НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ - КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
И. С. Соколов
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, присущие российским неблагополучным семьям, влияющие на формирование девиантного и делинквентного поведения у детей и подростков. Даeтся сравнительный анализ качества жизни детей-инвалидов в США и Российской Федерации, что также влияет на детскую и подростковую преступность. На примере Калужской области указывается на влияние взрослого криминалитета на детей и подростков.
Ключевые слова: институт семьи; неполные семьи; девиантное и делинквентное поведение; трудная жизненная ситуация; семейное насилие; качество жизни.
Summary: the article discusses the factors inherent in the Russian disadvantaged families influencing the formation of deviant and delinquent behavior in children and adolescents. The comparative analysis of quality of the life of children-invalids in the USA and the Russian Federation is given, that also influences children's and teenage criminality. The example of the Kaluga area shows the influence of adult criminal on children and teenagers.
Keywords: family institute; incomplete families; deviant behaviour; a difficult vital situation; family violence; quality of the life.
Как известно, важное значение в социализации подрастающего человека имеет институт семьи. Детско-родительские отношения составляют
важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношениями. Именно в раннем возрасте в семье прививаются детям основные моральные требования, правила поведения и приличия, закладываются основы характера, исходные жизненные установки и ценности.
В настоящее время накоплено значительное количество данных о том, что семья — главное звено той причинной цепочки, которая выводит на преступное поведение, поэтому вопросы формирования личности в семье заслуживают исключительного внимания психологов, педагогов, криминологов.
Как показывают исследования личности преступников, будучи уже взрослыми людьми, они часто воспроизводят в своем поведении то, что запечатлелось в их психике в период детства. Преступное поведение в определенном смысле есть продолжение и следствие первичной социализации — периода жизни ребенка, когда он еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы. Семейное неблагополучие - один из криминогенных факторов, который приводит к искаженному формированию личности и последующему переходу подростка на преступный путь.
В терминологии практикующих юристов давно используется понятие «небла-
гополучные семьи». Большинство практиков связывают неблагополучие в семье не только с пьянством, алкоголизмом или наркозависимостью родителей, но и гораздо шире.
Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родительских отношениях исследуются в работах Л.И. Вассермана, Г.Т. Хоментаускаса, Е.О. Смирновой, В.В. Абраменковой, О.А. Карабано-вой, И.М. Марковской.
Семья — это основополагающая ячейка, где осуществляется социализация ребенка. Именно семья дает человеку возможность ощутить психологический комфорт, человеческое тепло и заботу, удовлетворенность жизнью. Однако в последние годы она испытывает серьезные потрясения. Социальный кризис в России способствовал девальвации семейных ценностей.
Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ и т. д. имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в семье.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений. Специалисты выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей:
1. Псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания. Это приводит к социальной и педагогической запущенности ребенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление психоактивных веществ, правонарушения.
2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре. Разводу предшествует общее ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. Он чувствует себя отчужденным в семье и старается, как можно больше времени проводить вне дома и роль воспитателя берет на себя улица.
3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей и подростков, они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени.
4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией. Дети вынуждены скитаться по улицам, по подъездам и вокзалам, где собираются точно такие же сверстники.
5. Криминогенная семья. В таких семьях между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию асоциальной личности.
Таким образом, в профилактической деятельности акцентировать внимание следует именно на проблемах семьи, так как воспитание в семье определяет деструктивный или конструктивный путь развития ребенка, именно в ней закладываются интересы, потребности, характер и направленность формирующейся личности.
Данный подход позволит минимизировать социальную дезадаптацию в поведении несовершеннолетних, оптимизировать процесс социализации, привить новые образцы социально желаемого поведения.
Семейное неблагополучие, как фактор девиантного поведения несовершеннолетних, может проявляться в отсутствии одного из родителей либо полном отсутствии таковых. Распад семей оказывает неизгладимое воздействие на психику несовершеннолетнего. О значении семейной атмосферы для эмоционального развития ребенка известно уже достаточно много. Имеется множество экспериментальных свидетельств того, что делинквентное поведение, злоупотребление алкоголем, поведенческие трудности, депрессивные симптомы имеют место у несовершеннолетних подросткового возраста, переживших развод родителей и уход отца из семьи.
Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь. Исследования свидетельствуют о росте конфликтующих, отчужденных отношений между родителями и детьми. На этой почве у несовершеннолетних развивается чувство оппозиции к нравственным ценностям стар-
шего поколения, растерянности и неуверенности, низкая самооценка.
Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, существенно ослабили родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивающий их интеллектуальное и нравственное развитие.
В связи со снижением материальных возможностей, последствиями мирового экономического кризиса в Калужской области около 48 % учащихся общеобразовательных школ живут в малообеспеченных семьях, характеризующихся сложной психологической обстановкой, что способствует интенсивному распаду таких семей, уходу из них детей и подростков. В малообеспеченных семьях все больше превалирует неуверенность в завтрашнем дне, слабая защищенность от жизненных невзгод и прямого насилия, что ведет к дальнейшему росту безнадзорности. Анализ сведений о среде обитания и социальных связях подростков показал, что количество неблагополучных семей, ежегодно берущихся на учет органами внутренних дел, растет из года в год.
В настоящее время в наиболее сложном положении находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получает примеры аморального образа жизни, деформируется в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.
Среди несовершеннолетних с девиантным и делинквентным поведением
значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях.
Увеличивается число разводов среди супругов, имеющих несовершеннолетних детей, а также внебрачная рождаемость и, как следствие этих процессов, растет количество неполных семей. Ежегодно в России остается без одного родителя около 500 тыс. детей и подростков. Значительную долю составляют неполные семьи до 13 %. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов.
Наши исследования показали, что многие подростки совершали преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.
На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, которые способствуют: а) вовлечению несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятия азартными играми; б) отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, ссоры, скандалы, переходящие в драки; в) воспитание детей бездельниками и эгоистами; г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм; д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.
Девиантные семьи — семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. По данным МВД России, на учете в органах внутренних дел находятся свыше 113 тыс. родителей, отрица-
тельно влияющих на поведение детей. В 30 % неблагополучных семей родители систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40 % устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни.
В таких семьях утвердился культ насилия в межличностных отношениях как способ общения. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный цинизм стали настолько привычными для детей, что воспитывают в них ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье и одновременно формируют аналогичные качества и у самих подростков.
При сохранении типичных черт семейного положения подростков, совершивших административные правонарушения, к которым относятся психологический дискомфорт, неблагополучие, ограничения или неисполнения семьей социально-полезной воспитательной функции, в последнее время все чаще определяется негативная внутренняя ситуация, связанная с прямым отрицательным примером родителей и других взрослых членов семьи (пьянство, наркомания, проявление жестокости цинизма), а также неправильная ориентация семейного воспитания (формирования у детей безответственности, потребительства, эгоцентризма).
Сегодня в Калужской области проживает 164 540 детей от 0 до 17 лет, 96 тыс. из них — в возрасте от 7 до 17 лет. По последним отчетным данным, 49 323 ребенка от 7 до 17 лет находятся в трудной жизненной ситуации.
Типичная характеристика семьи несовершеннолетнего, совершившего правонарушения преступного характера, — это пониженный, против средне-
го, образовательно-культурный уровень и профессиональный статус, что существенно ограничивает сферу позитивного общения семьи с детьми, а также правильное формирование у них духовных интересов и потребностей.
По выборочным результатам нашего исследования почти каждый четвертый родитель подростков, совершивших административные проступки, страдал тем или иным хроническим заболеванием или являлся инвалидом, каждый шестой имел начальное образование. Родитель каждого второго-третьего правонарушителя имел низкую квалификацию и работал в сфере частного бизнеса, жил в основном случайным заработком за оказание различных разовых услуг.
Характеризуя климат взаимоотношений в семьях правонарушителей важно отметить, что только 30% из них можно отнести к категории дружных. В 15 % семей атмосфера жизни была постоянно накалена острыми конфликтами, ссорами между взрослыми членами семьи, в 40 % — конфликтовали родители с детьми. Одним из негативных обстоятельств в девиантных семьях является неумение вести себя в повседневном общении. Девиантные семьи характеризуются в быту использованием примитивного словаря, состоящего из нецензурных слов, оскорбительных выражений, а также незнанием, игнорированием правил этикета, невнимательностью, грубым тоном.
Отсутствие понимания между родителями и детьми опасно тем, что в трудных жизненных ситуациях дети могут пойти за помощью к лицам с асоциальной направленностью. Эти лица, оказав детям сиюминутное внимание, понимание и помощь, могут стать значительны-
ми в жизни ребенка и оказывать в дальнейшем существенное негативное влияние на его поведение.
Обстановка в делинквентных семьях, семьях с криминальной направленностью, характеризуется периодическими или с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.
Выборочное криминологическое обследование показало, что 25 % подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где есть судимые. На личность подростка в семье, на его формирование в дальнейшем отрицательную роль играет то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления, т.е. имели судимость. Анализ уголовных дел несовершеннолетних свидетельствует, что 40 % несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы.
Физическое и психологическое насилие — это одна из главных причин, влияющих на формирование у подростков предпосылок совершения правонарушений. Ежегодно от насилия страдают около двух миллионов мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет. Для 10 % из них семейное насилие заканчивается смертельным исходом; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. В то же время размеры инвалидизации определить не представляется возможным.
Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами — те, кто слабее. Но если женщины, особенно бездетные, могут избавиться от обидчика путем обмена жилплощади, развода и
так далее, то правовые положения детей такой возможности не дают. Они вынуждены лишь терпеть побои и истязания в подавляющем большинстве случаев от собственных же родителей.
Многих несовершеннолетних правонарушителей характеризует постоянное желание куда-нибудь уехать, переменить место жительства.
По мере взросления и приобретения самостоятельности подросток получает возможность уйти от подобных условий жизни, избежать, упреков, безразличия, во многих случаях — побоев и издевательств. Эта возможность реализуется путем все более активного участия в неформальных группах сверстников и побегов из дома.
Результаты насилия могут быть самыми разными, начиная от повышенной ранимости до шизофренических расстройств, гомосексуализма и многих других отклонений.
Последствия насилия в семье приводят к изменениям в физическом и психическом развитии детей. Именно насилие во многом определяет характер их поведения и образ жизни на все последующие годы. Показательно, что около 90 % несовершеннолетних преступников, осужденных за насильственные преступления, еще до начала их криминальной деятельности сами являлись объектами жестокого обращения.
У ребенка, постоянно подвергающегося такому обращению, складывается убеждение, что грубость — норма отношений между людьми. Они испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту, на животных. В некоторых случаях несправедливое отношение вызывает у подростка отчаянное желание любой
ценой отомстить обидчику и ведет к совершению преступления. В 30 % случаев преступления против жизни несовершеннолетние лица совершают в ответ на провоцирующие действия со стороны жертвы.
В семьях с насильственным поведением у детей озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Человек чрезвычайно ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей — у него появляется ненависть к людям.
В последнее время отмечается увеличение интереса к проблеме качества жизни, который находит отражение в научно-исследовательских работах в социологии, экономике, медицине, психологии. Под качеством жизни понимается система ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. Качество жизни является и целью и результатом деятельности общества. К примеру, в США около 4 % всего детского населения составляют дети с заболеваниями и состояниями, ограничивающими их функциональную и социальную активность (до 17 лет).
Для сравнения и понимания проблемы российские данные последствий болезней детей-инвалидов, связанные с их ограничениями жизнедеятельности, выглядят следующим образом: снижение интеллектуальных способностей, включая способность к приобретению знаний — 15,9 %, память — 3,5 %, способность понимать — 9,2 %, способность видеть — 7,75, слышать — 5,2 %, хо-
дить — 11,5 %, преодолевать препятствия — 7,2 %, владеть телом — 3,9 %, действовать руками — 3,8 %, перемещаться — 3,5 %, ограничения ухаживать за собой — 8,7 %.
До 60% детей-инвалидов страдают нарушениями способности передвигаться, производить точные движения, адекватно вести себя, контролировать собственные действия. Отсутствие в настоящее время единой системы регистрации хронических заболеваний и состояний,
не позволяет иметь сведения о характере степени нарушений функций у детей.
Таким образом, проблема насилия в семье, способствует формированию крайне высокого уровня психических заболеваний и инвалидности детей. Судьба таких детей зависит от действий взрослых. Настало время определить роль семьи как института воспитания молодого поколения с учетом всех происходящих экономических и социальнополитических изменений общества.