Научная статья на тему 'Не по найму, а по призванию: подвиг милосердия длиною в жизнь'

Не по найму, а по призванию: подвиг милосердия длиною в жизнь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / ЕКАТЕРИНА ИГНАТЬЕВА / CATHERINE IGNATIEVA / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / RUSSIAN-JAPANESE WAR / ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ ГОСПИТАЛЬ / VLADIVOSTOK NAVAL HOSPITAL / NURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрюков Борис Георгиевич

Началу развитию сестринского дела в России положило патриотическое желание женщин всех сословий пойти на службу Отечеству в качестве сестер милосердия, основное предназначение которых состояло в уходе за ранеными и больными воинами. В статье рассказывается об одной из них графине Екатерине Николаевне Игнатьевой, которая в качестве сестры милосердия участвовала в четырех войнах XIX-XX вв. Жизненный путь этой легендарной женщины поистине необычен. Начавшись при Императорском дворе и великолепных салонах Петербурга, в кругу блестящих представителей столичного бомонда, он пролегает через уединенную монашескую келью Свято-Троицкой общины, болезни и страдания, милосердие и самоотвержение, через поля сражений и сопки Маньчжурии, окопы Первой мировой войны и трагически обрывается под стук колес санитарного поезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Андрюков Борис Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Not on hiring, but on vocation: feat of mercy length in life

The patriotic desire of women of all classes to the service of the Fatherland as the nurses marked the beginning of the development of nursing in Russia. The main purpose of the sisters of mercy consisted in the care of wounded and sick soldiers. In this article, the authors tell about one of them the Countess Ekaterina Ignatyeva that as nurses participated in four wars of the XIX-XX centuries. The life of this legendary woman is truly unusual. It started at the imperial court, and the magnificent salons of St. Petersburg, in a circle of brilliant representatives of the capital's beau monde she goes through a secluded monastic cell of the Holy Trinity community, disease and suffering, compassion and self-sacrifice, through the battlefields and the hills of Manchuria, the trenches of the First World War and tragically cut short under the sound of a hospital train wheels.

Текст научной работы на тему «Не по найму, а по призванию: подвиг милосердия длиною в жизнь»

© Б.Г. Андрюков, 2016 УДК 359.6 (Игнатьева Е.Н.)

Б.Г. Андрюков

НЕ ПО НАЙмУ, А ПО ПРИЗВАНИЮ: ПОДВИг мИЛОСЕРДИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

ФГКУ «1477 Военно-морской клинический госпиталь МО РФ», Владивосток.

Началу развитию сестринского дела в России положило патриотическое желание женщин всех сословий пойти на службу Отечеству в качестве сестер милосердия, основное предназначение которых состояло в уходе за ранеными и больными воинами. В статье рассказывается об одной из них - графине Екатерине Николаевне Игнатьевой, которая в качестве сестры милосердия участвовала в четырех войнах XIX-XX вв. Жизненный путь этой легендарной женщины поистине необычен. Начавшись при Императорском дворе и великолепных салонах Петербурга, в кругу блестящих представителей столичного бомонда, он пролегает через уединенную монашескую келью Свято-Троицкой общины, болезни и страдания, милосердие и самоотвержение, через поля сражений и сопки Маньчжурии, окопы Первой мировой войны и трагически обрывается под стук колес санитарного поезда.

Ключевые слова: сестры милосердия, Екатерина Игнатьева, русско-японская война, Владивостокский морской госпиталь.

Цитировать: Андрюков Б.Г. Не по найму, а по призванию: подвиг милосердия длиною в жизнь // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016. № 1(64). С. 61-67. URL: https://yadi.sk/i/6ticMsQIqNSLG

В современных публикациях по истории медицины тема зарождения и развития сестринского дела в России встречается нечасто. Фактически начало ему положило патриотическое желание представительниц всех сословий пойти на службу Отечеству в качестве сестер милосердия, основное предназначение которых состояло в уходе за ранеными и больными воинами. Во многом формирование понятия «милосердие» (доброта, сострадание, доброжелательность), напрямую связаны именно с этим социальным явлением, зародившимся в период Крымской войны 1853-1856 гг., породившая возникновение многочисленных отрядов и общин сестер милосердия [4, 9, 10].

Первый опыт использования сестер милосердия в Крымской войне показали высокую эффективность и безусловную необходимость именно женского участие в уходе за ранеными. Женские нежные руки причиняли меньше страданий, а чуткое сердце угадывало малейшее пожелание солдат, ставших вдруг совершенно беспомощными. Эти преимущества сестер милосердия делали их незаменимыми помощниками врачей, а их уход, доброта и самопожертвование часто становились решающими факторами успешности лечения и скорейшего возвращения воинов в строй [4, 9, 14].

Эти человеческие качества легли в основу лозунга «Inter arma caritas» («милосердие между армиями»), ставшего впоследствии девизом международной организации Красный Крест, и в суровых условиях войны подразумевающего высшее проявление сострадания - любому нуждающемуся. Героическая

«Нельзя было не дивиться их усердию, истинно стоическому самоотвержению. Малейшее желание страждущих, даже капризы их, исполнялись самым совестливым образом...»

Н.И. Пирогов,

профессор медико-хирургической академии

деятельность и самоотверженный труд абсолютного большинства сестер милосердия вызывали повсеместное признательность, восхищение и уважение в обществе, армии, военных врачей простых солдат и матросов, выживших благодаря их героизму, заботливому и умелому уходу [9, 11, 12].

История сохранила до нас десятки имен сестер милосердия, не по найму, а по призванию [9] посвятивших свою жизнь службе Отечеству на полях войны без сословных различий. Среди них были и представители высшего света, титулованные дамы, офицерские жены и те, чьи негромкие имена не оставили следа в документах прошлого [12]. Жизни одной из них - сестре милосердия Е.Н. Игнатьевой посвящается эта статья, в память обо всех женщинах России, посвятивших свою жизнь героическому подвигу служения Отечеству.

В истории Владивостокского морского госпиталя немало личностей, одно упоминание о которых дает дополнительный повод для гордости и уважения к истории этого старейшего на Дальнем Востоке лечебного учреждения. Одной из таких легендарных личностей является сестра милосердия графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, замечательная женщина с уникальной и героической судьбой. Она принадлежит к той плеяде подвижниц милосердия, которая сформировалась в дореволюционной России в период развития сестринского движения по оказанию помощи раненым в условиях то и дело возникающих войн [2, 3].

Многие ли сегодня помнят Екатерину Игнатьеву? Большинство сотрудников госпиталя даже не слышали ее имени. К сожалению, осталось мало сведений о ее необыкновенной жизни. Жизни - легенды, жизни - подвига. Судьба этой блистательной столичной красавицы, фрейлины (почетной дамы) в свите Императрицы и скромной сестры милосердия поражает своей трагичностью, а короткая жизнь, ставшая значительным явлением в истории русского общества, - самопожертвованием и героизмом. Сама же Екатерина Николаевна, безусловно, заслуживает уважения и благодарной памяти потомков.

Екатерина Игнатьева родилась 1 апреля 1869 г. в Константинополе в семье генерал-адъютанта Его Императорского Величества, чрезвычайного и полномочного посла в Турции Николая Павловича Игнатьева (1832-1908 гг.), потомственного дворянина. Выпускник Пажеского корпуса и Императорской Военной академии, он вошел в историю России как блистательный дипломат и самый молодой генерал русской армии (в 26 лет). Именно благодаря тонкому дипломатическому искусству Н.П. Игнатьева, Россия в 1859 г. закрепила за собой территории Амурского и Уссурийского краев. Дипломатическая карьера блистательного молодого дипломата развивалась стремительно: чрезвычайный посланник в Китае, генерал-адъютант Его Императорского Величества, директор азиатского департамента Министерства иностранных дел. С марта 1867 г., уже в звании генерал-лейтенанта, он назначается чрезвычайным и полномочным послом в Турции, а 10 лет спустя, Николай Павлович получил графский титул и стал членом Государственного Совета (рис. 1) [6, 7]

Рис. 1. Генерал-адъютант граф Н.П. Игнатьев, отец Екатерины Николаевны Игнатьевой

Мать Е.Н. Игнатьевой, княжна Екатерина Леонидовна Голицына, слыла одной из самых умных, красивых и образованных дам высшего общества. Всю свою жизнь Е.Л. Голицына была верной спутницей и помощницей своего мужа, до конца своих дней оставалась столпом своего разросшегося семейства, лю-

бящей и строгой матерью и бабушкой для многочисленных детей и внуков. У Игнатьевых была большая и дружная семья: пять сыновей и две дочери. По материнской линии Екатерина Игнатьева приходилась внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 г. М.И. Голенищева-Кутузова (рис. 2) [5, 6]

Рис. 2. Княжна Е.Л. Голицына, мать Екатерины Николаевны Игнатьевой

История сохранила немного сведений о жизни Е.Н. Игнатьевой. Вероятно, получив прекрасное образование, она была представлена ко двору, стала фрейлиной Императрицы Марии Федоровны и вскоре, благодаря своей очаровательной внешности, стала одной из самых блистательных красавиц Петербурга. Еще будучи барышней, на петербургских балах она покоряла сердца многих молодых людей (рис. 3) [3, 6].

Рис. 3. Графиня Е.Н. Игнатьева, фрейлина Императрицы Марии Федоровны

Вскоре она обратила на себя внимание и Великого князя Михаила Михайловича, полковника лейб-гвардии Егерского полка. Он влюбился в Екатерину, стал частым гостем в доме графа Н.П. Игнатьева и

вскоре сделал ей официальное предложение. Предложение было принято, но Александр III, узнав о сватовстве, не дал разрешения на морганатический брак под предлогом недостаточной знатности рода Игнатьевых. Великий князь был отправлен в Европу на год. Там он вскоре женился в Италии на графине де Торби (Софье Меренберг), внучке А.С. Пушкина. Брак был заключен без благословления своих родителей, а также без согласия Государя Императора Александра III, известного своей строгой привязанностью к долгу равнородного христианского брака в Императорской Фамилии, которую должен исполнять без исключения каждый член Дома Романовых. Не сделали исключения и для Великого князя - за самовольную женитьбу он был уволен с военной службы. Разгневанный Александр Ш брака не признал, лишил Михаила Михайловича всех прав, и запретил возвращаться в Россию [5].

Чтобы залечить незаслуженно нанесенную ей рану, Екатерина посвятила всю свою оставшуюся жизнь служению милосердию. В 1892 г. она покидает двор и поступает в первую в России Свято-Троицкую общину сестер милосердия, учрежденную по инициативе Великой княгини Александры Николаевны в Санкт-Петербурге. Там она проходит обучение и получает необходимые знания по уходу за ранеными и больными, основам фармации, теоретическому курсу медицины [4, 10, 11].

Рис. 4. Графиня Е.Н. Игнатьева - сестра милосердия Свято-Троицкой общины, 1893 г.

Согласно уставу общины, все поступившие в общину женщины, пожелавшие стать сестрами милосердия, независимости от сословия в течение трех лет пребывали в статусе испытуемых. В течение этого времени проверялись их нравственные и деловые качества. Кроме того, кандидатки в сестры «подвергались, в отношении способностей своих хождению за больными, испытанию доктора», который сообщал о его результатах начальнице общины и управлявшему ею комитету. Одно из правил внутреннего распорядка в общине гласило: «Вы перестанете быть сестрами, если даже во время болезни потребуете себе чего-нибудь изысканного» [10].

Комитет принимал решение о присвоении испытуемой звания Сестры Милосердия. Как и все сестры общины, после испытательного срока в 1895 г. Екатерина Игнатьева была приведена священником к Присяге Сестры Милосердия и получила особый знак - золотой нагрудный крест с надписью «Всех скорбящих радость» на одной стороне и «Милосердие» на другой, который носился на зеленой ленте [11].

Устав Свято-Троицкой общины не только регламентировал жизнь сестер милосердия, но и вносил в нее достаточно серьезные ограничения. Так, сестры не могли иметь в общине собственной мебели и одежды. Они не получали жалования и не могли держать при себе денег. Все, что сестрами получалось за услуги (деньги, подарки) принадлежало общине. Отлучаться с территории общины и принимать гостей сестрам позволялось лишь с разрешения надзирательницы. Посетители, в том числе, родственники, могли видеться с сестрой не чаще двух раз в неделю и исключительно в специальной приемной зале [4, 10].

В отличие от европейских подобных заведений сестрам милосердия Свято-Троицкой общины предлагалось давать не временный, а пожизненный обет целомудрия и безбрачия. Некоторые сестры, принимали монашеский постриг [4].

В конце XIX в. руководство общины приняло решение свернуть все иные направления деятельности и сосредоточиться только на помощи больным. Особой известностью пользовалась женская больница общины, которая находилась по адресу ул. 2-я Советская, 2, где в наши дни располагается Российский НИИ гематологии и трансфузиологии. Женская больница принимала у себя бедных больных женщин разных возрастов и званий и представляла собой нечто вроде современного хосписа. В этой больнице и начала свою милосердную деятельность графиня Игнатьева [4, 14].

К основным обязанностям сестер относились суточные дежурства в больнице (1 раз в 4-5 дней), работа в амбулатории, аптеке. Сестры милосердия общины исполняли свои обязанности, как в самой общине, так и в больницах и в «жилищах бедных страждущих». Они ежедневно работали в Первом Санкт-Петербургском сухопутном госпитале, в основном проводя перевязки. Такой труд требовал достаточно высокой квалификации. По уставу общины, «доктор обращает особое внимание на приспособление сестер к хождению за больными и в полном смысле сего слова и преподает им, во время дежурства в больнице, предметы и обязанности фельдшерские, исключая жильного кровопускания» [10, 11].

С больницей Свято-Троицкой общины активно сотрудничали известнейшие врачи эпохи: Н. Ф. Арендт, Н. И. Пирогов, Н. Ф. Здекауэр, Е. В. Павлов и многие другие. В конце XIX - начале XX века в больнице функционировала «Палата в память В. М. Приселко-вой для женщин, страдающих раком» - прообраз современных хосписов.

Практически с момента возникновения общины сестры не замыкались в ее стенах, а несли свет своего служения всем страждущим, вначале в Петербурге, а затем за его пределами и за границей Империи.

В начале ХХ в. Екатерина Игнатьева работала сестрой милосердия в Китае во время Ихэтуаньского восстания. В июне 1900 г. по распоряжению Главного управления Российского общества Красного Креста (РОКК) она в составе отряда сестер милосердия была направлена в Забайкалье, где формировались воинские части русской армии для подавления восстания. Началась изнурительная и героическая работа без передышки и сна. Вместе с другими служительницами милосердия она работала в лазаретах Приамурья, Порт-Артура и Манчжурии, иногда перевязывая и ухаживая за ранеными на передовых позициях, в полуразрушенных фанзах, претерпевая множество лишений от неустроенности, скудного питания и морозов [9, 14].

«Подвижной лазарет Красного Креста шел тем временем заглавными силами и, выбрав место для перевязочного пункта в деревушке, стал разбивать палатки. Уполномоченный С. В. Александровский находился с летучим санитарным отрядом в боевой линии. Врач Ануфрович и братья милосердия перевязывали раненых на месте боя и доставляли их на перевязочный пункт.

На перевязочном пункте Красного Креста в этот день собрался весь его состав: Александровский, врачи Крестовский, Ануфрович, Вествотер и сестры милосердия: графиня Игнатьева, Ахрютина, Лабутина, Еремина и Кузьмина... Все были заняты своим делом и помогали раненым... Сестры милосердия прямо выказали себя героинями и проявили удивительное мужество. Под пулями они продолжали перевязывать раненых и ни одна не подумала спасаться за каким-либо прикрытием» [9].

Героическая и плодотворная деятельность графини Игнатьевой на поле брани в период подавления Ихэтуаньского восстания была отмечена медалью «За храбрость» на Георгиевской ленте за перевязку раненых под неприятельским огнём.

В сентябре 1902 г. Е.Н. Игнатьева вместе со сводным отрядом сестер милосердия возвращается в Санкт-Петербург и продолжает работать в больницах и госпиталях города.

Во время Русско-Японской войны графиня Игнатьева в числе первого отряда из 17 сестер милосердия была командирована в Маньчжурию в распоряжение РОКК. Естественно, что с первых же дней войны она постаралась попасть в самые передовые части.

На передовых позициях сестра милосердия Екатерина Игнатьева перевязывала раненых, ассистировала хирургам при операциях, выхаживала больных... Она была не только сестрой милосердия, но мыла и стирала, кормила и подбадривала, хоронила и сообщала родным о смерти их сыновей, мужей или братьев.

О работе Екатерины Николаевны в Маньчжурии упоминает в своих дневниках Д.Г. Янчевецкий:

«Не малая заслуга в смысле сближения с китайским населением принадлежит отряду Кр. Креста С. Александровского. Через несколько дней после занятия Мукдена - в нем уже был устроен Александровским и всеми деятелями и деятельницами его отряда, первостепенный госпиталь, прекрасно оборудованный и снабженный всем необходимым. Не только русские, но даже китайцы лечились в этом госпитале и встречали самый заботливый уход и братское отношение.

Среди ревностных тружениц - сестер милосердия этого отряда находилась графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, дочь бывшего посланника в Китае генерал-адъютанта графа Н.П. Игнатьева. Она проводила дни и ночи у изголовья раненых и больных солдат, подолгу беседовала с ними, читала им книжки. Солдаты любили ее как родную сестру и называли ее "Красным солнышком "» [14].

Казалось бы, графиня Игнатьева была к началу войны уже достаточно опытной сестрой милосердия и она, конечно, представляла себе, что ожидает её на театре боевых действий. Однако реальность грязью, кровью, страданиями превзошла всякие представления. Эта война способна была помутить рассудок даже крепких мужчин. С передовой привозили покалеченные тела, которые мало напоминали человеческие, а ведь ещё вмешивались обычные бытовые проблемы.

О русско-японской войне и встречах с Екатериной Игнатьевой оставил воспоминания её двоюродный брат штабс-капитан граф А.А. Игнатьев (будущий генерал-лейтенант Советской армии): «Пробираясь между двуколками, китайскими арбами и громоздкими четырехколесными фургонами, напоминавшими екатерининскую эпоху, я не без труда добрался, наконец, до походной солдатской палатки, в которую можно было влезть только ползком. Катя страшно обрадовалась моему приходу. Я же не мог скрыть чувства невольной жалости к ней.

- Что ты, что ты! - сказала она мне. - Посмотри, какая у меня чудная циновка! Она так хорошо спасает меня от грязи. Она и раненых спасала...Катя сразу безудержно стала раскрывать передо мною картины отступления. Она рассказывала, как трудно было устроить раненых, какой беспорядок господствовал в тылу. Она еще не ругала Куропаткина, но обвиняла во всем высших начальников. Ирассказыва-ла о самоотверженных подвигах солдат, санитаров и младших командиров.

Горел фонарик со свечкой, освещая когда-то жизнерадостное, но уже измученное и постаревшее лицо Кати. Мне так хотелось ей услужить, но я даже ничего и не посмел предложить. Ни о прошлом, ни даже о родных мы не проронили ни слова. Оба мы уже стали маньчжурцами» [6].

Весной 1905 г. Екатерина Игнатьева вместе с группой сестер милосердия Свято-Троицкой общины из Манчжурии отправляется во Владивосток в надежде

встретить здесь своего младшего брата Владимира, который в составе Тихоокеанских эскадр должен был прорваться во Владивосток. Е.Н. Игнатьева устраивается на работу в Морской госпиталь [1, 2].

Для прибывших сестер милосердия была снята частная квартира в Докторской слободке напротив госпиталя. Вскоре все они были распределены по отделениям. Известно, что Игнатьева работала в 1-м хирургическом отделении, размещавшемся в помещении современной травматологии. Отделение было постоянно переполнено. В условиях недостатка постельного белья, перевязочного материала и больничной одежды в обязанности сестер милосердия входило не только уход за ранеными и больными, помощь при перевязках и операциях, но и забота об обеспечении раненых всем необходимым. Главную роль в решении этого вопроса сыграли многочисленные пожертвования, сделанные во время войны общественными организациями, обществами Красного Креста, а также частными лицами [2].

Вновь вернемся к воспоминаниям А.А. Игнатьева: «Пропуска в Россию я не получил. Комендант заявил, что раньше, чем через десяток дней отправить меня он не сможет. Сидеть в грязной яме, которую представлял собой тыловой Харбин, я не пожелал и на следующее же утро выехал во Владивосток. Хотелось повидать эту тихоокеанскую жемчужину: большой морской порт, защищенный знаменитым Русским островом, рейд, на котором, по словам наших моряков, мог вместиться весь английский флот. Там же, в морском госпитале, работала сестрой милосердия моя двоюродная сестра Катя Игнатьева.

Во Владивостоке жизнь как будто протекала еще нормально. Правда, Катя уверяла, что в госпитале ощущалось какое-то глухое брожение: падала дисциплина среди санитаров, рвались на родину выздоравливающие матросы...» [6].

Вскоре Екатерина Николаевна получила печальное известие. Во время Цусимской трагедии погибли брат Владимир (лейтенант на броненосце «Александр III») и двоюродный брат Алексей Зуров (капитан 2 ранга на крейсере «Светлана»).

В Цусимском сражении погибли тысячи русских моряков, о которых в памяти остались лишь слова: «Не скажет ни камень, ни крест, где легли во славу мы русского флота». Именно поэтому мать Катерины - Екатерина Леонидовна Игнатьева установила в Круподеринцах около храма-усыпальницы двухметровый крест на огромном гранитном монолите-постаменте с корабельными якорями у подножия и надписью: «Крест сей воздвигнут в 1914 году в молитвенную память лейтенанта гвардейского экипажа графа Владимира Игнатьева, капитана 2 ранга Алексея Зурова и всех наших славных моряков, с честью погибших в Цусимском бою 14-15 мая 1905 года». Так село Круподеринцы стало единственным местом на Украине, где установлен памятник всем

морякам, погибшим в Цусимском сражении. Случайно замеченный через сто лет ветеранами Тихоокеанского флота этот памятник стал причиной воскрешения памяти об Игнатьевых на Дальнем Востоке [2].

После Цусимского сражения прорвавшиеся крейсер «Алмаз» и эсминцы «Грозный» и «Бравый» 16-17 мая доставили в госпиталь еще 150 раненых моряков. Екатерина Игнатьева вместе с другими сестрами милосердия и медицинским персоналом госпиталя приняла участие в оказании необходимой помощи всем раненым, проявляя при этом истинный профессионализм, самоотверженность и верность своему долгу. В санитарном отчете по флоту была особо отмечена работа в период войны госпитальных сестер милосердия: «... своим добросовестным и по истине идеальным отношением к делу внесли немало свету и отрады в тяжелое положение раненых и больных» [цит. по 2].

За отвагу и мужество, проявленными в период русско-японской войны, Е.Н. Игнатьева была награждена двумя Георгиевскими медалями. По статусу этими медалями награждались нижние чины и в том числе фельдшера и санитары, которые «находясь в течение всего боя в боевой линии, под сильным и действительным огнём, проявляя необыкновенное самоотвержение, будут оказывать помощь раненым или, в обстановке чрезвычайной трудности, вынесут раненого или убитого» [8, 13].

Жизнь Екатерины Николаевны в эти годы напоминает, скорее, медленное самоубийство. Полное отрешение себя для прошлой жизни, словно, обретя внутренний покой и смысл жизни, Екатерина Николаевна решила пройти этот милосердный отрезок жизни до конца и ни при каких обстоятельствах не желала возвращаться в прежний круг.

В 1912 г. во время Балканской войны 1912-1913 гг. Екатерина Игнатьева отправилась сестрой милосердия в Болгарию. В апреле 1913 г. она побывала в Шипке, и оставила свой автограф в Книге Памяти храма-памятника Рождества Христова: «Неизгладимое, величественное и умилительное впечатление сделал на меня шипкинский храм с его золотыми главами среди Балкан, там, где пало столько славных мучеников-борцов за высокую идею: освобождение от тяжелого векового ига своих братьев болгар. Вечная память всем павшим героям, как тут, так и во всей долине, и во всей Болгарии! Пусть память о них служит нераздельными узами между нашими братскими народами. Пусть не умрет и память о моем незабвенном отце - создателе этого храма-памятника! Спасибо отцу Ферапонту, сумевшему своей горячей русской душою украсить это святое для каждого русского место!» [цит. по 2].

В сентябре 1914 года петербургская газета «Вечернее время» сообщала об отъезде графини Екатерины Николаевны Игнатьевой на театр военных действий и некоторые подробности о ней. «Графиня Игнатьева считалась одной из наиболее опытных сестёр ми-

лосердия, стаж благородной деятельности которой составлял более двадцати лет. В качестве сестры милосердия графиня находилась в Китае во время крестьянского восстания 1898-1901 гг., а затем вМань-чжурии, помогая раненым в русско-японской войне. В мирное время Игнатьева работала в Свято-Троицкой общине в Петербурге».

Во время Первой мировой войны Екатерина Николаевна работала старшей сестрой военно-санитарной организации Великой княгини Марии Павловны. Она умерла 16 ноября 1914 года в Варшаве на боевом посту, ассистируя во время операции в полевых условиях, стоя на коленях в течение нескольких дней. Ободрав кожу на коленях, она умерла, заразившись столбняком. Газеты писали о ней, что в качестве сестры милосердия она участвовала «почти во всех войнах последних лет и имела 4 медали Святого Георгия до первых степеней включительно». Она скончалась как воин на своем боевом посту.

Тело Екатерины Николаевны перевёз из Варшавы в Круподеринцы её брат Павел. Похоронили Екатерину Игнатьеву в семейной усыпальнице рядом с отцом, умершем в 1908 г.

Жизненный путь этой легендарной женщины поистине необычен. Начавшись при Императорском дворе и великолепных салонах Петербурга, в кругу блестящих представителей столичного бомонда, он пролегает через уединенную монашескую келью Свято-Троицкой общины, болезни и страдания, милосердие и самоотвержение, через поля сражений и сопки Маньчжурии, окопы Первой мировой войны и трагически обрывается под стук колес санитарного поезда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюков Б.Г. Светя другим. - Владивосток, Русский остров, 2002. - 196 с.

2. Андрюков Б.Г. У истоков милосердия. - Владивосток, Альфа-Принт, 2007. - 367 с.

3. Андрюков Б.Г. Графиня Игнатьева - сестра милосердия Владивостокского морского госпиталя // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2011. -№ 2(45). - С. 31-35.

4. Волькович А.Ю. Свято-Троицкая община сестер милосердия // Трансфузиология. - 2004. - № 4. С.104-120.

5. Епанчин Н.А. На службе трех императоров. -М.: Наше наследие, 1996. 576 с.

6. Игнатьев А.А.. Пятьдесят лет в строю. - М., 2004. - 249 с.

7. Канева К.Н. Рыцарь Балкан граф Н.П. Игнатьев. - М., 2006. 125 с.

8. Кузнецов А.Н., Чепурнов Н.И. Наградная медаль. Т. 1. - М., 1992. - 147 с.

9. Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. СПб., 2001. 151 с.

10. Свято-Троицкая община сестер милосердия // ВРОКК. - 1882. № 5. - С.33-34.

11. Свято-Троицкая община сестер милосердия // ВРОКК. - 1882. - № 23. - С. 177.

12. Цымбал А.Н. Фалеристика сестер милосердия // Воен.-мед. журн. 2014. - № 3. - С. 79-82.

13. Чепурнов Н.И. Наградные медали Государства Российского: Энциклопедическое иллюстрированное издание. - М.: Рус. мiръ, 2000. 239 с.

14. Янчевецкий Д.Г. Дневники и письма. - М., 2001. 195 с.

B.G. Andryukov

NOT ON HIRING, BUT ON VOCATION: FEAT OF MERCY LENGTH IN LIFE

FGKU «1477 Naval Clinical Hospital,» the Russian Defense Ministry, Vladivostok, Russia.

The patriotic desire of women of all classes to the service of the Fatherland as the nurses marked the beginning of the development of nursing in Russia. The main purpose of the sisters of mercy consisted in the care of wounded and sick soldiers. In this article, the authors tell about one of them - the Countess Ekaterina Ignatyeva that as nurses participated in four wars of the XIX-XX centuries. The life of this legendary woman is truly unusual. It started at the imperial court, and the magnificent salons of St. Petersburg, in a circle of brilliant representatives of the capital>s beau monde she goes through a secluded monastic cell of the Holy Trinity community, disease and suffering, compassion and self-sacrifice, through the battlefields and the hills of Manchuria, the trenches of the First World War and tragically cut short under the sound of a hospital train wheels.

Keywords: nurses, Catherine Ignatieva, the Russian-Japanese war, Vladivostok naval hospital.

Citation: Andryukov B.G. Not on hiring, but on vocation: feat of mercy length in life. Health. Medical ecology. Science. 2016; N 1(64): 61-67. URL: https://yadi.sk/i/6ticMsQIqNSLG

Сведения об авторе

Андрюков Борис Георгиевич - заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, заведующий лабораторным отделением ФГКУ «1477 военно-морской клинический госпиталь» МО РФ, ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярной эпидемиологии и микробиологии ФГБНУ «НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.П. Сомова», телефоны: 8(423)-246-78-14, 89242304647; 690087, г. Владивосток, ул. Сельская, д. 1; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.