Марухно Василиса Михайловна
аспирант кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета
(тел. )_
Недействительные завещания в системе недействительных сделок
Аннотация
В работе затрагивается следующая проблема: недействительные завещания. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что завещание может быть оспорено только при наличии юридического состава: совершение завещания и наступление события - смерти завещателя.
Аnnotation
The following problem is in-process affected: invalid testaments. During research an author comes to the conclusion that a testament can be contested only at presence of legal composition: a feasance of testament and offensive of event is deaths of testator.
Ключевые слова: недействительные завещания, вспомогательные сделки, завещатель, наследник, правовой акт.
toy words: invalid testaments, auxiliary transactions, testator, heir, legal act.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ Щ сделки представляют собой действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В зависимости от числа участвующих в сделке сторон, сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними. В основу этого деления положено количество лиц, выражение воли которых необходимо и достаточно для совершения сделки.
Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (п. 1 ст. 154 ГК РФ), что позволяет отнести завещание к односторонним сделкам, так как для его совершения необходимо и достаточно выражения воли одного лица - наследодателя. Для совершения завещания не требуется встречного волеизъявления наследника, что подтверждается п. 1 ст. 1130 ГК РФ, на основании которого завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Для отмены или изменения завещания не требуется чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных наследниками в отмененном или измененном завещании. Согласно п. 3 ст. 22 ГК РФ оговорка о неотменяемости завещания ничтожна.
Соответственно, завещание должно отвечать
всем требованиям, предъявляемым законом к совершению сделок, а также специальным требованиям, предъявляемым к завещанию нормами законодательства о наследовании1. Это положение должно служить отправной точкой при разрешении вопросов недействительности завещания. Так, основания для признания завещания недействительным можно разделить на общие (основания недействительности любых сделок) и специальные (основания недействительности исключительно завещаний). Как и иные сделки, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
В первую очередь рассмотрим общие основания признания завещания недействительным, установленные законом для признания сделок недействительными (ст. 168-179 ГК РФ): не соответствующее закону или иным правовым актам; совершенное с целью, противной основам правопорядка и нравственности; мнимое или притворное завещание; совершенное гражданином, признанным в судебном порядке недееспособным; совершенное несовершеннолетним гражданином (если он в соответствии со ст. 21 и 27 ГК РФ не приобрел дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия); совершенное гражданином, ограниченным судом в дееспособности; совершенное гражданином, не способным
1 Зайцева Т.И. Нотариальная практика: ответы на вопросы / Федеральная нотариальная палата. М.: «Волтерс Клувер», 2007.
_122
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)
понимать значение своих действий или руководить ими; совершенное под влиянием заблуждения; совершенное под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств и т.п.
Очевидно, следует более подробно остановиться на специальных основаниях недействительности завещаний, закрепленных в нормах о наследовании.
Во-первых, несоблюдение установленных Кодексом правил о письменной форме завещания влечет за собой его недействительность (п. 2 ст. 162 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 1124 ГК РФ). Это частный случай исключений из общего правила о действительности сделки, совершенной с несоблюдением простой письменной формы (п. 2 ст. 162 ГК РФ). Завещание не существует вне письменной формы. Установление факта совершения завещания законом не допускается. Но в простой письменной форме завещание может быть совершено лишь в одном случае - при составлении завещания в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 1129 ГК РФ).
Во-вторых, несоблюдение квалифицированной формы завещания. Помимо того, что завещание должно быть составлено письменно, оно подлежит также нотариальному удостоверению (абз.1 п.1 ст. 1124 ГК РФ). Удостоверение завещания другими лицами допускается только в случаях, предусмотренных следующими нормами: п. 7 ст. 1125 ГК РФ (должностными лицами консульских учреждений, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в предусмотренных законом случаях); ст. 1127 ГК РФ (завещания, приравненные к нотариально удостоверенным); п. 2 ст. 1128 ГК РФ (завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках - уполномоченным служащим банка)1.
В-третьих, несоблюдение требования о подписании завещания собственноручно завещателем или рукоприкладчиком (в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 3 ст. 1125 ГК РФ). Отсутствие подписи завещателя (рукоприкладчика) делает завещание ничтожным (абз. 2 п. 1 ст. 1124 ГК РФ).
В-четвертых, частные (специальные) основания недействительности завещания названы в п. 3 ст. 1124 ГК РФ. Они связаны с фактом отсутствия при совершении завещания свидетеля. Присутствие свидетеля при совершении завещания может иметь место по желанию завещателя (при нотариальном удостоверении завещания либо в случаях, когда завещание приравнивается к нотариально удостоверенному). Вместе с тем Кодексом названы основания, когда присутствие
свидетеля при совершении завещания является обязательным (закрытое завещание, завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию и завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах).
В пункте 2 ст. 1124 ГК РФ названы требования, предъявляемые к свидетелю, присутствующему при какой-либо из стадий совершения завещания. Помимо лица, удостоверяющего завещание, не могут быть такими свидетелями лица, прямо или косвенно заинтересованные в составлении завещания и их близкие родственники; граждане, не обладающие дееспособностью в полном объеме; неграмотные; а также граждане, которые в силу каких-то причин не могут в полной мере осознавать существо происходящего (не владеющие языком, на котором составлено завещание, страдающие физическими либо психическими расстройствами и т.п.).
Если в соответствии с правилами Кодекса при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче его нотариусу присутствие свидетеля являлось обязательным, его отсутствие при совершении указанных действий влечет за собой недействительность (ничтожность) завещания независимо от признания его таковым судом.
Несоответствие свидетеля установленным законом требованиям (личная или иная заинтересованность свидетеля; неполная его дееспособность или неграмотность; недостаточное владение языком, на котором составляется завещание и т.п.) может являться основанием для признания завещания недействительным. Следовательно, такое завещание является оспоримым (п. 1 ст. 166 ГК РФ).
Представляется, что требования, аналогичные предъявляемым к свидетелю в соответствии с п. 2 ст. 1124 ГК РФ, должны предъявляться также к лицу, которое в допустимых законом случаях подписывает завещание вместо завещателя -рукоприкладчику, а также к переводчику. Соответственно, несоблюдение таких требований должно влечь недействительность завещания.
В-пятых, отсутствие собственноручного подписания завещателем закрытого завещания и завещания, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах. Участие рукоприкладчика при подписании таких завещаний юридической силы не имеет. Такие завещания считаются не подписанными завещателем, и, естественно, ничтожными (п. 2 ст. 1126 ГК РФ).
В-шестых, несоблюдение требования о собственноручном написании завещателем закрытого
1 Зайцева Т.И. Судебная практика по наследственным делам. М.: «Волтерс Клувер», 2007. С. 157-158.
123
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС завещания (п. 2 ст. 1126 ГК РФ) или завещания, совершенного в чрезвычайных обстоятельствах (абз. 2 п. 1 ст. 1129 ГК РФ). Такие завещания не могут быть записаны со слов завещателя нотариусом или иным должностным лицом, удостоверяющим завещание. Завещания, совершенные с подобными нарушениями, являются ничтожными.
Таким образом, специальные основания недействительности завещания сводятся лишь к порокам формы.
Разумеется, исчерпывающего перечня оснований недействительности завещаний привести невозможно. Недействительными могут быть признаны завещания, совершенные также с нарушением других, не упомянутых здесь, норм законодательства1. При этом следует учесть изложенное ниже.
Во-первых, не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя2. Так, в практике иногда приходится встречать завещания, в которых завещателю не разъяснено право необходимых наследников на обязательную долю в наследстве. Несмотря на то, что при удостоверении завещания нотариусом нарушены требования п. 6 ст. 1125 ГК РФ, в соответствии с которым он обязан был разъяснить завещателю содержание ст. 1149 ГК РФ и сделать об этом на завещании соответствующую надпись, ничтожности завещания такое нарушение повлечь не может. В крайнем случае можно сделать предположение лишь об оспоримости завещания в зависимости от остальных его условий. Следует иметь в виду, что правила, установленные ст. 1149 ГК РФ, объективно существуют и не зависят от воли завещателя. Если незнание им указанных правил не отразилось на существе его волеизъявления в отношении принадлежащего ему имущества, признать такое завещание недействительным нет оснований3.
Во-вторых, недействительным может быть завещание как в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, со-
держащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.
В-третьих, недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного завещания4.
Спецификой обладает также момент, с которого завещание может быть признано недействительным.
Завещание является односторонней сделкой. О.С. Иоффе в середине 20 в. был сделан вывод о том, что в отличие от других сделок, которые сами по себе в силу их совершения порождают юридические последствия, односторонняя сделка порождает обязательственно-правовые последствия не сама по себе, а в сочетании с другими предусмотренными законом юридическими фактами - событиями или действиями. Это означает, что когда формирование обязательства обуславливается односторонней сделкой, в его основе лежит не единичный факт, а сложный юридический состав5. Например, завещание при жизни завещателя юридически безразлично и ни в коей мере не связывает завещателя в праве распоряжаться завещанным имуществом (п. 5 ст. 1118 ГК РФ). Именно эта особенность завещания объясняет включение в закон нормы, предусматривающей, что оспаривание завещания при жизни завещателя не допускается. Завещание порождает права и обязанности только в совокупности с другим юридическим фактом - смертью завещателя (открытием наследства). С этой точки зрения завещание можно охарактеризовать как сделку с отлагательным сроком действия, при этом такой срок не определен, он связан с наступлением конкретного события - смерти заве-щателя6.
В то же время завещанию, как односторонней сделке, присущ элемент условности. Акт составления завещания, до тех пор, пока не наступила смерть завещателя, отнюдь не является бесповоротным и необратимым. Возникает вопрос о том, может ли переход имущества к наследнику быть связан с наступлением какого-либо
1 Зайцева Т.И., Юшкова Е.Ю. Актуальные проблемы наследования в нотариальной и судебной практике // Закон. 2006. № 10.
2 См.: Зайцева Т.И. Судебная практика по наследственным делам. С. 147.
3 См.: там же. С. 103.
4 Там же. С. 147.
5 Иоффе О.С. Избранные труды в 4-х тт. Обязательственное право. Т. 3. СПб: Юридический центр Пресс, 2004. С. 748.
6 Булаевский Б.А. и др. Наследственное право / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: «Волтерс Клувер», 2005.
_124
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)
условия, т.е. может ли завещатель выразить свою волю так, что завещание вступит в силу не в момент его смерти, а позже, при наступлении указанного в завещании условия? Очевидно, условия могут быть самыми разными: как связанными, так и не связанными с личностью наследника. При этом, бесспорно, такие условия не могут быть направлены на ограничение правоспособности. Так, например, недопустимо указание в завещании таких условий, как необходимость для наследника по завещанию заключить или расторгнуть брак, трудоустроиться, поступить на учебу и т.д. Подобные условия направлены на ограничение правоспособности субъекта, а, в силу п. 3 ст. 22 ГК РФ, полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда таковые допускаются законом. В настоящее время российское законодательство таких случаев не предусматривает. ГК РФ не содержит ни указаний на составление условных завещаний, ни запрета это делать.
На основании общих положений ГК РФ о сделках можно прийти к выводу, что условной может быть любая сделка, но с соблюдением положений ст. 22 ГК РФ. Тем не менее, правоприменительная практика условные завещания не признает. Проблема может возникнуть при совершении закрытого завещания, поскольку нотариус при этом лишен возможности проконтролировать законность содержания завещания. Систематическое толкование положений ГК РФ приводит к тому, что условные завещания вполне возможны, если исполнение (неисполнение) условий станет очевидным в течение срока принятия наследства. Поскольку указанный срок определен императивно и соответствующие нормы не содержат каких-либо исключений, связанных с условностью завещания, можно сделать вывод о том, что положения завещания, не позволяющие соблюсти порядок принятия наследства, недействительны, как противоречащие императивным нормам ГК РФ. И если говорить об условиях, целесообразно было бы оговорить в нормах ГК РФ, какие именно условия могут либо не могут содержаться в завещании1.
Также завещание является односторонней личной сделкой, поскольку при ее совершении принципиальное значение имеет наличие действительной воли и личного присутствия субъекта,
следовательно, невозможно совершение завещания через представителя. Законодатель в данном случае имеет ввиду как законных, так и договорных представителей. Лица, не обладающие дееспособностью в полном объеме, ни при каких обстоятельствах не могут составлять завещания, тогда как совершать иные сделки через своих представителей они вправе. Проявлением личного характера завещания может выступать и то, что завещание может составляться только одним гражданином.
При квалификации завещания как сделки необходимо обратить внимание на то, что завещание создает права и обязанности после открытия наследства, тогда как большинство сделок порождают правоотношения сразу, с момента ее совершения. Этим завещание отличается от других сделок и иных юридических фактов. Следует обратить внимание на неточность, содержащуюся в п. 5 ст. 1118 ГК РФ: «завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства». Между тем представляется очевидным, что ни односторонняя сделка вообще, ни завещание, в частности, создавать обязанности не могут (речь идет об обязанностях для третьих лиц: совершивший одностороннюю сделку субъект может создавать обязанности для себя, что неактуально для завещания).
Размышляя о возможных обязанностях, создаваемых завещанием, можно вспомнить о легате, который, на первый взгляд, создает обязанность для наследника - отказодателя по исполнению отказа. Однако эта обязанность возникает не в силу завещания, а в силу факта принятия наследства, и эта обязанность возлагается только на наследника либо иное лицо, но ни как не на наследодателя, составившего завещание. Представляется полезным п. 5 ст. 1118 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Завещание является односторонней сделкой, которая влечет юридические последствия после открытия наследства».
Установление существенных юридических признаков завещания позволило сформулировать в литературе правильное, на наш взгляд, определение: это односторонняя, нотариально удостоверенная сделка, совершенная дееспособным гражданином, содержащая распоряжение имуществом в случае смерти2.
О.С. Иоффе в трудах по влиянию на динамику правоотношений различал вспомогательные и
1 Кравчук А.Г., Мелихов В.М., Рыженков А.Я. Правовой режим наследования (вопросы теории и практики) / Под ред. А.Я. Рыженкова. Волгоград: «Панорама», 2006. С. 74-75.
2 Там же. С. 76-77.
125
основные односторонние сделки. Вспомогательными называются односторонние сделки, вызывающие изменение или прекращение существующих правоотношений. Основные - это односторонние сделки, в силу которых правоотношения устанавливаются1. Таким образом, согласно данной классификации, завещание можно отнести к основным односторонним сделкам, так как само завещание приводит к наследственным правоотношениям.
Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Недействительность завещания в системе недействительных сделок занимает особое положение, так как оно может быть признано недействительным, во-первых, по общим основаниям недействительности любых сделок; во-вторых, по специальным основаниям недействительности
исключительно завещаний.
2. Специальные основания недействительности исключительно завещаний сводятся лишь к порокам формы.
3. Если охарактеризовать завещание как сделку, то можно сказать, что это основная односторонняя личная сделка, с отлагательным сроком действия (при этом такой срок не определен, он связан с наступлением конкретного события -смерти завещателя), которой присущ элемент условности.
4. В отличие от других сделок, которые могут быть признаны недействительными после их совершения, завещание может быть оспорено только при наличии юридического состава: совершение завещания и наступление события - смерти завещателя.
_126
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)