Научная статья на тему 'Не бойся, врач с тобой'

Не бойся, врач с тобой Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1344
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — С. Чикина

Чего только не услышишь, ведя прием в поликлинике. Люди ведь идут к врачу не просто за рецептом и больничным листом (хотя это тоже важно), они приходят со своими мыслями и представлениями о болезни, своими надеждами и страхами. Сколько непроизнесенных вопросов роится в голове у каждого человека: “Чем я болею? Поможет ли лечение? А может, лучше не принимать лекарство? Сосед говорил, что от ингаляторов один вред. Может, правда?” В общем, страхов и предубеждений бывает немало, в особенности у людей, страдающих бронхиальной астмой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Не бойся, врач с тобой»

Гляди в оба '

Светлана ЧИКИНА

БОЙСЯ, Ч С ТОБОЙ

Чего только не услышишь, ведя прием в поликлинике. Люди ведь идут к врачу не просто за рецептом и больничным листом (хотя это тоже важно), они приходят со своими мыслями и представлениями о болезни, своими надеждами и страхами. Сколько непроизнесенных вопросов роится в голове у каждого человека: "Чем я болею? Поможет ли лечение? А может, лучше не принимать лекарство? Сосед говорил, что от ингаляторов один вред. Может, правда?" В общем, страхов и предубеждений бывает немало, в особенности у людей, страдающих бронхиальной астмой.

Кто-то боится "привыкания к ингаляторам" и готов терпеть удушье, лишь бы не пользоваться "вредным" сальбутамолом или бе-ротеком. А кого-то пугает слово

гормон в инструкции к ингалятору, и они, наоборот, без счета вдыхают тот же сальбутамол или беротек, не подозревая, что передозировка этих бронхорасширяющих лекарств опасна для сердца и сосудов.

И врачу приходится терпеливо объяснять, что привыкания к брон-хорасширяющим ингаляторам в том смысле, который вкладывают в это слово пациенты ("А вдруг я не смогу без них жить?"), не существует — ну не наркотик же это! И что гормоны (здесь речь идет только о глюкокор-тикостероидах — гормонах коры надпочечников) бывают разные, и далеко не всегда они опасны побочными эффектами. Раньше для лечения бронхиальной астмы, особенно в тяжелых случаях, врачи вынуждены были назначать преднизолон в виде таблеток, который после приема всасывался из желудка в кровь и разносился по всему организму, достигая и бронхов, но "попутно" воздействуя и на другие органы. При ежедневном приеме в течение длительного времени (несколько месяцев или лет) гормоны в таблетках приводили к повышению артери-

ального давления, развитию сахарного диабета, разрушению костной ткани, ожирению, катаракте и другим тяжелым последствиям.

Современная фармацевтика позволила "укротить" ненужную активность глюкокортикостероидов, выпустив их для лечения бронхиальной астмы в виде ингалятора. Ингалятор позволяет доставлять лекарство непосредственно туда, где оно и должно "работать", — в бронхи, поэтому ингаляционные гормоны при правильном использовании безопасны, даже если лечение длится не один год. Максимум неприятных последствий, связанных с ингаляционными гормонами, это грибковое поражение полости рта и осиплость голоса. Данные побочные эффекты обусловлены оседанием части инга-лированной дозы лекарства во рту и в гортани.

Наши читатели, без сомнения, знакомы со многими современными противоастматическими ингаляторами. Часть из них содержит только глюкокортикостероид (кленил, бек-лазон, пульмикорт, фликсотид), а другие — комбинацию ингаляцион-

ПСТМПи АЛЛЕРГИЯ 2010/1

ного гормона и бронхорасширяю-щего лекарства (симбикорт, серетид, фостер). При среднетяжелой и тем более тяжелой бронхиальной астме нужны именно комбинированные препараты, поскольку они более эффективны, чем только гормональные ингаляторы даже в удвоенной дозе. Эти ингаляторы различаются также техническими особенностями самих устройств, от которых зависит проникновение лекарства в бронхи во время вдоха и его доля, оседающая во рту и в глотке.

Немаловажную роль для успеха терапии играет и отношение пациента к назначенному лечению. Кто-то быстро осваивает новую технику в быту и на работе и так же быстро обучается правильно пользоваться новыми ингаляторами, а кто-то, наоборот, привыкнув за много лет к одному ингаляционному устройству, никак не может овладеть новыми методиками. А если что-то в лечении не получается или вызывает отрицательные эмоции, то и эффекта от такого лечения не будет. Так, одна моя пациентка, молодая современная женщина, никак не могла привыкнуть к ингалятору с лекарством в виде очень мелкой пудры, абсолютно не ощущаемой при вдыхании. Такая, в общем-то, положительная особенность ингалятора не позволяла пациентке понять, правильно ли она сделала ингаляцию. Это заставляло ее нервничать, а стресс, в свою очередь, усиливал бронхоспазм и сводил на нет весь эффект от мощного и дорогостоящего лекарственного препарата. И только после замены порошкового ингалятора на привычный дозированный аэрозольный баллончик пациентка успокоилась, и приступы астмы прекратились.

Недавно в наших аптеках появился новый ингалятор для лечения бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких — фостер. Это комбинация глю-кокортикостероида (беклометазона) и бронхорасширяющего препарата длительного действия (формотеро-ла), которая выпускается в самой привычной для большинства пациентов форме дозированного аэрозо-

ля. При этом знакомый ингалятор приобрел инновационную "начинку". При разработке фостера была использована новая технология, позволяющая распылять лекарственную смесь до состояния экстрамелкодисперсного аэрозоля, который глубоко проникает в бронхи и достигает самых отдаленных отделов. Наряду с улучшенной доставкой в легкие уменьшается доля лекарства, оседающая во рту и в глотке, и как следствие при его использовании практически не встречаются грибковые поражения полости рта и осиплость голоса. А благодаря глубокому проникновению препарата в нижние дыхательные пути оказалось возможным в 2,5 раза уменьшить дозу входящего в его состав ингаляционного гормона. В одном из международных исследований, выполненном в нескольких странах Европы, в том числе и в России, было показано, что суточная доза фос-тера, содержащая суммарно 400 мкг беклометазона, так же успешно устраняет проявления бронхиальной

астмы, как другая комбинация, содержащая 1000 мкг беклометазона в виде обычного ингалятора.

Важно, что фостер проникает глубоко во все отделы дыхательных путей даже у людей с выраженным сужением просвета бронхов, оставаясь эффективным у пациентов с тяжелыми формами астмы. Не менее существенным достоинством фосте-ра является его безопасность: благодаря сниженному содержанию гормона и улучшенной доставке он не оказывает нежелательных внелегоч-ных воздействий на организм.

Сейчас пульмонологи располагают большим выбором эффективных ингаляторов для лечения бронхиальной астмы. Пациенту нужно лишь не отказываться от помощи и не бояться расстаться со своими страхами. В сотрудничестве с пациентом врач сможет подобрать именно то лекарство и тот тип ингалятора, которые будут наиболее эффективными и удобными, а значит, лечение будет давать долгожданный результат и болезнь обязательно отступит.

Справочник

ФОСТЕР - комбинированный препарат для лечения бронхиальной астмы. Содержит ингаляционный глюкокортикосте-роид (беклометазона дипропионат) и бронхорасширяющее средство длительного действия (формотерол). Выпускается в виде дозированного аэрозольного ингалятора с размером частиц, позволяющим достигать более глубоких отделов легких. Данное улучшение доставки активных веществ в легкие позволяет уменьшить дозу глюкокортикостероида в 2,5 раза без снижения эффективности лечения.

ПСТМПи АЛЛЕРГИЯ 2010/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.