Научная статья на тему 'Нечеткое сопровождение траектории движения судна'

Нечеткое сопровождение траектории движения судна Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
280
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ / РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ / НЕЧЕТКАЯ СИСТЕМА ТИПА СУГЕНО / ОЦЕНКА ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ / VESSEL TRAFFIC SYSTEM / TARGET TRACKING / RADAR MEASUREMENTS / SUGENO FUZZY LOGIC SYSTEM / TRACE ESTIMATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Гриняк Виктор Михайлович, Трофимов Максим Валерьевич

Рассматривается задача сопровождения траектории объекта в современных системах управления движением на море при обработке навигационных данных двухкоординатной РЛС кругового обзора. Обсуждается проблема устойчивости сопровождения малоразмерных маневрирующих судов по отношению к срыву. Предлагается модельная интерпретация традиционных алгоритмов оптимальной фильтрации, основанная на детекции маневра судна системой нечеткого вывода типа Сугено, повышающая устойчивость сопровождения и уменьшающая вероятность срыва.Target tracking problem for vessel traffic systems with 2D radars is discussed. Conditions of small highmanuever vessels tracking crash are shown. Algorithm for robust track-while-scan tracking based on Sugeno fuzzy logic maneuver detector is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Гриняк Виктор Михайлович, Трофимов Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нечеткое сопровождение траектории движения судна»

УДК 519.68:15:681.5 В. М. Гриняк,

канд. техн. наук, доцент ИАПУ ДВО РАН;

М. В. Трофимов,

ИАПУ ДВО РАН

НЕЧЕТКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА TARGET TRACKING WITH FUZZY LOGIC MANEUVER DETECTOR

Рассматривается задача сопровождения траектории объекта в современных системах управления движением на море при обработке навигационных данных двухкоординатной РЛС кругового обзора. Обсуждается проблема устойчивости сопровождения малоразмерных маневрирующих судов по отношению к срыву. Предлагается модельная интерпретация традиционных алгоритмов оптимальной фильтрации, основанная на детекции маневра судна системой нечеткого вывода типа Сугено, повышающая устойчивость сопровождения и уменьшающая вероятность срыва.

Target tracking problem for vessel traffic systems with 2D radars is discussed. Conditions of small high-manuever vessels tracking crash are shown. Algorithm for robust track-while-scan tracking based on Sugeno fuzzy logic maneuver detector is considered.

Ключевые слова: управление движением судов, сопровождение траектории, радиолокационные измерения, нечеткая система типа Сугено, оценка траектории движения.

Key words: vessel traffic system, target tracking, radar measurements, Sugeno fuzzy logic system, trace estimation.

Введение Основной проблемой, возникающей

Современные береговые системы управления движением судов (СУДС) представляют собой наукоемкие и сложные в техническом и организационном отношении предприятия [5, с. 93-96; 8, с. 27-29; 9; 11, с. 74-81]. В настоящее время под такими системами принято понимать совокупность средств обнаружения, измерения, передачи и обработки данных, анализа, интерпретации, визуализации информации и выработки управляющих решений.

Согласно современным представлениям о СУДС, действующих на базе РЛС кругового обзора, основной технологический цикл решения ими навигационных задач последовательно включает в себя [2, с. 48-53; 3, с. 114128; 7]:

— оцифровку измерительной информации РЛС и «введение» ее в память ЭВМ;

— обнаружение, захват и сопровождение объектов;

— наблюдение объектов и прогнозирование опасных ситуаций;

— визуализацию навигационной информации.

при сопровождении объекта (решению именно этой задачи посвящена настоящая работа), является обеспечение устойчивости этого процесса по отношению к срыву, основной причиной которого является интенсивное маневрирование объектов. В настоящей работе рассматривается модель задачи сопровождения, основанная на адаптации традиционных алгоритмов оптимальной фильтрации к модельным представлениям современной теории нечетких систем, уменьшающая вероятность срыва маломерных высокоманевренных объектов.

Модельные представления и постановка задачи

Рассмотрим следующую модель движения объекта

х(£+1)=х(Аг) + ^(Аг)т+ ?,(£),

у(к +1) = у(к) + ^ (к)х + (к),

здесь к — идентификатор (порядковый номер) момента времени; х(к), у(к) — координаты объекта в момент времени ^у (к),

Выпуск 1

V (к) — компоненты вектора скорости объекта, qx(k), Цу(к) — компоненты вектора случайных немоделируемых параметров движения,

т = ^к+1 - К-

Пусть измеряемыми параметрами являются декартовы координаты объекта. Тогда модель рассматриваемой задачи можно представить следующим дискретным матричным уравнением «состояние-измерение»

**+1 = Фхк + 9к>

гк=Нхк+гк. (2)

Здесь хк = (х(к), vx(k), у(к), vy(k))т — вектор состояния объекта, включающий его координаты и их производные (Т — символ транспонирования), qk — вектор немоделируемых параметров, zк — вектор измерений, гк — вектор погрешностей измерений. Имея в виду (1), матричные коэффициенты Ф и Н системы уравнений (2) равны соответственно

ф =

1 X 0 0

0 1 0 0

0 0 1 т

0 0 0 1

н =

1 О О О 0 1

Модель оценивания вектора состояния хк по измерениям zk может быть представлена следующим уравнением:

**+1 = фхк + К(гк+1 - (3)

здесь хк — оценка вектора состояния, К — матричный коэффициент.

Известно множество подходов к выбору матрицы К. В настоящей работе выбор сделан в пользу популярного в практических приложениях а - в алгоритма, основное достоинство которого — низкие требования к вычислительным ресурсам [10, с. 792-797]. В этом алгоритме матрица К имеет вид

К =

т

а 0

р/т 0

0 а

0 р/т

(4)

Сходимость алгоритма обеспечивается выполнением условия 0 < а < 1, 0 < в < 1. Коэффициенты а и в выбираются, исходя из требований чувствительности алгоритма к немоделируемым маневрам судна qk и ошибкам измерений тк. Показано [12], что соотно-

шение коэффициентов в = а2/(2 - а) является оптимальным.

Примем, что коэффициенты а и в в формуле (4) выбираются по следующему правилу:

2(2£ + 1) „ 6

си -

Р*=‘

(к + 2)(к + \) ' Л (к + 2)(к + 1) где к — порядковый номер момента времени в формуле (3). Пусть J — число измерений (и соответственно итераций), участвующих в оценке вектора состояния хк итерационной

процедурой (3), так что к = \,J. При увеличении J коэффициенты а и в асимптотически уменьшаются до 0, поэтому алгоритм (3), реализованный с большим J, будет успешно сопровождать объекты, движущиеся прямолинейно и равномерно, но он не сможет быть использован для сопровождения маневрирующих объектов.

Пусть — оценка вектора состояния системы в момент времени (., полученная итерационным алгоритмом (3) при обработке J последних измерений. Если при этом задача одновременно решается при J, J - 1, J - 2, .... и, наконец, только при двух измерениях (минимально возможном их количестве), то тогда в момент времени будем иметь кортеж векторов оценки

^ = {*Р>, *Р, 34), •••, 37)}. (5)

Задача сопровождения траектории сводится, таким образом, к проблеме выбора вектора состояния из кортежа, порождаемого множеством моделей с различными значениями J.

Метод решения задачи

Введем вектор 8 гк+х =гк+1 — Нхк+Ъ характеризующий невязку измерения при оценке вектора состояния уравнением (3). Пусть

||8 ^ — евклидова норма вектора невязки

5 гк+1, полученного в момент времени при реализации итерационного алгоритма (3), обрабатывающего J последних измерений. Таким образом, при сопровождении объекта в каждый момент времени (. наряду с кортежем векторов оценки (5) будем иметь кортеж норм векторов невязок

8». = {|ИИ, И3>, 1154», ..., Цб^’}. (6)

Элементы кортежа (6) являются по сути основным информативным признаком, характеризующим качество сопровождения объекта алгоритмом (3)-(4) с тем или иным значением ^ Для анализа качества сопровождения целесообразно перейти к кортежу относительных величин

4° = (7)

||5

где Д. = -———, о — величина, характери-а

зующая среднеквадратичное отклонение погрешности измерений гк в системе (2).

ц(и)

0.8 0.6 0.4 0.2 о

0 12 и

Рис. 1. Функции принадлежности термов — «хорошее» (сплошная линия) и «плохое» (пунктир)

Введем лингвистическую переменную 0^^ «качество сопровождения алгоритмов (3)-(4) в момент времени X. по] последним измерениям» с термами «хорошее» и «плохое». Пусть термы имеют следующие функции

Система правил машины

принадлежности, определенные на универсальном множестве и е [0, 3] (рис. 1):

М'хорошее(^) 1 1 / / чч »

1 + ехр(~а{и - с))

М' плохое (м) =;---;—;—

1 + ехр{-а(и - с))

Пусть переменные обрабатываются машиной нечеткого вывода Сугено [6], на вход которой подается кортеж величин (7), а на выходе формируется числовое значение ш. — номер вектора состояния, выбираемого из кортежа (5). Машина нечеткого вывода работает согласно системе правил, представленной в табл. 1.

Работу нечеткого алгоритма сопровождения траектории можно, таким образом, окончательно представить схемой, показанной на рис. 2. Здесь — величины кортежа (7) в момент времени X. (вход), если 1^ > 3, то вход принимается равным 3; ш. — определенный системой Сугено £ в момент времени X. номер элемента кортежа (5). Из величин ш. и ш выбирается максимальное значение, которое и принимается за окончательное (выход). Если ш — не целое число, то оно округляется до ближайшего целого. Выбор максимального из двух соседних ш. необходим для повышения устойчивости работы системы при больших ошибках измерений (для фильтрации случайных выбросов).

Таблица 1

нечеткого вывода Сугено

№ еР» еР е<4) йГ» еГ» вГ ш

1 Хорошее Хорошее Хорошее Хорошее Хорошее Хорошее J

2 Хорошее Хорошее Хорошее Хорошее Хорошее Плохое J - 1

3 Хорошее Хорошее Хорошее Хорошее Плохое Плохое 1 - 2

J - 1 Хорошее Хорошее Плохое Плохое Плохое Плохое 3

J Хорошее Плохое Плохое Плохое Плохое Плохое 2

J + 1 Плохое Плохое Плохое Плохое Плохое Плохое 2

Настройка описанной системы состоит а, с и величины о, характеризующей погреш-

в задании максимального количества измере- ность измерений.

ний J, параметров функций принадлежности

Выпуск 1

Выпуск 1

Рис. 2. Схема работы нечеткого алгоритма сопровождения траектории

чение амплитуды, а целую матрицу таких амплитуд, сложно распределенных и зависящих от ориентации судна и расположения на нем локальных источников отраженного эхо -сигнала [4, с. 98-113] (рис. 3). Соответственно и вероятностные характеристики ошибок измерений гк можно априорно оценить только приблизительно, с точностью до порядка величин. Поэтому величину о предлагается приближенно оценивать по следующей формуле:

к

1(2)

ІМГ

1=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты численного моделирования

При моделировании задачи было принято, что информационной базой СУДС является двухкоординатный радар кругового обзора (например, типа КауШеоп) с периодом обращения 3 с и разрешением по углу и дальности соответственно Дф = 0,03° и Дг = 6 м.

Максимальное количество измерений было принято равным J = 10. Параметры функций принадлежности задавались равными а = 5, с = 1,5 (в данном случае параметры задаются экспертом, система не подвергается настройке на обучающей выборке).

где к — порядковый номер момента времени, прошедшего от начала сопровождения судна.

Рис. 3. Отраженный радиолокационный эхо -сигнал судна на фоне эхо -сигналов 122] подстилающей поверхности (моря)

Величину о трудно задать априорно. Суть проблемы в том, что радиолокационный образ судна при высоком разрешении радара представляет собой не одиночное зна-

Рис. 4. Траектория движения судна

На рис. 4 показана моделируемая траектория движения судна. Вначале судно движется прямолинейно и равномерно, а затем совершает маневр — поворот с радиусом 300 м (такие кинематические свойства вполне характерны для современных маломерных судов).

На рис. 5 показан результат решения задачи сопровождения для судна, движущегося по изображенной траектории со скоростью 10 м/с (левая колонка рисунков) и 20 м/с (правая колонка рисунков). Здесь ^ — время, прошедшее от начала сопровождения траектории, 5 — длина вектора погрешности оценивания положения судна по мере его движения (рис.

5, а, б). В данном случае величина 5 дает представление о ширине строба, необходимого для устойчивого сопровождения объекта. Так, при скорости судна 10 м/с минимально необходи-

О 30 60 90 и с 0 30 60 90 I, с

« 2

0 30 60 90 г, с 0 30 60 90 и С

Рис. 5. Работа алгоритма сопровождения; штрихами по оси абсцисс показан участок маневрирования судна

мый радиус строба для него ~ 22 м, а при скорости судна 20 м/с минимально необходимый радиус строба ~ 27 м. Такие значения лишь незначительно превышают характерные геометрические размеры маломерного судна, что дает возможность устойчиво сопровождать его даже в насыщенном судопотоке.

На рис. 5, в, г показано значение величины ш по мере движения судна. Видно, что на прямолинейной траектории алгоритм работает при максимальном ш = 10, а при маневре количество измерений, участвующих в оценке параметров движения судна, уменьшается до 5-6 (рис. 5, в) и 3-4 (рис. 5, г). Алгоритм быстро реагирует на изменение характера движения судна (начало и окончание маневрирования).

Рисунки 5, д, е дают значение оценки величины о, используемой при работе алгоритма. Видно, что по прошествии приблизительно 1 мин (что соответствует 20 измерениям) значение о становится достаточно стабильным.

Заключение

При решении задачи сопровождения для насыщенных потоков маломерных маневрирующих судов повышается вероятность срыва сопровождения и соответственно нарушения оптимальных режимов работы СУДС при обеспечении безопасности коллективного движения. Предложенная в работе нечеткая модельная интерпретация задачи сопровождения судна позволяет, как показывают ре-

Выпуск 1

зультаты эксперимента, существенно снизить вероятность срыва сопровождения стробом небольшого радиуса.

Результаты работы ориентированы на автоматизацию и расширение функций современных систем управления движением судов.

Список литературы

1. Гриняк В. М. Идентификация опасных ситуаций в системах управления движением судов / В. М. Гриняк // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2010. — № 4. — C. 197-207.

2. Система экспертных оценок состояния безопасности на морских акваториях / А. С. Девятисильный [и др.] // Информационные технологии. — 2004. — № 11.

3. Девятисильный А. С. Информационные модели систем управления безопасностью движения в насыщенных судопотоках / А. С. Девятисильный, В. М. Дорожко, Н. В. Лоскутов // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. — 2007. — № 1.

4. Дорожко В. М. Имитационная модель радиолокационного эхо-сигнала / В. М. Дорожко // Дальневосточный математический журнал. — 2001. — № 1.

5. Каретников В. В. Совершенствование системы управления судами с использованием автоматизированных идентификационных систем на внутренних водных путях / В. В. Каретников, А. А. Сикарев // Журнал университета водных коммуникаций. — 2010. — № 3.

6. Круглов В. В. Нечеткая логика и искусственные нейронные сети / В. В. Круглов, М. И. Дли, Р. Ю. Голунов. — М.: Физматлит, 2001. — 224 с.

7. Кузьмин С. З. Основы теории цифровой обработки радиолокационной информации / С. З. Кузьмин. — М.: Сов. радио, 1974. — 431 с.

8. Модеев Р. Н. СУДС — ядро информационной системы порта / Р. Н. Модеев // Морские порты. — 2010. — № 8.

9. ОАО Норфес [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www. norfes.ru/

10. Тихонов В. И. Квазиоптимальное слежение за маневрирующими объектами / В. И. Тихонов, И. С. Теплинский // Радиотехника и электроника. — 1989. — Т. 34, № 4.

11. Юдин Ю. И. Механизм предвидения в организационно-технических системах управления судовыми ключевыми операциями / Ю. И. Юдин // Наука и техника транспорта. — 2007. — № 1.

12. Benedict T. R. Synthesis of an optimal set of radar track-while-scan smoothing equations / T. R. Benedict, G. R. Bordner // IRE Trans, on AC-1. — July 1962.

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.