Научная статья на тему 'Неблагополучная семья и ее ребенок'

Неблагополучная семья и ее ребенок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7981
865
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неблагополучная семья и ее ребенок»

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ РЕБЕНОК

В.П. ЛЕБЕДИНСКАЯ, д.ю.н.

НОУ ВПО «Ессентукский институт управления, бизнеса и права»

Приоритетным направлением государственной социальной политики России является государственная семейная политика, объектом которой является семья - важнейший фактор сплоченности российского общества.

Семья - своеобразный барометр государства и общества: благополучие семьи -залог стабильности государства, крепкая семья возможна в мощном, независимом государстве. Вот почему развитие и формирование семьи, создание социальноэкономических, культурно'-духовных условий для её жизнедеятельности является залогом национальной безопасности России, основой для будущего развития молодого поколения.

Семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает начальные жизненные уроки, поддержку и помощь, в котором учатся любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Одним словом, влияние семьи на формирование ребенка огромно, ибо воспитание представляет собой управляемый процесс социализации. Так должно быть в идеале. Но в жизни бывает и обратная сторона медали.

Одна из самых страшных бед детей современной России - родиться в социально неблагополучной семье. Стечение подобных прискорбных жизненных обстоятельств никак не зависит от воли ребенка, поскольку, как известно, «родителей не выбирают». Однако именно этот фактор является первопричиной того, что в социально неблагополучной семье нарушаются все правомочия, которые вытекают из принадлежащего каждому ребенку приоритетного права на семейное воспитание.

Феномен социально неблагополучной семьи давно перестал быть локальным явлением. Имеющиеся статистические данные, на которые ссылаются те или иные министерства и ведомства, дают весьма противоречивую оценку масштабности данного явления. Так, по данным Министерства образования РФ, на учете состоит свыше 310 тысяч социально неблагополучных семей. Между тем, согласно информации МВД РФ, более 6 миллионов несовершеннолетних воспитываются в социально неблагополучных семьях. Сопоставление столь противоречивых данных со всей очевидностью свидетельствует о том, что учет подобных семей осуществляется не на должном уровне, а реальные масштабы этого бедствия значительно превышают официально зарегистрированный уровень.[1]

Неблагополучная семья, демонстрирующая и прививающая ребенку антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний, оказывает разрушающее воздействие на формирование нравственных свойств личности несовершеннолетнего. Данный фактор подчеркивается учеными-правоведами, занимающимися данной проблемой: у каждого третьего взрослого преступника обнаруживается связь между его преступными наклонностями и негативным влиянием родительской семьи. Отсюда, нарушение прав детей в социально неблагополучных семьях позволяет сделать вполне объективный вывод о том, что данный тип семьи ни в коей мере не соответствует понятию о наилучшей среде жизнедеятельности ребенка, т.к. неблагополучные родители осуществляют свои родительские права во вред своим детям.

Согласно Семейному кодексу РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Т.е. пределы осуществления родительских прав семейным законодательством определены достаточно четко.[4] Установление ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и развитию ребенка предусмотрено ив Конвенции ООН о правах ребенка.

В рамках российского законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрены различные виды юридической ответственности, в том числе: административной (ст.5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст.1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст.69, 73 СК РФ), уголовной (ст.156 УК РФ).Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, достаточно всестороннюю правовую регламентацию вопроса о мерах родительской ответственности, применение данных норм в совокупности дает ничтожный результат.

В настоящее время категория социально неблагополучных семей обеспечивается всеми мерами государственной социальной поддержки в приоритетном порядке [5]. Нет ни одного вида пособия, которое не начислялось бы на детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Государственная социальная помощь данному типу семей оказывается с завидной регулярностью, чего нельзя сказать о семьях благополучных, которые в неменьшей степени нуждаются в государственной поддержке.

Между тем получаемая от государства материальная помощь в таких семьях тратится не на удовлетворение базовых потребностей детей. Согласно проведенным исследованиям, в социально неблагополучных семьях на приобретение алкогольных продуктов расходуется от 25 до 50% и более семейного бюджета. Примером тому могут служить участившиеся обращения в органы опеки самих родителей с заявлением о лишении их родительских прав и назначением опекуном над детьми бабушек и дедушек. Мотив подобных заявлений связан с возможностью получения опекунского пособия, которое, как правило, этими родителями у детей отбирается для личных нужд, прежде всего на приобретение алкоголя.[3]

Статья 69 СК РФ в качестве крайней меры ответственности предусматривает лишение родительских прав.[4] Однако, как правило, сами родители применение данной меры в качестве наказания не воспринимают. Как ни парадоксально, но в сложившейся ситуации наказанными оказываются дети. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса воспитанников детских домов в возрасте от 8 до 17 лет: 74% опрошенных хотели бы жить только в своей кровной семье.[2]

Создается впечатление, что лучшее, что может предложить государство детям из данной категории семей, - это лишить их возможности жить и воспитываться в своей кровной семье. Между тем применение этой крайней меры не соответствует реализации права ребенка на семью.

В законодательствах развитых зарубежных стран применение к родителям мер ответственности, сопряженных с изъятием ребенка из кровной семьи, допускается лишь в исключительных случаях, так как приоритетным считается решение вопроса о временном ограничении отдельных родительских правомочий, что, безусловно, в большей степени соответствует понятию о действенной помощи ребенку в реализации его права на семью.

Так, например, во Франции меры по защите детей в социально неблагополучных семьях могут быть установлены службой социальной помощи детям либо судьей по делам несовершеннолетних. В зависимости от ситуации избирается тактика без отобрания ребенка из семьи либо с применением устройства ребенка в специальное реабилитаци-

онное учреждение. В обоих случаях вопрос о лишении родительских прав не ставится. В соответствии с Гражданским кодексом Франции, отец и мать, к ребенку которых была применена мера по оказанию помощи в его воспитании, сохраняют в отношении его родительские права и осуществляют все полномочия, которые не являются несовместимыми с принятой мерой. Судья может лишь объективно ограничить право на посещение ребенка во время его нахождения в специальном учреждении. В случае если принимается решение об оставлении ребенка в своей родной семье, в помощь семье назначается группа специалистов по вопросам воспитания. Решение о составе группы принимается

после предварительного расследования и конкретизации необходимых мер помощи: фис» с» с» с» /—^ с»

нансовой, социальной, психолого-педагогической, медицинской и др. Со своей стороны служба социальной помощи либо судья может потребовать от семьи выполнения определенных обязательств, например, прохождение курса лечения от алкоголизма, наркомании, посредничество в решении семейных конфликтов, посещение курсов по обучению методам и формам воспитания и бесконфликтного общения.

В Англии полномочия по оказанию помощи детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях, выполняют социальные службы органов местного самоуправления. В структуру службы входят многочисленные отделы, специализирующиеся на четко определенных функциях по работе с семьей и детьми: служба оценки ситуации в семье, служба поддержки детей, служба, работающая с молодыми правонарушителями, и т.д. В помощь социальным службам организована работа неправительственных организаций, которые за приличное денежное вознаграждение от государства выполняют комплекс социально-реабилитационных услуг, направленных на восстановление родительского потенциала семьи и сохранения семьи для ребенка.

Благодаря развитию практики социальной работы в отношении неблагополучных семей с детьми в современных социально ответственных государствах наметился переход от карательных мер к социально поддерживающему воздействию на семью. Данное воздействие органично вписывается в рамки понятия о внесудебном порядке защиты права ребенка на семью. Следует отметить, что применительно к специфике защиты права ребенка на семью внесудебный порядок защиты имеет наибольшую степень соответствия заявленной цели, поскольку судебное вмешательство в глубокую моральнонравственную природу семейных правоотношений не способно обеспечить адекватную защиту истинных интересов ребенка.

В этой связи представляется необходимым начать работу по формированию законодательства, регламентирующего вопросы организации работы по социальному сопровождению и реабилитации социально неблагополучных семей. Вместе с тем, учитывая логику развития ситуации семейного неблагополучия, целесообразно охватить данной сферой правовой регламентации интересы всех типов семей.

Информационные источники:

1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. - М.: Юнити, 2010. 414с.

2. «Дети в России» // http://www.statistic2011.ru

3. Обзор судебной практики по делам, связанным с воспитанием детей // http://www.bestpravo.ru

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (в ред. от 30.11.2011 № ЗбЗ-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7041.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (в ред. от 07.03.2011 № 27-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; 2011. № 11. Ст. 1496.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.