педагогика высшей школы
И.Н. Немыкина, И.В. Саргина
Эстрадная стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество вокалиста
исполнительская деятельность предполагает наличие публичных выступлений как показателя качества и результата профессиональной подготовки музыканта. в статье представлен теоретический анализ проблемы формирования эстрадной стрессоустойчивости и рассмотрены возможные пути ее формирования в профессиональной подготовке вокалиста.
Ключевые слова: профессиональная подготовка вокалиста, эстрадная стрессоустойчивость, сценическое волнение, эстрадное выступление, вокально-исполнительская деятельность.
Проблема эстрадного самочувствия музыканта является одной из центральных в музыкальной педагогике, психологии и исполнительстве и занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Эстрадное волнение, тревогу, настоящий страх перед выходом к публике испытывают не только музыканты-исполнители: это свойственно любой профессии, связанной с публичным выступлением перед аудиторией.
Несмотря на то, что проблемам сценического волнения посвящены работы многих выдающихся психологов, педагогов, музыкантов-испол-нителей (А.Д. Алексеев, Л.Л. Бочкарев, Л.М. Ганелин, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, С.В. Клещев, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, С.Е. Фейенберг, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин и др.), вопросы эстрадного самочувствия остаются во многом неизученными в части воспитания артистических качеств, умения владеть собой в момент выступления и побеждать эстрадное волнение.
Поскольку одной из основных причин эстрадного волнения вокалиста является состояние тревоги, связанное с возникновением ситуации публичного эстрадного выступления, то реально эту ситуацию можно рассматривать как стресс - проявление напряженного взаимодействия человека со средой (исполнитель - аудитория), принуждающей его к выходу за границы привычных исполнительских реакций.
Устойчивое поведение вокалиста в ситуации публичного выступления является одним из важнейших факторов обеспечения успешного
преодоления разрушительной силы эстрадного волнения, решения задач подготовки вокалиста к выступлению на сцене. Поэтому формирование эстрадной стрессоустойчивости как умения преодолевать трудности, подавлять свои негативные эмоции, добиваться психологического комфорта в вокально-исполнительской деятельности является чрезвычайно важным и актуальным.
Эстрадную стрессоустойчивость можно отнести к одной из наиболее значимых составляющих профессиональной компетентности вокали-ста-исполнителя. Она определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих вокалисту переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых неприятных последствий для вокальной деятельности и своего здоровья.
Рассматривается стрессоустойчивость и как самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации. Ее связывают с ресурсом личности, ее творческим потенциалом, что позволяет обеспечивать специфические сценические формы поведения, реагирования, адаптации в каждом конкретном случае эстрадного выступления [1-3; 7].
В литературе существует еще несколько определений понятия «стрессоустойчивость». Так, ее определяют как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных, благодаря чему обеспечивается гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенных ситуациях, которое содействует успешному выполнению профессиональной деятельности. Рассматривают стрессоустойчивость и как интегративное свойство личности, включающее взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов деятельности человека, и обеспечивающее максимально успешное достижение цели деятельности вне зависимости от сложности обстановки. Среди существенных сторон стрессоустойчивости обращают внимание на то, что она характеризует адекватное отражение изменившейся ситуации и свидетельствует о гибкости, приспособляемости личности [4; 8].
В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:
- психофизиологического (тип, свойства нервной системы);
- мотивационного - изменение мотивации приводит к увеличению или уменьшению стрессоустойчивости;
- эмоционального - эмоциональный опыт личности, накопленный в процессе преодоления отрицательных влияний стрессовых ситуаций;
педагогика и психология
педагогика высшей школы
- волевого - сознательная саморегуляция действий и приведение их в соответствие с требованиями ситуации;
- информационного - профессиональная подготовленность, информированность и готовность к выполнению тех или иных задач;
- интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий [4-6; 8].
приведенные определения стрессоустойчивости говорят о том, что она рассматривается, в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности. Однако это непосредственно связано с психологическими характеристиками личности исполнителя. Бывают люди стрессоустойчивые, всегда готовые к любым переменам и с легкостью их принимающие; стрессонеустойчивые -сложно адаптируюющиеся к любым изменениям (поведение, установки, взгляды); стрессотренируемые - готовые к изменениям, но не внезапным, глобальным, а постепенным, повторяющимся; стрессотормозные -имеющие твердые позиции и профессиональные установки и не желающие меняться под внешним воздействием [4; 8].
Исследование эстрадной стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания является очень важным в профессиональной подготовке вокалиста. Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный вокалист не застрахован от провала на сцене из-за отсутствия способности управлять своими сценическими эмоциями. Стрессоустойчивость музыканта - профессиональное качество, которое формируется в течение всего периода музыкального обучения. Музыканту любой специальности необходимо не только развивать чувство ответственности за качество эстрадного исполнения, но и прививать любовь к публичным выступлениям. Исполнитель должен уверенно выглядеть и свободно чувствовать себя на публике, легко преодолевать стрессовые ситуации, для чего необходимо поддерживать оптимальное эстрадное самочувствие и владеть навыками эмоциональной и волевой саморегуляции, тем самым формируя эстрадную стрессоустойчивость.
Говоря о причинах возникновения эстрадного волнения и методах формирования эстрадной стрессоустойчивости, следует отметить, что профессия вокалиста требует значительной физической и моральной выносливости. причиной неудач часто оказываются психологические проблемы, нуждающиеся в специальной социально-психологической проработке для определения оптимальных средств педагогического воздействия на личность исполнителя.
В литературе выделяют физиологические, поведенческие и субъективные факторы, влияющие на преодоление стрессовых ситуаций [4-6; 8]. Поэтому при формировании эстрадной стрессоустойчивости вокалиста в профессиональном обучении должны быть реализованы следующие педагогические условия: 1) интерпретация и оценка каждой конкретной концертной ситуации, 2) самооценка стрессовых воздействий непосредственно в момент эстрадного выступления (зажатость голосового аппарата, боязнь забывания, двигательная заторможенность, раскоординированность слухо-двигательных связей и пр.), 3) адаптация к ситуации концертного выступления (приспособление, вживание, отрицание стресса и пр.) [7].
Интерпретация и оценка предполагают активное участие в концертной деятельности для приобретения и обогащения исполнительского опыта. Самооценка требует актуализации эмоционального восприятия собственной исполнительской деятельности и ее волевой саморегуляции. Адаптационная активность проявляется в осознании специфики конкретной концертной ситуации и мобилизации усилий для ее преодоления.
Успешность формирования эстрадной стрессоустойчивости при этом будет определяться спецификой концертной ситуации и личностными особенностями исполнителя, который имеет возможность выбора в реагировании исполнительской деятельности и своего поведении, но степень свободы выбора всегда ограничена особенностями каждого концертного выступления.
Формирование эстрадной стрессоустойчивости вокалиста напрямую связано с реализаций «стратегии совладания» (Т.Л. Крюкова), а также с трудностями осознания и преодоления затруднений конкретной исполнительской деятельности, что обеспечивает функциональную приспособляемость вокалиста к публичным выступлениям. Следует помнить и всегда принимать во внимание, что умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека и способствует его личностному и профессиональному развитию.
Таким образом, профессиональные достижения вокалиста-исполните-ля обусловлены не только развитием и совершенствованием его специфических способностей под руководством опытных педагогов-вокали-стов, но в значительной мере определяются уровнем сформированности эстрадной стрессоустойчивости как профессионально- значимого качества личности и способности к преодолению препятствий на пути движения к цели. Г лавное для исполнителя - понять, что сценическое выступление и связанное с ним эстрадное самочувствие - это, прежде всего, радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост.
педагогика и психология
педагогика высшей школы
Библиографический список
1. Дрындин В.А. Самоконтроль и волевая регуляция как приемы, направленные на преодоление сценического волнения // Самарская государственная академия культуры и искусства. иКЬ: http://smrgaki.rU/8/4/1.htm (дата обращения: 11. 12. 2012).
2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006.
3. Земцова Т.Н. Влияние эстрадного волнения на качество публичных выступлений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 63-65.
4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М., 2009.
5. Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома, 2007.
6. Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе: Материалы II Междунар. науч.-практ. конференции, Кострома, 23-25 сентября 2010 г.: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоров-ская, С.А. Хазова. Кострома, 2010.
7. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Учеб. пособие. СПб., 2008.
8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: Учеб. пособие. СПб., 2006.