Научная статья на тему 'НЕДООЦЕНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ 1990-Х ГОДОВ'

НЕДООЦЕНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ 1990-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВЕРА / РЕЛИГИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рябкова Людмила Анатольевна

Исследование, проведенное среди студентов тюменских вузов и организованное с целью объяснения аппарата становления и изменения ценностей, выявляет, что современные студенты менее всего ценят патриотичность и веру. В статье дается социологическое понятие этим категориям, определяются причины низкого уровня оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNAPPRECIATED VALUES OF CHILDREN OF 1990’S

This process promotes to formation of a system of value orientations. The research realized among the Tyumen students and organized on purpose to explain the mechanism of value’s formation and value’s modification show, that present-day students estimate the faith and patriotism least of all. The article gives a sociological definition to those categories and tries to explain the reasons of such low level of estimates.

Текст научной работы на тему «НЕДООЦЕНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ 1990-Х ГОДОВ»

УДК 378

НЕДООЦЕНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ 1990-Х ГОДОВ

THE UNAPPRECIATED VALUES OF CHILDREN OF 90'S

А. Рябкова

L. A. Ryabkova

Ключевые слова: патриотизм, вера, религия, ценность, ценностные ориентации, студенты, молодежь Key words: patriotism, faith, religion, value, value orientations, students, youth.

Исследование, проведенное среди студентов тюменских вузов и организованное с целью объяснения аппарата становления и изменения ценностей, выявляет, что современные студенты менее всего ценят патриотичность и веру. В статье дается социологическое понятие этим категориям, определяются причины низкого уровня оценок.

This process promotes to formation of a system of value orientations. The research realized among the Tyumen students and organized on purpose to explain the mechanism of value's formation and value's modification show, that present-day students estimate the faith and patriotism least of all. The article gives a sociological definition to those categories and tries to explain the reasons of such low level of estimates.

На протяжении всей жизни человек претерпевает изменение своих качеств и свойств, характеризующих его как личность. Это совершается под влиянием социального окружения, общих социальных условий. Происходит не что иное, как формирование системы ценностных ориентаций. Начинается этот процесс с детства и, как считает культуролог М. С. Каган, на первых этапах происходит непринужденно. Вся последующая жизнь вносит лишь свои коррективы в сформировавшийся аппарат. Но такие уточнения, по мнению социолога

Т. Тощенко, происходят нередко остро и болезненно. При смене системы ценностей и ценностных ориента -ций возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения неудовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности [1].

такими ситуациями сталкивается молодежь от 16 до 22 лет, когда, оканчивая школу, выбирает новое направление своего последующего развития — место получения образования, будущую профессию, рассматривает возможность совмещать учебу с работой, сталкивается с поиском места прохождения производственной практики и затем уже с поиском места работы. Такая череда событий не оставляет систему ценностных ориен -таций без изменения, без четкого осознания студентом того, что ему может понадобиться в профессиональной жизни, а что из социальных ценностей ему не стоит развивать.

Попытка определить систему приоритетов студенческой молодежи заложена в социологическом исследовании, проведенном в ноябре 2013— апреле 2014 года среди студентов тюменских вузов. Объем выборочной совокупности составил 371 человек (217 — мужского пола, 157 — женского). В крупных университетах города Тюмени по причине, обусловленной промышленной спецификой рынка труда, преимущественно обучаются студенты мужского пола, что и определяет такую разницу в структуре респондентов. В качестве метода сбора эмпирических данных использовался метод очного анкетирования.

В процессе анкетирования студенты должны были оценить по шкале от 0 до 5 значимость ценностей различных классов: порядочность (честность), карьерный статус, патриотичность, веру (религию), личностное развитие, здоровье, семью, друзей, активность (труд), свободу, влияние (власть), стабильность, удобство (ком -форт), уважение окружающих, реализацию профессиональных способностей, гармонию, материальные блага.

Полученные данные позволили построить пирамиду ценностей студентов города Тюмени, в основании которой — семья, порядочность, комфорт, здоровье и личностное здоровье.

Но интерес для данной статьи представляют низкие оценки таких категорий, как патриотичность и вера. Это единственные социальные оценки ценности, которые имеют общую оценку по исследованию ниже трех баллов. Для установления причин таких оценок необходимо уточнить определения патриотичности и веры как ценностных категорий и проследить социальные условия их формирования.

Патриотизм как одна из актуальных тем любой эпохи имеет разное трактование [2-4], определяемое темой исследования. Самое емкое понятие патриотизма дает толковый словарь живого великорусского языка, определяя его как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, к месту жительства [5]. Немецкий социолог Роберт Михельс к патриотичности также относил общность расы и происхождения, общность языка, общность культуры, судьбы, религии и государства. Патриотичность как пер -вичная социальная ценность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения, проявляется в поступках, в чувствах к народу, образу жизни, истории, культуре, государству и дает ясное представление об уровне развития и личности, и общества, о его возможностях и перспективах. Академик Д. С. Лихачев называл патриотизм чувством, которое должно быть присуще не только личности, но и обществу, культуре.

Такие понятия уже характеризуют современную молодежь непатриотичной, так как описанные свойства патриотизма не подтверждаются образом жизни, поведением молодых людей. Доказывает это и статистика

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4, 2014

Всероссийского центра изучения общественного мнения — каждый десятый россиянин не знает дату начала Великой Отечественной войны — значимого события в истории не только России, но и всего мира. Факты опровергают наличие у студентов и такого свойства патриотизма, как привязанность к месту жительства. Исследование [4] показывает, что только 28 % россиян остались бы в России, если им сделали выгодное предложе -ние, предполагающее долгое проживание за границей. То есть это лишает возможности ссылки на подмену понятий. Как бы респондент не трактовал «патриотизм» — любовь к стране, работа на страну, защита страны, развитие страны, — он в любом случае не стремится к осуществлению чего-либо из этого списка.

Согласно исследованию ценностей студентов города Тюмени оценки патриотичности коррелируют с такими же низкими оценками веры. Хотя большинство (59 %) респондентов осознают себя христианами, вторая по величине доля (13 %) — студенты -атеисты. Но то, как студенты, принимая решение, опираются на христианские учения, ставит под вопрос, что для молодого студента есть вера на данном этапе его жизни.

Для начала необходимо дать социологическое определение религии. Социолог религии Н. И. Яблоков объясняет религиозность как качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношения. Общим признаком, критерием религиозного сознания является вера, которая включает знание и принятие в качестве истинных идей, представлений, понятий, повествований и уверенность

существовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей [6]. Опираясь на данное определение, можно предположить, что большинство студентов Тюмени имеют веру в Бога, но не могут реализовать ее как курирующую ценность, как мотивацию, основу принятия решений, так как не обладают полной информацией — «представлениями, понятиями».

Степень проявления любой ценности, не только веры, объясняется не только историей и культурой наро-да [7], но первыми этапами ее формирования, зарождения в жизни каждой личности. У современных студентов это время приходилось на последние годы ХХ столетия. Это время оживления церковно-государственных от-ношений в России после крушения советской идеологической системы, падения коммунизма. На таком этапе оживления механизм формирования религиозности был очень замедлен, так как социальные институты религиоз-ной семьи и системы религиозного воспитания и образования были вытеснены десятилетиями нестабильности.

Социолог Н. Ф. Наумова считает, что не только прошлое индивида влияет на систему ценностей, но и настоящая жизненная ситуация. А современные условия посредством политики государственных и региональных властей, предприятий, учебных заведений пытаются способствовать знакомству человека с религиозными основами. Например, православные лидеры принимают активное участие в международных и всероссийских конференциях, организуют симпозиумы, выставки, форумы, участвуют в открытии школ, больниц, музеев, от -крывают храмы на территории государственных учреждений [8].

городе Тюмени, где проводился опрос студентов, так же активно организуются подобные мероприятия. В 2013 году на производственных мощностях предприятия ОАО «Сибнефтепровод» были изготовлены пять поклонных крестов, освящены и установлены вдоль автомобильных дорог. По случаю запуска магистрального продуктопровода ОАО «СИБУР» митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершил молебен и водоосвящение. Также промышленные предприятия инвестируют средства в строительство церквей, организуют своим рабочим экскурсии по монастырям и храмам, устраивают встречи сотрудникам со священнослужителями и многое другое. И молодежь вовлекаются в такие мероприятия. Помимо экскурсий школьники, студенты ежегодно перед началом учебного года посещают молебны, получают благословение Божие на обучение. Немаловажным является широкий масштаб работы межрегионального молодежного общественного движения «Сибирь Молодая Православная».

Министерство образования также вносит свой вклад, результатом которого являются преподавание в школах основ религиозных культур, научная и учебная деятельность кафедры религиоведения Тюменского государственного нефтегазового университета. Все это освещается средствами массовой информации, что невозможно сравнить с двумя прошлыми десятилетиями. Это подтверждают данные исследования, проведенного Некоммерческой исследовательской службой «Среда» в 2012 году. В православной России большинство респондентов исповедуют православие, эта доля составила 41 % (в Тюменской области — 29 %), атеистов — 13 % (в Тюменской области — 11 %), верующих в Бога и не исповедующих религию — 25 % (в Тюменской области — 34 % — большинство респондентов).

Вера, по данным исследования тюменской молодежи, как было показано выше, коррелирует с оценками патриотичности. При анализе обоих понятий эта зависимость становится объяснимой. Патриотичность — это любовь к Родине, народу, культуре, истории. А история России, ее корни — это такие имена, как Княгиня Ольга, Великий князь Владимир I, Борис Владимирович (князь Ростовский), Глеб Владимирович (князь Муромский), А. Я. Невский, Ярославские князья Василий и Константин, С. Радонежский, Д. И. Донской, Ф. Ф. Ушаков, Император Н. А. Романов и многие другие, которые причислены к лику святых, то есть близких Богу.

Патриарх Алексий говорил, что человек без патриотизма не имеет своей страны. А «человек мира» — это то же самое, что бездомный человек [9]. Профессор В. И. Добреньков [10] также связывает православие и

патриотизм, называя их разными инструментами достижения единой цели — патриотического воспитания и формирования этического кода поведения.

Планы, методы, инструменты патриотического воспитания на данный момент формирует Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Программа реализуется во всех регионах, и одними из организаторов мероприятий являются государственная корпорация «РОСАТОМ», ОАО Агентство «Роспечать», министерства науки, культуры, природы, обороны. Посредством программы для студентов, школьников и их семей проводятся различные конференции, семинары, конкурсы, слеты, выставки, фестивали, концерты, военно-спортивные игры, чемпионаты, фотовыставки, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, подготовка, а затем и участие в Параде Победы. Тематические мероприятия знакомят участников с историей Родины, с ключевыми событиями развития науки, техники, великими учеными, инженерами и другими значимыми лицами. В городе Тюмени также часто проводятся массовые мероприятия, результаты которых координаторы оценивают положительно посредством анализа динамики посещения.

Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» должна восстановить упадок воспитательных функций, возникший после 1990-х годов, когда ценности патриотизма, так же как и религиозные ценности, подвергались изолированной атаке, что и способствовало воспитанию со -временных студентов, которые не учитывают в своей повседневности возможности влияния патриотизма и веры. Условия, создаваемые государственной программой, деятельностью министерств, крупных предприятий, учебных заведений должны актуализировать традиционные ценности личности, модернизировать интересы учащихся и таким образом влиять на изменение мотивов деятельности, что и определит область реального поведения.

Список литературы

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.

Левашев В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социологические исследования. - 2006. - № 8. - С. 67-75.

Шубер Ю. Ф. Что такое патриотизм и патриотическое воспитание // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N° 8. -

29-31.

Зайцева О. А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2011. - № 4 (104). - С. 103-106.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1978. Т. 3. - 555 с.

Бреская О. Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социологические исследования. - 2011. -№ 12. - С. 77-87.

Андреева Е. Л., Ратнер А. В., Глухих П. Л. Изменение ценностных установок модернизируемого общества // Ценности и смыслы. - 2014. - № 1(29). - С. 89-101.

Нестерова А. Г. Религиозные организации в условиях становления гражданского общества / А. Г. Нестерова // Власть. - 2010. -№ 12. - С. 130-134.

Коновалов В. Патриарх Алексий: мы празднуем спасение народа // Труд-7. - № 206. - 3 ноября 2005.

Добреньков В. И. Ценностные ориентиры современной социологии // Социологические исследования.- 2009. - № 8. -

C. 108-115.

Сведения об авторе

Рябкова Людмила Анатольевна, аспирант кафедры «Математические методы в экономике», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)449856, e-mail: Luidmila-mme@yandex.ru

Ryabkova L. A., postgraduate of the chair «Mathematical methods in economics», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)449856, e-mail: Luidmila-mme@yandex.ru

УДК 303.44

ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ХАРАКТЕР ТРУДА СРЕДИ МУЖЧИН ГОРОДА ТЮМЕНИ

ATTITUDE TO OWN HEALTH AND LABOR CHARACTER AMONG THE MALE POPULATION

OF THE CITY OF TYUMEN

Н. Силин, А. М. Акимов

A. N. Silin, A. M. Akimov

Ключевые слова: мужчины, трудоспособный возраст, отношение к своему здоровью, отношение к профилактике, характер труда, репрезентативная выборка, тюменская популяция Key words: male population, attitude to one's health, attitude to prophylaxis, nature of

work, representative sampling, Tyumen population

Исследование проводилось на репрезентативной выборке мужчин 25-64 лет г. Тюмени. Изучение отношения к своему здоровью и профилактике проводилось по авторской анкете «Отношение к своему здоровью».

The study was conducted on a representative sampling of men aged form 25 to 64 in the town of Tyumen. Study the attitude to health and prophylaxis was run using the author's questionnaire «The attitude towards one's own health».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.