Научная статья на тему 'Нечеткая формализация в задачах менеджмента'

Нечеткая формализация в задачах менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нечеткая формализация в задачах менеджмента»

Целевой сигнал ТС на тестовой выборке

0.5 - -

0 -

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000

Восстановленный сигнал ТС на тестовой выборке

0.5 - -

0 -

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000

Сравнение целевого и восстановленного сигналов ТС на тестовой выборке

”.;^лл___________________пл__________________п_ти

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000

Рис. 2

Как видно из последнего графика, целевой и восстановленный сигнал ТС практически полностью совпадают. Для остальных сигналов ТС получены аналогичные результаты.

Таким образом, можно сделать вывод об успешном завершении эксперимента и, как следствие, о возможности формирования правил для гибридной продукционной модели на основе нейросетей одношагового прогнозирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Долгий И.Д. Хатламаджиян А.Е. Гибридные интеллектуальные технологии в системах железнодорожной автоматики и телемеханики // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы.- Таганрог.- 2004.- № 3 (19).- С. 82-87.

2. Уоссерман Ф. Нейрокомпьютерная техника / Пер. на русский язык Ю. А. Зуев, В. А. Точенов. - М.: Мир, 1992. - 118с.

3. M. Mrnnsky and S. Papert, "Perceptrons: An Introduction to Computational Geometry", MIT Press, Cambridge, Mass., 1969.

4. Osowski S., Siwek K. Selforganizing neural networks for short term load forecasting in power system // Engineering Applications of Neural Networks (EANN), Gibraltar, 1998. - Pp. 1583-1596.

5. Казаков А.А., Бубнов В.Д., Казаков Е.А. Станционные устройства автоматики и телемеханики: Учебник для техникумов ж.-д. трансп.- М.: Транспорт, 1990.-431 с.

С.С.Макаров НЕЧЕТКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ В ЗАДАЧАХ МЕНЕДЖМЕНТА

Основная цель функционирования энергетических предприятий -привести предприятие к вершине успеха, закрепить его там и дать ему возможность смотреть в будущее, видя там новые перспективы его развития. Сущность функционирования энергетических предприятий состоит в постоянном совершенствовании самого предприятия, его стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Для полноценного и гармоничного развития энергетического предприятия и его бизнеса необходим системный подход к управлению персоналом и деятельностью.

Менеджмент как система управления имеет несколько составных частей. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также способы их исполнения.

Первая составляющая менеджмента - маркетинг. Это не только определение вкусов и привычек потребителей услуг энергетического предприятия, но и управление ими и формирование таковых.

Маркетинг - одна из самых важных составляющих успеха деятельности энергетического предприятия. Маркетинг - такая организация деятельности энергетического предприятия, направленная на поиск и создание услуг, которые обеспечат устойчивый и расширяющийся круг потребителей. Маркетинг как система управления имеет свои принципы, функции, методы и структуры. Основополагающим принципом маркетинга является обоснованный свободный выбор определенных целей и стратегии функционирования и роли энергетического предприятия в целом. Другой главный принцип маркетинга - комплексный подход к увязке целей с ресурсами и возможностями энергетического предприятия.

Определяющей составляющей менеджмента энергетического предприятия является анализ. Функцией анализа является исследование и оценка структуры энергетического предприятия и внешней среды, функционирование и прогноз динамики энергетического предприятия и внешней среды, а также оценка возможных последствий изменений для энергетического предприятия.

Целесообразно создать группу для проведения внешнего и внутреннего анализа сложившейся в энергетическом предприятии и за его пределами ситуации.

К внешним факторам относятся законодательная база, в условиях которой функционирует энергетическое предприятие, постановления Правительства, министерств, постановления региональных, муниципальных органов управления, общественные организации. Своевременный и полный учет всех факторов управления и возмущения дает руководству энергетического предприятия возможность, анализируя совершенные действия, выработать стратегию на будущее.

Внутренняя среда (состояние) энергетического предприятия - это та часть общей среды, которая находится в поле интересов любой организации.

Факторы внутренней среды энергетического предприятия следующие:

- персонал (сотрудники) энергетического предприятия, для которого существуют процессы взаимодействия руководителей и рядовых работников, найма, обучения, продвижения по служебной лестнице, оценка результатов труда, стимулирование труда;

- административный фактор, который включает коммуникационные процессы в энергетическом предприятии, структуру энергетического

предприятия, нормативы и правила, распределение прав и обязанностей среди руководителей и их подчиненных;

- фактор оказания услуг потребителям, который охватывает сферу услуг, снабжение материалами и оборудованием, обслуживание оборудования, исследование и разработку новых видов услуг;

- маркетинг, который оценивает работы маркетингового отдела, анализирует продвижение услуг на рынке и разрабатывает новые виды услуг;

- финансовый фактор, представляющий движение финансовых средств энергетического предприятия, обеспечение рентабельности функционирования;

- организационная культура, оценивающая отношение между сотрудниками энергетического предприятия, отношение сотрудников с потребителями, конкурентами, государственными органами и населением региона расположения энергетического предприятия;

- имидж и культура - это обычаи и нравы, условия и правила работы в энергетическом предприятии.

Анализ внешней среды - необходимый процесс, с помощью которого при разработке стратегического плана можно контролировать внешние факторы, чтобы определить перспективы развития энергетического предприятия. Анализ позволит выработать тактические и стратегические планы на случай непредвиденных обстоятельств. Стратегия поможет выявить и превратить угрозы в выгоду для энергетического предприятия. При помощи анализа можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми энергетическое предприятие сталкивается в настоящее время.

При анализе внешней среды учитывают следующие факторы:

- экономический;

- политический;

- социальный;

- технологический;

- конкурентный;

- рыночный.

Для анализа экономического фактора необходимо анализировать информацию в стране, безработицу, производительность труда, процентную ставку банков, структуру населения, уровень образования рабочей силы.

Для анализа политического фактора необходимо изучить и предугадать намерения правительства, узнать и проанализировать те средства, которые используют правительство и местные органы власти для проведения своей политики.

При изучении и анализе социального фактора выясняют отношение сотрудников энергетического предприятия к работе и качеству жизни, обычаи населения, рост населения, демографию.

Нужно заранее предсказать, как будет развиваться техника, технологии производства и распределения энергии, технологии услуг потребителям, как это повлияет на эффективность функционирования энергетического предприятия.

Согласно известному определению менеджмента [1,2] как вида деятельности, менеджмент энергетического предприятия - одна из наиболее рациональных форм управления в условиях рыночных

отношений. Поэтому предмет менеджмента энергетического предприятия -это совокупность отношений, возникающих в процессе управления объектами энергетического предприятия и связанных с деятельностью отдельных сотрудников учреждения.

Цель менеджмента энергетического предприятия состоит в нахождении методов и способов достижения поставленных перед коллективом СКУ целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения отдельных сотрудников учреждения.

Организация управленческой деятельности энергетического предприятия сводится к определению необходимых действий и последовательности их осуществления для достижения конечной цели [3].

Процесс управления в СКУ, исходя из принципов системного подхода, можно представить в виде пяти этапов, как это показано на рис. 1.

Этап 1. Формулировка цели

XX

Этап 2. Декомпозиция задачи (работы) на подзадачи (элементы)

XX

Этап 3. Поиск алгоритма (последовательности действий) рациональных действий для решения задачи

XX

Этап 4. Поиск методов (технологий) исполнения алгоритма рациональных действий

XX

Этап 5. Ознакомление и обучение работников разработанным методам, контроль выполнения заданий

Рис. 1

Управленческая деятельность в системе менеджмента энергетического предприятия - это работа по достижению сформулированной цели, представляющая собой серию непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций). В управленческой деятельности следует выделить пять функций управления:

- прогнозирование и планирование;

- организация;

- распорядительные функции;

- координация;

- контроль.

Процесс управления энергетического предприятия состоит из четырех этапов, представленных на рис. 2.

Этап 1. Планирование /*

V.

XX Коммуникации

Этап 2. Организация

\

^ 1

Этап 3. Мотивация

XX

Этап 4. Контроль

ч

Рис. 2

При управлении важнейшим фактором эффективности является адекватность принимаемого решения. Решение - это выбор альтернативы. Очень сложно найти аналитические модели принятия решений в силу априорной неопределенности. Поэтому принятие решений целесообразно осуществлять на основе обработки знаний специалистов экспертов. Для этого необходимо решить задачу разработки интеллектуальной информационной управляющей системы поддержки принятия решений.

Основным недостатком всех традиционных математических моделей принятия решений, использующих обычные количественные методы описания и анализа систем, является их непригодность к гуманистическим системам и системам, сравнимым по сложности с гуманистическими.

В зависимости от достоверности исходной информации, от способа ее представления и от используемого математического аппарата все множество моделей разбивают на два класса:

- модели принятия решений в условиях четкой (числовой) информации, описывающей постановку задачи;

- модели принятия решений в условиях нечеткой (качественной) информации, использующие аппарат теории нечетких множеств и теории нечеткой логики.

Так как менеджер, принимая решения, описывает ситуации на профессиональном языке, а сами ситуации имеют большое число неопределенностей, то при поиске наилучшего (оптимального) решения приходится применять качественные элементы, понятия и отношения с нечеткими границами, высказывания с многозначной шкалой истинности.

В подобных ситуациях для разработки эффективных моделей и методов принятия решений используются, наряду с четкими моделями, методы искусственного интеллекта, позволяющие имитировать процесс принятия решений опытным экспертом на основе гибких правил.

Модели принятия решений в условиях нечеткой (качественной) информации позволяют:

- использовать для описания элементов задач принятия решений приближенные, субъективные оценки экспертов, выраженные с помощью нечетких понятий, отношений и высказываний профессионального языка менеджера энергетического предприятия;

- оперировать полученными формализованными объектами посредством аппарата, развиваемого на основе теории нечетких множеств;

- формально задать нечеткие описания с помощью нечетких множеств, лингвистических и нечетких переменных;

- формулировать результаты решения задачи как в виде нечетких описаний с применением понятий и отношений профессионального языка менеджера энергетического предприятия, так и в виде четких рекомендаций.

Нечеткие модели принятия решений классифицируют следующим образом:

- по характеру предпочтений:

модели нечеткого математического программирования, модели нечетких отношений предпочтения на множестве допустимых альтернатив,

модели нечеткой ожидаемой полезности,

лингвистические модели принятия решений, основанные на нечеткой логике с лингвистическими значениями истинности,

модели на основе использования нечетких отношений и композиции нечетких функций, классификационные модели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по числу используемых критериев:

однокритериальные модели, многокритериальные модели;

- по числу лиц, принимающих решение:

модели индивидуального решения, модели коллективных решений;

- по числу этапов:

одноэтапные модели, многоэтапные модели.

Для решения задач управления энергетическим предприятием с применением моделей искусственного интеллекта также разрабатываются решающие компоненты информационно-управляющей системы. В программных модулях формализуются знания экспертов для задания лингвистических и нечетких переменных, а также правил вывода решений. Руководителю будет предоставлена возможность для существующей ситуации получить рекомендуемое решение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванченко Л.А. Основы теории и практики менеджмента. - Ростов-на-Дону: АО «Книга», 1996. - 207 с.

2. Макаров С.С., Финаев В.И. Системные методы в задачах санаторно-курортных учреждений. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

3. Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

Е.Ю. Косенко, Пушнин А.В. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Любую реальную энергетическую систему следует рассматривать как большую сложную систему, для которой характерно наличие

одновременно разнородной информации [1]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.