Научная статья на тему 'Небесный капитан'

Небесный капитан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Небесный капитан»

ЧАСТНЫЙ КОСМОС

НЕБЕСНЫЙ

НАТАЛЬЯ

ЮГРИНОВА

ОТЕЦ ЧАСТНОЙ КОСМОНАВТИКИ

Восьмилетним ребенком Питер Диамандис, выходец из семьи греческих эмигрантов, мечтал о том, чтобы присоединиться к астронавтам «Апполона-11», совершившим высадку на Луну. Этой мечте не суждено было сбыться — спустя три года, в 1972-м, миссия «Апполон-17» поставила точку в истории пилотируемых полетов на Луну. Детская фантазия, тем не менее, подтолкнула Диамандиса к тому, чтобы полностью переписать правила игры в космической индустрии. Он пришел к простой, но невероятно смелой мысли: если государство руководствуется «земными» приоритетами и сокращает расходы на космические программы, нужно открыть в космос дорогу тем, кто сможет на нем заработать! В 1996 году Диамандис учредил вместе с женщиной-миллионером Ануше Ансари премию Ansari X Prize Foundation — $10 млн, предназначавшиеся компании, которая построит первый частный космический летательный аппарат. В 2004-м приз забрала компания Scaled Composites, построившая и испытавшая космический челнок SpaceShipOne: ее пилот Майк Мелвилл поднялся на высоту 102,9 км. С тех пор Диамандис ни на секунду не прекращал вдохновляться космосом. Он основал 17 стартапов в области космических технологий, пытаясь заработать на чем угодно, — от полетов с имитацией невесомости до гоночных ракет.

Предпринимательские амбиции Питер Диамандис унаследовал от отца: тот в 1950-х уехал в поисках лучшей доли с греческого острова Лесбос в Нью-Йорк, где сумел открыть успешную акушерско-гинекологическую практику. «Путь, который мой отец проделал от бедности к собственному бизнесу в Нью-Йорке, примерно равнозначен тому, что я впоследствии прошел сам — из Лонг-Айленда к Луне», — говорит Диамандис. Врачебная практика должна была стать

В ближайшие пять лет американская компания Planetary Resources начнет коммерческую разработку недр астероидов. Не существующая пока индустрия может принести ее первооткрывателям триллионы долларов. Проектом руководит знаменитый инженер и предприниматель Питер Диамандис, с чьей легкой руки пятнадцать лет назад в пилотируемую космонавтику впервые полились частные деньги. Похоже, в 2020 году вложения принесут первые серьезные дивиденды.

семейным делом: по настоянию родителей Питер поступил в Гарвардскую школу медицины и получил степень бакалавра в молекулярной генетике. Впрочем, врачом он не работал ни дня. Зато параллельно обучению в медицинском колледже окончил факультет аэронавтики и космического инжиниринга в Массачусетском технологическом институте. Диамандис активно занимался не только теорией, но и практикой: в школьные и студенческие годы он много времени проводил за строительством самодельных ракет вместе с товарищами, постоянно организовывал вокруг себя кружки по интересам. Будучи студентом вуза с высочайшей репутацией, Диамандис получил доступ к передовым космическим исследовательским центрам и лабораториям США и завязал знакомства в NASA. Уже на втором курсе он учредил студенческую группу по вопросам развития космонавтики, а затем выступил сооснователем Международного космического университета, где занял позицию управляющего директора. Эти начинания до сих

26 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015

пор живут бурной жизнью. Общество «Студенты за освоение космоса» стало крупнейшей студенческой космической организацией и имеет филиалы в более чем 35 университетских кампусах по всей Северной Америке, а Международный космический университет прошел аккредитацию и превратился в научно-исследовательский институт мирового класса.

Работа в общественных и образовательных организациях научила Питера Диамандиса управлять людьми и добывать деньги. Частью его обязанностей был поиск спонсоров и сбор пожертвований под перспективные студенческие проекты. «Когда я получил первое пожертвование в размере $5 тыс., то чувствовал себя так, словно мне выписали чек на миллион долларов», — признается он. В 1989 году Диамандис решил, что пришло время самому начать выписывать чеки, и запустил свой первый космический бизнес — компанию по строительству спутников International Microspace. Компания сконструировала небольшую ракету-носитель для вывода на около-

земную орбиту спутников весом до 100 кг. Она выиграла госконтракт стоимостью $100 млн на один запуск. Однако в дальнейшем администрация Клинтона свернула свою спутниковую программу. В 1993 году стартап купила инженерная компания CTA из Мэриленда. Тогда же Диамандис успешно продал и другой свой космический бизнес — Constellation Communication, запустивший частную спутниковую группировку для телефонии: десять спутников на низкой околоземной орбите обеспечивали связью Бразилию и Индонезию.

НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ

Начинающий предприниматель доказал, что частные космические проекты, в которые мало кто верил, могут быть успешными для инвесторов. Однако их развитие упиралось в отсутствие частных инвестиционных фондов, которые могли бы осуществлять финансовую поддержку. Правительство предпочитало избегать крупных контрактов, не желая риско-

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015 27

ЧАСТНЫЙ КОСМОС

«ЗАДАЧНИК» X PRIZE FOUNDATION

На данный момент фонд X Prize успешно провел четыре конкурса, еще пять не завершено.

ANSARI X PRIZE

Аэрокосмический инженер Берт Рутан и финансист Пол Аллен осенью 2004 года получили награду за строительство первого частного космического корабля многоразового использования, который смог поднять человека на высоту в 100 км.

LUNAR LANDER X-CHALLENGE

Компания Masten Space Systems выиграла $1 млн в октябре 2009 года за создание лунохода с вертикальным запуском и посадкой. Спонсором конкурса выступила корпорация Northrop Grumman.

AUTOMOTIVE X PRIZE

Победителями конкурса в сентябре 2010 года стали три участника, сконструировавшие автомобиль с низким уровнем выхлопа (менее 200 мг на милю) и расходом топлива, либо электрическим двигателем. Титульным спонсором стала страховая компания Progressive Insurance.

OIL CLEANUP X-CHALLENGE

Компания Elastec/American Marine получила $1,4 млн в октябре 2011 года за разработку высокоэффективной технологии ликвидации нефтяных разливов. Поводом к учреждению конкурса, спонсированного Венди Шмидт из Schmidt Marine Science Research Institute, стала катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon.

Открытыми остаются конкурсы Google на строительство специализированного лунохода, Qualcomm — на изобретение медицинского диагностического устройства, Nokia — на создание высокочувствительных сенсорных технологий для применения в медицине, Global Learning — на создание образовательного мобильного приложения для стран третьего мира, а также конкурс Венди Шмидт — на изучение причин закисления океана.

вать, так что деньги на воплощение в жизнь многочисленных идей — как самого Диамандиса, так и других космических энтузиастов, — брать было неоткуда. В 1993 году на глаза Диамандису попалась книга о Чарлзе Линдберге — летчике, который в 1927 году пересек Атлантику, чтобы выиграть приз Раймонда Ортега. Ортег, владелец роскошных отелей «Лафайет» и «Бревурт», симпатизировал авиации и предложил $25 тыс. тому, кто совершит первый перелет из Нью-Йорка в Париж. Это оказалось блестящей идеей с точки зрения сбора инвестиций: Ортег привлек девять независимых команд, которые вместе вложили в решение задачи около $400 тыс. — в 16 раз больше, чем призовой фонд!

Авиация и космос — отрасли близкие: если приз подстегнул развитие одной индустрии, то и в другой он может сработать в качестве мощного стимула, рассудил Питер Диамандис. В 1996 году он предложил $10 млн тому, кто сможет подняться на границу атмосферы с космосом, вернется на Землю и затем повторит этот полет на том же летательном аппарате в течение двух недель. Главное условие — аппарат должен быть построен на деньги частных инвесторов. Конкурс X Prize получил широкую огласку: Диамандиса во всеуслышание поддержали глава NASA, астронавты, авторитетные инженеры в сфере космонавтики. К 2001 году над решением задачи корпели уже двадцать международных команд. «Я столкнулся только с одной проблемой: у меня не было $10 млн», — признается основатель конкурса. Пришлось искать источник финансирования. «Икс» в названии конкурса, кстати, появился неслучайно — Диамандис планировал заменить его на имя спонсора, который внесет деньги. Однако желающих вложиться в космическую авантюру не оказалось. Диамандис переговорил с 150 топ-менеджерами из более чем ста компаний по всему миру, включая даже медиамагната Ричарда Брэнсона. Но везде слышал только отказ. По счастливой случайности на глаза ему попалась статья об Ануше Ансари — миллионерше, которая только что продала свою компанию Telecom Technologies. В материале она признавалась, что давно мечтает совершить суборбитальный полет в космос (в 2006 году ей действительно это удалось). Совпадение было идеальным!

4 октября 2004 года объявился победитель конкурса: ракетоплан SpaceShipOne в этот день совершил второй зачетный полет, взлетев из пустыни Мохаве. За неделю до полета Ричард Брэнсон выкупил лицензию на технологию строительства корабля у сооснователя Microsoft Пола Аллена, финансировавшего компанию-победителя Scaled Composites. В общей сложности в конкурсе участвовало 26 команд из 7 стран, которые вместе потратили на конструкторские разработки свыше $100 млн; один только Аллен вложил около $26 млн. Уже тогда стало понятно, что конкурсом дело не закончится — на свет родилась целая отрасль суборбитального космического туризма. Брэнсон, основавший компанию Virgin Galactic и начавший строительство корабля SpaceShipTwo, оказался первым в череде крупных инвесторов: в последующие несколько лет вложения в рынок частных космических полетов перевалили за $1 млрд.

«Конкурсы, подобные X Prize, позволяют получить идеи от гениев по всему миру — и заплатить только победителям, — говорит Питер Диамандис. — В нашем случае на разработки было потрачено в 10-40 раз больше по сравнению со стоимостью приза, участниками конкурса было найдено много нестандартных решений. А главное — появилась целая

28 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015

новая отрасль». Переоценить важность конкурса действительно трудно: с подачи Диамандиса разработкой прорывных технологий занялись не крупные предприятия, а небольшие сфокусированные группы специалистов. У них есть возможность находить решение проблемы быстрее и дешевле — а затем продать его большим инвесторам или продолжить развивать самостоятельно. Успешную модель «призового краудфандинга» Диамандис впоследствии поставил на поток. В 2005 году конкурс открыл четыре ключевых направления: энергетика и окружающая среда, освоение окружающей среды (океана и космоса), образование и развитие, биология и медицина. А в число спонсоров конкурса вошли такие ИТ-гиганты, как Google и Qualcomm.

Диамандис настолько влюбился в популяризованную им призовую модель, что в марте 2015 года объявил о создании специальной технологической платформы HeroX, с помощью которой любой желающий может объявить свой собственный конкурс. По замыслу, HeroX должна стать подобием Kickstarter, только предназначенным для инновационных конкурсов, а не для краудфандинга. Впрочем, если денег на призовой фонд не хватает, платформа заодно поможет их собрать «с миру по нитке». Стартап собирается зарабатывать на отчислениях меценатов. К слову, далеко не все разделяют воодушевление Диамандиса относительно потенциала конкурсной модели. Критики говорят, что намного сильнее бизнес в зарождающихся или высокорисковых отраслях стимулировали бы гранты или первоначальный авансовый капитал, а не призрачная награда. Основатель X Prize, правда, в ответ на это выдает скептикам распечатанный список американских венчурных фондов.

МНЕ БЫ В НЕБО

В 2008 году прямо на выступлении на конференции TED Питер Диамандис вместе с известным изобретателем и футурологом Рэем Курцвейлом основал новый университет в Кремниевой долине — Университет Сингулярности. «Мы обучаем студентов экспоненциально развивающимся технологиям и тому, как они могут быть использованы для решения великих задач человечества», — описывает свое детище Диамандис. На протяжении трех месяцев студентам читают лекции по инновационному предпринимательству и «прорывному мышлению». В качестве «дипломной работы» им дают задание открыть компанию, создать продукт или услугу, которая сможет позитивно повлиять на жизни миллиарда людей в ближайшие десять лет. По заверениям основателя университета, его выпускники уже создали более десятка таких компаний или продуктов.

Между тем Диамандис не только популяризует развитие космоса и передовых технологий, но и самостоятельно занимается высокотехнологичным бизнесом. Он является основателем или соучредителем целого ряда компаний разной степени успешности. Его Zero Gravity Corporation берет $5 тыс. за полет с имитацией невесомости на самолете Boeing 727-200 — как для туристов, так и для профессиональных исследователей. Компания Space Adventures занимается организацией туристических полетов на Международную космическую станцию. В 2001 году с ее помощью в космосе побывал первый в мире турист Деннис Тито, заплативший за это $2 0 млн. Любопытно, что полеты осуществляются на российский сегмент МКС при помощи кораблей «Союз»: Space Adventures уже 14 лет сотруд-

ничает с Роскосмосом. Сегодня «путевка в космос» обходится звездным туристам уже в $30-40 млн. Компания Rocket Racing League проводит серийные гонки в небесном пространстве на аппаратах, представляющих собой нечто среднее между гоночными болидами и ракетами. Одно из последних начинаний Диамандиса — открытая в марте 2014 года компания Human Longevity, которая занимается исследованиями генома человека, а также клеточной диагностикой и терапией.

Однако наиболее многообещающий проект космического фанатика связан с добычей полезных ресурсов на астероидах. Компания Питера Диамандиса Planetary Resources собирается искать и добывать на малых телах Солнечной системы воду, а также редкие металлы — платину, кобальт, палладий и другие. Первым этапом промышленного освоения астероидов стала разработка автоматических телескопов, которые смогут осуществлять поиск подходящих кандидатов для геологической разведки. Сейчас астероиды изучены довольно плохо, а судят об их составе и массе по косвенным признакам. Использовать автоматические зонды пока слишком дорого. Зато развернуть с помощью спутниковой системы небольшие телескопы на земной орбите частной компании вполне по силам. Пока эксперименты не увенчались успехом: спутник Arkyd-3 был разрушен в результате неудачного запуска ракеты-носителя в октябре 2014 года. Но уже до конца 2015 года компания обещает повторить опыт и вывести на орбиту свой первый спутник, оборудованный оптическим телескопом. Несмотря на невероятность всей этой затеи, Planetary Resources добилась расположения NASA, с которой сейчас ведет ряд совместных исследований, а в число ее инвесторов вошли даже руководители Google Ларри Пейдж и Эрик Шмидт.

Главная проблема в том, что перевозить космическую руду на Землю чрезвычайно сложно и дорого. Самая большая статья затрат — запуск ракет: космические корабли сегодня нельзя использовать многократно. Единственный «грузовик», предполагающий повторное использование элементов конструкции, — корабль Dragon, разработанный совместно NASA и компанией миллиардера Илона Маска Space X. Однако его полеты пока обходятся слишком дорого: 11 запланированных миссий оцениваются в $1,6 млрд. Учитывая ограниченную грузоподъемность (Dragon пока смог перевезти максимум 900 кг), использовать такую технологию для добычи руды крайне невыгодно. В идеале в многоразовых грузовых кораблях расходы сократятся лишь до сжигаемого топлива. На этом этапе — ориентировочно к 2020 году — Planetary Resources собирается создать целую космическую инфраструктуру водородных и кислородных заправок. А в роли добытчиков будут выступать недорогие роботы. Их массовое производство, очевидно, будет развернуто прямо на околоземной орбите.

В своей книге «Изобилие: будущее лучше, чем вы думаете», ставшей бестселлером Amazon, Питер Диамандис признается, что его секрет — умение не бояться мыслить широко и далеко. «Когда я говорю людям, что мы будем жить в эпоху изобилия, они недоумевают, — говорит он. — Между тем нынешнее поколение предпринимателей имеет беспрецедентную возможность для того, чтобы изменить мир, оно обладает величайшей инновационной силой. Нет такой проблемы, которая была бы слишком велика. Нет задачи, которая слишком сложна для того, чтобы за нее браться. Вам кажется, что изменения происходят очень быстро и новые изобретения появля- цц ются постоянно? Вы еще не видели, что такое быстро!» 1Ш1

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ АПРЕЛЬ #4 2015

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.