Научная статья на тему 'Не оценены по достоинству (оборонительное сражение 126-й стрелковой дивизии и курсантских полков 64-й армии Юго-Восточного фронта 29 августа 1942 года)'

Не оценены по достоинству (оборонительное сражение 126-й стрелковой дивизии и курсантских полков 64-й армии Юго-Восточного фронта 29 августа 1942 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1814
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не оценены по достоинству (оборонительное сражение 126-й стрелковой дивизии и курсантских полков 64-й армии Юго-Восточного фронта 29 августа 1942 года)»

© С.В. Буркин, 2007

НЕ ОЦЕНЕНЫ ПО ДОСТОИНСТВУ (ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ 126-й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ И КУРСАНТСКИХ ПОЛКОВ 64-й АРМИИ ЮГО-ВОСТОЧНОГО ФРОНТА 29 АВГУСТА 1942 ГОДА)

С.В. Буркин

Более шестидесяти лет прошло с момента окончания Сталинградской битвы -одного из крупнейших сражений Красной Армии в Великой Отечественной войне. До сегодняшних дней битва на Волге остается предметом исследования отечественных историков 1. Однако, несмотря на значительный пласт научной литературы, посвященной Сталинградской битве, не все эпизоды сражения века получили должное освещение. Одним из белых пятен продолжает оставаться оборонительное сражение частей 64-й армии Юго-Восточного фронта в конце августа 1942 г., в период, когда над войсками Сталинградского и Юго-Восточного фронтов нависла угроза окружения.

Целью настоящей работы является исследование одного из недостаточно изученных эпизодов Сталинградской битвы - оборонительного боя частей 64-й армии в конце августа 1942 г., сорвавшего план германского командования по окружению частей армии и выхода их к Волге, особенную роль в котором сыграли курсантские полки Житомирского (далее - ЖВПУ) и 1-го Орджоникидзев-ского (далее - 1-го ОВПУ) военно-пехотных училищ.

К 28 августа 1942 г. для войск Сталинградского и Юго-Восточного фронтов (62-й и 64-й армий) сложилась критическая ситуация. На правом фланге 62-й армии 14-му танковому корпусу 6-й армии Паулюса еще 23 августа 1942 г. удалось выйти к Волге в районе поселка Рынок, то есть удлинить линию фронта и охватить армию с правого фланга.

На левом фланге 64-й армии 4-я танковая армия Гота в итоге упорных семидневных боев с 21 по 27 августа овладела станциями Абганерово, Тингута, Разъездом «55-

й км» и оттеснила левый фланг 64-й армии на рубеж сел Зеты и Кошары. Противнику удалось также занять село Тундутово, юго-восточнее станции Абганерово 2. Однако прорвать фронт войск 64-й и 57-й армий противнику не удалось, армии прогнули фронт в сторону Волги, но не разъединились. При этом части 4-й танковой армии сами попали в невыгодное положение, поскольку были вытянуты вдоль железной дороги на Сталинград и могли быть в случае дальнейшего продвижения к Волге разрезаны ударом во фланг. По воспоминаниям Г. Дерра: «Армия остановилась всего в 20 км от Волги: снова наступил решающий момент не только для действий 4-й танковой армии, но и для всей битвы за Сталинград»3.

Выход 6-й армии противника к Волге и 4-й танковой армии к Абганерово означал фактическое полуокружение 62-й и 64-й армий. Обстановка требовала срочного отвода 64-й армии на следующий оборонительный рубеж, в противном случае противник мог ее окружить, выйти во фланг 62-й армии и к Волге. По воспоминаниям заместителя командующего Юго-Восточным фронтом Ф.И. Голикова, план отвода 64-й армии был разработан 26 августа 1942 г., но не утвержден командованием фронтов. Он предусматривал не только скрытность отхода с наименьшими потерями, но и организацию сильной обороны на следующем оборонительном рубеже «К» по рекам Россошка и Червленая 4.

Опасность создавшегося положения осознавали в Ставке Верховного Главнокомандующего. 25 августа 1942 г. И.В. Сталин высказал мнение о целесообразности отвода 62-й и 64-й армий на следующий обвод, восточнее Дона, на оборонительный

обвод «К». Верховный подчеркивал: «Отвод надо произвести скрытно и в полном порядке, чтобы он не превратился в бегство. Надо организовать арьергарды, способные драться до смерти, чтобы дать отойти частям армий»5.

Однако решение командующего Сталинградским и Юго-Восточным фронтами генерал-полковника А.И. Еременко об отводе 64-й армии день за днем оттягивалось. Между тем обстановка перед фронтом 64-й армии продолжала осложняться. К 28 августа разведкой армии было установлено сосредоточение в течение двух ночей на 27 и 28 августа в районе села Капкинка 24-й танковой и 94-й пехотной дивизии противника, а севернее станции Абганерово - 14-й танковой, 29-й моторизованной и 371-й пехотной дивизий 4-й танковой армии. Войска противника приготовились к наступлению с целью окружения армии и выхода к Волге на южном участке фронта.

Учитывая сложившуюся обстановку, командующий армией, по получении разведанных, предположил о готовящемся наступлении. В связи с чем вновь сообщил командующему фронтом А.И. Еременко о необходимости отвода армии на промежуточный рубеж (с оборонительного рубежа «О» на рубеж «К». - С. Б.) и этим сократить фронт армии, но разрешение на отвод не было получено 6. Обстановка требовала незамедлительного принятия решения. В ночь на 29-е армия начала отход 7.

Для прикрытия отхода командующий выделил 126-ю стрелковую дивизию под командованием полковника В.Е. Сорокина. «Я принял решение, - вспоминает М.С. Шумилов, - возложить на 126-ю стрелковую дивизию задачу задержать подвижные силы врага до отхода главных сил армии на средний обвод Сталинграда»8.

Выбор командующего был не случаен. Дивизия прибыла под Сталинград с Дальневосточного фронта в первых числах августа, имея в своем составе 13 ООО человек, была полностью укомплектована. Как отмечал командующий Дальневосточным фронтом генерал армии И.Р. Апанасенко, «126-я стрелковая дивизия по боевой и политической подготовке вышла на

уровень лучших кадровых дивизий Дальневосточного фронта»9.

С 4 августа 1942 г. дивизия вступила в бой с прорвавшейся группировкой противника из-за Дона в районе станции Абганерово. В течение 25 дней августа месяца дивизия вела кровопролитные бои, части дивизии попадали в окружение, причем за это время дивизия не пополнялась ни личным составом, ни материальной частью вооружения, потеряв за этот период 60 % своего личного состава 10. Учитывая потери дивизии, командованием армией было приняло решение о ее усилении. Для чего в состав дивизии были дополнительно включены два курсантских полка - ЖВПУ и 1 -ого ОВПУ, состоявших из прошедших полный курс обучения курсантов, но не получивших офицерских званий.

Организуя оборону, командир 126-й стрелковой дивизии, как следует из журнала ее боевых действий, расположил части дивизии на участке сел Капкина, Тебектенерово и до западных окраин станции Абганерово, фронтом на юго-запад. Ожидая обычного для противника наступления на флангах, командир дивизии на правом фланге (южная окраина села Тебектенерово) поставил курсантский полк ЖВПУ, левее - 690-й стрелковый полк. Центр обороны дивизии - западная окраина станции Абганерово, дорогу на село Капкинка занял 550-й стрелковый полк. На правом фланге (юго-восточная окраина села Капкинка) был расположен курсантский полк 1-ого ОВПУ (см. приложение)11. Таким образом, курсантские полки заняли место на наиболее угрожаемых участках обороны дивизии - на ее флангах. В резерве у командира дивизии было только три батальона 208-й стрелковой дивизии и 28-го отдельного пулеметного батальона 12. Штаб дивизии располагался в

3 км севернее села Тебектенерово 13. Охрану штаба дивизии составляли 175-й саперный батальон и 168-я отдельная зенитная батарея 14. Протяженность линии обороны дивизии и курсантских полков составляла

12 км. На левом фланге дивизии оборону занимала 29-я стрелковая дивизия, на правом -157-я стрелковая дивизия, на левом фланге которой закрепился курсантский полк Грозненского военно-пехотного училища (далее - ГВПУ).

С рассветом 29 августа после сильного авиационного и артиллерийского налетов противник нанес два мощных танковых удара по позициям дивизии: первый - силами 24-й танковой и 94-й пехотной дивизий из под села Кап-кинка, на стык 126-й и 157-й стрелковых дивизий, по позициям курсантских полков ГВПУ и ЖВПУ. Второй - силами 14-й танковой, 29-й моторизованной и 371-й пехотной дивизий из района станции Абганерово15.

Танковым ударом во фланг 1-го стрелкового батальона курсантского полка ГВПУ противник смял его оборону, окружил и уничтожил штаб. Затем, не останавливаясь, танки противника двинулись в направлении сел Новый Рогачик 16 и Зеты.

Наиболее сильный удар был направлен в стык 690-го стрелкового полка и курсантского полка ЖВПУ. В начале седьмого часа утра противник ввел на участке полков танковую группу при поддержке авиации. К полудню противнику удалось прорвать оборону и пройти танками в район тылов дивизии 17. «Мы с Чуйковым В.И. и членами Военного Совета фронта, - вспоминает М.С. Шумилов, - находились на наблюдательном пункте западнее села Зеты, все видели своими глазами и были потрясены происходящим в полосе обороны дивизии»18.

К вечеру в район командного пункта дивизии с тыла вышло до 50 танков идо 2 батальонов пехоты противника, встреченных огнем охраны командного пункта. В результате трех атак в течение дня противнику удалось практически полностью уничтожить 690-й стрелковый полк, курсантский полк ЖВПУ, разгромить штаб дивизии и захватить командира дивизии в плен. По словам курсанта ЖВПУ И.Г. Хижняка: «...после 29 августа одиссея Житомирского курсантского полка и моя одиссея закончилась»19. Уничтожением штаба и разгромом центра дивизии противник расстроил организацию ее обороны и двинулся в направлении реки Червленая. Не имея сил сдержать танки, пехота 126-й стрелковой дивизии, пропустив их через боевые порядки, продолжала вести бой с пехотой противника на занимаемом рубеже 20. Несмотря на тяжелые потери и прорыв фронта, еще весь следующий день курсанты ЖВПУ, 1 -го ОВПУ и бойцы дивизии держались на своих позициях у села Тебектенерово и только к вечеру 30 августа начали отход с боями на Сталинград.

По приказу штаба 64-й армии сбор дивизии был назначен в районе сада Лапшина. Временное командование дивизией принял на себя заместитель командира дивизии по тылу майор Голова. Насчитывала дивизия -340 человек 21 (на 31 августа - 1 сентября 1942 г.- С. Б.).

В результате боя 29 августа части противника вышли к селу Зеты и р. Червленая, однако цель наступления - окружение армии и выход к Волге - достигнута не была. По воспоминаниям Р. Грамса, когда 14-я танковая дивизия вышла 30 августа к р. Червленая, там она вновь натолкнулась на оборону готового к отпору врага 22.

Однако героические действия бойцов дивизии и курсантских полков не были оценены по достоинству. По воспоминаниям командира 175-го саперного батальона М.И. Александрова, 28 августа в штабе дивизии проводился сбор документов на присвоение дивизии звания «гвардейская», однако ни за бой 29 августа, ни позднее, после переформирования, дивизия это звание не получила 23. В письме бывшего командующего 64-й армией генерал- полковника М.С. Шумилова бывшему командиру дивизии от 4 июля 1973 г. командармом отмечено: «Бойцы дивизии во все дни обороны Абганерово дрались геройски... После разгрома немцев под Сталинградом дивизия не была мною представлена к званию гвардейской. Я был уверен, что это сделает фронт. Я же не проверил. Вот моя вина перед воинами 126-й стрелковой дивизии. Моя же характеристика, военная, дивизии и лично Вас, остается неизменной»24. «За бой в районе Абганерово, - вспоминает курсант М.И. Александров, - никто никаких наград не получил»25.

Таким образом, ценой своей гибели бойцы дивизии и курсантских полков выполнили поставленную перед ними задачу, обеспечили отрыв 64-й армии от сильного противника и дали войскам возможность зацепиться за внутренний обвод, организовать силы 26. Отведя армию, командарм М.С. Шумилов спас от разгрома не только ее, но и весь Юго-Восточный фронт, не допустил выхода противника к Волге в конце августа и окружения войск Сталинградского и Юго-Восточного фронтов.

Приложение

29-я мд

14-я тд

2-я рпд

94-я пд

сп - стрелковый полк (сов.); сд - стрелковая дивизия (сов.);

1 -е ОВПУ - курсантский полк 1 -го Орджоникидзевского военно-пехотного училища;

ЖВПУ - курсантский полк Житомирского военно-пехотного училища;

1/366 сп - 1-й стрелковый батальон 366-го стрелкового полка;

рпд - румынская пехотная дивизия;

пд - пехотная дивизия (нем.);

тд - танковая дивизия (нем.);

мд - моторизованная дивизия (нем.);

* “ рубежи обороны полков 126-й сд;

направления атак частей 4-й танковой армии

Схема оборонительных боев юго-западнее Сталинграда, проведенных 126-й сд с 4 по 29 августа 1942 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Замятин Н.М. Сражение под Сталинградом. М., 1943; Онже. Битва под Сталинградом. М., 1944; Таленский Н. Великое сражение под Сталинградом. М.: Знание, 1944; Битва под Сталинградом

17 июля 1942 года -2 февраля 1943 года. Генеральный штаб Красной Армии. Военно-исторический отдел. М.: Военное издательство Народного Комиссара Обороны, 1944. 208 с.; Ступов А.Д., Корку-нов В.А. 62-я армия в боях за Сталинград. М.: Наука, 1949; Жемайтис Ф. Сталинградская битва. М., 1953; Тельпуховский Б.С. Великая победа Советской Армии под Сталинградом. М.: Госполитиздат, 1953. 310 с.; Битва за Волгу: Сб. /Морозов И.К., Логинов И.М., Ульев П.В. Сталинград: Сталинград, кн. изд-во, 1958. 446 с.; Боевые действия 62-й и 64-й армий в г. Сталинграде. М.: Наука, 1975. 58 с.; Самсонов А.М. У стен Сталинграда. М.: Наука, 1952. 96 с.; Он же. Сталинградская битва. М.: Знание, I960. 110 с.; Онже. Великая битва на Волге. М.: Знание, 1963. 148 с. с карт.; 1 л. отд. карт.; Онже. Великая победа на Волге. М.: Наука, 1965. 510 с.; Он же. Сталинградская битва. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Наука, 1989. 627 с.; Он же. Знать и помнить. М.: Политиздат, 1989. 155 с.; Сталинград: Забытое сражение. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastika, 2005. 299, (5) с. - (Биографии великих сражений).

2 Самсонов А.М. Сталинградская битва. С. 145.

3 Дерр Г. Поход на Сталинград. М., 1957. С. 39-40. (Дерр Ганс - генерал-майор, с июня 1942 г. по январь 1943 г. занимал должность начальника штаба 52-го армейского корпуса.)

4 Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» (ГМП). П. 253, инв. № 2870 н/вф. Л. 10.

5 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО). Ф. 148а. Оп. 3763. Д. 126.Л.160,161; Русский Архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК:

Документы и материалы: 1942 год. Т. 16 (5-2). М., 1996. С. 373.

6 Шумилов М.С. 64-я армия в боях за волжскую твердыню II Сталинградская эпопея. М., 1968. С. 279.

7 Там же. С. 280.

8 Шумилов М.С. Гремели над Волгой залпы II Советский воин. 1973. № 3. С. 19.

9 ЦАМО. Ф. 1342,Оп. 1.Д. 1.Л.23.

10 ЦАМО. Ф. 1342. Оп. 1. Д. 2. Л. 3,4.

11 Схема оборонительных боев юго-западнее Сталинграда, проведенных 126-й стрелковой дивизией с 4 по 29 августа 1942 года. ЦАМО. Ф. 1342. Оп. 1.Д.1.Л.37.

12 Российский государственный музей артиллерии инженерных войск и войск связи (РГМАИ-ВиВС). Ф. Зр. Оп. 14. Д. 8. Л. 9.

13 Лысухин И.Ф., Куковенко С.Е. Горловская дважды краснознаменная. М., 1988. С. 33.

14 РГМАИВиВС. Ф. Зр. Оп. 14. Д. 8. Л. 8, 9; ЦАМО. Ф. 1942. Оп.1.Д. 2. Л. 3,4.

15 Приложение. ЦАМО. Ф. 1342. Оп. 1.Д. 1.Л.37.

16 ГМП. П. 26пи (с), инв. № 8073 н/вф. Л. 3.

17 Там же. Л. 9, 10.

18 Шумилов М.С. Сознание долга// Красная Звезда. 1969. 30 окт. С. 4.

19 ГМП. П. 150, инв. № 8488 н/вф. Л. 2.

20 ЦАМО. Ф. 220. Оп. 451. Д. 42. Л. 26-28 // Сталинград 1942-1943. М., 1995. С. 113.

21 ЦАМО. Ф. 1342. Оп. 1. Д. 2. Л. 3,4.

22 Самсонов А.М. Указ. соч. С. 147, 148. (Грамс Роберт - автор истории 14-го танкового корпуса вермахта.)

23 ГМП. П. 536, инв. №2119 н/вф. Л. 16.

24 Лысухин И.Ф., Куковенко С.Е. Указ. соч. С. 36.

25 ГМП. П. 536, инв. №2119 н/вф. Л. 16.

26 Шумилов М.С. Гремели над Волгой залпы

II Советский воин. 1973. № 3. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.