УДК 336.2
недобросовестная налоговая конкуренция как фактор, способствующий уклонению от уплаты налогов
в статье анализируется влияние межгосударственной налоговой конкуренции на движение финансовых потоков в мире. выявляются основные негативные последствия налоговой конкуренции. определяется, что высокий уровень налоговой нагрузки ведет к тенизации экономики и побуждает налогоплательщиков перемещать свой бизнес в наиболее выгодные с налоговой точки зрения юрисдикции. освещается проблема слабо развитого международного сотрудничества в деле борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.
Ключевые слова: налоговая конкуренция; движение финансовых потоков; налоговая нагрузка; налоговое бремя; офшорные зоны.
The paper analyzes the impact of interstate tax competition on the movement of financial flows in the world and identifies the main negative effects of tax competition. In particular, it reveals that the high level of tax burden leads to the shadow economy and encourages taxpayers to move their business in more favorable tax jurisdictions. Also, the authors highlight the issue of poor international cooperation in identifying, preventing, and suppressing tax crimes and offenses.
Keywords: tax competition; financial flows; tax load; tax burden; offshore zones.
сущность
налоговой конкуренции
Теоретическую и методологическую основу настоящего исследования составили труды А.И. Та-таркина, В.А. Богомолова, Г.А. Агаркова, В.И. Ав-дийского, А. С. Найденова, Е. Е. Дементьевой, посвященные проблемам «тенизации» экономики, Г.Я. Чухниной, И.И. Кучерова, Ф.А. Богац-кого, В. Г. Авдеева, Р.С. Юрмашева, О. Ш. Петро-сяна, И.А. Майбурова, В. А. Кашина, Т. Е. Гвар-лиани, анализирующих феномен уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, в частности использования в этих целях офшорных зон, М.Р. Пинской, А.И. Погорлецкого в части налоговой конкуренции.
В современной специализированной литературе выделяют внутригосударственную и межгосударственную налоговую конкуренцию. Так, под внутригосударственной налоговой конкуренцией понимается установление налогов независимыми и не сотрудничающими друг с другом органами власти, при которой выбор той или иной
Калинина Александра Андреевна
аспирант, ассистент кафедры
«Налоги и налогообложение»
Российского экономического
университета
им. Г.В. Плеханова
E-mail: [email protected]
А.П. Починок, АА Калинина Недобросовестная налоговая конкуренция...
%
100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 0
чччччч*
ш
... V V VI
яюоо
США
ш
>ЧЛЛЛ
■У-У-У-.
VV V
<хх>
<ХХ>
Ржжй . . . £ччччуООР4
;<хх>
Россия
Франция
и налоговая нагрузка
и размер теневой экономики
ШЙ ШЙ
ШЙ
5<ХХ><
Великобритания
Соотношение уровня налоговой нагрузки и размера теневой экономики
политики каждым местным органом власти влияет на распределение мобильной налоговой базы между «регионами», представленными органами власти [1, с. 470-471].
Сущность как внутригосударственной, так и межгосударственной налоговой конкуренции заключается в создании такого режима налогообложения, который приведет к перемещению части налоговой базы на другую территорию
Что же касается межгосударственной налоговой конкуренция, она возникает при воздействии налоговой системы одного государственного образования на налоговую систему другого и заключается в соперничестве многочисленных фискальных юрисдикций за право привлечения в свою национальную экономику «глобальных налогоплательщиков» [2, с. 585; 3, с. 123]. Цель межгосударственной налоговой конкуренции — привлечь максимальное количество налоговых ресурсов под влияние национального налогового законодательства.
Таким образом, сущность как внутригосударственной, так и межгосударственной налоговой конкуренции заключается в создании такого режима налогообложения, который приведет
к перемещению части налоговой базы на другую территорию. Иными словами, налоговая конкуренция — это состязание в предоставлении наилучших условий для налогоплательщиков с целью их привлечения на свою юрисдикцию. «Регионы, в которых производится налогоемкая продукция, находятся в более выигрышном положении по сравнению с регионами, в которых производится продукция, полностью или частично освобождаемая от уплаты налогов» [4, с. 27]. При этом налоговая конкуренция считается недобросовестной, если она подразумевает создание привилегий для нерезидентов и нарушение мировых стандартов обмена информацией.
Уклонение от уплаты налогов как одно из следствий налоговой конкуренции
Налоговая конкуренция не только эффективный, но и весьма спорный способ влияния на движение финансовых потоков. К последствиям налоговой конкуренции относятся и утечка капитала и рабочей силы, и рост теневого сектора экономики, и нарушения в распределении общественных благ, и многое другое. Развитие процессов финансовой глобализации и интернационализации рынков, а также обострение межгосударственной налоговой конкуренции привели к тому, что многие организации стали заниматься международной налоговой оптимизацией, которая нередко принимает противозаконные формы.
Нельзя не считать неестественным стремление собственника к сохранению доходов или
Таблица
наличие соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской
Федерацией и офшорными зонами*
Соглашение заключено Соглашение не заключено
Великобритания Мальта
Ирландия Антильские острова
Кипр Содружество Багамских островов
КНДР Барбадос
Люксембург Бахрейн
Швейцария Белиз
Сингапур Бруней
Ливан Гренада
Малайзия Содружество Доминики
Нидерланды Коста-Рика
Новая Зеландия Маврикий
Португалия Монако
США ОАЭ
Сербия и Черногория Панама
Республика Джибути
Независимое государство Западное Самоа
Сейшелы
Андорра
Анжуанские острова
Аруба
Республика Вануату
Либерия
Республика Науру
отношениях прекрасным гражданином, если бы законы его страны не отнесли к преступлению то, что согласно природе преступлением не является. В коррумпированных государствах, в отношении которых по меньшей мере есть подозрение в том, что они расходуют средства понапрасну и используют большую часть национального дохода не по назначению, к законам, которые
Составлено авторами на основе данных ФНС России и Банка России
имущества. Еще А. Смит определял уклонение от уплаты налогов как «синтетическое», не являющееся природным нарушение. Относиться к такому нарушению как к уголовному преступлению противоречит законам природы. Тот, кто уклоняется от налогов, пишет А. Смит, зачастую является человеком, не способным совершать уголовные преступления, и является во всех
А.П. Починок, АА Калинина Недобросовестная налоговая конкуренция.
запрещают данное положение дел, относятся без уважения [5, с. 6].
Кроме того, давно доказано, что чрезмерное налоговое бремя способствует возникновению ситуации, при которой у плательщика возникает желание избежать уплаты излишних, по его мнению, налогов. По оценкам ученых, доля теневой экономики постоянно возрастает. В скандинавских странах она составляет 10-18% реального ВВП, в Средиземноморье — 20-25%, в бывших странах соцлагеря — 36-39% [6, с. 27]. Бытует мнение, что уровень теневой экономики во многом зависит от налогообложения организаций. Однозначного ответа, какое значение налогового изъятия является оптимальным, слишком высоким или низким, нет. Зарубежные исследования показывают, что изъятие у производителей более 35-40% добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства, поэтому в современных условиях уровень налоговой нагрузки в развитых странах не превышает 40%. Например, налоговая нагрузка в США — 35%, во Франции — 33%, в Великобритании — 31%, а в России она доходит до 70%. В то же время теневая экономика, по официальным данным, составляет в США 7% ВВП, в России — 20% [7, с. 47; 8, с. 319; 9, с. 22]. Соотношение уровня налоговой нагрузки и размера теневой экономики представлено на рисунке.
Поэтому естественно, что предприниматели, ведущие международную деятельность, перемещают свой бизнес или его отдельные части в страны, где меньше налоговая нагрузка на бизнес.
Использование офшоров для минимизации налоговых платежей
В настоящее время в мире насчитывается около 70 офшорных финансовых центров. Наибольшее количество офшорных компаний зарегистрировано на Британских Виргинских островах, в Гонконге, Панаме и Ирландии. К странам с минимальным, а иногда и нулевым уровнем налогообложения также относятся Багамские, Каймановы и Сейшельские острова, Монако, Гибралтар, Ливан и Белиз. Офшорный бизнес активно применяется при международном налоговом планировании и чаще всего именно в его противозаконных формах. Поэтому использование офшорных компаний встречает активное противодействие со стороны государств с высоким и средним уровнем налогообложения, которые вводят различные ограничения,
запрещают определенные схемы ведения бизнеса с использованием офшоров и т.п.
Следует отметить, что российское законодательство не предусматривает каких-либо санкций, препятствующих взаимодействию с офшорными компаниями. В России существует единый правовой режим, устанавливающий нормы работы с любыми иностранными компаниями, независимо от их местонахождения. В то же время большинство государств жестко контролируют деятельность своих компаний в офшорных зонах и требуют от государств, в которых расположены офшорные зоны, повышения прозрачности своих финансовых схем, а наиболее «непрозрачные» офшоры находятся под пристальным наблюдением ОЭСР1 и FAFT2.
Чрезмерное налоговое бремя способствует возникновению ситуации, при которой у плательщика возникает желание избежать уплаты излишних, по его мнению, налогов
Однако, несмотря на все действия, предпринимаемые ОЭСР и другими организациями, международное сотрудничество в деле борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями получило недостаточное развитие. Многие авторы обращают внимание на то, что в последнее время нарушения налогового законодательства все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Отсутствие соответствующих соглашений о взаимодействии с фискальными аппаратами большинства государств препятствует проведению расследования фактов уклонения от уплаты налогов, носящих международный характер. Невозможность такого взаимодействия с отдельными странами обусловлена также тем, что в соответствии с их законодательством нарушения налогового законодательства ни при каких обстоятельствах не рассматриваются в качестве преступлений [10, с. 21].
1 Организация экономического сотрудничества и развития.
2 Международная группа по противодействию отмыванию денежных средств.
16
А. П. Починок
, АА Калинина Недобросовестная налоговая конкуренция...
Использование международных соглашений в целях минимизации налоговых платежей
Еще одним способом минимизации налоговых платежей является использование международных налоговых соглашений, которые заключаются в основном для устранения двойного налогообложения и предусматривают установление четких налоговых правил осуществления международных операций, что, в свою очередь, направлено на предотвращение уклонения от уплаты налогов за счет включения в соглашения положений, предусматривающих обмен информацией между государствами и взаимную помощь в расследовании налоговых нарушений.
Однако не следует забывать о том, что большинство общих международных налоговых соглашений (конвенций), которые лежат в основе действующих налоговых соглашений, носят рекомендательный характер. Российская Федерация на данный момент имеет соглашения с 80 странами. Среди стран, относящихся к офшорным зонам, международные налоговые соглашения заключены с Великобританией (Британские Виргинские острова, Нормандские острова, остров Мэн), Ирландией (Дублин, Шеннон), Кипром, КНДР, Люксембургом, Ливаном, Сингапуром, Швейцарией и др. (таблица). Однако со многими офшорами, такими как Мальта, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Гонконг, Гибралтар, Панама, Монако и многими другими, у Российской Федерации отсутствуют международные налоговые соглашения, по которым Россия могла бы претендовать на получение информации, необходимой для расследования дел о налоговых правонарушениях или преступлениях.
Выводы
Использование недобросовестной налоговой конкуренции является одним из факторов, способствующих уклонению от уплаты налогов. Однако недобросовестную налоговую конкуренцию нельзя рассматривать в качестве единственного фактора, приводящего к росту уклонения от уплаты налогов, носящему международный характер. Развитие общества невольно связано с соперничеством за ресурсы, в том числе и налоговые. «Как бы то ни было, каждый налог для того человека, кто платит его, — это не знак рабства, но знак свободы. Он обозначает, что этот человек, хотя и подчиняется правительству, но на деле является полноправным обладателем своей собственности,
и сам не является собственностью какого-либо хозяина» [11, с. 186].
Однако попытка повышения благосостояния государства путем ведения недобросовестной налоговой конкуренции способна привести к серьезным последствиям, проявляющимся в расширении теневого сектора экономики.
Литература
1. Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты / коллектив авторов. М.: ИЭПП, 2005.
2. Goodspeed T.J. Tax Competition, Benefit Taxes, and Fiscal Federalism // National Tax Journal, 1998, № 51.
3. Погорлецкий А. И. Принципы международного налогового планирования. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.
4. Пинская М.Р. Налоговая база территории: конкуренция и меры по расширению // Налоговая политика и практика. 2011. № 8 (104),
5. Смит А. Богатство наций. Умные налоги. Признаки скверной налоговой системы. Библиотека Генерального директора. Серия «Вечная классика». Дайджест к тому VIII (XX). М.: Москва: Бизнеском, 2009.
6. Баранова В.Г., Дубовик О.Е. Влияние налоговой нагрузки на развитие предпринимательства // Науковий вкник Нащонального ушверситету ДПС Украши (економжа, право). 2013. № 1 (60).
7. Калинина А.А. Анализ влияния налоговых правонарушений на экономическую безопасность // Вестник РГТЭУ. 2013. № 2 (73).
8. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. М.: Питер, 2007.
9. Богомолов В.А. Масштабы теневой экономики и экономическая безопасность РФ. Монография. М.: РОАТ, 2010.
10. Кучеров И.И. Налоговые преступления (теория и практика расследования): Монография. 2-е изд. перераб. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2011.
11. О'Рурк П. Дж. Адам Смит «О богатстве народов» / пер. с англ. Л. Кисляковой. — М.: АСТ: МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2010.
12. Гончаренко Л. И. Налоговое администрирование как критерий конкурентоспособности страны // Актуальные проблемы теории и практики налогового администрирования в Российской Федерации / М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006.