Комедия Д.И. Фонвизина отличается необыкновенным остроумием и вызывает неподдельный интерес читателей. Вопросы воспитания в комедии напрямую связаны с важнейшими проблемами того времени. Автор полагал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и гуманности.

Острый вопрос о надлежащем воспитании в комедии поднимается на фоне воспитания главного героя Митрофанушки. Его учителя ничему не научили, поскольку сами были необразованными и ленивыми: «для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин; арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин; по-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман».

По мнению автора комедии, важной задачей воспитания является не только развитие ума, но и формирование высоких нравственных качеств. Д.И. Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что только выросшие в строгих гражданских нормах дворяне могут стать достойными гражданами Отечества.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» для его современников была поучительной книгой, служила настоящим «руководством» в воспитании. Это значение она не потеряла и сегодня.

Ключевые слова: "Недоросль", Фонвизин Д.И., пьеса

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.