Научная статья на тему 'Не терять связь времен'

Не терять связь времен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА / ОПЫТ В СФЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ПОПЫТКИ ИСКАЗИТЬ СОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / HISTORICAL MEMORY / CHARACTERS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR / STALINGRAD BATTLE / EXPERIENCE IN THE FIELD OF POLITICAL WORK / ATTEMPTS TO DISTORT THE EVENTS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

Российское общество переживает времена споров и противоречий. Разногласия можно увидеть в экономике, политике, этнических вопросах и других областях. Одна из немногих вещей, разделяемых всеми гражданами России и объединяющих их вокруг себя, это уважение и память о Великой Отечественной войне. Сталинградская битва стала ключевым событием в этой войне, это пример мужества и героизма наших отцов и дедов. Широко распространенные дискуссии о прославленных событиях нашей истории среди молодежи помогут сохранить историю в памяти следующих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOT TO LOOSE THE CONNECTION IN TIME

The Russian Society is going through the times of controversies. The controversies are seen in economics, politics, ethnics and other areas. One of the few things that all Russian citizens share in common and are united around is a respect to and memory of the Great Patriotic War. The Battle of Stalingrad became a critical event in the War. It is an example of bravery and heroism of our fathers and grandfathers. Widespread discussions of renowned events of our history among youth will help to preserve the history in the memories of next generations.

Текст научной работы на тему «Не терять связь времен»

педагогика высшей школы

И.Н. Немыкина, И.В. Саргина

Эстрадная стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество вокалиста

исполнительская деятельность предполагает наличие публичных выступлений как показателя качества и результата профессиональной подготовки музыканта. в статье представлен теоретический анализ проблемы формирования эстрадной стрессоустойчивости и рассмотрены возможные пути ее формирования в профессиональной подготовке вокалиста.

Ключевые слова: профессиональная подготовка вокалиста, эстрадная стрессоустойчивость, сценическое волнение, эстрадное выступление, вокально-исполнительская деятельность.

Проблема эстрадного самочувствия музыканта является одной из центральных в музыкальной педагогике, психологии и исполнительстве и занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Эстрадное волнение, тревогу, настоящий страх перед выходом к публике испытывают не только музыканты-исполнители: это свойственно любой профессии, связанной с публичным выступлением перед аудиторией.

Несмотря на то, что проблемам сценического волнения посвящены работы многих выдающихся психологов, педагогов, музыкантов-испол-нителей (А.Д. Алексеев, Л.Л. Бочкарев, Л.М. Ганелин, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, С.В. Клещев, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Прокофьев, К.С. Станиславский, С.Е. Фейенберг, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин и др.), вопросы эстрадного самочувствия остаются во многом неизученными в части воспитания артистических качеств, умения владеть собой в момент выступления и побеждать эстрадное волнение.

Поскольку одной из основных причин эстрадного волнения вокалиста является состояние тревоги, связанное с возникновением ситуации публичного эстрадного выступления, то реально эту ситуацию можно рассматривать как стресс - проявление напряженного взаимодействия человека со средой (исполнитель - аудитория), принуждающей его к выходу за границы привычных исполнительских реакций.

Устойчивое поведение вокалиста в ситуации публичного выступления является одним из важнейших факторов обеспечения успешного

преодоления разрушительной силы эстрадного волнения, решения задач подготовки вокалиста к выступлению на сцене. Поэтому формирование эстрадной стрессоустойчивости как умения преодолевать трудности, подавлять свои негативные эмоции, добиваться психологического комфорта в вокально-исполнительской деятельности является чрезвычайно важным и актуальным.

Эстрадную стрессоустойчивость можно отнести к одной из наиболее значимых составляющих профессиональной компетентности вокали-ста-исполнителя. Она определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих вокалисту переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых неприятных последствий для вокальной деятельности и своего здоровья.

Рассматривается стрессоустойчивость и как самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации. Ее связывают с ресурсом личности, ее творческим потенциалом, что позволяет обеспечивать специфические сценические формы поведения, реагирования, адаптации в каждом конкретном случае эстрадного выступления [1-3; 7].

В литературе существует еще несколько определений понятия «стрессоустойчивость». Так, ее определяют как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных, благодаря чему обеспечивается гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенных ситуациях, которое содействует успешному выполнению профессиональной деятельности. Рассматривают стрессоустойчивость и как интегративное свойство личности, включающее взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов деятельности человека, и обеспечивающее максимально успешное достижение цели деятельности вне зависимости от сложности обстановки. Среди существенных сторон стрессоустойчивости обращают внимание на то, что она характеризует адекватное отражение изменившейся ситуации и свидетельствует о гибкости, приспособляемости личности [4; 8].

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

- психофизиологического (тип, свойства нервной системы);

- мотивационного - изменение мотивации приводит к увеличению или уменьшению стрессоустойчивости;

- эмоционального - эмоциональный опыт личности, накопленный в процессе преодоления отрицательных влияний стрессовых ситуаций;

педагогика и психология

педагогика высшей школы

- волевого - сознательная саморегуляция действий и приведение их в соответствие с требованиями ситуации;

- информационного - профессиональная подготовленность, информированность и готовность к выполнению тех или иных задач;

- интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий [4-6; 8].

приведенные определения стрессоустойчивости говорят о том, что она рассматривается, в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности. Однако это непосредственно связано с психологическими характеристиками личности исполнителя. Бывают люди стрессоустойчивые, всегда готовые к любым переменам и с легкостью их принимающие; стрессонеустойчивые -сложно адаптируюющиеся к любым изменениям (поведение, установки, взгляды); стрессотренируемые - готовые к изменениям, но не внезапным, глобальным, а постепенным, повторяющимся; стрессотормозные -имеющие твердые позиции и профессиональные установки и не желающие меняться под внешним воздействием [4; 8].

Исследование эстрадной стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания является очень важным в профессиональной подготовке вокалиста. Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный вокалист не застрахован от провала на сцене из-за отсутствия способности управлять своими сценическими эмоциями. Стрессоустойчивость музыканта - профессиональное качество, которое формируется в течение всего периода музыкального обучения. Музыканту любой специальности необходимо не только развивать чувство ответственности за качество эстрадного исполнения, но и прививать любовь к публичным выступлениям. Исполнитель должен уверенно выглядеть и свободно чувствовать себя на публике, легко преодолевать стрессовые ситуации, для чего необходимо поддерживать оптимальное эстрадное самочувствие и владеть навыками эмоциональной и волевой саморегуляции, тем самым формируя эстрадную стрессоустойчивость.

Говоря о причинах возникновения эстрадного волнения и методах формирования эстрадной стрессоустойчивости, следует отметить, что профессия вокалиста требует значительной физической и моральной выносливости. причиной неудач часто оказываются психологические проблемы, нуждающиеся в специальной социально-психологической проработке для определения оптимальных средств педагогического воздействия на личность исполнителя.

В литературе выделяют физиологические, поведенческие и субъективные факторы, влияющие на преодоление стрессовых ситуаций [4-6; 8]. Поэтому при формировании эстрадной стрессоустойчивости вокалиста в профессиональном обучении должны быть реализованы следующие педагогические условия: 1) интерпретация и оценка каждой конкретной концертной ситуации, 2) самооценка стрессовых воздействий непосредственно в момент эстрадного выступления (зажатость голосового аппарата, боязнь забывания, двигательная заторможенность, раскоординированность слухо-двигательных связей и пр.), 3) адаптация к ситуации концертного выступления (приспособление, вживание, отрицание стресса и пр.) [7].

Интерпретация и оценка предполагают активное участие в концертной деятельности для приобретения и обогащения исполнительского опыта. Самооценка требует актуализации эмоционального восприятия собственной исполнительской деятельности и ее волевой саморегуляции. Адаптационная активность проявляется в осознании специфики конкретной концертной ситуации и мобилизации усилий для ее преодоления.

Успешность формирования эстрадной стрессоустойчивости при этом будет определяться спецификой концертной ситуации и личностными особенностями исполнителя, который имеет возможность выбора в реагировании исполнительской деятельности и своего поведении, но степень свободы выбора всегда ограничена особенностями каждого концертного выступления.

Формирование эстрадной стрессоустойчивости вокалиста напрямую связано с реализаций «стратегии совладания» (Т.Л. Крюкова), а также с трудностями осознания и преодоления затруднений конкретной исполнительской деятельности, что обеспечивает функциональную приспособляемость вокалиста к публичным выступлениям. Следует помнить и всегда принимать во внимание, что умеренный эмоциональный стресс активизирует резервные возможности человека и способствует его личностному и профессиональному развитию.

Таким образом, профессиональные достижения вокалиста-исполните-ля обусловлены не только развитием и совершенствованием его специфических способностей под руководством опытных педагогов-вокали-стов, но в значительной мере определяются уровнем сформированности эстрадной стрессоустойчивости как профессионально- значимого качества личности и способности к преодолению препятствий на пути движения к цели. Г лавное для исполнителя - понять, что сценическое выступление и связанное с ним эстрадное самочувствие - это, прежде всего, радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост.

педагогика и психология

педагогика высшей школы

Библиографический список

1. Дрындин В.А. Самоконтроль и волевая регуляция как приемы, направленные на преодоление сценического волнения // Самарская государственная академия культуры и искусства. иКЬ: http://smrgaki.rU/8/4/1.htm (дата обращения: 11. 12. 2012).

2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006.

3. Земцова Т.Н. Влияние эстрадного волнения на качество публичных выступлений // Среднее профессиональное образование. 2010. № 1. С. 63-65.

4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М., 2009.

5. Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома, 2007.

6. Психология стресса и совладающего поведения в современном Российском обществе: Материалы II Междунар. науч.-практ. конференции, Кострома, 23-25 сентября 2010 г.: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоров-ская, С.А. Хазова. Кострома, 2010.

7. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Учеб. пособие. СПб., 2008.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: Учеб. пособие. СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.