Научная статья на тему 'Недобросовестная конкуренция малых страховых компаний -основа нарушения защиты прав потребителя'

Недобросовестная конкуренция малых страховых компаний -основа нарушения защиты прав потребителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE / МОНОПОЛИС / MONOPOLIS / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / COMPULSORY HEALTH INSURANCE / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / UNFAIR COMPETITION / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / CONSUMER RIGHTS / СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / HEALTH INSURANCE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акбашева А. Ш.

В статье речь пойдет о развитии конкуренции на рынке страховых услуг и защите прав и интересов потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhis article will discuss the development of competition in the insurance market and protection of the rights and interests of consumers.

Текст научной работы на тему «Недобросовестная конкуренция малых страховых компаний -основа нарушения защиты прав потребителя»

_Аннотация

В статье речь пойдет о развитии конкуренции на рынке страховых услуг и защите прав и интересов потребителя.

Акбашева А.Ш.

ассистент,

Уфимская государственная академия экономики и сервиса iraeva1@yandex.ru

недобросовестное

медицинское страхование

недобросовестная конкуренция

малых страховых компаний -основа нарушения защиты прав потребителя

Делая ориентировочные прогнозы на 2009 г, эксперты сходятся на том, что в целом можно ожидать сокращения объемов федерального рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) примерно на 15%, а в более пессимистическом варианте - до 30%. Аналитики отмечают, что кризис затрагивает различные категории клиентов - как корпоративных, так и индивидуальных. Оценить тенденции изменений можно будет ближе к середине 2009 г. по мере формирования статистических данных. В условиях кризиса размер бюджета на ДМС будет определяться финансовой устойчивостью и возможностями компании-страхователя в целом.

Согласно данным Росстрахнадзора, по итогам 9 месяцев 2008 г сбор премий по личному страхо-

ванию российских компаний составил 85 млрд руб. Вместе с тем эксперты считают, что показатель сбора премий по ДМС составляет примерно 70% от этой суммы. А по итогам 2008 г. эта величина может оказаться примерно на уровне 70-75 млрд руб.

Коррупционные проявления со стороны руководителей лечебных учреждений

Во все инстанции поступают многочисленные жалобы граждан с заявлениями о нарушении их прав при получении медицинской помощи в лечебных учреждениях. По некоторым обращениям проводились проверки в лечебных учреждениях на предмет соблюдения конкурентного законодательства.

Наиболее полно работа механизма оказания медицинской помощи

с участием страховых компаний характеризует проверка в медицинском учреждении «Городская клиническая больница». Уфимская компания «Страховые инвестиции» имеет своего представителя в приемном отделении больницы. К договору на предоставление медицинских услуг по ДМС прилагается программа. Она гарантирует предоставление медицинской помощи в условиях терапевтического стационара. Таким образом, страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение. В соответствии с разделом 4 названой программы стоимость услуг не может превышать лимит страховой ответственности.

Обращение гражданина в лечебное учреждение за медицинской

помощью и в связи с этим заключение договора страхования не является страховым случаем, так как не отвечает признакам вероятности и случайности, исходя из определения ч. 1 ст. 9 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации.

В ходе анализов выявлено, что страховая компания не имеет договора аренды, и ее представители находятся в лечебном учреждении незаконно. Договор о сотрудничестве между лечебным учреждением и страховой компанией не заключен. Между тем, при обращении граждан в лечебное учреждение им рекомендуется заключить договор ДМС, по которому заявителю может быть оказана медицинская помощь.

Агентами страховых компаний, от имени данного общества заключающих договора ДМС, в день заключаются договора на сумму 30-40 тыс. руб. При приеме денежных средств кассовый чек гражданам не выдается, т.к. кассовый аппарат отсутствует. При этом деньги хранятся в сейфе и по истечении месяца инкассируются работниками ООО «Страховые инвестиции» без оформления документов.

Подобная практика существует в большинстве лечебных учреждений России, что лишает граждан права на бесплатную медицинскую помощь в объеме, определенном программой обязательного медицинского страхования (ОМС). Таким образом создаются условия для коррупционных проявлений со стороны руководителей лечебных учреждений. Также это способствует оттоку денежной наличности

Ключевые слова:

добровольное медицинское страхование; монополис; обязательное медицинское страхование; коррупция; недобросовестная конкуренция;

права потребителя; страховая медицинская организация

Keywords:

voluntary medical insurance;

monopolis; compulsory health insurance;

corruption; unfair competition; consumer rights; Health Insurance Organization

из сферы здравоохранения; перетоку бюджетных средств в коммерческие организации.

«Монополис»

под видом добровольного

медицинского

страхования

Монополис, по сути, является платой за оказываемые услуги. После того как в кассу медучреждения внесены деньги, пациенту вместо квитанции выдается полис страховой компании. Следует иметь в виду, что в данном случае страхуются лишь деньги пациента. Если возникают послеоперационные осложнения по вине врача, свои права пациенту сложно отстоять даже в суде.

Практика применения «монополиса» под видом ДМС, где страховая организация играет роль всего лишь некоего посредника, подразумевает:

- высокую вероятность двойного платежа за один и тот же вид медицинских услуг;

- нарушение принципа добровольности;

- отсутствие факта расчета и явочный характер страхового взноса, величина которого совпадает со стоимостью и со временем оказания медицинской услуги;

- скрытую систему платных услуг, не подпадающую под ограничения соответствующих законодательных актов и налогообложения. Немаловажно и то, что при этом пациенты не только теряют права на защиту от некачественной медицинской помощи, но и лишаются определенных, законодательно установленных финансовых компенсаций. Уже два года работает

...в 2009 г. можно ожидать сокращения объемов федерального рынка добровольного

медицинского страхования на 15-30%

закон о налоговой льготе, позволяющий каждому российскому налогоплательщику иметь социальный налоговый вычет за оплаченную им медицинскую или лекарственную помощь. По «монополису» это не получится - он не является для налоговых служб документом, подтверждающим оплату фактически оказанных медицинских услуг. Монополис отличается тем, что гражданину предлагают приобрести его не заранее, на случай возможной болезни, а когда больной уже обратился за медицинской помощью. Фактически такой полис не является страховкой, это всего лишь одна из форм взимания с пациента денег за медицинские услуги.

Чаще всего недобросовестные страховые компании включают в договор ДМС медицинские услуги, которые входят в территориальную программу ОМС и должны быть оказаны бесплатно. Выявлены случаи, когда в «добровольную страховку» была включена даже реанимационная помощь после операции, что является грубейшим нарушением закона. Еще один вариант неправомерного взимания денежных средств с пациента - составление такой

программы ДМС, которая не имеет ничего общего с медицинской помощью. В такую программу могут быть включены:

- сервисные услуги в стационаре (к примеру, одноместная палата с удобствами);

- квалификация медицинского персонала (пациенту обещают, что его будет лечить врач высшей категории), но о том, какие именно медицинские услуги будут оказаны больному за его деньги по данному страховому полису, в документе нет ни слова.

Махинации

В случае оказания услуг посредством использования «монополисов» допускаются следующие нарушения:

- событие, в силу наступления которого производится выплата страховщиком лечебному учреждению суммы денег, не является страховым, так как не обладает признаками вероятности и случайности: полис выписывается непо-

монополис отличается

тем, что гражданину предлагают приобрести его не заранее, на случай возможной болезни, а когда больной уже обратился за медицинской помощью

средственно при обращении лица в лечебное учреждение;

- сумма взноса, уплачиваемого лицом, обратившимся в лечебное учреждение, совпадает по времени и величине с суммой произведенной выплаты, в связи с чем страховщик не имеет возможности накопить необходимые средства для гарантирования гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи;

- выдаваемые гражданам полисы не соответствуют в части оформления требованиям действующего законодательства: не содержат в большинстве случаев сведений о застрахованном лице, о размере страховой суммы; не содержат программу ДМС, перечень лечебных учреждений;

- нарушается порядок оформления квитанции о получении страхового взноса (форма А-7), являющейся бланком строгой отчетности. Отмечены случаи наличия на квитанции штампа лечебного учреждения, используемого для оформления больничного листа;

- отдельные медицинские услуги, оказываемые гражданам под предлогом оформления договора ДМС, предусмотрены программой ОМС, что дает основание предполагать двойную оплату одной и той же услуги.

Таким образом, указанная деятельность не является страховой, а полученные по таким договорам денежные суммы соответственно не являются страховыми взносами и страховыми выплатами. Недобросовестная конкуренция отдельных страховых компаний,

представляющих «сомнительные» страховые услуги, отсутствие должного контроля за их деятельностью со стороны Федеральной службы по страховому надзору приводят:

- к искажению рынка страховых услуг;

- оттоку финансовых средств из региона;

- нарушению прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, прав на защиту от случайных врачебных ошибок;

- недобросовестной конкуренции.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции: федеральный закон: от 26.10.2006 г.

2. Российская Федерация. Законы. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федеральный закон: от 27.11.1992 г.

3. Программа обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан от 1 октября 2007 г.

выявлены случаи, когда в «добровольную страховку» была включена даже реанимационная помощь

после операции, что является грубейшим нарушением закона

4. Отчеты Росстрахнадзора РФ за 2007, 2008 гг.

5. Российская Федерация. Законы. О медицинском страховании: федеральный закон: от 27.11.2007 г.

6. Аналитическая записка УФАС РБ от 3.03.2009 г.

7. Программа добровольного медицинского страхования Республики Башкортостан 1 января 2008 г.

Akbasheva A.Sh.

assistant, Ufa State Academy of Economics and Service Negligent health insurance

unfair competition of small insurance companies - the basis of violations of consumer rights

Annotattion

This article will discuss the development of competition in the insurance market and protection of the rights and interests of consumers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.